Сегодня после внимательного изучения снимков наблюдающий меня врач сказал, что я полностью здорова. Хотя он рекомендует еще недельку проявлять, как было сказано, разумную осторожность при физических нагрузках. Я это поняла так, что нельзя пока ударяться грудью и падать. Ладно, все равно теперь я могу полноценно вести занятия и восстанавливать свою форму в полном объеме. Торжественно пообещав доктору, что буду аккуратно следовать всем его рекомендациям, я сразу же отправилась на полигон. Наконец смогу не только следить за правильностью выполнения тех или иных упражнений, но и сама показывать все, что нужно. Но пока машина везла меня за город, вдруг в голову полезли такие неприятные мысли, что я даже заерзала на сиденье. Понятно, что сейчас я нацелена исключительно на войну. Как, впрочем, и весь народ. Но через четыре года, а может и раньше, война закончится. Или точнее, как что-то осталось в памяти из школьных уроков, вместо этой войны начнется война холодная. А в холодной войне победит тот, у кого будет лучше развита наука, техника и, как я только теперь начала понимать, идеология. В идеологическую составляющую я ни за какие коврижки не полезу. Значит, мне остаются наука и техника. Вот тут, не считая атомной промышленности, на одно из первых мест выйдет вычислительная техника, в которой мне есть что сказать.
Только теперь я поняла, как в свое время мне повезло. Повезло не только в том, что я попала учиться в одну из лучших физматшкол Москвы, но и в том, что среди наших учителей были преподаватели, которые, если можно так сказать, пришли в этот бизнес еще до эпохи персональных ЭВМ. То есть основные этапы развития вычислительной техники в СССР проходили у них на глазах и с их участием. И эти учителя нам все детально рассказывали и показывали, причем не только на уроках, но и в кружках. Поэтому тут мои знания имеют более или менее комплексный характер. Я неплохо знакома с традиционной архитектурой ЭВМ, с элементной базой (на логическом уровне), а также с основными идеями создания операционных систем и компиляторов. И еще из истории развития советской вычислительной техники я запомнила, сколько в начале было разных направлений, большинство из которых оказалось потом тупиковыми. Поэтому тут мои знания могут принести серьезную пользу. Но за время войны я могу почти все забыть. Следовательно, нужно уже сейчас позаботиться о том, чтобы все мои знания зафиксировать. А что для этого нужно? Правильно. Нужен известный кабинет, сейф и время.
Стоп, стоп, неправильно! Как только я сунусь в свой кабинет, об этом сразу же станет известно Берии, и начнется "старая песня о главном" - "Мы войну выиграем и без вас, товарищ Северова, а вы занимайтесь наукой, хотите здесь, а хотите - где-нибудь подальше от фронта." Но я на это решительно не согласна. Думаю, что любой нормальный человек, побывав в местах, по которым прошли немцы, или над которым пролетели их бомбардировщики, и посмотрев, что они там после себя оставили, не сможет спокойно сидеть где-то в глубине страны и заниматься чем-то, не завязанным напрямую на победу. Особенно, если у этого человека еще и муж воюет. Если бы я могла придумать какую-нибудь пушку или танк, то, может быть, и согласилась, а в данной ситуации нет, ни за что. Значит, нужно работать над этими бумагами прямо здесь.
Тогда встает вопрос секретности. Тут я призадумалась, а потом сообразила. Ведь сама много раз читала, что меньше всего люди обращают внимание на то, что находится, как говорят, прямо под носом. В конце концов, студентка я или так, рядом проходила? Вот и записываю мысли, чтобы форму не утратить. И пусть смотрят, сколько угодно. Формулы увидят, слова знакомые - тоже увидят, а что к чему не поймут. Ни наши, ни немцы, если даже к ним что-то и попадет. Ведь я не все подряд выпишу, а только расставлю, если можно так сказать, путевые вехи, по которым всегда смогу вспомнить базовые идеи. Практически невероятно, чтобы в этом времени нашелся еще один человек, который сумел бы найти общее между архитектурой фон Неймана, двоичной системой счисления, функциями алгебры логики и синтаксисом языка программирования Си. Тем более, если к этому добавить прямой и дополнительный коды и логические схемы триггера и полусумматора. Если же предположить, что кроме меня есть еще один попаданец, который в состоянии во всем этом разобраться, то можно быть уверенным, что он и без моих бумажек сможет написать все, упомянутое выше. Так что пишу и ни о чем не беспокоюсь. А чтобы окончательно исключить упреки в нарушении режима секретности, все писать буду в особом отделе и там же оставлять на хранении.
Конечно, Зоя обратила внимание, что в течение нескольких следующих дней я по вечерам, вместо того, чтобы сразу падать в койку, добредала до особого отдела и там около часа строчила какие-то бумаги.
