Х : другие произведения.

Про зимму и зимми.

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сведения о "зимма" - договоре покровительства, оказываемого мусульманами тем кафирам(христианам и иудеям), что в результате джихада(священной войны) оказались под властью полумесяца. Собрано компилятивным путём.

  Основы.
  
  Немусульмане с точки зреняи исламского права делятся на четыре категории: "зимми", "му'ахид", "мустаман", "харби". "Зимми" - немусульманин из "народов книги", проживающий в "дар аль-ислам", на территориях под властью и покровительством мусульман. "Му'ахид" - немусульманин, между государством которого и государством мусульман действует мирное соглашение, заключенное на определенный срок."Мустаман" - немусульманин, страна которого находится в состоянии войны с мусульманами, но котрому мусульмане гарантировали личную безопасность. Он может жить в "дар аль-ислам".Жизнь и имущество трех вышеперечисленных категорий немусульман находятся подзащитой исламского закона."Харби" (дословно - ''участвующий в войне'') - немусульманин, не относящийся к трем вышеуказанным категориям. Его разрешается убивать, а имущество его присваивать(например, для чеченцев-мусульман, русские - харби, все, без разбора).
  
  Статус зимми, определяемый договором зимма, основывается на договорах между пророком погибели Мухаммедом и еврейскими и христианскими кланами Аравийского полуострова, но совпадая по сути и духу со временем он стал сотличался от своей первоосновы составом принудительных правил.
  
  Краеугольный камень этой позорной мусульманской "духовной" практики - прецедент в Хайбаре (оазис, завоёванный лично "пророком" Мухаммедом), где земли евреев стали собственностью всей исламской общины, что считается совершенно правомерным актом, ибо по корану - "земля принадлежит аллаху и его посланнику" - а не каким-то там кафирам - иудеям и христианам..
  
  В дальнейшем - верные продолжатели Мухаммеда Омар I и Омар I I запретили разделение покоренных ими земель среди мусульманских воинов (всё, отнятое у кафиров - должно быть общим достоянием мусульман! общественные интересы выше личных!) Право же завоевателя, впервые провозглашенное во время завоевания Хайбара, привело к экспроприации имущества всех завоеванных народов через передачу их земель мусульманской общине, по принципу: мы пришли, и всё, что было ваше - стало наше, и мы - правы, а вы - нет, ибо мы - мусульмане, а вы - кафиры. Зимми, лишенные таким образом собственности, восстанавливали свое право обрабатывать землю в обмен на уплату налога исламским правителям. Этот налог превращал бывшего обладателя земли в данника, обрабатывающего собственную землю в качестве арендатора. Его наследники получали те же самые права и обязанности и тот же статус - зимми, тогда как полное владение землей было присвоено мусульманским правителем. Кроме налога на землю ( в среднем около 50 проц. всего, что на ней выросло) зимми должны были платить подушный налог - джизью.
  
  Если "зимми" нарушали, наложенные на них предписания, то они считались восставшими рабами, поднявшими бунт против аллаха и ислама и переходили в категорию "харби", т.е. подлежавшие немедленному истреблению (нынешний Израиль, кстати, в точности соответствует категории - "восставший зимми").
  
   Система правил для зимми, известная под названием Договора Омара, приписывается арабскими историками Омару I (634-644) или Омару II (717-720). Согласно договору на "людей под защитой" ("ааль азз-зимма") налагалось двенадцать ограничений, шесть обязательных и шесть желательных. Первые заключались в том, что они не должны оскорблять ни коран, ни Мухаммеда, ни ислам; не должны жениться на женщине-мусульманке; не должны пытаться обратить мусульманина или наносить вред его жизни или имуществу; и что они не должны помогать врагу и укрывать шпионов. Подданные, нарушившие один из вышеперечисленных запретов, лишались защиты мусульман; т.е. оказывались вне закона и расплачивались жизнью. Шесть "желательных" условий заключались в том, что они должны были носить отличительную одежду, "зийяр" - желтую нашивку на своем платье - и пояс ("заннар"); они не должны были строить домов выше, чем дома мусульман; не звонить в свои деревянные колокола ("налькус"), не читать свои Писания громким голосом; не пить вина публично; не показывать свои кресты или своих свиней; покойников своих им надлежало оплакивать и хоронить в молчании, и им не разрешалось ездить верхом на лошадях, но только на мулах и ослах. Было разрешено беспрепятственно исполнять служение внутри церквей и домов, однако запрещалось возведение новых культовых зданий. Нарушение этих условий каралось.
  
