Уникумы. Часть 1
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
УНИКУМЫ - УНИКАЛЬНЫЕ ЕВРЕИ ("КАКИЕ ЛЮДИ!")
Если вынести "за скобки" упоминание о ещё живущих людях, то это, плюс ко всему, - КНИГА МОЕЙ ПАМЯТИ...
СОДЕРЖАНИЕ
Первое предисловие.
В моём преклонном возрасте, когда я "собираю" этот опус - можно быть наивным и сумасшедшим, но не самоубийцей - я только выполняю свой долг перед своим народом и перед самим собой в той незначительной части на что я способен. Кто-то посмеётся, а, вдруг, кто-то призадумается...
Во времена советской власти, я, как и многие другие евреи, были лишены познания истоков своей истории и культуры, мало что знали о жизнедеятельности и судьбе своих соплеменников. Не знали своего языка - идиш и, тем более, ни литературы на нём, ни музыки, ни песен.
В какой-то степени (по крайней мере, для себя ), я пытаюсь восполнить этот пробел, хотя бы в простом фамильном перечне...
Реалисты-моралисты, разные ортодоксы и оригиналы - можете не замечать "примитивный" по структуре, но поучительный по содержанию мой бескорыстный, хотя и компилятивный многолетний труд. Я абсолютный не профессионал исследователь или литератор, не ищу каких-либо преференций или оценки сделанной примитивно работы. Я делаю то, что подсказала моя совесть, мой жизненный опыт со сложившимися давно взглядами и ни на кого не киваю и не оглядываюсь. И считаю, что при всех недостатках данной работы, делаю благое дело - ОТДАЮ ДОЛГ ПАМЯТИ, хотя бы тем, кого сумел вычитать в СМИ. Можете надо мной посмеяться - я не обижусь...
Напомню моим читателям, что в данной работе много фамилий повторяются - из упоминаемых ранее в моих опусах, но это ничуть не преуменьшает морального значения ваших действий. Лишнего повода для поминания не бывает.
И если не мы, не вы, - то кто ж тогда произнесёт про себя или вслух имя и фамилию ушедшего человека, особенного того, о ком не вспоминают по каким-то юбилейным датам!?
И то, что речь идёт в большинстве своём о евреях ( нас погибало на протяжении веков несравненно больше к общему числу живущих) - это не "ущемление", в данном случае, ушедших других национальностей.
Даже исходя из случайно собранных здесь фамилий разных времён и мест пребывания, - евреям нечего принижать чувство собственного достоинства.
И даже во время мировых катаклизмов и других трагических событиях евреи не отсиживались за чужими спинами, а воевали и вкалывали в тылу ничуть не меньше аборигенов (если не больше!)
Представьте себе, что, если выбросить всё то. что "натворили" евреи за многие века (и не только в России) из мировой культуры то, что останется!?. А если бы евреев не изгоняли, не подвергали инквизиции, не уничтожали поголовно в концлагерях и крематориях!!! Редкий потенциал народа.
Я не вдаюсь в полемику о нужности или ненужности затеянной мною данной работы. Каждый человек волен выбирать то, что ему ближе по душе (естественно, при определённых условиях) и то, что он физически в состоянии выполнить.
И наивное обращение к возможному читателю: "Я не призываю никого читать подряд весь список фамилий, который оказался в этой объёмной КНИГЕ ПАМЯТИ. Но, может быть, пробегая глазами по череде этих имён, вдруг, вас заинтересует судьба одного или нескольких как ушедших, так ещё и живущих людей, и вы "попросите" Интернет рассказать вам о них более подробно, - то вы не только отдадите ДОЛГ ПАМЯТИ, но и узнаете много интересного и любопытного". И не удивляйтесь повторам - вам зачтётся!
Понятно, что за "скобками" моей работы остаются многие-многие уникумы, как представители человеческой породы. Надо иметь в виду то, что вряд ли их кто-нибудь вспомнит и озвучит в какой-либо доступной форме. Эти имена "утонули" в беспощадной истории времени - эти кладбища фамилий сметены временем в небытие, как были уничтожены еврейские кладбища в период Холокоста и советской власти.
К великому сожалению, списки фамилий лиц, выбранных мною из опубликованных Центром генеалогических исследований, которые были репрессированы советской властью, намного превышают перечень фамилий, посвятивших себя творчеству во многих областях жизнедеятельности.
Вписывать фамилии узников ГУЛАГа и "просто" расстрелянных (ВМН) я закончил на букве "З", считая, что "просто" не могу физически сделать хотя бы по малости больше.
Тем не менее, каждый, при желании, может это сделать самостоятельно, и это было бы похвально и "ВОЗДАСТЬСЯ!"
Почётно публично ("оптом") оказывать поминание уже покинувших этот мир, в том числе, погибших в неправедных войнах, конфликтах, - в дни государственных дат и праздников, когда массово демонстрируется всеобщая скорбь.
Гораздо справедливее поминание такое, как мы оказываем своим родным и близким, называя их (про себя, или вслух) поимённо. То же самое предпочтительнее делать, зачитывая на массовых мероприятиях, используя материалы Книг памяти, Мемориалов. Некрополей и т.п.
Никому ничего не навязываю. Для меня компиляция этой книги - лишний повод "цепляться" за продолжение весьма порядочной (буквально тоже) совей жизни. Хотя и, якобы, не очень продуктивно-эффективной, но в меру своих сил и небольших способностей. Надеюсь, что делаю полезное дело, хотя и сознаю, что некоторые люди отнесутся весьма скептически к нему.
Естественно, что жизнь, а значит любая биография человека намного богаче событиями и деяниями, о которых, в силу объективных технических и физических причин, я не могу описать. Нескончаемый поток ушедших имён и все заслуживают хотя бы упоминания, так же. как живущих для побуждения к дальнейшей плодотворной жизнедеятельности.
Жаль, что за каждой здесь указанной фамилией, при нажатии "клика", не открывается, как в Википедии или ей подобной, подробная биография человека.
Сконцентрированные в этой работе биобиблиографические данные, свидетельствуют о максимальном многообразии жизнедеятельности и отдачи евреев во всех областях человеческой жизни.
