Гусаров Андрей Владимирович : другие произведения.

Крест Победы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Участвовал в Весеннем ЦарКоне-2005

  Распахнуты ворота вестготских городов.
  Понурились их башни в предчувствии врагов.
  И даже на  природу пал африканский жар -
  Не плодоносят пашни. Но назван Гибралтар1
  И приняли мечети иуды первый взнос2
  За сложенные крылья3. Как предан был Христос,
  Погиб при Гвадалетте помазанник его.
  Так обернулось пылью величие веков.
  Поодиночке графы ведут войска на рать.
  И суждено героям бесславно умирать,
  Ведь больше нет державы, единства, короля,
  А множатся границы и делится земля.
  
  В сумятице безвластья раздробленной страны
  Берберский предводитель обещанной казны
  Не принял. В одночасье Толедо овладев,
  Её, как победитель, взял ифрикийский4 лев5.
  Он весть послал эмиру, в которой восхвалил
  Богатство и обширность захваченной земли6.
  И мусульманской вирой стал магрибинский флот7.
  Вторжение свершилось на следующий год.
  Подобно переспелым  с гнильцой внутри плодам
  Ложились маврам в руки без боя города.
  И были вои смелы, и стены высоки,
  Но брали на измену те города враги8.
  
  Сжималось королевство быстрее, чем шагрень.
  Минул срок восьмилетний и вот настал тот день,
  Когда спасаясь бегством, в Кантабрийских горах9
  Был окружён последний, невенчаный монарх10.
  Он с долгой сотней воев11. Арабов тьма и тьма.
  Испания христова - на пятачке холма!
  Заходит солнце злое и ясно, что рассвет
  Защитникам готовит. И вдруг на небе... Крест!12
  И свет - не кровь заката, а злато райских врат,
  И звук - не гром грохочет, архангелы трубят!
  Последний луч. Стаккато!..  Упала наземь ночь.
  Знамение пропало. Да было ли оно?!
  
  "Мы зрели Крест Победы", - вскричал испанский вождь, -
  "Что был на Гвадалетте потерян! Но Господь
  Нас не оставил. "Предан, распят, но не разбит!" -
  Своим беспутным детям он это говорит". -
  И повелел из дуба срубить похожий крест -
  Отчаянья и веры, и злой надежды жест.
  Со скального уступа вождь людям так сказал:
  "Пускай, мы с вами смертны, но Бог нам показал,
  В грядущей битве в наших рядах пребудет он.
  Своим щитом укроет, мечи зажжёт огнём!"
  И ярую молитву испанцы вознесли.
  Но на весы их шансы пушинками легли.
  
  Едва настало утро, арабский командир
  К защитникам отправил иуду13, чтобы мир
  Им предложить. "Вы мудро поступите, сложив
  Оружие", - лукавил священник. - "Хватит битв.
  Все армии Испаньи, сражаясь, не смогли
  Противиться арабам. Так вам по силам ли?"
  Тогда, как заклинанье, услышал он в ответ:
  "Ты говоришь, что слабы, языческий клеврет?
  Мы в нашей вере крепки и в помыслах чисты.
  И с помощью христовой с холма, что видишь ты,
  Сойдёт на землю готов вновь божья благодать,
  Как урожай умножит посев - идальго рать".
  
  И, возвратясь, с печалью иуда передал
  Арабам слово в слово всю речь и так сказал:
  "Ничем, как только сталью, вам их не убедить.
  Они дерзки так, словно им надоело жить".
  "Тогда они получат желаемую смерть", -
  Ему каид14 ответил, - "не стоит их жалеть.
  Возрадуемся лучше отчаянью врагов.
  Пока ещё день светел, мы разобьём глупцов".
  В долине Ковадонги вот-вот начнётся бой
  Двух армий, двух религий, культур, одна другой
  Враждебных и далёких, как солнце и луна.
  Поднялись знаменосцы, звучит трубы сигнал.
  
