Хаген Альварсон : другие произведения.

Пара слов о православнутых

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Это не за "Pussy Riot". С ними всё ясно. Это - за ортодоксальных фетишистов. Осторожно: присутствует нецензурная лексика и разжигание.


Пара слов о православнутых

Счастье вам, книжники и фарисеи!

Евангелие от Кирилла

Убивая врагов Христа, вы приводите их ко Христу

Бернард Клервоский, прозванный Святым

You have a pussy, I have a dick/So what's a problem? Let's do it quick!

"Rammstein". "Pussy"

  
  

1

   Ситуацию с группой "Пиздатый Бунт" (1) не прокомментировал только ленивый. Поэтому подробно на данном инциденте останавливаться не вижу смысла. Как вполне резонно заметил Дмитрий Быков, выходка этих девушек даёт возможность поговорить о вещах абстрактного, теоретического порядка - о клерикализме, о границах религиозной терпимости, о церкви как о социально-политическом феномене и т.п. Процесс над "Pussy Riot" - это симптом. Точнее, не столько сам процесс - эка невидаль! - сколько отношение к нему со стороны общества. И это отношение многое говорит о т.н. "Русском мире", который нам в Украине навязывают как магистральную идеологему. Одним из элементов которого, "Русского мира" то бишь, и является православие Московского патриархата.
   Собственно участниц группы мне как-то не особо жалко. Потому что они действительно задели чувства верующих. И потому что действительно был совершён хулиганский поступок. И за это кто-то же должен отвечать. Ну, не то чтобы мне было какое-то дело до чьих-то там оскорблённых чувств, но жить следует по закону, или, на худой конец, по понятиям, правда? Другое дело, что приговор неадекватно суров: иным по статье 105 УК РФ и меньше дают (Самуцевич вроде выпустили, но поглядим, надолго ли). Вполне хватило бы штрафа, месяца исправительных работ или пятнашки суток аресту. Постояли бы рачком с вениками на церковном подворье - авось, поумнели бы.
   Но нет! Чуйства верующих задеты! А верующие - это соль земли, это люди лучшие из лучших, исключительные, избранные и далее по списку. А значит - как любит говорить мой знакомый инквизитор брат Григорий - "НА КОСТЁР!" (конец цитаты). И вот судья Марина - как её - Серова провозгласила, что преступление было совершено из мотива религиозной ненависти. Каковой вывод был сделан на том основании, что "бунтующие мохнатки" придерживаются феминистических взглядов. "Смешались в кучу кони, люди, и залпы тысячи орудий слились" в чего-то там. Феминизм - это не религиозное (во всяком случае - пока ещё) течение, а философское, социально-политическое, если хотите. Да и феминизм феминизму рознь: радикалы а-ля мадам Элизабет Дворкин требуют уничтожения мужского пола в принципе или низведения его в имущественно-правовом плане до состояния рабов, умеренные сторонницы этой доктрины вполне обосновано настаивают на соблюдении равноправия мужчин и женщин. Как сказал Николай Сванидзе, ну тогда уж, мол, "и меня можно причислять к феминистам и судить по мотиву религиозной ненависти". Я так предполагаю, что "Pussy Riot" придерживаются умеренной концепции. При чём же ж тут какая-то религиозная ненависть? Политическая - да, присутствует. Но, может быть, кощунственными были слова "Богородица, Дево, Путина прогони"? Действительно, как это - прогони Путина? Ведь всем известно, что Путин - божество и спаситель отечества. В глазах всех истинно верующих прихожан Путин заменяет собой Христа, и потому любая не то чтобы критика, а малейшее сомнение на его счёт - уже святотатство и ересь.
   Во всяком случае, именно такой вывод можно сделать из текста обвинительного приговора.
   Такое чувство, что господа православнутые основы своей религии изучали по наставлением матушки Фотинии, у которой в храме в деревне Большая Ельня под Нижним Новгородом есть икона Путина, да не простая, а мироточивая, потому как Путин, по словам означенной "матушки", является реинкарнацией (исконно русское слово!) то ли Святого Владимира, то ли ещё какого-то Кецалькоатля. Заметим, что к Фотинии церковь не предъявляет особых претензий. Стало быть - канонизировали.
  