  Такими в общих чертах были условия договора Омара, регулирующие гражданские и религиозные права покоренного народа. В дальнейшем, основываясь на Коране и Сунне, мусульманские теологи ( наверняка исполненные "божественного" откровения) подробно расписали статус зимми - то есть немусульманских народов, находящихся под властью ислама.И по их (душепользительных безмерно!) трудам, статус зимми может быть охарактеризован как коллективный и в то же время наследственный - немусульмане могут жить в умме только будучи зимми, и кто бы они ни были в умственном отношении и чтобы они собой ни представляли в нравственном, правоверный всегда должен помнить, что они - неверные собаки, грязь у него под ногами. Метка "зимми" клеилась на все немусульманское население, рассматриваемое в дальнейшем как нечто низшее с моральной точки зрения и, следовательно, причиняющее беспокойство и вызывающее презрение своим несоответствием принятым - мусульманским - стандартам. Раз само право на жизнь всем зимми давалось за выкуп и право решать - будут они жить или нет принадлежало не им, то взаимоотношения между зимми и мусульманами лучше всего описывать как отношения "господин - раб".
  
  И по тем историческим свидетельствам, что мне удалось собрать, получается, что мусульманские господа покровительствовали своим немусульманским рабам (т.е. оказывали милость тем, что - не убивали их) до тех пор, пока им нужны были их руки или мозги - т.е. мусульмане руководствовались даже не кораном, а своей собственной выгодой. Бесконтрольная же (не контролируемая ни правом, ни моралью) эксплуатация требует, чтобы объекты ее ( в данном случае - зимми) ВСЕГДА находились либо на низшей ступени социальной лестницы (дармовые руки), либо - занимая на этой лестнице высокое положение ( интеллект ), были, ну, очень послушными.
  
  Любопытно, что отстранение зимми от исполнения общественных обязанностей основывается на нескольких стихах корана (3:27,113,5:56) в соответствии с которыми неверный никогда не сможет властвовать над мусульманами. Казалось бы : коран! святая для мусульман книжка! как можно кафира куда-то назначать?! Однако, по свидетельству историков - зимми постоянно занимали официальные посты. Презираемые и зачастую отстраняемые от дел, они, тем не менее, были незаменимы. Хотя Омар I (634--644 ) и запретил допуск зимми к официальным должностям, Омар II (714-720) обнаружил, что многие зимми служили в гражданской администрации, и распорядился об их увольнении. В средние века нахождение зимми на высоких административных постах неоднократно приводило к мятежам местного мусульманского населения: так было, например, в Гранаде в 1066, Фесе в 1275 и 1465 годах, Ираке в 1291 и в Египте под властью мамелюков (с 1250 по 1517 год). Население, подогреваемое улемами, постоянно требовало смещения " христианских свиней" или "иудейских собак" с государственных постов, видя в них причину всех бед своей никчемной жизни; но - увы - без умных и образованных людей никакому правителю не обойтись, и эмиры даже иногда пытались защитить своих "любимых" евреев и христиан, предлагая им выбор между уходом в отставку или обращением в ислам.
  
  Разумеется, тем иудеям и христианам, коим "посчастливилось" занять видное положение в мусульманской умме - не позавидуешь. "Наглость" зимми - т.е. желание вернуть себе отобранную свободу, или , просто, нежелание унижаться перед своими мусульманскими владыками - моментально отменяла договор покровительства и никакие соображения права, справедливости или благодарности за принесённую пользу в этом случае не действовали: возомнивший о себе невесть что зимми должен быть предан смерти - и точка!
  
  Договор зимма также мог быть уничтожен, если правитель решил (по политическим соображениям) в одностороннем порядке расторгнуть его (люди, которым я ни в чём не могу отказать, сказали, что у тебя на плечах есть кое-что лишнее, мне придётся пожертвовать тобой... ах, мне так жаль тебя!)
  
