Ехлакова Елена Александровна, Гузенко Святослав Сергеевич : другие произведения.

Теологическая модель управления в истории управленческой мысли

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье рассматривается теологическая модель управления, которая представляет одну из религиозных управленческих идей. В светском дискурсе отсутствуют исследования религиозной управленческой мысли, что определяет актуальность настоящего исследования. Отмечается, что теологическая модель управления, в отличие от философской, научной управленческих идей и теологической доктрины управления, предусматривает равноправие людей, творческий союз человека с Богом и не нарушает свободу выбора человека. Для цитирования: Ехлакова Е.А., Гузенко С.С. Теологическая модель управления в истории управленческой мысли // Меридиан. - 2020. - Љ 9 (43). - С.1-7. http://meridian-journal.ru/site/article?id=3799


  
   Ехлакова Е.А., Гузенко С.С. Теологическая модель управления в истории управленческой мысли // Меридиан. - 2020. - N 9 (43). - С.1-7.
   http://meridian-journal.ru/site/article?id=3799
  
  
   УДК 330.4

Ехлакова Елена Александровна

кандидат экономических наук,

доцент,

Казанский государственный энергетический университет

Гузенко Святослав Сергеевич,

студент,

Казанский государственный энергетический университет,

  

ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ В ИСТОРИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ

  
   Аннотация: В статье рассматривается теологическая модель управления, которая представляет одну из религиозных управленческих идей. В светском дискурсе отсутствуют исследования религиозной управленческой мысли, что определяет актуальность настоящего исследования. Отмечается, что теологическая модель управления, в отличие от философской, научной управленческих идей и теологической доктрины управления, предусматривает равноправие людей, творческий союз человека с Богом и не нарушает свободу выбора человека.
   Ключевые слова: Бог, человек, история, управление, свобода выбора, равноправие

Eкhlakova Elena Alexandrovna,

Сandidate of economic Sciences,

associate Professor Kazan state power engineering University

Guzenko Svyatoslav Sergeevich,

Kazan state power engineering University, student

  

THE THEOLOGICAL MODEL OF MANAGEMENT IN THE HISTORY OF MANAGEMENT THOUGHT

  
   Annotation: The article considers the theological model of management, which is one of the religious management ideas. There are no studies of religious management thought in the secular discourse, which determines the relevance of this research. It is noted that the theological model of management, in contrast to the philosophical, scientific management ideas and the theological doctrine of management, provides for the equality of people, the creative Union of man with God and does not violate the freedom of choice of man.
   Keywords: God, man, history, governance, freedom of choice, equality
  