2

   Признаться честно, меня всегда забавляла идея человеческого равенства и равноценности человеческой жизни, достоинства, имущества и т.п. Однако именно эта идея лежит в основе христианства: мы все равны перед Богом; Он любит нас всех одинаково сильно - от младенца, повинного разве что в загаженных пелёнках, до какого-нибудь Брейвика и даже Филиппа Киркорова. Бог христианства не справедлив: он в первую очередь милосерден, что труднее, и в этом его принципиальное отличие от Бога Ветхого Завета. Господь милует самого последнего раздолбая и грешника, при условии, что тот искренне покается в своих гнусностях. Степень искренности покаяния - штука интимная: сильнее себя никто не осудит, лишь ты сам знаешь, насколько сожалеешь о сделанном тобой. Отсюда "Не судите, да не судимы будете", пассаж о ребятах, которые видят соринку в глазу другого, а в своём бревна не заметят, и общие рекомендации на тему воздержания от резкой критики в адрес ближних своих: равный не может выносить нравственных оценок равному. Поскольку все люди равны (primo, во грехе: "Кто из вас без греха, тот пусть кинет в меня камень", да и первородный грех никто не отменял; secundo, в потенциальной возможности покаяться и получить от Господа прощение), то и не фиг осуждать других за то, что они какие-то не такие, как, по твоему мнению, нужно Богу.
   Значит ли это, что христианская этика в принципе не допускает осуждения? Нет, не значит. Немецкий поэт XVII века Фридрих фон Логан, рассуждая о природе греха, заметил: "Человеческое - впасть в грех, дьявольское - упорствовать в нём, христианское - ненавидеть его, божественное - простить". Ненавидеть и осуждать следует не грешника, каким бы отвратительным чуваком он ни был, но самое грех. Тезис, мягко говоря, спорный, но так уж получилось, что он является одной из основ христианства и, стало быть, православия. И вот истинно православные люди об этом помнят, а православнутые - тупо игнорят. Одни - по злому умыслу и склонности к лицемерию, другие - просто по глупости.
   Вот о качестве человеческого материала этих последних и хотелось бы сказать пару слов.
  