- Что ты, Анюта, там все время чиркаешь? Донесения шифруешь?
- Нет, Зоя. К шифровкам это никакого отношения не имеет. Ты, возможно, помнишь, что я в НКВД попала вообще-то случайно - влюбилась в лейтенанта НКГБ и вышла за него замуж. А дальше пошло-поехало. Но на самом деле я недоучившаяся студентка. По профессии инженер-электрик с углубленным знанием математики. После войны собираюсь сразу пойти в науку. Вот мне время от времени приходят в голову разные идеи. И я решила, что стоит эти идеи записывать, чтобы не забыть что-то важное. А потом, после войны на основе этих идей можно будет создавать новые приборы и механизмы.
- Так какие же приборы ты хочешь создавать?
- Что большую часть времени делает математик? Правильно, занимается вычислениями. На самом деле это не верно, но для Зои так будет понятнее. Хотелось бы придумать такие устройства, которые умели бы очень быстро считать. Сейчас вон сколько времени нужно потратить, чтобы перемножить два числа. Самое быстрое - это на логарифмической линейке, но там точности практически никакой. Да и скорость тоже очень небольшая. На арифмометре можно быстрее, но не намного. Да и ломаются эти арифмометры почем зря - я уже видела. А я мечтаю придумать такой прибор, чтобы он любую арифметическую операцию мог выполнить за доли секунды. Задал два числа, нажал кнопку и сразу получил результат. Вот было бы здорово.
- И что, ты уже придумала такой прибор?
- Что ты! Он будет очень сложным. Но в основе любого подобного прибора должна быть теория, наука. Например, в основе создания самолетов лежит наука аэродинамика. В основе того, о чем я мечтаю, лежит электроника и математика. А я все-таки математик, хотя и недоучившийся. Вот по ходу дела кое-что придумала. Это и записываю.
- Ну-ну. Записывай, только в таком режиме тебя надолго не хватит. Я же вижу, как ты изматываешься.
- Это так, но мне нужно еще пара вечеров и основные мысли будут зафиксированы. А потом буду надеяться, что в особом отделе они доживут до конца войны.
64.
Эти объяснения Зою вроде бы успокоили, а никаких проверок по этой линии я не боялась. Боялась только, чтобы не стукнули наверх, товарищу Берии с вполне очевидными последствиями, о которых я сказала выше. Но обошлось. Тем более, что дела на фронте опять ухудшились, особенно в Прибалтике, и нас предупредили, что в середине октября должен состояться первый выпуск диверсантов. Теперь уже ни на что, кроме занятий времени не оставалось. Изматывались все: и курсанты, и преподаватели, многие из которых, как и я, тоже учились на параллельных курсах. Кроме индивидуальных тренировок пошли и групповые, в которых объединяли курсантов разных специализаций и учили понимать друг друга "наощупь". Причем группы регулярно тасовали. Это, с одной стороны, позволяло подобрать в каждую группу максимально совместимых друг с другом бойцов, а, с другой стороны, облегчало создание новых групп из "остатков старых". В процессе занятий, я даже не ожидала, что мои отрывочные и минимальные воспоминания по тактике малых групп (чужой опыт Афгана и двух чеченских войн) тут окажутся практически неизвестны и пойдут на ура. Снайпер - пулеметчик - гранатометчик, или взаимодействие двух - трех таких групп. Быстрые смены огневых позиций, прикрытие при отходе и т.п.
Единственно, чего я панически боялась, так это того, что меня внесут список знатоков и авторитетов по этой части и начнут обращаться с разными вопросами, на которые я, само собой, не найду ответов. Поэтому я практически все свои предложения вносила в форме вопросов: " А не попробовать ли нам сделать то-то и то-то? Вдруг получится неожиданно для врага?" Сначала, по традиции, в ответ я слышала, что это чушь, что полагается действовать совсем по-другому. Я предлагала провести эксперимент. Так как старшие товарищи уже знали мою упертость, то, чтобы отвязаться, на эксперимент соглашались. По результатам, оправдавшим мое предложение, начинали чесать в затылках, и потом, скрепя сердце, говорили, что в отдельных случаях можно использовать и мои идеи. С курсантами было легче, так как у них не было еще опыта, и они были готовы пробовать разные варианты. Правда и те, и другие сходились в одном: чем больше разнообразие приемов, тем результативнее будут действия в тылу врага.
