Гузенко Святослав Сергеевич, Ехлакова Елена Александровна : другие произведения.

Ценности в системе туристско-краеведческой деятельности

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В настоящей статье предметом и целью исследования выступают ценности туристско-краеведческой и туристической деятельности, которые в целом определяют лицо туристической индустрии. В работе приведены основные классификации общечеловеческих, краеведческих и туристических ценностей. В процессе исследования были применены теоретические методы сравнительного и логического анализа. Ключевые слова: Бог, человек, душа человека, дух человека, учащийся, ценности, классификация ценностей, иерархия, школа, социализация, экономика, туризм, краеведение, индустрия.


ЦЕННОСТИ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С. С. Гузенко, Е. А. Ехлакова

Казанский государственный энергетический университет, Россия

e-mail: *svyatoslavSG@mail.ru, **g-v@mail.ru

   Аннотация. В настоящей статье предметом и целью исследования выступают ценности туристско-краеведческой и туристической деятельности, которые в целом определяют лицо туристической индустрии. В работе приведены основные классификации общечеловеческих, краеведческих и туристических ценностей. В процессе исследования были применены теоретические методы сравнительного и логического анализа.
   Ключевые слова: Бог, человек, душа человека, дух человека, учащийся, ценности, классификация ценностей, иерархия, школа, социализация, экономика, туризм, краеведение, индустрия.
  
