Аннотация: 5 часть. Вятский и Слободской гербы. Вятка и казачество. Археология Карино. Чертеж Слободского 1724г.
1.ВЯТСКИЙ ГЕРБ
Перед нами герб Вятской губернии, а ранее - Вятской земли (республики). Ныне его узурпировал город Киров.
Его вид сложился постепенно и не без политических влияний. Главная деталь - натянутый лук со стрелой - трактуется как указание на языческое прошлое Вятского края. Рука, выглядывающая из облака, якобы придает всей картине вид Божественного провидения, а крест олицетворяет окончательную победу над язычеством.
Все бы хорошо и правдоподобно, но выясняется, что в ранних вариантах герба облако отсутствовало, а "рука" представляла собой пустотелую перчатку-доспех, вряд ли приличную для Божественного сана (этот вариант можно видеть в Слободском музее). Уж не говорю о таких мелочах как цвета. Когда и почему на гербе появился Красный крест, - вообще неясно.* Известно только, что такие кресты изображались на владениях зажиточных вятчан и считались у них символом особого статуса. Шары на концах креста вызывают вопросы и поиски возможных аналогий. Крест с шарами можно видеть на старом гербе Белозерска. Подобная форма креста встречается в Псковской земле, а также существует в Ирландии как один из двух вариантов традиционного Ирландского креста. Вообще, находимые археологами крестики-украшения с шариками на концах считаются скандинавскими.
Первое известное изображение Вятского герба на печати Ивана Грозного. (Из учебника "История СССР с древнейших времён" 1983 года под редакцией академика Б. Рыбакова, стр. 183. Данное изображение, видимо, скопировано с оттиска печати.) В Рунете можно найти иные варианты изображения этой печати, все они носят следы ретуши, граничащей с намеренной фальсификацией.*
Как уже говорилось, обычно его трактуют как натянутый лук со стрелой. Но даже беглый взгляд на этот оттиск вызывает немалые вопросы. Во-первых, форма "стрелы" очень необычна: корпус слишком толстый и напоминает бейсбольную биту, при этом полностью отсутствует непременная принадлежность любой стрелы, - заостренный наконечник. А вот хвостовая часть стрелы хорошо видна и имеет подобающую данному предмету небольшую толщину. Во-вторых, вызывает удивление неестественный для деревянного лука изгиб. Кроме того, если отпустить тетиву, лук распрямится незначительно. Обычные деревянные луки в небоевом положении почти соприкасаются с тетивой. Обратим также внимание на шары, а скорее даже кольца на концах лука, предназначенные для крепления тетивы. Их можно выгнуть только в том случае, если сам лук выполнен из металла. На изображении данной конструкции есть и другие интересные особенности.**
Объяснить указанные "нелепости" небрежностью гравера 16 века не представляется возможным: люди той поры разбирались в оружии. Кроме того, изображения гербов завоеванных Москвой территорий должны были быть выполнены максимально точно и узнаваемо так как от лица всех этих земель и царств (ранее самостоятельных) заключались договоры с соседними государствами. В частности, единственный сохранившийся оттиск этой печати хранится в Швеции.
У автора есть несколько неожиданное, но вполне естественное объяснение всем этим странным моментам. На Вятском гербе первоначально был изображен не примитивный деревянный лук, а высокотехнологичное оружие той поры - арбалет! Об этом, прежде всего, свидетельствует характерный для некоторых видов арбалетов изгиб металлической дуги лука. Впрочем, есть другое объяснение сильного изгиба. В отличии от обычного лука, дуга арбалета располагается горизонтально, а потому видна со стороны, что и приводит к видимому неестественно большому изгибу.
Толстая "Стрела" на деле является корпусом (ложем) оружия. Настоящая стрела угадывается поверх корпуса: она небольшой длины, с острым наконечником.
Таким образом, символом Вятской земли был взведённый арбалет - грозное предупреждение о мгновенном и точном ответном ударе. Относительно компактный арбалет был весьма удобен для использования речными воинами-ушкуйниками в их дерзких и неожиданных налётах. По-видимому, на Вятке в то время существовало производство подобного оружия. Скорее всего, вятские самострелы были малогабаритны и просты по конструкции: тетива натягивалась вручную, без применения специальных устройств (рычагов, воротов или зубчатого редуктора, - привычные к гребле воины обладали достаточной для этого силой, а доспехи на руках снижали нагрузку на пальцы. Приклад отсутствовал, его заменяла рукоять пистолетного типа, - на печати она не видна.
Известно, что тугие многослойные луки натягивались турками, татарами и китайцами с помощью специального кольца с крючком, одетого на большой палец правой руки (одновременно придерживающей двумя другими пальцами конец стрелы). Это же "устройство" играло роль спускового механизма. У турецкого лука есть ещё одно приспособление, приближающее его к арбалету. Это специальная направляющая пластина (до 20 см длиной) с жёлобом для стрелы, - аналог короткого арбалетного ложа, но не прикреплённая к самому луку, а удерживаемая левой рукой. Это позволяет укоротить стрелу, что снижает сопротивление воздуха в полёте и повышает дальность стрельбы.
В простейшем случае самострел мог быть слегка усовершенствованным вариантом такого способа стрельбы: ложе с канавкой для направления стрелы было жёстко прикреплено к луку; тетеву натягивали как обычно, но до производства выстрела рука упиралась о торец ложа, что избавляло от постоянной нагрузки и давало возможность неспеша прицелиться. Возможна и другая техника стрельбы: тетива цепляется за край корпуса, и после укладки стрелы освобождается ногтем большого пальца.
Такая простая конструкция сочетает достоинства лука и арбалета: простота и скорострельность первого, с точностью и большей дальностью стрельбы второго. Рука в доспехе была непременной частью данного устройства, помимо удобства натяжения тетивы, она играла роль спускового механизма, а потому изображалась на гербе. Несомненно, со временем вносились усовершенствования: пистолетная рукоять или приклад, спусковой механизм, рычаг для натяжения, прижим для фиксации стрелы перед выстрелом).
Китайские арбалетчики
Подобную конструкцию можно видеть на данной иллюстрации. Добавлю, что небольшие китайские арбалеты имели пистолетную рукоять. Недавно в захоронении "терракотовых воинов" (возраст 2200 лет) был найден такой арбалет хорошей сохранности, его конструкция в деталях соответствует изображению на Вятской печати. В частности, "приливы" на корпусе принимаемые за оперение стрелы, отображают утолщение корпуса для спускового механизма. Вятский регион ближе к Монголии и Китаю, чем другие русские земли, по моей версии вятичи в 13 веке сотрудничали с монголами, а потому вполне объяснимо, что конструкция арбалетов была перенята вятчанами с Востока. Нельзя исключить и более раннее появление арбалетов у булгар. Разумеется, сюда через Новгород в 14-15 веках могли попадать и более совершенные виды оружия европейского производства, - связи Вятки с Западной Европой явно существовали, вспомним "Артанский путь".
Находки арбалета в Китае.
