Лаки: другие произведения.

Анализ жанра фэнтези. Типичные и редкие явления

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние Истории на ПродаМане
Peклaмa
Оценка: 6.04*51  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Профессионально-хулиганская попытка проанализировать типичные и редкие явления в фэнтэзи, как то: сюжет, характеры героев, систему магии и много чего еще. Смесь критики, практикума для начинающих писателей и своеобразного теста для писателей состоявшихся :)


Анализ жанра фэнтези. Типичное и редкое

   Популярность жанра фэнтези невероятна. Прилавки книжных магазинов ломятся от бесчисленного количества книг, люди читают запоем, начинающие авторы, один за другим, предпочитают работать исключительно в данном жанре... Но, что огорчает, зачастую десять новых книг - это либо переработка одной старой и известной истории, либо оригинальное произведение, по которому можно смело изучать мифы и легенды наших предков. А иногда - то, и другое сразу. И если тщательно проанализировать современное русскоязычное фэнтези, можно выявить основные черты сходства произведений на всех уровнях, начиная с идеи, мира и характеров героев и заканчивая системой магии и композицией. И данный анализ тоже лучше начать с характеристики идей, тем более что их не так уж и много.
   Идея 1: "А что было бы, если бы я родился не здесь, а там, и родился - магом?..". Одна из самых распространенных идей: чужой мир. Либо другая планета, либо наше средневековье, либо еще что-то выдуманное, где живут герои, не имеющие никакого отношения к современной действительности.
   Идея 2: "А что было бы, если бы я вдруг попал туда?..". Вторая распространенная идея: наш человек, предположительно, автор, по разным причинам попадает в сказочный мир. И, как правило, попадает туда герой в своей современной одежде, язык ему странным образом учить не приходится, а ничему необычному он сильно не удивляется. А если и удивляется - то недолго, и невероятно быстро адаптируется, ко всему привыкает и становится "своим человеком". Исход обычный - или герой остается в мире, или возвращается назад. Реже - герой перемещается в параллельный мир после смерти (или же в результате оной) и путь назад ему заведомо отрезан.
   Идея 3: "Иногда мне кажется, что я нахожусь не в своем мире... А если я в самом деле нахожусь не в своем мире?..". Малораспространенная идея, а жаль. Многие пишут о том, что случайно оказавшийся в волшебном мире герой, находит там и себя, и свою любовь. Но - мало кто пишет о том, что он просто возвращается назад, в свой мир, туда, где он родился.
   Идея 4: "Он прибыл к нам с Юпитера!". В наш мир попадает человек из необычного мира с волшебством и феей под мышкой, и начинаются чудеса.
   Идея 5, почти никому неизвестная: "Ой, где это я? На мой мир похоже...". Герой из одного сказочного мира попадает в другой сказочный мир. И один от другого может отличаться хотя бы тем, что в первом мире магию называют магией и используют огненные шары, во втором - это шаманство и главное оружие - ритуал. Или в первом нет эльфов, а во втором - есть. Вариантов множество.
   Первый шаг сделан. Идея есть. Что дальше? А дальше - интрига. Ведь не просто так загремел в сказочный мир наш человек, не просто так в самом волшебном мире кто-то родился!
   Интрига 1: "Однажды звезды предрекли...". Пророчество - самая распространенная тема. Ему было предсказано спасти мир. Ему было предсказано вредить миру, пока не явится спаситель. Ему было предсказано стать наставником того, кто потом спасет мир. Ему было предсказано стать спасителем того, кто потом спасет мир. Ему было предсказано стать царем (завоевателем) мира. И так далее. Просто и избито.
   Интрига 2: "Куда идем мы с Пятачком - большой-большой секрет!". Очередная распространенная тема. Когда нужно пойти туда, не зная, куда и найти то, не зная что. Или зная, что, но не зная, куда. Или наоборот. А на кону, как обычно, благополучие либо целого мира, либо отдельно взятой страны. Сюда же - включаются поиски героем выхода, если он прибыл из нашего мира и очень хочет вернуться домой.
   Интрига 3: "...и бросить Кольцо в жерло Роковой горы". Или вдохнуть в силу в некий жизненно важный артефакт. Перекликается с интригой 2, и, часто, с интригой 1. И на кону тоже стоит судьба мира.
   Интрига 4: "Я буду мстить, и мстя моя страшна!". Очень распространенное явление. Когда кто-то кого-то когда-то смертельно обидел, а ошибки нужно не прощать, а смывать кровью. Сюда же включаются и ошибки дедов-прадедов, за которые страдают несчастные потомки, и беды самих потомков.
   Интрига 5: "Помогите, я рыба!". Главный герой - неизвестно кто. Или всем известно, а ему - нет. И начинаются поиски себя, поиски своего места под солнцем. Сюда же - можно включить и просто поиски места под солнцем, если герой - изгой, полукровка или человек из нашего мира, которому не суждено вернуться на родину.
   Интрига 6: "Это не я расист! Это они негры!". Некая раса, будь то вампиры, орки, тролли или люди, мешает спокойно жить соседям, и потому - подлежит немедленному уничтожению. Сюда же - входит и излюбленная тема ведьмаков, ведьм и прочих истребителей нечисти, которая к отдельной расе не относится, но уничтожению все равно подлежит. Правда, изредка некровожадные авторы пытаются научить своих героев ладить с врагами народа.
   Интрига 7: "Что наша жизнь? Игра". Жизнь - театр, а люди в ней - актеры. Или марионетки, которыми управляет некая высшая сила. Все события известны, их исход - предрешен, а людям только и остается, что смириться и жить, как велят свыше. Или пытаться протестовать, но исход - все рано предрешен.
   Интрига 8: "Я - Ужас, летящий на крыльях ночи!". Есть некий злодей, группа злодеев или просто огромное вселенское Зло без определенного облика и места жительства. Зло нападает, а Добро в лице героя местного, героя пришлого или же группы героев обороняется и спасает мир.
   Интрига 9: "Учись, студент!". Некий студент некого магического университета либо исправно учится, озорничая и прогуливая занятия, либо практикуется, собирая сказки, легенды, тосты и неприятности.