Некоторые скептики-антисемиты утверждают, что евреев-гениев 1-го ряда нет, в отличии от французов, англичан, германцев, русских, итальянцев...
Они "забыли" об авторе Библии, о К.МАРКСЕ, о "мелком воришке" А.ЭЙНШТЕЙНЕ, о "путаннике" З.ФРЕЙДЕ и др. Они умалчивают о том, что без 2-го, 3-го и т.д. рядов не было бы и 1-го ряда. Они умалчивают то, что евреев намного меньше, чем других "титульных" народов и то, что евреи на протяжении многих веков подвергались гонениям, пленениям, изгнаниям, физическому уничтожению, инквизиции, ассимиляции.
В алфавитный перечень фамилий "вкраплены" отдельные сведения о странах, религиях, организациях и т.п., прямо или косвенно связанных с еврейской тематикой.
Кто-то скажет: "Одного перечня недостаточно". Но и это, по моему мнению, шажочек к справедливости, к восстановлению звучания имени и фамилии в пространстве и атмосфере ЗЕМЛИ и мироздания.
Я, конечно, повторяюсь, но приводимая здесь малая толика того неисчислимого "мартиролога", которая образовалась за многие тысячелетия, меня, менее, чем более удовлетворяет тем, что мне самому удалось произнести вслух и перенести на бумагу и в Интернет несколько тысяч фамилий, достойных того. чтобы их вспомнить лишний (не лишний) раз, хотя бы мною - в единственном числе. Кто может сделать в более совершенном и оригинальном варианте - буду рад приветствовать и уважать за проявленную бескорыстную ПАМЯТЬ.
Невозможно себе представить - сколько на протяжении веков было загублено человеческих жизней, но только евреев уничтожали за то, что они евреи. Почти по всему миру закопаны еврейские останки, о которых мало кто сейчас помнит...
Прошу иметь в виду, что никого из ещё живущих, которые упоминаются здесь, в списках, я не "хороню" ранее им положенного времени. Живите дольше!
Спасибо САМИЗДАТУ за предоставления "территории" для публикации, иначе некому бы было "кликать" то, кого я предложил для упоминаний - здесь.
А то, что изложено всё довольно примитивно и кратко - пусть вас не особенно удручает. Главное - ПОМЯНУТЬ! (Можно и с рюмочкой!)
Если истина в вине - сколько истин есть во мне? Все мы смертны и это по теории относительности - абсолютная истина.
И однозначно - каждый по своему с ума сходит... и "Суета сует - всё суета".
ЧАСТЬ 1
О-ГЛАВ-ЛЕНЬ-Е
Предисловие - 2
"100 великих евреев" М.ШАПИРО
Что придумали евреи
Изобретатели-евреи сверх оружия
Советские евреи изобретатели оружия
Изобретатели евреи оружия других стран, в том числе Израиля
Израильтяне-оружейники
Компьютерщики
Израильские изобретатели
Общие сведения о Нобелевской премии
Евреи - Нобелевские лауреаты (фото)
Спорные данные о еврейском происхождении лауреатов
Не получившие премии
Другие премии
Герои без Звёзд
Мой "куций" список уникальных евреев так называемого 2-го ряда, без надлежащих подробностей. Остаётся "за скобками" мой же список великих евреев 1-го ряда, в который, моему мнению, должны быть включены: МОИСЕЙ, ХРИСТОС, СПИНОЗА, КОЛУМБ, СЕРВАНТЕС, ГЕЙНЕ, ГАОН, МЕНДЕЛЬСОН МОЗЕС, МАРКС, БИЗЕ, ЭЙНШТЕЙН, ФРЕЙД.
А
Б
В
Г
Д
Е, Ё
Ж
З
И
ЧАСТЬ 2-я
К - Я
Смешанные браки, полукровки
Как Сталин спасал евреев (МАРК СОЛОНИН)
Политики
Криминал
Хронология - СКАЛИГЕР - ВЕЛИКОВСКИЙ - ГАБОВИЧ - ФОМЕНКО
РПЦ, царь
Памятники
Разное (афоризмы, мысли и пр.)
Второе предисловие (продолжение)
Ещё раз напомню слова ГЁТЕ: "Под каждой могильной плитой лежит история".
Уникумы - потому, что каждый сам по себе физиологически единственный, неповторимый человек, и, тем более, занимающий своё особое место среди своих соплеменников, товарищей по профессии и творчеству. Он может быть и не великим, гениальным, выдающимся, но заслуженным в жизнедеятельности и известным в анналах истории науки в своей ипостаси. И то, что я в предыдущих своих книгах о большинстве из них уже упоминал - ни в коей мере не является ошибкой или повтором, а преднамеренно - лишний повод, случай обратить внимание на уникальную или просто "банальную" личность многовековой и трагической истории евреев.
Каламбур - "уникум - у них ум". Разница в одной букве.
Я ничего нового сим опусом не сообщаю - передаю то, что имеется в компе, книгах, СМИ. Каждый, при желании, может, естественно, "раздобыть" более обширную информацию, чем привожу я.
После того, как я отправил в Самиздат свой последний опус "УДИВИТЕЛЬНЫЕ ЛЮДИ" 20.07.2018г.- пришёл черёд попробовать исследовать более подробно свой список выдающихся евреев (и не только), имея в виду, что в 2004г. была переиздана книга МАЙКЛА ШАПИРО "100 великих евреев". Это версия, так сказать, с "американского берега".
Мой список составлен без фамилий им упоминаемых (и намного больше, чем 100), что является как бы продолжением версии этой книги.
Конечно, обидно то, что о каждом, сюда выборочно попавшем, персонаже нет достаточно подробных и правдивых книг и этот огромный пробел, по разным причинам, некому восполнить.
Очевидно то, что в настоящей книге также приводятся многие фамилии, упомянутые в моих предыдущих опусах. Правда и то. что напомнить лишний раз себе и Вам о известных и малоизвестных людях, связанных с еврейством всего мира, дело необходимое и праведное. Амен.
Известно, что ни одна энциклопедия, по разным причинам, не в состоянии "объять необъятное", то есть вместить в себя максимально возможное число фамилий. И в моей работе нет такой задачи.