Одним из главных технических преимуществ любого арбалета в сравнении с обычным луком является приложение силы натяжения строго посредине дуги лука, что обеспечивает симметрию изгиба его плеч, и, как следствие, более прямолинейный полёт стрелы. Скорость перезарядки сложных арбалетов была не менее 15 секунд, что больше, чем у обычного лука (3-6 сек). Однако, известен китайский (деревянный) арбалет с магазином для десятка стрел, производивший выстрел каждую секунду (были даже образцы с двойными магазинами, стреляли сразу двумя стрелами). Правда, точность его стрельбы, дальность и убойная сила уступали традиционным однозарядным, поэтому такое оружие могли использовать в основном для ближнего боя (до 60 м).
Арбалеты появляются в Китае ещё до нашей эры и почти одновременно - в Древней Европе. На территории Юга России во многих сарматских погребениях II-III вв. н.э. встречаются стрелы и наконечники от стрел китайских арбалетов, судя по всему, сарматы переняли оружие у китайцев через Среднюю Азию.
Арбалеты известны на Руси с 12 века (возможно, у новгородцев они появились уже в 10 веке), Норманны применяли их при завоевании Англии в 11 веке. Из Википедии:
"С X века арбалеты, проникнув, скорее всего, через Булгар, появляются в Южной Руси (Хроника Генриха Латвийского, например, приводит свидетельство что в Полоцком княжестве на рубеже XIII века арбалет не был известен). На Руси арбалеты назывались самострелами. Самострел представлял собой небольшой, сделанный из рога или железа лук, вделанный в деревянную соху (приклад) с полосою (ложею), на которой в имеющийся желобок закладывали короткие, кованые из железа болты. Натянутая тетива цеплялась за рычаг-спуск, нажимая на который стрелок спускал тетиву.
Ручной самострел натягивался с помощью стремени (железной скобы для упора ногой, или ворота), а спуск производился простейшим спусковым устройством. Введение коловоротов (коловратов самострельных) представляло собой крупное усовершенствование в устройстве самострелов в XII-XIV вв., так как их величина была порой необыкновенна: у половецкого хана Кончака, "бяху луци тузи самострелнии, одна 50 муж можашеть напрящи".
Худшие образцы арбалетов, как в Европе, так и на Руси, долго изготовлялись с деревянными дугами, что сводило их преимущества над луками лишь к удобству прицеливания. Тем не менее, арбалеты предельно упрощённой конструкции - с деревянным луком и без спускового механизма (тетива в натянутом состоянии цеплялась за пологий выступ ложа, откуда сталкивалась просто ногтем большого пальца) имели хождение в среде охотников вплоть до XVII века".
В 1478 году Иван III предписал идти на Новгород с "пушками, и с пищалями, и с самострелы...". Это последнее упоминание о боевом применении арбалетов в России. Русские образцы оружия до сих пор не найдены, хотя находки характерных арбалетных стрел-болтов не редкость.
Металлические луки арбалетов стали делать в 14 веке, тогда же начали применять сложные приспособления для натяжения тетивы. Своего расцвета арбалеты в Европе достигли в 15 веке, затем их стали теснить огнестрельные ружья. В русской летописи описан случай применения арбалета в 1382 году: при осаде Московского кремля ханом Тохтамышем из этого оружия неким суконником Адамом (возможно немцем) был застрелен знатный татарин.
Для обеспечения более надёжного попадания в цель, арбалетная стрела должна быть изготовлена с высокой точностью. Арбалетные стрелы делают короче (от 30 до 60 см), но тяжелее обычных (в среднем 70 гр, но встречались и более массивные). Наконечник имеет обычно квадратное или ромбическое сечение с углублением (гильзой) для насаживания древка стрелы (у русских наконечников более распространено обычное крепление древка на штырёк). Процент средневековых арбалетных наконечников, найденных на территории Восточной Европы, к общему числу находок колеблется в широких пределах: в западных областях их до 40%, в других - на порядок меньше. Наконечники имеют заметные отличия по конструкции.
На Никульчинском городище найден наконечник (показан отдельно справа) очень схожий по виду с одним из представленных на рисунке (шестой в нижнем ряду, чёрными квадратами, ромбами и пр. показаны сечения). Данная форма (наиболее пригодная для пробивания пластинчатых доспехов) встречается по всей Восточной Европе, включая Булгарию, Русь и Золотую Орду. Ещё один из найденных экземпляров (похожий, но более длинный), также мог применяться при стрельбе из самострелов.
Различные типы наконечников арбалетных болтов
В Слободском музее есть предмет 9-16в. 73 мм длиной и 7мм на 6 мм толщиной под названием "переходник на наконечник (вставка)" пригодный для насаживания на него массивной бронебойной насадки (см. таковые в левой части рисунка). Добавлю, что некоторые весьма оригинальные наконечники с Иднакара также были наверняка от арбалетных стрел (верхний ряд).
Диаметр тетивы и конца стрелы примерно 12 мм, в середине стрела имеет толщину до 16 мм. Тело стрелы часто обтекаемой веретёнообразной формы, оперение (обычно из деревянной стружки в 1мм) с двух-трёх сторон, или вообще отсутствует. Иногда для стабилизации применялись вращающиеся в полёте стрелы.
В рамки данной гипотезы хорошо укладывается предание о чудодейственных стрелах. До 18 века вместе с иконами в крестных ходах на Вятке носили деревянные, окованные железом стрелы позже изъятые церковниками. Этот факт говорит о воинственном характере действа. Как видно, чем-то эти стрелы были дороги потомкам. Вероятно, наконечники этих стрел, имели некие характерные особенности. Помимо прямого назначения они могли применяться (после нагрева) в качестве клейма на выделанной коже, или печати на берестяной грамоте, или непосредственно передаваться с устным сообщением в качестве пароля. Вполне возможно, что диковинный вид арбалетных стрел, рассказы об их боевых качествах, вызывали удивление далёких уже от войн потомков, переросшее со временем в почитание.
Не искючено чисто практическое использование стрел в медицинских целях. Вероятно, разогретыми до красна наконечниками стрел прижигали раны в походных условиях. Слухи о подобном лечебном применении позже трансформировались в покалывание стрелами больных мест, - своего рода иглотерапия. При этом, с психологической точки зрения более эффективны были именно "чудодейственные" стрелы из Георгиевской церкви в селе Волково.***
В булгарских хрониках "Джагфар Тарихы" и "Нариман Тарихы" неоднократно упоминается об удачной стрельбе северных булгар (их называют по-разному - нукратцы, кашанцы, хариджийцы) из лука-караджея. Публикаторы НТ и ДТ переводят караджей как "великий лук", арбалет. В ДТ есть рассказ о том, что за меткий выстрел в князя Изяслава правитель провинции Нукрат Мер-Чура получил от булгарского кана право на старый герб династии Дуло: "Чельбир пожаловал ему печать с изображением лука и стрелы, в память о его метком выстреле в Кинзяслапа".
Вот замечание публикатора ДТ о Вятском гербе. "Тамгой губернии Бийсу (получившей в 13-14 вв. имя своего центра - города Нукрат) был очень похожий на герб Дуло знак, означавший "лук и стрелу" и называвшийся "Балуанская (Богатырская) Тамга". Этот герб даровал городу Нукрату и Бийсу сам булгарский царь Габдулла Чельбир в 1183 г. - в память о метком выстреле губернатора этого иля Мер-Чуры, спасшем Буляр. Как изґвестно, в 1183 г. огромное русское войско пошло на штурм тогдашґней столицы Булгарии - Буляра, но Мер-Чура, находившийся тогда в городе, с крепостной стены поразил стрелой руководителя пристуґпа князя Изяслава Глебовича, и неприятель отступил.
