Густов Дмитрий Юрьевич : другие произведения.

Строительные уроки Китая

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Материал сильно упрощён и... не наука. Историкам не читать! ___Издано: Строительные уроки Китая // Летопись интеллектуального зодчества. 2004. No 3. с. 45-51


   Досками место для стен обнесли,
Крепко меж досок набили земли.
Нынче ж по склонам на гору Цзин-шань поднялись:
Сосны и туи на ней устремились ввысь.
Мы их срубили, сюда привезли, а потом,
Их окорив, обтесали стволы топором.
   Шицзин
  
  
   Современному Китаю, как правоприемнику своих предков, не составляет труда соперничать по древности не только с крупными городами бассейнов Средиземного и Эгейского морей, но и государствами северной Африки, Месопотамии и Финикии. Но прежде чем Китай приобрёл тот вид, в котором мы привыкли его видеть сегодня, ему пришлось пройти долгий путь междуусобных войн, объединений и распадов, триумфальных захватов новых территорий и полных капитуляций перед войсками захватчиков. Но, не смотря на это, современный Китай смог не только выработать для себя некую единую традицию, но и сохранить все традиции вошедших в него земель и народов.
   Китай познал эпохи разрастаниия на своей территории государств от Инь (XVIII в до н.э.) до Хань, Вэй, Чжао, Ци, Чу, Янь, Цинь (V в. до н.э.) с последующим их объединением в единую империю Цинь (III в. до н.э.), которая в том же века была разгромлена государством Наньюэ...
   Только в 36 г н.э. уже империя Синь, словно бы разрывая кокон, в котором происходило становление, начинает общение с "дальними народами" с установления постоянных торговых отношений с Древним Римом. Но к этому моменту империя была таковой не только по названию. Достаточно вспомнить Великую китайскую стену, сооржённую ещё в III в. до н.э.
   И потому для нас не может не представлять интерес анализ того, что же было в строительных технологиях Китае такого самобытного, чего не имел остальной мир. Или же, может быть, всё было как у всех, и разница только во внешнем облике?
  
   Как и в других странах, речь о которых велась в предыдущих статьях, на территории современного Китая в древности практиковались как естественные так и искусственные виды жилища. Последние были более популярны в северных районах особенно при ведении кочевого образа жизни. Наиболее древней формой такого искусственного жилища являлся щит, которым защищался костер от ветра и дождя. В том случае, если использовалось несколько щитов, и создавался некий вариант большого шалаша, то сверху всегда оставляли отверстие для выхода дыма.
   В условиях же умеренного и жаркого климата человек с охотой продолжал жить в природных пещерах.
   При этом в условиях жаркого пояса, как указывают древнекитайские источники очень широко практиковалась и ещё один тип жилища, в котором использовались как естественные, так и искусственные элементы строительства. Таковым типом жилья было гнездовое строение или гнездо.
   Возводилось оно по следующей технологии: каменными топорами на дереве делалась развилина, являющаяся опорой гнезда, которую затем устилали листьями и травой. Над развилиной из веток и листьев устраивали плотную крышу, которая достаточно хорошо защищала обитателей гензда от дождя и ветра. По мере расширения отдельной семьи стали сооружаться гнёзда, объединяющие помимо основного большого дерева и несколько небольших соседних. При этом гнездовое жилище могло сооружаться уже не только на деревьях, но и между ними.
   При осваивании берегов сырых и топких болот использовался похожий метод строительства гнёзд, только вместо естественных опор - деревьев - устанавливали деревянные сваи, размеры которых зависили от мастерства строителей и оборудования и инструментов, которые они использовали. После забивки свай строительство жилой комнаты велось между между столбами.
   Описания свайных жилищ содержаться в различных китайских исторических источниках, начиная с V века. При этом очень часто отмечается следующая особенность: "Испарения почвы во множестве вызывают здесь злокачественную лихорадку, а в горах растут ядовитые травы и водятся вредные насекомые и змеи. Поэтому люди живут в свайных постройках; для того чтобы попасть в них, необходимо подниматься по лестнице." (Династийная история "Цзютаншу", X век)
   Так же отмечается и то, что пространство под сваями в таких жилищах очень часто используется как помещение для скота.
  
