Аннотация: Воспоминания написаны моим отцом, коренным москвичем
А.Я. Гуревич
Москва в начале XX века
(Заметки современника)
1976
Разделы
Вместо предисловия
1. Планировка города
2. Архитектура общественных зданий и жилых домов
3. Улицы, мостовые, освещение и реклама
4. Городской и личный транспорт
5. Санитарное состояние города
6. Одежда граждан
7.Административное деление города, полиция, жандармерия,
пожарная служба
8. Торговля, сервис, медицинское обслуживание.
9. Звуки Москвы
10. Бульвары, парки, зрелища
11. Сословные различия, черты быта и манеры жителей
12. Вместо заключения
Вместо предисловия
Течет жизнь. Уходят годы. За 70 лет, прожитых почти все время в Москве, пришлось быть свидетелем многих перемен и событий. Стариков сменили новые поколения, не видавшие старой Москвы и не знающие многих деталей быта, условий жизни в начале XX века, деталей подчас колоритных, придавших Москве свой особый вид, деталей которые, несмотря на музеи, фотографии и другие способы "консервации" черт старой Москвы, исчезнут вместе с людьми, помнящими их.
Часто режиссеры кино и театров, писатели, обращаются к темам, связанным с предреволюционной Москвой, и мы, современники этой эпохи, начинаем замечать многие неточности в их работе, вызываемые незнанием многого, виденного нами.
Думаю, что в этом смысле данные воспоминания могут оказаться полезными. Может быть, и для широкого круга читателей здесь найдется не мало любопытного.
Москва - родина автора воспоминаний и он был бы рад, если этот скромный труд поможет читателям познакомиться со старой Москвой.
1. Планировка города.
Москва никогда не была в положении провинции, хотя местопребыванием правительства был Петербург. Ни в одном другом городе России не было сосредоточено столько правительственных и учебных заведений, церквей, театров, промышленных предприятий, торговых контор, вокзалов, и всего того, что определяет величину и значение города.
Москва была крупным культурным центром России местом сосредоточения рабочего класса, известного своими революционными традициями.
Москва была древней столицей со славным историческим прошлым.
Она строилась по плану, хотя уже в XVII веке издавались указы, частично регулирующие застройку города. Основные черты планировки, стихийно возникшей еще в XIV века, дошли до нашего времени в виде кольцевых и радиальных улиц. Последние расходились от Кремля в направлении к ближайшим городам: Тверская (ул. Горького) к Твери, Арбат к Можайску и Смоленску, Сретенка к Ярославлю и т.п.
Как правило, все радиальные назывались "улицами", а кольцевые "переулками", хотя имелись и исключения, например: Садовые улицы, Кузнецкий мост, Петровские линии были кольцевыми, а Гранатный переулок (ул. Щусева) и некоторые переулки являлись радиальными.
Некоторые молодые по возрасту району имели правильную прямоугольную планировку: район Тверских-Ямских улиц, Марьиной рощи, Рогожской заставы.
Почти все старые улицы были кривыми, с непостоянной шириной проезжей части и тротуаров.
Территория Москвы к 1917 году ограничивалась линией Московской окружной железной дороги. Сплошная застройка была в черте Камер-Колежского вала.
2. Архитектура общественных зданий и жилых домов.
Большинство Московских домов в начале века были двух и трехэтажными, хотя много домов даже в центре и на больших улицах было одноэтажных, в том числе деревянных оштукатуренных.
В последнее десятилетие прошлого века и вначале этого строилось много доходных многоквартирных домов высотой от хорошо до 8-ми этажей.
Они сохранились на старых московских улицах и в переулках.
Квартиры таких домов имели от 3 до 7-ми комнат и заселялись они преимущественно буржуазией и буржуазной интеллигенцией.
Построенные на месте старых домов и особняков, с целью получения наибольшего дохода от занимаемого земельного участка (месячная квартирная плата в них была от 80 до 250 рублей по ценам того времени), они плотно примыкали к соседним домам, имели тесные дворы, лишенные растительности и смотрели своими окнами в окна рядом расположенного корпуса.
