Хачукаев Эдуард Магомедович : другие произведения.

Алфавит Древних Нахов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 5.82*18  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье приводятся результаты дешифровки археологических находок в виде глиняных табличек, оказавшихся артефактами древнечеченской письменности.

Эдуард Хачукаев

   ТАЙНЫ НАХСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

  Часть 1. Древнечеченский алфавит
  
  В семидесятые годы 20-го столетия археологической экспедицией из Чечено-Ингушского государственного университета под руководством профессора Виноградова во время раскопок в окрестностях одного из горных чеченских сел были извлечены из земли глиняные черепки в виде плиток-табличек с изображенными на них необычными символами. Найденные вещи, несомненно, были старинными рукотворными изделиями. Всего их насчитывалось 5, изготовленных, скорее всего, методом обжига пластичной гончарной глины, толщиной около 2см. Символы были рельефные, вдавленные внутрь, наверняка с использованием какого-то инструмента-шаблона. Следует отметить, что никогда ранее на территории СССР ни аналогичные таблички с такими символами, ни подобные символы по отдельности, официально не упоминались. Находка должна была стать научной сенсацией в мире археологии, но не стала таковой, поскольку изначальное (и оно же тогда окончательное) мнение Виноградова в ее отношении было по смыслу таковым: "Возраст черепков что-то около 600 лет. Являются элементами национального орнамента, которые отображают лунные фазы и, возможно, связанные с ними природно-климатические сезоны в горной Чечне. Особой научной ценности не представляет". С Виноградовым в то время не было принято спорить, и после такого вердикта ни один местный ученый не стал далее проявлять к этому никакого интереса. Поэтому плитки-таблички, как водится, просто сдали в местный краеведческий музей на вечное хранение для будущих потомков. Они даже не были выставлены на общее обозрение и из-за этого оказались недоступны для простых любителей чеченской истории и разных других специалистов.
  К сожалению, военные действия на территории Грозного в 1994-1995 годах практически полностью разрушили музей, а все музейные экспонаты были уничтожены и разграблены. Поэтому память об этих глиняных табличках могла бы быть предана такому же полному забвению, как это случилось в отношении многих других археологических памятников, хранивших историю этого края.
  Однако, жизнь распорядилась несколько иначе. Архивариус музея во время описи полученного археологического имущества и присваивания ему идентификационных номеров, очень заинтересовался найденными письменами, так как сам тоже был родом из того же горного селения, где нашли черепки. Он сфотографировал эти символы, изображенные на артефактах, чтобы дома, в спокойной обстановке в свободное от работы время попытаться раскодировать их тайные значения.
  Почти два десятка лет таинственные письмена, найденные в горной Чечне, никак не поддавались расшифровке. Примерно в 1992 году, после распада СССР, этот архивариус, уже будучи на пенсии, однажды рассказал автору этих строк о той заклятой задаче, над разгадкой которой он безуспешно бился эти долгие годы. Единственное, к чему он интуитивно пришел, так это то, что информация на табличках является, скорее всего, посланием какой-то древней цивилизации из глубины веков. Признаться, данная тема меня сразу заинтересовала, однако, заняться ею вплотную не давали обстоятельства тех лет, хотя, все же, было сделано одно полезное дело. А именно, то, что одна из глиняных табличек была отправлена в 1993 году в США в Бостон на исследование с целью определения ее возраста какими либо достоверными методами. Было это сделано через профессоршу археологии Дайяну Роазен (Diane Roazen), которая в то время приезжала в Грозный с целью посещения краеведческого музея, поскольку интересовалась различными археологическими исследованиями, проведенными на чеченской территории. Ответ, полученный в 1994 году из лаборатории Массачусетского университета, (которая применила, если мне не изменяет память, радиоуглеродный метод вкупе с другими научно обоснованными методиками), был просто ошеломляющим. Изделие датировалось, примерно, четыре тысячи пятисотым годом до нашей эры! Мы, конечно, полагали, что их возраст может быть и тысячу лет и полторы, но, чтобы он составлял 6,5 тысяч лет, такое нам и во сне не снилось. Очень жаль, конечно, что не сохранились не только сами уникальные артефакты, но даже фотографий никаких не осталось. Единственное, что удалось сберечь, так это карандашные зарисовки со всех пяти глиняных табличек, сделанных автором впопыхах с оригиналов еще в далеком 1993 году. Да и профессор Роазен еще жива (2007 год), которая может подтвердить сказанное или дать дополнительную информацию. Наверняка и в Бостонской лаборатории остались хоть какие-то следы. Имеется также еще некоторая призрачная вероятность того, что кто-то все же нашел и сберег одну или даже несколько тех плиточек-табличек из музея, и, прочтя эту статью, возможно, обнародует утерянные сокровища из древности.
  Ну, а пока, мы вынуждены довольствоваться тем, что имеем. Посмотрите на них. Вот они, эти символы, возможно древнейшей человеческой цивилизации на нашей планеты:
  