   Интрига 10: "Я король или хрен собачий?!". Принц или король отвоевывает законный трон у подлых захватчиков. Король защищает свою фамильную собственность или же свое государство. Граф, барон, маркиз или князь по глупости теряет свои земли, а потом рвется их возвращать. И развитие интриги обычно приводит к горам трупов, морям крови и хэппи-энду.
   Конечно, это далеко не все, есть и необычные, нестандартные интриги, выдуманные автором, честь ему за это и хвала. А на очереди - сюжет.
   Итак, появилась идея - допустим, в неком неизвестном науке мире родился сильнейший маг. Появилась интрига - маг родился не просто так, его рождение предрекли звезды, а, значит, придется кого-то (или что-то) от кого-то с помощью чего-то спасать. А вот по какому сценарию развернется спасение - подскажет сюжет. Всего же типичных фэнтезийных сюжетов насчитывается на удивление мало.
   Сюжет 1: "Дорога, дорога...". Всю книгу главный герой куда-то идет, не задерживаясь долго на одном месте. Или ищет что-то, или на битву идет, или просто бродит в свое удовольствие - зависит от авторской идеи.
   Сюжет 2: "Не все спокойно в Датском королевстве". В неком королевстве, городе, области - непорядки. Из сейфа короля умыкнули бутылку "Советского шампанского" и он требует найти искомое. Внезапно объявляется путник, предположительно наследник трона, и наводит шороху. Придворный маг уезжает лечиться на воды, а его нерадивый ученик ставит все с ног на голову. Случайно сваливается с неба наш человек и с ним надо что-то делать... И так далее.
   Сюжет 3: "Во французской стороне, на чужой планете предстоит учиться мне в университете...". См. идею 9. Но здесь следует разграничивать идею - это создание университета, академии, школы, и сюжет - процесс учебы в заведении некого товарища или группы товарищей.
   Сюжет 4: "Война - бесконечная стрельба над головой...". Сосед воюет с соседом за клочок приграничной земли или обладание очередным королевством. Ведьмаки исправно истребляют нечисть во всей округе. Некий герой с ватагой друзей отвоевывает сто лет назад захваченные орками земли. И т.д., и т.п.
   Сюжет 5: "Винегрет". Синтез сюжета 1 и сюжета 2, или сюжета 2 и сюжета 3, и далее по аналогии. А иногда встречается все вместе и сразу.
   Сюжет прорисовался. Но как ведется повествование? Вариантов тоже, увы, немного.
   Повествование 1: "Я на солнышке лежу...". Автор - наблюдатель. В события он не вмешивается, а лишь тихо ведет свою летопись.
   Повествование 2: "- А где бабуля? - Я за нее!". Автор - в центре событий, повествование ведется от первого лица.
   Повествование 3: "Только я все лежу..." Синтез 1 и 2. Автор - наблюдатель, в события он не вмешивается, а лишь наблюдает за ними с помощью, допустим, волшебного шара, но повествование ведется от первого лица. Сюда же относится и тот редкий случай, когда главный герой - координатор событий, незаметно всем манипулирующий.
   Повествование 4: "- Песчаный карьер - два человека! - Я!!". Автор не просто в центре событий - он отдувается за двух или более героев сразу, а повествование ведется от первого лица - и от лица всех нужных героев.
   Типичные идеи, интриги, сюжеты и типы повествований рассмотрены. Что дальше? А дальше то, без чего фэнтези не было бы фэнтези - мир.
   Мир 1: "Я гляжу на это дело в древнерусской тоске...". Лень ли автору выдумывать свой мир, или просто не получается, но многие поселяют своих героев в мир наших славянских предков - с непременными атрибутами в виде языческой веры, печи, бани, имен людей, названий единиц времени и существ типа водяного и лешего. А иногда автор берет подобный мир за основу, добавляет своих существ, героям почему-то дает современные иностранные имена, а богов собирает из мифов разных народов. Сюда же относятся и миры: а) созданные на основе средневековья - с графско-баронскими титулами, рыцарями без страха и упрека и беззащитными прекрасными дамами, б) созданные на основе нашего современного - с людьми испанской, китайской или французской национальности и соответствующими именами, традициями, темпераментами и лексикой.
   Мир 2: "Я первый придумал!". Автор не пользуется никаким источниками, будь то "Энциклопедия мифология" или ранее изданные книги, а придумывает все сам. И историю народа, и его быт, нравы и традиции, и существ, и денежную систему, и названия государств, и необычные имена героев. Но - подобное встречается, увы, крайне редко.
   Мир 3: "И почему не я первый придумал?..". Это - так называемый фанфик. Автор настолько увлекся чужим миром, что без зазрения совести поселил в нем своих героев. Правда, у некоторых авторов совесть изредка просыпается, и они добавляют к компании известных уже существ кого-нибудь новенького, не обязательно ими самими придуманного.
   Мир 4: "Ну, я тоже не сам придумал, но и не украл". Это - мир виртуальной реальности. Вроде, и не откровенный плагиат, и не своя идея. Автор, заразившись от некой бродилки, частично списывает героя, частично - идею и интригу, частично - структуру мира и его реалии, частично - систему магии, частично или полностью - приключения, и добавляет по аналогии немного своего.
   Итак, мир есть. Далее - самое интересное. Мир нужно населить героями, как главными, так и второстепенными. Рассмотрим известные науке типы главных героев.
   Герой 1: "У меня муж - волшебник!". Главный герой - маг, волшебник, чародей, шаман, ведьма и иже с ними. Примерный возраст - от 16 и старше. Герой непременно либо сильнее и могущественнее всех и вся, либо же - будет таковым, когда вырастет и повзрослеет. Менее распространенно - герой считается магом, но способностей у него не ахти сколько, да и те - свойства неопределенного. Маги подразделяются на: а) придворных, б) странствующих, в) обучающих подрастающее поколение и г) забросивших волшебство и удалившихся от мира. Сюда же - отнесем алхимиков, травников, жрецов и священников как людей, владеющих некой силой и знанием, недоступных простому смертному.
