Гузенко Святослав Сергеевич : другие произведения.

Классификация ценностей туристической индустрии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В настоящей работе предметом и целью исследования выступает иерархия туристических ценностей, которые определяют лицо туристической индустрии. В процессе исследования были применены теоретические методы сравнительного и логического анализа. Задача исследования: определить главные туристические ценности, найти пути решения возникших проблем в российской туристической сфере, что определяет актуальность настоящей статьи. Результаты: автором были исследованы и проанализированы две классификации ценностей (западная и отечественная), а также выбрана наиболее правильная для российского туризма. Теоретическая и прикладная ценность работы заключается в обобщении данных исследования в понимании российских туристических ценностей и связана с тем, что результаты исследования можно в дальнейшем использовать в изучении и решении возникших вопросов в туристической индустрии. В ходе исследования автор приходит к выводу о том, что к главным туристическим ценностям в России следует отнести такие общечеловеческие ценности, как Божественные и духовно-нравственные ценности, которые должны пропагандироваться и культивироваться туристической индустрией. В связи с чем, в работе даны соответствующие рекомендации для решения проблем отечественного туризма.


Правильное цитирование:

Гузенко С.С. Классификация ценностей туристической индустрии // Современное состояние и потенциал развития туризма в России [Электронный ресурс] : материалы XVII Междунар. науч.-практ. конф. (Россия, Омск, 8-9 октяб. 2020 г.) / Минобрнауки России, ОмГТУ, Каф. "Туризм, гостиничный и ресторанный бизнес" ; под общ. ред. Е. В. Кулагиной. - Электрон. текст. дан. (2,79 Мб). - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2020. - С.40-44.

ISBN 978-5-8149-3159-7.

УДК 124, 379.85

КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ

Святослав Сергеевич Гузенко

Казанский государственный энергетический университет, г. Казань, Россия

Научный руководитель: кандидат экономический наук, доцент

Елена Александровна Ехлакова (кафедра "менеджмента", Казанский государственный энергетический университет).

Аннотация: В настоящей работе предметом и целью исследования выступает иерархия туристических ценностей, которые определяют лицо туристической индустрии.

В процессе исследования были применены теоретические методы сравнительного и логического анализа.

Задача исследования: определить главные туристические ценности, найти пути решения возникших проблем в российской туристической сфере, что определяет актуальность настоящей статьи.

Результаты: автором были исследованы и проанализированы две классификации ценностей (западная и отечественная), а также выбрана наиболее правильная для российского туризма. Теоретическая и прикладная ценность работы заключается в обобщении данных исследования в понимании российских туристических ценностей и связана с тем, что результаты исследования можно в дальнейшем использовать в изучении и решении возникших вопросов в туристической индустрии.

В ходе исследования автор приходит к выводу о том, что к главным туристическим ценностям в России следует отнести такие общечеловеческие ценности, как Божественные и духовно-нравственные ценности, которые должны пропагандироваться и культивироваться туристической индустрией. В связи с чем, в работе даны соответствующие рекомендации для решения проблем отечественного туризма.

Ключевые слова: Бог, человек, душа человека, дух человека, ценности, классификация ценностей, иерархия, экономика, туризм, индустрия.

I. Введение

Туризм относят к сектору национальной и мировой экономики [1, с. 209], который существенно влияет на духовно-нравственную сферу человека и общества, экономику, социум и национальную культуру.

Правоотношения, связанные с туристической деятельностью, регулируются международным правом ("Глобальный этический кодекс туризма", утверждённый резолюциями 13-ей сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации от 01.10.1999 г. a/RES/406(XIII) и Генеральной Ассамблеей ООН от 21.12.2001 г. A/RES/58/212) и национальными законами.

Так, в России туристическая сфера регулируется требованиями Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона РФ "О защите прав потребителей".

В ходе туристического процесса часто возникают конфликты, связанные с ценностными установками и приоритетами [10, с. 50].

Приостановка международного туризма в связи с пандемией коронавируса COVID-19 позволила России обратить внимание и на внутренний туризм. При этом возникли проблемы правового и организационного характера, которые, по нашему мнению, в первую очередь носят аксиологический характер, связанный с неправильным выбором ценностных приоритетов. Любая страна, включая и Россию, на туризм смотрит как на экономический проект, источник получения прибыли, налогов, а не на духовно-нравственное мероприятие и действо, направленное на человека, наконец, на человеческую душу и на духовно-нравственное совершенствование туриста. Чтобы разобраться с проблемами внутреннего российского туризма, мы должны исследовать иерархию туристических ценностей.

II. Постановка задачи

Целью исследования является изучить иерархию туристических ценностей.

Задача исследования: определить главные туристические ценности, найти пути решения возникших проблем в российской туристической сфере.

III. Результаты исследования и их обсуждение

Отечественные исследователи для определения иерархии ценностей в туристском процессе за методологическую основу, к большому разочарованию, всегда берут иерархию ценностей немецкого философа и социолога Макса Шелера (22.08.1874 - 19.05.1928 гг.) [12, с. 259-333], который подразделяет эти ценности на следующие группы: 1. Ценности приятного и неприятного (ценности, основанные на чувственном восприятии удовольствия и страдания); 2. Витальные ценности (ценности чувства жизни, хорошее и дурное, благополучие и неблагополучие, здоровье и болезнь, слабость и сила, материальные ценности); 3. Духовные ценности (прекрасное и безобразное, справедливое и несправедливое, познание истины, культурные ценности); 4. Высшие ценности божественности и святости (чувство любви, чистые личностные типы героя, святого, гения и чистые типы видов сообществ, такие как правовое сообщество, жизненное сообщество, культурное сообщество, сообщество любви) [10, с. 51]. В данной классификации ценностей, к большому сожалению, приоритет отдаётся материальным и витальным ценностям.

