Закончив записывать, я позвонила по телефону, оставленному мне Трофимовым. В течение нескольких минут его нашли.
- Товарищ капитан. Мне нужно будет встретиться со специалистом по электронным лампам и полупроводникам. Лучше всего, если это будет ученый из МЭИ. Еще одна встреча нужна со специалистом из НИИ, который занимается боеприпасами. И, наконец, очень хотелось бы поговорить со специалистами по гриму. Такие, наверняка есть в нашем наркомате. Все записали? Спасибо. Когда ожидать от вас ответа? Завтра? Отлично! С 9-00 у телефона. Большое спасибо, до свидания.
- Ну вот, Васенька. На ближайшие пару дней работа у нас будет.
- Эта работа будет не у нас, а у тебя.
- Почему? А ты как?
- Во-первых, я совсем не знаю Москвы, и все равно понадобится провожатый. А во вторых, меня предупредили, что для меня тут тоже есть важная работа. Так что, я без дела не останусь.
- Так кто же будет меня, хрупкую и беззащитную девушку, сопровождать?
- Думаю, что Трофимов и будет. Кстати, насчет беззащитности. Ты, на всякий случай, предупреди капитана, что носишь с собой пистолет. Он московские порядки лучше знает. Как скажет, так и сделаешь.
- Поняла, будет исполнено. А теперь пора проверить местную спальню.
- На это всегда готов!
Этим приятным мероприятием и закончился наш первый день в Москве.
Утром вскочили ни свет, ни заря - привыкли по меркам нашего городка. Разогрели остатки вчерашнего ужина и неплохо позавтракали. К 8 часам пришла кухарка-уборщица, Вася пошел в Наркомат, а я уселась у телефона. Без четверти девять позвонил Трофимов и сказал, что через пять минут он будет с машиной у подъезда.
Я выскочила и первым делом, как обещала супругу, спросила Трофимова.
- Товарищ капитан. У меня в сумочке лежит пистолет. Ничего, что я его буду носить с собой?
Да, не ожидала, что такой простой вопрос его озадачит. Программер бы сказал, что у капитана прошел процесс обращения к жесткому диску для просмотра всей базы ответов. Наконец, ответ был найден.
- Товарищ Нарком ничего про ваше личное оружие не говорил, поэтому на ваше усмотрение.
- Если на мое усмотрение, то буду носить его с собой.
- Хорошо. А теперь садитесь в машину - мы едем в МЭИ.
И мы поехали. Хотя я примерно представляла маршрут, но все вокруг было совершенно иначе. Только один знакомый дом на Садовом кольце. Когда мы проезжали мимо него, капитан сказал.
- А вот это дом-великан. Он тут самый высокий.
Ха, знал бы он, как в мое время смотрится этот дом, зажатый между даже не самыми высокими домами. Дальше мы покатили какими-то закоулками и, наконец, выехали на Красноказарменную улицу. Надо же. В 1941 году здесь ходят трамваи и в наше время это тоже самый популярный транспорт для подъезда к институту. Ой, как бы не показать, что я тут уверенно ориентируюсь. А вот и семнадцатый корпус. Судя по виду, его отстроили совсем недавно. Вся облицовка на месте, покраска - тоже. И народ снует туда - сюда. Правда, народу не очень много, так как идет сессия. Но это даже к лучшему. Не следует сильно мелькать перед множеством студентов.
У входа нас встретил худой и высокий человек.
- Товарищ капитан, здравствуйте. Начальник первого отдела Ковалев. Иван Иванович1) поручил мне организовать вашу беседу. Простите, а как называть вашу спутницу?
- Это младший лейтенант НКГБ, Елена Сергеевна. Так ее и представляйте.
Ой как интересно! Никто меня никуда не оформлял, а тут представляют даже не сержантом, а сразу младшим лейтенантом! Вряд ли Трофимов это сам придумал.
- Понял, идемте, я вас провожу.