  Вновь, как на Гвадалетте, две армии сошлись.
  Предгрозовые тучи затмили неба высь.
  И мавры на последний Испании редут
  Вверх по холмистой круче атакою идут.
  Звенят тетивы дружно и крутятся пращи,
  И град камней и дротов почти неистощим.
  И кажется, что нужно ещё чуть-чуть нажать,
  И будут смяты готы, им некуда бежать!
  Но что случилось?! Буря! Арабов сносит шквал
  И собственные стрелы разят их наповал!
  И небеса ликуют, обрушив град и дождь,
  И в контратаку лучших бойцов бросает вождь!
  
  Под громом бьющих молний смутилась вражья тьма.
  И кажется ей будто, что демоны с холма
  Все в чешуе драконьей, багровой от крови,
  Несутся и не будет спасения от них!
  Тут паника напала на грозных сарацин.
  В бесформенную тушу вошел испанский клин
  И бойня всех смешала. Зачавкала земля,
  Пьянея с крови. Души рвал ветер веселясь.
  И светлым исполином шёл Иисус Христос.
  Его печальный облик страшней был адских гроз.
  Бежали сарацины, кровавый след стеля.
  А крест победы славной на небесах сиял!!!
  
  И чьё то было чудо? От бога? От людей?
  Пусть спорят казуисты церквей и королей.
  Но только с той минуты, как вновь был поднят крест,
  Продлится реконкиста15 почти семь сотен лет.
  Испанцы и арабы не будут мира знать,
  Но будет что поэтам стихами воспевать -
  Воителям их славу, правителям - дворцы,
  И будет что поэтам оплакивать навзрыд -
  Любимых, что погибли, сады, что сожжены.
  Но кто сейчас их помнит? И ты, и я немы.
  А у плиты могильной святого короля16
  Стоит крест Ковадонги, как и тогда стоял.
  
  
  
  1 Весной 711 года Тарик бен Зияд, предводитель военной экспедиции берберов, разбивший войска вестготов в сражении на Гвадалетте, высадился у подножия скалистой горы, которая с тех пор его носит его имя: Джабаль Тарик (Гора Тарика), более известная как Гибралтар [1].
  
  2 В 708 году Витица объявил преемником своего сына Агилу, который не был принят частью знати. Мы знаем, что Витица умер в 710 году, но, возможно, это случилось между 708 и 710. Причина смерти также не является ясной, так как согласно некоторым данным король умер естественной смертью, в то время как согласно другим он был убит феодалами, после чего его сын Агила бежал в Тарраконию, где он имел много сторонников. Тарракония, Нарбонна и, возможно, Галисия (где Витица был герцогом), соединились под властью Агилы. Андалусия (Бетика) и Лузитания поддержали мятежников,  которые доминировали кроме этого в Толедо, и вскоре подчинили себе Карфагению. Мятежники объявили королем Родериха, герцога Андалусии (Бетики)... Гражданская война воспрепятствовала Агиле отправить необходимое подкрепление графу Сеуты Олбану (Дону Хулиану), который был враждебен Родериху и лоялен арабам Ифрикии. Несомненно, что именно Олбан выступил посредником соглашения между Агилой и Тариком бен Зиядом, военным командиром прилегающей к Сеуте зоне. Условия соглашения, скорее всего были просты: золото королевской казны Толедо в обмен на военную помощь арабов. В истории вестготов подобное соглашение уже заключалось между Сисенандом и франками [2].
  
  3 Известно, что Оппа и Сисиберт, братья Витицы, возглавляли фланги вестготской армии при Гвадалетте и предали Родериха [2].
  
  4 Ифрикия - провинция халифата Омейядов (под контролем вали Египта) со столицей в Кайруане [1]
  
  5 Сразу после сражения у Гвадалетты витизианцы вошли в контакт с арабами, прямо или через Олбана. Несомненно, Агила ждал, что арабы возвратятся в Африку в обмен на материальную компенсацию. Тарик  вошел в Толедо, которым управлял брат Витицы Оппа. Арабский командир уверенно завладел всей готской королевской казной [2].
  