3

   К сожалению, человек произошёл не от кошки, а от обезьяны. То есть не от индивидуалистического существа, а от стадного. Поэтому человек склонен идентифицировать себя с некоей общностью "Мы". По самым разнообразным признакам: национальным, профессиональным, социально-возрастным, территориально-поселенческим, политическим, классовым, кастовым, имущественным, культурным, расовым, гендерным и, разумеется, религиозным. При этом одни люди, осознавая свою ответственность перед общностью, налагают на себя некие морально-этические и прочие обязательства: типа, если я, например, украинец, то я не буду пить вонючую водку и матюкаться, а буду усердно работать на благо неньки Украины и в случае необходимости, как завещал Бёрнс, отдам кровь из своих разорванных вен за волю народа; если я, к примеру, дагестанец, то не буду на свадьбе палить в воздух, а лучше буду раздавать деньги всем, кто в сей знаменательный день попадётся на пути свадебного кортежа. Жизнь таких людей имеет ценность, а их потерю следует оплакивать.
   Другие господа-товарищи, наоборот, никаких особых обязательств на себя не налагают, а считают сам факт принадлежность к той или иной общности чем-то экстраординарным. А посему автоматически считают свою общность и себя, любимых, априорно выше, чище, лучше и достойнее всех прочих. На этом построены коммунизм (классовая избранность), национал-социализм (расовая/национальная избранность), радикальный феминизм (гендерная избранность), футбольный фанатизм (избранность по факту принадлежности к фан-клубу той или иной команды) и, конечно же, все авраамические религии. Идея "избранного народа" родилась, разумеется, не в Германии, а в Синайской пустыне, по которой некто Моисей сорок лет водил за нос кочевников-иудеев. Ровно та же ситуация в исламе и в христианстве. С той только разницей, что за прошедшие тысячелетия иудаизм, христианство, да и традиционный ислам преобразовали-таки трансцендентный шовинизм в нечто пристойное, в некий оптимум, который им "строить и жить помогает", выработали определённые схемы мирного сосуществования с другими религиозными общностями.
   Ну - что сказать. Слава Богу.
   Но! Всегда были и будут пизьдюки, которые не заглядывали в своё Священное Писание, потому что они и так самые замечательные и, поскольку они, видите ли, верят в Бога, то все им должны. Особенно те, кто не верят. Вот все эти птенцы гнезда бен Ладенова, которые любят обвязываться взрывчаткой и взрываться на свадьбах, они-то как правило из Корана знают не больше пары строк, и вряд ли в курсе, в каких случаях правоверному дозволено насилие. Ровно та же хрень происходит в православной среде. Ну, труба пониже, дымок пожиже, никого не взрывают, чем, кстати, известный лидер украинского "Православного братства" Дмитрий Корчинский весьма опечален. Однако и от них вони хватает.
   ...А и есмь во граде престольном, да во Киеве, памятник зело культурно-исторический, Киево-Печерская Лавра называется. Это, батюшки-светы, просто пиздец пиздецкий. Под стенами да под белыми нищие сидят-посиживают. Да не то беда, что нищие - все там будем: а то беда, что православнутые, да и на всю головушку. И добро бы старики да девки с младенцами, так нет же: хватает там и вполне себе здорового, нестарого народу. Работать у них, видите ли, нет сил, а устраивать побоище мамаево за милостыню - это завсегда пожалуйста! Я такого не видел даже у нас на "Озёрке" в лихие 90-стые. Разве только не стреляют. Лавры святого Дмитрия Донского и не менее святого Александра Невского покоя им не дают? Это, впрочем, ерунда. Но когда, уже на подворье, агрессивные старушки набросились на какую-то туристическую группу, что те, мол, и одеты как-то не так, и вообще, милостыни не подают, шляются тут во храме, как у себя дома - вот это впечатляет. Церковные старушки - вообще страшное дело, в любой православной церкви, их и в нашей Троицкой хватает, но эти были совершенно неотразимы. Сидит такое ебанько, замотанное в чёрную сальную хламиду, поперёк себя шире, смердит тухлой ставридой (вагинит у тебя запущенный, что ли?) и учить всех жить. "А не подашь им грошей, так сейчас обматюкают и плюнут на пальто, что и химчистка не очистит"(2).
   Диагноз очевиден: глубокий христоз головного мозга на последней стадии.
   Добавлю только, что ни в одном католическом, протестантском или православном Киевского патриархата храме я ни с чем подобным не сталкивался.
   А всё это безумное безумие вокруг крестных ходов, освящения куличей, яиц и воды, крещения младенцев, великих и малых постов, венчаний, отпевания покойников, "горячих туров" на святые мощи и иконы, перекрытия дорог по случаю приезда патриарха Кирилла (только и радости покричать "ГАНЬБА!!!" и с мусорами подраться...) и прочих табу! Вся эта экзальтация на почве обрядовости и ритуала! Причём, заметим, ритуала, не подкреплённого живой, насыщенной мифологией... Попахивает Леви-Строссовскими дикарями. А этот эпический гамадрил, который на слова одной защитницы "пуссей" о том, что Бог прощает зло, как пизданёт её - ну точно как боксёр Кличко боксёра Холифилда. Типа: НЕ БОГОХУЛЬСТВУЙ, чучундра! не прощает! Это ваш либерально-христианский Иисус прощает, а наш православный Бог "есть Бог ревнивый".
   И не придерёшься ведь. И не растолкуешь ведь, что в Писании речь идёт о недопустимости идолопоклонства. Совершенно фактически заметила Латынина, что "у этих гундяевцев какой-то другой бог: мочит террористов в сортире и одаривает своих последователей квартирами и часами".
   Я-то по глупости и романтическому складу души всегда полагал, что христианство (и, соответственно, православие) - это религия любви и всепрощения. Что если ты православный, то не должен поддаваться гневу, алчности, похоти, зависти, унынию и всякой фигне, а должен любить ближних (и, по возможности, дальних) и помогать нуждающимся. Ходить по улицам, как Серафим Саровский, и улыбаться: "Благословен будь!" - ага, у нас за это можно схлопотать в дыню. А если где-то накосячил - ну, всяко в жизни бывает! - исповедайся и покайся от чистого сердца, и живи себе дальше. Вот поэтому я и не принял Христа: а больно тяжко. Да и отвечать следует за себя, не загораживаться Тем, Кто принял смерть за всех: достаточно в нашей истории героев, пострадавших ради нас, неблагодарных свистодуев.
   И меня всегда изумлял modus vivendi людей, которые ходят в церковь, молятся Богу и иконам, соблюдают всякие разные ритуалы и при этом ненавидят ближних чёрной ненавистью, завидуют чёрной завистью, воруют, лгут, практикуют разные формы насилия и презирают "всех, кто думает не так". Но это потому, что я дурак. Я до недавнего времени не осознавал пропасть между православием как "must be" и народной верой, которая есть даже не язычество, а просто комплекс бытовых привычек.
   Латынина этот комплекс охарактеризовала как тотемистический, а я бы тут не согласился по части формулировки. Тотем - это ведь не какая-то классная штука, которая даёт много-много радостей поклоняющимся ей. Тотем - это первопредок, это божество умершее и вечно живое, покровительствующее строго определённой родовой группе. Как правило, это какая-либо зверюга, реже - природный объект: дерево, камень, гора и т.п. Тотемизм - это, в сущности, культ предков, сопряжённый с развитой мифологией, инициальной культовой практикой, системой табу и морально-поведенческих обязательств.
   А та клёвая штуковина, которая наделяет поклоняющихся ей колбасой, водкой и прочими айфонами - это называется фетиш. А религия, выстраиваемая вокруг поклонения фетишу - соответственно, фетишизм (культ карго, очереди в мавзолей с телом Ленина, поклонение Каабе в доисламской Аравии). Она гораздо беднее в смысле сопутствующей культуры, примитивнее в аспекте мифологии и совершенно бесплодна в плане инициации (повышения уровня развития человеческой личности). Хотя - да, и там присутствует система табу и догматов. Но! Они ничем не объясняются и не мотивируются! Низзя - и всё тут. Не твоего ума дело.
   Не твоей квалификации!
   Позвольте в качестве иллюстрации пример.
  