Разноэтажность смежных домов была отмечена отличительной чертой старой Москвы. Очень часто над соседним старым низким домом возвышалась глухая кирпичная стена соседнего, лишенная окон или имевшая неоткрывавшиеся полупрозрачные окна. Такое было правило: нельзя было иметь окна, открывавшиеся на территорию соседа.
Там, где высоких домов было мало, горизонт Москвы, особенно на фоне вечерней зори, был необыкновенно красив и своеобразен благодаря силуэтам - множества церквей с их куполами и колокольнями.
Церкви были почти в каждом переулке, расположенном внутри бульварного кольца, в основном старинные - XVII века, невысокие, хорошо гармонировавшие с окружающими домами и часто замыкавшие перспективу улиц. Почти на всех главных улицах и во многих старых переулках сохранялись монументальные барские дома-дворцы или особняки, построенные в последней четверти XVIII века и первой половине XIX века. В стиле русского классицизма, с портиками, колоннадами и белокаменными цоколями. Они выделялись среди домов более поздней постройки своим монументально-парадным видом, отражая вкусы и моду дворянской знати екатерининских и пушкинских времен.
Впоследствии подавляющее большинство таких домов перешло из частного владения в казну под правительственные учреждения, учебные заведения, больницы, и т.п. Многие из них сохранили усадебные участки с садами, флигелями, сараями и каретниками.
Архитектура московских домов была крайне разнообразной по стилям и богатству отделки. Наряду со строгостью и торжественностью старинных зданий классического стиля, большинство домов построенных в третьей четверти XIX века было чисто утилитарными, без признаков стремления создать что-то красивое и долговечное. В лучшем случае фасад, выходящий на улицу, украшался обилием алебастровой лепки, безвкусной по сравнению с наследием Растрелли и других талантливых предшественников. Со стороны дворов многие дома вообще не имели никакой отделки.
Новые доходные дома, построенные в последнем десятилетии XIX века и в начале XX века имели фасады, оформленные в стилях модерна, неорусском и неоклассическом. Все они в подавляющем большинстве сохранялись до настоящего времени в неизменном виде.
Владельцы домов, да и городская дума, проявляли полное пренебрежение к вопросу создания архитектурных ансамблей, вопреки тенденциям, существовавшим в XVIII веке. Ярким примером может служить площадь Свердлова (бывшая Театральная), планировка которой регулировалась с XVIII века и впоследствии была разработана архитектором Бове в начале XIX века. Ее строгий архитектурный ансамбль был грубо нарушен в первом десятилетии XX века постройкой гостиницы "Метрополь" и зданием универмага Мюр и Мерелиза (ныне ЦУМ). Оба здания хороши сами собой, проектировались талантливыми архитекторами, но по стилям совершенно выпадают из общего ансамбля.
Кроме того, старания многих архитекторов направленные на украшения и стилизацию домов, расположенных на больших улицах и торговых перекрестках, оказались бесплодными, т.к. торговые фирмы и магазины, занимавшие первые, а иногда и вторые этажи зданий, закрывали своими вывесками не только части стен над витринами, но и все простенки между окнами вплоть до самой крыши, да еще на крышах ставили вывески и транспаранты.
Подлинными архитектурными ансамблями предреволюционной Москвы были Кремль с Красной площадью, Новодевичий, Донской и Симонов монастыри, немногие другие места. Этим Москва уступала другим большим русским городам, не говоря о Петербурге. Однако, вся эта разнотипность, разноэтажность, кривизна улиц и переулков, большое количество церквей и красивых зданий классического стиля создавали неповторимый архитектурный облик Москвы, чудесный сплав старины и современного города. Это нашло отражение в полотнах и гравюрах многих художников.
При подъезде к Москве, почти с любой стороны в солнечный день были видны сверкавшие золотом купола колокольни Ивана Великого и Храма Христа-спасителя. О последнем, и некоторых других, исчезнувших архитектурных сооружениях дореволюционной Москвы стоит упомянуть особо.