   Герой 2: "Я не волшебник, я только учусь!". Герой - ученик мага. Либо - один-единственный ученик придворного мага или отшельника, либо - адепт академии, университета, школы. Только учится, но уже наделен незаурядным даром и способен победить и своего учителя, и главного злодея.
   Герой 3: "И за десант, и за спецназ...". Герой - воин. Наряду с магом - самый распространенный тип героя. Выделяются несколько типов воинов. 1. Служит в армии при дворе и обычно в начале книги он - рядовой вояка, но к концу - продвигается по служебной лестнице и становится едва ли не генералом и обязательно дворянином. 2. Наемник - бродяга без роду и племени, из глухой деревни. Либо сбежал из дома на поиски приключений, либо вообще не помнит родителей. 3. Мститель - у ребенка перебили всю семью, он взрослеет, учится драться и отправляется мстить. Здесь как подтип можно выделить - ученик воина, правда, редко встречающийся. 4. Варвар - дитя своего племени, с малолетства обучается владеть всеми видами оружия и приемами восточных единоборств. 5. Странник. Иногда без роду и племени, иногда - чуть ли не наследный принц, но по разным причинам возвращаться не родину не собирается и потому бродит по миру, изредка помогая угнетенным. Зарабатывает как своим мечом, так и чужим топором, если надо старенькой бабушке дров нарубить.
   Герой 4: "Ты вор, джентльмен удачи! Украл, выпил, в тюрьму - романтика?". Герой - вор. Либо матерый и с большим стажем, либо начинающий и еще совсем мальчишка. Как правило, герою не дают жить и спокойно заниматься любимым делом то воровская гильдия, то городская стража, то высшие силы.
   Герой 5: "Оставь меня, старушка, я в печали...". Герой - отшельник. Не маг и не воин. Когда-то давно он оказался не в нужном месте и не в нужное время, слишком много о ком-то знает и потому вынужден скрываться. Роль - информатор, если его удается найти и раскрутить на разговор. Сюда же - относятся и любители природы, презирающие города и живущие в мире со всем миром.
   Герой 6: "Саид, а ты как здесь оказался?". Герой - человек из нашего мира. Выделяется отдельным типом, потому что неизвестно, кто из него получится. Магия ли внезапно прорежется, воинским делам ли обучится, воровать ли пойдет или просто поселится на краю деревни и не будет никому мешать.
   Герой 7: "Бабушка, а почему у тебя такие острые зубы?". Герой - нежить. Самые распространенные - вампир и оборотень. Вампиры - как были существами с острыми клыками и крыльями, так и остались, а вот с ипостасью оборотня народ что хочет, то и творит. И в тигра они превращаться могут, и в змею, и в собаку. Но главная ипостась - человеческая. Очень редко встречается герой, у которого главная ипостась - звериная. Или - ипостасей не одна, а несколько.
   Герой 8: "Бабушка, а почему у тебя такие длинные уши?". Герой - нечеловеческое существо. Эльф, гном, дриада, нимфа, гоблин, хоббит и так далее. Сюда же - отнесем и полукровок, и разумных драконов.
   Герой 9: "Ничтожество!". Герой - обычный человек и без каких-либо задатков. Он или обычный мирный житель, или путешественник, собирающий сказки и легенды и выкручивающийся из неприятностей лишь благодаря здравому смыслу и хитрости. Типичные представители: а) барды, менестрели, художники при условии, что единственное их оружие - это гитара, лютня или этюдник, б) короли и их придворные при условии, что они не маги, не воины и не воры, что редкость. К сожалению, подобный герой - явление вымирающее и почти никогда не используемое.
   Герой 10: "Чудны дела твои, Господи...". Герой - некое божество или представитель иных высших сил. Антропоморфное, неуязвимое, бессмертное, долгоживущее и меняющее внешность, как перчатки. Тоже - явление крайне редкое, а жаль.
   Герой 11: "Мастер на все руки". Самый распространенный герой - он и маг, и воин, и иногда вор, и менестрель. И много кто еще.
   Типы героев мы выделили, теперь рассмотрим наиболее любимые авторами характеры.
   Характер 1: "- Молодая еще, капризная... - Какая капризная! Хулиганка!". Наверно, нет смысла подробно комментировать. Героиня - женщина, чаще молодая девушка, еще чаще - девственница. Вероятно, на этой почве у нее случаются и регулярные истерики, и нервные срывы, и многочисленные неприятности, в которые она по собственной глупости попадает. Психика - неустойчивая, характер - неуравновешенный. От переизбытка эмоций постоянно с кем-нибудь ссорится из-за пустяков, а, пугаясь, орет благим матом. Любит подшутить и поиздеваться, за словом в карман не лезет и за огненным шаром в рукав - тоже, чрезвычайно обидчива. Из-за недостатка жизненного опыта, оббегает все окрестности, прежде чем уничтожит монстра. Подобные характеры замечены среди ведьм, либо еще обучающихся, либо только-только обучение закончивших.
   Характер 2: "А за козла ответишь!..". Один из самых популярных мужских характеров. Герой чаще всего - молодой, но наглый, уверенный в себе на все сто процентов и даже не допускающий возможности того, что кто-то может быть сильнее, наглее и увереннее его. Причем, откуда подобная уверенность берется и чем она подкреплена - автор объясняет редко. Помимо прочего, герой нахален, обаятелен, неглуп, но из-за недостатка опыта и чрезмерной эмоциональности частенько лезет на рожон и порывается поставить на место всех, кого надо и не надо. Авторитетов для него практически не существует, единственное, некоторые чтят своих наставников, и то - лишь потому, что их на место поставить пока никакой возможности нет. Подобные характеры замечены среди магов-выпускников, воинов-учеников или выпускников, варваров, нежити и очень молодых нелюдей.
   Характер 3: "Наш ковер - цветочная поляна...". Романтический характер, как мужской, так и женский. Герой - добродушен, рассеян, улыбчив, если шутит - то не зло, любит, сидя на берегу озера под раскидистой ивой, встречать рассветы и провожать закаты. Как и любая нормальная творческая личность, ненавидит работать, если только работой не является сочинение стихов или музыки. Часто - боится крови, боли и нежити, но иногда способен собраться с духом и в меру сил воздать обидчикам по заслугам. Подобные характеры замечены среди бардов, менестрелей, странствующих художников и изнывающих от скуки провинциальных девиц.