Мы поднялись на второй этаж, повернули направо и пошли по хорошо знакомому мне коридору. В мое время здесь находился Радиотехнический факультет. Интересно, нет ли где-нибудь на стендах фотографии моего прадеда? Но поскольку шли мы довольно быстро, то ничего рассмотреть я не успела. Свернули за угол, прошли еще немного и спустились по небольшой лестнице на первый этаж. Там наш сопровождающий открыл дверь без номера, и мы вошли в комнату, явно не предназначенную ни для лекций, ни для лабораторных занятий или семинаров. Четыре стола с выгородками. У каждого стола стул. В углу стол со стойкой. И в противоположном углу комнаты видна еще одна дверь, которая в данный момент была заперта.
----------
1) Иван Иванович Дудкин - первый ректор МЭИ
46.
Ковалев быстренько составил у одного стола два стула вместе (наверное, для нас с капитаном), напротив поставил еще один стул, положил стопку бумаги, причем каждый листок имел вверху штамп, положил несколько карандашей, сказал, - "я сейчас", - и исчез. Через пару минут он вернулся с еще более высоким и еще более худым человеком.
- Товарищи, позвольте представить вам Андрея Леонидовича Зимова. Андрей Леонидович - это товарищи из органов, которые хотят с вами поговорить. Я не буду вам мешать.
С этими словами Ковалев исчез, а я в первый раз в жизни увидела, как человек может в момент поменять цвет лица от розового до совершенно серого. Ну и болван это Ковалев! Нужно срочно исправлять ситуацию, иначе вместо беседы придется вызывать скорую. Я взяла на себя инициативу, поскольку Трофимов тут присутствовал исключительно для солидности.
- Андрей Леонидович, во-первых, здравствуйте. Меня зовут Елена Сергеевна, а это Александр Александрович (на всякий случай я изменила имя-отчество и у капитана - он не возражал). Вас нам рекомендовал ваш ректор, как молодого и подающего большие надежды ученого, с которым мне нужно обсудить некоторые важные вопросы.
Уф, цвет лица у него стал приближаться к нормальному. Значит можно переходить к делу.
- Мы будем говорить о триодах и о полупроводниках.
- Простите, - подал немного хриплый голос Зимов, - чтобы нормально вести беседу я должен знать, насколько вы разбираетесь в этих предметах.
- Неплохо разбираюсь, - нагло заявила я. Впрочем, для текущего времени может это было не такое уж наглое заявление. Но Зимова мое заявление не убедило. Он взял один из листков, карандаш, что-то чиркнул и пододвинул листок ко мне.
- Вы можете сказать, что это такое и что тут нужно делать.
- Товарищ Зимов, - не выдержал Трофимов. - Что вы себе позволяете?
Но тут я его перехватила.
- Не волнуйтесь Александр Александрович. Вопрос Андрея Леонидовича вполне правомерен. Он ведь действительно должен знать уровень собеседника, чтобы беседа была результативной. - Зимов согласно кивнул, а я посмотрела на лист и мысленно усмехнулась. Как раз из моей весенней сессии.
- На этом листке вы, уважаемый Андрей Леонидович, - затараторила я, - написали линейное дифференциальное уравнение с правой частью. Такое уравнение решается в два этапа: на первом этапе находим общее решение однородного уравнения без правой части с помощью составленного характеристического уравнения. У полученного уравнения, - тут я прикинула, - будут два действительных корня. Значит, в общем решении будут две экспоненты: одна с первым корнем, а вторая - со вторым. Теперь на втором этапе находим частное решение уравнения с правой частью. Будем использовать для этого метод вариации произвольных постоянных.
- Достаточно, - прервал меня Зимов. - Будем считать, что экзамен по математике вы сдали на "отлично". Я уже понял, что говорить мы сможем на одном уровне. Надеюсь, что ваш коллега не обидится, если что-то для него будет непонятно?
- Не обидится, - успокоившись, заявил Трофимов, и, как мне показалось, слегка отключился. И правильно. Это не его епархия - зачем забивать голову.
- Андрей Леонидович. Прежде всего, должна предупредить, что все, что вы здесь услышите, является совсекретной информацией. Как эту информацию вы сможете использовать, скажу в конце беседы. А теперь давайте поговорим о полупроводниках и устройствах на их основе.