Мер-Чура, принявший ислам в булярской мечети Бесермен, велел изобразить Балуанскую Тамгу на стене Бесерменской мечети города Нукрата. До этого гербом Бийсу была старая тамга Буляра, воспринимавшаяся простым народом как изображение алпа (рога) изобилия Самара. Действительно, на суровом севере булгарам так хотелось тепла и сытости юга.
Интересно, что московские власти, захватившие в 1489 г. западную часть булгарской губернии Нукрат (по-русски Вятка), сохранили за городом Нукратом (Вятка, современный Киров) его старый булгарский герб - лук со стрелой".****
Страница из книги
Смертельное ранение князя Изяслава в русских летописях объясняется тем, что стрела, якобы, попала между брони, то есть между пластинами доспеха. Но это сомнительно, так как княжеское снаряжение наверняка было сделано с особой тщательностью. Скорее всего, доспех был пробит бронебойным наконечником арбалетной стрелы.
Надо сказать, что публикаторы булгарских рукописей обходят стороной важный для нас момент. Дело в том, что древний булгарский символ назывался балтавар. При этом, балта переводится как "топор", а вар - "лук". (В словаре русских говоров Балта - узкий азиатский топор, а Болт - по первоначальному смыслу - продолговатый предмет с утолщением на конце, в частности, пригодный для взбалтывания жидкости.) Слово "балта" (ударение на второе "а") в значении "топор" употребляется татарами, в том числе, Каринскими. Можно видеть, что слово "балта" очень похоже (по звучанию и смыслу) на "болт" - принятое у русских название стрелы самострела-арбалета. Известно, что боевые топоры в пылу сражения часто метали в противника на расстояние до 20 метров. Отсюда могло появиться сравнение действия мощной арбалетной стрелы с ударом топора. Поэтому уместно предположить, что "балтавар" (топор-лук) - это булгарское название арбалета. Поищем доказательства этому.
В комментариях к Булгарскому своду "Джагфар Тарихы" читаем: "Тамгой рода булгарских царей - Дуло - был знак Ψ (похожий на букву Пси). А первоначально этот знак был изображением женского духа (алп-бики) любви Туран (!). Позднее в знаке Туран стали видеть изображение "балта" (топор) - и "бэр" (лук) и назвали эту тамгу "балтабэр" (позднее приняло форму "балтавар"), то есть "топорно-лучная". Так как булгары избирали вождей и царей только из рода Дуло, то название тамги - "балтавар" - стало одновременно означать также и "вождь", "правитель".
Почему на тамге Дуло стали видеть именно топор и лук? Да потому, что именно эти предметы в эпоху формирования государственности получили у булгар значение символов царской власти, однако в булгарской геральдике знак означал также и "стрелу" и "крылья". Поэтому некоторые видели в знаке "балтавар" изображение лука и стрелы, а также сокола.
Знак "балтавар" увенчивал древки булгарских знамен и изображался на булгарских монетах. К XV в. эта тамга приобрела более красивую лирообразную форму. Так как Киевская Русь была некогда частью Булгарского государства, да и правящая династия ее - "Рюриковичи" - также являлась ветвью булгарского рода Дуло, то тамга "балтавар" стала гербом Древнерусского государства и Украины под народным названием "трезубца". А находившиеся под влиянием древнекиевской старины большевистские художники развили этот же булгарский знак "балтавар" в изображение "серпа и молота". Интересно, что один из булгарских городов на Украине даже назывался "Балтавар", но к новому времени его название потеряло конечную "р" и приняло форму "Полтава". "Перед смертью Кан Дэрэ велел поставить на своей могиле огромный знак рода Дуло - Балтавар. А выглядит он так: Ψ, где знаком I отмечается топор, а знаком W - лук. Эти предметы считались булгарами символами царской власти..."
Булгарские историки трактуют появление символа следующим образом. "Вначале он был символом самого Тангры (Небо), Бога, который часто принимал вид Солнца (булгары говорили: "Солнце - это око Тангры"). Так что трезубец первоначально символизировал не что иное, как лучи восходящего Солнца. Согласно тенгрианским (доисламским) мифам булгар, трезубец был самым страшным молниеударным оружием. Простые булгары называли трезубец "бэрэнджар" ("баранья голова"), "эщтэк" ("иштяк") или "байсанак" ("большое копье"), "хазар" ("вожак стада") и т.д. В трезубце видели изображение лука и стрелы, рогов хазара, полумесяца, бунчука и пр. После того, как Волжская Булгария в 922 г. приняла ислам в качестве государственной религии, мусульманские правоведы выступили за полный запрет старых государственных символов - пережитков языческих времен. Некоторое время булгарским царям удавалось сохранять трезубец - балтавар, но к концу X века он перестает быть официальным гербом Волжской Булгарии и позднее присваивается - в качестве тамги - одной из 12 провинций Булгарии".
Балтавар как титул царя волжских булгар засвидетельстован арабским дипломатом Ибн Фадланом в его описании поездки на Волгу к "царю славян" в 922 году. Появление трезубца в Киеве объяснено тем, что Киевские князья были из рода Дуло. Далее, важнейший символ был подарен одной из провинций - Тубджак (Казахстан), а похожий - Нукрату-Вятке, населённой преимущественно русскими. Довольно странно, что правители булгар разбрасывались своими родовыми символами направо и налево. Обратим внимание, что балтавар считался грозным оружием.
В БСЭ читаем: "Арбалет (франц. arbalete, от поздне-лат. arcuballista: лат. arcus - лук и ballista - метательный снаряд), метательное оружие, распространённое в западноевропейских странах в средние века...". В английском языке - crossbow (крест-лук). В германских языках это слово также состоит из двух частей, при этом одна из них - book - очень напоминает наше "лук". Если части в слове ар-балет поменять местами, то получим "балет-ар", что довольно близко к знакомому нам слову "балтавар". Итак, балтавар - это и есть арбалет, - разящее оружие небесного бога Тенгри (становится понятно появление руки, выглядывающей из облака).
В ДТ своеобразно изложена ранняя история города Киева, вдаваться в которую мы не будем.
Печать Святослава Игоревича. Киев, до 972 г.
Интересно, что на ней просматривается небольшой крестик, хотя этот князь считается язычником. Возможно, в действительности это не крест, а стрела с оперением.
Трезубец на сребренике Владимира Святославича, крестителя Руси.
Фигура состоит из двух или даже трёх элементов (третий - тонкая стрела поверх корпуса?).
Монета Ярослава Мудрого.
Здесь трезубец вновь предстаёт цельной конструкцией.
Первым достоверно известным гербом Киева был лук со стрелой (или двумя стрелами), который натягивали две руки, высунувшиеся из облаков. Существовал он во времена Магдебургского права, начиная с XV века, и использовался до XVII.
Герб Киева из западно-европейского справочника 16 века.
С 1630 года в центре щита стали изображать самострел, поддерживаемый одной рукой. Лук-самострел фигурировал на печатях городских органов самоуправления, им маркировали лучшие изделия местных ремесленников.
