Черный глянец под ногами, удивительно чёткий и контрастный, как на умело отретушированной фотографии. Красиво, необычно, немного странно...
Короткий дождик закончился пару минут назад, и тонкая водяная пленка на асфальте, видимо, и явилась причиной такого оптического эффекта. Впрочем, для идеальной картинки этого недостаточно: даже начинающий фотохудожник вспомнит об освещенности. Именно сейчас, когда ветер порвал сплошную облачность, когда уже можно угадать, где на небосводе солнце, буржуазное дорожное покрытие выглядит, как рекламный разворот богатого журнала: на черном фоне не хватает лишь золота швейцарских часов. Дорога в ...? Интересно, куда ведут эти дороги?
С набережной озера Фирвальдштеттер, "язык сломаешь", хорошо видно гору Пилатус. Правда, добрая половина ее закрыта облаками, но при изрядном воображении можно представить извилистую "тропу драконов", поднимающуюся к вершине. По пути желательно заглянуть в уютный ресторанчик, а там есть такой, отведать пару-тройку блюд местной кухни, ну и благородные напитки совсем не будут лишними. Граммов сто, в крайнем случае - сто пятьдесят. Но не больше! "Руссо туристо - облико морале".
"Ладно, не в этот раз. Будет праздник и на нашей улице. Рано или поздно. Уверен! А пока времени в обрез. Автобус отходит через два с половиной часа, а еще нужно купить какие-нибудь сувениры, да и вкуснейший швейцарский шоколад будет правильным подарком для друзей и коллег по работе. Плюс ко всему - для кошелька необременительно".
Дюша Снегин исполнил поворот на 180 градусов и взял курс к месту парковки туристического автобуса. Неторопливым шагом прогулка займет минут тридцать, от силы - сорок, а по сему есть время внимательным прощальным взглядом запечатлеть достопримечательности Люцерна.
В чистых водах реки Ройс курсировали жирные лебеди, "машины смерти", сильные птицы внушительных габаритов. Недостаток продуктов питания пернатые явно не испытывали.
"Умирающий лебедь"? Не в этой стране!
Вот и сейчас китайские молодожены, сопровождаемые десятком друзей и фотографом, кормили пышными булками позирующих птичек.
"А невеста очень даже ничего, - отметил Дюша, с ног до головы осмотрев хрупкую девушку в белых одеждах. - Вин Чунь - девушка-весна".
Жениха Дюша проигнорировал, мужчина издавал гортанные, неприятные уху, возгласы, наверное, в предвкушении доселе неизведанной счастливой жизни. Это напоминало восточный базар и на картинку сонного Люцерна абсолютно не ложилось.
Снегин, стараясь не привлекать внимания, сфотографировал невесту: для этого пришлось немного поработать с zoom-ом. Остальных участников действа Дюша вывел "за скобки", оставив лишь черного лебедя, к слову, единственного в пернатой стае. Птица и девушка в белом гармонично смотрелись на фоне прозрачной, чуть зеленоватой воды.
На скверном английском Дюша попросил благообразного пенсионера, нажать кнопку на Canon: декорации в этом месте были действительно очень живописными. Старец с задачей справился: с дисплея фотоаппарата белозубо улыбался Андрей Снегин, собственной персоной, привлекательный шатен с седеющей прядкой, начинающейся в районе безупречного пробора. Пернатые тоже не подвели: на заднем плане виднелся геометрически правильный косяк, возглавляемый черным фронтменом.
"Ну, как-то так! Исторический момент запечатлен. В свое время на благословенную швейцарскую землю ступала нога Чехова и Марка Твена - любимых авторов, а если вспомнить нелюбимых, то имя им - легион.
Теперь и Снегин А. В. отметился, и, так сказать, приобщился. Занял свое, достойное место среди исторических персонажей", - Дюша засмеялся. Чуть-чуть самоиронии не помешает.
Через десять минут он свернул к мемориалу "Умирающий лев". Приметный "Неоплан" запаркован неподалеку и еще есть время осмотреть аллегорическое изображение храбрости Швейцарских гвардейцев.
Экскурсию с собственной группой Дюша пропустил, решив, что более разумно распорядится и так ограниченным временем. И это было правильным решением, он ни о чем не жалеет. Теперь следовало наверстать упущенное. Дюша тотчас прибился к какой-то иностранной группе.