Почётно быть представителем титульной нации, которая при всей конституционной толерантности и справедливости чисто физически и физиологически не может быть равной с другими нациями своего же государства. Замаскированно, заретушировано, но во всём это сказывается...
Евреям давно пора переходить от "слабослышимой" защиты в обвинениях во всех смертных грехах в наступление на оголтелых антисемитов типа КЛИМОВА, ШАФАРЕВИЧА, СЕРГЕЕВА, БЛАГИНА и других. Надо иметь в виду и то, что арабское наступление на Израиль и евреев диаспоры идёт по всему миру и силы в количественном отношении населения далеко не равноценны. А это значит то, что надо использовать все физические и моральный возможности всех видов контрпропаганды по всему миру и в международных организациях.
В данной работе упомянуты многие фамилии евреев чем-то отметивших свой жизненный путь полезным для человеческой цивилизации. А ведь, сколько ещё могли НАТВОРИТЬ те, о которых мы ничего или мало знаем. Или те, которые покинули Землю насильственным путём!
И то, что у меня список уникумов и "не очень" получился гораздо больше ста и даже сотни и тысячи,- считаю, - что, поставив перед собой две задачи: 1-я - помянуть уже ушедших людей, и - 2-я - напомнить случайному и наивному посетителю (не в обиду будет сказано) моего Самиздатовского почтового "ящика" - о евреях, живущих в наше время, становление которых сейчас у всех на виду, при развитии современной информационной техники.
Даже "скупой" перечень имён в моём опусе впечатляющ для 15 млн живущих на Земле евреев, а он далеко-далеко не полный и не заканчивающийся.
Если даже умозрительно вычесть вклад евреев в мировую культуру, то можно предположить, что останется в "сухом остатке". Скорее всего "исчезнет" порядка 30-35% во всех областях человеческих знаний!
И это при прискорбном факте преднамеренной гибели неизвестных миру уникумов.
Я не гонюсь за количеством читателей или кликов - моя цель предоставить "поле для любопытства" тому, кому не без интереса общая картина истории евреев и их отдельных известных личностей, имена которых следует просто произнести вслух или мысленно для памяти о них.
И, если иногда, по каким-то памятным датам, вспоминают достаточно известных своими деяниями людей, то, что говорить о совсем мало или неизвестных, которых, как известно, абсолютное большинство!
И это только моё "единожное" воспоминание о случайно зафиксированных здесь людях-евреях, действительно уникумах - неповторимых в своём физическом обличии, в творческом предназначении и стремлении принести пользу соплеменникам и всему человечеству, в меру своих сил и способностей.
Понятно, что список - это маленькая капля в океане мирозданья, но, может быть, кто-то ещё: наивный и сумасшедший, более полнее создаст свой список, достойный памяти ушедших, облечённый не в одну мемориальную КНИГУ ПАМЯТИ, а доступную и объективную бумажно-виртуальную БИБЛИОТЕКУ ПАМЯТИ.
ЧЕЛОВЕК РАЗУМЕН наличием у него ПАМЯТИ.
И если мы забудем своих предшественников (соплеменников и нет), то наши потомки предадут забвению и нас.
К сожалению, даже, несмотря, на наличие много известных фамилий, почти все они находятся в безвестности по истечении своего времени и, тем более. в современности. Иногда всплывают в СМИ некоторые по случаю каких-то дат.
Желающих помянуть по фамильно, по максимуму евреев, погибших во время Великой Отечественной войны 1941-45гг. отсылаю к спискам Мемориала памяти воинов-евреев в электронной книге памяти.
Ещё больше списки необходимо "воспоминаемых" - в Яд Вашем.
Большинство приведённых сведений - взяты из российских и еврейских СМИ, а также из "анархистской" Википедии с подмоченной репутацией, что, тем не менее, намного ускорило мою работу, хотя и ограничило с другой стороны.
Я, как наивный человек всё-таки надеюсь, что книги не исчезнут из жизни человечества, как исчезли пишущие машинки, счёты, патефоны, арифмометры, городская телефонная сеть, чистописание и т.п.
Я надеюсь, что и мои опусы в Самиздате, как и распечатки не канут в тартарары, не оставив никакого следа, тем более, что они не только о евреях, но и о постоянной памяти о них.
Не уверен, что закончу данную работу, но надеюсь, что кто-то такой же наивный, как и я - доведёт её до логического, но не "окончательного", в принципе, конца. История русского еврейства вообще должна оставаться в анналах памяти общечеловеческой истории, несмотря ни на какие перипетии. Она - огромный пласт человеческой цивилизации.
Конечно, если бы "причесать" все мои опусы - получилась бы хорошая книга о еврействе.
Я прикипел к работе над этим компилятивным, но захватывающим (к сожалению, поверхностному) исследованию уникальности и многообразию представителей еврейской национальности, и стараюсь использовать каждую минуту для продолжения работы, несмотря на хронические болячки и погодные катаклизмы.
Надеюсь, что опубликованные в начале опуса разные списки фамилий евреев, отмеченных историей и премиями, не помешают доверчивому и не слишком искушённому читателю, а дадут определённое направление мыслей. Естественно, что присутствуют повторы, ошибки, двусмысленности и ссылки на источники. Извините...
Я рассчитываю на непредвзятого русскоязычного читателя среднего уровня жизненного опыта и образованности, которому небезразлична судьба еврейства. Отдать долг памяти, хотя бы поимённо, нескольким сотням нашим соплеменникам - это и есть цель моих публикаций.
Вместе с тем, у меня возросло чувство гордости за многовековую жизнедеятельность соплеменников, несмотря на все мировые перипетии и катаклизмы. Это надо ж уметь, при относительной малочисленности народа.
Исторически так сложилось, что евреи оказались уникальным связующим материалом среди разных народов мировой цивилизации, привнеся в неё достойный вклад в общую человеческую культуру. И всякое замалчивание и игнорирование этого - никому не принесёт ни пользы, ни славы.