   Характер 4: "К нам не подходи, не то зарежем!". Характер сформировался под влиянием страшной трагедии. В детстве убили родных. Герой - изгой или полукровка. Ушел на войну, а, вернувшись, обнаружил, что враги сожгли родную хату. Герой - мрачный, холодный, циничный, ироничный, настороженный, замкнутый, отчаянный. Не боится ни бога, ни черта, никому не верит, помощи ни от кого не принимает, авторитетов не признает. Сдержан до поры, до времени. Эмоции тщательно скрывает, в душе - то царит холод, то бурно кипят страсти. От него так и исходит аура опасности и враждебности, из-за чего те, у кого есть чувство самосохранения, лишний раз и мимо пройти побоятся. Правда, к противоположному полу это не относится, потому как герой зачастую настолько красив и сексуален, что к нему добровольно вешаются на шею. Подобный характер замечен среди магов, воинов, нелюдей-полукровок, воров, иногда - нежити и отшельников, как мужчин, так и женщин.
   Характер 5: "Сотни лет и день, и ночь вращается карусель-земля...". Достаточно распространенный характер, чаще всего - мужской. Герой неизвестно сколько лет живет на свете, и потому - научился принимать жизнь такой, какая она есть. Мудр, независим, сдержан, циничен, эмоции либо тщательно скрывает, либо они напрочь отсутствуют. Хитер и предусмотрителен, прежде чем сделать важный шаг, все рассчитает, проверит и перепроверит. Чрезвычайно много знает, но лишний раз никому ничего не расскажет, а ограничится туманными намеками. Обычно сидит на одном месте и раздает распоряжения подчиненным, потому как путешествовать не может в силу возраста или лени. Замечен среди престарелых магов, уцелевшей нежити, нелюдей и, редко, богов.
   Характер 6: "Чертик в табакерке". Подобные личности явно родились с шилом в нужном месте и потому, простите за повтор, на одном месте долго усидеть не могут. Любознательны, любопытны, вечно где-то пропадают, все узнают, разнюхивают и суют нос, куда не надо, за что и получают по заслугам. Обожают шутки и розыгрыши, нахальны, самоуверенны, жизнерадостны и на "ты" со всем миром. Отличаются непробиваемым оптимизмом, неунывающим нравом, редкой сообразительностью и ярким чувством юмора. Нередко попадают в нелепые, забавные и щекотливые ситуации. Частенько строят из себя сильного, умного и непобедимого, но, нарвавшись на неприятности, либо удирают, либо прячутся за спину действительно сильного. Подразделяются на две подгруппы: а) трусливые до мозга костей паникеры, боящиеся даже собственной тени, и б) трусливые, но способные в решающий момент собраться и, как минимум, унести ноги. Замечены среди учеников магов или воинов, очень молодых нелюдей. Интересный, неординарный характер, как мужской, так и женский, жаль, малоиспользуемый.
   Характер 7: "Сила есть, ума не надо". Герой - невероятный тугодум. Единственное, что ему легко удалось усвоить - это как правильно обращаться с мечом, а в магию таких не пускают, им очень трудно учить теоретический материал, да способности обычно - отсутствуют. Но - герой добродушный, неунывающий, открытый, доверчивый и зачастую наивный, как дите малое. Не смущаясь и врагов рубит в капусту, и пускает сентиментальную слезу над случайно раздавленной букашкой. Немного романтик, немного поэт, немного философ, наделенный простой житейской мудростью. Строить козни или вредить кому-то - не для него. Обычная роль в подобной ситуации - жертва. Именно такими характерами обладает соратник и верный друг главного героя. Замечен только среди воинов или мирных жителей, но реже.
   Характер 8: "Плутовка медленно, на цыпочках, подходит, вертит хвостом, с вороны глаз не сводит...". Хитрые и коварные герои, преследующие исключительно личные, низменные цели, не связанные с угрозой всему миру. Достаточно умны, чтобы и другого подставить, и самому не попасться. Обычно не знают, что такое совесть, а если и знают, то по рассказам очевидцев. Расчетливы, циничны, осторожны, нередко обаятельны, нахальны и самолюбивы. Легко могут и наивного человека сбить с пути истинного, и запудрить мозги вышестоящему начальству. Редко вредят лишь из чувства злости или скуки, скорее, считают, что достойны большего, что жизнь их обделила, а к поставленной цели идут по головам и до конца. Чувство юмора - ироничное, не столько смеются, сколько насмехаются. Жизни радуются осторожно, с опаской и оглядкой. Делятся на две подгруппы: а) мелочные, двуличные, трусливые, легко подставляющие ногу любому, и б) далеко не трусливые, хладнокровные, думающие, что выгодно - подставить ногу или протянуть руку. Характер и женский, и мужской, замечен среди всех типов героев, кроме божества, и то - если оно не главное действующее лицо.
   Характер 9: "Всех убью, один останусь!". Классический характер главного злодея или злодейки. Движимый маниакальной идеей погубить или поработить мир, злой на весь белый свет, герой подыскивает себе жилище в наиболее неблагополучном, с точки зрения экологии, районе, и начинает всем вредить. Но, что интересно, автор редко объясняет, почему герой таким стал и зачем ему сдался этот мир. Герой характеризуется либо повышенной нервной возбудимостью, либо чрезвычайным спокойствием, но в обоих случаях он - властен, бездушен, самолюбив, расчетлив, отягощен скукой, эгоистичен, жаден и, зачастую, безлик. То ли авторы стесняются собственных фантазий, то ли им лень придумывать, но подобные личности обычно ходят в плащах с надвинутым на лицо капюшоном. Убить или помучить жертву - им не составляет никакого труда, скорее, они получают от этого необъяснимое удовольствие. Наличие чувства юмора - явление крайне редкое, а если и присутствует, то насколько угрюмое, что его никто не понимает и не ценит. Обаяние - тоже. И, как правило, ум. Поражают те авторы, кто создает образ великого и непобедимого злодея, но почему-то забывает наделить его умом. Сообразительность - да, есть, но ведь злодей такого масштаба должен быть не просто умен, а гениален, как шахматист, который продумывает каждый ход на несколько шагов вперед. И предусмотрителен, о чем тоже многие забывают. Особенно умиляют злодеи, которые при всем своем могуществе до икоты боятся еще не рожденного героя. Характер и женский, и мужской, замечен среди свихнувшихся магов, заскучавших представителей высших сил и реже - воинов и воров.