   ...Работал у нас на фирме один охранник (и нонче работает, коли не помер). Звали его не то Стасик, не то Васик, как-то так. Нормальный такой пацан, без комплексов и лишних рефлексий, лет двадцати. Жил вроде бы где-то на периферии Днепропетровска. За словом, особенно матерным, в карман не лез, был не дурак выпить, подраться и поколбаситься на дискотэке. Короче, средний представитель нашей милой молодёжи. Ещё он верил в Бога. Ну, у нас на фирме все верили. Потому что наш шеф был господин вельми православнутый. Что, кстати, не мешало ему быть хорошим руководителем и прекрасным человеком, щедрым и великодушным, как благородный король из средневековых легенд. Так что православнутость была его единственной странностью. Но мы мирились: бывают фанаберии и пострашнее.
   И была у нашего шефа одна манера: на Крещение он приглашал батюшку из Троицкой церкви, чтобы тот чего-то бубнил на церковнославянском языке и кропил нас святой канализационной водой, а также освещал цистерны всем желающим. Ради энтого богоугодного дела следовало задержаться на полчаса - опять же, время не критическое, иные и подольше персонал задерживают. Иное дело, что никакие отмазы в духе "а я, типа, иноверец, типа, буддист" не катили. Поэтому приходилось нам, иноверцам - а кроме меня, нечестивого язычника, у нас работали буддисты (одна штука), свидетели Иеговы (одна штука) и атеисты (штук пять). Но всем приходилось верить в Бога и делать серьёзные лица, когда батюшка распинался о водах Иордановых.
   Удавалось это, прямо скажу, не всегда.
   То ли дело наш богобоязненный вьюнош. Он усердно повторял слова молитвы и крестился, когда положено. И, конечно, забирал домой обязательную канистру святой воды. А на следующий день, например, увлечённо рассказывал, как они "с пацанами отхуярили одного хуя залётного, ну, сука-блядь, и золотишко приняли, ёбаный в рот", или что-то в таком духе. Поймите правильно, я не то чтобы против этих милых молодецких забав, сам такой был, но тогда, как в анекдоте - вы, Абрам Исаакович, или крестик снимите, или трусы наденьте. Или вас батюшка в церкви учит практиковаться в алчности, гневе и стяжательстве? А может, это так теперь принято проявлять свою любовь к ближнему?
   То есть, уж если ты такой правильный, то не веди себя, как нечестивый филистимлянин. Или тогда не делай вид, что ты православный. Потому что, друзья мои, в чём главное психологическое отличие авраамических религий (и, кстати, буддизма) от верований архаического традиционного общества? Носитель религиозной традиции связан по рукам и ногам системой строгих морально-этических норм, регулирующих как духовные, так и бытовые, поведенческие аспекты его жизни. Он - ВСЕГДА - должен поступать согласно некоему своду правил, чтобы обеспечить себе оптимальное посмертие. В случае, когда выполнение этих правил не представляется возможным, он потом должен исповедоваться, причаститься, выполнить епитимью, то есть пройти комплекс очистительных процедур. Главным условием действенности этих процедур в христианстве является чистосердечное покаяние. Таким образом, поле поведенческого манёвра христианина, мусульманина или иудея довольно узкое, но его внутренняя свобода несомненна: он всегда остаётся собой, его душа, его личность - целостна.
   Это уменьшает риск расщепления сознания, неврозов, шизофрении и т.д.
   В архаическом же обществе ни о каком универсальном наборе правил жизни не может быть и речи. Здесь мир чётко поделён на пространственно-магнетические зоны, как то: обильный, сакральный центр (дом, храм, отеческие могилы), места общего пользования (форум, рынок, городская площадь, поле), пограничная, маргинальная зона (естественная либо искусственная граница обитания данной общности, море, степь, пустыня, лес) и начинающаяся за ней хтоническая зона - иноземные владения или просто неизведанные, пустынные, слабозаселённые земли, Terra incognita, Noman's land, Дар-аль-Харб, "Земля войны" в исламе. Соответственно, для каждой из зон актуален тот или иной поведенческий код. Уходя на войну, в поход, человек не просто меняется - теперь это вообще другой человек, другая, если хотите, личность. То, что необходимо и "считается круто" в маргинальной, хтонической зоне, немыслимо дома и нежелательно в местах общего пользования. Отсюда - многочисленные и хорошо знакомые этнографам ритуалы перехода из одной зоны-состояния в другое и обратно: разнообразные посвящения, инициации, экзамены, натальная обрядовость, крещение и конфирмация (эти ритуалы в изменённом виде также были включены церковью в свою обрядовость), свадьбы, похороны, проводы (в т.ч. в армию), "выпускные" мероприятия, и даже такой, казалось бы, рационально объяснимый обычай, как мытьё в бане с дальней дороги, также уходит корнями в ритуалы очищения (ну, или имеет такую психологическую коннотацию).