Снегин прислушался к рассказу гида. Мужчина, явно не носитель языка, по-английски говорил медленно и громко. Андрей почти все понял.
"Спасибо, очень кстати. А ведь думал, так и помру неучем".
Он дослушал гида до конца и выбрался из многоязычной толпы. Достал сигарету и задумался, устроившись на свободном пятачке.
Прошлой осенью, гуляя в парижском саду Тюильри, разве мог он подумать, что вновь, так скоро, попробует на язык это труднопроизносимое название. Швейцарская гвардия, оказывается, защищала Людовика XVI, героически, до конца. Погибло почти восемьсот человек. Дворец Тюильри был разрушен, через какое-то время сожжен, а сад остался. Кстати, очень красивый и уютный садик.
"Какая же все-таки маленькая эта Европа! Исторические события, знакомые персонажи - все переплетено, связано в причудливые узелки. Расстояния и годы совсем не ощущаются. А сейчас и планета кажется крошечной. Кого только не встретишь", - Дюша вдруг вспомнил товарищей из Поднебесной.
Снегин степенно перешел улицу, покосившись на замерший перед "зеброй" красный кабриолет: правила дорожного движения здесь свято чтут. Вошел в примеченный утром сувенирный магазинчик с намерением "сбросить" последние франки, ведь в Германии они явно не понадобятся. И недовольно нахмурился.
Желающих "сбросить" в маленьком помещении оказалось предостаточно: Андрей с трудом протиснулся к ближайшей витрине. Прямо перед ним под толстым стеклом покоились на черном бархате три десятка швейцарских ножей, разных габаритов и исполнений. Диапазон цен был также весьма внушительным.
"Вот и готовое решение: подарю шефу ножик. Доверюсь судьбе, а ведь мог бы оказаться у прилавка с часами. Тогда бы никаких франков не хватило".
Дюша произвел в уме нехитрые арифметические действия и удовлетворенно хмыкнул. В бюджет явно вписывался краснобокий красавец с крестом, говорящим о принадлежности к достойной фирме, и десять плиток горького шоколада.
Андрей достал деньги и уже, было, вознамерился подозвать продавца, как слева раздался тембрально-богатый уверенный голос:
- Не советую!
Снегин повернул голову и увидел невысокого хорошо одетого господина. Мужчина лет пятидесяти в черном приталенном пальто с множеством усложняющих элементов смотрел ему в глаза и доброжелательно улыбался.
- Очень не советую, - повторил он, коснувшись стекла над приглянувшимся Дюше ножиком.
- Да ладно? Это еще почему?
- Подделка, сталь некачественная, - мужчина сурово нахмурился. - Через месяц-другой будет заметно. Нож изготовлен где-нибудь в пригороде Хэйнань или Ухань, не к ночи будут помянуты. В качестве подарка не годится, одаряемого можно огорчить, а о последствиях лучше и не думать. Всякое может произойти, не так ли?
"Ну да, мой мудрый руководитель - человек непредсказуемый. Настроение меняется по сто раз на дню. Обидится еще! Лучше уж ничего не дарить, чем такую дешевку. А вдруг в руках развалится?" - согласился с незнакомцем Дюша Снегин.
Мужчина продолжил, указывая на нож с весьма приличным ценником:
- Вот то, что вам нужно. Стоит недешево, зато, как говорится, "натур продукт".
Снегин пересчитал купюры: на нож хватало, но мечты о шоколаде пришлось бы оставить.
- Жизнь - это постоянный выбор, как минимум из двух вариантов, - Дюше показалось, что незнакомец прочел его мысли. - Вам решать.
- Беру, - Андрей подозвал продавца.
Снегин повертел в руках приобретение, изящное и тяжелое, и протянул его собеседнику.
- Точно настоящий?
- Отвечаю! - мужчина, улыбаясь, продемонстрировал знание лексики 90-х. - Тот, кому вы его подарите, будет счастлив.
Дюша отобрал ножик и с интересом еще раз осмотрел незнакомца: тот просто излучал спокойствие и уверенность. А затем взглянул на часы.
"До отправления автобуса еще сорок минут. Не пригласить ли моего консультанта в кафе, видел неподалеку. В конце концов, грамотный консалтинг денег стоит, - Дюша нащупал в кармане купюру в двадцать евро. - От двух чашек эспрессо не обеднею".