   Характер 10: "Ушел в себя, вернусь нескоро". Герой - меланхолик. Вечно о чем-то думает, анализирует свои поступки, как важные, так и незначительные. До безобразия серьезен, чувства юмора лишен в принципе, шутить не умеет совершенно, как и чужих шуток не понимает. Осторожен, рассеян, замкнут и мрачноват. Лишний раз в драку не полезет, и не только потому, что труслив, а потому что лень. Вечно неуверен в себе, имеет кучу комплексов, главный из которых - комплекс неполноценности. В важной ситуации - даже если сто раз подумает, вряд ли сделает. Держится в тени, не любит находиться в центре внимания. Наблюдатель, "житель обочины", неплохой психолог, разбирается в людях, но не доверят никому, и пуще всего - самому себе. Непробиваемо спокоен и рассудителен, что бы вывести его из себя, придется очень хорошо постараться. Как подтип можно выделить от природы мрачноватую и нелюдимую личность - зануду и буку, которая не очень много думает, но думает, что делает. Характер и женский, и мужской, замечен среди магов, учеников магов или воинов, отшельников, обычных людей, нелюдей-полукровок, иногда - бардов.
   Характер 11: "Мать-Тереза". Герой - безумно любит мир и все, что с ним связно. Любит людей, зверей, леса, поля, злобных орков, коварных оборотней - просто потому, что они - живые существа. Рассеян, флегматичен, стойко принимает удары судьбы и всегда прибежит на помощь, стоит лишь позвать. Живет не для себя, а для мира. В характере подобного героя напрочь отсутствуют тщеславие, эгоизм, мелочность, наглость, жадность, себялюбие. Гордость если и есть - то немного, и она нисколько не помешает на коленях умолять злодея пощадить несчастную жертву. Непременные черты - честность, безграничная доверчивость, наивность. Но - личность достаточно сильная, твердая, способная настоять на своем. Герой неглуп, но часто доверяет, кому не надо лишь потому, что верит - в каждом человеке есть хорошее, даже если хорошего в принципе не предусмотрено. Очень интересный и трогательный образ, жаль, малоиспользуемый. Чаще женский, замечен среди магов, обычно целительниц, жриц, иногда - отшельников и простых людей.
   Вот, в принципе, наиболее распространенные характеры. Конечно, каждый автор добавляет к известному избитому образу какие-то свои черты и детали, поэтому всего - не учтешь. И мы переходим к следующей важной категории - отношениям между героями.
   Отношения 1: "А я милого узнаю по походке...". Классическая ситуация - главные герои безумно друг друга любят, женятся и живут долго и счастливо. Единственное, почему-то сейчас стала очень популярной тема грустных и слезно-сентиментальных эпилогов. Герои любят друг друга, но им по разным причинам не суждено быть вместе. Герои любят друг друга, но один из них погибает. Герои любят друг друга, но оба чрезвычайно упрямы и никто первым признаваться не хочет. Еще одна популярная тема - они изначально терпеть друг друга не могут, а потом вдруг происходит чудо и случается великая любовь.
   Отношения 2: "Вот что значит - настоящий, верный друг!". Он и он, или она или она - друзья не разлей вода и по гроб жизни. Куда реже, он и она - друзья и никакого физического влечения друг к другу не испытывают.
   Отношения 3: "Враги сожгли родную хату". Он и он, она и она, она и он - смертельные враги. Развитие отношений может быть разное. Либо смерть одного из героев, либо обоих. Либо тихо мирятся в итоге, либо не мирятся, но расходятся в разные стороны. А если он и она - так любовь практически обязательна. Или, на худой конец, сомнительная дружба.
   Отношения 4: "Встать, когда с тобой старший по званию разговаривает!". Начальник и подчиненный. Либо в армии - генерал и солдат, либо при дворе - король и все остальные, либо в домах аристократов - хозяин и прислуга, или хозяин и раб. Развитие отношений - напрямую связно с характерами героев, нравами и традициями народа. Сюда же - отнесем и отношения должника и того, кому он должен.
   Отношения 5: "Браток, закурить не дашь?". Сослуживцы. В действующей армии, в наемном отряде, а королевской гвардии и пр. Имеются в виду не дружба или вражда, что тоже не редкость, а простые приятельские отношения людей, которые связаны лишь общим делом, похожими обязанностями и каждодневными встречами. Сюда же - можно отнести и отношения между соседями, студентами или людьми из "высшего общества", которые периодически встречаются на общих вечеринках, а без оных - никакой связи друг и с другом не поддерживают. Сюда же - отношения между случайными попутчиками.
   Отношения 6: "- Мама! - Не мамкай!". Родственные связи и отношения в семье. Причем, под семьей часто подразумеваются не только дедушки-бабушки, мама-папа, братья-сестры, кузены-кузины, племянники-племянницы, дяди-тети, но и внучатые племянники троюродной сестры, например, и столь дальние родственники зачастую оказываются вполне родными и близкими.
   Отношения 7: "Пойдем со мной, мой ученик, я познакомлю тебя с темной стороной Силы". Очередная классическая тема. Отношения развиваются в зависимости от пола и возраста учителя или ученика. Ученицы влюбляются в преподавателей, наставники подбивает клинья к молодым студенткам. Учитель воспитывает ученика с младенчества и заменяет ему (ей) семью. Ученик и учитель расходятся во мнениях и либо разбегаются в разные стороны, либо и вовсе становятся смертельными врагами. По завершении курса учитель и ученик остаются добрыми друзьями, и первый бескорыстно помогает последнему мудрыми советами и отдает на растерзание собственную библиотеку. Ученик видит в учителе не личность, а символ власти и могущества, и старается во всем ему подражать. Вариантов - множество.