Печать киевского магистрата. Первая половина XVII века.
Малый герб Украинской народной республики 1918 год.
Традиционный символ Рюриковичей - "трезубец" можно трактовать как видоизменённый (орнаментированный) арбалет.
Пряжка
Археолог А. Спицин на Буйском городище железного века (у Буйского перевоза через Вятку - между Нолинском и Уржумом) обнаружил бронзовую прорезную бляшку в виде скифского лука. Аналогичные бронзовые модели луков находятся в археологических памятниках скифско-сарматского времени. Появление у нас главного символа скифского мира - натянутого лука со стрелой, явилось следствием культурного влияния скифо-сарматов на своих соседей финно-угров. Скифы жили до 3 века н. э. и были отличными конными лучниками. Предполагают, что при стрельбе на скаку они иногда использовали предварительно натянутые луки - арбалеты. Бронзовая пряжка по форме определённо напоминает рассматриваемый "Булгаро-Киево-Вятский" герб.
Тамги гуннов и чингисидов.
Итак, в основе Киевского и Вятского герба лежал один и тот же символ, но как он первоначально выглядел, и что обозначал, - сказать с полной уверенностью сложно. Можно предположить следующее. Символ-тамга рода Дуло пришел с востока с вождями гуннов. Некоторое время в 4 веке они жили в Прикамье, где соединились с местной правящей верхушкой, а затем большая часть их ушла в Причерноморье. Отдельное войско во главе с сыном вождя гуннов Одином-Вотаном подалось на север Европы и стало основой династий государств скандинавов. На Вятке (страна Ванов и Асгард) продолжали жить братья Одина, возможно, вследствие этого регион сохранил родовой символ. В 9 веке оскандинавившиеся русы Рюрика пришли в Ладогу и далее попали в Киев. Так можно объяснить древние связи Вятки, Киева, Булгара и Скандинавских династий (символ в виде лука или сокола встречается и у них). В тамге Дуло можно усмотреть древнейший языческий символ единения мужского и женского начал. Его можно трактовать и как крест с полумесяцем или звезда-солнце с луной. С распространением арбалетов древний символ мог трансформироваться в его изображение.
У казахов известен традиционный орнамент Качкар - "рога барана". Тот факт, что у Нукрата-Вятки и Тубджака (Казахстана) были тамги схожие с Дуло, дает основание полагать, что у вятчан он так же звался Качкар или Кошкар.
Примечание*. Помимо рассмотренной печати, существует изображение Вятского символа на царском саадачном покровце начала 17 века. (Саадак - монголо-татарская приседельная сумка для стрел.) Здесь, помимо лука, похожего на тот, что на печати, имеется рукавица-доспех. Крест впервые появляется уже в конце 17 века. Кроме столичных архивов при выдумывании городских гербов использовали анкеты, разосланные по провинциям, в которых были заданы вопросы о примечательности данного поселения. С вятских городов шли отписки чиновников: за давностью лет все бумаги утеряны, а устных преданий не знаем.
Оттиск печати Грозного на грамоте в Стокгольме.
Если внимательно рассмотреть приведенную выше печать 16 века, то на ней можно увидеть много интересного. В частности, на гербе Москвы (нагрудник орла в центре) всадник на коне - голый! По общепринятым легендам это Григорий Победоносец, поражающий змея. Тогда как данное изображение более походит на упомянутого голого казака. А вот эмблемой разгромленного ещё в 13 веке Черниговского княжества является кривая татарская сабля.
Не повезло с гербом и Великому Новгороду. На сохранившейся новгородской печати XV века представлено первоначальное его изображение. Это степень, - особое возвышение для президиума народного собрания - веча, - являвшегося высшим органом Новгородской феодальной республики, и ораторов, выступавших здесь. Резчик изобразил степень в виде трехъярусного здания с арочными проемами и украшенного сверху шарами. На степень положен жезл-посох в виде вытянутой буквы Т. Жезл - символ власти, его носил избираемый вече посадник - глава гражданской администрации. Такой герб-печать выражал древнее народоправство. Другими словами, на печати Новгорода была трибуна для выступления оратора и одновременно восседания важнейших лиц городской администрации, причём, жезл очень смахивает на известный нам символ власти трезубец-балтавар. На печати Ивана Грозного по ступенькам "степени" взбирается какая-то собака, а рядом на задних лапах стоит медведь. Позже коты-учёные чиновники-геральдмейстеры превратили трибуну в кресло, а для кучи добавили рыбок в пруду.
Примечание**. Предвидя законные возражения, спешу сделать важное замечание. Дело в том, что для охоты на мелких зверей и птиц использовались тупые стрелы без наконечника (в том числе и при стрельбе из арбалетов). Разумеется, в 16 веке кому-то хотелось представить вятчан безобидными охотниками, но таковыми они не были, - вспомним события 15 века. Даже если на печати изображена охотничья стрела, то сделано это было для того чтобы скрыть корпус арбалета, напоминающей её по форме. Все дальнейшие доводы опровергают возможность появления охотничьего оружия в качестве символа Вятки (см. ниже прим. 3). В частности, рука в доспехе была первоначально непременным атрибутом Вятского герба, что может указывать на обязательность защиты пальцев при взведении данного устройства. Но более вероятно, что рука была добавлена для "равновесия", так как натянутый лук в отличии от арбалета сам по себе быть не может.
Дуга лука изображена на печати поверх "стрелы", что несколько странно, так как обычно, когда лук держат левой рукой, а тетиву и конец стрелы - правой, стрела располагается со стороны стреляющего, а потому видна ему целиком. (walker30.narod.ru/manualbow1.htm) В нашем случае лук, похоже, держит левша, однако, на традиционном варианте герба тетиву удерживает правая рука. Списать это на ошибку гравёра можно, но не слишком ли их много. Отметим, что некоторые типы арбалетов имеют конструкцию, в которой дуга лука врезана сверху в корпус, а не вставлена в прорезь внутри него.
Примечание***. Вятский регион достаточно богат болотными железными рудами. Ещё в прошлом веке на Омутнинском и Белохолуницком заводах существовало производство железа из местной руды (окрестные крестьяне собирали в определённых местах округлые камни и свозили их на завод). Этот немаловажный факт мог иметь значение при выборе Вятки в качестве места проживания русов и новгородцев. Вероятно, не случаен тот факт, что наиболее близко к региону залегания железной руды располагался древний Иднакар на Чепце, раскопки которого выявили развитое производство предметов из железа и стали. При этом многие из них сложной технологии (лезвия сваривались ковкой из трёх слоёв стали). Детали вооружения и конной упряжи мало отличаются от древнерусских, булгарских и кочевнических образцов, но изготовлены на Чепце из местных железных руд. Несмотря на сходство с русской технологией металообработки, Чепецкая культура носит следы изолированности: технологические новинки 13-14 века отсутствуют. Это говорит о занесении на Чепцу (и Вятку) технологий в 10-11 веке и сохранении их до конца существования Иднакара.