  По мнению средневековых мусульманских юристов, зимми и были терпимы лишь потому, что польза, приносимая ими мусульманским правителям, перевешивала вред, связанный с самим фактом их существования в умме - т.е. вред исламу в целом.
  
  Уж на что Омар ибн аль-Хаттаб был бешеный отморозок... т.е. пардон - правоверный мусульманин, так и он говорил будущему халифу перед смертью:
  "Я снова послал тебе рекомендации относительно народа (Книги), находящегося под протекцией Аллаха и Его Посланника. Необходимо верно хранить соглашение с ним, защищать его и не возлагать на него непосильное бремя".
  
  Договор о покровительстве (зимма) изначально по самой сути своей был фальшив, ибо предполагал унижение зимми (покровительствуемых) а не помощь и защиту, как это могло бы показаться из названия. В дальнейшем человеческая неполноценность зимми и соответствующее отношение к ним оправдывалась мусульманами байками о распространении христианами и иудеями фальшивых версий Старого и Нового Заветов, в которых, как полагали мусульмане, Божественное откровение, предсказывавшее приход Мухаммеда, извращалось и искажалось. Приверженность христиан и иудеев своим заблуждениям в глазах мусульман была знаком их дьявольской природы, а, значит - во имя мира и благополучия всей уммы! - эти мерзкие создания должны быть отделены от общества правоверных и подвергнуты если не полному уничтожению - то как минимум - унижениям.
  
  
  Социально-экономическое положение зимми.
  
  Кроме поземельного налога, который держал всех зимми в экономической узде, существовал еще подушный налог - налог на факт немусульманства. Выплачивая его, зимми должны были вспомнить (а то вдруг - забыли!) - кто они такие есть и чего они стоят в мусульманской умме. "Джизье уплачивает каждый эимми лично, а не через уполномоченного. Он платит стоя, а мусульманский сборщик сидит и, принимая подать, говорит: "заплати джизье, о враг единого Бога!" и затем ударяет его по затылку".
  
  Историк Аль-Теор приводит очень интересные указания мусульманских "духовных" лидеров - улемов - 15-16 веков о порядке взимания джизье: "Надлежит собрать (зимми) в общественном месте, например, на базаре. Там заставить их ждать, стоя в самом низком и грязном месте. Собирающие дань представители закона, сидящие на возвышении, должны принять угрожающую позу, дабы зимми и все прочие почувствовали, что цель наша - унизить их...
  Зимми выступает вперед, держа свою дань на ладони протянутой руки, сановник же берет ее таким образом, чтобы его рука была сверху... Вслед за тем эмир ударяет зимми кулаком по шее; стоящий подле эмира служитель поспешно отгоняет зимми прочь... Следует допускать всех желающих [мусульман] полюбоваться на это зрелище. Никому из зимми не дозволяется посылать вместо себя третье лицо для уплаты джизье, ибо все они должны лично подвергаться этому унижению; как знать, может быть в конце концов они уверуют в Аллаха и его Пророка и тем освободятся от своего мерзкого ярма".
  
  
  Омар II, бывший ревностным мусульманином, издал приказ, в котором между прочим, проводились следующие мысли: "Удаление христиан от должностей, равно как и уничтожение их религии - есть ваша первейшая обязанность... Поэтому низводите их на степень позора и унижения, которое предназначено им Богом..."
  
   Один из последующих халифов - Мутаваккиль предписывал над дверями христианских домов прикреплять деревянные фигуры дьяволов (рога), а могилы христиан - сравнивать с землей..
  В 1012 году халиф Хаким повелел христианам надевать отличительные знаки - носить на шее деревянные кресты, весившие 5 фунтов и имевшие локоть в длину и в ширину, а иудеям - металлические шары. Христиане и иудеи должны были надевать эти знаки так, чтобы все видели, что они - немусульмане, а впоследствии они должны были носить эти украшения даже в банях (там иногда позволялось сменить крест или шар на колоколольчик- дабы правоверные услышали, что тут кафир полощется и не осквернились ненароком).
  
