Еще там, во Владивостоке, Шаман почувствовал, что все закончилось. В тот миг, когда Иуда нажал на курок, что-то остановилось, прервалось. Что? Шаман не убивал его. Да, хотел, искал долгие годы. Нашел, но не убивал. Иуда застрелился сам! Впрочем сейчас это не имеет никакого значения. Абсолютно никакого. Шаман признан виновным в умышленном убийстве и вот уже девятый год смотрит ночью на звезды. Днем спит.
Республика Коми. Висляны. Колония особого режима. Третий отряд. Шаман (Марьин).
Желательно смотреть на все глазами непосредственных участников событий. Очевидцы ничего не понимают. Дело не в зыбком мироздании, в котором не удержался Иуда. Он-то во всяком случае был приговорен. Не людьми, так Небом. Это уже не важно. Главное то, что и Шаман закончил свой путь там же. Существование личной идеи завершено. Миссия выполнена. Остается просто закончить биологический цикл. Теперь Шаман понял, что не успел. Не успел освободиться от пустоты смысла. Считая себя оружием Провидения, он потерял собственную мечту. А мечта была! Не какая-то бестолковая конкретность, не идея действия, нет. Просто ход. Возможно безрассудный и непонятный ход, тайна которого открылась ему только теперь и слишком поздно. Это должен был сделать только он сам и только так, как виделось ему одному. Не религия же это в конце концов! Даже и не путь, по большому счету. Просто ход.
Теперь он умирал. Бестолково и никчемно. Переход был близок, но уже не нужен. Человек умер давно.
Шаман рассматривал звезды и губы его шевелились. Наверное он разговаривал с ними о том, чего больше никому больше не мог поведать. Не знаем об этом и мы. Впрочем...
Вживайся в роль!
Эх, если бы Артур Гельбах мог снимать кино так, как он хочет! Что делать, что делать... Нищета. Приходится перекраивать сценарий под реальные возможности. Приходится снимать, хоть и талантливых, но совершенно неопытных мальчиков и девочек вперемешку с уцененными звездами тридцатилетней давности. Эх, если бы...
Да, Артур делал любимое дело и делал его честно. Все это ворчание на судьбу - лишь проза жизни. Артур же был лириком, романтиком и законченным авантюристом. Наверное музы любили его. Наверное он отвечал им взаимностью.
Месяц назад он возобновил съемки. Два предыдущих фильма и этот - третий. Артур бредил идеей триптиха на тему современности. А какая она наша современность? Мир белый, мир черный, мир серый... А все едино - мир земной! Поэтому и требовал от актеров много. Поэтому мучил сценариста бесконечными вопросами и поправками. Артур любил свое дело. Просматривая пробы, Артур ловил в себе интересные мысли. Он видел актеров не только персонажами своих картин и даже не будущими кинозвездами и кинонеудачами. Артур представлял, как бы развивались события, если бы эти ребятки вдруг оказались не плодом его и сценариста воображения, а на самом деле проиграли бы отрезки собственных жизней. Но в иных обстоятельствах. Вообщем, по настоящему! Подумал, представил и как то передернуло его. Лучше бы не надо! А ради искусства? Но ведь это уже не искусство! Почему же? Разве жизнь нельзя считать произведением искусства? Да уж, тут кто как понимает прекрасное.
Артур закричал ассистентам:
- Позовите, Тараса! Позовите, Тараса!
Электричество тянуло в духоту. Сигаретный дым и какая то приторность в воздухе.
- Тарас, а ты в жизни мог бы оказаться в ситуации своего героя? Нет, не представить, как бы ты повел себя на его месте, а именно так поступать? Понимаешь меня?
- Наверное, тогда мне нужно было бы прожить его жизнь... Вы считаете, что у меня не получается?
- Да нет, нет. Не в этом дело. Ты все хорошо делаешь но... нам опять не поверят.
- Мне всегда казалось, что зрители делятся на верующих, критиков и равнодушных.
- Да-а? Так давай снимать кино для равнодушных!
Интересно, как Артур Гельбах собирался осуществить это на практике?
Откуда сценарист отрыл своего негодяя?