   Существует несколько основных видов управленческих мыслей или идей: религиозный, философский и научный.
   Первые два относят к донаучному историческому этапу развития управленческой теории и практики (XIX - VII тысячелетие до нашей эры - конец XVIII в.), а третий - к научному периоду (начало XIX в.).
   Философский и научный управленческие идеи основаны на учениях управления, разработанных видными философами и государственными деятелями в связи с возникновением и развитием государства, а также с управленческими революциями.
   Философский и научный управленческие идеи носят явно антропогенный характер, а религиозный - Божественную направленность.
   В светском дискурсе отсутствуют исследования религиозной управленческой мысли, которая возникла на порядок раньше двух вышеуказанных управленческих идей.
   В настоящее время в связи с ростом религиозного экстремизма российским обществом востребованы исследования религиозных учений и управленческих идей для выработки мер по предотвращению и ликвидации преступлений на религиозной почве, что определяет актуальность данной статьи.
   Целью настоящей работы является изучение религиозной управленческой мысли.
   Религиозная управленческая мысль базируется на теории творения, согласно которой наш мир и человек являются творением Бога [1, 8]. При этом Бог сотворил человека по своему образу и подобию, наделив его свободой выбора и равными правами друг перед другом.
   Согласно монотеистическим религиям (от греч. ?о??? - один, ??о? - Бог, единобожие ), верховная власть принадлежит самому Богу, и её осуществление обеспечивается через систему богоправления [4, с. 25]. К данным религиям причисляют иудаизм, все ветви христианства (католицизм, православие, древлеправославие, протестантство, монофизитство, несторианство), ислам и зороастризм [11, с. 150].
   Вселенной и ситуациями в мире управляет Бог-Творец в соответствии с трансцендентным миропорядком [5, с. 125-128].
   Религиозную управленческую мысль условно можно разделить на три группы: 1.Теологическая (греч. theos - Бог и logos - слово, учение) модель управления; 2.Теологическая доктрина управления; 3.Оккультные учения управления.
   В основе теологической модели управления лежит Божественное право, под которым понимают комплекс представлений об особом трансцендентальном (от лат.transcendens - переступающий, превосходящий, выходящий за пределы) миропорядке либо нормативном предписании, выступающем по отношению к позитивно-правовому регулированию в качестве основы, содержательного и категориального базиса" [9].
   "Человек смог в основном познать законы природы, но он далёк от понимания всех существующих Духовных законов и законов других духовных (тонких) и материальных миров. Наука подтвердила универсальность физических законов и единство природы и Вселенной. Через некоторое время человечество сможет познать все Божественные законы и по-другому взглянуть на наше бытие.
   Через Божественные законы осуществляется сакральная связь всего существующего с Богом-Творцом. Божественные законы, как и Бог, неизменны и носят вечный характер" [6, с. 94].
   Божественное право существовало ещё до "доправового мира" [6, с. 55].
   С точки зрения человека к основным источникам Божественного права относятся Божественные Откровения, выраженные как на нематериальных, так и материальных носителях [6, с. 94].
   Как отмечает В.А.Цыпин, "принято различать материальные и формальные источники права. Под материальными источниками подразумеваются лица и институты, создающие правовые нормы. Формальные источники - это документы, памятники, в которых изложены эти нормы.
   Первоисточником церковного права является Божественная воля Основателя Церкви. Она действовала в Церкви при её создании - ей Церковь будет подчиняться "Во все дни до скончания века" (Мф. 28:20).
   Божественное откровение содержит в себе полноту истины о Боге и человеке. Догматы веры и нравственные заповеди - главное в Откровении. Но оно включает в себя также и учение Спасителя об устройстве Церкви, о способах поддержания церковного мира и благочиния, о средствах восстановления попранного церковного порядка. Эта сторона в учении Христа носит правовой характер.
   Правовые заповеди Спасителя и постановления, изданные боговдохновенными апостолами (о епископах и диаконах - 1 Тим. 3:1-13, об отношении к государственной власти - Рим. 13:1-7), содержащиеся в Священном Писании, а также те заповеди, которые, хотя и не вошли в Писание, но хранились в Церкви изначально, как Откровенная истина, как Священное Предание, составляют, по общепринятой у канонистов терминологии. Божественное право (jus divinum).
   Таким образом, область Божественного права не ограничивается правовыми нормами, содержащимися в Священных книгах. Правила, которые Церковь получила от апостолов, даже если они переданы ей не в письмени, а устно, хотя впоследствии и они тоже могли быть зафиксированы письменно (в творениях Мужей апостольских, Отцов Церкви, в постановлениях Соборов), являясь частью Священного Предания, также составляют Божественное право" [13].
   Божественные законы устанавливают основные права и обязанности любых существ, живого и неживого мира [6, с. 95].
   Как указывает С.И. Ивентьев, "в случае, когда живые существа сбиваются с эволюционного пути и утрачивают способность воспринимать трансцендентный миропорядок, Богом-Творцом до этих творений вновь доводятся духовные законы через посланников, что мы часто наблюдаем в развитии человеческой цивилизации.
   Духовные законы передаются или вручаются непосредственно посланникам Бога (пророкам) в виде сакральных законов и морально-этических предписаний. К ним относят: Десять заповедей, Моисеев закон, Старый и Новый Завет, Веды, Закон Сварога, Коран и др. Эти тексты, как утверждают священники, носят Богодухновенный характер" [6, с. 95].
   Носители сакральных знаний и пророки органично вплетали духовные законы в человеческие законы и основы социально-политической жизни любого человеческого общества.
   Ещё в Древнем Риме право по своему источнику происхождения разделяли на Божественное право и право человеческое.
   Согласно философско-христианским учениям Средневековья, Бог выступает как Центр мироздания, главным хранителем мирового и социального порядка, а также законодательное первоначало, из которого исходят все религиозные, моральные и правовые нормы.