   Чеченский алфавит [Эдуард Хачукаев]
   Рис.1. Плитка-табличка 1.

   Чеченский алфавит [Эдуард Хачукаев]
   Рис.2. Плитка-табличка 2.

   Чеченский алфавит [Эдуард Хачукаев]
   Рис. 3. Плитка-табличка 3.

   Чеченский алфавит [Эдуард Хачукаев]
   Рис. 4. Плитка табличка 4.

  
   Чеченский алфавит [Эдуард Хачукаев]
   Рис. 5. Плитка-табличка 5.

  При первом взгляде на эти значки может показаться, что это, действительно, всего лишь примитивные орнаментные элементы, применявшиеся горцами для украшения атрибутов своего житья-бытия, например, ковров. Возможно, что это и так. Однако, в общей композиции прослеживается несомненная четкая ОРГАНИЗОВАННОСТЬ и СИСТЕМНОСТЬ. Чтобы убедиться в этом, достаточно проанализировать ВИД составляющих частей табличек и их ПОЗИЦИИ в общем расположении, то есть композиционное решение. В основу всех образов на первых двух табличках положены круги двух взаимно-контрастных размеров, которые расположены один в другом, образуя серп, а также используется один или два отрезка прямой, который будем в дальнейшем называть вектором.
  На плитке 1 насчитывается 28 образов-символов, которые скомпонованы в четыре группы по 7 символов в каждой.
  На плитке 2 насчитывается 10 образов, довольно похожих на символы с первой таблички и различающихся в одном дополнительном элементе - векторе. Эти символы скомпонованы в две группы по 5 единиц.
   Внутри каждого образа может присутствовать один или два вектора, различно ориентированных. Для плитки 1 насчитывается шесть ориентационных позиций, а для плитки 2 - таких ориентаций четыре.
  В составе плитки 3 присутствуют значки уже другой конфигурации, хотя и здесь для построения образа символа используются в качестве базовых элементов полумесяц и вектор. В композиции можно условно выделить две группы однотипных символов по 16 в каждой. Всего 32. А вместе с четырьмя другими отдельными знаками это число достигает 36.
  В общей сложности на всех табличках присутствуют 74 различных символа. Вот, пожалуй, и вся статистика.
  С первого взгляда на эти плитки можно предположить, что образы, которые Вы видите, могли обозначать что угодно. От магической символики каких-нибудь древних колдунов до какого-либо календаря приливов и отливов. От символов для карт гадания до знаков на игральных картах. Очень даже возможно и то, что их применяли для отслеживания фаз луны, согласно мнению Виноградова. Обилие приемлемых вариантов для стартовых гипотез было великое большинство, и все они находились примерно на одном уровне вероятности. Отдать же предпочтение тому или иному направлению исследования при прочих равных условиях, было просто невозможно. А без этого рискованно приступать к серьезным исследованиям. Можно потерять и время и силы, оставшись ни с чем. Поэтому здесь все решал либо случай, либо догадка, которые могли бы склонить чашу весов в пользу той или иной версии. Поскольку случай долго не представлялся, то автору ничего не оставалось делать, как обратиться к испытанному методу погружения в мифологию с надеждой найти хоть там какую-либо зацепку или ждать инициирования каких-нибудь нежданных догадок или идей.
  Из истории древних племен, населявших Кавказ известно, что первобытным людям на нашей планете в те давние времена, когда они еще не умели говорить, а лишь визжали или рычали уже были присущи так называемые "лунные" звуки "И" ("Ииии..") или "Ы" ("Ыыыы...), а также их оттенки, которые они употребляли по случаю: для выражения своего настроения, для привлечения или отпугивания своих сородичей и так далее. Впрочем, это относится и к представителям высших приматов. Так вот, согласно древним преданиям, первый Человек на земле, мифологический "хомо сапиенс" по имени Адам, пришедший из Рая, принес людям четыре новых прекраснейших райских "солнечных" звука: "А", "У", "О" и "Э". Считается, что именно с тех пор земляне обрели членораздельную речь, которую и донесли до нынешних дней.
  Если примерить изложенное к нашим табличкам, то выходит, что две группы образов с плитки 2 могут символизировать звуки "И" и "Ы", а четыре группы образов на плитке 1 можно тогда отнести к звукам "А", "У", "О" и "Э". Допустим, что это так и, отталкиваясь от данного утверждения, расставим в центры каждой из этих шести групп по одному гласному звуку, причем фонемы "А", "У", "О" и "Э" разместим в центрах среди первых четырех групп, а фонемы "И" и "Ы" - в центрах среди вторых двух групп, как это показано на следующем рисунке 6.
  
