Создан в рамках он-лайн курса сценарной мастерской А.Молчанова, 2018)
НА ВОСТОК ОТ СОЛНЦА, НА ЗАПАД ОТ ЛУНЫ
"Вернуться к истокам, чтобы вспомнить главное..."
ЭПИЗОД 1. Коварный план ворон
Сцена 1.
НАТУРА ДВОР ВИД ИЗ ОКНА ПЯТОГО ЭТАЖА НОРВЕГИЯ ЛЕТО УТРО
ЗК Звучит "Утро" Грига в классическом исполнении симфонического оркестра.
В КАДРЕ Детская площадка, клумба. Группа людей из 3-х чел, один с папкой в руках стоят около надписи на асфальте "Сдохни, тварь!", эмоционально обсуждают надпись. Один из группы указывает в сторону окна на 5-м этаже. Все смотрят на окно.
КРУПНЫЙ ПЛАН: открытое окно на 5-м этаже.
Сцена 2.
ИНТ КОМНАТА СТОЛ КОМПЬЮТЕР ОТКРЫТОЕ ОКНО УТРО
ЗК Звучит "Утро" Грига в классическом исполнении симфонического оркестра (звук как из радио-приёмника).
ЗК Звук клацания мыши компьютера звуковой ряд компьютерной игры (стрелялка)выстрелы, топот ног.
ЗК Голоса с улицы приглушённые.
СИМОНА (12+) сидит на столом лицом к окну, играет в компьютер. Мы видим её сзади. Лица не видно, только рука с облупившимся маникюром и дешевым браслетом, в руке компьютерная мышь, Симона играет в компьютерную игру.
Камера обводит комнату: беспорядок, постер на стене с рекламой фильма по сказке на рождественскую тему с автографом, к нему приколота фотка маленькой девочки, самой Симоны рядом с героями фильма, настенный календарь с жирно зачеркнутыми датами до середины июня, небрежно собранная сумка: торчат вещи, спрей от комаров.
КРУПНЫЙ ПЛАН: экран компьютера, на нем идёт игра, стрелка мыши активно перемещается по экрану. Периодически всплывают окна из чата с текстом угрожающего содержания от разных адресатов ("Уродина!", "Желаю испорченного лета...").
ЗК Гудок автомобиля со двора.
Игра не останавливается, всплывающие сообщения игнорируются. Надпись на экране: "КОНЕЦ ИГРЫ. ХОТИТЕ ПРОДОЛЖИТЬ ИГРУ?", кнопки "ДА", "НЕТ".
ЗК Гудки автомобиля многократные.
Симона выключает компьютер.
КРУПНЫЙ ПЛАН: темный экран компьютера, в нём отражение двигающейся фигуры.
ЗК Шаги, звук закрывающейся молнии на сумке, хлопает входная дверь, удаляющиеся шаги по лестнице.
КРУПНЫЙ ПЛАН: экран компьютера некоторое время темный, затем включается. Та же надпись на экране: "КОНЕЦ ИГРЫ. ХОТИТЕ ПРОДОЛЖИТЬ ИГРУ?", кнопки "ДА", "НЕТ". Стрелка мыши медленно ползёт к кнопке "ДА".
ЗК Звук нажимаемой клавиши мыши. Нарастающий зловещий смех (далее ФЛЕЙМ-смех).
ЗК Голос (далее ФЛЕЙМ-голос):
"Welcome to the game!".
КРУПНЫЙ ПЛАН: "ДА" вырастает на весь экран. Флейм-смех.
ЗАТЕМНЕНИЕ КАДРА
Сцена 3.
НАТУРА ЛЕС СКВОЗЬ ЛЕС ВИДНО МОРЕ ЛЕТО ДЕНЬ
ЗК звуки леса, шум моря
В КАДРЕ пейзажи северного леса, крупные планы: мох, муравейник, птички...
ЗК голос РАССКАЗЧИКА:
РАССКАЗЧИК (17+): Было ли всё именно так, как мне рассказала одна отчаянная выдумщица по имени Симона, или это её юношеские фантазии... Кто знает, где кончается сказка и начинается обычная жизнь? Я, например, согласен с тем, что в жизни мы встречаем тех, кто уже есть в нашем сознании. А ещё, я считаю, что каждое поколение имеет право пересказать запомнившуюся с детства сказку так, чтобы она зазвучала современно, чтобы было интересно послушать её вместе с друзьями и вдруг найти простой ответ на вопросы, которые вечно крутятся в голове. Так вот, послушайте, что мне рассказала Симона...
Сцена 3.
