Хейфец Иосиф Борухович: другие произведения.

Физиологическая Сущность Сновидений

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс "Мир боевых искусств. Wuxia" Переводы на Amazon!
Конкурсы романов на Author.Today
Конкурс Наследница на ПродаМан

Устали от серых будней?
[Создай аудиокнигу за 15 минут]
Диктор озвучит книги за 42 рубля
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сон и сновидения, - это совершенно уникальный механизм природы, своеобразный тренер любого живого организма, предназначенный для адаптации в бушующем океане информации. Этот механизм обучает организм адекватно воспринимать информацию и адекватно реагировать на нее. В конце 80-ых годов, когда автор впервые предложил эту модель [1], она была принята в штыки. Сегодня она негласно принята и фигурирует в трудах некоторых ученых мира.


  
   Информационная модель мира
  
   Наша планета и все живые организмы находятся в постоянно меняющемся информационном океане. Для того, чтобы осознать этот факт, необходимо постараться обобщить сущность понятия "информация". К сожалению, сегодня ученые так и не сумели дать точное определение информации [2]. В этом нет ничего удивительного, так как для живого субъекта информация функционирует на границе материального и нематериального мира. Для тех, кто болезненно относится к термину "нематериальный", предлагаю заменить его термином "субъективный". Наука изучает только материальный мир, а все что выходит за рамки этого понятия относит к временно не познанному.
   Самое главное, что следует осознавать, это многозначимость понятия "информация", обобщенную формулу которой, применительно к субъекту, дал в ХХ столетии Норберт Винер: "Информация есть информация, а не материя или энергия" [3]. Это одно из многих определений информации приведено автором только ради того, чтоб подчеркнуть субъективный характер отражения информации.

0x01 graphic

Рис.1. Субъективность отражения мира

  
   Рассмотрим конкретный пример (рис.1). Источник информации излучает один из оттенков красного света (например, длина волны 700нм). Материален весь путь этой информации от источника, через органы чувств до головного мозга. Но субъективное отражение этой информации различно. Каждый отдельный субъект воспринимает ее по своему. Отражение полученной информации формирует ЗНАНИЕ, не имеющее общепринятую материальную сущность. Знание,  в широком смысле, представляет собой субъективный  образ  реальности, в форме понятий и представлений. Эта форма представления о реальном объекте находит свое выражение в краткосрочных эмоциях, также не имеющих четко выраженной материальной формы.
  
   Важно понять, что субъективность отражения мира превращает каждый отдельный субъект в самостоятельный мир, отличный от мира даже самого близкого человека. Повлиять на это, или изменить, - нереально. Это следует понять и принять.
   Таким образом, в каждом субъекте формируется лично его субъективное видение мира, представление о нем и знание мира.
  
   МЕХАНИЗМ АДАПТАЦИИ К СРЕДЕ ОБИТАНИЯ
  
   Зададим естественный вопрос, как каждый отдельный субъект адаптируется к среде обитания и реализует адекватные реакции на регулярные и непредсказуемые изменения информационного океана, в которой он находится?
   Если представить каждый отдельный субъект своеобразной антенной, работающей в определенном, доступном ему диапазоне информационного поля, то для нормальной его работы необходим ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ механизм настройки. А, коль скоро, сущность субъекта сформирована на уровне, плохо вписываемом в материалистическую концепцию, вполне логично предположить, что механизм настройки также должен находится вне материальной сущности субъекта.
   Где он может быть и как он действует? Ответ напрашивается сам: сон и сновидения. Не напрасно природа снабдила этим механизмом все формы жизни и отвела на этот процесс столь большую долю жизни (у человека - треть жизни).
  