   Поэтому какой-нибудь Зигфрид, Кухулин или Ахилл во время своих приключения мочит врагов толпами в сортирах, обрывает яйца великанам и крылья - драконам, насилует и грабит, собирает скальпы и ругается матом, и об этом поют песни, но вздумай он так вести себя дома, в сакральном центре, среди "своих" - всё, позор тебе и бесчестие. Отсюда, кстати, во многом трагедия индоевропейских героев: они, изначально маргинальные, просто несовместимы со статусным пространством; это истинно цельнометаллические ребята, не способные к перерождению для нормальной жизни, всегда верные себе, и эта верность их губит. А какой-нибудь, к примеру, Одиссей, король Артур или Финн мак Хумал, пройдя испытания, сменив модус, вписывается в царственный статус и счастливо наворачивает кашу золотой ложкой.
   Это "револьверное сознание" - не лицемерие, как может показаться, а единственный в архаическом обществе способ не сойти с ума. Носитель подобной культуры обладает набором стереотипных поведенческих реакций, позволяющих сохранять адекватность в любой, даже самой стрессовой ситуации. Но для переключения сознания из одной зональной фазы в другую требуются ритуалы перехода. Каковые, в рудиментарном виде, сохранились и в христианстве.
   Это совершенно замечательно! Возможность универсального прощения/очищения позволяет нашему православнутому герою сегодня кошмарить лохов, а завтра поставить свечку, пробубнить чего-то, "покаяться" (в терминах по-детски лукавого "Пап, я больше не буду!"), и послезавтра - с чистой совестью - снова пить водку и бить морды! Ровно так же воспринимали христианство германцы раннего средневековья, представители новой, воинской элиты на занятых имперских землях; та же история с "братками", которые в 90-е годы массово пришли в церковь. Васику-Стасику нет нужды придерживаться налагаемого христианством свода правил: зачем, когда всё равно можно выполнить некий ритуал и все грехи автоматически спишутся? При таком устройстве психики можно любить ближних, а можно и не любить, но чего делать нельзя ни в коем случае, так это игнорировать церковную обрядовость.
   Какой там, к чёрту, катарсис. Какое очищение. Главное - свечечку поставить.
   При этом, если человек, например, всё-таки игнорирует всю эту сусальную обрядовость, но ведёт нормальную, адекватную жизнь, не причиняет никому особых неудобств, и даже занимается какими-нибудь полезными делами, наш православнутый герой считает себя вправе такого человека осуждать и ставить себя выше него. Возвращаясь к нам на фирму: однажды так вышло, что у меня просто не было времени на богоугодное лицемерие, и я откланялся буквально за минуту до появления батюшки. На что мне было заявлено:
   - Атеист!
   Это прозвучало примерно как:
   - Пидрила гнойный!
   Ну, что поделать: пусть атеист, пусть и пидрила гнойный, всё лучше, чем быть лицемерным православнутым мудаком. В Польше, кстати, слова "атеист" и "язычник" относятся к смягчённому регистру ругательной лексики. А Сапковский, ничего, на "атеиста" не обижается.
   Даже гордится.
   Другая история из той же оперы (про "атеиста"). Пригласили меня как-то на наше областное радио по какому-то литературному поводу. И между делом спросили, а что, мол, у вас в текстах такая ненависть к христианству? Уж не атеист ли вы часом? Нет, говорю, никакой ненависти, мол, поповщину ненавижу, что есть, то есть, а к христианству отношусь с огромным уважением и интересом как к культурно-психологическому феномену, а что до атеизьмы, то мне больше по душе нордическое язычество, и вообще я с 2006 года состою в исландской языческой общине "Asaþru" ("Правда богов"). За чем последовало неловкое молчание и комментарий одной из участниц передачи:
   - Ой, не наговаривайте на себя!
   Передача выходила в записи, и этот эпизод вырезали, аки татар на Синих Водах.
  