НАТУРА ЛЕС СКВОЗЬ ЛЕС ВИДЕН СТАРЫЙ ДЕРЕВЯННЫЙ ДОМ ЛЕТО ДЕНЬ
ЗК звуки леса, шум моря
В КАДРЕ Симона, подмышкой книга, в руках телефон, идёт от дачного домика через лес, периодически останавливается и делает селфи, спускается к воде, у берега привязана лодка.
ЗК голос Рассказчика
А началось вся эта удивительная история на одной старой норвежской хите, куда и добраться-то можно было только пешком, вдоль морского берега, несколько километров от дороги. Телефон не берет, интернета нет. Старая пыльная книга норвежских сказок, толстая как ненавистный учебник математики - единственное, что удалось найти Симоне на старой хите, чтоб хоть как-то развлечься. Летние каникулы только начались. Вспоминать про школу совсем не хочется. Тяжело быть новенькой в классе. Однако, впереди - целых три месяца каникул. Они с папой поедут в Францию. Папа давно обещал свозить её в Дисней-Ленд. И, конечно же можно целыми днями зависать в интернете! А почему нет? Главное не забыть заблокировать дурацкие сообщения. Как они каждый раз находят её? Первая неделя, правда, на этой старой хите, где из развлечений только природа и, о ужас - никакого интернета! Всего пару лет она не была в этих местах. До развода родителей её каждый год привозили сюда на лето.
Сцена 4.
ФЛЕШБЕК НАТУРА ЛЕС ДЕНЬ
В КАДРЕ Маленькая Симона и мальчик-сосед, им лет по 8, плещутся в море, бегут по лесу, мальчик залезает в домик на дереве, зовет девочку. Девочка бежит к мальчику. С высоты домика на дереве они наблюдают как ссорятся родители Симоны. Дом с травяной крышей вдалеке.
ЗК голос Симоны:
Как же звали этого соседского мальчишку? Нет, не помню. Кажется он жил на противоположном берегу фьорда. Интересно, как он добирался сюда каждый день, чтобы поиграть со мной? Ничего не помню!
СЦЕНА 5.
ФЛЕШБЕК ИНТ ДАЧНЫЙ ДОМ ВЕЧЕР
В КАДРЕ маленькая Симона в постели, папа читает ей книжку. Симона закрывает глаза, папа уходит. Симона открывает глаза, встаёт с кровати, открывает книгу и разглядывает картинки. Чёрное перо - закладка выпадает из книги и падает на пол, Симона нагибается, берет его в руку.
КРУПНЫЙ ПЛАН: Симона разглядывает чёрное перо.
ЗК звуки ночного леса, сверчки...
ЗК голос Симоны:
А по вечерам я любила слушать сказки. Когда папа дочитывал сказку и тихонько удалялся, думая, что я сплю, я потихоньку рассматривала картинки - старинные литографии страшных троллей и прекрасно-ужасной Хулдры. Ух, как было страшно! Но как же было здорово! Даже сны снились в продолжение этих сказок. Так, наверное, бывает только в детстве, когда во всё это веришь...
Сцена 6.
НАТУРА БЕРЕГ МОРЯ ЛОДКА ДЕНЬ
ЗК звуки спокойного моря, кричат чайки
КРУПНЫЙ ПЛАН: рука Симоны в браслете держит черное перо.
В КАДРЕ Симона сидит в лодке (на носу лодки), лодка привязана к берегу. Книга сказок открыта на первой странице.
Симона:
Ну-ну, как там было: В некотором царстве, в некотором государстве...
Ложится на дно лодки, кладёт книгу на лицо.
ЗК звуки моря, усиливающийся ветер
КРУПНЫЙ ПЛАН: Небо, на солнце наплывает туча.
В КАДРЕ Книга приподнимается с лица Симоны, парит в воздухе, страницы перелистываются, излучает свет. Симона садится на дно лодки, лодка раскачивается от ветра, Симона жмурится, смотрит на книгу.
ЗК звуки неспокойного моря, усиливающийся ветер.
ЗК Звук (далее ЗВУК Книги, звучит каждый раз, перед тем, как книга начинает разговаривать)
КНИГА:
Никогда ничего не бойся!
Симона:
А я и не боюсь!
Книга:
Хочешь послушать свои любимые сказки? Надо всего лишь произнести вслух: "В некотором царстве, в некотором государстве..." дунуть на перышко и крепко зажмуриться. И ты сразу попадешь в мой волшебный мир сказок. Много интересного ожидает тебя, если ты решишься на это путешествие. Но должна предупредить тебя, что современным средствам связи нет места в моем мире. Может случиться непоправимое и ты никогда не сможешь вернуться назад. Ну что, ты готова?