- Простите, - снова перебил меня Зимов. - Вы хотите говорить о кристадинах?
- Нет, хотя вопрос о кристадинах возможно мы и затронем. Для начала посмотрите на эту картинку.
Я нарисовала классическую картинку границы контакта полупроводников с донорной и акцепторной примесями из моего учебника по физике1) и изложила буквально на пальцах принцип работы полупроводникового выпрямителя. Зимов в процессе моего объяснения согласно кивал, а потом заявил, что они так все и рассказывают студентам, хотя мое объяснение выглядит нагляднее, и что, с моего позволения, в дальнейшем они будут придерживаться именно такого представления теории полупроводниковых выпрямителей. Я сказала, что против этого возражений нет, и перешла к самому главному.
- А что будет, если между двумя полупроводниками с одинаковой, например, электронной, проводимостью, поместить третий полупроводник с другой, в нашем случае с дырочной, проводимостью?
- Ничего не будет. Вы просто получите два выпрямителя, включенные навстречу друг другу и тока не будет, независимо от полярности.
- Подождите, Андрей Леонидович. Ведь если есть три полупроводника, то нужны и три провода. Давайте мысленно подключим к промежуточному полупроводнику третий провод и заодно сделаем этот полупроводник очень тонким - такая тоненькая пластиночка. Тогда, меняя в очень небольших пределах напряжение на промежуточном полупроводнике, мы получим значительные изменения напряжения на концах. То есть эффект усиления, аналогичный эффекту усиления на ламповом триоде. Только в случае с лампой мы управляли сеткой, а здесь - промежуточным полупроводником.
--------
1) Подобные объяснения вы найдете в любом современном учебнике физики для 10 класса
47.
Судя по загоревшимся глазам Зимова, идею он схватил и стал мысленно прокручивать в голове разные варианты. Потом снова задумался.
- Но ведь для этого нужно иметь очень чистые полупроводники, а как обеспечить нужную чистоту?
Я чуть было не брякнула, что для получения высокочистых полупроводников используется метод зонной плавки1), но вовремя сообразила, что этот метод был придуман только в начале пятидесятых годов. Хотя современные технологии позволяют реализовать этот метод уже сейчас.
- А вы воспользуйтесь тем, что у полупроводников примеси по-разному растворяются в жидкой и твердой фазе. Возьмите, например, стержень германия и начинайте нагревать один конец с помощью индукционной катушки до расплава. А потом очень медленно смещайте нагрев вдоль по стержню. Тогда из твердеющего германия примеси будут перемещаться в расплавленную часть. Пройдите так несколько раз вдоль стержня, после чего "грязный конец" отрежьте. А можете окружить стержень, скажем несколькими индукционными катушками. Тогда хватит и одного прохода. Еще я слышала о методе Чохральского, но тут кроме названия ничего сказать не могу.
- Я знаю этот метод. - Сказал Зимов. - Он был разработан еще в 1916 году и используется для выращивания кристаллов. Но про применение его для выращивания чистых полупроводников, не слышал.
- Значит, сами попробуете. А лучше даже сочетание обоих методов.
- Подождите, подождите, - заговорил Зимов. Он на пару минут просто выключился из реальности. Потом уставился на меня. Я уже поняла, какой вопрос он хочет задать, и заранее ответила.
- А вот не скажу, где я добыла эту информацию. Мы не просто так беседуем с вами именно в этой комнате. Но зато скажу кое-что другое. Все, что я здесь нарисовала и написала, как было сказано в самом начале, является совсекретной информацией. И выносу из этого помещения не подлежит. Но никто не запрещает вам "самому додуматься" до этих вещей и выступить с предложениями по их реализации. Тут будут действовать обычные меры секретности. Если возникнут трудности с реализацией, то органы, в определенной степени, смогут поспособствовать. Но в первую очередь вы должны экспериментально подтвердить эффект управления напряжением через полупроводниковую прослойку. Толщину полупроводника (напоминаю, что он должен быть тонким), скорость перемещения индукционных катушек (в пределах от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров в час) и прочее определите экспериментально. Добейтесь устойчивого эффекта.