   ЧТО МЫ ЗНАЕМ О СНЕ И СНОВИДЕНИЯХ?
   Такие всемирно известные теории сновидений, как модели З.Фрейда, К. Г. Юнга, советского психиатра В.Н.Касаткина, В. Ротенберга сводят функцию сновидений к отражению реальных событий.
   В одной из газетных статей ("Известия" за 11.02.1988) на вопрос корреспондента: "Не биологическое ли излишество сновидения и для чего они нужны?" профессор В.Н.Касаткин отвечает: "Совсем нет. В далёком прошлом, когда человек подвергался опасностям стихийных бедствий, нападению зверей, сновидения мобилизовали все его силы. Он не мог на долго заснуть, и сон его скорее был прерывистым. Своеобразным "сторожевым пунктом" стал зрительный отдел головного мозга, самый чуткий, обладающий порогом ощущения в два световых кванта. Тревожные внешние сигналы, крики животных, ветер, запах дыма - вызывали кошмарные сновидения с картинами ураганов, пожаров, нападений и понуждали человека проснуться. У современного человека сновидения способствуют разрядке утомлённого мозга, переработке полученной накануне информации, переводом её в долгосрочную память."
   Из этого интервью вытекает, что в древние времена у сновидений были одни функции, а сейчас - иные. Но это нонсенс. Природа не создает механизмы краткосрочного действия
  
   В 60-тых годах ХХ столетия энцефалограммы мозга позволили объективно выделить стадии сна, получившие названия: медленный сон (NREM), в обиходе именуемый глубоким, и быстрый сон (REM), сопровождающийся сновидениями (рис.2).
  

0x01 graphic

  

Рис.2. Стадии сна [4]

  
   REM- период (на рисунке отмечен Stage 5) свидетельствуют о том, что доля (квота) быстрого сна (сновидений) у взрослого человека колеблется в пределах 20-25 %. Понятие "взрослый" слишком неопределенное. Следует полагать, что оно относится к возрасту примерно 25 лет, когда человек достаточно хорошо адаптирован к внешнему информационному полю.
   Попытка определить квоту быстрого сна для пожилых людей привела автора в Киевский институт геронтологии, где определили квоту быстрого сна для возраста 65-70 лет на уровне примерно 14%.
   Наиболее интересной оказалась информации в трудах Ташкентского института педиатрии, в которой определили, что в первый день после рождения доля (квота) быстрого сна составляет 77,7% и в течение 10-ти дней снижается до 43,9%. Обращает на себя внимание невероятная точность измерений для младенцев этого возраста.
   Нанеся эти четыре точки на график, в котором возраст представлен логарифмом прожитых дней, получаем любопытную зависимость (рис.3).
  

0x01 graphic

Рис.3. Изменение квоты быстрого сна от продолжительности жизни.

  
   Характер кривой наглядно свидетельствует, что с возрастом квота быстрого сна (сновидений) снижается. Сам график, из-за неточности возраста (взрослый и пожилой) показывает тенденцию, не более того. Любопытна экстраполяция графика. Совершенно ясно, что экстраполяция в сторону увеличения возраста снижает квоту быстрого сна, что, в пожилом возрасте ведет к дисбалансу с внешней средой и к гибели организма. А экстраполяция в период внутриутробного развития плода приводит к полному отсутствию медленной стадии глубокого сна (NREM). Весь период сна сформированного плода ребенка связан со сновидениями.
   Как уже отмечалось выше, с бытовых позиций и с позиций большинства ученых считается, что сновидения являются отражением дневного активного периода и перевода полученной в этот период информации в долгосрочную память. (Память -- одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию.) По сути дела, речь идет о непознанной по сей день деятельности мозга, трудно поддающейся осознанию. Но если строго придерживаться предположений (!) многих ученых психофизиков об отражении событий активного периода, возникает вопрос, какую информацию переводит в долгосрочную память ребенок в изолированной от внешних условий материнской "купели"?
   Всю первую половину прошлого столетия в мире господствовала доктрина "белого листа". В основе этой доктрины лежит принцип, что ребенок рождается чистым, как белый лист. Только после рождения жизнь начитает наносить на этот лист свои метки. Лишь в 1984 году журнал "Science", под рубрикой "Сенсация", сообщил, что во внутриутробном периоде имеет место интенсивное обучение ребенка. Сегодня в этом нет ничего удивительного. Но где скрыт механизм обучения?
  