Ни в коей мере не умаляя достоинства и интеллекта ни одного народа - можно и нужно говорить об огромном вкладе евреев в человеческую цивилизацию. Несмотря на наше явное процентное меньшинство в мировом сообществе, еврейские имена звучат громко во всех областях науки, техники, культуры, литературы, искусства, спорта.
Особенно это проявилось, несмотря на гонения, инквизицию, погромы, Холокост и т.п., после ликвидации "черты оседлости" в Российской империи, давшей мощный толчок проявлению еврейской активности.
К великому сожалению, русскоязычное еврейство исчезает из анналов истории, так же как и идишстская культура. А это - огромный пласт мировой истории человечества. Тем не менее, в меру своего понимания, я исполняю СВОЙ ДОЛГ ПАМЯТИ. Это всё, что я могу, в меру своих сил и способностей, сделать на закате жизни.
Опять же, так сложилось, что в СССР и России образовалась большая группа "русских" евреев, не исповедующих иудаизм, считающих родным языком русский.
Это, вообще, проблема всех мировых диаспор.
Кстати, профессор-демограф из Еврейского университета сосчитал количество евреев, живущих во всём мире (2008г.) и сравнил со статистикой годичной давности. При общем количестве евреев во всём мире 14,7 млн человек, прирост составил 100 000, то есть за прошедшие 10 лет к 2018г. можно прибавить ещё 1 млн. Значит, 15,7 млн.
В Израиле - 7 млн, США - 6 млн, Франция - 450 000, Канада - 400 000, Великобритания - 300 000, Аргентина - 190 000, Россия - 170 000, Германия - 120 000, Австралия - 120 000, Бразилия - 100 000, Южная Африка - 65 000, Украина - 50 000, Венгрия - 48 000, Мексика - 40 000, Нидерланды - 30 000, Бельгия 30 000, Италия - 30 000, Швейцария - 20 000, Чили - 20 000.
Около 27 000 евреев живут в арабских и мусульманских странах. По нескольку сотен евреев проживает в других странах. Где же Польша, Белоруссия, Румыния, Дания и др.!?
Возможно, что и эти данные несколько устарели...
Практически, "на издыхании" еврейский многовековый язык - идиш, на смену которому в Израиле из небытия воскрес иврит с акцентом на иудаизм.
Но вот, что возмущает меня то, что многие евреи диаспор без особой на то необходимости принимают разные христианские исповедования, в том числе убогое православие. Уж лучше помереть атеистом!.
Каждый творческий человек, независимо от национальности, пола и т.п. заслуживает отдельной книги-повести, у которой должна быть своя группа читателей и почитателей.
Всю сознательную жизнь я, как и многие другие советские люди подвергался внушению непреложности марксистско-ленинской философии, абсолютно игнорирующего историю и судьбу народа, из которого я произошёл. Даже Библейские истории трактовались как мифология Ветхого и Нового Заветов.
Надеюсь, что мои "посетители" понимают, что я не гонюсь за популярностью и, тем более, иметь какую-то материальную выгоду. Всё намного проще - обо мне и о моей наивности не стоит говорить и тратить время.
Даже, если кто-то слишком "грамотный и начитанный" посмеётся надо мною, над моей бескорыстной и "наивной", и, якобы, никому не нужной писаниной компилятивного характера - я ничего в ответ не скажу.
Сознаю, что занимаюсь на склоне жизни якобы бесперспективный делом, но сознаю и то, что я нахожусь в ряду тех людей, которые тихо, ненавязчиво и бескорыстно вспоминают об ушедших уже соплеменниках, не требуя никаких похвал или поощрений. Если кто-то и посмеётся над моей захватовающей работой, то я ему не судья. Пусть его...
Выбросьте перечисленные ниже фамилии из европейской культуры и посмотрите - насколько она станет беднее и ущербнее. О каждом персонаже следует знать, писать подробные биографии-исследования.
Я, допуская, что этот человек не усматривает в подобной работе практического или познавательного смысла и не стал бы заниматься подобным делом, теряя драгоценное время жизни, писать не ведомо кому и зачем. Но я твёрдо убеждён, что делаю нужное дело, хотя бы для себя самого, для своей СОВЕСТИ!.
Я, как мог, - отдаю долг памяти! Амен.
Жизнь - это постоянная борьба не только с самим собой, родными и близкими, но, как правило, и с массой чужих людей, идей и бредней. И пока у тебя есть силы на эти преодоления - значит, ты ещё жив и мыслишь.
Полагаю, что я (вероятно не только я) хоть единственный раз- пока переписываю фамилии, произношу имя её владельца-носителя и, как бы вызываю его на "белый свет", напоминая о его месте и времени бытия на Земле.
Кто-то скажет: "Некогда этим делом заниматься. Пусть его". - У каждого ещё живущего на этой Земле - своя жизнь, своё кредо, своя философия, своя логика и заморочки. А память нужна всем и обо всех.
Предлагаю тем "любознательным" читателям, которые всё-таки заглянут в мои опусы мысленно произнести несколько фамилий упомянутых в них, чтобы хоть на секунду вернуть их к жизни-памяти.
В большей степени, речь идёт о российских и советских евреях, которых легко определить по приводимым к имени - ОТЧЕСТВАМ.
Те, кто ещё "жив-здоров", я думаю, не обидятся за то, что и их упомянули всуе с уже ушедшими... Амен.
У высокого царского чиновника ИВАНА ТХОРЖЕВСКОГО было замечательное стихотворение:
Лёгкой жизни я просил у Бога:
Посмотри, как мрачно всё кругом.
Бог ответил: подожди немного,
Ты ещё попросишь о другом.
Вот уже кончается дорога,
С каждым годом тоньше жизни нить...
Лёгкой жизни я просил у Бога,
Лёгкой смерти надо бы просить.
Вольный перевод из восточной поэзии.
Признаюсь, что я испытываю радость и удовольствие тем, что не "уложился" в рамки формата "100 великих евреев", так как мой список гораздо шире и не имеет количественных границ. А за каждой упоминаемой фамилией можно и должно раскрывать творческую составляющую уникума.
Читатель! Имей в виду и то, что евреи-иудеи были, есть и будут разные.
