Аннотация: По впечатлениям от лекций Виктора Савельева (Вайшнавы Праны Даса).
МЫ СОЕДИНЯЕМ В ОДНО БОГА И ДЬЯВОЛА ВМЕСТО ТОГО ЧТОБЫ
РАЗЪЕДИНИТЬ ИХ
Часто можно заметить, что книги или лекции тех или иных авторов, пишущих и говорящих о религии, оставляют у читателей и слушателей двойственное впечатление.
С чем-то с ходу соглашаешься, что-то - навевает на новые открытия, а от чего-то - хочется отмежеваться, не впустить в свое сознание в таком виде, в каком оно дается, пока информация не будет как следует осмысленна, и, может быть, переосмыслена. И это не только естественно, но и закономерно. Так оно и должно быть у человека, подходящего ко всякой новой информации творчески.
Тем более что практически все люди, находящиеся в религии, на мой взгляд, невольно совершают одну и ту же ошибку.
Однако эта всеобщая ошибка настолько серьезная и имеет такие тяжелые последствия- что я решила вынести ее в подзаголовок статьи и раскрыть на примере своих впечатлений от лекций Виктора Савельева (Вайшнавы Праны Даса), представляющего Общество Сознания Кришны. (Замечу, что он говорит из Глубины, которая находится за пределами тех или иных исторических религий, поэтому лекции предназначены не только для вайшнавов).
Я начала слушать эти сильные, прямо-таки захватывающие дух лекции совсем недавно и довольно-таки быстро почувствовала эту хорошо знакомую двойственность.
А поскольку лектор сильный, то и ощущение двойственности от него сильнее.
Итак, я не просто почувствовала двойственность, но и сильно шокировалась. Я почувствовала, что проглотила яд.
Со мной буквально случился некий перманентный когнитивный шок - причем бессознательно я его почувствовала с прослушивания первой же лекции, но умом не смогла понять, откуда идет это смущение и замирание сил внутри.
Но после лекции Виктора Савельева 'Я в шоке', когда я услышала, что, оказывается, Бог может быть жестоким садистом, я кое-что, наконец, поняла. Я услышала рассказ про то, как Бог наказал в седой древности бедных блудников руками правителя Юстиниана - он приказал чтоб они собственными руками воткнули в свои половые органы палочки и не успокоился до тех пор, пока они не померли на площади перед всем честным людом - ко всеобщему назиданию. После чего - из страха - блудников-гомосексуалистов стало явно меньше.
Это, мол, божественный шок такой. Необходимый в конкретное историческое время для конкретных людей во имя сохранения устоев конкретного народа.
И нас хотят уверить, что это так и должно быть. Это, мол, и есть непонятная рассудку Божья Справедливость. Так и должны поступать кшатрии, борцы. А настоящие верующие люди должны быть борцами.
Ну и сразу же со мной случился шок.
Я поняла, что если и дальше продолжу бездумно проглатывать все, что говорит Виктор Савельев, то - это станет для меня гипнозом. (А такие истории вроде случая с Юстинианом рассказываются им вскользь, как бы между прочим, по ходу лекции, но все равно что называется - куда-то там в нас 'записываются').
Поскольку когда человек не имеет твердого мнения или колеблется, то то, чему он доверчиво открылся, может записаться на его подкорку подобно вирусу и вызывать разнобой, зависание в его психике.
Тогда эти чужеродные мнения - станут там, в бессознательном, бороться с тем, что он чувствует на самом деле.
Но поскольку я надеюсь на то, что Виктор Савельев честный человек, а не зловредный гипнотизер, которого наняли, чтобы разрушать в слушателях подлинную веру, то - давайте попробуем разобраться.
Чем хороши лекции Виктора Савельева и чем больше всего они привлекают слушателей?
Тем, что он идет против Системы (Матрицы) и очень умело разоблачает ее, но в то же время дает опору в Боге, без чего никто бы не справился с тем, что называется Системой, поскольку Система есть в каждом из нас, и, разрушая ее - мы разрушаем опору в своем ложном эго. А это ощущается как крах личности.
И как хорошо, что он понимает, что взамен - нужно опираться на Истинного Бога!..
Но свободен ли он на все сто от той самой Системы, видит ли он сам Бога Истинного и не путает ли порой Его голос с голосом некого другого персонажа?..
