Хаген Альварсон : другие произведения.

О железяниках и заклёпочниках, а также об Арфе

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О качестве некоторых благодарных читателей и об упоминаниях слова "арфа" в нордической литературе


О железяниках и заклёпочниках, а также об Арфе

  
   Тут вот не так давно коллега (Татьяна Адаменко, известная на фантлабе как Синяя Мышь) отрецензировала "Край твоих предков" aka "Девятый Замок". В комменты тут же набижали тролли и устроили небольшой, но приятный викингсрач. А первый комментарий был примерно такой: "Арфа и викинги, сцуко. Высокий уровень стилизации, блеать" (конец цитаты). Коллега Ангмарец попытался выяснить у этой пылкой личности, а что, собственно, смущает. Означенная личность выразила сомнения, что, мол, в эпоху викингов на Севере диком была известна арфа. Посоветовал погуглить и добавил, что даже лютня смотрелась бы аутентичней. Ангмарец и без всемогущего Гугля - человек подкованный в смысле материальной культуры и ему не составило труда в скором времени заставить господина специалиста высрать тонну кирпичей. А я получил лишнее подтверждение того, что "...в Интернете сидят идиоты, злобные и несостоявшиеся идиоты" (с) Андрей Валентинов.
   Однако. И от идиотов есть несомненная польза. Стало мне любопытно, а что же - может, и не играли на Севере тогда на арфах? А на чём же тогда им было играть - на нервах у несчастных христиан из Западной Европы? Ну нет, эта земляника так не растёт! Тогда вопросил я всемогущий Гугель и всемудрую Педевикию, и вот что отрыл:
  
   "Арфа - один из древнейших музыкальных инструментов человечества. Она произошла от лука с натянутой струной, которая мелодично звучала при выстреле. Позже звук тетивы стали использовать как сигнал. Человек, впервые натянувший на лук три-четыре тетивы, которые из-за своей неодинаковой длины издавали звуки разной высоты, и стал создателем первой арфы. Даже на египетских фресках 15 века до нашей эры арфы еще напоминают лук. А эти арфы не самые древние: древнейшую археологи нашли при раскопках шумерского города Ура в Месопотамии - она была изготовлена четыре с половиной тысячи лет назад, в 26 веке до нашей эры.
   В древности на Востоке, в Греции и в Риме арфа оставалась одним из самых распространенных и любимых инструментов. Часто ей пользовались для сопровождения пения или игры на других инструментах. Рано появилась арфа и в средневековой Европе: здесь особым искусством игры на ней славилась Ирландия, где народные певцы - барды - пели под ее аккомпанемент свои саги".
  
   Справедливости ради стоит отметить, что саги никакие барды не пели, потому что сага - это прозаическое произведение, петь её затруднительно. В остальном же, да, действительно, струнные щипковые с коробом известны повсеместно с бог весть каких времён. Вопрос в другом. Какие основания у нас есть для утверждения, что в эпоху викингов на Севере арфа была в ходу? Насколько мне известно, пока не найдено ни останков коробов или струн, ни соответствующих изображений на гобеленах или артефактах мелкой пластики. Если у вас есть какие-то сведения - поделитесь, будьте добры. Нет, ну я правда не в курсе. Пока что остановимся на том, что археология нам в этом вопросе не помощница.
   А как насчёт лингвистики?
   Тут понимаете какое дело. Раз уж есть слово, то наверняка была и жопа. Теперь самое время задуматься: а было ли слово? Было, смею вас уверить! Арфа (harpa) упоминается в древнеанглийской словесности: элегии "Видсид" (строфа 105), "О дарованиях человеческих" (строфа 50), "Морестранник" (строфа 40), и многажды - в "Беовульфе". Был даже такой кённинг - "древо поющее". Находим арфу и в нордической традиции. Так, в корпусе текстов, посвящённых Вёльсунгам (ну, это там где Сигурд, Брюнхильда, дракон и проклятые клад), есть эпизод, где Гуннар Гьюкунг сидит в змеиной яме у короля Атли и перед смертью играет на чём бы вы думали, причём пальцами ног (руки-то связаны). Присутствует сей инструмент и в сагах, и во всяком прочем фольклоре. А один из месяцев исландского народного календаря среди прочих названий именуется Арфой по имени какой-то там богини.
   На это можно возразить: ну и что, что слово есть? В источниках есть, а в жизни, может, и не было, потом при записи вставили, аж в XIII веке. А в эпоху викингов играли на балалайке. На случай этого возражения у меня припасён ещё один лингвистический аргумент. Позволю себе цитату на языке оригинала:
  
