Гвф : другие произведения.

Конспективное изложение идей Роджерса и некоторые следствия из них по лекции С. Братченко

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    мнение Роджерса о последствиях воспитания методом "сделай то, чтобы быть хорошим мальчиком" - результат использования безоговорочного авторитета родителей на психику ребенка


   Исходная позиция Роджерса: Если для человека с самого детства создаются благоприятные условия то в нем развивается сильное доброе конструктивное начало заложенное в нем изначально(- а не какое-то плохое, преступное и злое).
   Причина этой внутренней тенденции остается за пределами рассмотрения Роджерса.
  
   Роджерс на основе своего опыта работы с десятками тысяч людей выдвинул "гипотезу роста": Функция развития заложена в каждого человека и при наличии благоприятных условий процесс личностного роста приведет к "полноценно функционирующей зрелой личности".
  
   При работе с развивающейся личностью акцентировать внимание следует не на результатах этого процесса, а на создании благоприятных условий и предотвращении неблагоприятных, поскольку желаемый результат (гармоничная зрелая личность) не может быть формализован (конкретная, видимая, форма этой гармонии у каждого человека индивидуальна), а число каналов управления (направлений и форм воздействия) человеком стремится к бесконечности и следовательно проконтролировать их все на 100% невозможно. И следует не "формировать", а не мешать "формироваться" новой личности.
   Если мы хотим получить баклажан, то семечко следует посадить в почву, обеспечить доступ солнечному свету, воде, не допускать затаптывания... и в установленный срок в процессе самостоятельного развития растения мы получим нужный продукт -- баклажан. В противоположность тому чтобы пытаться какими-то средствами (механическими или магическими) получить этот баклажан из семечка путем непосредственного воздействия на это семечко.
  
   Отсюда вытекает модель личности по Роджерсу: человек это развивающаяся саморегулируемая система способная в процессе развития достичь заданного результата (гармонии) если влияние внешних условий не выйдет за пределы допустимые для данной конкретной личности. Т.е. изначальное стремление к гармонии заложено в каждого но предельно допустимые уровни благоприятных и неблагоприятных условий у всех разные. (Что русскому в радость то немцу -- смерть.)
   Слово саморегулируемая здесь выделено особо, т.е. в составе сложной системы "человек" есть подсистема "саморегулирования". И роль этой подсистемы в жизни личности -- основополагающая. (Например физиологические процессы, рефлекс дыхания, координация движения,...) Сбой саморегуляции означает болезнь. Сильный сбой -- смерть.
   В составе системы "человек" Роджерс выделяет "феноменологическое" или "феноменальное" поле" в которое поступают сигналы о происходящем в системе "человек" для работы подсистемы саморегуляции. С точки зрения теории управления это модель управляемой системы, формируемая по данным обратных связей, на основе этой модели осуществляется управление. Эта модель достаточно полная, включает в себя сознательное, бессознательное, вегетативную нервную систему,...
   Состояние в котором модель и управляющие воздействия соответствуют друг другу и объективной реальности называют состоянием конгруэнтности.
   (Если концентрация кислорода упала осуществить вдох, а не подергать левой рукой. :)
   С точки зрения теории управления, если система конгруэнтна то в результате управления мы получим именно то что хотим получить, без ошибок. Такое управление называется эффективным.
   Роджерс приходит к выводу что в начальный период своего существования человек -- младенец, находится в состоянии конгруэнтности -- обладает высокой эффективностью в отношении реализации своих потребностей.
   Ребенок проявляет активность чтобы добиться именно того что ему нужно. Если он голоден он будет орать до тех пор пока не покормят, и смена пеленок не поможет. Наоборот, состояние дискомфорта от мокрых пеленок не решается кормлением.
   Эффективность действий младенца упирается в естественное ограничение -- он не все может исполнить, не всякой потребности может достигнуть сам, без участия других, поскольку не овладел еще внешним миром, но модель ("феноменальное поле") вполне адекватна реальности, и в тех случаях когда он может справится самостоятельно его действия адекватны и эффективны. Если он хочет спать -- будет спать несмотря на раздражители и наоборот, не хочет -- не будет, несмотря на укачивания. До определенного уровня, конечно: рев истребителя его разбудит.
   Эффективность развития младенца можно охарактеризовать таким сравнением: за первые месяцы своего существования он добивается результатов сопоставимых с достижением всей остальной жизни.
   Вывод: пока действует и адекватна система саморегуляции развитие направлено в сторону улучшения характеристик, в рост (стать более сильным, зрелым, эффективным).
  
   Роджерс: основа формирования "феноменального поля", т.е. отражение всех объективных процессов в системе "человек" осуществляется в виде переживаний (эмоции положительные или отрицательные, чувство комфорта или дискофорта), а не слов или мыслей.
  