Примем за основу, что в нем, как и в каждом человеке, есть и пшеница, и плевелы.
То, что и он в чем-то может заблуждаться.
А про то, в чем состоит, по моему мнению, корень его заблуждений - я расскажу ниже.
Сначала немного расскажу о собственном опыте.
Я родилась в брежневское время в Советском Союзе.
Школу окончила во времена горбачевской перестройки.
(Кстати, про это - про детство - у меня есть роман 'Мой маленький Советский Союз'. Это не реклама, а просто и в собственных произведениях я рассказываю все о том же, о чем пытаюсь сказать сейчас всем вам. Роман был опубликован с значительными сокращениями в журнале 'Нева', но та урезанная версия не годится. Полный текст скоро выйдет отдельной книгой).
Про меня можно сказать стихами одного автора, написанными ко дню создания Пионерской организации (имени, которого, к сожалению, я не знаю - просто этот текст гуляет по Интернету):
Я был когда-то пионером,
И в то, что будет коммунизм,
По-детски искренне я верил,
Поскольку был душою чист.
Я по утрам свой алый галстук
Горячим гладил утюгом,
В кино - переживал за красных,
И собирал металлолом.
Маршировал под барабаны,
Любил, когда играет горн,
Цветы дарил я ветеранам,
И обожал ночной костер.
Я помню пионервожатой
Лицо, прическу, строгий взгляд,
В нее влюбленным был когда-то
Весь пионерский наш отряд.
Я помню, как 'до синей ночи'
Мы пели песни у костра
Про то, что 'дети мы рабочих',
Что ждет нас светлая пора.
И мы 'всегда готовы были'
Хоть в космос, хоть на целину,
В забой, чтоб 'сказку сделать былью',
А если надо, на войну...
Забыт давно и галстук алый,
И пионерский тот салют.
Теперь другие идеалы,
И песни новые поют.
Давно уж старый горн в утиле,
А цель былую - коммунизм -
Для многих ныне заменили
Богатство, слава и цинизм.
С веселой грустью вспоминаю
Времен далеких дребедень.
А девятнадцатое мая
Теперь простой весенний день!
Прошло пионерское детство, комсомольская юность, годы перестройки и постепенно я стала обращаться к религии, хотя и была до того убежденной атеисткой (именно убежденной, а не бездумной).
Однако появилась проблема - оказалось, что вот раньше я верила неким священным писателям - Ленину, Марксу, Энгельсу, а также нашим партийным лидерам и принимала игру в коммунизм за подлинный коммунизм. (Я с удовольствием читала их книги!).
А теперь все поменялось с точностью наоборот и что - опять верить каким-то новым лидерам и их красивым и, возможно, утопическим, а то и прямо манипулятивным посылам?
Где взять критерий истинности того или иного направления?..
Что бы я не подмечала в жизни - своей, общественной или природной - я все время пыталась это как-то оценить с точки зрения того, сколько чего в этом благого и не благого - с высшей точки зрения. У меня прямо фоном все время шло это отслеживание и анализ - как бы не поворачивалась моя жизнь.
В результате в студенческие годы я почувствовала себя очень плохо - у меня словно разбился панцирь, который укрывал меня от прямого соприкосновения с неприглядной стороной жизни.
Я вдруг почувствовала, что вокруг хоть и ходят люди, но все кругом мертво, холодно и проникнуто страхом.
В правой стороне головы все время была какая-то вибрация - где-то ближе к макушке и все тело мое сокращалось как при судорогах... Потом это сгладилось, но необъяснимый невроз остался на всю жизнь - точнее, он у меня прошел лет 5 назад, НО СНОВА ЧУТЬ ОПЯТЬ НЕ НАЧАЛСЯ, КОГДА Я ОПЯТЬ БЕЗДУМНО ВПУСТИЛА В СЕБЯ ЧЕРЕЗ ЛЕКЦИИ ВИКТОРА САВЕЛЬЕВА ЭТОТ ВИРУС, КОТОРЫМ ЗАРАЖНЫ ДАЖЕ САМЫЕ ЛУЧШИЕ, ИСКРЕННИЕ, ДОБРЫЕ ЛЮДИ, НЕ ГОВОРЯ УЖЕ О ВСЕХ ОСТАЛЬНЫХ.