В отличие от немецкой классификации ценностей туризма, в авторской классификации общечеловеческих ценностей С.И. Ивентьева на первом месте в иерархии ценностей располагаются Божественные и духовно-нравственные ценности [4, с. 373-377].

Итак, согласно классификации ценностей С.И. Ивентьева, в иерархии общечеловеческих ценностей потребности человека выглядят следующим образом: 1. Божественные (Бог, Любовь, энергия и информация, Сотворчество);  2. Духовно-нравственные (Вера в Бога, религия, мораль, творчество); 3. Витальные (биологические); 4. Социальные [5, с. 19-22].

К высшим славянским ценностям относят Бога, любовь, красоту, истину, к социально-значимым ценностям: семья, народ, культура, Родина, природа, мир, жизнь и пр., а к личностным ценностям: счастье, справедливость, честь, достоинство, совесть, ответственность, здоровье и др. [8, с. 119-120].

Духовно-нравственные ценности, качественное воспитание и обучение формируют у человека правильное моральное сознание [3, с. 141-144], под которым понимаются взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достойном и недостойном поведении [9, с. 115; 11, с. 17-18]. При этом, как указывают Н.А. Боброва и С.И. Ивентьев, это достигается также от сбалансированности Божественных, духовно-нравственных и материальных потребностей человека [2, с. 147].

Как отмечает С.И. Ивентьев, Божественные и духовно-нравственные ценности направлены на удовлетворение потребностей души и духа человека, а материальные - биологических и социальных потребностей физического тела человека [6, с. 129-133].

Потребности души и духа человека удовлетворяются через религию, мораль, молитву, Божественное и духовно-нравственное творчество, духовно-нравственное воспитание и просвещение, осуществляемое семьёй, духовными и светскими учебными заведениями [6, с. 129-133]. Указанное учитывается в основном в религиозном, а не светском туризме, что должен учитывать последний.

Как правило, в туристической индустрии на первом месте находится получение прибыли и удовлетворение материальных потребностей туриста, то есть туризм только формирует человека потребления, а не направлен на духовно-нравственное совершенствование человека.

К духовно-нравственным ценностям человека также относят душу и дух человека, которые, наряду с "русским характером", формируют российский менталитет [7, с. 83-90].

Следует отметить, что в преамбуле и части 2 статьи 67? Конституции России нашли закрепление такие духовно-нравственные ценности, переданные нашими предками, как любовь, идеалы и вера в Бога.

Учитывая российскую ментальность, наиболее точная и подходящая именно под российские реалии является именно классификация ценностей отечественного исследователя С.И. Ивентьева, а не Макса Шелера.

Следовательно, при разработке российских туристических маршрутов необходимо учитывать приоритет Божественных и духовно-нравственных ценностей. В связи с чем, тогда туризм можно будет отнести к духовно-нравственной сфере человека, а не только к экономике.

IV. Выводы

В ходе исследования мы пришли к однозначным выводам:

- туризм следует относить не только к сектору экономики, но и к духовно-нравственной сфере человека;

- туристическая индустрия должна быть направлена на духовно-нравственное совершенствование человека;

- к главным туристическим ценностям следует отнести такие общечеловеческие ценности, как Божественные и духовно-нравственные ценности, которые должны пропагандироваться туристической индустрией;

- при осуществлении туристической деятельности на территории России должны учитываться Божественные и духовно-нравственные ценности, российский менталитет, а также потребности души и духа человека;

- при выборе туристической программы необходимо избрать направление, в котором сбалансированы духовные и материальные т туриста.

Вышеизложенное позволяет решить возникшие духовно-нравственные и организационные проблемы отечественного туризма.

Благодарности

Выражаю огромную благодарность сотрудникам кафедры "менеджмента" Казанского государственного энергетического университета за наше качественное обучение и полученные знания, а также за возможность заниматься научной деятельностью!

Список литературы

1. Архипов А., Музычук В. Культурный туризм в стратегии развития отечественного туризма // Вестник Института экономики РАН . - 2011. - N 4. - С. 209-223.

2. Боброва Н.А., Ивентьев С.И. Концепция прав души и духа человека как основа духовно-нравственной интеграции // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве: сборник материалов международной научной конференции / отв. ред. С. Г. Максимова. - Вып. 8. Том 2. - Барнаул: ИП Колмогоров И.А., 2019. - С.141-147.

3. Гузенко С.С. Экономический концепт "духовно-нравственные риски" в исследовании человеческого фактора // Общество и культура: проблемы, тенденции, перспективы: материалы V Всерос.студ.научно-практ.конф. (Новосибирск, 19.05.2020г.). - Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2020. - С.141-144.

4. Ивентьев С. И. Общечеловеческие ценности: четвертое и пятое поколение прав человека // Система ценностей современного общества: Сб. матер. XII Междунар. науч.-практ.  конф. / Под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. - С. 373-377.

5. Ивентьев С. И. Современные духовно-правовые ценности // Научный поиск. - 2012. - N 4.3. - С.19-22.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"