   Со времён палеолита на открытой, лишённой деревьев, местности Китая применялось строительство больших круглых или овальных домов, каркас которых составляли кости крупных животных. Сверху такой дом покрывался шкурами зверей. В таком доме могло проживать значительное число людей, в результате чего и очагов в таком доме могло быть несколько. Однако число очагов зависело не от общей численности жильцов, а от числа так называемых малых семей, на которые со временем распадалась большая семья данного дома.
   Постройка из костей животных была сложна в транспортировке, поэтому племеня охотников использовали аналогичные, но меньшего размера конструкции, сделанные из кольев, которые после установки покрывались шкурами. Чтобы увеличить внутренний объёи жилища, колья устанавливали не просто на землю, а на круговые земляные или каменные валы, диаметр которых был около 3-4 м. Так же был достаточно распространён цюнлу или, так называемый, шалаш хуннского типа, который представлял собой остов, сплетенный из ивовых прутьев и покрытый сверху войлоком. Упоминания о цюнлу достаточно часто встречаются в китайских источниках рубежа эр: "Выдали меня замуж на край света, в далекую чужую страну, за усуньского царя, цюнлу служит мне домом, войлок - стенами" (Из письма древнекитайской принцессы, II век до н.э.)
  
   С переходом к осёдлому образу жизни жилище, сохраняя своё первое назначение - защита от неблагоприятных природно-климатических условий, стало трансформироваться для облегчения ведения домашнего хозяйства, приготовления и потребления пищи, удовлетворения различных бытовых нужд. При этом на територии современного Китая не возникло единой строительной школы, что прежде всего было определено разнообразием рельефа и климатических условий, особенностями хозяйственно-культурных типов и историко-этнографических регионов и конечно же неравномерностью экономического развития разных районов.
   Но, не смотря на все эти различия, у подавляющего большинства народов Китая господствуют хотя и разнообразные, но постоянные виды жилища большей частью отличающиеся сложностью архитектурных приемов и внутреннего членения. Лишь на некоторых территориях предпочтение отдавалось палаточному типу жилья, а на островах Тайваня развивались и свайные жилые постройки.
   Необходимо отметить и то, что внешняя среда не осталась неизменной на протяжении тысячелетий. Так среднегодовая температура рассматриваемой территории, поднявшись до максимума в IV-III тысячелетиях, плавно понизилась до современного уровня в начале нашей эры, а затем, приблизительно в XII-XIII вв, достигнув своего минимума, начала постепенное повышение.
   Очевидно и то, что ландшафтно-климатические условия оказали влияние не только на конструктивные особенности жилищ, но и на выбор строительных материалов. Так в центральной зоне, где исторически сформировался китайский этнос, первоначально обильные леса и отсутвие удобных для разработки выходов скальных пород определили традиционный набор основных строительных материалов: глину и древесину. В более же южных районах конкуренцию дереву составил бамбук.
   Бамбук очень широко использовался не столько для строительства стен, сколько для изготовления оконных рам и специальных циновок, которые, будучи закреплёнными на крышах домов на деревянных местах, выступали за край крыши и предохраняли стены от прямых струй воды в дождливую погоду.
   Циновки и щиты из плетеного бамбука применялись и для сооружения заборов.
  
   О китайских жилищах неолитического периода можно судить по обнаруженному около города Луньдун поселению охотников и собирателей, датируемому II тысячелетием до н.э. Все жилища расположены на южном склоне холма и несколько углублены в землю так, что задняя, северная вертикальная поверхность ямы служила упором для каркаса из нескольких столбов. Промежутки между столбами были заполнены глиной, смешанной с травой. В центре жилища располагалась неглубокая яма, выложенная плоскими камнями.
   Некоторые признаки жилища трансформируются на протяжении неолитического времени, другие - остаются сравнительно стабильными.
   В целом для неолитического жилища этого региона свойственны некоторые общие черты, в частности абсолютное преобладание жилищ прямоугольной формы и каркасно-столбовой конструкции. При этом можно отметить, что для одной культуры характерна квадратная полуземлянка с одним или несколькими опорными столбами внутри неё и очажной ямой перед входом. Для другой культуры - такая же планировка дома, но очаг устренный не в углублении пола, а на его поверхности или даже на возвышении. В третьей же культуре строились хоть и прямоугольные, но многокамерные жилища без опорных столбов и с очагом у одной из стен.
  
   На протяжении нескольких тысячелетий типы жилища, распространенные на Среднекитайской равнине эволюционировали прежде всего в плане вертикального развития - от землянки, к наземному, а затем - к строению, возводимому на жилища, на утрамбованной земляной платформе - стилобате. Жилища последнего типа были внешним признаком знати. В тоже время представители низших слоев общества жили по-прежнему в полуземлянках.
   Сильно изменились и техника возведения жилищ и используемые материалы. Так вместо обмазывания стен глиняным раствором широко стала использоваться техника трамбовки земли, которая применялась для сооружения как стилобата, так и стен. Для этого в раму, сделанную из вертикально поставленных досок, засыпалась земля, которую, затем трамбовали специальными битами, после чего рама снималась:
   Крыши же по-прежнему сначала обмазывали глиной, а затем покрывали тростником, соломой или другим сходным материалом. Начало же изготовления черепицы относится в Китае к X-IX вв до н.э. Однако широкого применения она не получила.
  
