Гузенко Святослав Сергеевич, Кузьмина Лариса Павловна : другие произведения.

Современный взгляд на этику делового общения

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Предметом исследования выступает этика делового общения, на которую в последнее время большое внимание обращает бизнес, так как благодаря ей он получает высокие репутационные рейтинги, что способствует нормальному функционированию любого предприятия и поддержанию благоприятного морального климата в трудовом коллективе организации, что определяет актуальность настоящего исследования. В исследовании использовались теоретические методы логического и сравнительного анализа, аналогии и абстрагирования.


СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ЭТИКУ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

  

Гузенко Святослав Сергеевич

студент ФГБОУ ВО "Казанский государственный энергетический университет",

Россия, г.Казань

Кузьмина Лариса Павловна

к.пед.н., доцент ФГБОУ ВО "Казанский государственный энергетический университет", Россия, г.Казань

  
  
   Предметом исследования выступает этика делового общения, на которую в последнее время большое внимание обращает бизнес, так как благодаря ей он получает высокие репутационные (фр., от лат. reputatio размышление, рассуждение) рейтинги, что способствует нормальному функционированию любого предприятия и поддержанию благоприятного морального климата в трудовом коллективе организации, что определяет актуальность настоящего исследования. В исследовании использовались теоретические методы логического и сравнительного анализа, аналогии и абстрагирования.
   В организациях любой формы собственности присутствуют деловое общение, а также деловая (корпоративная) этика, которые неразрывны.
   Деловое общение - это вид социальных отношений, направленных на реализацию общего дела, создающих условия для сотрудничества людей в достижении значимых целей.
   Деловое общение нацелено на согласование и объединение усилий людей с целью налаживания отношений и достижения результата совместной деятельности. Это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в деловой сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение конкретных целей и задач. Деловое общение содействует установлению нормальной морально-психологической атмосферы труда и отношений партнерства между руководителями и подчиненными, между коллегами.
   Цель делового общения - организация и оптимизация совместной деятельности. Предметом делового общения является дело или бизнес [3, с. 5].
   Деловое общение по своей сути есть межличностное общение. Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определённого вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта [8, с. 6].
   Этика делового общения - это совокупность принципов, правил и норм поведения деловых людей в разных социальных группах и отраслях экономики.
   Этика делового общения (деловая этика) формируется исторически и связана с общественно-экономической формацией, в рамках которой осуществляется воспроизводство людей и материальных благ.
   В современном гражданском обществе этика делового общения формируется под воздействием пяти главных макроподсистем общества:
   1.Духовно-нравственных ценностей.
   2. Морально-нравственных норм и правил, общественной морали в виде принципов, норм и правил поведения различных социальных групп.
   3.Государства с его системой законов и механизмов регулирования общественной жизни.
   4.Экономических законов и компонентов рыночной экономики.
   5.Демократизации общества и составных частей гражданского общества.
   Деловая этика входит в состав организационной культуры предприятия [4, с. 419].
   В любой организации этика деловых отношений регламентируется в так называемых кодексах корпоративной этики работников, в которых отражены ключевые принципы взаимоотношений на микроуровне, т.е. сотрудников организации с покупателями (клиентами), владельцами (инвесторами) с сотрудниками, корпоративные отношения персонала, а также на макроуровне (сотрудники организации с контрагентами, конкурентами, органами государственной и муниципальной власти).
   Например, в Кодексом корпоративной этики и служебного поведения работников крупнейшего телеоператора Республики Татарстан ПАО "Таттелеком" в основу взаимоотношения организации с покупателями были положены ключевые принципы, которые предполагают: 1.Обеспечивать своих клиентов услугами высшего качества в соответствии с их требованиями; 2.Обходиться с ними честно во всех аспектах коммерческой деятельности компании, обеспечивая высокий уровень обслуживания, удовлетворяя потребности клиентов; 3.Принимать необходимые усилия для гарантии того, что товары и услуги будут поддерживать или улучшать здоровье и безопасность клиентов, а также состояние окружающей среды; 4.Гарантировать уважение человеческого достоинства, предлагая товары, занимаясь маркетингом и рекламой; 5.Уважать целостность культуры клиентов [9].
   Отношения организации ПАО "Таттелеком" с владельцами (инвесторами) должны строиться на определенных принципах, в основу которых положена необходимость: 1.Обеспечивать профессиональный и тщательный менеджмент для гарантирования справедливой и конкурентоспособной прибыли на капитал владельцев и инвесторов; 2.Гарантировать владельцам и инвесторам открытый доступ к информации, ограниченный только рамками закона и условиями конкуренции; 3.Сохранять, защищать и приумножать активы владельцев и инвесторов; 4.Относиться с вниманием к их требованиям, предложениям, резолюциям.
   В свою очередь, отношения указанной организации с персоналом рекомендуется строить на следующих принципах: 1.Обеспечивать работников работой и заработной платой, которые повышают их уровень жизни; 2.Создавать условия труда для работников, не наносящие ущерба их здоровью и человеческому достоинству; 3.Быть честным в общении со своими работниками и обеспечивать им открытый доступ к информации, ограниченный лишь рамками закона и условиями конкуренции; 4.Прислушиваться и по возможности реагировать на предложения сотрудников; 5.Участвовать в случае возникновения конфликтов в открытых переговорах с трудовым коллективом; 6.Избегать дискриминационной политики и гарантировать персоналу равные права и возможности независимо от пола, возраста, расовой принадлежности и религиозных убеждений; 7.Стимулировать в рамках своего бизнеса использование труда работников с различным профессиональным уровнем на тех участках, где они могут принести наибольшую пользу; 8.Обеспечивать охрану труда во избежание несчастных случаев и профессиональных заболеваний; 9.Поощрять работников и помогать им в развитии необходимых навыков и умений, внимательно относиться к серьезным проблемам занятости, часто связанным с принятием решений в бизнесе, а также сотрудничать с правительственными органами, трудовыми объединениями, другими службами и друг с другом по вопросам размещения рабочей силы.
   Соблюдение морально-этических принципов, правил делового общения и этикета, предписанных кодексами корпоративной этики, позволяет не только повышать имидж организации, исключить конфликтные ситуации, но и правильно и эффективно наладить в ней работу.
   Кроме того, сотрудники должны не только выполнять требования профессиональной этики, но и иметь определённый духовный и нравственный уровень, который всегда определяет верные и направленные на пользу человека и общества управленские решения [6, с. 179-182]. Указанное можно отнести к человеческим факторам, влияющих на управленческие решения [2, с. 127; 7, с. 100-105].
   К большому сожалению, во всех кодексах корпоративной этики отсутствуют морально-нравственные требования именно к сотрудникам, а также к их духовно-нравственному уровню развития, что, представляет собой существующие духовно-нравственные риски в работе предприятия, на что не обращается пристального внимания руководством организации [5, с. 12-16]. Этот пробел также наблюдается и в государственном и муниципальном управлении.
   Становится все более очевидным то, что ключевые проблемы современного общества и любой организации возникают в связи с обесцениванием духовных и нравственных ценностей (духовно-нравственной девальвацией) [1, с. 118-124].
   Духовный и нравственный уровень человека достигается за счёт воспитания и образования, усваивание духовно-нравственных ценностей. В свою очередь, в организации это может достигаться за счёт личного примера руководителя, а также за счёт проведения мероприятий, направленных на повышение духовно-нравственного уровня сотрудников (организация мест для совершения молитвы сотрудниками, посещение музеев и культурно-религиозных объектов, участие в религиозном туризме и т.д.).
   Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно уверенно утверждать, что этика делового общения никак не может обходиться без требований к духовно-нравственному уровню человека (сотрудника).
  