   Чеченский алфавит [Эдуард Хачукаев]
   Рис. 6. Солнечные и лунные (хтонические) гласные.
  А что теперь делать с оставшимися образами? Как быть, например, со звуками "Ё", "Ю", "Е" и "Я"? Чем они были хуже "А", "У", "О" и "Э" и куда их теперь пристроить? Чтобы ответить на эти и аналогичные вопросы, пришлось исследовать закономерности в фонетических рядах различных языков. Оказалось, что именно эти 6 фонем являются полноценными гласными звуками, не изменяющимися по звучанию при своем удлинении. Другие же звуки, такие как "Ё" или "Ю", не "певучие" и являются, по сути, слогами-дифтонгами, содержащими в себе, соответственно, по два звука: "ЙО" и "ЙУ". Такое видоизменение, а, точнее, переозвучивание фонемы называется йотированием (в терминологии член-корреспондента академии наук СССР, профессора Ю. Дешериева). Другая огласовка, которой нет в русском языке, но имеется, например, в арабском "ع"(Iaйн) - это айнирование (по Дешериеву). А сколько всего таких огласовок может быть для упомянутых 6 гласных звуков? Точного ответа на этот вопрос в лингвистике не нашлось. По крайней мере, автору он не встретился. По-видимому, никто в мире этим специально не занимался, и нет никакой выявленной системы. Пришлось обратиться к кавказским языкам иберийской группы, в том числе и к чеченскому наречию (по версии Джамалханова), в ходе изучения которых выявилась одна интересная закономерность. Оказалось, что гласные могут подвергаться ШЕСТИ различным МОДИФИКАЦИЯМ. Введем теперь понятие "ОПЕРАТОР", условно обозначающий некий процесс модификации, который, обрабатывая начальный звук согласно заданной процедуре, может видоизменять, а точнее, переозвучивать эту фонему в другую, тоже известную и тоже распространенную в языке. В современном чеченском языке у таких Операторов-модификаторов имеется следующая функциональная нагрузка:
   []
  
  А теперь посмотрим работу Операторов в действии.
   []
  
  Таким образом, в сумме получаются искомые 7 звуковых оттенков для одной фонемы "А". Как раз для одной группы образов таблички 1.
  Интересно заметить, что сочетания "оперированных" фонем дают всю палитру остальных звуковых оттенков. Например,
    []
  
  А теперь проверим сходимость результата для оставшихся трех солнечных фонем: "У", "О" и "Э".
  Возьмем следующий звук "У":
    []
  
  Как видим, здесь также 7 звуковых оттенков. При этом заметим, что имеются примеры и для долгих дифтонгов:
   []
  
  Далее рассмотрим звук "О":
  
   []
  
  По аналогии имеем следующие примеры сочетаний для вариаций оттенков звука "О":
   []
  
  Теперь получим фонемы для звука "Э":
   []
  
  Закончим примеры с вариантами звуковых оттенков для фонемы "Э":
   []
  
  Что же касается хтонических гласных "И" и "Ы", то известное число операторов переозвучивания для них сокращено до четырех. Так, например, для звука "И" они выглядят как:
   []
  