   Древнегреческие философы Гераклит, Сократ и Платон считали, что структура государства и функционирования права должны соответствовать божественно-трансцендентальным принципам [6, с. 95].
   Итальянский философ и теолог Фома Аквинский (1225 - 09.03.1274 гг.) под правом мыслил действие Божественной справедливости в обществе, подразделяя существующее права на три уровня: 1.Божественное право: установления, данные Богом человеку как "твари Божьей", и нормы церкви как представительницы Божьей власти на земле; 2.Право народов, понимаемое как естественное право в его аристотелевской трактовке; 3.Человеческое право как писаное, позитивное право светского государства.
   По мнению Аквината, каждому уровню соответствуют свои законы. Божественное право претворяется в Вечном законе (Сумма теологии I-II, 93), то есть нормах Бога, право народов - в естественных законах (стремление к самосохранению, продолжению рода, уважение достоинства), соответствующих природе человека, человеческое право - в светских законах, которые через силу и страх принуждают людей не делать зла и исполнять светские законы [6, с.95-96].
   В своё время немецкий философ Г.Гегель (27.08.1770 - 14.11.1831 гг.) под государством понимал следующее: "Существование государства - это шествие Бога в мире; его основанием служит сила разума, осуществляющего себя как волю" [3, с. 284].
   Божественное право возникло намного раньше позитивного права, созданного государством и обеспечиваемого силой его принуждения.
   В христианской традиции Бог выступает Источником и Хранителем правовой идеи о равенстве: равным обязанностям должны соответствовать равные права [6, с. 96].
   В период существования теологической модели управления отсутствовали классовые группы, экономика и товарно-денежные отношения. Люди жили семьями, важные решения принимались на общем сходе родовой общины. Люди имели равные права и обязанности, любой вопрос решали "всем миром". Это время характеризовалось библейским Раем (Быт. 2:8).
   Теологическая доктрина управления появилась при классовой дифференциации (от лат. differentia - различие) населения на группы и появлении класса жрецов в V тысячелетие до н.э. в Древнем Египте, Шумере и Аккаде [4, с. 9]. Этот период именуют первой управленческой или "религиозно-коммерческой" революцией.
   С появлением жрецов сформировались денежная система и система управления как инструмент коммерческой и религиозной деятельности, то есть появилась централизованная командная экономика, бразды правления которой находились у жрецов и фараона.
   Денежная система была изобретена жрецом Кратием для того, чтобы управлять теми же рабами, но за плату якобы свободным людям (оставаться рабом у жрецов и фараона только за деньги). Эта система управления была названа "демократией" от слова "демон" и имени жреца "Кратий" [10, с. 13-14].
   Кастой жрецов была создана так называемая система податей (религиозная десятина, налоги с продаж, имущества и пр.), которая впоследствии превратилась в государственную налоговую систему.
   По идеологии жрецов Божественное право возложило на них верховную духовную власть, которая даже была на порядок выше власти фараонов. В религиозном понимании жрецы считали человека рабом Бога, что позволяло беспрекословно управлять народом, как рабами. Именно с момента появления жрецов началось искажение Божественного закона, одни люди были возвеличены над другими, появилось позитивное или государственное право, благодаря которому осуществлялось управление и правосудие.
   С появлением Католической церкви теологическая доктрина управления была доработана с учётом существующей государственной власти, Божественное право было превращено в Божественное право королей. При этом управление Католической церкви производилось ан основе божественного права и под патронажем папской курии.
   Божественное право королей - это политическая и религиозная доктрина, согласно которой у монарха есть полноправная власть над человеком, и это право дано непосредственно Богом и попытка свергнуть короля приравнивалась к свержению власти Бога, то есть к греху [6, с. 99].
   Божественное право королей было приостановлено в Англии во время так называемой "Славной революции" в 1688 - 1689 гг. в связи с принятием Билля о правах, декларирующего права и свободы подданного и устанавливающего наследование Короны [6, с. 99].
   В Средние века естественное право мыслилось как Божественное установление [2, с. 677].
   Немецкий философ Иммануил Кант (22.04.1724 - 12.02.1804 г.) перенёс доказательство бытия Бога в область морали, сделав существование Бога нормой нравственного поведения [12, с. 176].
   В конце XIX - начале XX вв. с развитием материалистической теории эволюции Ч.Р. Дарвина (12.02.1809 - 19.04.1882 гг.) Божественное право королей совсем исчезло [6, с. 100].
   С приходом вольнодумства Божественное право стали подменять естественным правом (Новое время), которое старалось не упоминать о Божественном происхождении права [6, с. 100].
   Теологическая модель управления, в отличие от философской, научной управленческих идей и теологической доктрины управления, представлена Богом, предусматривает равноправие людей, творческий союз человека с Богом и не нарушает свободу выбора человека.
   Оккультные учения управления содержали в себе теософские идеи, а также основные принципы теологической доктрины управления, касающиеся управления материального мира духовным. На государственном уровне они не были реализованы, а в основном практиковались в тайных оккультных сообществах.
   "Под воздействием религиозных учений происходило формирование европейских и восточных государств, создавалась система управления в них, утверждались методы управления, нормы этики поведения в обществе" [7, с. 25].
   В основе современных форм государственного и корпоративного правления лежит принуждение и насилие, а также ограничение свободы выбора человека, что говорит об их несовершенстве, что, в свою очередь, требует поиска новых управленческих идей.
   По нашему мнению, тщательное изучение теологической модели управления позволяет по-новому взглянуть на существующие формы государственного и корпоративного правления, выявить их положительные и отрицательные стороны, разработать иные модели управления, позволяющие обходиться без понуждения и насилия.
  