Примечание****. В основном тексте летописи название "город Нукрат" практически отсутствует, все действия происходят вокруг Колына. Упомянуты также города Колын-кала (в восточной части провинции), Ар-балик (вблизи Колына) и первый Колын "возле балика Нукрат". Этот Колын более схож с Чуршинской крепостью, а балик Нукрат - с поселением татар Карино-Нукрат. Поэтому отождествление Вятки (Кирова, южные соседи звали его Колын или Колло) с мифическим "городом Нукрат" безосновательно и является поздней аберацией (с 17 века главным городом на Вятке стал Хлынов-Вятка, поэтому все древние события происходившие в других, частью уже заброшенных городах, стали связывать с ним). Поэтому верить дословно приведённому тексу нельзя. Можно лишь сделать простой, но важный вывод: вятчане в 12-16 веках умели метко стрелять, используя для этого, по всей видимости, арбалеты..
Примечание*****. Вот что пишет А. Андреев. "Менее скорострельными, зато более точными и дальнобойными были арбалеты, или по-русски - самострелы, появившиеся на Руси во второй половине XII века. Они представляли собой усовершенствованные луки, вставленные в раму с желобом для стрел. Чтобы натянуть тетиву, которая была гораздо туже, чем у обычного лука, использовался рычаг или ворот. Стреляя из самострела стрелой с бронебойным наконечником, можно было пробить даже самые тяжелые рыцарские латы. Различных форм наконечники стрел и для стрельбы из лука и арбалетные - нередкая находка в новгородском культурном слое. ... Новгородские ушкуйники были хорошо вооружены, по крайней мере, та их часть, что возглавляла походы. Слово "ушкуйники" в новгородских источниках почти не встречается. Так жители Поволжья называли новгородцев, отправлявшихся за добычей на легких гребных судах - ушкуях".
2. ЛЕТОПИСЬ ДЖАГФАРА
"В 816 году отряд Будима, действуя по приказу балтавара (правителя булгар), овладел галиджийской областью (нормано-русской, Новгородской). Балтавар был так доволен этим, что назначил бояра тарханом покоренного Балына (северная Русь). Будим восстановил Галидж и Урус (Ладога и Ст. Руса) и с разрешения Айдара, целиком доверявшего ему, построил Шамлын (Смоленск), Джир (Ростов) и Мен (Минск). Мен был назван так потому, что здесь собиралась тысяча балынских ульчийцев-воинов для обеспечения джиенных поездок Будима по его наместничеству, а свое тарханство он именовал "Ак Урус" (Белая Русь, снежная) - для отличия от урусской области в Кара-Булгаре (Киевская Русь в составе Великой Булгарии в северном Причерноморье, постепенно ослабевала теснимая хазарами). Такие же тысячи собирались в Галидже, Шамлыне и Джире. И этих воинов называли "ак уруслар" или "уруслар", ибо они служили урусскому бояру... При этом Будим, не доверяя балынцам, нанял тысячу анатышских альманцев (датчан-германцев) и пять тысяч байлакских ульчийцев (польских славян) из племени кулбак. Кулбаков (колбягов) он держал подле себя, а для анатышцев построил крепость Калган на реке Кара-Тун (Таллин зап. Двина). Айдар всячески поощрял деятельность своего бояра, ибо Будим стал присылать ему вдесятеро большую дань".
Будима можно отождествить с известный по Никоновской летописи Вадимом, выступившим против варягов и убитым в 864 году. "Того же лета оскорбишася Новгородцы глаголюще, яко быти нам рабом и много зла всячески пострадати от Рюрика и от рода его. Того же лета уби Рюрик Вадима Храброго и иных многих изби Новгородцев советников его". Колбяги по русским источникам являлись разновидностью варягов, наёмных рыцарей. По ДТ они были западными славянами с южного побережья Балтики (польский Колобжег?) - словенами Новгородскими. Вероятно, произошло столкновение вооружённых группировок за власть в Новгороде и северной Руси. Татищев пишет: "Рюрик убил славянского князя Водима, что в народе смятение сделало. Может сей таков же внук Гостомыслу, старшей дочери сын был, который большее право к наследству имел и из-за того убит." Имя Водим может означать вожак, предводитель. Но есть и некое созвучие с Ватин или вотин, вотский человек, сын вотки (по аналогии с Вотан-Водан). Можно видеть, что правители булгар (и хазар) организовывали власть, используя выходцев из местных племен, а также наёмников германцев-варягов и колбягов.
По ДТ в начале 9 века хазары изгнали булгар и передали Киев (Башту) и Галидж (Урус) под управление норманов-варягов находившихся на их службе (воевода Дир - Джир и наместник Аскольд - Ас-Халиб). За булгарами остались только Чернигов (Кара-джар), Путивль (Хорысдан). Правителю булгар пришлось перебраться на Волгу в район поселения Болгары, где уже обосновались некоторые его родичи с союзниками. Они подчинили северные народы, начав с марийцев, которые, получив некоторую автономию, стали проводниками этой экспансии. Так, если верить этой занятной книжице, в 866 году появилась провинция Бийсу (Вису) - от Белоозера и Костромы до Печоры и Камы. Её центром стал мензель (станция) Ботук на Вятке. Публикаторы ДТ отождествляют его с городом Киров, но вероятно, это было стратегически важное Ковровское городище в устье Моломы.
История крайне противоречива, как и сама ДТ. Разбираться в ней можно бесконечно долго, но сообщения ДТ недвусмысленно говорят, что скандинавы и другие северные народы сыграли весьма существенную роль в создании Волжской Булгарии: из скандинавов и колбягов-славян формировались военно-торговый флот и гарнизоны северных крепостей.
В 882 году Олег (Салахби) скинул в Киеве прохазарскую группировку варягов (Ас-Халиб и Дир). По ДТ он был сыном Рюрика (конунга Эрика) и сидел где-то на верхней Волге (Тимирёво?). Возвёл же он на престол сына балтавара Лачина - Игоря Старого, - князя булгарского рода Дуло. Таким образом, потомки Игоря Киевские каганы-князья были не от Рюрика. Нынешние рюриковичи генетически по мужской линии являются потомками двух родоначальников с различными гаплогруппами N1c и R1a. Можно предположить, что это потомки скандинава Эрика и булгарина Игоря. У рюриковичей N1c есть две разновидности с общим предком времен ВПН. Косвенно это подтверждает версию о происхождении их от вождей племени Ванов (Вотинов), ушедших из Прикамья вместе с Одином-Вотаном, их родичем по матери вотке.
В 922 г. Алмыш (Волжский царь славян и булгар) в пику хазарам вводит новую религию, на средней Волге возникает мусульманское государство. В 924г. умер брат Алмыша - Мардан, ранее правивший на Волге - оставив после себя сына Хаддада. После взятия Игорем Старым Ростова в 925 г., Алмыш отправился туда для наведения порядка. На обратном пути на него напал медведь и он умер. В стране началась смута.
"Мардан был сыном Джилки и мурдаски, а матерью (его сына) Хаддада была буртасская бика Леклек, поэтому он пользовался любовью и доверием как наших буртасских булгар, так и ульчийских мурдасов, которых называли батышцами (вятичами). А это слово получилось от сабанского слова, означавшего "запад", ибо после своего бегства из Буляра мурдасы поселились западнее сабанов...