   Туристско-краеведческая деятельность включает в себя краеведение как форму образовательно-воспитательной деятельности учащихся и туризм, который по своей природе невозможен без элементов познания истории и культуры родного края [11, с. 64; 13, с. 88].
   Как правило, туристско-краеведческая деятельность включена в дополнительную общеобразовательную программу и выступает эффективным средством познания окружающего мира и родного края, формирования у подрастающего поколения духовно-нравственных ценностей, патриотического и экологического воспитания, социализации и оздоровления учащихся [11, с. 62]. Кроме того, туристско-краеведческая деятельность как образовательный элемент культурологии и других гуманитарных дисциплин может использоваться и в системе высшего образования. При этом туристско-краеведческая деятельность на базе образовательных учреждений никак не связана с туризмом как отраслью хозяйства и не представляет коммерческий проект.
   Традиционно туризм относят к сектору национальной и мировой экономики [1, с. 209], который существенно влияет на духовно-нравственную сферу человека и общества, экономику, социум и национальную культуру.
   Правоотношения, связанные с туристической деятельностью, регулируются международным правом ("Глобальный этический кодекс туризма", утверждённый резолюциями 13-ей сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации от 01.10.1999 г. a/RES/406(XIII) и Генеральной Ассамблеей ООН от 21.12.2001 г. A/RES/58/212) и национальными законами.
   Так, в России туристическая сфера регулируется требованиями Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона РФ "О защите прав потребителей".
   Туристско-краеведческая деятельность специально не регулируется отдельным федеральным законом и представляет собой один из элементов общеобразовательной деятельности, которая регулируется Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации".
   В ходе туристического процесса часто возникают конфликты, связанные с ценностными установками и приоритетами [12, с. 50]. Речь идёт об аксиологических (от греч. axia - ценность и logos - учение) конфликтах.
   Приостановка международного туризма в связи с пандемией коронавируса COVID-19 позволила России обратить внимание на внутренний туризм и туристско-краеведческую деятельность. При этом возникли проблемы правового и организационного характера, которые, по нашему мнению, в первую очередь носят аксиологический характер, связанный с неправильным выбором ценностных приоритетов.
   Любая страна, включая и Россию, на туризм смотрит как на экономический проект и источник получения прибыли, налогов, а не на духовно-нравственное мероприятие и действо, направленное на человека, наконец, на человеческую душу и на духовно-нравственное совершенствование туриста. Чтобы разобраться с проблемами внутреннего российского туризма, необходимо исследовать иерархию туристических ценностей, что, в свою очередь, также поможет нам понять существующие ценности туристско-краеведческой деятельности.
   Отечественные исследователи для определения иерархии ценностей в туристском процессе за методологическую основу, к большому разочарованию, всегда берут иерархию ценностей немецкого философа и социолога Макса Шелера (22.08.1874 - 19.05.1928 гг.) [15, с. 259-333], который подразделяет эти ценности на следующие группы: 1. Ценности приятного и неприятного (ценности, основанные на чувственном восприятии удовольствия и страдания); 2. Витальные ценности (ценности чувства жизни, хорошее и дурное, благополучие и неблагополучие, здоровье и болезнь, слабость и сила, материальные ценности); 3. Духовные ценности (прекрасное и безобразное, справедливое и несправедливое, познание истины, культурные ценности); 4. Высшие ценности божественности и святости (чувство любви, чистые личностные типы героя, святого, гения и чистые типы видов сообществ, такие как правовое сообщество, жизненное сообщество, культурное сообщество, сообщество любви) [12, с. 51].
   В вышеуказанной классификации ценностей, к большому сожалению, приоритет отдаётся материальным и витальным ценностям.
   В отличие от немецкой классификации ценностей туризма, в авторской классификации общечеловеческих ценностей С.И. Ивентьева на первом месте в иерархии ценностей располагаются Божественные и духовно-нравственные ценности [5, с. 373-377].
   Итак, согласно классификации ценностей С.И. Ивентьева, в иерархии общечеловеческих ценностей потребности человека выглядят следующим образом: 1. Божественные (Бог, Любовь, энергия и информация, Сотворчество);  2. Духовно-нравственные (Вера в Бога, религия, мораль, творчество); 3. Витальные (биологические); 4. Социальные [6, с. 19-22].
   К высшим славянским ценностям относят Бога, любовь, красоту, истину, к социально-значимым ценностям: семья, народ, культура, Родина, природа, мир, жизнь и пр., а к личностным ценностям: счастье, справедливость, честь, достоинство, совесть, ответственность, здоровье и др. [9, с. 119-120].
   Духовно-нравственные ценности, качественное воспитание и обучение формируют у человека правильное моральное сознание [3, с. 141-144], под которым понимаются взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достойном и недостойном поведении [10, с. 115; 14, с. 17-18]. При этом, как указывают Н.А. Боброва и С.И. Ивентьев, это достигается также от сбалансированности Божественных, духовно-нравственных и материальных потребностей человека [2, с. 147].
   Как отмечает С.И. Ивентьев, Божественные и духовно-нравственные ценности направлены на удовлетворение потребностей души и духа человека, а материальные - биологических и социальных потребностей физического тела человека [7, с. 129-133].
   Потребности души и духа человека удовлетворяются через религию, мораль, молитву, Божественное и духовно-нравственное творчество, духовно-нравственное воспитание и просвещение, осуществляемое семьёй, духовными и светскими учебными заведениями [7, с. 129-133]. Указанное учитывается в основном в религиозном, а не в светском туризме.
   Кроме того, духовно-нравственные потребности человека, его души и духа, восполняются благодаря туристско-краеведческой деятельности, которую осуществляет школа.
   К краеведческим ценностям относят природные (озёра, пещеры, водопады, горы и т.д.) и антропогенные ценности (историко-архитектурные постройки, музеи, заповедники, монастыри, церкви и пр.), представляющих интерес для учащихся и туристов. В свою очередь они подразделяются на духовные, биологические и социальные ценности.
   Краеведческие ценности входят в состав ценностей туристической индустрии.
   Как правило, в туристической индустрии, в отличие от школьной туристско-краеведческой деятельности, на первом месте находится получение прибыли и удовлетворение материальных потребностей туриста, то есть туризм только формирует так называемого человека потребления, а не направлен на духовно-нравственное совершенствование человека.
   К духовно-нравственным ценностям человека также относят душу и дух человека, которые, наряду с "русским характером", формируют российский менталитет [8, с. 83-90].
   Следует отметить, что в преамбуле и части 2 статьи 67Љ Конституции России нашли закрепление такие духовно-нравственные ценности, переданные нашими предками, как любовь, идеалы и вера в Бога.
   Учитывая российскую ментальность, наиболее точная и подходящая именно под российские реалии является именно классификация ценностей отечественного исследователя С.И. Ивентьева, а не Макса Шелера [4, с. 40-44].
   Следовательно, при разработке российских туристических маршрутов необходимо учитывать приоритет Божественных и духовно-нравственных ценностей. В связи с чем, тогда туризм можно будет отнести к духовно-нравственной сфере человека, а не только к экономике.
   В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:
  -- туристско-краеведческая деятельность направлена на духовно-нравственное воспитание и совершенствование человека, а также на формирование общечеловеческих ценностей;
  -- туристско-краеведческую деятельность и туризм можно относить к духовно-нравственной сфере человека, если они направлены на удовлетворение духовно-нравственных потребностей человека, его души и духа;
  -- в целом туристическая индустрия должна быть направлена на духовно-нравственное совершенствование человека;
  -- к главным школьным, краеведческим и туристическим ценностям следует отнести такие общечеловеческие ценности, как Божественные и духовно-нравственные ценности, которые должны пропагандироваться и культивироваться системой образования и воспитания, а также туристической индустрией;
  -- при осуществлении туристической деятельности на территории России должны всегда учитываться Божественные и духовно-нравственные ценности, российский менталитет, а также потребности души и духа человека;
  -- при выборе школьной или туристической программы необходимо выбирать направление, в котором сбалансированы духовные и материальные потребности человека.
   По нашему мнению, вышеуказанное позволяет решать возникшие духовно-нравственные и организационные проблемы отечественного туризма, а также туристско-краеведческой деятельности.
  