Использованные источники:

   1.Библия: каноническая, русский синодальный перевод. - М.: Российское Библейское общество, 2007. - 1057 с.
   2.Большая юридическая энциклопедия. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 688 с.
   3.Гегель. Философия права. - М.: Мысль, 1990. - 524 с.
   4.История управленческой мысли: учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080200.62 "Менеджмент" (профили "Менеджмент организации" и "Маркетинг") / [авт.-сост. В.В.Иноземцева]. - Саратов, Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО "РЭУ им. Г. В. Плеханова", 2014. - 104 с.
   5.Ивентьев С.И. Управление ситуациями: права и свободы человека и гражданина / Ситуационные исследования: Вып.4. Ситуационная картина мира / Под общ.ред.проф.Н.М.Солодухо (По материалам международной научно-философской конференции). - Казань: Изд-во Казан.гос.техн.ун-та, 2011. - С.125-128.
   6.Ивентьев С.И.Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека: монография. - Новосибирск: СИБПРИНТ, 2012. - 357 с.
   7.Кислинских Ю.В., Коваленко В.Н. История управленческой мысли: учебное пособие. - Комсомольск-на-Амуре: Изд-во АмГПГУ, 2015. - 145 с.
   8.Коран. - М.: Наука, 1986. - 727 с.
   9.Кемеров В.Е. Философская энциклопедия. - М.: Панпринт, 1998. - 1064 с.
   10.Мегре В.Н.Новая цивилизация. Часть 1. - М.; СПб.: Диля, 2011. - 351 с.
   11.Тимощук А.С., Федотова И.Н., Шавкунов И.В. Введение в религиоведение: Учеб. пособие. - Владимир: ВЮИ ФСИН России, 2014. - 136 с.
   12.Философская энциклопедия. Т.1. - М.: ГНИ "Советская энциклопедия", 1960. - 504 с.
   13.Цыпин В. А. Церковное право: 2-е изд. - М.: Изд-во МФТИ, 1996. - 426 с.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"