   Основные конструктивные особенности древнего сельского жилища (каркасно-столбовая конструкция, бесстропильное покрытие, земляной пол, входная дверь и окна на длинной фасадной стороне, обращенной, как правило, на юг, и др.), сформированные во времена иньского царства, сохранились и до наших дней.
   Вертикальные столбы каркаса являются основой стен, но заполнение последних с этими столбами органически не связано. Промежутки между столбами заполняют заполняют наиболее доступным в данном районе местным материалом: длинными жгутами травы, вымоченной в жидкой глине, саманным, реже обожженным, а иногда и дерновым кирпичом. Если стены не кирпичные, то их промазывают с обеих сторон глиной и делают по возможности гладкими. В лесных районах северо-востока стены нередко делают из горизонтально уложенных тонких бревен или плах, концы которых вставляют в пазы столбов каркаса, а потом стены обмазывают глиной. На северо-западе обычна закладка клеток каркаса в два сырцовых кирпича с толщиной стены до 50 см., но иногда для устройства стены используют веерное воспомогательное крепление из реек, промежутки между которыми закладываются скатанными вручную глиняными комьями.
   Отмченные особенности яляются общими для всех типов строений вне зависимости от их сложности. Наиболее распространёнными в зависимости от благосостояния владельцев можно выделить однокамерное, двух- и трёхраздельное жилище. При этом Северный Китай проживал преимущественно в одноэтажных домах, в то время как в деревнях Южного Китая достаточно часто встречались двухэтажные и даже трехэтажные постройки, верхние этажи которых использовались либо как жилые помещения, либо как кладовые.
   Однокамерные каркасно-столбовые постройки сельских районов со входом и окнами в фасадной торцевой стене, обращенной на юг, является наиболее архаичным и простейшим по плану видом жилища. Постепенное усложнение горизонтальной планировки привело к возникновению сначала двухраздельного, а затем и трёхраздельного жилища. При этом дверной и все оконные проёмы из торцевой стены переместились в продольную. Такое перемещение позволило максимально использовать все преимущества, предоставляемые большей площадью продольной стены, так как при этом намного улучшалось освещение, вентиляция и прогрев солнцем всего жилого помещения.
   Трехраздельная постройка значительно изменила конструкцию дома. В данном типе жилища вход, расположенный посредине, приводил в кухню, соединяющую два жилых помещения, расположенных симметрично по обе стороны от передней-кухни по одной оси, с западной и восточной сторон.
   Такое, среднее, расположение кухни позволило использовать тепло печей не только для приготовления пищи, но и для отопления жилых комнат. Особо это было распространено в районах Китая к северу от водораздела между Янцзы и Хуанхэ. В этом случае в жилых комнатах создавались так называемые теплые лежанки (кан), которые располагались под окнами южной стены, а иногда и вдоль северной стены и занимали большую часть площади жилой комнаты. Такми образом кан пропитывался теплом от кухонных печей, которых, в зависимости от размеров дома, числа жителей и их достатка могло быть до четёрх штук. Чтобы наиболее полно использовать тепло, накопившееся при приготовлении пищи, низкие продолговатые печи простейшего типа со вмазанными чугунными котлами размещали по углам кухни и незначительно заглубляли в пол.
   Возникновение кана привело к значительным измененичям как в устройстве дома, так и в жизненном укладе. Теперь на кане все члены семьи проводят значительную часть времени - спят, едят, работают и отдыхают. На нем подсушивают отсыревшею муку, крупу, зерно и т.д. Кан застилается циновками, сплетенными из тростника. Иногда весь кан застилают одной большой войлочной подстилкой, которую стелят прямо на глиняную штукатурку кана.
   Вплоть до первых веков нашей эры вся совокупность навыков бытового поведения древних китайцев была связана с использованием пола как основного уровня жилого пространства. Это сопровождалось полным отсутствием мебели, сколько-нибудь значительно возвышавшейся над поверхностью пола.
   Применение кана вызвало коренные изменения в китайском интерьере и общей психологии строительсва жилых домов. Начиная же с X-XI веков в употребление входят столы на ножках и стулья. Отмеченное повлекло не только увеличение высоты остальных предметов мебели, но и вынужденное более высокое расположение окон в стене.
   Жилые дома китайских городах в своей основе имеют те же особенности, что и сельские дома. Однако каркасно-столбовая конструкция домов стала значительно совершенне. Только старые жилища рабочих и малоимущей части городского населения были близки сельским домам и представляли из себя в большинстве случаев однокамерные жилища с земляным полом, небольшими окнами и плосковыпуклой двухскатной крышей.