   Дальше подробно рассматривать отношения между героями смысла нет. Переходим к следующему моменту, самому интересному и многими любимому - к системе магии. Редкий роман фэнтези обходится без волшебства, потому автору обязательно нужно заранее придумать и проработать основные типы магии, тематические заклинания, их приемы и последствия. Давайте разберем наиболее распространенные типы волшебства.
   Тип 1: "Ветер - дует, огонь - горит...". Классика чистой воды. Человек рождается с некой внутренней силой, с помощью которой он может черпать энергию из окружающего мира и преобразовывать ее. Без силы четырех стихий магия уже не магия, классы волшебников стандартны: маг Воды, маг Огня, маг Воздуха и маг Земли. Правда, некоторые выделяют и пятую стихию - душу. Заклинания тоже особой оригинальностью не отличаются. Если маг Огня - это огненные шары, они же фаерболы, огненные стрелы, стены огня, огненные щиты. Если маг Земли - это всевозможные землетрясения, поиск кладов с чуткой помощью родной стихии, создание земляных монстров. Если маг Воды - это штормы или штили, по надобности, поиск воды под землей в пустыне, например, водяные шары, ледяные стрелы. Если маг Воздуха - это вихри, смерчи и ураганы, полеты на крыльях ветра, воздушные щиты и прочая, и прочая. Отдельным подтипом часто выделяют магию погоды. Избито и старо, как мир, хотя магию внутренней силы человека можно трактовать по-разному, постоянно находя что-то новое, но мало кто этим занимается. Сюда же - отнесем магию эмоций (эмпатов), магию ума (телекинез, телепатия, гипноз).
   Тип 2: "Словно куклой в час ночной теперь он может управлять тобой...". Некромантия выделяется отдельно лишь из-за сногсшибательной популярности, потому как обычно она развивается бок о бок со стихийной магией. После романа Ника Перумова, который повествует о похождениях некроманта, авторов прорвало. Что ни произведение - то фигурирует некий мастер Смерти, будь он откровенным злодеем или вполне мирным господином, девиц на жертвенный стол не ворующим и налоги короне исправно выплачивающим. Характеризуется некромантия: а) кровавыми ритуалами - жертвоприношениями, непременным атрибутами которых являются некий стол и специальный нож, б) безграничной властью над умершими - скелетами, трупами, душами, и иногда - над мелкой нечистью вроде упырей и летучих мышек. Параллельно с некромантией бурно развивается и целительство. Исцеление больных проходит либо с помощью подручных заклятий, либо с помощью зелий.
   Тип 3: "На поляне траву зайцы в полночь косили...". Магия трав, деревьев и живых существ вроде мелкого зверья, земноводных и членистоногих - тоже достаточно распространенное явление. Характеризуется особыми ритуалами - некую траву нужно срывать только в полнолуние третьего месяца и лишь ту, что растет под старой осиной, и все в таком духе. Стать травником или травницей, в отличие от того же мага Огня, можно и не имея дара. Достаточно проявить усердие при заучивании всех известных науке растений, связанных с ними легенд, обрядов и, конечно же, рецептов. Особых заклятий травники не изобретают, им достаточно сварить зелье на огне и не перепутать компоненты. Наиболее распространенный подтип - ведьмы и ведуньи, которые используют силу и флоры, и фауны.
   Тип 4: "Дело будет шито-крыто, карты правду говорят!..". Тоже - классика жанра. Это - магия, так сказать, покровительства высших сил. Предсказание, ясновидение, гадания на картах, кофейной гуще, линиях на ладони, на внутренностях жертвенных животных и так далее. Ясновидение характеризуется вещими снами и случайно возникающими видениями страшного будущего, посланными свыше. Кроме того, маг способен распознать человека, отмеченного печатью смерти, власти или судьбы. Гадание, чаще на картах, удел тех же ясновидящих, дар которых требует помощи подсобных предметов. То есть, видение гадалку посетит вряд ли, но сложное послание судьбы она вполне способна понять, если, конечно, у нее дар предсказаний, а не дар вешания лапши на уши.
   Тип 5: "- Шаманишь? - Шаманю...". Менее распространенный тип магии - шаманство. Выделяется отдельно, потому как требует куда более сложной подготовки, чем создание огненного щита или упокоения непослушного зомби. Характеризуется не столько врожденным даром человека, сколько его умением устанавливать контакт с духами природы и заимствовать у них силу. Колдовство обычно сопровождается долгими ритуалами (пляски и пение - это призыв духов, привлечение их внимания), созданием сосуда-вместилища силы (рисунок на земле, пучок сорванных трав, связанные веревки) и его последующим разрушением, чтобы высвободившаяся сила, приняв заданное сосудом направление, исполнила волю шамана.
   Тип 6: "Волк разговаривает... Волк разговаривает?!". Опять же, классика жанра. Способность человека понимать язык животных и общаться с ними. Это не особенность внутренней силы мага, а врожденный "канал связи", существующий между ним и животными и, реже, растениями. Иногда вместе со способностью понимать животных, маг получает возможность становиться одним из них, то есть менять ипостась по собственному желанию, но не подвергаться вредному воздействию звериной личины. Как подтип можно выделить способность героя понимать магических существ.
   Мелкие подразделы магии - магию рун, слов, символов, ритуалов, жестов подробно рассматривать смысла нет. Зато чрезвычайно интересна связанная с магией вообще тема артефактов.
   Артефакт 1: "Жить захочешь - не так раскорячишься!". Артефакт - живой. Либо его изначально таковым создали, либо душу он получил после особого ритуала. И, что характерно, ритуалом является поединок, а обретенной душой - душа невинно убиенного. Подобный артефакт зачастую не дурак поговорить, прекрасно читает мысли своего владельца, верно ему служит и в руки никому другому не дается. Обязательно имеет собственное имя.
   Артефакт 2: "- Иначе - моменто море!". Артефакт - без души, но силой обладает немалой и потому герои регулярно дерутся за право им обладать. Сама же вещь либо тщательно запрятана, чтобы с ее помощью не натворили бед, либо не менее тщательно охраняется специально обученным человеком. И, как правило, именно злодею удается до нее добраться и сильно навредить миру. Сюда же - отнесем те артефакты, которые созданы специально для спасения мира и которые слушаются лишь конкретных избранных.