- Спасибо вам. За помощь. Меня зовут Андрей, - Снегин протянул руку.
Незнакомец крепко сжал Дюшину кисть и улыбнулся уголками губ:
- Очень приятно.
- А мне приятно на чужбине получить помощь от земляка, - продолжил Снегин, отметив, что мужчина в ответ не назвал себя. - Могу я вас угостить кофе?
- Можете, Андрей. Можете. Почему нет?
В заведении было немноголюдно, и через пять минут на столике дымились две крошечные чашки с эспрессо.
- Извините, Андрей, не представился, - мужчина придвинул Снегину визитку.
На черном глянце карточки белым курсивом было вытеснено:
Радов Константин Сергеевич
СЦЕНАРИСТ
тел. XXX-XXX-XXX-XXX
" О как! Сценарист - это интересно. Нужные связи, нужные люди.... А вдруг пригодится".
- Еще раз спасибо, Константин Сергеевич. Главному редактору понравится подарок, теперь я не сомневаюсь. Мужчина он запасливый: в его кейсе чего только нет. На все случаи жизни. Есть и ножик, но.... Как говорится: "труба пониже и дым пожиже". Со швейцарским офицерским - ни в какое сравнение...
- А вы я вижу, Андрюша, представитель творческой профессии. Слышал, и до вас докатилось модное словосочетание - креативный класс, - Радов явно ёрничал.
- Ну, можно и так сказать. Работаю в журнале "****". Слышали, может быть? Ежемесячное издание для мужчин. Кроме того, в этом году вышел сборник рассказов, моя первая книжка. Так что, Константин Сергеевич, мы с вами коллеги.
- Читал я вашу книжку, Андрей. Увлекательные сюжеты, интересные герои. Мне понравилось.
- Вы серьезно?
- Абсолютно серьезно! Белая обложка, коллаж на лицевой стороне, фотография автора.... Андрей Снегин? Не так ли?
"Так вот она какая.... Слава!" - ухмыльнулся про себя А.В. Снегин.
- Как продается ваша книга?
- Неплохо, - слукавил Дюша, теребя в кармане двадцатку Евросоюза. - То есть вы, господин Радов...
- Да, Андрей, - подхватил сценарист. - Я вас еще в сувенирной лавке узнал. Память на лица у меня хорошая. Трудно поверить, не так ли? Наверное, есть в этом элемент случайности: из тысяч книг, выпускаемых на моей бывшей Родине, попалась в руки именно ваша. Может случайность, может судьба.... Это как посмотреть!
"Так.... Господин - эмигрант, очевидно. Случайность, судьба.... Вербует, наймит империализма, - ухмыльнулся Дюша. - Военную тайну хочет узнать. Сейчас вытащит толстую пачку долларов и .... Размечтался! Шиш тебе, а не доллары А.В. Снегин".
- А как у вас дела? Приносит ли доход сценарный бизнес? - Андрей покосился на шикарные часы господина Радова.
- Грех жаловаться, - собеседник перехватил взгляд Дюши. - Мои сценарии всегда востребованы и превосходно оплачиваются.
- Окажите протекцию, - Снегин взял быка за рога, думая, что через двадцать минут он сядет в автобус, и они никогда больше не встретятся. - Словом русским я владею, от черновой работы нос не ворочу.
"Ну, пошлет и черт с ним. Пять минут позора, но ведь и не такое бывало".
- То есть, Андрей, вы предложили себя в рабство. Литературное! - Радов громко рассмеялся. - Не обижайтесь, не смог удержаться. В этом качестве вы мне не нужны.
- В этом не нужен..., - Снегин почувствовал намек на продолжение разговора. - Но ведь в каком-то нужен. Мне кажется, наша встреча совсем не случайна.
- Угадали, Андрюшенька. Времени у нас осталось немного, но я успею. Послушайте и подумайте, я вас не тороплю. А надумаете - позвоните. Телефон включен круглосуточно, дня на размышления, полагаю, хватит.
- Итак, - собеседник немного помолчал, еле слышно барабаня пальцами по пластику столешницы. Это одновременно напоминало и фортепианное арпеджио и суету паучьих лапок, холеных и узловатых.