Храм Христа-спасителя строился как памятник Отечественной войне 1812 года на добровольные пожертвования населения. Проект был заказан известному в то время архитектору К.А.Тому, пользовавшемуся особым расположением у царя Николая I, одобрившего проект. К выполнению росписей и горельефов были привлечены известные художники и скульптуры. Постройка продолжалась 40 лет: с 1839 по 1874 год.
Центральный огромный купол был позолочен натуральным золотом.
Другим интереснейшим сооружением была Сухарева башня, замыкавшая перспективу Сретенки в сторону Садового кольца. Собственно башня покоилась на вытянутом вдоль Колхозной площади высоком четырехъярусном здании, имевшем огромную наружную лестницу. Все здание и башня были выполнены в стиле "нарышкинского" Барокко архитектором Чоглоковым в 1692-1701 г.г.
Шатровая верхушка Сухаревской башни была видна с многих точек города. По обоим сторонам башни вдоль площади располагался огромный рынок - "Сухаревка", существовавший еще ряд лет после Октябрьской Революции.
Еще на одной высокой точке Москвы, на месте пересечения улицы Кирова и Садового кольца, стояли "Красные ворота" - триумфальная арка, построенная в XVIII веке по проекту "начальника московской архитектурной команды" князя Ухтомского, талантливого архитектора, великолепно владевшего стилем Барокко, принятым в России в середине XVIII столетия.
И, наконец, стоит сказать о Китайгородской стене, в особенности, о ее башнях-воротах: Варварских, Ильинских, Владимирских и Воскресенских, замыкавшие главные выезды из Китай-города. Все эти башни с примыкавшей к ней стеной, остатки которой можно видеть и сейчас, были увенчаны шатрами, дополняющими особый и неповторимый горизонт Москвы, с силуэтами куполов и колоколен церквей.
3. Улицы, мостовые, освещение и реклама.
Уже отмечалось, что многие улицы и переулки, особенно в пределах Садового кольца, были непостоянной ширины и искривленными. Попытки городских властей принять меры к расширению и спрямлению главных улиц, выразившиеся в установлении "красной линии", за которую не должно было выходить ни одно, вновь строящееся здание, привели к тому, что у многих новых домов оказались более широкие тротуары, Это до сих пор можно видеть на Кузнецком мосту, в Столешниковом переулке, и других местах. При этом нарушалась непрерывная линия фасадов, что не улучшало вида города и не решало проблемы быстрого расширения улиц.
Высокая стоимость аренды помещений в центре города позволяла домовладельцам не торопиться со сносом старых одно и двухэтажных домов и так приносивших высокие доходы. По этой причине на самых оживленных торговых улицах - Тверской, Петровке, Столешниковом переулке, Моросейке, Лубянке и других, сохранялись одно и двухэтажные дома, сплошь занятые торговыми помещениями, конторами, фото-ателье и т.п.
Тротуары в центре города были асфальтированы. Только у некоторых старых домов сохранились вместо асфальта белые каменные плиты. Края тротуаров часто были булыжными, бордюрный камень был редкостью.
Перед воротами домов вкапывались каменные, а иногда и чугунные тумбы, чтобы осями колес не портили углы ворот. Встречались дома, где вместо тумб были вкопаны стволы старых пушек. На окраинных улицах роль покрытия тротуара выполняла узкая дорожка из асфальта или кирпича.
В центре ни одна улица, кроме Неглинного проезда, не имела деревьев на тротуарах, да и те приходилось защищать металлической оградой, т.к. лошади извозчиков объедали с них кору.
Мостовые были булыжными. Только в 1910-1912 г.г. начали появляться усовершенствованные покрытия. Площадь между колоннадой Большого театра и сквером с этого времени была замощена крупноразмерным клинкером. Участок Тверской от дома генерал-губернатора (здание Моссовета) до Пушкинской площади включительно был частично заасфальтирован, частично покрыт деревянной торцовой мостовой.