   Sat þar á haugi
   ok sló hörpu
   gýgjar hirðir,
   glaðr Eggþér;
   gól of honum
   í galgviði
   fagrrauðr hani,
   sá er Fjalarr heitir.
  
   Это, как вы догадались, из эддического "Прорицания Вёльвы", строфа 42. Переводится сие дословно так: "Сидел там на круче и играл на арфе пастух великанши, Эггтер весёлый; кричал над ним в ветвях дерева кочет красный, звался он Фьялар". Искомая арфа специально выделена полужирным. Почему это имеет значение? Потому что - и на этом сходятся все знатоки германской филологии - "Прорицание Вёльвы" один из древнейших текстов "Старшей Эдды", в том числе и в лексическом смысле: она архаична даже для времени записи песни. Сюжет о возникновении и гибели мира привезён в Исландию из Скандинавии, а возник ещё на континенте, и корнями уходит в седую праиндоевропейскую древность. Сложно сказать, насколько древний эпизод с упомянутым Эггтером, но алармирующий кочет (и его коллеги, Гуллинкамби (Золотой Гребешок) и чёрный петух из Хель) - несомненно, старинный персонаж. Это, в свою очередь, позволяет нам предположить, что арфа была известна германцам даже не к моменту записи песни, а и к моменту её возникновения в известной нам форме.
   Ну, или, во всяком случае, слово, арфу обозначающее.
   Впрочем, отсутствие археологических доказательств вызывает определённый скепсис. Как и недвусмысленно греческое происхождение инструмента и его названия (αρπα). Что наводит на мысль о том, что в источниках под словом harpa может подразумеваться вообще ЛЮБОЙ струнный щипковый инструмент с коробом: как расово верная арфа (в Ирландии известна как chláirseach), так и рогатая лира (в Ирландии известна как chruit), и даже штуки типа кантеле и гуслей. Общность принципа извлечения звука породила общность названия. Несомненно лишь, что кельты и германцы довольно рано приобщились к этому инструменту, а первые ещё и изобрели для него собственное название.
   А вот что касается лютни, то увы - уж на ней-то в Европе заиграли никак не раньше XII века. Привезли её из крестовых походов - или от арабов, которые жили в Испании и на Сицилии. К XIV веку лютня известна во Франции, в Англии и в Германии; тогда же, должно быть, появилась и в Дании. Касательно собственно Скандинавии что-то определённое о времени появления там лютни сказать тяжело. Несомненно только, что в эпоху викингов никто там ни на каких лютнях не играл.
   Это я к чему? К тому, какие же всё-таки мудаки и ленивые распиздяи эти железячники да заклёпочники. И как же бесит их наглый, безапелляционный тон. И какие же они специалисты по всему на свете. И как же они потешно визжат, когда тыкаешь их мордами в их же глупость. Нет бы спокойно, интеллигентно спросить - так на тебе, сразу "сцуко" и "блеать".
   Перевешал бы на столбах, ей-богу. Не сочтите за экстремизм.
   А закончить позвольте фразой из "Буревестника" Дм. Быкова:
   - Пусть сильнее грянет ЖОПА!
   Ну, в нашем-то случае - АРФА!!!

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"