   Роджерс: человеческим поведением управляют ценности. Человек стремится к тому что для него ценно, или наоборот, избегает того что не ценно.
   Ценности можно подразделить на
   "внутренние" - то что соответствует внутренним потребностям, личным сиюминутным запросам ("ценно то что мне необходимо"), они индивидуальны, конкретны, не являются общими или обобщенными. Эти ценности изменчивы, гибкие -- сейчас одно, а в следующий момент другое. (голод -- поел -- нет голода -- жажда -- попил -- нет жажды.)
   и "внешние" - обобщенные, абстрактные, принятые кем-то и когда-то, слабо зависят от ситуации, мало меняются.
   Обе этих группы оказывают влияние на человека, но для развития самого индивида, обеспечения его личностного роста и самореализации важны внутренние ценности, они обеспечивают процесс, ибо любое изменение это процесс.
  
   Роджерс: Младенец реагирует только на переживания, ориентируясь почти исключительно на внутренние ценности. Маленький ребенок "закрыт" для внешних ценностей.
   Внешние ценности могут возникнуть только через сознание, в виде слов, идей, знаний, а младенец к этому не восприимчив. Именно в этом есть источник конгруэнтности младенца.
   Падение эффективности человека в реализации своего стремления к росту начинается с ростом влияния ценностей внешних. Внутренняя потребность человека может отличаться от внешней -- индуцированной кем-то. Внешняя ценность не связана с внутренними процессами происходящими в системе "человек", и потому не участвует в имеющихся обратных связях и не формирует своих, тех что оказывают влияние на "феноменальное поле".
   Что такое внешние ценности: "у тебя есть внутренняя жизнь -- она сама по себе, а мы будем рулить "как правильно"" "Бензина нет? - а должен быть! - давим педаль как-будто есть."
  
   Казалось бы, очевидное решение: закрыться от влияния внешних ценностей и наступит счастье. Да, действительно, процесс личностного роста, саморазвития пойдет максимально эффективно. Но! В таком случае нарушится способность человека к формированию общества. А это уже чревато потерей эффективности "в большом", не как личности, а как вида -- человечества в целом. Допустимо ли это? Теоретически -- да. С потерей количества особей резко возрастет качество. Мешает конкурентный характер существования индивидов и групп. Сравнить же эффективность этих двух крайних вариантов чрезвычайно сложно, да и не особо нужно. Решение как всегда в разумном компромиссе внешних и внутренних ценностей -- качестве индивидов и силе групп. Второй вариант -- не допустить формирования своего "Я" у ребенка, как следствие останется "Я-МЫ" -- человек-рой, группа лиц лишенная индивидуальности. Третий вариант -- не навязывать ценности, а предоставить возможность самому их принять или не принять по мере понимания и развития (третий вариант по Маслоу). Посмотрим что скажет Роджерс.
   Роджерс задает вопрос: почему ребенок начинает переориентироваться с внутренних ценностей на внешние, отказываться от языка переживаний и переходит на язык внешних стимулов, внешних влияний?
   Роджерс так отвечает на него: потому что феноменальное поле, психика развиваясь дифференцируется, усложняется, в районе 1,5 -- 2 лет у ребенка начинает проявляться "самость", его "Я". "Я" это часть психики которая может влиять на поведение, состояние человека, выступать в роли некоего регулятивного центра, направлять. Например, "Я" может слушать язык переживаний, выступая в интересах самой системы "человек".
   Но у этого "Я" есть особенность по мнению Роджерса: "Я" человека обладает очень сильной потребностью в любви, признании, эмоциональном контакте с близкими значимыми ему людьми. (Для младенца, это прежде всего родители.) "Я" очень нужно быть любимым, признаваемым, сопереживаемым. Эта потребность кардинально меняет соотношение весов внутренних и внешних интересов. До появления "Я" родители не могут повлиять на ребенка, кроме как насилием, нет никаких возможностей вообще передать ребенку внешние ценности.
   Всё нижеследующее опирается на этот рычаг воздействия на человека -- потребность в любви и уважении.
   По достижению некоторого уровня развития "Я" когда сила потребности любви возрастает до значимого уровня многие родители начинают обменивать (спекулировать) на потребности любви ребенка чтобы добиться от него определенного поведения. "Хочешь получить от меня признание, любовь и уважение -- хорошо, но сделай то-то." "Ориентируйся не на то что в тебе происходит, не на собственное феноменальное поле, а на то что я тебе скажу. Я хочу тебе как лучше, но я буду исходить из своих представлений что есть хорошо для тебя." "Пока ты не съешь я с тобой разговаривать не буду" "Мало ли что тебе хочется? Что ты вообще можешь знать? Я тебе скажу как правильно, что тебе нужно, когда тебе нужно." "Младенец орет - хочет кушать, молодая мамаша смотрит на часы: пора или не пора."
   В этом заключается основа современной идеологии поведения взрослого по отношению к ребенку: "дедушка лучше знает чего ты хочешь".
   По мнению Роджерса это трагический поворот в сознании ребенка -- переход от регуляции собственными интересами к навязанным ему, которые могут быть (а могут и не быть) абсолютно неадекватны, неконгруэнтны. "Или ты будешь слушать себя, что тебе важно и нужно но не получишь моей любви и уважения, или ты откажешься от себя и будешь слушать только меня, тогда получишь мою любовь" Фактически, с этого момента большинству детей навязывают совершенно чуждые им ценности и они утрачивают способность прислушиваться к внутренним ценностям (внутренние сигналы плохо слышатся или искажаются), теряет возможность пользоваться механизмом саморегуляции переходя на механическое управление -- эрзац. "Сороконожку спросили как это она не путается в своих ногах, она задумалась и разучилась ходить." Этот процесс можно назвать дисциплиной или культурой, но результат однозначен -- потеря себя.
   С этого момента человек перестает зависеть от себя и начинает зависеть от качества навязанных ему ценностей. Они могут оказаться адекватными, и в результате получим нормального человека, пусть даже слегка изуродованного, а могут оказаться и вовсе извращенными и в итоге имеем бандитов, насильников, убийц. Тут вступают в силу вероятностные законы: как повезет. Учитывая что темп жизни со временем увеличивается и опыт прошлых поколений все менее адекватен настоящему моменту можно предположить что при таком раскладе вероятность присвоения адекватных внешних ценностей будет падать.
   Роджерс: в результате ребенок меняет отношение к самому себе, ему прямо или косвенно внушают мысль "ты сам по себе для меня не ценность", ты для меня неважен, а важен и ценен лишь постольку поскольку ты удовлетворяешь неким требованиям и в соответствии со степенью этого удовлетворения. ("Я тебя люблю за что-то", вспоминаем дефицитарную "Д-" модель Маслоу) Вместо абсолютной ценности внедряется ценность условная.
  