Расскажу как я выздоровела 5 лет назад.
Меня постоянно мучили периодически обостряющиеся депрессии.
Постепенно я дошла до той точки, к которой подошли так называемые поэты-богоборцы - Есенин, Маяковский, Цветаева, Башлачев, Янка Дягилева...
Не надо мне ни дыр
Ушных, ни вещих глаз.
На твой безумный мир -
Ответ один: отказ.
(М. Цветаева)
То есть я больше не могла жить в таком мире, в каком зла я замечала больше чем добра, что окончательно подорвало мою веру в Благо. А все остальное я считала нестоящим. И у меня пропало желание жить, так как не нашлось того вечного, непреходящего, ради чего хочется жить и что потом останется, когда и тебя не станет...
Но я не могу прибегать к суициду. Вместо суицида у меня - жесточайшие депрессии, которые означают ни что иное, как отказ от жизни, возврат билета Творцу в духе Ивана Карамазова (на бессознательном уровне).
Человек вообще состоит из этих трех начал, которые Достоевский в своем известном романе распределил между братьями - страстной части (Дмитрий Карамазов), рационально-умственной (Иван) и душевно-духовной (Алеша). И во мне они тоже были сильны и разрывали меня на части.
И очень сильно, конечно, во мне начало рациональной мысли, я все хочу испытать умом, как Иван.
И это уже шло к тому, что у меня могла съехать крыша от таких настроений и дум, как съехала она у Ивана.
Но потом - я и сама стала это чувствовать и потом и читать соответствующую литературу - я неожиданно для себя нашла из этой ситуации выход, который, может и неправильный с богословской точки зрения, но мне он СПАС И СОХРАНИЛ ПСИХИКУ, приведя ее в относительно стабильное состояние.
Выход заключался в выводе:
МЫ ПЫТАЕМСЯ ОБЪЕДИНИТЬ В ОДНОМ ЛИЦЕ БОГА И ДЬЯВОЛА ВМЕСТО ТОГО, ЧТОБЫ РАЗЪЕДИНИТЬ ИХ.
И тогда я прямо почувствовала как я расслабилась и как у меня появились силы и жить, и что-то делать в творческом смысле. И прямо мысли у меня прояснились и пришли в стройную систему.
Современное человечество помнит о Боге, но совсем забыло о дьяволе, не принимает во внимание его существования и поэтому не видит собственной Тени, не видит в себе своей исказившейся природы. И в природе окружающей - не видит часто этих искаженных сил, свойственных материи, а только одно добро. И в небесах, как и в социальной жизни - не способно чувствовать и видеть зла, как, например, не видели зла в Сталине те, кто безусловно уверовал в его божественность.
То есть люди верят в благого Бога как те советские люди верили в Сталина - ЧТО БЫ ОН НЕ СОТВОРИЛ С НИМИ. Даже если он арестовывал их жен и детей или вел на расстрел их самих - они кричали "Да здравствует Сталин!"
Вот и Виктор Савельев уповает на доброго Сталина, якобы не ведавшего о перегибах - поэтому он предпочитает верить образу вождя от историка Старикова, который утверждает, что за время правления Сталина репрессий было меньше, чем до и после него.
Но ведь архивные документы, согласно сведениям самого же Старикова - не достоверны, могут подделываться.
Значит, надо полагаться на Бога, то есть саму Совесть, говорящую нам изнутри на языке интуиции.
Но - какого Бога?..
Подлинного или искажающей его Голос Тени в образе авторитарного деспота, сложившегося в нашем бессознательном в той авторитарной парадигме, внутри которой мы родились и выросли?..
Это и есть психология "друзей Иова", которые соглашаются на все, что бы не сделал их так называемый Бог. И советуют Иову принять все, что он преподносит, все эти сатанинские шоки.
А на самом деле - это не Бог, а идол, сам Сатана.
Так и в небесах - БОГ БЛАГ, а если с нами происходит зло (стихийные бедствия, войны и т.д.), то их НЕ БОГ насылает, вопреки тому, как в этом пытаются уверить нас проповедники.
Но это уже потом я оформила для себя на словесном языке и стала через эту призму писать по-новому разные художественные и публицистические тексты (а писала я с детства).