  
  Обладание свидетельством уплаты джизья - первоначально это был кусок пергамента, обернутый вокруг шеи, или особая печать на запястье или на груди - давало зимми возможность передвижения с места на место. Зимми, путешествовавший без этого знака, мог быть подвергнут суду шариата и понести наказание в виде определённого количества плетей или палок (в зависимости от местности). Печать об уплате джизья, отличавшая зимми, стала восприниматься вскоре как знак бесчестия.
  
  Зимми платили также более высокие коммерческие налоги и дорожные сборы, нежели мусульмане. Помимо налогов, большие суммы взимались с общин зимми просто по прихоти правителей. Если эти требования не выполнялись, женщины и дети зимми низводились до рабского состояния и продавались.
  
  Ближе к нашим дням мусульмане стали более уважительны к христианам и иудеям, но и более жадны до денег: В конце 18-го столетия шейх Дахир ал-Омар, распространявший власть на Галилею и Самарию, установил необычный взнос в казну. Вот как рассказывает в письме французский консул в Сидоне:
  - Особенность этого девяностолетнего старика состоит в том, что он женится каждый год на юной девушке в возрасте 13-14 лет. Христиане Святой Земли, орден Св. Франциска, должны оплачивать стоимость этой церемонии. Уже установилась традиция уплаты шейху 1000 экю за первую брачную ночь. Только, чтобы получать эту сумму, он будет жениться каждый год до последнего своего дыхания.
  
  Арабские почетные обращения и использование арабского алфавита были запрещены для зимми. А пользование услугами зимми - врачей и фармацевтов не поощрялось, так как они всегда подозревались в отравлении мусульман; и все же, благодаря своим талантам, образованные зимми часто занимали высокое положение при дворах халифов.
  
  Брак или любовная связь между зимми и мусульманкой каралась смертной казнью, но мусульманин мог жениться на женщине зимми.
  
   На долю зимми выпадали самые тяжелые и грязные работы. В Йемене эдикт 1806 года, остававшийся к силе вплоть до 1950 года, когда йеменские евреи переселились в Израиль, обязывал евреев убирать мертвых животных и очищать общественные уборные даже но субботам. В Йемене и Марокко зимми обязаны были изымать мозги и солить головы казненных врагов султана, выставлявшиеся затем на городских стенах, также обязанность кастрировать евнухов тоже была "привилегией" зимми.
  
  К концу средних веков по всей умме за малым исключением были созданы специальные кварталы для расселения неверных, и за пределами этих кварталов они не могли приобретать ни земли, ни строений. Как по размерам, так и по внешнему виду кафирские дома должны были быть хуже домов мусульман, и отличаться от них особым знаком, чтобы какой-нибудь нищий муслим по ошибке не попросил милостыни и не призвал на них благословение Божие.
  
  В своем собственном доме эимми не имели права сидеть, если в их присутствии стоит муслим, и, вообще: "мусульмане не должны оказывать неверным знаков уважения", "не должны подавать им руки" и "только в случае нужды дозволяется им приветствовать неверных", впрочем, на приветствие эимми "мир тебе!" и муслим может ответить "и тебе!", но он никогда не должен приветствовать неверного первым, ибо это - унижение ислама. Если муслим оказал эимми услугу или знак уважения тем, что встал при его входе, не из корыстной цели и не из желания склонить неверного к принятию ислама, то подобный поступок равнялся неверию в аллаха и Судный день.
  
  
  В мусульманской умее считалось большим оскорблением, если зимми использовал для своего передвижения таких благородных животных, как лошадь или верблюд и это опять-таки наказывалось - либо плетьми, либо крупным денежным штрафом. Вне города зимми было разрешено ездить на осле, но в определенные периоды даже это допускалось лишь в особых случаях.
  