- Откуда?! Да может такого и нет совсем! Хотя, конечно, прототип существует. Насколько я знаю, он сейчас в зоне. Хочешь, чтоб я нашел его для тебя? Да, ты несколько безумнее, чем я предполагал!
Через три дня после разговора Тарас общался с телефоном.
- Знаешь почему объявлен десятидневный перерыв в съемках?
- Честно говоря, нет.
- Из-за тебя.
- Понимаю... Будете снимать другого.
- Да. Надеюсь ты станешь другим. В шесть вечера жду тебя на Ярославском, под табло. Возьми что-то в дорогу.
- Не понял, Артур Борисович.
- В КОМИ едем. В лагерь.
Вагон шатался пьяной шлюхой. Тарас рассматривал отечество с каким-то странным выражением лица. Казалось, что он впервые в жизни попал в ситуацию, которая диктовала свои условия не только помимо его воли, но и помимо воли всего населения этой планеты. Что-то крутилось в голове: не то мотив, не то сигналы мирозданья. Тарас смотрел сквозь вагонное стекло, сквозь убегающие пейзажи, сквозь горизонт... Что-то там смутно металось. Серое и красивое. Похожее на... Нет. В двадцать один год это не бывает таким явственным!
Похмельно-равнодушный прапорщик принял паспорта и все же не смог скрыть любопытства:
- А вы ему кто? Братья что ли?
Артур улыбнулся.
- Да, в каком то роде.
- Ну значит друзья, - констатировал прапорщик. - Друзьям только краткое полагается. Пару часов. К ним тут все равно единицы ездят.
И полетел по зоне селекторный хрип дежурного: "Осужденный Марьин - третий отряд - срочно прибыть в комнату свиданий! Осужденный Марьин - третий отряд..."
Днем Шаман спал. Ему давно уже ничего не снилось. Он ложился, закрывал глаза и проваливался в бесконечную черноту. Просыпался и выходил в ночь, но уже не кромешную, а к звездам, единственным собеседницам и подругам его души.
Сегодня его растолкали. Шаман выслушивал бред о каком то вызове на свидание и невидяще смотрел на завхоза.
- Давай, давай, Марьин! Там уже селектор красный. Зовут тебя полчаса. Давай иди, иди на вахту!
Шаман накинул свою старую телагу и, чуть согнувшись, пошел.
Несколько минут он изучал своими раскосыми глазами пришедших к нему людей. Чувствовал он больше, чем понимал, поэтому ему всегда нужно было время, чтоб получить тот интуитивный сигнал, который и определял все дальнейшее отношение к человеку.
Пришедшие тоже испытующе рассматривали старого, побитого морщинами и шрамами зека, пытаясь увидеть в нем те черты, которые увидел когда то сценарист.
Наконец Шаман ожил. Глаза его сверкнули и спрятались в ракушки.
- Ну, и кто вы такие?
Причем вопрос этот был задан исключительно потому, что молчание, в принципе, могло продлиться до конца отведенного на свидание времени. Кто они такие? И так понятно. Шаману понятно. Вот этот, в короткой спортивной куртке и со стриженными растопыренными волосами, явный экспериментатор в смысле жизни. Новый тип, русской интеллигенции - дешевая сигарета и помятый вид. Искатель новых образов. Мог бы быть поэтом, зарабатывающим на хлеб журналистикой. Мог бы быть, если б не сидел с ним рядом этот молодой человек со стильной прической и неестественными жестами. Похож либо на педераста, либо на начинающего актера. Ну-ну, гости на свидание, а курехи-то вы привезли?
По ту сторону стекла тоже оживились.
- Даже не знаем с чего начать...
Артур замялся и вдруг перехватил взгляд Шамана, устремленный в угол стекла. Угол был отколот, образуя небольшую дырку толщиной в палец. Как-то неловко Артур вытянул из кармана бумажник, достал несколько купюр и принялся сворачивать их в трубочку. Шаман неотрывно следил за его движениями и вдруг, в тот момент, когда Артур уже поднес деньги к дырке, неожиданно громко расхохотался:
- Эх, ребята, ну и новости вы мне привезли! Кино и роли. А зачем вам это, настоящее? Да и для кого оно настоящее, если все равно рассчитано на массовый просмотр? Можно сюжет-то и поинтересней выдумать.