Хаддад был очень гордым, и когда после смерти Мардана беллакские бии (Беллак и Буртас - провинции к западу от Булгара) предложили ему возглавить их, то отказался и сказал: "Если я и займу какой-либо трон - то только канский". Осенью 930 года, когда возмущение народа правлением Газана достигло предела, он счел удобным моментом для захвата трона и двинулся из своей станции Кубар или Хорысдан на Болгар. Однако переправиться через Идель у Арбуги ему не удалось из-за действий флота Хума (скандинава потомка Эрика), и он отступил в Буртас.
Зимой уже Газан двинулся на него, но Хаддад со своими ближайшими джурами (рыцарями) ушел к батышцам (вятичам на Оке). Те, пораженные великолепием одежд и оружия эмира и его воинов, избрали Хаддада своим беком. В память о своем бегстве Хаддад назвал себя Качкыном, и его род стали называть Качкынами (Кучкины) или Хаддад. Свою столицу, построенную по образцу буртасских городов, он назвал именем своего последнего булгарского пристанища - мензеля Хорысдан. А сам Хаддад Качкын и его потомки были опасны для правителей Булгара и Руси, как принцы дома Дуло и, значит, претенденты на оба трона, поэтому и те, и другие не жалели усилий для искоренения этой булгарской династии".
Мурдасы и близкие им буртасы - славяно-готский анклав на средней Волге (именьковцы). В конце 8 века мурдасы теснимые степняками перебрались на Оку. Часть их еще ранее осела к северу от низовий Камы, потеснив местных финноугров и, может быть, смешавшись с ними. С этого времени Нукрат получает второе имя Вятка (в ДТ окских и вятских обитателей зовут одинаково "батыши", вятичи, что свидетельствует об их родственных связях). Мурдасы, на мой взгляд, от искаженного булгарами "Вартасы, люди живущие в Варте (Варта по славянски петля, излучина реки), - большой речной полуостров в районе Жигулей, место первоначального расселения именьковцев.
Мензель - крупная станция-крепость на большой дороге.
Хорысдан можно отождествить с городом (ис)Коростень (современный Путивль на Украине). Коростень впервые упомянут в 914 году как столица славянского племени древлян. После того, как древляне отказались платить возложенную на них чрезмерную дань и зверски убили киевского князя Игоря, его жена Ольга отомстила древлянам, осадив Коростень и спалив его в 945 году. Здесь имеются три городища той эпохи разной величины. Одно из них связывают с резиденцией князя Мала, возможно, это был родич Хаддада.
Со столицей вятичей сложнее, историки до сих пор не пришли к единому мнению, но по некоторым приметам это мог быть город упомянутый в "Поучении Монамаха": "А в Вятиче ходихом по две зиме, на Ходоту и на сына его, и ко Корьдну ходихе а ю (в первую) зиму. И паки (опять) по Изяславичихе и за Микулинъ и не постигохом их." - Около 1088 года Киевский князь Владимир Монамах ходил (неоднократно) на взбунтовавшегося вятичского правителя Ходоту, в первую зиму на его главную крепость, а затем преследовал войско. Обычно этот город в земле вятичей расшифровывают как "Коръдень" или "Коръдно", но если учесть сообщение ДТ, то название столицы правителя вятичей князя из рода Ходоты-Хаддада было аналогично старому древлянскому Коростень (Хорысдан). Этот летописный город неотождествлён пока с каким-либо известным Вятичским городищем. Этимология названия Коростень непонятна, зато смысл Хорысдан более прозрачен - стоянка (лагерь) некого "Хоры". По словам комментатора ДТ, городок Хорысдан (до потери Киева) был "летней ставкой кана". По-булгарски город звали "Батавыл" (Путивль), - княжеская ставка. То есть, Коростень-Хорысдан - слово не булгарского происхождения. Так как это название легко переносилось с места на место вместе с дружиной князя Хаддада, то более вероятно, что оно не связано с каким-то конкретным именем, а означает что-то иное. Древнеиндоевропейское sthanam - "место, место пребывания", др.-перс. stana - "стойка, место, стойло". На Руси в 11-17 вв. "стан" - название военного лагеря, который обычно разбивался на возвышенном месте и укреплялся повозками, тыном, реже рвом и земляным валом (БСЭ). Если принять во внимание, что в древнегерманских языках словом "хари", как уже говорилось, называли войско (в древнескандинавском herr - войско, народ), то название - Хар(ъ)стан - означает "Место пребывания войска" или "Военный городок" (князя и его дружины).
В 964 году Святослав-Барыс сговорился с булгарами и волжскими русами о нападении на Хазарию. "На обратном пути Барыс выбил сына Хаддада Алыпа из Кана (Муром). В ответ тот прислал ему письмо, в котором сообщил: Батышцев (вятичей) считают народом, образовавшимся вследствие смешения ульчийцев и мурдасов (славян и именьковцев). На самом деле батышцы являются потомками мурдасов и садумского (скандинавского) племени Худ, некогда владевшим Русью (Киевской). Поэтому он, Алып, имеет больше прав быть улубием Руси, чем Барыс, и постарается при случае их осуществить".
Становиться понятным возвышении Вятичской земли в 10 веке и её борьба с Киевом. Правители славян-вятичей по происхождению были из булгарской (гунской) династии, с примесью именьковцев (славян и остготов) по женской линии. Судя по ДТ, конунг Худ и его дружина сыграли важную роль в истории Вост. Европы.
В 911 году сын Аскольда - верный хазарам Худ - захватил Киев и освободил содержавшегося там под стражей Игоря Старого. Конунг Олег (Вещий), верный Булгару, едва ушел на Волгу в Ростов. После набега в 912г. на исламские области Закавказья, в виду нападения огузов на Переволоке в Дон, Худу пришлось уходить в обход вверх по Волге. Датчанин Худ имел 5 тысяч отлично вооруженных воинов, но у Болгара его поджидал на своих судах Олег. Только одному кораблю датчан удалось прорваться и с помощью Волжских русов обходным северным путем уйти на родину в Скандинавию, - остальные были либо потоплены, либо причалили к берегу. Всего на берег сошло 3 тысячи скандов и Новгородских словен. Большинство их были перебиты, в том числе и сам Худ. Олег вскоре овладел Киевом и взял в жены вдову Худа датчанку Ольгу. Хаддад считал вятичей потомками мурдасов и датчан ("саддумцев племени Худ"), видимо, часть дружины Худа уцелела и осталась жить на Оке в Мурдасии, стране вятичей. Среди них были и западные славяне, отсюда в летопись попала легенда о происхождении вятичей от ляхов (это подтверждают вятичские топонимы Домагощ и Радогощ).
О местоположении главной военной крепости вятичей в 10-11 веках можно сказать следующее. Основная опасность в это время была со стороны Киевских и Черниговских князей, а следовательно, пограничный военный городок должен был находиться на пути от Киева на северо-восток к земле Вятичей. При этом первую часть этого пути войско Киевских князей наверняка совершало в судах вверх по Десне и одному из её восточных притоков.