Ежедневно рождаются новые уникумы, выявляются одарённые дети-индиго разных национальностей - мир, впадающий, к сожалению, нередко в "шизо", стремительно движется в непредсказуемое виртуальное "завтра".
Поэтому мои примитивные по форме списки - должны быть кем-то продолжены. Удачи пожелаю наперёд!.
Начну с версии МАЙКЛА ШАПИРО "100 великих евреев" , изданной "Вече" в 2004 году первым тиражом 7 000 экземпляров. К отдельным - "малоизвестным" русско-советским ассимилированным евреям персонажам этой книги, предваряю некоторые выжимки из неё. Надо иметь в виду то, что эта версия списка великих евреев - "взгляд с американского берега"... Мой же, расширенный список - "взгляд с нашего - русско-язычного берега", смотри несколько дальше...
МОИСЕЙ
ИИСУС ИЗ НАЗАРЕТА
АЛЬБЕРТ ЭЙНШТЕЙН
ЗИГМУНД ФРЕЙД
АВРААМ
САВЛ ИЗ ТАРСЫ (СВЯТОЙ ПАВЕЛ)
КАРЛ МАРКС
ТЕОДОР ГЕРЦЛЬ
МАРИЯ
БАРУХ СПИНОЗА
ДАВИД
АННА ФРАНК
ПРОРОКИ
ИУДА ИСКАРИОТ
ГУСТАВ МАЛЕР
МАЙМОНИД
НИЛЬС БОР
МОЗЕС МЕНДЕЛЬСОН (1729-86) - философ. ФАННИ и ФЕЛИКС - его внуки.
"...Именно МЕНДЕЛЬСОН положил начало озабоченности евреев гражданскими правами..."
ПАУЛЬ ЭРЛИХ (1854-1915) - "...был самым известным, преуспевающим и влиятельным медиком-учёным своего поколения. Исследования ЭРЛИХА привели к появлению важных отраслей медицины - иммунологии, химиотерапии и гематологии (изучения крови и кроветворных органов). Хотя он удостоился в 1908 году Нобелевской премии за работу по иммунитету, самым известным вкладом Э. в науку стал созданный им синтетический препарат сальварсан для лечения сифилиса, общеизвестный как "чудодейственное средство"...
РАШИ (1040-1105) - "...Комментарии раби ШЛОМО БЕН ИЦХАКА, хорошо известного под псевдонимом РАШИ, к вавилонскому Талмуду и Библии поставили его в центр иудейской раввинской мысли..."
БЕНДЖАМИН ДИЗРАЭЛИ
ФРАНЦ КАФКА
ДАВИД БЕН-ГУРИОН (ГРИН ДАВИД ЙОСЕФ)(1886-1973) -
После окончания Второй мировой войны десятки тысяч евреев, переживших лагеря смерти, оказались в лагерях для перемещенных лиц. У них не было ни дома, ни семьи, ни родных, и они не могли даже подумать о том, чтобы остаться в Германии или вернуться в свои страны. Многие хотели в Эрец-Исраэль, куда англичане их не пускали.
В октябре 1945 года Бен-Гурион впервые приехал в лагеря для перемещенных лиц в Германии. Он решил использовать их обитателей, как главный козырь в борьбе за создание независимого еврейского государства.
Бен-Гурион рассказал об увиденном и услышанном на заседании правления Сохнута, и примерно то же самое секретариат Рабочей партии узнал от посланца Сохнута в Европе. "Тот факт, что кто-то был в концлагере, вовсе не дает ему право автоматически попасть в Эрец-Исраэль, - сказал посланец Сохнута. - Если мы привезем все эти лагеря, нам конец".
Но Бен-Гурион от своего козыря не отказался, и с января 1948 года по июнь 1949 года в Израиль прибыли двести тысяч евреев, переживших Катастрофу. Они составили половину всех новых репатриантов за эти полтора года.
Люди без возраста, изможденные, с желтушным цветом лица, беззубые, с синими номерами, вытатуированными на руках, они казались выходцами из ада или сбежавшими из сумасшедшего дома. Особенно сабрам, которые не совсем точно знали, что происходило в Европе с сентября 1939 года по май 1945 года: в это время в Эрец-Исраэль хватало своих событий. Хватало и тех, кто теперь хвастал правотой сионистского движения и напоминал живым скелетам: "Мы же вам говорили, а вы нам не верили. Мы вас звали, а вы не приехали". И при робкой попытке тех, кто выжил, рассказать, что с ними было "там", они услышали: "Надо было сражаться". Пущенное с ужасающей легкостью в листовке командира партизанского отряда, поэта Аббы Ковнеры определение "как овцы на бойню" надолго определило отношение сабров к Катастрофе.
Один из лидеров Рабочей партии Ицхак Табенкин написал: "Как же еврей, который рыл себе могилу, не схватил лопату и не проломил голову немцу?" Для Табенкина, как и для многих других, Катастрофа европейских евреев была абстракцией: ее масштаб, ее ужасы были непостижимы.
Хотя члены Рабочей партии знали гораздо больше остальных граждан, но и для них события делились на происходившие "там" и происходившие "тут".Там война закончилась, тут она только началась.
Поэтому Моше Шарет жаловался, что из Европы присылают "нежелательный элемент". Министр абсорбции Моше Шапира настаивал на "селективной репатриации" и жаловался, что "присылают всяких калек, тогда как нам нужны молодые люди призывного возраста, пригодные для войны (...) Конечно, если мы решим, что можно привозить кого угодно без всякого предварительного отбора, мы набьем много кораблей, но сейчас мы отбираем только тех, кто нам подходит, а не тех, кто помешает нам вести войну".
А Бен-Гурион требовал присылать "не стариков и детей, а молодых людей в возрасте от восемнадцати до тридцати пяти лет, способных держать в руках оружие".
Среди обитателей европейских лагерей для перемещенных лиц было немало больных, которые шли на любые ухищрения, чтобы избежать медицинских проверок представителей Сохнута. Те, кто прошел селекцию в Освенциме, знали, что новая селекция помешает им попасть в Эрец-Исраэль. Один из врачей, работавших в лагерях для перемещенных лиц, написал в Израиль министру здравоохранения и Центру больничных касс: "Часть больных, перепуганная тем, что им придется остаться на территории Германии, сумела репатриироваться без разрешения отдела репатриации Сохнута. Этот страх до того силен среди тех, кто был в лагерях смерти, что против него бессильна любая логика, и больные не желают думать о том, что могут заразить других".