И тут с ним впервые заговорил молодой, видимо что-то поняв и на что-то решившись.
- Да мы же не за сюжетом... Тут все дело во мне. Как объяснить? Я не могу... Ну, я вас играю, понимаете? И не могу. Думал одно, а вот сейчас вижу вас и понимаю, что все это чушь... То, что я хотел изобразить, чушь полная! И хорошо, что мы приехали, а то мне, дураку, пришлось бы кочевряжится перед камерами, а это все пустое...
Тарас сбивался, нервничал и Шаман остановил его, обращаясь к Артуру:
- Значит так ребята, пока хозяин здесь, покажите ему свои корочки режиссерские и выбейте личное свидание. Ночи, я думаю, хватит. Пусть вот он, - Шаман кивнул на Тараса, - зайдет, а ты переночуешь в поселке. Попробуйте, должно получиться.
Подполковник дал свидание под обещание, что его имя будет значиться в титрах.
"Ночь Негодяя"
"Быть видимым,
Родиться, состояться -
Вот вера,
За которую
Готов
Отдать и то,
Что не принадлежит
По праву"
Энергия тьмы? Вопрос о разногласии в душе. Один уже пришел к единству, другой и не подозревал о существовании иных точек миропонимания. Что-то сверхъестественное хотел поймать Тарас. Что-то исходящее после понимания. Может быть то, что находилось в глубине Шаманских глаз? Но этого нельзя понять. Этим нельзя стать. Этим нужно быть. Что там? Что там? Что там?
Три пачки сигарет? Да вот они на столе.
- На ночь хватит.
Чай?
- Сынок, ты видел лейтенанта в первой комнате. Отведи его в сторону и дай ему десять баксов. Он принесет литр спирта.
- ?
- Давай, давай, пока не ушел.
- Значит ты - Тарас? Расскажи мне о себе.
Шаман развалился на кровати, рассматривая пылевые узоры на потолке. На груди у него стояла тарелка, используемая вместо пепельницы. Он глубоко затягивался и получал от этого такое удовольствие, что глядя на него, закурил бы предынфарктник
- А что вам...
- Можно "тебе".
- Тебе рассказать? Со мной ничего не происходило. Точнее, до недавнего времени я думал, что моя жизнь так интересна, так необычна, насыщена событиями, но...
- До недавнего времени? До какого?
- Наверное... Нет, я знаю! До сегодняшнего дня.
- Ну-ну-у?
Шаман опять засмеялся.
- Что же произошло сегодня? Обострились рефлексы?
Тарас чувствовал себя неуютно. Сиделось не удобно, говорилось трудно, соображалось слабо.
- Да нечего мне рассказывать! Давайте лучше еще выпьем.
Получилось немного театрально, но вполне, вполне. Шаман постучал пустым стаканом по краю кровати.
- Наливай.
Спирт с водой. Две трети на одну треть. Если пополам, то получается достаточно противно.
- Пьешь то давно?
- Сейчас рано начинают... Я вот тоже не отстал от сверстников. Наверное лет с пятнадцати. Хотя точно не помню. А, вот! День рождения у одноклассницы... Точно! Ирка Зайцева. Любовь была моя школьная. Ха! Действительно, я тогда первый раз напился.
Наконец-то Тарас заговорил непринужденно.
- Своеобразное это чувство, первая любовь! Потом... когда я поступил в театральное... Там много красивых девчонок! Наверное это тоже были сильные увлечения.
- Что?
Тарас осекся от резкого и неожиданного вопроса.
- Что, что?
- Что ты чувствовал, когда первый раз остался с женщиной? Это была одноклассница, да? Ну, вспомни, что ты чувствовал?
Тарас вдруг вспомнил гадкие анекдоты про тюремных петухов. Ему стало неприятно. Что-то женское, чуждое, шевельнулось внутри.
- Зачем тебе это?
- Это не мне. Это тебе. О чем ты сейчас подумал?
Тарас закурил.