4

   Наблюдаемый православный фетишизм, поразивший не только резистентную к мыслительным процессам толпу idioti illiterati (да и literati), но и (в более мягкой форме) часть мыслящей аудитории, это наглядный пример того, что происходит с любым комплексом верований, из которого уходит миф. Здесь надо специально оговориться, что под мифом я понимаю не объяснительный идеологический сюжет, заведомую байку для простецов, а способность переживать чудесное, высокое, некое божественное присутствие, то, что Юнг называл "нуменозным". В психологическом плане "миф умер" выражается в крайнем сужении эмоционального спектра: в разных формах фетишизма неизменно присутствует "страх Божий", страх нарушить табу, удовлетворение, чувство комфорта от выполнения ритуала, и высшая отметка этого диапазона - злорадство, чувство отмщения, которое нам продемонстрировали сторонники оглашённого по делу о "бунтующих мохнатках" приговора. А вот какое чувство давно покинуло души православнутых фетишистов - так это счастье, радость и любовь.
   В чём главная задача мифа (и религии как его проявления)? Часто можно услышать, что, дескать, сугубо объяснительная (типа, молния случается от того, что Тор лупит кувалдой великанов) и идеологическая (чтобы сподручнее было соплеменниками управлять). Есть и другой взгляд в современном мифоведении, и он представляется намного более резонным. Основная функция мифа - инициальная. "Переведи меня через майдан". Миф - основа ритуала инициации, перехода человека из одного социального, имущественно-правового, психологического, пространственно-магнетического состояния в другое. Получение и усвоение нового психологического, подчас довольно жестокого, опыта. В том числе - испытание на прочность психики индивида. Что в конечном счёте должно способствовать развитию индивида, повышению его адаптивности, раскрытию его способностей, короче, всему тому, что принято называть самореализацией. Миф, волшебство, переживаемый во время ритуала пафос и катарсис по идее должен делать человека лучше, защищать от деструктивных психических процессов и всяких информационных вирусов.
   Выполняет ли современное православие Московского патриархата эти функции? Судя по поведению подавляющего большинства паствы - скорее нет, чем да.
   Ритуал, лишённый нуменозной составляющей, или в случаях сведения нумена к откровенно хтоническим образам ("страх Господень"), хорошо выполняет только одну функцию - идеологическую. Закрепляет в сознании некие поведенческие паттерны и цементирует некую общность "Мы" ("Наши"). Что, конечно, тоже нужно и полезно, да только маловато будет. Даже среди идиотов-сектантов счастливых людей больше, чем среди православнутых.
   Это моё личное оценочное суждение, основанное на полевых наблюдениях.
   В этой связи хотелось бы вернуться к нашим баранам, а точнее - к Леви-Строссовским дикарям. Исследователь не раз спрашивал у аборигенов Африки и Австралии, а что, мол, были раньше великие герои и шаманы? Были, однако, отвечали аборигены. А теперь рождаются? - спрашивал Леви-Стросс. Нет, однако, совсем не рождаются великие герои, - грустно отвечали дикарики. А я только уточню, что речь идёт, собственно, о тех общностях, где, по-видимому, тотемизм и шаманизм окончательно превратились в банальный фетишизм.
   И в этом смысле поклонники патриарха Кирилла, РПЦ МП и, конкретнее, сторонники суровых экзекуций над группой "Pussy Riot" в основной своей массе мало чем отличаются от австралоидных охотников на кенгуру и прочих папуасов, падких на стеклянные бусы, айфоны и человечину. "Гномы-гномы-каннибалы зарабатывают баллы" (с) "Агата Кристи". Погодите, друзья, мы ещё с вами дождёмся, что тезис "Ешьте плоть мою" они реализуют во храме Христа-Спасителя в совершенном согласии с буквой Писания.
  