По мнению Бен-Гуриона, кроме заразных болезней, тысячи бывших лагерников могли серьезно подорвать мораль молодого государства, а также повредить в деле воспитания нового еврея. Выступая на заседании ЦК Рабочей партии в июле 1949 года, Бен-Гурион сказал, что новоприбывшие - "трудные и плохие люди, эгоисты", иначе они не вышли бы живыми из лагерей. В том же году он планировал послать бывших узников в своего рода военный лагерь, где можно будет "избавиться от деморализующего элемента". Один из коллег Бен-Гуриона по партии сравнил переживших Катастрофу с "большим комом теста, которое надо раскатать до ровной массы". А глава поселенческого отдела Сохнута Леви Эшколь сказал, что "Эрец-Исраэль не сможет абсорбировать еврейских сумасшедших со всего мира".
Спустя годы в оправдание такого отношения к пережившим Катастрофу была создана легенда о том, что в Войне за Независимость победили только сабры, так как евреи, пережившие Катастрофу, не умели и не хотели сражаться.
Но факты опровергали эту легенду: во время Войны за Независимость выходцы из ада прямо с корабля отправлялись на фронт и сражались так же героически, как и сабры. Не говоря о том, что добровольцы-евреи из разных стран составили треть ЦАХАЛа и хотели служить только в боевых частях.
По инструкции новые репатрианты должны были пройти необходимую военную подготовку до отправки на фронт, но на это не было времени. К ним полагалось относиться "с должным вниманием и уважением и сделать все необходимое, чтобы они почувствовали, что вернулись домой".
В 1948 году был принят закон об освобождении единственных детей от службы в боевых частях. Он касался только тех детей, "чьи родители жили в Эрец-Исраэль", то есть только уроженцев страны. Не говоря уже о явной дискриминации новых репатриантов, закон не принимал в расчет, что евреи, пережившие концлагеря, были не только единственными детьми, но во многих случаях - единственными оставшимися в живых продолжателями рода, сгоревшего в крематориях Освенцима.
Военкоматы и канцелярия Бен-Гуриона были завалены душераздирающими прошениями не посылать на фронт "единственного ребенка, кроме которого у меня больше нет никого в мире".Почти все прошения остались без ответа. В лучшем случае на них стояла резолюция "Отказать".
С другой стороны, освобождение от службы всех, кто имел на это право, могло привести к расформированию целых армейских соединений в самый разгар тяжелейшей войны.
Неадекватное отношение к Катастрофе и полное непонимание психологического состояния переживших ее новых репатриантов привели к появлению инструкции министра обороны о гебраизации фамилий всех мобилизованных солдат, и в армии была создана специальная комиссия, помогавшая солдатам выбрать новую фамилию. В инструкции говорилось, что "желательно сменить немецкие, англосаксонские, славянские и прочие фамилии на ивритские, потому что ЦАХАЛ должен стать ивритским не только по духу, но и по всем внешним признакам". Поэтому всем, кто хотел походить на сабров и делать военную карьеру, пришлось менять фамилии. Даже тем, для кого она осталась единственным связующим звеном с прошлым.
Позднее Бен-Гуриона обвиняли еще и в том, что европейские евреи были для него "пушечным мясом", которое командиры не жалели в самых безнадежных и опасных операциях.
Бывшие лагерники, служившие и воевавшие наравне с сабрами, были лишены равенства и в палатках, и в окопах. В январе 1949 года в газете одной из бригад ЦАХАЛа писалось о тоске по тем временам, "когда мы все были закадычными друзьями, сидели у одного костра, травили байки и кейфовали. А сегодня есть "мы" и "они", и что общего между нами?".
Если бы "они" умели читать на иврите, то узнали бы, что их называли "пыль человеческая", "эгоисты", "паразиты", а также, что "за годы пребывания в лагерях уничтожения у них выработались такие чуждые нам качества, как чрезмерная забота о куске хлеба и недоверие к ближнему".
Стоило сабрам впервые услышать, из чего в Освенциме изготавливали мыло, как "мыло" стало прозвищем евреев, переживших Катастрофу.
Другое прозвище появилось после того, как оказалось, что "мыло" сражалось в партизанах. "Парти-вус?" - спрашивали сабры.
Психологическое исследование, проведенное в ЦАХАЛе в те дни, показало, что ЦАХАЛ не сумел решить вопроса интеграции в израильское общество новых репатриантов.
Киббуцы же выступали против мобилизации новых репатриантов в армию, потому что хотели заполучить их к себе. В борьбе за новых репатриантов не раз возникали стычки между киббуцниками и военными, и тогда приходилось вмешиваться военной полиции. Но мало кто из новых репатриантов пошел в киббуцы: обязательный в те годы забор из колючей проволоки вокруг киббуца был слишком болезненным напоминанием о недавнем прошлом. А те, кто все-таки решили попробовать киббуцной жизни, поначалу были приняты очень тепло, но скоро отношение к ним изменилось: их упрекали в замкнутости, нежелании разделять заботы коллектива, участвовать в общих собраниях и в культурной жизни.
Враждебность к новым репатриантам выросла до того, что в некоторых киббуцах предложили открыть для них отдельные столовые. В письмах к знакомым новые репатрианты жаловались, что "киббуцники с утра учатся, а потом работают. А мы работаем с самого утра. Мы живем в палатках и в бараках, а они в домах. У нас нет ни радио, ни шкафа, ни занавесок".
Новые репатрианты жаловались на равнодушие со стороны старожилов, а старожилы - на нежелание новых репатриантов учить иврит. Кончилось тем, что половина новых репатриантов ушла из киббуцов.
В 1949 году около трети населения Израиля высказалось за то, чтобы регулировать репатриацию.