- Прежде всего, мне хотелось бы разобраться в ваших мотивациях, дорогой Андрей. Поскольку человек вы творческий, как сами только что сказали: "мой коллега", думаю, что не ошибусь, если предположу... Успех, признание, достаток - вот такая логическая цепочка. Интересная, приносящая радость работа подразумевается сама собой.
Однако мы живем в век нездорового удовлетворения потребностей или, как говорят продвинутые соотечественники - консьюмеризма. Мое предположение может оказаться не соответствующим действительности. И я ничуть не огорчусь.
Радов спрятал руки под стол и продолжил:
- Жизнь коротка, а вокруг столько соблазнов. Достаточно посмотреть рекламу в вашем славном журнале для мужчин. А вы кроме как "двигать буквы" ничего не умеете. Это ваш хлеб, временами поднадоевший. К чему это я? Попробую объяснить.
Вообразите, живет на свете каменщик. Ходит на работу, любит это занятие, и к середине жизни приобретает необходимые навыки и, как следствие, максимально возможную зарплату. Но это не вольный каменщик, а скорее - подневольный. Предложи такому волю, другими словами достаток, и он выберет волю, не сомневаюсь.
- Счастья нет, а есть покой и воля, - зачем-то пошутил Дюша Снегин, скорчив трагическую мину. - Все - в масоны!
- Начитанный, - строго одернул его Радов. - Покоя не будет, придется потрудиться. И вам, да и мне.
Затем он немного помолчал, изучающе разглядывая собеседника.
- Вот и вы, Андрей, напоминаете мне такого подневольного каменщика.
Возможно, два первых звена цепочки лишние. Возможно, стоит перейти сразу к "достатку". Путь к славе и известности долог и тернист, даже если я вам помогу - пройдет достаточно много времени. Писанина в стол, поэтапная и нудная работа на узнавание, а потом, в случае успеха, подневольный труд на издателя.
Есть и другой вариант развития событий. Сразу хочу сказать, что мне интересен только он. Именно в этом случае я получу свой гонорар быстро и в полном объеме. А результат я гарантирую.
- Заинтриговали, Константин Сергеевич, - Дюша, иронично улыбаясь, вставил реплику в образовавшуюся паузу. - Хотелось бы услышать, что я должен делать и чуть подробнее о вашем гонораре. Раз у меня нет выбора - пусть будет ваш вариант.... Как вариант! Хотя, положа руку на сердце, первые два звена цепочки меня тоже очень интересуют.
- Выбор есть всегда. Никто кроме вас, Андрей, его не сделает. Вот и сейчас вы сделали выбор, и я рад, что он получился именно таким. А могли бы встать и уйти, не поверив ни одному моему слову.
- Это буква V, виктория, вилка, - Радов продемонстрировал Дюше комбинацию из указательного и среднего пальцев. - Вот они наши два, зачастую взаимоисключающие, варианта развития событий. К вершинам вилки можно приставить еще по одной букве V и так до бесконечности. Упрощенно - это и есть наша жизнь, бесчисленное количество сакральных букв, очень напоминающее паутину, сеть, если угодно. Подавляющее большинство людей обречено барахтаться в ней всю свою жизнь. Но только не .... Пожалуй, удержусь от пафосных слов.
Наша совместная работа будет заключаться в следующем:
я предлагаю вам сценарий, вы старательно следуете ему. Сеть превратится в обычную ломаную линию с редкими прямыми участками, ведущая к исходной точке. В идеале она может быть и прямой, но человеку свойственно ошибаться. Это я о вас, Андрей, вам предстоит делать выбор. Пусть вас не пугают ошибки, опытный автор, это я о себе, внесет изменения в сценарий и результат все равно будет 100%-ным. Высокие гонорары нужно оправдывать. Ну а теперь самое время перейти к конкретным цифрам. Наши с вами доходы будут распределены так: 80% получаю я, остальные 20 - вы. Это не обсуждается, предупреждаю, чтобы не тратили мое время. Ну и последнее, цифры, с которыми я работаю, начинаются от пяти нулей после целого, так что ваша часть тоже будет весьма достойной.
Если вас действительно интересуют первые два звена цепочки, то вы без труда реализуете амбиции. Несколько минут славы можно просто купить.
Радов посмотрел на часы.