В отличие от Ленинграда торец был не шестигранный, а прямоугольный, как кирпич, и положен местами прямо или по диагонали. Далее Тверская до площади Маяковского была замощена "кляйн-флястырем" - мелкой квадратной шашкой на бетонном основании, выложенной дугообразным рисунком. Далее за площадью Маяковского, до Белорусского вокзала, шла брусчатая мостовая ровестница такой же мостовой, сохранившейся на Кузнецком мосту. Петровка до Столешникова переулка и сам Столешников переулок в эти годы были заасфальтированы.
У некоторых богатых особняков мостовые на половину ширины, а иногда и на всю ширину, были асфальтированы или покрыты деревянным торцом, чтобы заглушить шум от железных колесных шин и лошадиных подков.
На некоторых тихих улицах и переулках с малой интенсивностью движения между булыжниками прорастала трава, которую полагалось выпалывать, дабы улица не приобретала провинциального вида.
Примерно в те же годы усовершенствованные дорожные покрытия были сделаны в Театральном проезде и на некоторых других улицах.
Зимой разница в покрытиях исчезала. По действующим постановлениям, с момента установления санного пути, не разрешалось счищать с мостовых снег дочиста, вплоть до 22-го марта. Во время сильных снегопадов, снег с проезжей части сгребался широкими лопатами к тротуарам, образуя кучи. Если после этого наступала оттепель и мостовые оголялись, поступало распоряжение от полиции, разбросать снег из куч на проезжую часть. Если кучи у тротуаров вырастали слишком большими, домовладельцы были обязаны свозить снег во дворы или на свалки.
Уплотненный снег на мостовой достигал иногда толщины 40-50 см и проезжая часть оказывалась выше тротуаров так, что часто сани сами скатывались боком к тротуару. В этих случаях полагалось скалывать лишний снег кирками.
Тротуары разметались от снега метлами и чистились маленькими скребками, скользкие места посыпались песком или золой, но без соли. Соль применялась очень редко - ведь за нее надо было платить, а песок дешев, зола бесплатна.
Освещение некоторых улиц было электрическое, посредством дуговых фонарей, а некоторые освещались углем. Для смены углей фонари, подвешенные на тонком торсе, опускались до уровня тротуара специальной маленькой лебедкой, имевшейся на каждом столбе, спрятанной внутри тумбы. Так как автоматический механизм, управляющий подачей углей по мере их сгорания, работал не точно, фонари мигали и часто ненадолго гасли, иногда громко шипели. На дверце каждой фонарной тумбы был отлит герб города Москвы - Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона.
Освещение других улиц, особенно с интенсивным и трамвайным движением, было газовым с калильными сетками. В сумерки, вдоль таких улиц шли фонарщики с длинными шестами, которыми поворачивали рычажки на светильниках, открывая или закрывая подачу газа (газ полностью никогда не перекрывался).
В переулках стояли небольшие чугунные фонарные столбы с верхней поперечиной, увенчанные четырехугольным фонарем классической формы, примерно такой, какую сейчас можно видеть на фонарях у памятника Пушкину, но только по одному фонарю на каждом столбе. Горелки были в них керосиновые или газовые. Фонарщики, обслуживающие эти фонари, ходили с маленькими лестницами, приставлявшимися к поперечине столба. В их обязанность входила протирка стекол, заправка керосином, зажигание и гашение фонарей.
На каждом доме у ворот висел двухсторонний номерной фонарь синего цвета, железный с прорезными надписями, закрытыми молочным стеклом и указывающим название улицы, сокращенное название полицейской части и номера участка. Внутри фонаря была керосиновая или электрическая лампа, освещавшая изнутри надписи. Снизу и сверху эти фонари были закрыты и на освещение улицы не влияли.
