Гусилетов Аркадий Иванович : другие произведения.

"Тридцать три притопа - тридцать три прихлопа"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Музыка - это не приоритет слов и их смысла, музыка, это и есть музыка

   "Тридцать три притопа - тридцать три прихлопа".
  
   В музыке, в литературе, а также и в поэзии есть свои жанры, свои поклонники и свои предпочтения. Музыка - это не приоритет слов и их смысла, музыка, это и есть музыка. В России же, в настоящее время, слова в музыке приобретают все большее значение, чем сама мелодия и аранжировка. Сам смысл музыкальной композиции выхолащивается и упрощается, а слова, чаще всего пустые, приносят Российскому слушателю определенное удовлетворение. Так что это за слушатель, и что происходит на мировом музыкальном рынке, в настоящее время, я попытаюсь раскрыть в данном критическом очерке.
  
   В настоящее время Европейская и Американская музыкальная культура претерпевают значительные изменения. Данные изменения происходят под влиянием многих факторов, в том числе и притока значительной доли эмигрантов из стран азиатского и африканского континентов. Все больше и больше в Европейской музыке можно услышать нотки Восточного характера, все больше африканского 'РЭП-а' звучит в Американской музыке. Однако, классические рок и поп направления Западной культуры, все еще стоят на традиционных столпах и канонах Европейской - Английской музыкальной школы.
   Западная музыка была всегда серьезным фактором в воспитании и развитии умственных способностей Европейской и Американской молодежи 60 -х , 70-х и 80-х годов. Особенно в Европе создавались музыкальные школы и высшие учебные заведения консерваторного типа, в которых обучали играть как на барабанах, так и на гитарах, учили исполнять 'рок' и 'фьюжен', 'диско' и 'блюз'. Целые пласты знаменитых, рок и джаз музыкантов воспитывали своих учеников и издавали тысячи книг по искусству владения различными стилями исполнения и музыкальными направлениями.
   В 60 -х , 70 -х капиталистический мир музыкальной индустрии диктовал свои жесткие условия конкуренции, и на сцену пробивались самые лучшие. Отсутствие монополий на телевидении и студиях звукозаписи, отсутствие дикой централизации, характерной только для России, позволило пробиться на сцену самым лучшим и разнообразным представителям Европейской и Американской музыкальной культуры. Причем выпуск музыкальных альбомов артистов и групп, всегда предшествовал их концертным турам.
   Дети так называемых 'цветов' - 60 - 70-х, помимо употребления марихуаны и посещения 'Вудстока', явили на свет громадную плеяду политиков, инженеров и электронщиков, которые очень много сделали для развития своих стран, и вообще взрастили психически здоровую и культурную нацию, построившую великолепные города - экологически чистые и удобные, создавшую мощную экономику своих стран.
   Эти люди рыдали под музыку Биттлз, заполняли многотысячные стадионы, слушая Лед Дзеппелин, Квинн, Манфреда Мэна, Джертол - Талл, они слушали необыкновенный 'джаз', интеллектуальный и сложный 'арт-рок', 'рок', красивую и неповторимую 'диско' музыку, гармонично развивались и восхищались окружающим миром, находясь в гармонии с природой и мирозданием. Многие политики и сильные мира сего сами были неплохими музыкантами в прошлом, и отличали 'бемоль' от 'диеза'.
   К примеру,
   Премьер министр Англии - Тони Блэр, воспитывающийся на такой интеллектуальной музыки, как музыка групп 'Генезиз', 'Прокол Харум' и 'Дорз', и прекрасно игравший рок на гитаре, в одном из английских ночных клубов.
   Гений и создатель Windows - Билл Гейтс великолепно владел конферансом и вокалом.
   Бывший президент Америки - Билл Клинтон, виртуозно владеющий саксофоном и играющий когда-то в студенческой джаз группе.
  