- Мы оба знаем о чем ты сейчас подумал. Так вот: это то, на что в сознании наложен запрет. На что еще в твоем сознании наложено табу? Ну-ка, попытайся поверить в то, что в данный момент твоя мораль приняла иные формы!
- Что это значит?
- Это значит - сжигай мосты! Чем ты занимался всю свою жизнь? Ты занимался тем, что строил конуру для своей души. Метил места, в которые всегда можно вернуться. Разбрасывал капканы, способные удержать тебя в состоянии покоя с оглядкой на приличное прошлое. Ты размножался эмоционально, для ловли состояний. Послушал песню и вспомнил месяц май! Так? Зашел во двор - накрылся образом песочницы и детской непосредственностью. Это пока совершено мало гадостей. Или уже не мало?
- Зачем вы мне это говорите?
- Ты же собрался воплотить меня в двух часах экранного действия! Сам же хочешь настоящего. Вены хочешь вскрыть? Пей! Давай, давай! Нет причины? А какая тебе нужна причина? Чем не повод простится с жизнью, осознав, что все прошлое - фальшь! Так вот - твоя мораль тебе не разрешает.
Окно разлетелось, брызнув осколками в стены и пол.
- Дурак ты и психопат, но это все же лучше, чем бесчувствие. Стекло-то отпусти, дурак.
И все изменилось. Ничего особенного не произошло. Просто изменилось ВСЕ. Спирт стал крепче, сигареты лучше, а Шаман наконец открыл глаза. Тарасу казалось, что он сходит с ума. В уши вошли звуки, которых он не слышал раньше, а значения слов поменяли смысл. И ничего особенного. Вот, что странно!
Теперь все воспринималось спокойнее и естественнее. А спирт, между прочим, действовал весьма странно. Иными словами, опьянением это состояние можно было назвать с большой натяжкой. Легкость! Пожалуй, да. Или что-то стряслось с совестью? Тарас сидел, скрестив ноги и откинувшись спиной на стену.
- Я как-то иначе представлял себе все это. Понимаешь, Шаман, Бог для меня представлялся не как субъективная личность... Я не могу изобразить это, или выразить словами. Ну, что-то единственно верное. Да, так!
- Разве я говорю иначе?!
Шаман привстал с кровати и оседлал стул. Глаза его снова сузились, но в ракушку не ушли, остались искрить.
- Разве я говорю не о Нем?! Слушай, не я к тебе приехал! Ты приволокся сюда, еще вчера не зная зачем. А теперь я говорю тебе такие вещи, за которые с меня спросится, если ты поймешь их не так, как я их понимаю. Но кто имеет право на ошибку? Все мы имеем это право до той поры, пока ошибка не станет роковой. Тогда это уже не ошибка, а преступление! Но это о другом. Что ты говорил? А-а, про левую щеку... Давай, сначала ты. Уверен, что твой режиссер умничал по этому поводу. Жаль, но он еще не нашел ответа. Хочешь мне сказать, что и сам ты ошибался?
Дым слоился как пирог.
- Что мне сказать? Что Бог есть? Тем самым подтверждая формулу его небытия? Я - православный, но разве могу называться христианином? Не странно ли это звучит в исполнении человека, пожелавшего забыть старую мораль?
- Дурак ты! Нет ни новой, ни старой морали. Есть понимание и непонимание. Все! Принимаешь ли ты себя, как человека, который что-то понял, или остаешься на пути между свечой и сковородкой?
- Расскажи!
- Хочешь?
- Больше, чем ты думаешь!
- Дурак... Имя Божье знаешь? Да, конечно, знаешь. Так что там Книга говорит о тех, кто Имени и не слышал никогда? Правильно, судить будут по делам! Так, или не так?
- Так.
- Значит вот что я тебе скажу: я за чистоту жанра! Если ты абсолютно честен перед собой, то какая разница, как твои поступки будут называть другие? И вообще, тот, кто полностью во всем разобрался, уже не осуждает и не обсуждает. Тот действует! И каждому преданы силы, охраняющие до определенной поры. Пока не закончится эта партия. Переход за черту. Переходил ли ты границы дозволенного? А не стоило. Что же теперь?
