Master Abgus: другие произведения.

Космогония Древнего Вавилона. Начала Иерархии

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Конкурсы романов на Author.Today
Загадка Лукоморья
 Ваша оценка:


Космогония

Древнего Вавилона

Начала Иерархии

 []

  
   У древних народов Месопотамии существует сакральный религиозный текст "Энума Элиш"*. По мнению исследователей, поэма датируется второй половиной II тыс. до н. э.** и в ней описано Творение Мира. В этом источнике раскрыта структура Иерархии Охранителей Закона Неба и Земли. Там же говорится и о сотворение Человека...
   Предлагая этот адаптированный текст в некотором сокращении, обратим внимание на моменты, которые будут наиболее интересны и полезны в рассмотрении выбранной темы:
  
   Апсу первородный, всесотворитель,
   Праматерь Тиамат, что все породила.
   Воды свои воедино мешали...
   ..........................
   Ничто не названо, судьбой не отмечено,
   Тогда в недрах зародились боги...
   ..........................
   Тревожат Тиамат, снуют, суетятся,
   Чрево Тиамат они колеблют...
   ..........................
  
   /Авт. Апсу беспокоили шумы и беспорядки в чреве Тиамат. Он был настроен погубить всё зарождённое в Ней и прекратить суету. Но небольшая часть зарождённых усыпила Апсу и придала его смерти... В честь этого покои свои Эйа назвал "Апсу"... И зарождены были младшие боги.../
   ____________________________
  
   * King Leonard W. Seven Tablets of Creation, Luzac's Semitic Text and Translation Series. London, 1902. / Семь таблиц творения: или Вавилонская и Ассирийская легенды о создании мира и человечества.
   ** По мнению Гвендолины Лейк (Gwendolyn E Leick. Cardiff Metropolitan University. UK) вавилоно-аккадский эпос о сотворении мира предположительно создан в эпоху II династии Исина, т.е. ок. 1156 -- 1026 до н. э. (Leick G. Anunna(ki) // A dictionary of Ancient Near Eastern mythology. -- New York: Taylor & Francis, 2003).
   _____________________________
  
   В светлом Апсу зарожден был Мардук.
   Эйа, родитель, там его создал,
   Дамкина, мать его, породила.
   ...........................
   ....................
   Сыночек-солнце! Солнышко божье!"
   Нимб его -- десяти богов сиянье!
   Пятьдесят сияний его окружает!
   ...........................
   .....................
   [Боги] Зло задумали своим чревом,
   Тиамат, праматери, так они молвят:
   "Как Апсу любимого твоего убивали,
   Не пришла ты на помощь, сидела молча.
   ...........................
   .....................
   Сразись, отомсти за Апсу и Мумму!
   Порази врагов, преврати их в тени!"
  
   Услыхала Тиамат -- ей любы речи.
   "Благо -- совет ваш, ураган поднимем!
   Уничтожим богов в разгаре битвы!
   Сраженье устроим, богам отплатим!"
   .............................
   ......................
   / Авт. Мардука призывают вступиться за Младших Богов.
   Он же требует признать его Верховным или Всевышним... /
  
   "Если я мстителем за вас стану,
   Чтоб Тиамат осилить и спасти ваши жизни, --
   Соберите Совет, возвысьте мой жребий...
  
   /Авт. Обе стороны готовы к битве... После победы над Тиамат, Мардук истребляет всё её воинство (антропоморфных и зооморфных тварей), берёт в плен Кингу (второго Её супруга и предводителя Её воинства) и отнимает у него Таблицы Судеб. Немного отойдя от битвы, всемогущий бог разрубает пополам тело поверженной Тиамат. Одну половину он поднял вверх и сделал Небом, а другую -- Землёю. На небе он создал Эшарру -- подобие земного жилища Апсу -- и поселил там Анну*, Энлиля и Эа. Затем Мардук сотворил звезды на небе, дал сияние Луне и Солнцу, определил день и ночь.../.
  
   Он устроил стоянки богам великим.
   Звезды-планеты, подобья богов, он сделал.
   Он год разделил -- начертил рисунок:
   Двенадцать месяцев звездных расставил он по три.
   .................................
   .........................
  
   /Авт. Собрав совет богов, Мардук решает принести в жертву коварного Кингу, и все соглашаются на это. Кингу убивают, выпускают из него кровь, из которой Эа создает людей и возлагает на них бремя служения богам.../.
  
   "Это Кингу устроил сраженье,
   Взбаламутил Тиамат, затеял битву!"
   Связали его, притащили к Эйе.
   Объявили вину его, кровь излили.
   Людей сотворил он на этой крови,
   Дал им бремя божье, богам же -- отдых.
   .................................
   .........................
   /Авт. Далее следует создание божественной стражи и построение следующей ступени в "Иерархии", для соблюдения и охраны Закона Всевышнего.../
  
   Всех Ануннаков, дольних и горних,
   К Анну* приставил -- охранять решенья.
   Триста на небе он выставил стражей.
   Земле такую же долю назначил.
   Шестьсот поселил их на земле и небе.
   ...............................
   ........................
   Собрались на Совет великие боги,
   Укрепили, упрочили Мардука долю --
   ..............................
   .......................
   ......................
   Над Богами небес и земли власть ему дали.
   .............................
   ......................
   Подобье того, что на небе он создал, на земле да сделано будет...
   .................................
   .........................
   Он, кто закрепил стоянки всем Игигам и Ануннакам!
   .........................
   ____________________________
   * Ану (шум. Ан) -- в шумеро-аккадской мифологии -- верховный бог неба, возглавлявший сонм богов. Наряду с Энлилем и Энки (отцом Мардука) входил в число старейших и самых могущественных богов месопотамского пантеона. Его титул -- "отец богов".
   ____________________________
  
   / Авт. Считается, что Игиги имеют статус выше, чем Ануннаки.../.
  