  
   Однако в нашей стране отношение к музыке было всегда поверхностным и чем-то не серьезным. Начиная со времен 1930 годов - гонение джаза и времен застоя 1960-80 годы партия, и деятели культуры СССР, чинили всяческие преграды для развития отечественной эстрадной поп и рок - музыки, не говоря и о зарубежной.
   Железный занавес, коммунистическая идеология, ограниченность людей, духовная несвобода, воспитали целый пласт малообразованного и музыкально- безграмотного поколения. А в последующем, эта масса людей превратилась в однородную, статистическую толпу, невзыскательного вкуса и низкокачественного, коллективного потребления, не имеющую даже малейшего желания постигать и развиваться, искать что-то новое и различать ноту "соль" от ноты "до", оторвавшись от удобного дивана с телевизором.
   Эта, безликая толпа поклонников, отдает свои деньги и цветы такой же безликой толпе - новоявленных, эстрадных звезд, поющих свои коммерческие песенки под фонограмму, и чаще всего не своим голосом.
  
   Что же слушают Россияне сейчас? Одноликие голоса и монотонный 'гундеж' о любви осипшего Витаса, бездарную группу 'Звери', гнусавых 'Корней' или извращенный панк-рок фашиствующих молодчиков, как в прочем и штампованные песенки смазливых фабрикантов - 'Фабрики Звезд' - Игоря Матвиенко. На смену сложным и богато аранжированным музыкальным композициям, пришли:
   сценический образ, однотипная музыка с дебиловатыми и глупыми речитативами, и бесконечные танцевальные группы поддержки на сцене.
   'Менталитарный символизм' - вот что характеризует отечественного, простого обывателя. Этим, и объясняется бесконечная любовь Российского народа к фигурному катанию, к красивой одежде, каким-либо движениям на сцене (пляски, хороводы); Особая любовь к словам красивым и бессмысленным; Поиску сути там, где ее нет; Поиску идеи там, где она уже существует, и лежит на поверхности.
   А дремучая тяга простонародья к златоглавым церквям и стремление постоять у роскоши, прикоснуться к злату. Всемерное чинопочитание и коллективное отпускание грехов, любовь и одновременная ненависть, замешанная на зависти простого народа к "царю" и сильным мира сего, с неопровержимыми мыслями о контрибуции и экзекуции.
   Стремление хорошо одеться и прикрыть свои комплексы вместе с завистливой душонкой, и лютой ненавистью к окружающим, показное превосходство и чванство - характеристика современного Российского простонародья, выбившегося, как говориться, "из грязи в князи". Эти качества, удивительным образом, проявляются у некоренных 'Москвичей', которые приехали в Москву из далеких заброшенных мест и смогли как-то осесть, заняв неплохое положение. В психологии это называется - 'комплекс провинциала'.
   Вот такие особенности и отличают современного Россиянина, слушающего простонародные "тридцать три притопа - тридцать три прихлопа" от думающего, Европейца, для которого не важно, как одет музыкант, стоит он или танцует на сцене.
   Для Европейского слушателя важно как он поет, а особенно играет и аранжирует - вживую. Музыкант может весь концерт просидеть с гитарой на стуле, но его музыкой будут восхищаться стадионы поклонников.
   Вот основные характеристики Российского обывательского простонародья, посещающего эстрадные шоу с Киркоровым и Бабкиной, Валерией и различными Звездными фабриками Матвиенко.
  
  
   Что же можно сказать о сегодняшнем дне Российской эстрады. Сегодняшний день, это маховик, раскрученный в одном направлении и для одного ограниченного, но количественно, большего слоя населения России, из которого неплохо выколачивают деньги. Этот, хорошо организованный и раскрученный маховик, запущен кучкой привилегированных продюсеров, создавших монополию российского шоу - бизнеса, централизованную в Москве. Существующая монополия создана для общего, коллективного оболванивания, но никак не для удовлетворения интеллектуальных запросов и духовного развития личности.
   Низкий уровень музыкальных запросов большей части населения России, узость востребованного музыкального жанра, делают Российскую эстраду - конвейером, продуктом многочисленного общественного потребления а, следовательно, лакомым кусочком для музыкальных дельцов - далеких от настоящей музыки, но близких к народным денежным средствам.
  