Город Карачев (районный центр в Брянской обл.) расположен на правом (северном) берегу р. Снежеть (притока Десны). Известно, что через Карачев шли основные пути набегов на вятичей Киевских и Черниговских князей, именно здесь на крайнем юго-западе Вятической земли мог располагаться Харъстан. Древнее крупное городище вятичей (площадью 6 га, в плане округлый квадрат) расположено в центре современного города, на возвышенном берегу реки Снежеть (10 м). Этот город имел два въезда: с юга со стороны реки, и с востока (мост через ров-овраг). Река Снежеть возле Карачева имеет ширину 12 м и глубину 1 м, а чуть выше - превращается в ручей непригодный для всякого судоходства. К востоку от её истока через километровый водораздел начинается бассейн реки Оки, по притокам которой можно было сплавиться к важным городам вятичей (в частности, Хотимль и Козельск). Обратим внимание на близость звучания Карач с названиями Гарачцы, так в ДТ называют северных финноугорских соседей булгар, а также часть нукратцев-вятчан. Во 2 части обосновывалась версия переселения в 9 веке населения низовий Вятки (славяно-вотских метисов и угров) вслед за именьковцами на Оку.
Княжество древних вятичей иногда отождествляют с легендарной третьей Русью - Арсания-Вантит - в описании арабов (две другие - Куяба-Киев и Славия-Новгород). "Хордаб - большой город и место пребывания царя". "Артаб - город, где убивают всякого чужестранца и откуда вывозят очень ценные клинки для мечей и мечи, которые можно согнуть вдвое". Известно такде, что из Арты вывозили ценные меха. Названный экспорт с Оки маловероятен. В этом плане Арсания более походит на огромную северную страну Биармию-Пермь (она же Вису-Бийсу) с ее пушными богатствами. Биармия современными скандинавами расшифровывается как медвежья страна. На санскрите медведь - бхарука, др. немецком - бер (бурый, Берлин, Берн), англосаксонском - бера, скандинавском - бьорн, ирландском - биар, др. славянском (русском) - бер (отсюда наше "берлога", медвежья нора). Биар-ма - земля медведей (ма- земля на многих языках). Медведь был тотемным зверем-божеством у финских народов. Северные русские по происхождению славяно-финны.
С другой стороны, с древнеперсидского "арса" переводится как "медведь" (по-латыни урсус), то есть, Арсания - это перевод с Биармии - "медвежья страна". Город-порт Уртаб мог быть на крайнем севере (побережье океана) в пограничье со скандинавами, от которых в Артанию попадало олово и франкские мечи. Вантит мог поначалу находиться где-то вблизи устья Камы, но был перенесен на запад ближе к Оке в период переселения вятских финноугров и потомков именьковцев. Русы-торговцы бывавшие в Булгаре, действовали на обширной северной территории, создавая для арабов представление о некой единой Третьей Руси. На деле это был на тот момент конгломерат протогосударственных образований славянских и финноугорских народов. Связи двух вятских анклавов поддерживались в течении веков, но это были, все-таки, разные территориальные образования.
"Долгое время труднодоступность Батыша спасала дом Качкынов. Однако в 964 году Барыс отнял у них Кан (Муром), а в 1088 году канские батышцы отняли у Батыша и Кисанскую область (Рязань). Наконец, в 1112 году Булымер-Карак (Владимир Мономах) штурмом взял Хорысдан в отместку за приют, данный Качкынами куманам Шарыхана, и оставил последнему потомку Мардана Хаддад-Шамгуну лишь небольшую часть Кортджака (окрестности Москвы). Еще раньше, в 1088 году, в этой округе Ахад Мосха поставил с разрешения Батыш-Шамгуна крепость Мосха (Москва-Кучков)... Потом сын Хаддад-Шамгуна Кучак (Кучко Степан Иванович?) надумал бежать в Булгар... и также получил прозвище Качкын. У Кучака были сыновья Яхам и Аслан от сакланской бики и дочь Банат от батышки. На ней женился балынский бек Хан-Тюряй (Андрей Боголюбский) и имел от нее сына Кинзяслапа".
Из нашей летописи известно, что в 982 году князь Владимир переселил "лучших мужей" из кривичей, вятичей, новгородцев и чуди в строящиеся города на южной границе княжества, по р.Стугне и Суле. В 1097 на съезде русских князей в Любече территория вятичей была утверждена за сыновьями Святослава Ярославича, как часть Черниговского княжества. Под 1146 годом названы два вятичских города Козельск (сюда бежал Святослав Ольгович) и Дедославль (здесь собрались вятичи, решившие воевать со Святославом).
В конце 11 века вятичи потеряли верховья Оки, территория независимого княжества уменьшалась и смещалась на северо-восток. Крупным городом вятичей в этот период являлось недавно раскопанное городище на реке Москве (выше Столицы), существовавшее до середины 12 века. Этот район заселялся вятичами отступающими от киевских князей (многие городки южнее были сожжены в конце 10 века). В культурном слое поселения было найдено множество славянских, финских, балтских украшений XI-ХII веков, скандинавские фибула и тордированная гривна, а также серебряный саксонский денарий.
Пограничными крепостями в последний период существования Вятичского государства могли быть Козельск и Калуга. Детинец Козельска представлял собой крепость (овал, около 5 га) почти со всех сторон окружённую откосами речных берегов; лишь с севера имелся проход на посад, в этом промежутке шириной около 30 м и происходило основное сражение горожан с монголо-татарским воинством зимой 1238 года.
Рядом с современной Калугой есть три древних городища, одно из них, - у д. Ждамирово, - небольшое, на возвышении, хорошо укреплённое. Возможно это был родовой замок. Третье городище - заречный укреплённый посад на холме. Подобное сочетание городов и замков характерное для вятической земли (оно существовало в основном после присоединения к Киевской Руси) говорит о сложных отношениях населения с властью.
Видимо, решающие столкновения произошли в 40-е годы 12 века, вятичи потерпели поражение, их государство окончательно раздробилось и стало добычей соседей - русских князей из Чернигова, Рязани и Владимира. После этого их правители с остатками дружин разбрелись по сторонам, некоторые перебрались в Булгарию, где, если верить ДТ, занимались резьбой по камню и торговлей в далёкой Сибири.
"А потомки еще двух сыновей Хаддад-Шамгуна - Ислам-Батыша и Байтугана - жили в Булгаре. Они переселились в Булгар, не выдержав унижений, и занимались здесь торговлей в северных землях Державы. Батыш вначале торговал к востоку от Бийсу, на реке Шегор...". Далее подробно описаны плавания его в Сибирь до Енисея и походы его сына Гусмана до Ишима и Иртыша (за 500 лет до Ермака!) с разметкой границ новых владений, по пути он давал названия рекам и отмечал их на бересте. (Заметим, что ряд Вятских и Камских гидронимов имеют аналоги на Таймыре и в бассейне Енисея.) Но о том, где у этих первопроходцев была своя родовая гавань, - молчок.
Однако можно предположить, что они осели на Вятке, которая, возможно, в прошлом была восточной частью их владений. По преданиям на вершине Чуршинского холма (имевшего также название Богатырская Гора) стоял Дворец, то есть замок знатного феодала. По ДТ вятский правитель Мер-Чура (имя намекает на связь с Чуршой) получил тамгу первейшего булгарского правящего рода Дуло - Балуанскую (Богатырскую) тамгу - Балтавар. С чего бы это булгарским канам разбрасываться родовыми гербами?! Нет, этот герб беглый вятичский князь носил по праву своего родства. По понятным соображениям (лишние претенденты на престол под боком), эти факты ДТ замалчивает, ограничиваясь безобидными рассказами. Понятна теперь и "путаница" Чурши с Колыном, - этим названием, относящимся к городу в устье Моломы, прикрывают расположение резиденции Мер-Чуры.