  

Список использованных источников

   1. Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Экономический концепт "духовно-нравственные риски" в деятельности юриста // Правосознание обучающихся в юридическом вузе в условиях информатизации российского общества: сборник материалов международной научно-практической конференции. Том 1. Ставрополь: ИП Светличная С.Г., 2020. С.118-124.
   2. Асаул А.Н. и др. Теория и практика разработки принятия и реализации управленческих решений в предпринимательстве / А. Н. Асаул, В. П. Грахов, О.С. Коваль, Е. И. Рыбнов; под ред. заслуженного деятеля науки РФ, д-ра экон. наук, профессора А. Н. Асаула. СПб.: АНО "ИПЭВ", 2014. 304 с.
   3. Васильева Л. В. Основы деловой этики и корпоративной культуры. Тюмень: ТюмГНГУ, 2012. 162 с.
   4. Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. 3-е изд. М.: Экономистъ, 2003. 528 с.
   5. Гузенко С.С., Тимофеев Р.А.Духовно-нравственная сторона риск-менеджмента // Экономическое развитие России: тенденции, перспективы: сборник статей по материалам VI Международной студенческой научно-практической конференции преподавателей, ученых, специалистов, аспирантов, студентов (15 октября 2020 г.): В 2 т.  Нижний Новгород: Мининский университет, 2020. Т.I. С. 12-16.
   6. Гузенко С.С., Тимофеев Р.А. Духовно-нравственный аспект риск-менеджмента // Информационные технологии в экономике: материалы IV Республиканской научно-практической Интернет-конференции студентов, аспирантов и молодых учёных с международным участием, 25-26.03.2020 г. Луганск: Изд-во ЛНУ им. В. Даля, 2020. С.179-182.
   7. Дорофеева Л.И. Основы теории управления. Саратов: Библиотека Alleng, 2015. 433 с.
   8. Деловое общение [Текст]: Учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной формы обучения экономических специальностей / Составитель Кох М.Н.; Кубанский государственный аграрный университет. Краснодар: Изд-во "Полиграфик", 2008. 120 с.
   9. Сайт ПАО "Таттелеком" [Электронный ресурс]: https://tattelecom.ru/ (дата обращения 09.12.2020).
  
  
   Цитирование: Гузенко С.С., Кузьмина Л.П. Современный взгляд на этику делового общения // Сборник материалов VI Международной заочной научной конференции "Форум молодых учёных: мир без границ", приуроченной ко Дню народного единства, в 8 ч. Ч.6. Секции 8,9. - Донецк: ДОНМАН, 2020. - С.111-114.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"