5

   Помните, в "Крёстном отце" отец Ламберто вздыхает: поглядите, мол, на камушек, вот он сто лет в фонтане лежит, и снаружи мокрый, а вот мы его расколем, а изнутри - сухой? Так, мол, и с христианством: европейцы жили в окружении христианства почти две тысячи лет, но Христос в их души так и не проник... Зато, от себя добавлю, проник христоз и довольно сильно развился.
   В случае СССР ситуация усугубляется ещё и тем, что при советах верить в Христа было нельзя, а надо было верить в Ленина. Теперь, по прошествии семидесяти лет наукообразного коммунизма, верить во Христа снова стало не просто можно, но и нужно, это считается модно и круто. Что, конечно, юзают политиканы и сросшаяся с государством церковь.
   И я готов, в общем-то, понять фетишизм политиканов и всяких васиков-стасиков, представителей "широких народных масс", а также люмпенов и других социальных маргиналов: никто не отменял потребность в эмоциональном костыле, в оправдании собственного скотства, в индульгенции. Но довольно неприятно, когда в эту крайность ударяется интеллигенция. Когда нам по сто раз напоминают о православной этике в текстах и ситуациях, с основными идеями христианства трудно совместимых. Типа того, что всякая власть от Бога, при том, что представители этой богоданной власти позволяют торговлю во храме и давят прохожих машинами, а то и просто мочат, без всяких сортиров.
   Это так, к слову о "говне нации".
   Процесс над "Pussy Riot" продемонстрировал забавную штуку: сколько у нас, оказывается, потенциальных дикарей-фетишистов (47% опрошенных по данным "Левада-Центра"). Сколько у нас болезненно мнительных граждан, которые без понтов вытирают ноги о чувства других (вышеупомянутый охранник, например, всегда считал своим долгом смеяться и передразнивать, когда кто-то в его присутствии говорил по-украински), но при этом готовы резать глотки, когда задеты их чувства. Вы можете заметить, что это проявление комплекса неполноценности, ну, типа, несчастные люди, их пожалеть надо, а я замечу в ответ: нет, это проявление собственно неполноценности, безо всяких комплексов. И никакой жалости у меня к ним тоже нет. Это, кстати, ровно та же история, которая сейчас происходит в исламском мире в связи с фильмом "Невинность мусульман", тот же механизм.
   Но, понимаете, какая штука: нам ислам пока что никто не навязывает в качестве объединяющей идеологии.
   Поэтому когда вас начинают упрекать в атеизме, ереси, греховности, апеллировать к религиозным постулатам, знайте: перед вами в лучшем случае книжник и фарисей, в худшем - просто православнутый хам. Это такая порода людей, с которыми не надо спорить: приберегите бисер для настоящих свиней, они хотя бы хрюкают. Эти же и на колбасу не годятся. Игнорируйте их, братья и сестры, кроме тех случаев, когда задеты ваши кровные интересы: тогда, как у классика, "пусть заговорят ружья, и оставшиеся в живых позавидуют мёртвым". А потому что с фанатиками иначе нельзя. Non possumus, ибо nicht verstehen. Полемика возможна с нормальным человеком, а не с дикарём. Не то чтобы дикарь всегда не прав - нет, он просто дикарь.
   Я бы вообще посоветовал относиться к христознутым фетишистам примерно так, как к ним относились викинги в IX веке, но тут есть одно обстоятельство, которое в моих глазах несомненно перевешивает весь православнутый идиотизм. А именно: православие дало миру Андрея Рублёва, Мелетия Смотрицкого, Петра Могилу, Павла Флоренского, Василия Розанова, Владимира Соловьёва, отца Александра Меня, нашего прекрасного историка отца Юрия Мыцыка, безумного и парадоксального Дмитрия Корчинского, дьякона Андрея Кураева, который иногда впадает в неадекват, но в целом довольно симпатичный дядька, и многих, многих других, чья жизнь и чьи творения гораздо сильнее повлияли на нашу цивилизацию, чем матушка Фотиния, отец Вадим и прочие гун(н)дяевы.
   Меня только тревожит, что сейчас при слове "ислам" автоматически приходят ассоциации со словами "терроризм", "ваххабиты", "Аль-Каида", "Усама бен Ладен", 9/11 и всё такое прочее, но не вспоминаются ни Омар ан-Нишапури (Хайям), ни аль-Муттанабби, ни милый чудак Насреддин, ни ибн Рушд, ни Фирдоуси, ни даже "Сказки тысячи и одной ночи". Не случится ли в результате всеобщей децивилизации такой же печальной истории и с православием? Во всяком случае, Московский патриархат принимает все необходимые шаги в этом направлении.
   Да, но почему же из-за такой, в сущности, ерунды, как выходка "Pussy Riot", российская власть устроила столь продолжительный и показательный процесс? Случайно ли это произошло, как думают некоторые аналитики? Не думаю. Просто "бунтующие мохнатки" подарили потрясающий информационный повод, отвлекающий население от тех вещей, которые по-настоящему важны. А именно: рубль, хотя и шевелится, но неуклонно падает. Точно так же падает и родимая наша гривна. К Новому году гривна упадёт в цене от 30 до 50%. До выборов власти будут "палить" валюту на искусственное поддержание курса, зато потом нас ждёт стремительный обвал и не менее стремительный рост цен. Не знаю, как дела обстоят в России, но прогнозы слышал аналогичные (3), хотя в случае рубля процент падения меньше, а процесс протекает довольно плавно.
   Мне это напомнило сцену из фильма "День радио": "У нас есть две проблемы. Одну из них мы решить не можем. Но вторую-то можем? Нет, ну скажи мне: можем? Тогда давай искать пуговицу!"
   И главный редактор всего этого дела становится раком и начинает искать пуговицу...
  