Впрочем, тут все мы столкнулись с вполне понятной проблемой. Вот, например, хорошо и вполне понятно звучит в теории, что боец для эффективного ведения огня должен выбрать позицию, удовлетворяющую следующим требованиям ... и далее требования по списку. С этим никто не спорит. Но только возникает один маленький вопрос: а сколько времени будет у бойца для выбора нужной позиции? И тут выясняется, что выбор позиции диверсант минимум в половине случаев должен делать буквально на бегу. Вот всем и приходится тренироваться с ходу оценивать все окружающие холмики, ложбинки, овраги, заросли и т.п. с точки зрения того, насколько они удобны для засады, для подхода или для отхода. А также для того, чтобы одна отходящая группа могла легко прикрывать другую. На этом потели все. И только через три недели занятий у большинства начало получаться. Я поймала себя на том, что, даже просто идя по полигону, все время верчу головой туда и сюда и оцениваю, где может быть засада, а где я сама могла бы успешно заныкаться и безопасно отходить. При этом только теперь я поняла знакомого дедули, дядю Сережу - водителя грузовика с большим стажем. Ему много приходилось ездить по лесным дорогам, и вот он жаловался, что даже, когда просто гуляет с женой и сыном по лесу, то все время следит, чтобы "не задеть кузовом" за ветки деревьев. Впрочем, именно такие умения и навыки нам сейчас и нужны. Чем больше знаний и действий каждому из нас удастся "запихать" на уровень безусловных рефлексов, тем больше потом будет шанс выжить. А еще я для своей роты устроила конкурс: кто разработает такую гадость, чтобы ее можно было заранее подготовить и, при необходимости, моментально привести в боевое положение. Короче нечто вроде того, чтобы заранее заложить несколько мин, которые можно поставить на боевой взвод буквально на бегу. Только вместо мин будем закладывать гранаты Ф-1 (лимонки) таким образом, чтобы, проскакивая мимо, можно было выдернуть из них чеки. Тогда преследователи получат полный комплект. Надо отдать должное курсантам: я получила сразу два оригинальных решения, которые, после одобрения руководством, были взяты на вооружение всеми обучаемыми. А меня это порадовало еще одним фактом: ребята научились нестандартно мыслить. В боевых условиях подобные нестандартные находки доставят немцам большие неудобства.
В середине сентября к тренировкам стали добавлять расширенные практические задания: взорвать мост, захватить штаб, угнать автомашину, нарушить движение колонны на марше. Понятное дело, что все это проводилось не в тылу врага, а в нашем тылу. Нас пару раз вывезли в какое-то Костерево, находившееся более, чем в ста километрах к востоку от Москвы. Там формировались отправлявшиеся на фронт дивизии, там мы и "резвились". И еще я заметила, что кроме преподавателей на наших тренировках стали появляться какие-то незнакомые люди. Кто-то в военной форме, а кто-то и в гражданском. Сначала любопытная я хотела сунуться с вопросом к Зое, но потом и сама сообразила. Это, наверное, будущие командиры таких групп и отрядов. Правда, не совсем понятно, почему они не проходят такие же тренировки? Впрочем, это не мое дело.
Мое дело - хорошо подготовить своих курсантов и самой выучить все, что еще отстает. А отставания, к сожалению, пока есть. В беге с полной выкладкой я до сих пор приползаю одной из последних. Трудно угнаться за мастерами по бегу или по лыжам - вот это лоси! Хорошо еще, что по деревьям умею лазить - тут хожу в лидерах. Метание гранаты чуть подтянула, но все равно - это не мое. С рацией тоже на вы. Нет, если неполадку найти, то тут я вне конкуренции, поскольку схемы довольно простые, но вот скорость приема-передачи - ой-ой. Так что радистом могу быть только в самом крайнем случае. И левой рукой нож кидать так и не научилась. Компенсирую это стрельбой. Из своей новой "светки" я теперь уверенно поражаю мишень на расстоянии до пятисот метров. И из любого пулемета стреляю не хуже Кости. Если встречу, то вызову на соревнование. Могу неплохо стрелять даже из противотанкового ружья, вот только таскать его не намерена - уж больно тяжелое, зараза. Поэтому это умение буду держать про запас. А что касается саперного дела, то поставить или снять стандартную мину могу, но очень не люблю этим заниматься, поскольку помню, сколько раз может ошибиться сапер. Дело в том, что данное утверждение находится в некотором конфликте с одним из моих любимых тезисов: "Не ошибается тот, кто ничего не делает." И еще, наконец, пошел немецкий. За немку пока не сойду, но пленного уже допросить сумею и в документах разберусь (пока еще со словарем).
65.
Двадцатого сентября после занятий меня вызвал Судоплатов.
- Как дела в роте, товарищ Северова?
- Все идет по плану. Программа усваивается, отсев к настоящему времени составил восемнадцать процентов. И полагаю, что оставшиеся сумеют пройти программу до конца.
- Должен тебя разочаровать. Не сумеют.
- А в чем дело? Мы что-то делаем не так?
- Нет, все вы делаете так, но на фронте положение снова осложнилось. Немцы все больше армий перебрасывают в центр - хотят прорваться к Москве во что бы то ни стало. Поэтому не исключено, что весь поток могут в ближайшие дни бросить в бой затыкать прорехи.