А тогда - в жесточайшей депрессии - я дошла до точки, когда организм уже вышел из строя и все шло к тому, что я умру. Даже врачи уже думали, что я умру от физического и психического истощения. Но и умирая, я продолжала задаваться вопросом "Где же Бог? И возможно ли, чтобы он был настолько не благ? Ведь он допускает такие ужасные, жесточайшие мучения как ко мне, так и ко многим другим людям, он допускает смерть и то, что животные и насекомые питаются друг другом, и т.д". Вместо того, чтобы убить меня сразу, он держит меня в жесточайшей депрессии и постепенно отнимает у меня надежу, отключая все мои органы, я уже не могу ни есть, ни пить, ни ходить в туалет и порой даже не могу дышать, меня безостановочно мучают приступы тошноты и страха."
И вот я помню, что в какой-то момент я окончательно почувствовала, сказала внутри себя, что посылаю такого Бога на три буквы, что его - такого - просто нет.
А раз его нет, то что остается в итоге в мире?
Одни страдания, беспробудные страдания, которые обычно разбавляются разными приятными, утешительными иллюзиями. Бедные, несчастные люди, как всех их жалко - они обречены на страдания...
И вот с этой моей мысли (не просто мысли, а убежденности на уровне чувств) - про то, что никакого Бога нет, так как он не может быть настолько НЕБЛАГИМ и про то, что как печальна и безутешна судьба человека и как всех жалко и НАЧАЛОСЬ МОЕ ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ.
Я почувствовала, что во мне откуда-то появилась энергия, которая стала быстро наполнять меня и раздвинула стены моей внутренней тюрьмы и очень быстро прошла депрессия и восстановились все функции...
И в этом процессе восстановления я стала чувствовать, что то, что ОСТАЛОСЬ В ОСТАТКЕ после того, как я отказалась от НЕБЛАГОГО БОГА и есть БЛАГОЙ БОГ, наконец-то мной найденный.
И это потом я стала читать историю эзотерики от современного российского философа А. Дугина, который как раз считает, что Бог и дьявол - это два дополняющих, взаимосвязанных родственных начала и - одновременно - творения православных монахов - которые, НАОБОРОТ, считали, что все подлинное начинается после того, как, говорят они образно, человек возьмет меч и разделит БОГА и ДЪЯВОЛА, разведет их в разные стороны. И я чувствовала - что Правда на стороне монахов.
ВИКТОР САВЕЛЬЕВ ГОВОРИТ ВЕРНО, ЧТО, ТАК КАК ВСЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ МАНИПУЛЯТИВНЫ, ТО ЛЮДИ, ИМЕВШИЕ ПОДЛИННЫЙ ЛИЧНЫЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ ОПЫТ - ПОТОМ СТАРАЮТСЯ ИМ ПОДЕЛИТЬСЯ НА ЯЗЫКЕ СВОИХ РЕЛИГИЙ, ЯЗЫКЕ СВОЕГО ВЕКА.
НО ВЕДЬ ЭТО ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ОНИ НЕ МОГУТ АДЕКВАТНО ДОНЕСТИ ЕГО - ПОСКОЛЬКУ ОН ВНЕСИСТЕМЕН - ЛЮДЯМ, КОТОРЫЕ ВСЕ ЕЩЕ В СИСТЕМЕ (в Матрице).
МЫ ЖЕ ПОНИМАМ ИХ СЛОВА НЕ В ДУХЕ, А В БУКВЕ - МЕРВОЙ БУКВЕ СИСТЕМЫ.
ТЕМ БОЛЕЕ ЧТО ОШИБАТЬСЯ МОГУТ И ОНИ, ВЕДЬ ВСЕ-ВСЕ БЫЛИ С РОЖДЕНИЯ СПЕЛЕНУТЫ МИРСКИМИ, ТО ЕСТЬ СИСТЕМНЫМИ ПОНЯТИЯМИ.
Можно сказать, что у всех в той или иной степени случается шок, когда они выходят за рамки того, что они считали религией (за рамки внешней, то есть исторической, экзотерической, манипулятивной, системной религии). Когда отходят от дьявола в личине Бога к Богу Истинному, который внутри.