Симона:
Ух, ты! Ты, что аудиокнига? Ну, круто. Давай, рассказывай!
В КАДРЕ Начинается дождь. Симона переходит на корму лодки, берёт с собой книгу.
Симона:
В некотором царстве, в некотором государстве...
Дует на перо, закрывает глаза, накрывается с головой брезентом.
ЗК звуки неспокойного моря и ветер звучат приглушённо.
В КАДРЕ НАРЕЗКА из старинных картинок, литографий из жизни рыбаков
Книга:
История про трёх ведьм. Рассказывал мне эту историю один старик. Он уверял, что вся эта история случилась не то с его дедом, не то с прадедом, который ходил юнгой на корабле. Нынче над такими рассказами только смеются, вроде как над охотничьими, а в старые времена в них всякий верил. Ну, слушай. Хочешь верь, хочешь нет, а дело было так. Плавал с ним всё лето на этой шхуне один юнга. Они доставляли в разные города всякий груз. И вот, когда они должны были отправляться в последний рейс, было это осенью, в самое ненастье, юнгу точно подменили. Ходит сам не свой, о плаванье и слышать не хочет. Капитан очень любил своего юнгу, потому что, хоть тот и совсем молод был, а морское дело знал отлично. Всякую работу делал он легко, весело, одним словом, он был без него как без рук. И вдруг юнга наотрез отказывается идти в море!
ЗК К приглушенным звукам моря, ветра и дождя добавляется нарастающее по громкости карканье сразу нескольких ворон, постепенно усиливающиеся звуки хлопающих крыльев.
Симона: (шепотом)
Глупые птицы! Что вы здесь забыли! А ну, кыш отсюда!
В КАДРЕ Симона под брезентом, темно, выглядывает в щель.
Сцена 8.
КРУПНЫЙ ПЛАН Симона смотрит в щель. Видим Симону сбоку.
В КАДРЕ камера смотрит из щели, видим женскую ногу, камера скользит взглядом вниз, видим птичьи когти вместо пальцев, ещё две пары ног, вид из щели периодически закрывает черное воронье крыло, и тогда видим через перья, женская рука тоже с птичьими когтями.
КРУПНЫЙ ПЛАН Испуганные глаза Симоны, полоска света, она смотрит в щель.
ЗК звуки волн, ветер, шум дождя
ЗК женские голоса
ГЛАВНАЯ ВОРОНА-ВЕДЬМА:
А нас никто не слышит?
ПЕРВАЯ ПОДРУГА ВОРОНЫ-ВЕДЬМЫ
Кто же нас может тут услышать?
ВТОРАЯ ПОДРУГА ВОРОНЫ-ВЕДЬМЫ
На всём судне нет ни единой живой души
Главная ворона-ведьма:
Ну, так вот что я вам скажу: пора нам избавиться от наших мужей. Слушайте, что мы сделаем: (говорит тише) на третий, день их плаванья мы обратимся в три огромные волны, смоем наших муженьков за борт, прямо на подходе к Лофотенским островам, а потом и корабль со всей командой потопим! Делать будем так...
В КАДРЕ Симона под брезентом, темно, выглядывает в щель.
ЗК Неразборчивый шепот ведьм, смех, возгласы "Да, так и сделаем..."
Симона (шепотом):
Ничего себе история! Да, они же натуральные террористки! Сейчас я вас сфотографирую для истории! Будете знать как корабли топить!
В КАДРЕ Симона тянется за телефоном, взяв его замирает в неподвижности.
Главная ворона-ведьма:
Тссссс... А вы уверены, что нас никто не слышит?
ВТОРАЯ ПОДРУГА ВОРОНЫ-ВЕДЬМЫ
Да ты же сама знаешь, что здесь никого нет. Чего ты так боишься?
Главная ворона-ведьма:
Боюсь потому, что как мы ни сильны, а есть сила, которую и нам не одолеть
Первая подруга вороны-ведьмы:
Что же это за сила?
Главная ворона-ведьма:
А нас никто не подслушивает? Мне кажется, что тут рядом кто-то дышит...
Вторая подруга вороны-ведьмы:
Да, ведь мы всё осмотрели. В округе нет ни одного человека. Ну, говори же, говори! Что ты знаешь? Что может нам грозить?
Главная ворона-ведьма:
Если кто-то купит не торгуясь три вязанки дров и выбросит полено за поленом на каждую волну по одной сажени, тогда нам конец!