   С современной российской эстрады теперь льется не музыка, а какие-то смысловые речитативы, причем, часто повторяющиеся (заискивающая любовь к Родине, любимой девушки, а еще хуже, про любовь к президенту РФ и т.п.). Эстрадное исполнение песен, заметьте не музыки, а именно песенок, превратилось в шоу с подтанцовками в дорогих костюмах, сверкающих мишурой и золотом, да еще под фонограмму.
  
   Толпа, которая посещает эти 'караоке', с благоговением и открытым ртом смотрит на такие, дорогие "скоморошьи" представления, и наивно полагает, что именно она познает истину, смысл настоящего музыкального искусства.
   Чаще всего эта толпа ничего не смыслит в настоящей музыке, не отличает ноту "соль" от ноты "до", не говоря уж и о бемоле с диезом.
   Российский народ слабо разбирается не только в мировой, но и в отечественной музыке, а про классику и джаз можно и не заикаться. Народ не знает, не помнит, кто и что поет или когда-нибудь исполнял, не знает чужой истории, своей истории, как и своих корней.
  
   Эта толпа зевак на концертах, даже не понимает, что их дурят, открывая рот под фонограмму. А если поведать этой толпе, чей голос записывается на эти фонограммы, к примеру, чудесный голос Маши Кац или чей-нибудь еще, то этим фактам никто не поверит, поэтому еще раз повторюсь - музыкальная безграмотность и дремучесть толпы распространилась повсеместно.
  
   Знали бы поклонники Витаса, кто на самом деле поет за него таким высоким голосом на фонограммах! И эта же толпа не знает, что были такие Фредди Меркурии и Роберт Плант, которые задолго до так называемого феномена 'Витаса' брали голосом по шесть октав, и пели гораздо красивее, мощнее и интереснее.
  
   Меня можно обвинить в музыкальном снобизме, и возразить: - если не нравится, не слушай, и я бы не слушал, если бы мне, и не только мне, это все так не досаждало.
  
   Почему, пошлость и глупость, музыкальная бездарность и не интересная, однотипная музыка заполняет почти все современные, Российские шоу?
   Причем, по всем телеканалам, на радио и на концертных площадках.
  
   Почему прерогатива только для этих караоке и нет других музыкальных каналов со старой традиционной Советской и зарубежной эстрадой? Не говоря уже и о серьезной Английской рок музыке. Пускай хотя бы чаще звучали: АББА или Бони М, а из отечественных: А. Градский или Салтыков с Кузьминым, и Ивановым.
   За последние пять лет, исключение составили только три реальных раза:
   1. Живой концерт Юрия Антонова по первому телеканалу.
   2. Юбилейный концерт Александра Градского по второму телеканалу.
   3. Живой концерт Энгельберта Хампердинга по телеканалу 'Культура'.
  
   И что делать остальным, закрыться дома, достать заветного Брамса, Генделя, Генезиз, Пинк Флойд или нашего Сапунова с Романовым и тащиться от интеллектуальной настоящей музыки.
   В принципе так многие и поступают, но стоит выйти на улицу в магазин, включить телевизор, радио, то на наши уши начинает литься низкосортная попса, особенно отечественная с всякими там Тутси, Стрелками, Зверевыми, Бабкиными, Валериями и прочими.
  
   Я, часто бываю в России. И когда, проезжая в общественном транспорте, слышу низкопробный шансон или в сотый раз закрученную "Валерию", я немного раздражаюсь, и с удовольствием послушал бы Алана Парсона, Рика Вейкмана, Андрея Мисина, или молодого лауреата второй премии телевизионного проекта "Народный артист" Евгению Отрадную. Меня же насилуют всякой безвкусицей, причем, (музыкально) безграмотные и дремучие ведущие - многочисленных, приплаченных Российских радиостанций.
   И я, не раз убеждался в музыкальной неосведомленности ведущих, Российских радиостанций.
  
