Гузенко Святослав Сергеевич : другие произведения.

Социальное пространство и права человека

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье рассматриваются права человека, входящие в четвёртое и пятое поколения прав человека, которые формируют духовно-нравственное пространство. Автор отмечает, что оно связано с душой человека, а социальное пространство - с бытом человека. Духовно-нравственное пространство представляет собой смыслы бытия человека, а социальное пространство - прикладное воплощение этих смыслов.


   Варфоломеева З.В., Гузенко С.С. Социальное пространство и права человека // Материалы научно-практической конференции 13 марта 2018 г. - СПб.: Культурно-просветительское товарищество, 2018. - С. 242-247.
   ISBN 978-5-6040216-1-3

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

С.С.Гузенко

Средняя русско-татарская общеобразовательная

школа N 57 г.Казани

З.В. Варфоломеева

учитель истории и обществознания

  
  
   В статье рассматриваются права человека, входящие в четвёртое и пятое поколения прав человека, которые формируют духовно-нравственное пространство. Автор отмечает, что оно связано с душой человека, а социальное пространство - с бытом человека. Духовно-нравственное пространство представляет собой смыслы бытия человека, а социальное пространство - прикладное воплощение этих смыслов.
   Ключевые слова: Человек, душа человека, дух человека, права человека, духовно-нравственное пространство, социальное пространство.
  

SOCIAL SPACE AND HUMAN RIGHTS

  

S. S.Guzenko

Average russian-tatar general education

school N 57 in Kazan

Z.V.Varfolomeevа

teacher of history and social science

  
   The human rights, included in fourth and fifth generations of human rights that form spiritually-moral space, are examined in the article. An author marks that it is related to the soul of man, and social space - with the way of life of man. Spiritually-moral space is senses of life of man, and social space - the applied embodiment of these senses.
   Keywords: Man, soul of man, spirit of man, human right, spiritually-moral space, social space.
  