Под домовым фонарем обычно располагалась черная небольшая доска для вывешивания объявлений - записок о наличии свободных, сдающихся в нем, квартир или комнат. Ворота во всех домах на ночь запирали. На наружной стене у ворот была надпись: "Звонок к дворнику", около которой была ручка, соединенная с длинной толстой проволокой, связанной с подвешенным на спиральной пружине колокольчиком. Расстоянием и местоположением не смущались, т.к. с помощью специальных поворотных угольников тяговая проволока могла огибать любые углы, подниматься вверх и опускаться вниз. В некоторых домах звонки были электрическими.
Озорные мальчишки частенько устраивали ложный трезвон и выбегавший на него дворник, грозил убегающим озорникам метлой, нещадно ругаясь.
Над окнами каждого магазина были вывески, обычно написанные по кровельному железу темного фона светлыми или золочеными буквами. Часто буквы делались накладными. Светящихся реклам и вывесок не было, за исключением выполненных из белых букв, расположенных по кругу, установленному на крыше и освещавшихся из центра одной электрической лампой, скрытой сверху в абажуре-рефлекторе. Пивные имели особые вывески: поле вывески сверху было зеленым, плавно переходящим книзу в желтый цвет.
Витрины освещались мало, только в центре города, но внутри магазинов оставляли зажженную маленькую лампочку на ночь, чтобы видно было, если воры залезут.
Крайняя скудность освещения большинства улиц частично компенсировалась их малой шириной и фонарями у подъездов, ресторанов, трактиров, гостиниц и других общественных учреждений.
Реклама, как таковая, существовала на улицах в виде вывесок на фасадах домов, иногда на поперечных вывесках у входов в магазин. На углах тротуаров оживленных перекрестков улиц стояли деревянные высокие тумбы цилиндрической формы под низкими коническими крышами, служившие для наклейки объявлений и афиш. Огромные рекламные вывески помещались часто на глухих стенах высоких домов, возвышающихся над низкими соседними домами.
Были распространены три вида подвижной рекламы. Первый - это вывески на крышах трамвайных вагонов. Второй - надписи на грузовых конных фургонах и на упряжных дугах грузовых (ломовых) фирменных повозок. Эти дуги обычно были тяжелыми и широкими, в отличие от тонких дуг легковых извозчиков.
Третий - это жесткие транспаранты, одетые спереди и сзади на людей, следующих по мостовой медленным шагом, гуськом друг за другом. На головах у них кепи серого цвета военного образца, времен русско-турецкой войны пошлого века. Иногда практиковалась раздача рекламных листков прохожим на оживленных улицах.
Все виды рекламы не были броскими, яркими, привлекавшими внимание и не способствовали украшению улиц.
В так называемые "царские дни" на всех домах вывешивались трехцветные - бело- сине-красные флаги.
4. Городской и личный транспорт.
Транспорт на улицах Москвы практически был полностью гужевым. Только трамваи и единичные автомобили составляли исключение.
Гужевой транспорт делился на "легковой" (пассажирский) и "ломовой" (грузовой).
Легковой транспорт состоял из собственных экипажей и наемных извозчиков и лихачей. Последние, имели хороших рысистых лошадей, лучшую упряжь и пролетку (экипаж) на "дутых" (пневматических) шинах. Шины эти были довольно тонкого сечения - раза в два больше чем велосипедные.
Пролетки легковых извозчиков имели узкие козлы для извозчика, двухместное сиденье для пассажиров, кожаный складной, черного цвета верх на случай дождя, и такой же, свернутый под козлами, фартук, которым можно было покрыть ноги пассажиров выше колен при сильном дожде. Колеса у всех пролеток легковых извозчиков были красного цвета, обрезиненные тонкими монолитными или собранными из кусков резиновыми шинами. Подвеска передней оси была на двух эллиптических рессорах, задняя ось имела две рессоры по ¾ эллипса и одну поперечную полуэллиптическую.
Сиденье, спинка, подлокотники и козлы были туго набиты волосом и обтянуты синим добротным сукном. В общем, амортизация была довольно мягкой и хорошо поглощала тряску от булыжной мостовой. Все экипажи, кроме редких карет и некоторых богатых собственных выездов, были одноконными. Защита от грязевых брызг осуществлялась узкими боковыми крыльями над передними и задними колесами, соединенными друг с другом подножкой, служащей для удобства посадки в пролетку. Сбруя, кроме части вожжей, была кожаной, черного цвета, слегка украшенная медным или посеребренным набором. Дуги были небольшие, легкие, круглого сечения, выкрашенные в черный цвет.