   Эти ребята, чаще всего приходят как журналисты или филологи с хорошо подвешенным языком и коммуникабельностью (критерий отбора), но никак не с хорошими знаниями мировой музыки. А идут они на музыкальные радиоканалы. Кто проверяет их музыкальные познания? Да и познания эти проверять у них некому.
  
   Кто в Советском Союзе знал мировую музыку? отщепенцы общества, барыги, менялы и фарцовщики, сынки высокопоставленных чиновников и фирмачи. Их, кроме мажоров, всегда преследовали, гнали, конфисковывали имущество и аппаратуру с виниловыми пластинками, разбирали и исключали на комсомольских собраниях, сажали в тюрьмы и заставляли работать стукачами на КГБ.
   Кто в СССР, слушал и знал лучшую мировую и подпольную отечественную музыку? Всеми правдами и неправдами, пробивающихся на эстраду групп:
  
   "Машина Времени", "Воскресенье", "ДДТ", "Альфа", а также другие лучшие исполнители, о которых, неискушенный народ и не знал, потому что по телевизору этих ребят не показывали, а пластинки, если и выпускали, то таким малым тиражом, что их мгновенно расхватывали те же фарцовщики.
   В основном их музыка распространялась на магнитофонных лентах, да и то, затертых.
  
   А кто в Советском Союзе слышал целый пласт лучшей попсы, условно не запрещенной властями? Хочется отметить, что и эта попса была такой же редкостью.
  
   Достаточно привести примеры таких групп и альбомов как ВИА "Красные маки" с их сногсшибательным альбомом 1979 года "Кружатся диски" или ВИА "Синяя птица" братьев Болотных, с самым богато-аранжированным альбомом 1980 года "Моя любовь жива", не говоря уже о ВИА "Ариэль" с их необыкновенным альбомом 1980 года "Каждый день твой" , а знаменитые альбомы Давида Тухманова и не менее знаменитые российские рок, поп, и джаз группы - Лауреаты конкурса "Тбилиси-80".
  
   Кто слышал это? если ни одной композиции с этих альбомов не прокрутили на радио и телевидении, а тиражи этих пластинок были мизерными.
  
   Я вот, к примеру, по сей день не могу найти единственно выпущенную в1986 г виниловую пластинку группы "ЛОТОС" в составе с Сапуновым, как в прочем и Т.Анциферову с ее песнями из кинофильма "31 июня". А таких отличных групп, исполнителей и Вокально Инструментальных Ансамблей (ВИА) можно было насчитать с десяток. А западная музыка вообще была запрещена, кроме Итальянской эстрады, да и то лишь ближе к 90 - м годам, после смерти Брежнева и Андропова.
  
   В это же самое время, народ слушал Софию Ротару, Толкунову, Пугачеву, Кобзона и Леонтьева, плюсом еще несколько Советских "звезд". Их можно признать звездами, но звездами партийной номенклатуры и конъюнктуры Союза композиторов СССР, а где были остальные звезды?
   В девяностые же хлынул на Российский - музыкальный рынок всякий непотребный Латино-Американский, дешевый ширпотреб и вместе с "Рабыней Изаурой" пришла к нам всякая музыкальная шняга. Вместо красивой и серьезной музыки, за которую, кстати, нужно было платить доллары, повезли в Россию всякий, мало раскрученный музыкальный хлам - европейских эмигрантов, родом из третьих стран, который и раскрутились в России до того, что народ совсем отупел от безвкусной и дешевой музыки с репперской 'распальцовкой'.
   Запросы Россиян и до того не высокие, совсем опустились до уровня Испанской группы "Ла - Кетчуп", Маккарены и прочего. А безголосый Дима Билан, вызывает такой восторг, у глупеньких малолеток, что Европа испугавшись, что останется без Российского газа, проголосовала за его последнюю дребедень на конкурсе "Евровидение", несмотря на то, что самое сильное выступление , по опросам Английского журнала 'Молодежная музыка', было у Румынии и Норвегии.
   Так, когда же Россияне научатся думать и искать не то, что им подсовывают, а то, что они хотят узнать, постичь? Когда же народятся Российские Коллинсы, Хенсли, Планты, Уотерсы Гилморы, Иглезисы и Кэверделы? Когда появятся такие группы как Ванжелис, Спейс, Джоржио Мородер и Черрони?
  