  
   Начнём свою работу словами О.С.Чернявской, которые точно и верно характеризуют поле исследования социологии: "Один из взглядов на реальность, в которой мы живем, способов познания окружающего мира - социальные смыслы, в которых мы эту реальность воспринимаем. Говорим ли мы о смыслах знаков, коллективных и индивидуальных действиях, о том, что несут в себе с точки зрения взаимодействия те или иные характеристики объекта или какое социальное значение приобретает пространство, мы стараемся определить, какой значимый смысл вкладывается в нейтральные сами по себе явления, материальные объекты. С другой стороны, социологи стараются найти и интерпретировать наблюдаемые, имеющие физические характеристики элементы социальных явлений, процессов, ситуаций; использовать видимые и понятные параметры для объяснения социально-культурного подтекста. Это могут быть документы как письменные подтверждения институциализации того или иного явления; атрибуты-маркеры, указывающие на статус; численно определенная выраженность того или иного изменения в структуре ценностей и т.п. В тот же ряд попадает рассмотрение пространства - категории, изначально описывающей материальный, физический мир, с точки зрения того значения, которое оно приобретает в контексте социальной жизни; и диалектика взаимообусловленности физического и социального пространства" [6, с. 329-335].
   Предметом исследования настоящей статьи выступают права человека и социальное пространство.  
   В любом государстве главным правовым документом является конституция, в которой закрепляются основные права и обязанности граждан.
    Во главе 2 Конституции Российской Федерации отражены следующие группы прав человека и гражданина: 1.Гражданские (личные) права (статьи 19-28, 45-54); 2.Политические права и свободы (статьи 29-33);  3.Социальные и экономические (статьи 36-42); 4.Культурные права (статьи 43-44).
   Выше мы привели так называемую традиционную классификацию прав и свобод человека и гражданина, которая присутствует и в международном праве (например, в Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года).
   Существует также классификация прав человека, основанная на генерационном основании, которая включает в себя "пять поколений" прав и свобод человека, которая, по нашему мнению, является наиболее полной.
   Права человека "первого поколения" были провозглашены в конце XVIII века в ходе буржуазных революций (принятие французской Декларации прав и свобод человека и гражданина и Декларации независимости США). К ним относят гражданские и политические права (право на жизнь, свобода словасвобода прессы, право на справедливый судебный процесс, презумпцию невиновности, право участия в общественных организациях, право голосовать на выборах или добиваться своего избрания (право голоса), право защиты от политической и социальной дискриминации и другие права).
   Права человека "второго поколения" связаны с процессом социализации общества, происходящим в конце XIX - начале XX столетия. Это экономические, социальные и культурные права и свободы (право частной собственности и наследования, право на труд  и оплату труда, право на забастовки, право на безопасные условия труда, право на образование, право на пользование культурными ценностями и результатами научного прогресса, право на социальную защиту и пенсионное обеспечение, право на материнство и защиту детства и другие права).
   Права "третьего поколения" связаны с интернализацией. К этим правам относятся такие права, как право на мир, на ядерную безопасность и другие.
   Права человека "четвёртого поколения" были провозглашены в конце XX века. Это так называемые духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина, которые закрепляют духовные и нравственные ценности личности [2, с.199-203].
   К ним относят такие права и свободы, как уважение духовного и нравственного достоинства человека, право на творчество (духовно и морально-этическое творчество), право выбора и свобода воли, свобода совести и вероисповедания, право на духовное образование и воспитание, право на духовное и нравственное совершенствование, право на духовную и нравственную истину, право на благоприятную окружающую среду и другие, которые вытекают из духовной и нравственной автономии человека.
   "Пятое поколение" прав человека связано с правами и свободами души и духа человека. Указанные права были провозглашены в начале XX века. К ним относят право на любовь, право на сотворчество, право на Абсолютную истину, право на управление пространством-временем и другие [3, с. 10-15].
   Четвёртое и пятое поколения прав являются основой любой семьи и противостоят духовно-нравственным деформациям общества и государства (алкоголизму, наркомании, проституции, абортам, половым девиациям и прочим отклонениям) [5, с. 161-163].
   С.И.Ивентьев относит душу человека к нематериальным благам [4, с. 153-164]. По мнению Т.Н.Ивановой, вопросы души не входят в профиль кафедры "Социологии" [1, с. 145-146].
   Человек, его душа и дух формируют духовное и моральное пространство [3, с. 184].
   В социологии выделяют социальное пространство, под которым традиционно принято считать пространство, которое социально освоено человеком [6, с. 329-335].
   Социальное пространство всегда имеет свои границы в пределах определённого социума (социальное пространство города или определённого населённого пункта), в котором выстраиваются социальные взаимоотношения людей между собой.
   О.С.Чернявская и другие авторы отмечают три аспекта социального пространства:
   "1.Пространство взаимодействия социальных акторов. Принимается во внимание значение близости/удаленности акторов друг от друга для самого процесса взаимодействия. Значение придается: а) тому, как исследователь видит пространство, б) каково социальное значение пространства, не рефлексируемое участниками, но принципиально важное для них, в) какое значение пространственным характеристикам взаимодействия придают сами участники: как пространство осознается и обсуждается ими.
   2.Социальное пространство как порядок социальных позиций, метафорическое пространство, структрируемое статусами социальных акторов.
   3.Пространство как нечто обозримое, место расположения тел, вместилище мест.
   В силу отсутствия широкого внимания специально к этому понятию, социологи нередко не разводят различные аспекты пространственных характеристик социальной реальности, используя каждый раз категорию ad hoc. Работа по систематизации представлений о категории социального пространства требует самостоятельного выделения фрагментов текстов авторов, прямо или косвенно демонстрирующих позицию того или иного исследователя.
   Часто происходит именно соотнесение различных аспектов пространства между собой, например, в случаях, когда размещение слоев населения с различными социально-экономическими статусами связывают с образованием и закреплением за ними собственных территорий поселения, пространство как место соотносится со смыслами, которые оно обретает благодаря акторам в процессе взаимодействия" [6, с. 329-335].
   Социально пространство уже, чем духовное и моральное пространство.
   Согласно теории прав человека С.И.Ивентьева, человек имеет право изменять пространство-время [4, с. 153-164]. Отсюда делаем вывод о том, что человек может управлять, изменять не только физическое и духовное пространство, но социальное пространство.
   Что важнее для человека: духовно-нравственное пространство или социальное пространство?
   Социальное пространство взаимосвязано с социальными правами человека и гражданина, которые закреплены в статьях 38-44 Конституции Российской Федерации (второе поколение прав человека).
   К социальным правам относят следующие права: право на труд, право на жилище, право на образование и медицинскую помощь, право на социальное обслуживание, право пенсию и пособия по безработице, право на материнство и защиту детства и др.
   Через реализацию социальных прав человека происходит налаживание социальных связей между социальными акторами: человек - человек, человек - социум, человек - социальные институты, человек - общество, человек - государство, общество - государство.
   По нашему мнению, приоритет следует отдать духовно-нравственному пространству, т.к. оно связано с душой человека, а социальное пространство - с физическим бытом человека. Первое представляет собой смысл бытия человека, а второе - прикладное воплощение этих смыслов.
   Можно сказать, что эти два указанных пространства находятся в одной связке, дополняя друг друга, и их нельзя рассматривать в отрыве друг от друга.
   Рассмотрение социального пространства в отрыве от духовно-нравственного пространства приводит к одностороннему изучению тех или иных общественных явлений.
  
  

Список литературы

   1.Иванова Т.Н.Рецензия на статью С.И.Ивентьева "Духовно-
нравственный и правовой аспект сделки купли-продажи души человека"//Культура. Духовность. Общество. Современность: сборник материалов II Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2017. С.145-146.
   2. Ивентьев С.И.Классификация прав и свобод человека и гражданина//Казанская наука. - 2010. - N 3. - С.199-203.
   3. Ивентьев С.И.Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека. - Новосибирск: ООО "Агентство "СИБПРИНТ", 2012. - 357 с.
   4. Ивентьев С.И.Духовно-нравственный и правовой аспект сделки купли-продажи души человека///Справедливое общество - основа общественного здоровья: сборник научных статей / ред. В.Н. Аргунова; сост: А.Е. - СПб: Культурно-просветительское товарищество, 2017. - С.153-164.
   5.Гузенко С.С.Духовно-нравственные права человека. Семья// Исследовательская деятельность студента как фактор развития и реализации потенциальных и творческих возможностей специалиста: сборник материалов студенческой научно-практической конференции с международным участием/под ред.Л.А.Кочемайкиной. - Омск: Изд-во АНО ВО "Омский экономический институт", 2016. - С.161-163.
   6.Чернявская О.С.Социальное пространство: обзор теоретических интерпретаций// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2008. - N 5. -С. 329-335.
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"