Литература

  
      -- Архипов А., Музычук В. Культурный туризм в стратегии развития отечественного туризма // Вестник Института экономики РАН. 2011. N 4. С. 209-223.
      -- Боброва Н. А., Ивентьев С. И. Концепция прав души и духа человека как основа духовно-нравственной интеграции // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве: сборник материалов международной научной конференции / отв. ред. С. Г. Максимова. Вып. 8. Том 2. Барнаул: ИП Колмогоров И.А., 2019. С. 141-147.
      -- Гузенко С. С. Экономический концепт "духовно-нравственные риски" в исследовании человеческого фактора // Общество и культура: проблемы, тенденции, перспективы: материалы V Всерос. студ. научно-практ. конф. (Новосибирск, 19.05.2020 г.). Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2020. С. 141-144.
      -- Гузенко С. С. Классификация ценностей туристической индустрии // Современное состояние и потенциал развития туризма в России: материалы XVII Междунар. науч.-практ. конф. (Россия, Омск, 8-9 октяб. 2020 г.) / Минобрнауки России, ОмГТУ, Каф. "Туризм, гостиничный и ресторанный бизнес" ; под общ. ред. Е. В. Кулагиной. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2020. С. 40-44.
      -- Ивентьев С. И. Общечеловеческие ценности: четвертое и пятое поколение прав человека // Система ценностей современного общества: Сб. матер. XII Междунар. науч.-практ. конф. / Под общ. ред. С. С. Чернова. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. С. 373-377.
      -- Ивентьев С. И. Современные духовно-правовые ценности // Научный поиск. 2012. N 4.3. С. 19-22.
      -- Ивентьев С. И. Духовно-нравственный аспект профессионального благополучия // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы и перспективы : материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. Иркутск, 17 февр. 2020 г. / ФГБОУ ВО "ИГУ"; под общ. ред. В. А. Решетникова, О. А. Полюшкевич. Иркутск: Издательство ИГУ, 2020. С. 129-133.
      -- Казанцева Д. Б., Ивентьев С. И. Правосознание личности в современном обществе // Правосознание обучающихся в юридическом вузе в условиях информатизации российского общества: сборник материалов международной научно-практической конференции. Том 1. Ставрополь: ИП Светличная С. Г., 2020. С. 83-90.
      -- Киреев М. Н., Киреева Н. В., Коренева Е. Н., Кистенев В. В. Ценностной потенциал славянской культуры как основа формирования и воспитания личности // Наука. Искусство. Культура. 2018. N 3 (19). С. 119-134.
      -- Плотникова А. Л., Катькова В. В. Моральное сознание студентов юридического вуза // Вестник Самарского юридического института. 2016. N 2 (20). С. 115-120.
      -- Плотникова Е. Е. Социализация подростков в процессе туристско-краеведческой деятельности // Гуманизация образования. 2015. N 5. С. 62-68.
      -- Солопов О. В. Культурно-аксиологические практики в контексте туристского процесса // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2015. N 4 (16). С. 50-61.
      -- Снопков С. В. Краеведение как форма образовательной деятельности учащихся // Исследователь. 2020. N 1. С. 88-93.
      -- Хвостов А. А. Моральное сознание личности: структура, генезис, детерминанты. М.: Прометей, 2005. 472 с.
      -- Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей // Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. 490 с.
  
   Правильное цитирование:
   Гузенко С.С., Ехлакова Е.А. Ценности в системе туристско-краеведческой деятельности // Колпинские чтения по краеведению и туризму. Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции 25 марта 2021 года / Отв. ред. Н. Е. Самсонова, С. И. Махов, Д. А. Субетто, В. Д. Сухоруков. Научный редактор: А. А. Соколова. В 3 частях. Часть I. СПб.: ЛОИРО, 2021. С.54-57.
   Тираж 50 экз.
   ISBN 978-5-9500946-9-9
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"