- Товарищ старший майор. Конечно, для забивания гвоздей можно использовать и микроскоп, он тоже тяжелый. Но лучше все-таки забивать гвозди молотком. А микроскоп использовать по назначению. Сейчас на обучение потрачены огромные силы и время, а если курсантов бросят на передовую, то мы просто окажемся отброшены назад на два месяца. Более того, не факт, что сумеем найти таких же отличных спортсменов. Но тогда и сроки обучения возрастут, и качество упадет. А о проценте отсева и подумать страшно. Я понимаю, что все эти идеи появляются не от хорошей жизни, но, может быть, предложим военным действовать немного по-другому.
- И что ты хочешь им предложить?
- Скажите, вам уже определили дату выпуска?
- Пока еще нет, но вот-вот определят. Точнее просто пришлют приказ сформировать один или два батальон и на передовую.
- Значит, на данный момент такого приказа нет. Тогда давайте прямо завтра устроим досрочный выпуск тех, кто прошел максимальный курс подготовки. И послезавтра начнем заброски диверсионных отрядов в тыл немцам. Конечно, и тут потери будут значительны, поскольку подготовка не завершена, но все равно они будут намного меньше, чем на передовой. И результаты точно будут весомее. А на передовую, если все-таки придет запрос, придется направлять тех, кто только начинает курс обучения.
Тут Судоплатов как-то криво усмехнулся и сказал, несколько понизив голос.
- Вообще-то я так и планировал. Не одна ты у нас такая умная. Более того, так уж и быть, раскрою тебе небольшой секрет. О досрочном выпуске со мной говорил сам товарищ Берия и думаю, что он этот разговор затеял именно для того, чтобы мы сами приняли такое решение. Он тоже отлично понимает, что два батальона не смогут решить все задачи военных, которые не справляются, имея в распоряжении целые армии. Так что давай, товарищ Северова. Готовь свою роту к выпуску, а послезавтра примешь новую роту. Задача ясна?
- Никак нет, товарищ старший майор.
На эти слова Судоплатов даже рот открыл от удивления. Явно не ожидал.
- Я планирую выпуститься вместе со своей ротой.
- Да как ты, - далее пошли "идиоматические выражения" в стиле маляра дяди Васи. Впрочем, меня такими перлами не проймешь. Я и сама не хуже умею - как никак из поколения Next.
- Вы, товарищ старший майор, почему меня к себе забрали? Потому что у меня опыт был. Хотя и минимальный. И если вы полагаете, что дополнительный опыт можно получить здесь, то это правильно только отчасти. Да, язык или лекции майора Серкова для меня, безусловно, были очень полезны, но реальный боевой опыт тут я не расширила. А для грамотного преподавания опыт нужно постоянно расширять. (Я чуть было не брякнула, что учителей или врачей регулярно посылают на курсы переподготовки, но спохватилась, что сейчас, может быть, этого еще не ввели.) Вы ведь прекрасно понимаете, что в ответ на действия наших диверсионных отрядов немцы начнут придумывать что-то свое. Вот это и нужно будет учитывать при подготовке очередных групп.
Я повернулась и, с трудом сдерживая слезы, пошла к себе в комнату. Там плюхнулась на кровать и вытащила носовой платок. За этим занятием и застала меня Зоя.
- Что, Анюта, не отпускает тебя Павел?
- Не отпускает.
- И правильно делает. Ты на этих курсах очень даже к месту пришлась. И авторитет заработала вполне заслуженно. А к нам постоянно пополнение приходит, которое нужно готовить опять с самого начала.
- Так я это понимаю, только я уже выложила все, что знала, а повторяться не люблю. Нужен новый, самый свежий опыт, а где его взять?
- Ничего, и старый пока вполне нужен.
- Нужен, но без нового опыта мы очень скоро сами же упремся в тупик. Ничего, я кажется придумала, как выйти из этого положения.
- Смотри, Аня. Если вздумаешь удрать самовольно, то за это полагается трибунал.
- Знаешь, Зоя. С учетом того, что я не в тыл хочу удрать, а на фронт, не думаю, что решение трибунала будет очень строгим. Но, тем не менее, можешь не беспокоиться. Я, как никак, командир и что такое дисциплина понимаю. Поэтому буду действовать несколько другими методами.
- Интересно, какими?
Зоя внимательно посмотрела на меня, потом что-то покрутила в уме и сказала.
- Ну попробуй. Не думаю, что у тебя получится, но зато ты после этого точно успокоишься.
Потом снова посмотрела на меня и снова что-то помыслила.
- А если получится, то обещай, что по возвращении снова к нам. Твоя наука еще немного потерпит.
- Если возьмете назад, то обещаю.
Мы обнялись, после чего я побежала звонить (конечно, Зоя все правильно поняла), звонить товарищу Берия.