   В 1697 году француз, посетивший Каир, обратил внимание на то, что христиане могли ездить только на ослах и должны были слезать с них, поравнявшись со знатными мусульманами, "так как христианину следует появляться перед мусульманином только в униженном положении". Испанец Доминго Бадия из Леблиха, путешествовавший и писавший под именем Али Бей в начале XIX столетия, отмечал, что ни одному христианину или еврею в Дамаске не было разрешено ездить даже на муле. Когда в 1833 году во времена считавшейся терпимой египетской оккупации вновь назначенному французскому консулу власти разрешили ездить по улицам Дамаска, начались беспорядки. Для египетских евреев запрет на езду на лошади или верблюде был в силе еще и в 1948 году, причем при езде на ослах они обязаны были сидеть боком.В Йемене и в отдаленных районах Марокко, Ливии, Ирака и Персии вплоть до начала XX века еврей должен был слезать со своего мула, проезжая мимо мусульманина. Если он не делал, то мусульманин был вправе повалить его на землю.
  
  В Персии, Йемене и Северной Африке вплоть до XIX столетия зимми (в особенности - евреям) не разрешалось ходить по определенным улицам города. Они жили в особых кварталах, откуда не имели права выйти после захода солнца. Этот обычай практиковался в Йемене вплоть до эмиграции йеменских евреев в Израиль в 1949-50 годах. Некоторые города были полностью закрыты для евреев, так как их присутствие могло осквернить святость данного места. По тем же самым мотивам уже в наши дни немусульманам не разрешается вступать в пределы Мекки или Медины.
  
  Зимми не разрешалось собираться группами на улице и разговаривать. Они должны были ходить с потупленными глазами и только позади мусульман, имевших право отталкивать их. В Йемене считалось проявлением враждебности со стороны зимми глядеть на обнаженного мусульманина. Стоя перед мусульманином, зимми должен был говорить тихо и только тогда, когда ему это разрешалось.
  
  Британские миссионеры, посетившие Иерусалим в 1834 году, записывали:"Когда, облокотясь о парапет пруда Бетесда, мы предавались мыслям о прошлом, мальчишки-мусульмане стали собирать камни и кидать ими в нас с криком: "Назарани!" ("Христиане"!). Оказывается, мы подошли к дверям мечети ближе, чем это позволено христианам".
  
  Вплоть до 1875 года евреи Туниса могли носить только голубой и черный бурнус; их обувь и головной убор тоже должны были быть черными. В Триполи (Ливия) евреям было предписано носить отличительный голубой знак. В тот же самый период во всем Марокко, за исключением небольших приморских городков, евреи вне своего квартала должны были ходить босиком. Слауч в рапорте 1912 года писал, что в городе Зенга, расположенном в алжирской Сахаре, арабы не разрешали евреям ни носить обувь, ни ездить на животных. В Мзабе (южный Алжир) еще накануне французской колонизации евреи платили джизью и жили в особом квартале, выходя одетыми только в черное. Им запрещалось эмигрировать. В тех же самых условиях жили евреи Тафилалета и Атласских гор. Али Бей упоминает темные цвета, которые были принуждены носить евреи и христиане Иерусалима в начале XIX столетия.
  
  Путешественники по Магрибу и Йемену рассказывали о существовании подобных обычаев даже еще в XX столетии. Слауч в начале XX века сообщает, что в Бу Зайне (Ливия) у арабских детей было в обычае забрасывать камнями проходивших мимо евреев. В наши дни подобные казусы случаются в Иране (Персия) и Пакистане, имея целью чудом выживающих там христиан.
  
  
  
  Судебная практика как "проповедь" ислама.
  
  Исламский закон (Коран 2:174,175) применял lex talionis (закон о возмездии) исключительно к конфликтам между равными сторонами, т.е. мусульманами. Наказание, получаемое виновным мусульманином, уменьшалось в значительной мере, если жертвой бывал зимми и наоборот, зимми зачастую приговаривался к смертной казни, если он поднимал руку на мусульманина, даже при законной самозащите.
  
  Каждый судебный случай, в который были повлечены зимми и мусульмане, рассматривался исходя из законов шариата - поистине, дьявольского права. Хотя сама идея справедливости подразумевает равенство сторон перед законом, по шариату - зимми не разрешалось свидетельствовать против мусульман. Отказ религиозных мусульманских судов принимать свидетельства зимми базировался на хадисах, утверждавших, что неверные (христиане и иудеи) - испорченные и вредоносные люди, так как они обдуманно отрицают верховенство ислама. По той же самой причине мусульманин никогда не приговаривался к смертной казни на основании свидетельства немусульманина. В соответствии с хадисом, приписываемому Мухаммеду (в комментарии Муслима, ум. 874): "Ни один мусульманин не умрет, но Аллах поместит вместо него еврея или христианина".
  