- Автобус, Андрей, отправляется через пять минут. Поспешите. Да, и перестаньте мусолить ваши двадцать евро. За кофе заплатит работодатель. Конечно, если вы согласитесь.
- Скажите, Константин Сергеевич, почему я? - Снегин резко выдернул руку из кармана и поднялся из-за стола. - Мне трудно будет принять решение, не зная причины.
- Есть у вас, Андрюшенька, очень импонирующая черта: вы не откладываете решения в долгий ящик. Быстро ориентироваться в ситуации не каждый может - это первое. Второе: способность к импровизации, помноженная на здоровый авантюризм. С одной стороны вы творец, с другой - хорошо подготовленный исполнитель. То, что мне и нужно. Только в этом случае наша совместная работа обречена на успех. Все, идите.
- И все-таки, Константин Сергеевич, я....
Радов опять продемонстрировал букву V и улыбнулся:
- Если вы опоздаете на автобус, мне придется менять сценарий. А это обойдется нам в кругленькую сумму. Надеюсь, что позвоните.
Дюша заскочил в салон, когда гид уже считал присутствующих по головам.
-Успел, - Андрей довольно засмеялся, разглядывая шикарное пальто, уходящего сценариста. - Неустойка отменяется, "дедушко".
"Здорово тебя отмассировали, дружище. Творец, способность к импровизации, здоровый авантюризм.... Приятно! Радов дело знает".
Через минуту автобус набрал скорость и, попетляв по узким улочкам, взял курс на Баварские Альпы.
Снегин опустил спинку кресла и задумался, глядя на мелькающие за стеклом буколические картинки. Луга становились все краше, коровы - все более упитанными. Вечерний удой и ежедневный привес обещают стать рекордными. Идиллия, страна обетованная!
"Верной дорогой идете, товарищи! - поощрил трудящихся А.В. Снегин. - Пожалуй, я с вами".
В населенных пунктах ранним вечером поражала тишина и отсутствие прохожих. Никто не помашет рукой, не пожелает доброго пути усталым путникам. Правда, своеобразное напутствие от жителей одного славного городка Дюша все же получил. В аккуратно подстриженном кустарнике он разглядел несколько самодельных скульптур. Из окон проезжавшего транспорта это выглядело, как забавная нравоучительная мультипликация. Первый кадр - мужчина с бутылкой в руке, далее - тот же персонаж, припавший к горлышку, по нашему - "горнист". Потом зрителям предлагалось несколько стадий морального падения, и, наконец, завершала клип выглядывающая из кустов жирная свинья.
"Забавно, - оценил творчество Снегин, нащупав в сумке бутылку вискаря. - Интересно, что пил этот персонаж".
Солнце скрылось за горными вершинами, сизый сумрак повис за оконным стеклом, затих говорливый гид, откинули спинки сидений попутчики, наступила приятная успокаивающая тишина. Ничто не мешало поразмышлять над предложением сценариста.
"Давай, Снегин, соображай. Ты же автор, сам сюжеты придумываешь. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы представить, что может предложить дядя Радов. Прикинь, просчитай варианты. Он кто, Господь Бог или дьявол-искуситель? Обладает сверхъестественными возможностями? Ерунда!
А вот связями, похоже, обладает, видно невооруженным глазом. Я нужен ему, зачем-то. Он нужен мне. Взаимная заинтересованность налицо, это обнадеживает.
Итак, работа. Но вот какая? Преступник тоже называет свои деяния работой. Надеюсь, в мои обязанности не будет входить кража художественных ценностей, наркотрафик, грабеж запоздалых прохожих и другие нечестные способы отъема денег у трудящихся. Не мое - это, да и необучен.
В конце концов, всегда можно отработать назад, внести собственную правку в предложенный сценарий. За пару-тройку дней разберусь. Да и деньги скоро закончатся, а ведь нужно и домой как-то попасть. Утешает, что там никто не ждет: последний поход за семейным счастьем опять не увенчался успехом. А поскольку до конца отпуска еще две недели, можно посвятить оставшееся время трудоустройству".
В мозгу засыпающего Дюши промелькнули несколько незамысловатых, отдающих Голливудом, вариантов обогащения, и он забылся. Приснилась ему черная глянцевая дорога, яркое зарево на горизонте и тиканье невидимого хронометра.