- Теперь? - Тарас приблизился к самому лицу Шамана, - Теперь... Теперь, давай побег устроим! Выход же на улицу! Кто там? Автоматчик? Два? Если оставление этой шкурки неизбежно, то какая разница, когда это случится? Ну что? Режиссера в заложники и вперед!
Неожиданно Шаман выбросил руку и тыльной стороной ладони ударил Тараса в лоб. Удар оказался сильным, Тарас как-то чавкнул и отлетел назад, на кровать. На несколько секунд он потерялся.
- Сынок, неплохое выступление! Браво! Только не забывай, что силы давно разделились. И те, кто расколол единство теперь называются бесами. Правда, справедливости ради, надо отметить что публика эта серьезная. Не могут их пока взять. Но говорят, загнали в окружение на Землю. А мы, вроде заложников. Мы в роли заложников! Понял! Пока они нас удерживают, их не уничтожают! И это политика, Бог их забери! Они знают то, что от нас, неполноценных, скрыто. А зря. Скрыто зря. Потом поймешь, чем именно эти мародеры пользуются. Ситуация-то действительно безвыходная. Тут лазеек почти не осталось. Говорю "лазеек" имея в виду массовое спасение. Это не ко мне. Я знаю выход за черту и говорю: "Я знаю! Я тот!", а твое дело принимать это, или не принимать. Мне с тобой не по пути, вдвоем не пройдем. Твоя черта, принадлежит исключительно тебе, а я уже вышел... Ты как раз застал момент перехода. А теперь спи!
И Шаман снова раскинулся на кровати закрыв глаза. Тарас тихо позвал его:
- Шаман. Шаман.
Ему никто не ответил. Сон. Пропасть.
•
Коктейль из солнца и луны родил утро. Лишь только пролился рассвет, Тарас впал в забытье. Пронеслась смена неясных и трансформирующихся образов, иногда настораживающе -пугающих, иногда мягких, покатых. Это было похоже на проникновение в пространство, существующее без места и времени. Силуэты возникали из ниоткуда и исчезали в тумане. Не было ни начала, ни конца. Контуры уходили тенью, сливаясь с темнотой. Лишь глаза всегда оставались яркими и выразительными. Но это были контролируемые видения. Еще была возможность открыться. И наконец эта возможность исчезла. Тарас провалился в неизвестность, словно спустился вниз на лифте. По крайней мере таково было ощущение... падения. Дух захватывает! И вот область тайных сил. По звездному лучу, навстречу Тарасу, идет девочка лет четырех. Она одета в черный, вышитый золотом, сарафан. Половина желто-золотистых волос заплетена в косичку, другая спускается длинной челкой на лицо, закрывая его левую часть. Она поет, но губы ее не шевелятся. Тарас ловит первые фразы, объемные по звучанию, но в тоже время звучащие неестественно.
Колесо ослиное
Длинное, длинное,
Словно каракатица
По дороге катится.
Налетит на камешек,
Прыгнет в колею.
Девочка хихикнула.
А веревки краешек
Вяжется в петлю.
Кукловод за ниточки
Водит по иголочке.
Глазки, как улиточки
Завернулись в щелочки.
Тарасу вдруг показалось, что на ее левой руке сверкнула чешуя.
Засыпай и выбирай
Круг земли, иль неба край?
Выйдешь первым не соврешь,
А найдешь - опять умрешь.
Казалось, что еще несколько шагов и девочка подойдет совсем близко, но она неожиданно замолчала и стала плавно отдаляться. Тарас хотел крикнуть ей: "Подожди, скажи кто ты?" Но не смог издать ни единого звука. Девочка удалялась. Очертания становились более размытыми. И в тот миг, когда она должна была вот-вот исчезнуть, Тарас вырвал из себя вопрос: "Кто?" Девочка вновь хихикнула и откинула челку... Вторая половина лица была лисья! А изо рта на мгновение только выскочил тонкий, красно-белый, раздваивающийся на конце язычок.
•
Тарас очнулся и увидел стоящего над головой Шамана.
- Что, уже пора?
Шаман кивнул и отошел к двери.