- Тогда, если позволите, другой вопрос. А почему вы обратились в наш институт, а не, скажем, к академику Йоффе? Ведь он давно занимается полупроводниками.
- Были причины. Академик Абрам Федорович Йоффе слишком большая величина и совсем не факт, что он воспримет информацию со стороны, поступившую неизвестно от кого. А если он не воспримет, то своим авторитетом и связями станет зажимать подобные исследования. У вас таких возможностей нет. Потом мы учли, что Йоффе - теоретик, а специалисты МЭИ в очень большой степени ориентированы на конкретные практические применения. Вы ведь, наверняка, уже подумали о компактных приемниках и передатчиках с минимальным потреблением энергии. - Зимов кивнул.
- И еще. В начале беседы вы упомянули о кристадине. А помните, кто его изобрел.
- Да, конечно. Нижегородский инженер Лосев.
- То, что Нижегородский - это верно, а вот то, что инженер - неправильно. Он сейчас как раз работает у Йоффе в должности лаборанта. И ничего о нем не слышно. Между прочим, если надумаете и появится возможность, то попробуйте переманить его в Москву. Хотя, заранее предупреждаю, что характер у товарища Лосева не сахар. Но он прирожденный экспериментатор. И очень талантлив.
- Так, все, что вы мне рассказали, я, кажется, понял. Но ведь если все у меня получится, то это станет очень крупным открытием.
- Правильно. И я одна из первых вас с этим открытием поздравлю.
- Извините, Елена Сергеевна. А вы не хотели бы перейти из вашего ведомства к нам на работу. Для вас место ассистента на кафедре точно найдется. В конце концов, может быть вы просто станете нас курировать от органов. Всегда приятно иметь дело с человеком, который хорошо разбирается в проблеме.
- Спасибо за предложение. Оно очень заманчиво, но сейчас у меня много срочных дел. Вот завершу их и, если вы не раздумаете, то в конце сентября сможем вернуться к вашему предложению.
Говоря так, я на самом деле прекрасно знала, что, начиная с июля, подавляющее большинство студентов и преподавателей МЭИ уйдут в народное ополчение. Кто-то почти сразу попадет в бой и не вернется, кто-то, как один будущий академик2) и директор крупного НИИ, будет воевать в осназе НКВД, то есть станет моим коллегой, и вернется в институт уже после войны. А многие преподаватели именно радиотехнического факультета уцелеют, потому что к сентябрю руководству страны станет ясно, что без качественной радиосвязи сопротивляться врагу практически невозможно. Поэтому любой знаток радио будет цениться на вес золота. Доценты и аспиранты станут ремонтировать рации на самолетах и танках. А несколько человек получат бронь, и благодаря их исследованиям к началу следующего года в армию станут поступать новые очень качественные радиостанции. И еще я знала, что после Сталинградской битвы, когда исход войны станет всем очевиден, уже новый ректор МЭИ, Валерия Голубцова, получит возможность отзывать из действующей армии преподавателей и ученых для возобновления учебного процесса и прерванных исследований3).
- На прощанье хочу сказать следующее. Недели через две либо я, либо кто-то от моего имени позвонит вам и спросит о вашем здоровье. Если к этому времени вы сумеете экспериментально подтвердить все, о чем здесь говорили, то поблагодарите за заботу и скажите, что все в порядке. Больше ничего не говорите.
- Большое спасибо. Надеюсь, что две недели мне хватит. А как вас найти, если что?
- Не уверена, что это получится, но искать только через начальника вашего первого отдела. Счастливо оставаться.
Выходя из института, я подумала, что теперь честь открытия транзистора будет принадлежать не Белл Лабораториз, США, а МЭИ. Должна же я была сделать хоть что-то хорошее для своей Альма Матер.
----------
1) Описание этого метода с хорошими иллюстрациями есть в Интернете
2) Академик А.Е. Шейндлин
3) Голубцовой это удалось, так как она была женой наркома Маленкова. Впрочем, это решение распространялось не только на специалистов МЭИ, но они оказались в числе первых.