   При этом все старые городские жилища отличаются строгой симметрией по отношению к центральной оси здания. В центре фасада находятся одностворчатые или двустворчатые двери, по бокам от которой - широкие и высокие окна. Если в настоящее время верхняя половина двери и окна застекляются, то в давние времена всё это заклеивалось бумагой, что позволяло оградить жилище от пыли, но сделать его достаточно светлым.
   В целях защиты городских усадеб от непрошенных гостей окна жилых построек всегда обращались вовнутрь усадебного участка. При этом задние глухие стены жилища выполняли роль и защитной стены. Таким образом от улицы и соседей усадьбу отгорожена высокими, глухими стенами ограды или жилых построек. В условиях городской тесноты вход мог располагаться с любой стороны двора, но лучшим издревле считался вход с южной стороны.
   Точно также и обращенное фасадом на юг главное жилище считается лучшим так как в него чаще заглядывает солнце. Жилища с северным расположением входа обычно строилось для хозяйственных нужд, размещения прислугу или бедной родни.
   Планировка типичной городской усадьбы имеет сходство с сельской. Это такой же вытянутый прямоугольник, по границам которого находятся раздельно стоящие постройки. Отличие же заключается не только в ином устройстве и назначении строений, но и в разделении участка на дополнительные дворики, расположенные один за другим.
   Часто эти дворики использовались для размещения вспомогательных помещений, которые в сельских районах могли располагаться и на территории общего двора. К таковым помещениям прежде всего следует отнести уборные и помещения для мытья.
   Вообще следует отметить, что, в отличии от европейской культуры, культура Китая пошла по несколько иному пути в вопросах водоснабжения, канализации и связанных с ними сферах. И данный путь был не случаен, ибо он полностью вписывался в общую концепцию не только собственно строительства, но и жизни человека вообще.
   "Человек должен оставить о себе след на земле", - говорит запад.
   "Человек должен прожить жизнь так, чтобы мир после его смерти остался таким, каким был до его рождения", - возражает восток.
   Не изменение мира под себя, а нахождение себя в мире и вхождение в гармонию с миром, вот что было определяющим в жизни китайцев на протяжении многих столетий. И именно по этой причине Китай, будучи местом изобретения многих полезных вещей, не стал создавать то, что не соответствует естественности поведения человека.
   В отличии от народов средиземноморского бассейна, где с древних времён для отправления естественных потребностей стали использоваться различные варианты горшков, переросших в последующем в сооружения с сиденьем-стульчаком, а затем в унитазы, китайцы за редким исключением продолжали использовать туалеты выгребного типа, в которых не использовались никакие дополнительные поддерживающие элементы типа стула.
   При этом нельзя не заметить, что, говоря о выгребной яме, подразумевается вовсе не бездонная яма длительного заполнения. Отправление большой нужды осуществлялось на корточках через отверствие в полу но не собственнов яму, а в деревянный ящик или глиняную посуду, которая извлекалась из туалета по мере собственного заполнения. Во значительной степени это было связано с тем, что в условиях отсутствия полноценного животноводства фекалии были выжнейшим источником повышения плодородия почвы. Поэтому в Китае гостя всячески благодарили, если он из дружеского расположения к хозяевам решал посетить отхожее место, чем вносил вклад в повышения плодородия земли, а, соответственно, и благосостояния хозяев.
   Кому-то это может показаться удивительным, но и по настоящее время во многих туалетах Китая не используются стульчаки. Конечно же это можно связать и собственно с традициями, которые в Китае хранятся очень бережно. Можно говорить и об относительной "цивилизованности" китайцев. Но чем же тогда можно объяснить, что у китайского соседа - Японии (вот уж кого нельзя обвинить в отсталости) - также хирако распространены бесстульчаковые отхожие места?
   Традиции? Да. Но любая традиция на чём-то основана.
   Всё дело в том, что безстульчаковая форма туалета более физиологична для человека. Она нацеливает человека на собственно процесс облегчения, а не на размышления о движении планет или на чтение новой книги. Человек не засиживается, кровь не застаивается в различных органах, в результате чего человек не страдает очень многими заболеваниями.
   Так что ещё неизвестно, что же именно более цивилизованно?
   Особенно, если, помня о многих вликих творениях Досредневековой Европы, не забывать и о том, что именно в Древнем Китае было суждено возникнуть очень многим новшествам, которые, проделав долгий путь на запад, так глубоко пустили корни в быт как европейцев, так и других народов, что иногда просто и невозможно себе представить жизнь современного цивилизованного человека без этих "далёких и чужих", но таких "близких и своих" вещей, носящих на себе невидимую глазу отметку - изобретено в Древнем Китае.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"