Среди переживших Катастрофу было немало образованных людей и профессиональных специалистов в разных областях, но несколько лет в лагерях для перемещенных лиц убили в них желание работать. При своей ранимости и подозрительности они не ждали ничего хорошего от новой страны, о которой к тому же знали очень мало.Например, они были уверены, что Израиль должен им заплатить за все пережитые страдания и взять на себя их содержание.
Другой пример. Узнав, что арабы бегут из своих домов, бывшие лагерники тут же захватили их и жили там без воды и электричества, вступая порой в драки с демобилизованными солдатами, которым тоже не хватало жилья. Дело дошло до того, что военная полиция выставила охрану у брошенных арабских домов, а в Яффо даже был введен комендантский час, и часть евреев силой выселили из захваченных домов.
Большинство населения было против газет на идише, который Бен-Гурион назвал "чужим языком, режущим слух". Новых репатриантов с номерами на руках старожилы не приглашали к себе, а если с ними где-то и заводили разговор, то начинали с вопроса: "Как же вы остались в живых?" Сабры могли подразумевать под этим что угодно, но пережившие Катастрофу воспринимали их вопрос, как упрек и обвинение. Евреи перестали понимать друг друга. Это привело к тому, что более двадцати тысяч евреев, переживших Катастрофу, эмигрировали из Израиля.
Пережившие лагеря смерти стояли в очередях в больничных кассах, чтобы вытравить лагерные татуировки: они хотели стать такими же, как и все. Но вытравление татуировки не помогало. И пережившие Катастрофу замкнулись в себе.
В трудные 50-е годы свою лепту в общий кризис внесли репарации из Германии, которые неожиданно дали возможность новым репатриантам кое-как встать на ноги. Теперь им завидовали и еще больше недолюбливали.
Прошло еще несколько лет, и в Израиле прогремело "дело Кастнера".
После немецкой оккупации Венгрии председатель комитета по спасению венгерского еврейства Исраэль Кастнер вступил в переговоры с Адольфом Эйхманом, целью которого было обменять миллион венгерских евреев на десять тысяч грузовиков для вермахта. Немцы назвали эту операцию "Кровь за товары". По поручению Эйхмана Кастнер ездил в Швейцарию, однако союзники на эту сделку не пошли. Но Кастнеру удалось заключить другую сделку: Эйхман согласился утвердить его поименный список из расчета по тысяче долларов за голову. В список вошли тысяча шестьсот восемьдесят шесть евреев, включая всех родственников Кастнера. Этот документ до сих пор называется "список Кастнера". Вошедшие в него евреи выехали из оккупированного Будапешта в 1944 году и остались живы.
После войны Кастнер с женой и дочерью поселился в Израиле, стал активным членом правящей Рабочей партии и хотел баллотироваться в кнессет. Но в 1953 году его обвинили в сотрудничестве с нацистами, якобы ускорившем гибель семисот тысяч венгерских евреев, от которых Кастнер утаил известный ему план "окончательного решения еврейского вопроса", да еще и присвоил себе их деньги. В 1954 году Кастнер подал иск о клевете в иерусалимский окружной суд, и после целого года заседаний суд признал его виновным, но он обжаловал приговор в Верховном суде.
В 1957 году в Тель-Авиве на Кастнера было совершено покушение: его тяжело ранили тремя выстрелами, и через две недели он скончался в больнице. Преступников арестовали, и на допросе они заявили, что действовали под влиянием сложившейся в стране политической обстановки линча и общей истерии. А в 1958 году Верховный суд Израиля отменил решение окружного суда и посмертно реабилитировал Исраэля Кастнера.
Теперь израильские историки сходятся на том, что Исраэль Кастнер определенно не был героем, но и предателем он не был. Но тогда "дело Кастнера" бросило тень на переживших Катастрофу. Их снова начали обвинять в том, что они не могли постоять за себя.
Израильские школьники долгое время воспитывались на единственном примере героизма евреев, проявленном уроженкой Венгрии Ханой Сенеш. В группе из тридцати двух парашютистов она была сброшена за линию фронта, и ее казнили венгерские фашисты.
Один израильский историк написал, что "дополнительной причиной популяризации Ханы Сенеш было частично сознательное, частично подсознательное решение увековечить память именно тридцати двух парашютистов из Эрец-Исраэль (...) В 50-е годы заслуги ишува в войне с нацизмом подчеркивались значительно больше, чем заслуги борцов гетто, все теми же описаниями героических деяний все тех же тридцати двух парашютистов, а также Еврейской бригады в составе английской армии".
С годами произошла классификация смерти: "постыдная" - в гетто и в лагерях и "героическая" - в партизанских отрядах, а тем более в боях ЦАХАЛа. Кроме отличия между "убитыми" и "павшими", ежегодный День Катастрофы стал называться "Днем Катастрофы и героизма": прошло много лет, прежде чем израильтяне начали понимать, что "требовалось немало героизма и для того, чтобы выжить, что все выжившие - герои и все не выжившие - герои, а не овцы, идущие на бойню".
Переломным событием для сабров стал судебный процесс Адольфа Эйхмана в 1961 году.
"Процесс Эйхмана помог освежить воздух. До него сабры занимали хорошо известную, примитивную, воинственную позицию: почему наши отцы не восстали, не защищались и не погибли в бою? Для сабров нацистский период был не эпохой страданий и мученичества, а эпохой позора. Но родители (...) отказывались обсуждать эти вопросы. Для них было вполне достаточно пережить то время: его нельзя было забыть, но можно и нужно было хранить молчание.
Процесс Эйхмана показал, что евреи были беззащитны против вооруженных легионов (...) но, как только обстоятельства позволяли сопротивляться, каким бы безнадежным ни было сопротивление (...) они погибали, сражаясь. Молодые сабры также узнали, что в те дни весь мир остался равнодушным, наблюдая уничтожение невиновных миллионов, а потом заявил, что не знал об этом. Это заявление произвело на сабров самое сильное впечатление (...) Наконец-то они поняли (...) что массовое убийство в нацистскую эпоху было еврейской трагедией, а не еврейским позором. Процесс Эйхмана показал им (...) что жертвы и - увы! - даже их палачи были людьми. До них дошло, что процесс Эйхмана был позором Германии, а не позором еврейства".