Одежда легковых извозчиков состояла зимой и летом из армяка с кушаком или поддевки сине-зеленого цвета, плотно облегающей спину и грудь и широкой, собранной множеством складок, ниже талии. На голове, летом - низенький черный цилиндр с черной атласной или бархатной узкой лентой и светлой металлической пряжкой спереди. Зимой - русская невысокая шапка, отороченная кругом мехом. Кнутов не было. Их заменяли сплетенные вместе концы вожжей. Сзади на каждой пролетке (или санях) был городской номерной знак.
Зимой пролетка заменялась у извозчиков низенькими двухместными санками, почти без спинок, на узких, подшитых железными шинами полозьях. У лихачей санки были повыше, с изящным утоньшением нижней части, примыкающей к полозьям. Сиденья на всех санках, как и в пролетках, были обиты синим сукном, а ноги седоков укрывались синей суконной полостью, отороченной дешевым пушистым мехом. Чтобы полость во время езды не сползала с ног, на задних ее концах с обоих сторон были длинные суконные петли, накидываемые на штыри, находившиеся на краях низкой спинки сиденья. На пол саней для тепла седоков укладывалась охапка сена.
Никаких экипажных фонарей у мостовых извозчиков и лихачей не было. Они имелись только на некоторых частных экипажах и каретах.
Стоянки извозчиков обычно бывали на перекрестках в переулках при выезде на большую улицу. На главных улицах стоянка запрещалась полицией. Во время стоянки извозчики обычно разнуздывали лошадей и одевали им на морды торбы с овсом. Часто, увидев хорошо одетого прохожего, извозчик немедленно обращался к нему: "Свезем барин?". Если прохожий изъявлял согласие, следовал торг: "Куда прикажите?" и, получив ответ, назначал цену. Пассажир называл свою, примерно в половину меньше запрашиваемой. После взаимных уступок, часто сопровождающихся со стороны извозчика фразой: "А сено почем? А овес нынче почем?" Ездок усаживался, торба быстро снималась с лошадиной морды, извозчик залезал на козлы, удобно усаживался, и раздавалось смачное чмоканье, сопровождаемое: "Н-но! Поехали!"
Если в цене не сходились и пассажир проявлял упорство, извозчик с сожалением смотрел ему вслед и часто, не выдержав, восклицал: "Ну, уж пожалте, поедем!" Это не мешало во всех случаях по приезде и расплате просить "подкинуть малость", на плохую дорогу, дороговизну, на водку и по любой другие дорожные сложности.
При хорошей лошади и лучшей пролетке проезд стоил дороже.
Стоянки лихачей были в определенных местах: - на Сретенской (Пушкинской) площади, у ресторанов и в других местах скопления богатых клиентов, т.к. проезд на лихаче стоил в несколько раз дороже.
Ломовой транспорт также был одноконным, кроме фирменного. Перевозка мебели с упаковкой и грузчиками осуществлялась фирмой Ступина, имевшей также склад для временного хранения мебели. Эта фирма имела специальные длинные крытые фургоны с надписью на наружных стенах: "Перевозка мебели, пианино Ступин (инициалы не помню), адрес и номер телефона". Фургоны имели высокие козлы для кучера и грузчика и были запряжены парой здоровенных битюгов. Была еще фирма, специализированная на продаже и доставке древесного и каменного угля "Яков Рацер". У нее также были тяжелые большие повозки с парной упряжкой, с козлами и даже с ручным тормозом, действующим своими колодками на железные шины задних колес.
У всех прочих ломовых извозчиков полки (телеги) были без козел и без бортов, подрессоренные, на колесах с железными шинами, зимой на полозьях, расположенными под полком. Высота полка была около одного метра. Под полком вдоль краев было много крючков для увязки груза веревкой и всегда болталось ведро для водопоя лошади.
