- Профессор, вы хотели поговорить о моей курсовой работе?
- МЦ6789 - вымершая цивилизация - такая мрачная тема...
- Меня заинтересовала эта тема на одном из ваших семинаров - нетипичный случай - цивилизация, погибшая на такой стадии развития не от войны или эпидемии.
- Ваша работа показывает, что вы пошли дальше изучения источников.
- Да - я проработал там почти все лето, используя один из наших кафедральных археографов.
- Вы проделали отличную работу, но с выводами поторопились: вы утверждаете, что причиной вымирания стал дефект рефлекторных программ вида.
- Профессор, мне эта мысль показалась очевидной: они обладали информацией о том, что движутся к катастрофе, но практически ничего по этому поводу не делали.
- Почему вы считаете, что это было заложено в сам вид?
- Я искал другие причины. Первая мысль: эта информация скрывалась, подавлялась или дискредитировалась, однако выяснилось, что эта она содержалась в каждом втором научном исследовании, она кричала со страниц новостей, ею сочились многие произведения искусства. Они знали! Что еще могло стать причиной трагедии?
- К этому мы еще вернемся. Я вижу, что вас очень огорчила гибель этой цивилизации.
- Наверное, я слишком глубоко погрузился в эту проблему: они были похожи на нас, умели думать, действовать сообща, творить, имели инстинкт совершенства. Как могло получиться, что они сознательно пошли на самоуничтожение?!
- Вы считаете, что это было сознательно?
- А как иначе, профессор? Например, их транспорт: часто, для перемещения одного индивида использовались тонны стали и пластика. Они понимали, что губят свой мир, рисковали жизнью, дышали парами углеводородов, не сгоревших до конца в их примитивных двигателях.
То как они жили: болели от недостатка движения, излишне обильной пищи, времени, проведенного в неудобных позах и душных помещениях. Они сходили с ума от информационного отравления, теряли остроту зрения и слуха от большого количества аудиовизуальных стимуляторов.
Я предположил было, что у них было недостаточно интеллектуальной силы чтобы что-то изменить, и пришел к парадоксальному открытию - момент, когда нужно было разрабатывать технологии спасения их мира, пришелся на пик интеллектуального развития их цивилизации. В обществе было необычайно много людей, обладавших великолепным интеллектом, образованием и свободным доступом к примитивной, но мощной вычислительной технике. И почти вся эта колоссальная мощь уходила на демонстрацию друг другу примитивных сигналов превосходства, например, избыточно мощных транспортных средств или чрезмерно совершенных средств коммуникации.
"Возможно, они не знали способов жить иначе?", - подумал, я. Но нет - по полученным данным - эти способы активно пропагандировались.
Я продумал все варианты, которые мог - но нашел лишь один ответ - эта цивилизация имела встроенную программу самоуничтожения, и именно это ее погубило.
- А вы обратили внимание на то, как они обращались со своим временем?
- Да - они тратили его на игры - всевозможных видов и сложности.
- А кто еще стремится проводить свое время в играх?
- Вы хотите сказать, что они вели себя как дети?
- А что если, они и были, по сути, детьми - не успели повзрослеть, как цивилизация, были слишком умны для своего уровня культурного и духовного развития?
- У них были религии и философия, более развитые, чем у других цивилизаций такого возраста.
- Да - но вдумайтесь - буквально за 150 лет они прыгнули вперед в научном и технологическом смысле так далеко, что их культура просто не успела за ними.
- Я же изучал артефакты - их философия отражала реальную ситуацию, было множество трудов на тему скорой гибели и того, как ее избежать, были массовые философские течения, направленные на спасение мира.
- Вы не учитываете того, насколько незрелым было общество в целом. Да, в нем светились отдельные звездочки осознанности, но их было слишком мало.
- Я изучал их историю - идеи изменяли их общество за одно поколение. Их социальные науки достигли необходимого развития. Они могли изменить свое общественное сознание и спастись, но не сделали этого!
- Их технологии влияния на массовое сознание развивались быстрее, чем этика их использования. Вы должны были заметить, что эти технологии применялись для достижения местечковых и бессмысленных, для цивилизации, целей. Например, для управления потреблением и борьбы за власть. Вы можете найти аналогии и в нашей истории, однако у нас эти технологии развивались медленнее, и когда они стали эффективными, этика их применения была неотъемлемой частью нашей культуры.
- Но я же видел много примеров применения этих технологий для донесения идеи близкой гибели и необходимости изменений. Неужели они были применены неправильно?
- Правильно, однако слишком много разнообразных воздействий осуществлялось на сознание каждого индивида и общества в целом. Вы же знаете, к чему это приводит?
- К дезориентации, нервному истощению, и падению эффективности воздействия.
- Именно так. Поэтому их общественное сознание не смогло вовремя измениться.
- Профессор, ваша гипотеза действительно объясняет все факты. Но я не чувствую себя убежденным в неправильности своей.
- А вы и не должны - я только хотел обратить ваше внимание на то, что возможен другой взгляд на проблему. К сожалению, этой цивилизации больше нет, и мы никогда не узнаем, какая гипотеза была правильной. Давайте зачетку.