   Артефакт 3: "Ах, какое полезное изобретение!". Артефакт и без души, и силой особо не наделен. Так, может по мелочи хозяину жизнь спасти, если это некая заговоренная кольчуга, от которой фаерболы отскакивают, как мячики от земли. Или, если сумка, вмещает необыкновенное количество ненужных в пути предметов, которые девать некуда, а выкинуть жалко. Или, если кинжалы, сами летят к цели, даже если его владелец оружие первый раз в жизни увидел. Сюда же - отнесем и заговоренные амулеты: браслеты, кольца, цепочки и иже с ними.
   Артефакт 4: "Не пей, козленочком станешь!". В сущности, это и не артефакты, а так, подсобные средства в виде зелий, но упомянуть о них стоит. Зелий существует множество: исцеляющие раны, позволяющие видеть в темноте, помогающие разглядеть замаскированные магические ловушки и прочая, и прочая. Сюда же, как подсобные средства, - отнесем любимые многими авторами стрелы с огненными или ледяными наконечниками.
   Далее разберем типичную форму, композицию, хронотоп, символику и лексику. С формой все понятно - роман и только роман. А вот все остальное рассмотрим отдельно. Начнем с композиции.
   Композиция 1: "Война и мир". Чрезвычайно популярны романы-эпопеи. В том смысле, что история не заканчивается одной книгой, продолжение - намечается, и тоже - не одной книгой. Композиция довольно проста - пролог, эпилог, нужное количество глав, которые распределены по нескольких частям.
   Композиция 2: "Мастер и Маргарита". Очень редкое, но встречающееся явление - роман в романе. Кроме двух параллельно развивающихся историй об авторе произведения и герое нечего примечательно нет. Стандартные пролог, эпилог, нужное количество глав с подобранными названиями и, иногда, две или более части.
   Композиция 3: "Мы". Тоже явление крайне редкое, когда роман написан как дневник, а главы - это датированные события из жизни героя. Или не датированные, а должным образом названные, а композиция - не дневник, а курсовая работа или тетрадь по практике.
   Композиция 4: "Прощание с Матёрой". Нет ни эпилога, ни пролога, ни названий глав, ни частей. Есть лишь пронумерованные или отделенные друг от друга "звездочкам" или пробелами эпизоды.
   Композиция 5, без названия: В классике почему-то подобных явлений не обнаружено или автор статьи ее плохо знает... Одна из подобных композиций - есть лишь части - две или три, но ни разбивки на главы, ни разделения на эпизоды нет. А вторая подобная композиция - выделяются части, выделяются главы - и к каждой подбирается эффектный эпиграф.
   С композицией определились. Теперь - хронотоп или, в простонародье, пространственно-временная структура.
   Пространство 1: "Мир, в котором я живу...". На какие бы области мир не разделен, разворачивающиеся события охватывают территорию всего мира, извините за повтор. А поскольку в одном произведении подобное сотворить трудно, автор продолжает активно эксплуатировать полюбившийся ему мир на продолжении нескольких больших и толстых книг.
   Пространство 2: "Широка страна моя родная...". События развиваются в одной конкретно взятой стране или области, хотя изредка автор упоминает некие приграничные земли, лежащие за ее пределами. Сюда же - отнесем войну между двумя странами.
   Пространство 3: "В уснувшем городе, где сны сбываются...". События развиваются в одном-двух городах и прилегающим к ним зеленым зонам. Один из самых распространенных типов пространства.
   Пространство 4: "Во деревне то было, в Ольховке...". Мир поделен на деревушки, а события развиваются в одной из них и располагающихся неподалеку лесах, полях, речках и болотах. Тоже весьма распространенное явление.
   Пространство 5: "Море, море, мир бездонный...". Крайне редко встречающийся тип пространства, когда мир разделен на островки и небольшие материки, а большая часть событий происходит на море.
   Пространство 6: "Земля в иллюминаторе видна...". Тоже редкое явление, когда события происходят не только в рамках конкретного мира, но и вынесены за его пределы. В соседний мир, в христианские аналоги ада и рая, и прочее.
   Далее - несколько слов о времени.
   Время 1: "На недельку, до второго, я уеду в Комарово...". Рассмотрен небольшой промежуток времени, максимум - две недели. Обычно характеризуется динамичностью, события развиваются со сногсшибательной скоростью и в пределах пространства 3 или 4, редко - 2 или 5, и еще реже - в пространстве 1. Чаще всего подобное встречается, когда в мир попадает наш человек, ему позарез нужно найти путь домой и как можно скорее.
   Время 2: "Уж полночь близится, а Германа все нет...". Крайне редкое явление. Промежуток времени - два-три дня, события развиваются динамично и рассмотрены - до мельчайших подробностей.
   Время 3: "Счастливые часов не наблюдают". Промежуток времени - солидный и точно автором не указывается. События разворачиваются на огромной территории, как во всем мире вообще, так и в отдельных городах-странах в частности. Но - время статично, тянется очень медленно, особенно, если сюжетных линий несколько.
   Если же рассматривать время с другой его стороны - названий единиц времени - то здесь редко кто проявит изобретательность и хотя бы секунду на миг заменит. Не говоря уже обо всем остальном. А если в мире есть лишь солнечные часы - откуда народу знать, что такое секунда? Единственное, это оправдано, если в сказочный мир попадает наш человек. Ему удобно называть вещи привычными именами, он и называет. О пространстве можно сказать тоже самое. Откуда там метры, километры и сантиметры взялись? История знает, но молчит. Правда, некоторых авторов осеняет гениальная мысль, и они заменяют привычные, распространенные в России названия на английские - ярд, фут и так далее. Понятно, трудно сидеть и придумывать, так ведь можно просто поступить и измерять хотя бы небольшие расстояния - шагами...
   На очереди - символика. Чем она интересна? Тайным смыслом, который заключается в названии книги, в именах героев и много в чем еще.