   Ребенок начинает воспринимать себя исходя из этого внушения: "я сам по себе не ценен, я ценен лишь до тех пор пока соблюдаю какие-то условия." Такое восприятие оказывает разрушительное воздействие на личность, в противоположность ее росту и развитию.
  
   Каждый стремится быть в собственных глазах хорошим, эффективным, компетентным...
   Но критерии этого восприятия находится не у самого человека, а извне его, в руках других. В результате у человека развивается зависимость от мнений других людей, оценок других людей (а что обо мне скажут в обществе), внешней системы целей и оценок "координат жизни". Наличие множества сторон со своими оценками и критериями обуславливают метания от критерия к критерию, возможность бесконечного цикла попыток удовлетворения им всем, возможно противоречащим друг другу.
   Человек начинает воспринимать себя через призму навязанных ему ценностей. Стремясь изобразить или сымитировать из себя потребное, вопреки собственным устремлениям, а в некоторых особо тяжелых случаях и во вред себе. Такое восприятие нарушает конгруэнтность, человек перестает адекватно и четко воспринимать то что происходит в нем. А раз так, то и действует человек не в соответствии с процессами которые происходят в нем, наступает дезорганизация вследствие нарушения обратной связи.
   Происходит отчуждение своего "Я" от собственной внутренней жизни, возникает раздвоение -- невротизация (невроз это попытка жить не своей жизнью, как надо, а не как дано) или дезинтеграция личности (утрата целостности и эффективности). Чем категоричнее и дальше внешние критерии оценки от внутренних потребностей тем это отчуждение (раздвоение) сильнее.
   В результате перехода на внешнюю оценку человек утрачивая опору в самом себе -- он ищет внешней опоры. В подростковом возрасте ребенку становится мало только родительской любви и уважения и он начинает искать другие опоры -- возникает рынок таких "опор".
   Возникающая потребность во внешней опоре подобна наркотической зависимости. Она становится шире, охватывает все больше сторон жизни: нравственную, политическую, экономическую... (научите нас жить, дайте нам цель!)
   В этом смысле интересна позиция церкви, которая как раз предлагает себя в качестве такой опоры. Получается церковь заинтересована в такой ситуации. Сюда же можно отнести всяческие секты, политические партии, особенно экстремистского толка. И корень тому -- человек не имеющий опоры в себе самом.
   Конкуренция на рынке услуг предоставляющих опору вызывает вражду за "паству", а также спор "паствы" о том чья опора лучше, или кто лучше и правильней понял "пастуха". Неизбывный источник вражды и море крови за всю историю человечества!
   В силу отсутствующей собственной системы ценностей люди испытывают тенденцию к группированию с себе подобными, потому как в группе они чувствуют себя сильнее. Это желание существовать в группе (особенно в трудной ситуации) может выступать как показатель слабости индивида как такового, как значащей единицы.
   Истоки агрессии по отношению к другим людям Роджерс объясняет так: любой человек который имеет другие взгляды, не соглашается со мной, как-то снижает мою оценку представляет для меня угрозу, потому что моя оценка зависит не от меня, мое внутреннее благосостояние зависит не от меня, а от него -- значит он мне враг и я должен заставить его согласится со мной или уничтожить. Причина агрессии -- неуверенность в своей самоценности. ("Если человек не такой как ты и ему при этом плохо -- это нормально, потому ему и плохо что он не такой как я. А вот если ему хорошо -- это беда, ибо своим существованием он ставит под сомнение правильность моих ценностей.") Конкуренции систем ценностей такой человек не выдерживает.