В начале десятого вечера автобус прибыл к мотелю. Гид в микрофон проинструктировал группу о порядке заселения и побежал к reception, предвкушая долгожданный человеческий отдых.
Дюша первым выбрался из салона и, закурив, осмотрел место ночлега.
Гостиница весьма напоминала затерянное в полях отечественное родовое гнездо, и представляла собой одноэтажное П-образное здание с высокой кровлей. Рядом находилась пара хозяйственных построек, красного кирпича, унылых и безликих. Вокруг комплекса были посажены несколько десятков деревьев, в полумраке очень напоминающих яблони. И все! Далее - только луга, уходящие к горным склонам.
Здание, судя по всему, построено давно. Хотя крыша перекрыта современной металлочерепицей, стены отделаны искусственным камнем, крыльцо и холл облицованы гранитом, что-то выдавало стилистику прошлого века. Сейчас так не строят.
- Интересно, что тут было раньше? - Дюша остановил, пробегавшего мимо гида. - Образцовый баварский хутор?
- Не угадали, Андрей. Это санаторий, построен где-то перед войной. Правда, несколько лет назад появились новые хозяева и теперь это обычный туристический мотель. Ничего особенного, зато кормят хорошо, завтра утром убедитесь.
Гид вручил Дюше ключи от номера и побежал дальше. Работа - есть работа.
Снегин справился с замком и вошел в квадратную комнату средних размеров. Внушительная кровать, вплотную к стене, рядом прикроватная тумбочка, напротив - узкий столик, над ним телевизор, по бокам - пара стульев, большое мягкое кресло. Вот, пожалуй, и весь интерьер. Скромно, но аккуратно и чисто.
Справа от кровати - дверь, там, судя по всему, санузел. Дюша потянул за ручку и проник в следующее помещение. Так и есть: он шагнул на выложенный красно-коричневым кафелем пол. Стены облицованы белой продолговатой плиткой: кабанчики, вроде бы их называют. На стене узкое и единственное окошко, почти под самым потолком.
Эта комната ничуть не уступала размерами гостиной, а, пожалуй, даже и превосходила. Слева - большая деревянная скамья, здесь вполне смог бы разместиться массажный стол, или другой инвентарь процедурного кабинета. Далее большая ванна за сдвижной ширмой, ну и в самом конце - кабинка с белоснежным унитазом.
"Действительно санаторий, весьма спартанского вида. Вполне вероятно здесь поправляли здоровье летчики Люфтваффе или мясники из тайной полиции. Может быть, на этой скамейке восседал какой-нибудь герой Крита и Нарвика. Стоп, иначе фантазия может вас далеко завести, господин Снегин. Сейчас думать надо о другом".
Дюша быстро скинул одежду на "историческую" скамью и несколько минут простоял под упругими горячими струями. А теперь - ушат холодной. Хорошо!
Потом он вернулся в гостиную, достал бутылку виски и налил в казенный стакан на "три пальца". Ну а долька швейцарского сыра, отрезанного швейцарским ножом, будет достойной закуской. Через пять минут захорошело, Дюша закрепил это прекрасное состояние еще одной проверенной дозой. Теперь, пожалуй, хватит. Как там у древних? "Вино вдохновляет поэтов". Но если не остановиться к поэтам приходит жирная свинья из придорожных кустов.
"Пора звонить, решение принято еще в автобусе. Рискну, пожалуй. Кто не рискует, тот...".
Снегин достал глянцевую визитку, вооружился телефоном и набрал номер.
-Добрый вечер. Это Андрей Снегин.
- А, Андрюшенька. Рад, что вы позвонили. Ответ - да? - судя по голосу, Радов ничуть не удивился.
- Я согласен, Константин Сергеевич. Что я должен сделать?
- Через час будьте на парковке. Там вы увидите микроавтобус, скажете пассажиру: "сценарий семнадцать", ну а далее выполняйте его распоряжения. Пока это все.
Радов дал отбой.
- Константин Сергеевич, а..., - Дюша выдохнул последнюю фразу в уже безмолвную трубку.
"Немногословен мой сценарист. Как-то все это странно.... Да и вообще удивляет информированность Радова: знает, где я сейчас, знает, сколько денег у меня в кармане. Не удивлюсь, если он знает, чем эта авантюра закончится. А вот это мы еще посмотрим! Кое-что и от меня зависит".