   Символика 1: "- Операция "Ы"? - А почему "Ы"? - А чтоб никто не догадался!". Это - один из самых распространенных принципов, которыми руководствуются авторы, выбирая названия для своих книг. Заинтриговать, завлечь, заинтересовать... И название зачастую придумывают настолько звучное, сильное и запутанное, что оно совершенно не соответствует содержанию книги. Прав тот, кто идет по пути меньшего сопротивления и останавливается на красивом, но простом названии. Типы самых распространенных названий: а) имя, прозвище, тип или должность главного героя, но оно и понятно, раз о нем речь пойдет; б) некое важное событие, вокруг которого все вертится; в) редкое явление, которое случается раз в тысячу лет и ожидается, начиная с первых страниц книги; г) место или же местность, где обитает главный герой, где разворачиваются все события или где ожидается то самое явление; д) отношение между двумя и более героями, их положение в обществе и в мире; е) яркий представитель местной флоры или фауны, который окажет важное влияние на главного героя; ж) жизненный путь героя; з) артефакт или тип магии; и) отголоски событий прошлого, которые активно вмешаются в настоящее. И так далее.
   Символика 2: "Что в имени тебе моем?". Имена - вещи очень важные. Правда, мало кто использует имя как знак, символ грядущих событий или же характера и способностей героя. Обычно цепляются за то, что первым в голову взбредет, а оными почему-то оказываются избитые европейские или американские имена и фамилии. Или - их мелкая трансформация. А вот наши исконно славянские имена явно не в почете. Да и самому автору выдумывать имена для оравы героев, понятно, неохота. Одному, двум - еще куда ни шло.
   Символика 3: "Изучай меня по картам....". Географические названия - это отдельная тема. Стандартный подход: обозвать местность по цвету и рельефу, как то - Зеленые горы, Синее море и пр. Или по обитающей там живности. Или именем погибшего героя, если сто лет назад здесь случилась великая сеча. То же самое относится и к названию замков, городов и деревень. Правда, периодически авторы работают над миром на совесть и придумывают свои собственные, ни на что не похожие, названия для стран и областей... Только аналогии с современными странами и городами все равно видны.
   И, напоследок, пару слов о лексике.
   Лексика 1: "С местными не разговаривай! Для них иностранец - в диковинку!". До слез умиляют встреченные в сказочном мире современные словечки. Электричества нет, зато есть ток. Французского языка нет, зато есть дежавю, селяви и шампанское. Бокса нет, зато есть нокаут. Христианства нет, зато есть черти, ангелы, дьяволы и "аминь". И много чего еще. Это может быть оправдано в двух случаях. Если герой - наш человек и повествование ведется непременно от первого лица. Или - если подобные явления имеют место быть и в этом случае требуется непременное объяснение, откуда они взялись.
   Лексика 2: "Собираю сказки, легенды...". В легенде и летописи недопустимы слова с ярко выраженной экспрессивно-эмоциональной окраской и авторской оценкой. Многие удивляются - мол, где у нас скачет стиль? А вот здесь и скачет. Когда сразу после плавного, напевного и строгого описания, соответствующего легендам, вдруг появляются словечки типа "ух, блин, красота!" или "Ешкин кот, как красиво-то!".
   Лексика 3: "- Не ругайтесь! - А я и не ругаюсь!". Если кто не знает, есть такое понятие - "художественная литература". И обращать внимание надо не на одно только слово "художественная". И не на все словосочетание. А на слово "литература". А слово "литература" - означает не только книгу или несколько книг. Это - язык повествования, язык не только художественный, но и литературный. И всевозможные, извиняюсь за выражение, "засранцы", "хитрожопые", "дерьмо" и много чего еще - сильно портят впечатление как о самой книге, так и об ее авторе. Но, к сожалению, грязные ругательства нынче в моде и без них обойтись просто никак нельзя.
   Вот, в принципе, и все. Подведем итоги.
   Итог 1: "Что вы заладили - Сыроежкин да Сыроежкин?..". Как ни прискорбно это признать, но после трилогии "Властелин колец" развитие жанра фэнтези заметно приостановилось. И по сей день авторы вдохновенно рассказывают нам о похождениях эльфов, гномов и прочих хоббитах, о неком выдуманном мире, где шаманит Зло, о сильных артефактах, способных то Зло либо остановить, либо сделать его еще сильнее... Печально, но факт - авторам проще использовать то, что придумали ранее, нежели придумывать самим.
   Итог 2: "- Кражи не будет! - Почему не будет? - Все украдено до нас!". Один мой знакомый писатель однажды сказал, мол: а зачем мучиться и придумывать что-то новое, если все нужное уже давно придумано? Вроде как, новых сюжетов мы не изобретем, а "Война и мир" уже написана и велосипед - придуман... А вот и нет, позволю себе не согласиться. Придумано и, главное, продумано - далеко не все. Есть масса невостребованных тем и идей, нешаблонных персонажей, неизученных миров... Другое дело, что они мало кому интересны.
   Итог 3: "Это совсем не то, что ты думаешь!". Данная статья - не алгоритм по быстрому написанию книги. Это - лишь обзорная классификация типичных и редких явлений, встречающихся в жанре фэнтези.

Оценка: 6.04*51  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Мороз "Эпоха справедливости. Книга вторая. Рассвет."(Постапокалипсис) Н.Семин "Контакт. Новая эпоха"(ЛитРПГ) В.Соколов "Обезбашенный спецназ. Мажор 2"(Боевик) А.Емельянов "Последняя петля 3"(ЛитРПГ) В.Старский ""Темная Академия" Трансформация 4"(ЛитРПГ) А.Ардова "Брак по-драконьи. Новый Год в академии магии"(Любовное фэнтези) К.Федоров "Имперское наследство. Сержант Десанта."(Боевая фантастика) А.Вичурин "Байт I. Ловушка для творца"(Киберпанк) Н.Лакомка "(не) люби меня"(Любовное фэнтези) В.Василенко "Стальные псы 5: Янтарный единорог"(ЛитРПГ)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Иванов "Волею богов" С.Бакшеев "В живых не оставлять" В.Алферов "Мгла над миром" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Вектор силы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"