Офицер израильской полиции Михаэль Гольдман-Гилад два года бессменно оставался на посту при Адольфе Эйхмане и присутствовал на его казни. Много лет спустя он об этом рассказал:
"30 мая 1962 года президент Израиля Ицхак Бен-Цви отклонил просьбу Эйхмана о помиловании, и в тот же день правительство приняло решение о его казни через повешение. Казнь была назначена на полночь следующего дня в тюрьме города Рамлы. В 22.30 туда прибыли представители израильской прессы, один иностранный журналист, англиканский пастор и начальник Управления тюрем.
За три минуты до полуночи двое надзирателей подвели Эйхмана к виселице (...) Они связали ему руки и ноги и в последний раз проверили крепость узла на петле.
Через минуту после полуночи раздался приказ, под ногами у Эйхмана пол раскрылся, и он повис в воздухе (...) Я поставил свою подпись на заранее подготовленном протоколе, где говорилось, что нижеподписавшиеся свидетели подтверждают, что приговор Адольфу Эйхману приведен в исполнение в их присутствии (...) Труп Эйхмана лежал на носилках, прикрытый одеялом. Надзиратели сняли одеяло для последнего опознания, открыли тяжелые стальные двери зала, где уже горел огонь, и внесли туда труп. Через два часа он сгорел, и я был потрясен тем, что от него осталось так мало пепла. Именно в эту минуту я вспомнил тот холодный ноябрский день 1943 года в Освенциме, когда меня вместе с другими подростками загнали на гору пепла рядом с крематорием. Мы должны были посыпать этим пеплом дорожки, по которым ходили эсэсовские патрули, чтобы они не поскользнулись. Я уже тогда знал, что это гора человеческого пепла, но мне не верилось, что его было так много. Только глядя на черную горстку, оставшуюся от Эйхмана, я понял, сколько же тысяч людей было сожжено в Освенциме. Разве можно сравнить: пепел убийцы едва ли наполнил половину двухлитрового кувшина, а пепла его жертв были горы".
После процесса Эйхмана в Израиле, в самом деле, многое изменилось, о чем свидетельствуют слова молодой израильтянки: "Я никогда не была в Польше. Моя нога не ступала в лагерь смерти, и, насколько я знаю, никто из членов моей семьи не погиб в Треблинке, в Дахау, в Освенциме. Я не выросла на рассказах о Катастрофе, и никто из моих родных не носит на руке татуировку с синим номером. Со всех точек зрения можно сказать, что я - настоящий бело-голубой израильский продукт, типичная сабра образца 1963 года. Поэтому я хочу попросить прощения:
Простите, что мы не понимали.
Простите, что мы не знали.
Простите нас" (Перепечатка из интернета)
ГИЛЛЕЛ (ок.70 год до н.э. - 10 год н.э.) - еврейский мыслитель.
"...Кое-кто считает, что ГИЛЛЕЛ был учителем ИИСУСА... Многие из его коротких поговорок удивительно похожи на высказывания ИИСУСА..."
ДЖОН ФОН НЕЙМАН (1903-57) - математик.
"...Ему приписывают обогащение или даже создание целых областей математических исследований...Его с полным правом называли "отцом компьютера"...
СИМОН БАР-КОХБА
МАРСЕЛЬ ПРУСТ
МЕИР РОТШИЛЬД
СОЛОМОН
ГЕНРИХ ГЕЙНЕ
ЗЕЛЬМАН ВАКСМАН (1888-1973) - Нобелевский лауреат 1952г. в области физиологии и медицины. "...Ему приписывают разработку антибиотиков как самого эффективного средства (наряду с пеницилином и сульфамидными препаратами) ликвидации бактериальных инфекций ( и первого эффективного метода лечения туберкулёза)..."
ДЖАКОМО МЕЙЕРБЕР
ИСААК ЛУРИЯ (1534-72) - один из самых влиятельных каббалистов в еврейской истории
ГРЕГОРИ ПИНКУС (1903-67) - физиолог.
"Его имя не получило широкой известности. Тем не менее неизмеримо его влияние на нашу репродуктивную жизнь. В начале 1950-х гг. в Бостоне ГРЕГОРИ ГУДВИН ПИНКУС и его сотрудники разработали противозасточную таблетку..."
ЛЕВ ТРОЦКИЙ
ДАВИД РИКАРДО
АЛЬФРЕД ДРЕЙФУС (1859-1935)
"Смерть ДРЕЙФУСУ! Смерть евреям!". Эти вопли ненависти повисли 5 января 1895 года в ледяном воздухе над плацем парижского военного училища. Безупречно одетый капитан АЛЬФРЕД ДРЕЙФУС, гордо стоявший по стойке "смирно", был публично унижен толпами военнослужащих и гражданских лиц... ДРЕЙФУСА увезли отбывать пожизненную каторгу...
В этот промозглый январский день 1895г. на плацу, где был унижен гордый, хоть и ограниченный эльзасский офицер, оказавшийся на свою беду, евреем, присутствовал один репортёр из Вены. Это событие изменило всю жизнь ТЕОДОРА ГЕРЦЛЯ. Во избежание такого рода преследований евреи должны были заиметь свою собственную родину. Из дела ДРЕЙФУСА родился сионизм".
ЛЕО СИЛАРД (1898-1964) - один из самых оригинальных и плодовитых учёных ХХ века. Вместе с ЭНРИКО ФЕРМИ участвовал в создании первого ядерного реактора деления и в фундаментальных трудах по современной кибернетике или теории информации..."
МАРК РОТКО (1903-70) - американский художник
"...В жизни и смерти РОТКО стоит в стороне от остальных абстрактных художников. Как ПОЛЛОК освободил линию от ограничений известных форм, влив в свои полотна новооткрытые энергию и дух, так РОТКО добился равного успеха в освобождении цвета от реалистических пределов...
Через 14 лет после трагической смерти ДЖЕКСОНА ПОЛЛОКА в страшной автокатастрофе ...его великий соперник МАРК РОТКО совершил самоубийство в Нью-Йорке, перерезав себе вены на кистях и спустив свою кровь в раковину..."
ФЕРДИНАНД КОН (1828-98) - бактериолог.