Отмаршировала помпезным парадом по брусчатке Красной площади 65-ая годовщина Победы в Великой Отечественной Войне. Отгрохотала салютом, отсверкала ярким фейерверком.
Сидим с Фомой на кухне и рассуждаем под рюмочку о величии подвига отцов наших и дедов. И зашел у нас малый спор: являются ли слова "Отечество" "Родина" и "государство" синонимами? Малым я назвал спор из соображения, что большой всегда кончается дракой, а наша дискуссия такого исхода не предполагала. Спор затеял я, поскольку для Фомы вопрос казался очевидным.
- Отечество, Родина и государство де-факто означают одно и то же, - безаппеляционно заявил Фома.
- Произнеси ты "де-юре" я бы и возражать не стал, - радуясь тому, что представилась возможность вставить умное словечко, сказал я. - А вот с "де-факто" готов поспорить.
- Ну, попробуй, - будучи уверенным в своей правоте, а потому благодушничая разрешил Фома.
- Насчет того что слова "Отечество" и "государство" синонимы ты абсолютно прав, - погладил я Фому по шерсти. - Я бы сюда приплюсовал еще слово "держава". А вот слово "Родина" я бы в один ряд с ними ставить не стал.
Это заявление было уже против шерсти, отчего та тут же вздыбилась и Фома возмутился:
- Херню городишь!
- А ты не торопись с определениями, - урезонил я оппонента, - лучше позволь порассуждать.
- Рассуждай, Палыч, рассуждай, - тянясь к бутылке, прокряхтел Фома. - Все одно все твои рассуждалки одно сплошное словоблудие.
Я заколебался: есть ли резон произносить последнее слово после вынесения приговора? Но высказаться хотелось, и я продолжил:
- Начнем со слова "Отечество". Обозначает оно страну отцов...
- Козе понятно, - хохотнул Фома.
- Ну, так и прекрати блеять раз понятно, - схамил я. На что Фома лишь добродушно подначил: - Ты продолжай, продолжай...
- В современном языке слово "Отечество" означает государство, расположенное на земле отцов.
- И за это надо выпить! - поднял рюмку Фома.
Возражений с моей стороны не последовало, и в разговоре возникла небольшая пауза. Селедочка да под водочку... Закусив, я продолжил:
- Другое дело Родина. Вот ответь, Фома, Родина и Отечество для тебя одно и то же?
- Пивка? - спросил Фома.
- Что? - опешил я.
- Пивка, спрашиваю, плеснуть?
- Наливай, - разрешил я. - А на вопрос все-таки ответь.
- Так я и не увиливаю, - пожал плечами Фома. - Да, для меня Отечество и Родина это одно и то же.
- А конкретизировать понятие "Родина" ты можешь? - спросил я.
Фома уверенно раскрыл рот, потом закрыл и призадумался.
- Наверное, это место, где ты родился? - подсказал я.
- Ну да, - обрадовался подсказке Фома.
- Школа, в которой ты учился, - продолжил я.
- Да, и школа, - подтвердил Фома.
- Место, где ты служил... - ловушка готова была захлопнуться.
- Ну, да... - Хрясь! Попалась мышка. - Постой, опомнился Фома. Причем тут служба в армии? Это было далеко от дома.
- То есть, то место где ты служил, у тебя с Родиной не ассоциируется?
- Разумеется, нет, - огрызнулся Фома.
- А где ты служил?
- На Дальнем Востоке.
- То есть внутри своего Отечества? - я уже почти торжествовал победу.
Фома искал правильный ответ но вот так с ходу не нашел и вынужден был признать:
- Ловко это у тебя получилось. Но все равно это как-то неправильно.
- А у меня-то как неправильно, - сказал я. - Родился я в Кишиневе, школу закончило в Бийске, а служил, как и ты на Дальнем Востоке. Где моя Родина?
- Сам определяйся, - ответил Фома.
- Вот мы и добрались до сути, - радостно провозгласил я. - Где у кого Родина каждый определяет для себя сам!
- И что с того? - спросил Фома. - Я никак не пойму, куда ты клонишь?
- А вот куда. В слове "Отечество" отражено наше отношение к тому, что имеет четко определенные границы. В слове "Родина" больше эмоций, чем конкретики. Родина она скорее в душе, и если на эмоциональном уровне с Отечеством, безусловно связана то к государству не имеет никакого отношения!
Фома покачал головой.
- За что ж ты так его не любишь-то - государство?
- Так его никто не любит, - рассмеялся я. - Да оно и само в любви нашей не нуждается, лишь в поддержке и понимании. Что такое государство? Это политическая система обладающая полнотой власти в пределах суверенной территории. Согласен?
- Ну думай, а я пока продолжу. В дальнейшем я часто буду употреблять слово "Народ". В моем понимании Народ с большой буквы это граждане какой либо страны и лица без гражданства, постоянно проживающие на ее территории.
- Сильно сказано, - съиронизировал Фома.
Я его понимал. Сам бы отнесся с иронией к подобным высказываниям, озвучь их кто другой.
- Что общего между Народом и государством? - продолжи я. - То, что они вынуждены сосуществовать на одной территории. Для того чтобы такое существование стало возможным должны быть четко определены их права и обязанности по отношению друг к другу, которые закрепляются в особом договоре, например в Конституции. Согласно этому договору государство гарантирует Народу соблюдение определенных прав и свобод, а Народ соглашается терпеть над собой государственную власть.