- Чувствую, ты хочешь что-то сказать мне, перед тем, как мы расстанемся навсегда?
Шаман кивнул еще раз и поднес губы к самому уху Тараса:
- Берегись этой девочки!
Дверь за собой он не закрыл.
I
PARLEZ - VOUS FRANCAIS?
Душной августовской ночью в бывшем депутатском зале киевского аэропорта "Борисполь" находились четыре человека. Трое мужчин и девушка. Первый - гражданин Польши, князь, ведущий тяжбы со всеми дворянскими собраниями всех европейских государств, по причине звучности фамилии - Разумовский. Двое других - костюмные люди, представители службы безопасности Украины, специалисты по транспортировке важных грузов. И наконец девушка - дочь теневого президента страны, мафиозного папаши Виктора Илияхова - Лиза. Весьма, между прочим, занимательная барышня. Без особых внешних данных, но с очень интересным будущим. В настоящее время являющаяся почетным представителем "комитета по возрождению национальных традиций Украины". Рейс откладывался то на час, то еще на сорок минут. Париж не принимал по метеоусловиям. Тем не менее вышеописанная четверка совершенно спокойно реагировала на переносы рейса. Только один раз эсбеушник Стас произнес:
- Может связаться с ВВС? Коридор-то для нас все равно держат свободным.
Лиза бросила быстрый взгляд на Разумовского, который рассматривал летное поле и видимо, что-то прочитав на его лице ответила:
- Если еще раз отложат, полетим транспортным. Так что предупредите своих знакомых, Стас.
Что-то шепнув своему напарнику, Стас передал ему сотовый телефон. Разговор велся профессионально неразборчиво, так что до всех остальных долетали лишь отдельные созвучья. Затем, сложив трубку, напарник передал ее Стасу и уже обращаясь ко всем ответил:
- Там сейчас все будет готово. Ждут нашего звонка.
Лиза снова посмотрела на Разумовского. Со стороны могло показаться, что именно от этого молодого человека зависело, кончится ли туман в Париже, или продлиться еще сутки. На самом же деле думать "со стороны" об этом было некому. Парни из спецслужбы знали, что Лиза по уши влюблена в Разумовского, а он в свою очередь, крутит с ее помощью мутные дела, через ее мафиозного папашу. Лиза же, с детства разыгрывая дурочку, и вследствии этого оказавшись самым посвященным человеком в семейные тайны, теперь выходила на первые роли в отцовских делах. А Разумовского она действительно любила. Но объясняла эти отношения по своему. То, что он никогда не согласиться войти в семейный бизнес и уж тем более жить за ее счет, стало ясно почти сразу после их знакомства. Поэтому их отношения были более открытыми и раскрепощенными, чем предполагали все, знающие эту пару. Правда говорилось, что в общем необычно видеть стройного молодого красавца рядом с бесформенной девушкой, да еще и старшей годами. Злые языки шептали: "деньги". Догадливые говорили: "Дружба и немного секса... По дружбе". И не так уж далеки были от истины.
Лиза не ждала от Разумовского ни совета, ни решения. Просто ей приятно было смотреть на него. Вот и все. Решения же принимались в ее голове молниеносно и вряд ли, даже десяток решительных мужчин, могли обдумать все лучше и быстрее. Лизе просто приятно было смотреть на Разумовского, или - как она его называла - на "Макса".
Она не верила ни одному его слову относительно его прошлого, или рассказам связанным с какими-то событиями вне их отношений. И верила всему тому, что говорил Макс о ней и о себе. Лиза обладала сверхчутьем, к тому же научилась разбираться в людях, поэтому сразу почувствовала расположение к Разумовскому. Он был тем, кого она, Лиза, считала настоящим мужчиной. У него была подозрительная биография, явная криминальная направленность ума, житейский цинизм и полная беспринципность действий. К тому же именно он предложил выкупить у московских жуликов икону "Святителя Николая Чудотворца", добытую во время одного из налетов на квартиру служителей культа. Кстати данный образ был извлечен налетчиками из-под паркетного тайника поповского жилища, спрятанный туда, по словам обворованного, "от посягательства бесовского".