Становится понятной и причина походов на Вятку русских князей и булгар начиная с 1175 года: те и другие не жалели усилий для искоренения этой булгарской династии, одним из потомков которой был Мер-Чура. Его дружина, по всей видимости, состояла из берладников и московских вятичей (см. 2 часть). Как сказано в ДТ, Мер-Чуру с его воинами до 1183 года держали в Билярской тюрьме, во время восстания горожан они были освобождены и возглавили оборону города от русских.
Примечание*.
Как ни странно, у вятичей-язычников были популярны символы в виде крестов.
Характерный вятичский крестик, аналоги нашли на Вятском городище Никульчино. Просматривается сочетание равностороннего креста с шариками как на Вятском гербе.
3. НЕКОТОРЫЕ ВАЖНЫЕ МОМЕНТЫ
Итак, во второй половине 12 века несколько сотен вятичей (в основном воинов) укрылись на севере Булгарии, основав колонию с замком на Чуршинском городище и городом поблизости (Слободской-Кошкаров). Таким образом, после всех сомнений мы возвращаемся к первоначальной гипотезе о приходе на Вятку в 12 веке нескольких сотен вятичских дружинников (язычников). Тёмная страница Вятской истории осветилась: Историю страны Вятской начали не безвестные разбойники и беглые холопы, а профессиональные воины-рыцари. Перечислим свидетельства в пользу этого и попутно отметим наиболее важные следствия.
1. В "Повести о стране Вятской" главная крепость на Вятке названа "Болванский городок". Чуршинское городище имело в народе второе название "Богатырская Гора". Герб рода Дуло назван в ДТ "Балуанской тамгой"; "балуан" переводится как "богатырь" (из словаря Фасмера: казах. palvan, balvan - борец, силач, герой, тур. pahlivan, pahlavan - то же, вост.-тюрк., тар., узб. palvan - то же, которое заимств. из перс. pahlivan - герой, борец). Вятские богатыри по преданию перебрасывались друг с другом между своих городков палицами. На мой взгляд, это пустое с виду занятие напоминает стрельбу из арбалета-балтавара на большие расстояния, в легендах они сильно преувеличены. Замечу, что наиболее массивные арбалетные стрелы по форме напоминают палицы (палка с наболдашником). Нельзя исключить, что в предании отражены рассказы о больших арбалетах-балистах, известных по летописям еще у половцев. К нам эти легенды могли попасть от контактировавших с ними берладников.
2. Схожесть имени Мер-Чура и Чуршин городок. Заметим, что "Мер" соответствует окончанию имени Владимир в древнерусском варианте "Владимеръ", вероятно, оно происходит от скандинавского имени Мар, marr - слава. В ДТ таким именем назван предводитель бурджан (беженцев из Хазарии) основавший в середине 8 века городок Мар-дуан; при этом жившие здесь до того мурдасы (именьковцы) были разгромлены и бежали в верховья Оки (часть их еще ранее перебралась за Каму в низовья Вятки). Возможно, Мардуан был городом мурдасов (сходство звучания), в правящем слое которых играли важную роль остготы. Поэтому Мардуан это "Marr-town" можно перевести не только как "Город Мара", но и как "Славный Город". В конце 9 века Мардуан был захвачен днепровскими булгарами и переименован в Булгар. "Чура" может быть выведен от тюркского слова "воин". Таким образом, Мер-чура означает "Славный (знатный) воин".
3. Потомоки из рода Ходоты-Хаддада действовали к востоку от Бийсу, то есть к востоку от известного булгарам пути на север через среднюю Вятку. Верховья Вятки выше устья Моломы никак не упоминаются, а ведь там по археологии была отдельная Никульчинская волость с пятью городками. В документах 16 века Вятку иногда называют княжеством, то есть, территорией управляли некие князья, не факт, что Каринские.
4. Схожесть внутривальных конструкций ранней Москвы и Слободского - очень важное подтверждение переселения к нам древних вятичей. Крюковые (хаковые) конструкции вала Москвы начала 12 века характерны для Польских городов 10 века (в ПВЛ вятичи были от рода ляхов). Это новшество на Руси того периода препятствовало осыпанию и сползанию вала, сохраняло его крутизну, а по мнению некоторых археологов, представляло собой собственно древо-земляную стену (см. 1 часть ИСВ). Добавим сюда же схожесть полуземлянок ранних поселений на территории городища Никульчино с вятичскими. Кроме того, Микулицын в 14 веке, как некоторые городки вятичей 12-го, был застроен "жилыми стенами". Указанные сходства (помимо первого) еще более выражены с городками юго-западной Киевской Руси. Вероятно, они попали на Вятку с берладниками, оставившими свой след и на Оке.
Некоторые наконечники стрел с Вятских городищ также имеют сходство с Вятичскими. Главным доказательством проживания вятичей считается обнаружение характерных женских украшений, - семилопастных височных колец. У нас на Вятке таких находок пока мало (две), но, во-первых, раскопано ещё далеко не всё, а, во-вторых, сюда прибывали в основном воины-мужчины. Вообще, легко заметить, что с Оки до Вятки прямой путь по полноводным рекам.
Семилопастное височное кольцо (вятичское), 10-12 век
5. Напомню о сходстве описаний Чуршинского городища с Чертовым городищем в окрестностях Козельска и Калуги, - предполагаемым культовым местом древних вятичей. По рассказам, там, как и у нас, на вершине холма стоял некий вдруг исчезнувший Дворец (два источника конца 19-го века одинаково описывают на вершине холма подобие какого-то дома), а внутри холма, якобы, существовали подземные ходы.
6. С. Ухов указал на редкий скандинавский гидроним Гостиладор ("Место загрузки купцов" перевел он) к северу от верховий Вятки, как вероятный перевалочный пункт викингов или новгородцев 8-11 веков на северном торговом пути через Вятку. Заметим, что это альтернативный двум другим известным путям из Внутренней Булгарии на север - по Каме и Моломе. Контролировать его могли только хозяева Чуршинской крепости.
В этой связи интересно отметить, что упоминаемый в сагах город Алаборг (где-то в далёкой Биармии) можно отождествить с Чертовым городищем возле Елабуги, другое название которого - Суддум - совпадает с "Саддумом" (Скандинавия) из ДТ. То есть, Алабуга-Алаборг была скандинавской крепостью. (В.Тукмачев)
Попутно можно отметить ситуацию с главным Булгарским и Казанским символом - Барадж - исламо-булгарское (массагетско-бурджанское по происхождению) название шумеро-булгарского алпа-царя Мардукана, имевшего вид крылатого и иногда змеехвостого дракона. Происхождение названия "Барадж" туманное, булгары чаще называли своего Дракона Леу (печать), Зилан (белая змея), Трак, Ельбеген (многоголовый дракон). Особо древних булгарских изображений Бараджа нет, зато явно похожее на дракона можно видеть на стене церкви Покрова на Нерли и других храмах Владимирской Руси, а также на гербах Уэлса и Тюдоров.