   Самоценный же человек интересуется другими людьми именно как другими, столь же самоценными без опасения потерять собственную самооценку в сравнении с ними. В этом же причина потребности самоутверждения за счет других людей: снизить степень влияния их мнения и опасность понижения самооценки из-за возможного превосходства других над собой. Если человек ценит и уважает себя независимо от возможного превосходства других то нет потребности этих других унижать. (Дурак начальник не терпит подчиненных умнее себя.)
   В этом контексте иначе воспринимаются слова участников Интернет-форумов делящих людей на "быдло" и "не-быдло", естественно причисляющих себя к "не-быдлу" и всячески третирующих "быдло". Эти люди подспудно опасаются быть причисленными к быдлу, равно как они это делают сами по отношению другим, потеряв в глазах этих других собственную ценность в силу различия критериев.
   Человек осознающий свою самоценность независимую от мнения других не боится изменяться, не сверяет процесс своего изменения с мнением других. Напротив, для того кто в своей оценке зависит от мнения других, ориентируется на внешние, внедренные в сознание ценности меняться опасно потому что в процессе изменения он может потерять некие важные качества. А поскольку жизнь обладает свойством неопределенности и опасности такой человек стремится к консервации, упрощению ради надежности. Желая зафиксировать себя и мир в устойчивом положении противясь любым попыткам ведущим к изменению статус кво (нездоровый консерватизм). Но поскольку жизнь есть движение такой нездоровый консерватизм выражается в постоянной ломке естественных течений. Внешне пассивная позиция вынуждает к активному подавлению.
  
   Примат внешних абстрактных ценностей можно описать следующей схемой: "идея, абстракция важнее реальности, она лучше чем жизнь" ("Шашечки ли ехать? -- Шашечки!")
  
   Три базовые условия потребные для обеспечения личностного роста:
   1. Необходимо безусловное принятие личности как самоценной
   2. Эмоциональный контакт и глубокое понимание
   3. Собственная конгруэнтность -- подлинность.
   Если эти три условия будут выполнены и существовать длительное время, то эти условия создают возможность полноценному процессу роста самоорганизующейся сильной гармоничной личности. Конкретная варианты реализации этих условий могут любыми. Важна суть, а не форма.
   Исходя из этих условия Роджерс предлагал перестроить систему образования: первично воспитание зрелого гармоничного человека, а потребный объем знаний вторичен, и может быть получен этой зрелой личностью самостоятельно, в том числе в процессе самообразования. ("Важно не накормить человека, а научить его добывать себе пищу.")
   На этих же трех условиях он предлагал формировать семейные отношения (как между партнерами так и между детьми и родителями), управление производством и формы организации производства.
   Нарушение этих условий воспроизводит людей эмоционально неразвитых, ограниченных в целях и формах. Отсюда же преувеличение достоинств мужчины как интеллектуала против более эмоциональной женщины. Также как феминистки пытаются доказать свою ценность тем что они такие же как мужчины.
  
   Как психотерапевт Роджерс предлагает способ лечения, названный им реинтеграция, говоря по-русски "исцеление" - восстановления целостности. Суть заключается в восстановлении процесса саморегулирования и согласовании саморегуляции и внешнего управления. В первую очередь следует восстановить веру в себя, понимание самоценности человека убрав таким образом угрозу потери уважения и любви, предоставление которых перестаёт зависеть от восприятия человека другими людьми. Это возможно путем безусловного принятия системы ценностей пациента (ребенка). И сделать это нужно на языке свойственном феноменальному полю -- языке переживаний, за счет искреннего непосредственного эмоционального контакта -- эмпатии. В сумме два этих момента безусловное принятие и эмпатия означают что целитель (родитель) сам должен быть гармоничной цельной личностью.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"