Как говорил Апостол Павел, Закон Свят, но я плотский и Закон Понимаю по-плотски. 'Ибо не понимаю что делаю, потому что не делаю то, что хочу, а что ненавижу - то делаю', - так говорил Апостол Павел об этой запутанности в Послании к Римлянам.
Поэтому, пожалуйста, не надо ссылаться на священные Писания по любому поводу, не сверяя букву с тем, что говорит сердце. Не надо даже ссылаться на Бхагаватгиту и другие книги, написанные или прокомментированные Шрилой Прабхупадой, если вы не можете с чем-то согласиться.
А то вы эти свои ощущения просто-напросто спрячете от самих себя.
Все очень просто.
Я нигде не встретила текста, где бы говорилось, что Христос или Кришна поступали со своими противниками и врагами подло, низко.
Они были гонимыми, а не гонителями.
И вставали, дабы защитить, на сторону слабых, а не сильных.
И это ЕДИНСТВЕНЫЙ ПОДЛИННЫЙ КРИТЕРИЙ, потому что все наше сердце буквально кричит нам об этом.
Многие живые существа, включая демонов, видели в них врагов.
Но сами они - никого не считали врагами.
Более того, Битва на Курукшетре - это всего лишь миф, аллегория, в которой говорится о необходимости сразиться со своими внутренними демонами, собрать воедино некогда цельные расколотые силы, даже если мы сроднились с некоторыми из них, сроднившись и с их ложными или устаревшими понятиями.
Как и евангельские призывы взять меч и разделиться с отцами, матерями, братьями, сестрами - это призывы выбросить устаревшие понятия прежних поколений.
Виктор Савельев считает, что Бог имеет два Лика - Светлый и Темный .
Светлый - это тот, который Внутри. Этот - добрый. Он так тонок и нежен, что никогда не давит на нас. Он действует через Совесть. И если ты внемлешь этому голосу - то он становится для тебя Чудом.
Темный же Бог - внешний. Он - Снаружи. И у него есть все средства, чтобы жестко, а если надо - и жестоко теснить, прижимать тебя к стенке, чтобы ты, наконец, отвернулся от него, такого шокирующе-жестокого, и повернулся к Нему же, но - тому кто Внутри. (Про это можно услышать в лекции 'Тайна светлого и темного Бога').
То есть Бог делает все для того, чтобы ты вышел из мира 'ветхого' закона, мира кармы, где и ты сам, и все остальное на самом деле не имеет подлинной Свободы - Свободы в Духе - функционируя как механизм.
Для этого он и рядится в Дьявола.
Которому - необходимо противостоять, отталкиваться от него, идти от него Внутрь, к Самому себе, где тот же самый Дьявол, сбросив Маску, наконец становится подлинным Богом, в котором нет зла.
Быть может, эти мои слова шокируют Виктора Савельева и его слушателей, но я хочу сказать, что и он, как и большинство людей в религиях и не только в религиях, не свободен от демонической природы, поскольку оправдывает ее.
Удивляет, что автор таких замечательной лекций как, например, 'Утрата соответствия', 'Письма к Дьяволу', 'Книга Радхарани', 'Среди женщин Я' (Это то, что я слушала, а слушала я еще очень малую часть), которые отличаются необычайной широтой и глубиной, автор, отвергающий дьявола и понимающий разницу между ним и Богом, все-таки оставляет для первого лазейку тем, что представляет его внешней, оборотной, теневой стороной Бога.
Да, он отвергает эту другую сторону, поскольку Бог этого и желает от настоящего Героя.
Но тогда Герой оказывается вовлеченным в некие странные игры, которые ведет с ним зачем-то раздвоившийся Бог.
Бл. Августин считал, что зло есть умаление Добра.
Говоря другими словами, это - не субстанциональная иллюзия.
То, чего нет.
Но согласно Виктору Савельеву - оно реально.
Бог у него становится непосредственным Творцом не только Добра, но и зла. В частности, Бог создает демонов.
А вы знаете, в чем причина раздвоения человеческой природы и - как следствие - образа Бога?..
В том, что на маленького ребенка обрушивается целый мир авторитарной культуры, делящий его невинную природу на пшеницу и плевелы. Делящий до срока, когда еще не понятно где что и во что все это выльется. Вернее, от этих-то делений, навязанных извне, и искажается невинная природа. И вот тогда-то она теряет невинность, начинает делиться в самой себе.