Первоочередной государственной задачей является расстановка Народа по ранжиру. В меру своей испорченности государство сначала делит Народ на НАШИХ и НЕНАШИХ. НЕНАШИ подвергаются всяческим гонениям вплоть до физического уничтожения. Делается это как в рамках правового поля, так и далеко за его пределами. НАШИХ государство выстраивает слоями в виде пирамиды. Верхний слой или стоит на плечах или сидит на шее тех, кто находится слоем ниже. По мере приближения к вершине пирамиды каждый последующий слой меньше предыдущего по количеству находящихся в нем особей, но толще либо по объему кошелька, либо по объему властных функций, что по большому счету почти всегда одно и то же.
Как происходит перемещение из одного слоя государственной пирамиды в другой? Путь вниз прост: поскользнулся на чем-нибудь и летишь, пока не зацепишься или не стукнешься о дно. Наверх можно подняться двумя путями: либо на крыльях тяжкого труда или огромного таланта, либо без крыльев с помощью когтей, зубов, змеиного жала вместо языка и так далее и тому подобное, карабкаясь по спинам. Нормальное государство должно быть заинтересованно, чтобы количество первых зашкаливало над количеством вторых. В противном случае верхушка пирамиды начинает интенсивно гнить и теряет способность управлять государством. Как следствие - смена власти. Инициатором такой смены выступает, как правило, средний слой пирамиды. Средний слой он вообще наиболее жизнедеятельный слой общества. У него не кружится голова как у верхушки, и он расположен в безопасном отдалении от дерьма скапливающегося в основании пирамиды.
Кому в пирамиде хреново, так это нижнему слою. Верхушка далеко. Средний слой давит. Снизу вонько. Там на самом дне стоят по горло в дерме. Главное чтобы не по уши. В этом случае могут и захлебнуться. Дело здесь не только в жалости, но и в том, что пирамида просядет ровно на один слой. Если процесс обретет необратимый характер рано или поздно все хлебнут дерьма, включая верхушку. Но, как правило, до этого не доходит. И виной тому все тот же средний класс. Стряхни его к основанию пирамиды, и он тут же организует революцию. А это тебе не просто смена власти. Тут без кровушки редко обходится...
Одной из основных обязанностей государства является распределение совместными трудами нажитых благ. Здесь главное чтобы все было по честному: треть нижнему слою, треть среднему, и треть, стало быть, верхушке...
Здесь Фома не выдержал и захихикал. А я продолжил:
... - Внутри каждого слоя причитающаяся ему треть режется на куски по очень сложной схеме. В итоге кусочки получаются неодинаковые и самые сладкие из них достаются прослойке. Прослойка эта такая румяная корочка, которая образуется на границе слоев. Чтобы понять разницу между прослойкой и остальной массой скажу, что основная масса едва может дотянуться языком до подошв стоящих на ее плечах, прослойка же легко дотягивается языком до задницы вышестоящего. Помимо сложных, в системе распределения благ существуют два простых правила. Правило первое: Самый большой кусок в нижнем слое не должен быть больше самого маленького куска в верхнем слое. Правило второе: Верхний слой все крошки, образовавшиеся в процессе поедания должен стряхивать вниз. Соблюдение этих простых правил способствует сохранению равновесия внутри государства.
Отношения между государством и народом по-другому можно назвать браком по расчету. А что тут такого? Кого государство "имеет" на том оно и женато. В таком случае Конституцию вполне можно приравнять к брачному контракту. Государство регулярно этот контракт нарушает. Народ периодически жалуется на него в Конституционный Суд. Разницу между "регулярно" и "периодически" улавливаешь? - Фома кивнул головой. - Вот благодаря этой разнице государство всегда остается в выигрыше.
Поелику брак между народом и государством заключен по расчету, народ не обязан государство любить. Он его и не любит. В основном терпит, реже - уважает. Государство отвечает народу взаимностью. Чем меньше народ уважает государство, тем чаще он его обворовывает. Государство бьет народ по рукам, но полностью отучить брать то, что плохо лежит, не может. Государство обворовывает народ по умолчанию. Тем самым оно не только компенсирует ущерб, нанесенный ему народом, но и пополняет Закрома Родины. Закрома Родины это то, про что все знают, но никто никогда не видел. Государство постоянно говорит, что любит народ и заботится о нем. Величину любви и степень заботы в полной мере можно ощутить лишь при выходе на пенсию. Именно в этот момент те, кто за свою трудовую жизнь не стырил у государства ничего, начинают горько об этом жалеть.
Есть у государства и народа общая любовь - Отчизна. Народ любит ее всегда - государство по мере необходимости. На защиту государства встают единицы, на защиту Отчизны - весь народ.
Особый подход у государства к личности. О ней оно говорит словами циника из анекдота: "Вы просто не умеете ее готовить". Не желаешь вариться в общей кастрюле - брысь в строну! Томись на своей индивидуальной сковородочке. А начнешь сильно шкворчать, так тебе огоньку поубавят, а то и вовсе притушат комелек. И какая разница будет это сделано с топорной безжалостностью диктатуры или со слащавой демократической улыбкой?
- Если государство такое гадкое как ты говоришь, может ну его? - хитро прищурился Фома.
- В том-то и дело, - вздохнул я, - что в словосочетании "государство - заметь, любое государство - это неизбежное зло" ключевым является слово "неизбежное". Так уж устроен человек: один - личность, а двое уже государство. Личность стремится к неограниченной свободе, государство как может эту свободу ограничивает. Иногда ради того чтобы свобода досталась каждой личности пусть и с ограничениями.