Первая подруга вороны-ведьмы:
Но ведь никто же об этом не знает, значит и бояться нечего!
Симона (шепотом):
Вот сейчас я вас!
В КАДРЕ Симона направляет камеру телефона на свет в щели. Щелчок, вспышка, темнота, картинки из НАРЕЗКИ из старинных картинок, литографий из жизни рыбаков кружатся и исчезают.
ЗК КНИГА-ЗВУК
ФЛЕШБЕК
Книга:
Может случиться непоправимое и ты никогда не сможешь вернуться назад.
ЗК Звук удаляющихся хлопающих крыльев нескольких птиц, карканье, ФЛЕЙМ-СМЕХ
ЗАТЕМНЕНИЕ В КАДРЕ
Сцена 9.
НАТУРА РЫБАЦКАЯ ШХУНА ОТКРЫТОЕ МОРЕ УТРО
В КАДРЕ Симона откидывает брезент, в руках телефон оглядывается, щурится на солнце. Видим море, слепящее солнце.
ЗК Голос РАСМУС АНКЕР (50+):
Эй, ты кто такая и как здесь оказалась?
Симона оборачивается. Смотрит на Расмуса, пятится.
В КАДРЕ Расмус Анкер, смотрит на Симону
Симона:
Я... Симона меня зовут... Я ничего такого не сделала... Где я? А вы, собственно, кто?
Расмус Анкер:
Я - Расмус Анкер, капитан этой посудины. Мы направляемся на Лофотенские острова. Третий день в пути. Ты откуда взялась? Надеюсь ты не тролль, который принял обличие девочки и пытается морочить мне голову.
Симона (оглядывает рыбацкую шхуну):
Я, понимаете... Долго объяснять... Кажется вам грозит опасность... Я тут подслушала один разговор... нет, не специально... так получилось... я пробовала их сфотографировать... но что-то пошло не так... я...
Расмус Анкер:
Погоди, не так быстро. Какая с нами может стрястись беда? На небе ни облачка, ветер совсем слабый. Берестяную лодочку и ту не перевернёт... Вчера вечером, на закате, облака такой ветер сулили! А сейчас и зюйдвесткой ветер не собрать, не то что парусом! Знаешь что, а ну-ка подсоби мне. Мой юнга что-то забастовал. Купил, непонятно зачем, три вязанки дров, а сам остался на берегу. Ну, посмотрим, какой из тебя моряк! Умеешь паруса ставить? А рыбу ловить?
Симона:
Я занималась в яхт секции целый год! И если бы не Кларисса, я бы выиграла соревнования.
Расмус Анкер:
Какая ещё Кларисса?
Симона:
Ну, одноклассница моя. Я новенькая в школе. Она подговорила одноклассников и они закрыли меня в классе, как раз в день соревнований. Ну, и в итоге я подвела команду...
Расмус Анкер (хмурится):
Вон, оно как! А ну, давай к штурвалу! Посмотрим чему тебя там научили...
В КАДРЕ Расмус показывает Симоне как управлять шхуной, отходит в сторону, одобрительно кивает.
КРУПНЫЙ ПЛАН Симона за штурвалом, смеётся.
Звучит музыка
В КАДРЕ дверь каюты шхуны открывается, оттуда один за другим вылезают матросы, потягиваются, зевают, указывают друг-другу на Симону, переговариваются.
ЗК голоса матросов "Кто это?", "Откуда?", "Что за дела?", смех.
ПЕРВЫЙ ШКИПЕР
Ты откуда её взял, Расмус?
МАТРОС
Так не бывает, чтоб откуда ни возьмись... прям ниоткуда и вдруг раз! Вдруг девочка на лодке! Не хорошая это примета, капитан...
Расмус Анкер:
Я не позволю глупостей на моем корабле. Ишь, развели тут! (недовольные голоса и смех резко замолкают). И вот еще что: это Симона. Она сегодня будет управлять лодкой! Я так сказал, так оно и будет!
Расмус Анкер подходит к Симоне, кладёт руку на плечо, подмигивает.
Расмус Анкер:
Видишь, и взрослые иногда грешат тем же самым. Только они называют это "неприятности на работе".
Симона:
Как-то раньше не думала: взрослые - это же подросшие дети!
Расмус Анкер:
А некоторых похоже в детстве не учили, что нельзя обижать людей! Вон, оно как. Давай, девочка, вперёд!
В КАДРЕ Симона за штурвалом
Симона:
Крепить паруса!
Первый шкипер (с насмешкой):
Вот это командир! А когда налетит ветер, она, верно, прикажет распустить паруса! Что, все убирать? Или один парус можно оставить?