Виктор Савельев понимает это и изображает в своих лекциях. В частности, в той же лекции 'Я в шоке'.
И, тем не менее, у него идет неразличение двух видов шока - того, который от Бога, и того, который от дьявола...
Добрый шок от неожиданностей, которые преподносит Бог, даже если неожиданности неприятны, но по своей сути благородны (а благородство - это ключевое слово!), - это шок от Бога.
Шок же от дьявола - всегда содержит привкус нравственной низости.
Например, когда Христос как доблестный Рыцарь берет в руки подобно шпаге хлыст и изгоняет из храма торговцев - он там один против всех. Его легко схватить и бросить в застенки, осмеять или даже распять, что потом и происходит.
Это - пример доброго шока для окружающей толпы.
А вот то, что сотворил император Юстиниан пусть и над грешниками во имя государственных интересов - это отвратительная гнусность, мерзость и садизм. Это измывательство над бесправными людьми защищенного властью владыки.
Это - пример дьявольского шока.
Это не различение двух разных шоков - следует из ошибки, которую совершают 99 процентов верующих.
Ошибка в том, что поскольку все исторические организованные религии, как и весь строй жизни общества - авторитарны, то нужно как-то оправдать эти ужасные неприглядные моменты вроде поступков Юстиниана. Нужно оправдать зло или признать, что Бог не всемогущ, раз допускает такое.
Проще всего справиться с этой проблемой - это, следуя букве, а не духу священных Писаний - механически соединить в одном лице Бога и дьявола, вместо того, чтобы разъединить их.
Нет, у истинного Бога нет и не может быть ужасного темного Лика... В своем истинном Облике он - Мальчик со Шпагой. Именно в этом его Могущество - оно в Благородстве.
Да, Бог нестандартен и гибок, он зовет нас к переменам. Но не методом кнута и пряника. А дьявол - это и есть система, основанная на методе кнута и пряника. Бог не имеет к этому дьяволу ни малейшего отношения.
Это не Бог, а авторитарная Система - авторитарные религии, идеологии, культура и т. д., то есть вся парадигма мира, в котором мы живем - приводят к тому, что мы начинаем видеть в Боге ужасное и потом бояться его.
Да, я помню, что можно отдаться Богу, сказав, что "Я не боюсь Бога".
Но отдаться и не бояться можно только Богу как благородному Рыцарю.
А у Благородного Рыцаря - и методы борьбы за Истину и Любовь, методы борьбы с несправедливостью - тоже только благородные.
Хоть и не стандартные, и не всегда всем понятные. Например, не всем были понятны поступки Тимура в гайдаровской повести "Тимур и его команда".Некоторые считали его заядлым хулиганом, а хулигана Квакина - хорошим парнем.
Так вот - Бог не может быть одновременно Тимуром и Квакиным. Не может быть
"хорошим" и "плохим" следователем. Потому что он БЛАГОРОДЕН.
Благородство - это единственная его неизменная характеристика.
Но большинство людей, включая религиозных деятелей, действительно смешивают, сливают в своем сознании Бога и дmявола. От чего - в подсознание загоняется глубинное недоверие к Богу и страх перед ним.
РАЗДЕЛИТЕ В СВОЕМ СОЗНАНИИ БОГА И ДЬЯВОЛА мечом благородства - вот и все.
В одной из лекций Виктор Савельев приводит аналогию - что вот орлы в какой-то момент начинают депрессировать и стареть, а потом - вдруг опять обретают вторую молодость, это, мол, у них сначала разбились 'розовые' очки и они увидели другой, страшный лик Бога. А потом они приняли это - и вновь обрели Силу, вторую молодость...
Опять-таки с точностью до наоборот!..
Орел обретает вторую молодость, опять Силу, у него разбиваются 'розовые' очки - не потому что он увидев темную сторону Бога - сначала впадает в уныние, подобно Иову, а потом возрождается приняв эту страшную форму за другой лик Бога.
Наоборот!
Он проходит через это искушение как прошел его Христос в пустыне и отвергает дьявола.
Проведя то или иное время в этом духовном кризисе, он вдруг открывает, что - дьявол это всего лишь искаженная энергия Бога, исказившееся кем-то и в ком-то и потом навязанная нам извне через всю парадигму мира.