Форменной одежды у ломовых извозчиков не было. Одеты были - кто как. Летом, обычно, на голове суконный черный или темно-синий картуз, спереди холщевый фартук, меховые рукавицы, мехом вовнутрь.
Стоянки ломовых извозчиков были в определенных местах, обычно у базарных площадей и вокзалов. При появлении потребителя все извозчики налетали на него с криками: "Давай подвезем!" и, после нещадного торга, нанимался тот, кто соглашался на минимальную цену под брань всех остальных. Если соглашались двое или больше, тут же тянули жребий из шапки, а вытянувший жребий, получал дополнительную дозу брани. Вообще, московские ломовые извозчики отличались таким "лексиконом", что поговорка: "Ругается, как ломовой извозчик" была общеупотребительной.
Сыпучие грузы и мусор перевозили на специальных телегах с опрокидными полуцилиндрическими кузовами - колымажках. Длинномерные - на раздвижках. Ассенизационные телеги имели длинные деревянные бочки, транспортируемые обычно в ночное время обозом.
Кроме описанного легкового транспорта, многие богатые люди имели "собственные выезды". Это были хорошие одноконные экипажи, редко парные, с хорошо одетым кучером, часто с двумя свечными фонарями, помещавшимися по бокам козел.
Кареты были редкостью. Они обычно брались на прокат у специальных фирм для свадеб, похорон или других особо торжественных событий. Упряжка кареты была парной, на голове у кучера - цилиндр. Снаружи все кареты черные. Внутри кареты обивались цветным, а иногда и белым шелком или плюшем. Сидений внутри кареты было два, напротив друг друга, всего на 4 человека, но могло ехать и шесть человек. Одна из разновидностей карет, так называемая "ландо" отличалась тем, что верх ее мог складываться так, что она превращалась в открытый четырехместный экипаж.
Иногда можно было увидеть на улицах Москвы тяжелую, на железных шинах карету, запряженную четверкой лошадей. Это везли на какой-нибудь молебен одну из особо знаменитых икон.
Тройки в городе были редкостью, их можно было видеть на масленичном катании, да на Ленинградском шоссе по дороге к "Яру".
Движение на главных улицах было очень интенсивным. По Тверской, Петровке, через Кремль и по некоторым другим улицам ломовой транспорт не допускался. Легковые извозчики ехали плотно друг за другом и, нередко над головой пассажира, сидящего в санках, раздавался храп бегущей сзади лошади. Скорость движения на ровных местах была мелкой рысью, примерно 8-10 км в час, а у лихачей и извозчиков с хорошими лошадьми в 1,5 -2 раза выше.
Ломовой транспорт с грузом передвигался только шагом, причем извозчик следовал рядом с полком, держал вожжи в руках и нещадно ругал и понукал лошадь, а в трудных местах огревал ее вожжами. Если полок или сани где-нибудь застревали, он бил ее нещадно по самым чувствительным местам, иногда по морде.
Существовал еще один вид транспорта - похоронный, делившийся на разряды. Первому разряду соответствовал катафалк с балдахином, поддерживаемым 4-мя узорными колонками, с драпировками, галунами, бахромой, с резными украшениями. Цвет катафалка белый или черный - в зависимости от религии покойного, Упряжка - 6 лошадей по 3 пары, одеты лошади были с головы до копыт в белый или черный балахон с прорезанными круглыми глазницами и выпущенными наружу ушами, между которыми торчал султан. Каждую лошадь вел под уздцы сопровождающий, облаченный в белую или черную ливрею до самых пят, и в высокий цилиндр с маленьким плюмажем сбоку. В голове такой похоронной процессии (при православном обряде похорон) ехала маленькая одноконная одноосная повозка - кабриолет с еловыми ветками, которые разбрасывал по дороге сопровождающий служитель.
Похороны по второму разряду не имели кабриолета и катафалк был запряжен только одной парой лошадей. В остальном было все тоже.