   Вместо музыки в современной России распространился негритянский - РЭП, а за ним и русские речитативы. А современная Российская эстрада напоминает подобие раскрашенного балагана, где ценится не музыка и голос, а красивые мальчики и смазливые девочки, их одежда и танцы с полу оголенными телами и задиранием юбок.
   Музыкантов же, исполняющих музыку, уже в концертах не объявляют, они и сами-то отсутствуют, из-за засилья фонограмм. Музыкантов в России уже не ценят и не носят на руках.
   Почему? спросите Вы, да потому-то народ не знает и не различает, на каком инструменте нужно играть, чтобы получился ритм, бас, соло, зачем нужна перкуссия и что это такое; Каким инструментом и какой извлекается звук; Как играют музыканты и что такое искусство аранжировки или 'Бэк - Вокал'. Не знают же главное - что такое стиль музыкального произведения.
   Из всех 100 существующих и широко распространенных мировых музыкальных стилей, Российский социум знает и предпочитает только один - 'Советская - Российская песня'!
  
   Хочется отметить, что и самой-то музыки, как таковой, уже не стало, не стало и красивых аранжировок с живым общением, какое делала прекрасная Российская рок-группа 'Черный кофе' с солистом Варшавским или как это элегантно делал Крис Кельми со своим 'Рок - Ателье'. Спроси сейчас народ о рок группе 'Аракс', уверен, никто и не вспомнит. Не вспомнит потому, что и в то, застойное время мало кто знал, что рок- группа 'Аракс', с которой начинал работать Юрий Антонов, записала знаменитый в СССР (среди ценителей рока), и ценителей на Западе рок- альбом 'Звезда и Смерть Хаокина Мурьеты', совместно с великим Российским композитором А. Рыбниковым.
   Не знали и о том, что рок группу 'Аракс' после скандального выступления в г. Барнауле в 1982 году прикрыли. Прикрыли из-за того, что в конце вышеупомянутого концерта, после исполнения ими великой рок композиции 'Колокол природы' они исполнили композицию английской группы 'Дип Перпл' 'Дым над водой' с факелами и взрывами и на сцене, с последующим разбиванием гитары об пол. Половина зала, которые пришли на Ю. Антонова, с комсомольскими значками и партбилетами в карманах, ушло, а пол зала им рукоплескало. После их выступления, газеты того времени, опубликовали свои грязные заметки и критические статьи с разгромом русского рока. Через два месяца рок группы 'Аракс' не стало и знаменитая, единственная в СССР рок - опера 'Звезда и смерть Хаокина Мурьеты', гордость Русских рокеров и интеллектуалов, перестала существовать.
   По причине отсутствия музыкантов, а играть так как 'Аракс' больше никто не мог, на свет появилась камерная опера того же А. Рыбникова 'Юнона и Авось', но это был уже не рок. Больше рок - оперы у нас в России не создавали, если конечно не считать камерную рок оперу 'Орфей и Эвредика', но это все же было не то.
   Искушенный, Советский рокер довольствовался Западной рок оперой 'Иисус Христос супер Звезда' с Яном Гилланом и другими знаменитостями.
  
   Куда идет Российская нация? Будут ли в России уроки пения и музыкальной грамоты? Будут ли гармонично развиваться Российские дети? Спадет ли эта безвкусная и отупляющая, эстрадная мишура? И развитие музыки в России попадет в руки действительных настоящих профессионалов, а не денежных мешков.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"