Лиза ни на секунду не сомневалась, что Разумовский задумал разыграть свою собственную комбинацию в отношении иконы и денег. К тому же денег приличных - икону оценили в пять миллионов фунтов стерлингов. И ей было очень интересно, как именно разыграется комбинация. Тем более, что деньги были не семейные, а эсбеушные. Просто проходящие через различные ведомства Илияхова. А вообще-то, он конечно смертник, этот Макс Разумовский. Пожалуй вот что привлекало больше всего.
В конце концов их пригласили на посадку.
Лиза снова смотрела на Макса. Он наклонил к ней голову:
- Прощаешься?
Лиза удивленно повела глазами, но через мгновение собралась.
- Думаешь, что сможешь уйти?
Макс не ответил, лишь неопределенно пожал плечами и снова задал вопрос.
- А тебе-то зачем? Любопытство? Или так уверена в своей неприкосновенности?
Лиза нажала кнопку вызова стюардессы.
- Нет. Просто хочу еще раз убедиться, что не ошиблась в тебе... Чтоб было что рассказать будущему сыну.
Подошла стюардесса.
- Минеральной. Ессентуки N17.
И снова повернулась к Максу, открыв рот, чтобы продолжить тему, но Разумовский опередил ее:
- Я понял.
Самолет заходил на полосу аэропорта Шарль де Голль.
Все поселились в разных гостиницах. Лиза под своим именем, мужчины под выдуманными. До встречи с москвичами оставались еще сутки. Макс был свободен. Ему не нужно было, в отличии от спутников, получать деньги, заказанные в банке. Не нужно было сторожить их верным псом, не смыкая глаз. Все, что зависит от него, произойдет завтра и займет не больше пяти минут. Сегодня отдых и Париж.
Макс распахнул окно в тихую улочку и вдохнул сумеречный воздух. Клочья затяжного тумана еще витали над городом. Вспомнились рассказы о квартале корсиканцев. Макс вышел во Францию.
Никогда и нигде Разумовский не чувствовал себя гостем. Но не ощущал он и домашней атмосферы новых мест. Он был прохожим и воспринимал мир не как навязанную необходимость и уж не как раскрытые объятья. Этот мир был для него частью вселенной, пусть и испорченной его частью. Макс жил и дышал и знал, что помимо биологических часов, существуют часы судьбы и иногда их стрелки совпадают, а порой пересекаются и все заканчивается одним - смертью. И тот, кто к ней не готов - ни к чему не готов. А тот кто готов всегда - тому какая разница? Впрочем, непосредственно к Парижу эта сентенция, как раз и не относилась. Можно пойти в корсиканский квартал и попасть в кабацкую поножовщину, а можно снять в "розовом квартале" проститутку и попасть в бульварную перестрелку. Но справедливости ради, нужно отметить, что по нынешним временам, проститутка ежедневно рискует не меньше, чем служащий в "горячей точке" солдат или безумный гангстер и рискует гораздо за меньший гонорар. Так что речь о героизме и дерзости давно уж не идет.
Разумовский бродил по ночному Парижу. Сидел в кафе с какими-то начинающими дизайнершами, пил дешевое вино со спившимся велосипедистом на Монмарте, купил пакет марихуаны у гуталинового негра, курил на каруселях и в конце концов подрался с португальским летчиком не понятно из-за чего. Спать оставалось три с половиной часа. Вполне достаточно.
9 августа. 7:30.
Горничная трясла его изо всех сил, стараясь разбудить. Очевидно она выполняла не просто просьбу, а просьбу настоятельную и подкрепленную чаевыми, так сказать.
Макс открыл глаза.
- Ты кто?
- Я здесь работаю. Я горничная. Я... Вы просили разбудить в это время!
- Как ты попала в номер?
- Я... Я здесь проснулась, мсье.
8:03.
Телефонный разговор.
- Конечно, Лиза. Да, я помню время. И мне не понятно. Не знаю. Может быть в Венесуэлу! Зачем? Мы навсегда останемся друзьями... Да, больше не сможем поговорить. До, встречи! И я...
8:27.
- Могу ли я заказать один билет до Марселя? Имя... Андрей Николаевич Кольцов. Спасибо.