  Для того чтобы защитить себя, зимми приходилось покупать мусульман-свидетелей за очень большую плату. Британский консул Боснии отмечал в своем рапорте:
  Нынешний кади [мусульманский судья] Травника настойчиво отвергает все свидетельства христиан перед трибуналами, и хотя всегда находятся свидетели-мусульмане, покупаемые, разумеется, за деньги, никакая справедливость, не может быть достигнута в результате такой практики.В 1905 году агент британского консула в Яффо записывал: "Всегда готово фальшивое свидетельство для обвинения мусульманами евреев или христиан".
  
   Кроме того, обвинение одного человека, будь оно истинным или ложным, зачастую вело к массовым репрессиям против всей общины зимми. По хроникам Марокко, Алжира и Йемена можно установить, что во времена изменений режима или в иные периоды нестабильности еврейские кварталы регулярно подвергались грабежам, а еврейские женщины - насилию( в основном, за то - что немусульманки, прими ислам - и мы тебя не тронем). Так был разрушен еврейский квартал в Фесе в 1912 году и в столице Йемена Сане не позднее 1948 года, после покушения на имама Йахью.
  
   Подобная "миссионерская" деятельность, совершавшиеся в течение столетий, приводила к массовым обращениям зимми в ислам. Например, несколько иудео-берберских племен в горах Атласа, а также мусульманских фамилий в Фесе являются, потомками евреев, принявших ислам, чтобы спасти свои жизни (в 1165, 1275, 1465 и 1790-92 годах). И в Триполитании имеются мусульмане - потомки евреев, насильно обращенных в ислам в различные периоды истории. Евреи Тебриза были вынуждены перейти в мусульманство в 1291 и 1318 годах, а евреи Багдада - в 1333 и 1344 годах.
  
   На территории Персии насильственные обращения привели с XVI и вплоть до начала XX столетия к почти полному истреблению христиан и целых еврейских общин. В правление шаха Аббаса II (1642-1666) закон 1656 года давал обращенным в ислам, будь то христиане или иудеи, исключительные права на фамильное наследство. В качестве уступки папе Александру VII в отношении христиан этот закон был отменен, но оставался в силе для евреев вплоть до конца XIX столетия. Газе упоминает о существовании в Тунисе сходных законов наследования, поощрявших обращение в ислам.
  
  Кроме этого - по закону шариата потенциальные эимми (христиане) должны уступать свое место на всяком миссионерском поле, где только мусульманам угодно проявить свою деятельность - иначе судебное преследование по "смертной" статье (эта практика продолжается до сих пор). Полемика с исламом безусловно запрещается. Отдельные выражения, не только оскорбительные, но и недостаточно почтительные по отношению к священным книгам и Мухаммеду, строго караются. "Зимми, произнесший хулу против ислама, аль-корана или пророка, подвергается исправительному наказанию",- говорят одни законоведы ислама. Другие говорят прямо, что такое лицо должно быть подвергнуто смерти. Малик (один из вариантов исламского правовения) говорит, что если человек, например, скажет: "Мухаммед не пророк", - он должен быть осужден на смерть, если не предпочтет принять ислам. (В последние годы, совсем недавно подобные казни неоднократно совершались в Пакистане и Иране)
  
  
  Интересно, что не только оскорбления веры, а и разные противозаконные деяния не ставились в вину, если человек, совершивший незаконное действие, принимал ислам. Принять ислам значило все покрыть. Даже убийца, приговоренный уже к смерти, избегал кары закона, принимая ислам. Все эти "льготы", допущенные законом шариата, равносильны прямому вызову, обращенному к наименее устойчивым нравственно слоям вне мусульманского сообщества.
  Приняв мусульманство, эимми уже не могли возвратиться в христианство - под страхом смертной казни и по изречению Мухаммеда: "Не бывать тому, чтобы Бог неверным дал успех против верующих!"
  
  Ну, да любой успех - во власти Господа нашего, так что ещё посмотрим...
  
  Конец.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"