  6 Муса ибн Нусияр (Абу Абд аль-Рахман Муса ибн Нусиар), губернатор провинции Ифрикия, принял эмиссара своего вольноотпущенника летом 711 года. В сообщении говорилось о сложившейся благоприятной военной ситуации, и о захвате королевской вестготской казны [2].
  
  7 В мае 712 года, сформированная за несколько месяцев магрибинская армия в составе восемнадцати тысяч человек была готова пересечь Пролив. В отличие от первых участников экспедиции, христианских берберов, сейчас на Полуостров шли преданные мусульмане [2].
  
  8 Города Медина-Сидония, Кармона и Севилья открыли ворота без сопротивления, вероятно, потому что сторонники Родериха бежали и население было безразлично к происходящей борьбе двух группировок. Вклад евреев в сдачу этих городов, как и других, не является несомненным, хотя еврейский элемент, преследуемый готами в течение многих лет, с первых лет выражал мусульманам поддержку [2].
  
  9 Кантабрийские горы (Cordillera Cantabrica) - горы на севере Испании. Протягиваются вдоль южных берегов Бискайского залива. Длина около 500 км, высота до 2648 м (гора Торре-де-Серредо) [3].
  
  10 В Астурии укрылись множество христиан, бежавших от захватчиков. Патриции и плебеи, они приняли решение не подчиняться "исмаилитам" и готовиться для борьбы с общим врагом. Первым актом борьбы стало избрание предводителя. В этот момент выбор пал на Пелайо, принца королевской крови из рода герцогов Кантабрии, знатность которого сочеталась с личной храбростью и мужеством. Собрание знати, на котором Пелайо был поднят на щите (так провозглашали вождей) состоялось летом 718 года на Поле Хура, между деревней Кангас де Онис и долиной Ковадонга... В завоеванной местности мусульмане оставили отряд под командованием Мунусы, расположившийся в Хихоне. После получения известия о собрании на Поле Хура, Мунуса отправил донесение об этом эмиру Андалусии. Но только в 722 году в Астурию прибыл карательный отряд под командованием Алькама [4].
  
  11 Когда весть о прибытии карателей достигла христиан, кто-то пал духом, но Пелайо сумел воодушевить всех, призвав готовиться к схватке. Он расположил своих людей (их было всего 105 человек) на горе Аусева  где находилась пещера с образом Святой Девы Марии [4]
  
  12 Рассказывают, что перед сражением в небе появился огненный крест. И Пелайо сказал: "Это Крест Победы, который мы потеряли на Гвадалетте". Он приказал установить похожий крест из дуба на горе [4].
  
  13 С карателями находился и прелат из Севильи Оппа (брат Витицы), призванный убедить Пелайо сдаться [4].
  
  14 Каид (араб., буквально - вождь, предводитель) - в Алжире, Тунисе, Марокко представитель центральной власти, управляющий отдельным городом, округом, племенем или группой племён (обычно назначался из крупной феодальной знати) [3].
  
  15 Реконкиста (исп. Reconquista, от reconquistar - отвоёвывать) - отвоевание народами Пиренейского полуострова в 8-15 вв. территорий, захваченных арабами (точнее арабами и берберами, впоследствии получившими общее название - мавры). Реконкиста началась битвой при Ковадонге [3].
  
  16 После смерти Пелайо в Кангас де Онис в 737 году он был похоронен, согласно своему завещанию в церкви Святого Эулалия де Абамия, недалеко от Ковадонги. Позже там была погребена и его жена Гаудиоза. В царствовании Альфонсо X "Мудрого" их останки были перенесены в Святую Пещеру Ковадонги и захоронены рядом с Алтарем Святой Девы Марии. В конце XVIII века, там была выбита следующая эпитафия: "Здесь лежит святой король Пелайо, который в этой чудесной пещере начал реставрацию Испании. Умер в 737 году, похоронен вместе с женой и сестрой" [4]
  
  Список литературы:
  1. "Андалусия. VIII век. Эмиры, командиры, выдающиеся личности"
  2. "Падаение вестготского королевства (711-717 гг.)"
  3. "Большая Советская Энциклопедия"
  4. "Ковадонга (722 г.)"
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"