   .................................
   .........................
   Людей, что он создал, дал им жизни,
   Дал им бремя божье, а богам свободу --
   Создать и разрушить, казнить и простить --
   Воистину, то в его лишь власти,
   Со страхом почтительным на него да взирают!
   ................................
   ................................
   Он, кто радует сердца Ануннаков, успокаивает Игигов!
   .................................
   .................................
   ................................. и т.д.
  
  
   Доктор Уолис Бадж (Wallis Budge. London, British Museum) предлагает свой взгляд на сотворение Мира из перевода и интерпретации текста поэмы взятого из иного источника обозначенного как "Dragon-Myth", где говориться, что Тиамат была Драконом:
  
   5. Кто был дракон [...]? / Who was the dragon...
   6. Tiamat* был дракон [...]! / Tiamat was the dragon...
  
   Тиамат предположительно изображалась в виде Дракона или гидры с семью головами**. В символическом контексте, из этого следует, что Дракон это не какое-либо Зло или противник всего хорошего, а нечто обозначающее "Вечную Воду" или "Порождающее Море", изначальную "Бездну", "необъятные воды***, т.е. первозданный океан и первоматерию".
  
   В "Вавилонской истории" от Беросса /аккад. "Бел-уцур"/ (ок. 350/340 -- 280/270 до н. э.), жреца бога Бэла в Вавилоне, в первом томе сочинения, указывается что ранее (Авт. - вне Времён) властвовала "Оморка" (Авт. - "Оморка" / халд. "Талаттх" (Тиамат), на греческий язык переводится как "Море", а в числовом выражении - "Луна".
  
   ____________________________
   * Форма имени тут используется Tаmtu , т.е. "море".
   ** Тиамат. Мифы народов мира. Под ред. С. А. Токарева.
   *** В китайской мифологии и культуре Дракон символ доброго начала и, в целом, прочно ассоциирующийся со стихией воды. Ритуалы по вызыванию дождя не обходились без изображений дракона уже в VI в. до н. э.
   ____________________________
  
   В греческой гематрии, буквы слова "Оморка" имеют то же самое числовое значение, что и буквы слова "Селена", с принадлежавшими ей чудными антропоморфными и зооморфными созданиями (потенциальными Стихийными и Природными Силами) и было это во Мраке и Воде (Авт. - до появления Света)..
   Бэл (Авт. Мардук) разделил / разорвал Тиамат посередине / пополам, сделав из одной части землю (Авт. "Материю", "Твердь"...), а из другой Небо (Авт. "Пространство"), в тот момент внутренние и подчинённые Тиамат твари исчезли (Авт. - "трансформировались", т.е. состоялась иная Природа...).
   Бел (Авт. Мардук), разделив Мрак посередине (Авт. - породил Свет), отделил землю и небо друг от друга, и устроил Космос. Животные же, не переносившие силу света, погибли.
   Бел, видя, что земля пустынна и плодородна, приказал одному из богов, чтобы тот отрубил ему голову, и, смешав землю с хлынувшей кровью, создал людей и зверей, способных выносить воздух.
  
   Как можно заметить из текста "Энума Элиш", в Тиамат содержатся все зачатки Иерархии. Далее, при, выражении Иерархии и её дальнейшем выстраивании, происходит переход от богов "старших" к богам "младшим", а при организации Вселенной, процессов материализации и выстраивании структур пространства, наступает этап производства или сотворения Человека, помощника богам или Силам Высшим. Существующий Закон от Анну и его соблюдение в новых условиях организованной материальной среды требует совершенствования иерархической структуры. Из уже имеющихся духовных сущностей создаётся "гвардия" (итал. guardia -- охрана, защита). В её ряды призываются Ануннаки*, триста из которых осуществляют свои функции на Небе, а иные триста в пределах Земли. Стражи послушны своим прародителям и "трепещут" перед ними, но нигде не говорится, что какие-то из них лучше, а какие-то хуже. Нет в хранителях Закона на Небе и в просторах небесных преимущества перед хранителями того же Закона на Земле и в недрах её. Все, призванные следить за исполнением Закона и упреждать его нарушения, равные между собой. И нет между ними вражды и соперничества...
  
   Послесловие...
  
   "... Ануннаки, Великие Боги, собрались. Маммет, она, которая формирует судьбу, определила судьбу с ними. Они установили Смерть и Жизнь, но они не сделали известными "дни смерти"...." (Эпос о Гильгамеше).
  
  
   _________________________________
   * Афанасьева В. К.. Ануннаки // Мифы народов мира : Энциклопедия в двух томах / Гл. ред. С. А. Токарев. -- М.,1991.
   _________________________________
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"