Самое тонкое, самое тихое, самое незаметное, самое прекрасное - посещает нас лишь иногда, в редчайшие минуты. Все остальное - состоит из подготовки к этим незабываемым, единственно необходимым нам, как глоток чистого воздуха, мгновениям. Эти мгновения всплывают из нашей собственной глубины. Все остальное время - мы пребываем на поверхности самих Себя.
В аллегорической структуре повести 'Мягкий мир' - символом этого надбытного духовного начала становится необычная девочка Света, самая 'незаметная' в отряде пионерского лагеря... Лишь постепенно, как в стереограмме, расплывается и рассеивается перед внутренним взором другой, более 'заметной' героини, от имени которой ведется повествование, плоское, двухмерное изображение, основанное на двумерном понимании действительности и - открывается дивная картина заключенной внутри Светы прекрасной, лебединой души. Это тихое лебединое веяние заполняет окружающее пространство неким дополнительным измерением. Наверное, так человек ощущает присутствие Вечности и входит в Нее. И - избавляется от собственной раздвоенности, отряхивая остатки вдруг треснувшей скорлупы лебединого яйца.
Но не все так просто.
Яйцо лебедя - снесено отнюдь не в лебедином стане. И будущие лебеди - по большому счету, все мы, а точнее, лучшие из нас - оказываются заложниками 'гадкой' судьбы.
Как часто самое лучшее и лучшие - оказываются за бортом истинного, сердечного внимания. Ведь зорко - только сердце.
***
Я только недавно поняла, что моя повесть "Мягкий мир" - это сказка о Снежной Королеве, - великая сказка Андерсена, зачерпнувшего чистую струю из глубин нашего коллективного бессознательного, где пребывают удивительные миры и энергии архетипов.
Главные героини повести - два Гадких Утенка: 12-летние девочки Мария и Света.
Света, которая сама себя отождествляет с пушкинской Татьяной - это Кай, похищенный из этого мира Снежной Королевой. Мария - это Герда, или некий собирательный маленький Онегин.
Только Света не взялась из ниоткуда. Тихая, непонятная, никем, даже поначалу Марией, не замечаемая девочка Света - это трансцедентная сущность Марии, отлетевшая в эти переливающиеся радужными потоками глубины. Наша трансцедентная сущность, которую все мы - жестокие, непонятливые, заигравшиеся в свои маленькие игры дети - вытеснили за грань бытия. И вот она пытается сложить из льдинок слово "Вечность" - урок, заданный великой Трансцедентной учительницей - Снежной Королевой. А задача Герды - спасти ее из этого высокого плена, прислушавшись к тому теплому, тому горячему, что есть в ее сердце, которое еще не успело покрыться грубой коркой омертвевающего мира взрослых. И вот великое делание свершилось. "Да, радость была такая, что даже льдины пустились в пляс, а когда устали, улеглись и составили то самое слово, которое задала сложить Снежная Королева; сложив его, он мог сделаться сам себе господином, да еще получить от нее в дар весь свет и пару новых коньков... Снежная Королева могла вернуться когда угодно - его вольная лежала тут, написанная блестящими ледяными буквами". (Г.Х. Андерсен "Снежная Королева").
Интересно, что Света и Мария (Кай и Герда) могут меняться местами. С одной стороны, Мария - это Герда, а Света - это Кай. Но с другой стороны - все совсем наоборот! Это Света (Кай) приподнимает над Землей диковатую Марию, в чем-то похожую на Маленькую Разбойницу, это в ней всеобъемлющая теплота. И кто здесь - Герда и кто здесь - Кай? И кто кого спасает?..
И еще: "Холодное, пустынное великолепие чертогов Снежной Королевы было забыто ими, как тяжелый сон. Бабушка сидела на солнышке и громко читала Евангелие: "Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное!"
Кай и Герда взглянули друг на друга и тут только поняли смысл старого псалма:
Розы цветут... Красота, красота!
Скоро узрим мы младенца Христа.
Там сидели они рядышком, оба уже взрослые, но дети сердцем и душой, а на дворе стояло теплое, благодатное лето!" (Г.Х. Андерсен "Снежная Королева").