Симона:
Пока можно оставить, но скоро и последний придётся убрать
В КАДРЕ Все смотрят на небо. Солнце скрылось за большой черной тучей. Налетает шквал ветра. Матрос бежит по палубе за своей кепкой. Команда матросов убирает паруса. Тот, что бежал за кепкой, кричит и указывает на приближающуюся огромную волну. Симона стоит у штурвала. Судно сильно качает.
Симона:
Приготовьте вязанку дров!
В КАДРЕ: Волна приближается. Матрос держит дрова.
Симона:
А теперь за борт, полено за поленом - и непременно по одному, а не по два!
В КАДРЕ: Матрос выбрасывает в море полено за поленом первую вязанку дров. Море окрашивается в красный цвет. Потом постепенно приобретает обычный, синий цвет. Море спокойное.
ЗК Предсмертный стон
В КАДРЕ: Спокойное море, матросы удивлённо переглядываются.
Матрос:
Фу, пронесло!
Первый шкипер:
Ты спасла корабль и всем нам спасла жизнь. Я говорю это теперь и расскажу всем на берегу!
Симона:
Ещё рано говорить о спасении. Нас ждут испытания похуже этого! Приготовьте вторую вязанку дров.
В КАДРЕ: Симона за штурвалом, её окружают матросы. Симона указывает на что-то за из спинами. Матросы оборачиваются.
КРУПНЫЙ ПЛАН Испуганные лица матросов. На их лица наплывает тень от тучи.
В КАДРЕ: Матросы стоят лицом к приближающейся волне, один с вязанкой дров. Волна приближается. Матрос выбрасывает за борт поленья по одному. Море окрашивается в красный цвет. Потом постепенно приобретает обычный, синий цвет. Море спокойное.
ЗК Предсмертный стон.
Симона:
Теперь нам надо выдержать третий шквал. Он будет самым свирепым. Становитесь все по местам! Убрать последний парус!
В КАДРЕ: Небо затянуто тучами. Сверкают молнии. Порывы ветра. На судно надвигается огромная волна. Видим судно сверху.
КРУПНЫЙ ПЛАН Симона у штурвала. Лицо сосредоточенное. Рядом стоит Расмус Анкер, помогает Симоне удержать штурвал. Матросы стоят все по своим местам.
Симона (шепотом, сама себе):
Если я сплю, то вот сейчас самое время проснуться.(Громко)Давай!
В КАДРЕ: Судно раскачивается. Волны перехлёстывают за борт. Различные предметы перекатываются по палубе. Телефон Симоны скользит по палубе. Книга раскрывается, ветер перелистывает страницы. Симону сбивает волна. Она падает, Расмус помогает ей подняться, Симона держится за локоть. Матрос выбрасывает за борт дрова по одному, падает, роняет последнее полено, другой матрос дотягивается до полена и выбрасывает в море. Море окрашивается в красный цвет. Потом постепенно приобретает обычный, синий цвет.
ЗК Предсмертный стон.
В КАДРЕ: Море спокойное. Матросы расставляют упавшие предметы по палубе. Симона сидит на палубе около штурвала, держится за ушибленный локоть. Расмус накидывает ей на плечи плед.
Расмус Анкер:
Ты смелая девочка, Симона, ты спасла мой корабль! А Клариссе передай, что если будет она задираться, то будет иметь дело со мной! Вон, оно как!
Симона (чуть не плача):
Но я не знаю как мне попасть домой! Папа, наверное уже волнуется. Господи, если бы я сейчас оказалась дома, я бы даже дурацкую Клариссу расцеловала бы... Ну, или хотя бы обняла её...
Расмус Анкер (подаёт Симоне её Книгу, Симона берёт Книгу):
Она привела тебя сюда, она и выведет. Иди к моей сестре Берте Туппенхаук на восток от солнца...
ЗК Голос матроса:
Это что за агрегат такой?
В КАДРЕ: Расмус оборачивается. Матрос крутит в руках телефон Симоны. Симона вскакивает, бросается к матросу. Матрос нажимает кнопку на телефоне.
Симона (кричит):
Не нажимай!
СТОП КАДР: Испуганное лицо матроса. Расмус в пол-оборота к матросу, удивлённое лицо. Картинка закручивается, в центре картинки Симона с вытянутой рукой.
ЗК КНИГА-ЗВУК
ФЛЕШБЕК
Книга:
Ты никогда не сможешь вернуться назад!
ФЛЕШБЕК
Голос Расмуса Анкера:
Иди к моей сестре Берте Туппенхаук на восток от солнца...