   И в заключение.
   Наверняка найдутся такие господа христиане, которых этот материал оскорбит. Признаюсь честно, специально такой задачи я не ставил, а посему прошу прощения за побочный эффект. Особо же ранимым напоминаю: христиане никогда не щадили чувств, например, язычников. Пусть католики извиняться за Ирминсул и Аркону, пусть православные извиняться за поваленные идолы Перуна и загон кнутами людей на крещение в Днепр, и за 28% уничтоженного населения Руси во времена христианизации. Дела давно минувших дней, говорите? Преданья, мол, старины глубокой? Есть раны, которые болят сквозь вечность.
  
   В качестве послесловия:
  
   ...В далёкой тёмной стране,
   Где ночь не рождает звёзд,
   Где дикий бессмертный мрак
   Куёт пространство во льды,
   В провале бездонной мглы
   Он ждёт.
   Он льёт в черноту небес
   Цветные сполохи зла -
   Холодный умерший свет
   Без отсветов, без тепла -
   Страшней непроглядной тьмы.
   И ждёт.
   А время идёт за ним,
   Как плавный медленный снег,
   Вплетается в вещие сны
   Паденьем ушедших лет,
   И дрёма его легка:
   Он ждёт.
   Он ждёт мгновенья, когда
   Сквозь саван снегов и веков
   Услышит могучий зов
   Отмерившей срок судьбы,
   Он ждёт.
   О люди заливов! К нам
   Приходят жрецы из стран,
   Где страх сильнее людей, -
   Жрецы в одеждах старух,
   С макушкой, выбритой вкруг.
   (Помните: ОН ждёт!)
   Они манят и зовут
   Забыть о наших богах,
   Для бога, который в них...
   (Но помните: ОН ждёт!)
   Их бог прекрасен лицом,
   Как Тот, что дремлет и ждёт...

Фёдор Чешко

  
   ОН - ждёт. А мы, видимо, дождались.
  
  
   Сноски:
  
   (1) Дословный перевод названия "Pussy Riot"
   (2) Лесь Подерв'янський. Епiчна трагедiя "Павлiк Морозов"
   (3) Так, Антон Носик ещё в июне обрадовал: поздравляю, мол, всех россиян с тем, что два месяца будем работать забесплатно...
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"