  Все в порядке здесь и с сочетаниями звуков, например:
   []
  
  Наконец, по аналогии получим оставшиеся звуковые оттенки для гласной "Ы":
   []
  
  Таким образом, в итоге получились 38 различных фонем для 6 гласных звуков: "А, У, О, Э, И и Ы".
  Отсутствие некоторых звуков в ряде языков может говорить о том, что рассматриваемый алфавит мог быть более общим, более системным, более универсальным и более фундаментальным, чем все известные алфавиты народов мира.
  А теперь для наглядности сведем эти 38 фонем в Таблицу 1 и обозначим их кирилическими символами для удобства чтения и восприятия:
  
  
  Таблица 1
   []
  
  Ориентируясь только лишь по символу базового звука из первой (левой) колонки таблицы и используя соответственно операторы, приведенные в верхней части таблицы, даже новичку можно легко идентифицировать любую из этих 38 фонем. В этом помогает простота, понятность и системность в начертании того или иного символа. После некоторой привычки и выработки навыка применения указанных символов получается очень удобный инструмент использования гласных звуков в любом языке, но особенно в современном чеченском, отличающимся своей запутанностью и бессистемностью, а потому и сложностью для восприятия.
  Кстати сказать, представленные в данной таблице 38 символов могли бы стать основой алфавита многих кавказских языков иберийской группы, имеющих проблемы с алфавитизацией своих языков, как это наблюдается и в случае с современным чеченским языком.
  
  Итак, с гласными более-менее разобрались. Настала пора и для согласных. Начнем теперь анализировать табличку 3. Здесь собрано в две группы 32 образа по 16 в каждой. При этом в центре этих групп находятся еще два символа: à и á. Дополнительно между двумя группами размещены следующие два элемента: â и ã. Всего, как было ранее сказано, 36 символов.
  Из лингвистических исследований известно, что, за исключением редких языков с щелкающими звуками, в основных языках иберийской группы имеются, в среднем до 8-9 звукорядов по 4 согласных в каждом, именуемых по главным "звукорядообразующим" буквам: Б, Д, З, В, Л, Ж, Р, К и реже арабская "Дзод". Допустим, что в данном случае алфавит использует наиболее распространенные восемь групп согласных. Тогда получим как раз 32 символа для двух групп знаков на табличке 3. Присвоим им последовательно международно-принятые обозначения вместе с названиями букв и получим следующую Таблицу 2, в которой добавлены четыре оставшихся символа с функциями оператора.
  
  Таблица 2
  
   []
  Во всех названиях букв для обозначения согласных звуков ударение падает на первый слог. Интересно заметить, что ни одно название букв не является аналогом ни для одного известного слова в чеченском языке. Напротив, практическое большинство этих названий используется в чеченском языке только лишь в качестве вторых ласковых прозвищ, даваемых по традиции своим близким.
  Ну а теперь с помощью этих двух таблиц раскроем значения символов на двух последних плитках ?4 и ?5:
  
  Чеченский алфавит [Эдуард Хачукаев]
  
  Если теперь подставить сюда соответствующую кириллическую символику взамен расшифрованной, то должно получиться более узнаваемое и привычное:
  Чеченский алфавит [Эдуард Хачукаев]
  Правда, здорово?! 6,5 тысяч лет прошло, а язык, практически, не изменился! Пусть даже этим табличкам всего-то 650 лет. И в этом случае мы видим удивительную стабильность чеченского языка, которого не берут, как говорится, ни годы, ни невзгоды. А ведь другие языки, сплошь и рядом, включая и арабский, качественным образом меняются каждые двести-триста лет. Указы, изданные, например, Иваном Грозным, зачастую трудно понять. Турецкий язык после реформы Ататюрка так и вовсе не узнать, настолько он изменился всего лишь за 150-200 лет.
  Продолжение следует в Ч.2 и Ч.3
  
  Грозный-Москва-Брюссель-Стамбул
  Декабрь 2007
  
  P.S. Если у кого-то возникнет желание пользоваться на своем компьютере данным шрифтом, выполненным автором в легко инсталлируемом стандарте (True Type), то его можно получить с электронного адреса: Cybersophy@yandex.ru, направив соответствующую просьбу.
Оценка: 5.82*18  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"