   СНОВИДЕНИЯ - ТРЕНЕР ОРГАНИЗМА
  
   При рождении младенец в течение короткого периода переходит из изолированных тепличных условий в совершенно иной, экстремальный информационный мир. Как оказывается, он готов к восприятию столь мощного информационного удара. Согласно научным публикациям периода (1985-1987), когда эта работа формировалась, новорожденный способен выдержать колебания температуры от -40оС до +90оC. Как он подготовился к столь тяжелому столкновению с нашим миром? Примерно так, как спортсмен готовится к изнурительному состязанию. Спортсмена готовит тренер, а младенца, а впоследствии и взрослую особь, готовят сновидения. А коль скоро время для подготовки плода ограничено, весь период сна отдан сновидениям.
   Вполне возможно, что общее время внутриутробного состояния, которым мы определяем словом "сон", составляет все 24 часа в сутки. Новорожденный спит до 16 часов в день при относительно коротких промежутках бодрствования. В возрасте 2-5 лет продолжительность сна снижается до 11 часов в сутки. В период 6-16 лет продолжительность сна составляет 8 часов в день и таковой сохраняется в зрелом возрасте. В пожилом возрасте, как правило, возникают проблемы со сном, при этом женщины более устойчивы к возрастным изменениям.
   Но сновидения младенца не имеют ничего общего с тем, что мы вкладываем в понятие "видеть сны". До сих пор отсутствует четкая характеристика сновидений слепых от рождения людей, крота, для которого зрительный образ заменяют запахи и осязание, слух и восприятие колебаний почвы. По всей видимости, если младенец что-то и видит, то это некие эмоциональные всполохи, связанные с физиологическими функциями отдельных органов или организма, как единого целого. Если младенец рождается во-время, к моменту рождения он готов к столкновению со штормовым информационным океаном. После рождения квота REM-периода быстро снижается, а NREM-период расслабления и адаптации растет. Это свидетельствует о том, что сюжетные линии сновидений у здорового человека (животного) не несут той смысловой нагрузки, которую им делегируют толкователи сновидений. Основную роль играют мощные эмоциональные всплески, не разрушающие организм только потому, что они блокированы анестезией сна. Тот глубокий сон, которому мы придаем функцию отдыха от поступившей в период активной деятельности информации, на самом деле является своеобразной анестезией для защиты организма от мощных эмоциональных потрясений, способных, если не убить организм, но существенно ему навредить. А для отдыха организма нет нужды спать. Достаточно расслабиться, или сменить форму деятельности. Ни для кого не секрет, что даже в случае искусственной дневной изоляции от любой информации и физической нагрузки, к ночи неизбежно наступает сон.
   О том, сколь эмоциональны сновидения у детей, каждый может проверить, оказавшись с ним в одной постели. Сновидения 5-летнего ребенка столь эмоциональны, что он не даст нормально спать рядом лежащему соседу. У взрослого человека сновидения менее эмоциональны, а у пожилых людей сновидения короткие и неэмоциональные.
   Все вышеизложенное свидетельствует о том, что жизненно важны не сюжеты сновидений, а их эмоциональная значимость. Для тех, кто еще сомневается в том, что сновидения не предназначены для переработки полученной в активный период информации, а готовят организм к столкновению с реальной экстремальной информацией, приведу конкретный факт. В возрасте 7-8 лет у ребенка появляются сексуальные сновидения, сопровождающиеся у мальчиков поллюцией. Большинство детей этого возраста пугаются, не понимая еще всей важности этого, чрезвычайно эмоционального и энергоемкого акта в жизни взрослого человека. Но организм заведомо начинает готовить несмышленого мальчика к его будущему назначению, чтоб к моменту полного взросления, он мог спокойно перенести столь мощный информационный стресс.
   Беспокойный эмоциональный сон ребенка, это совершенно нормальное явление. Эксперименты, проведенные работающим с автором тренером, показали, что молодые пловцы после "тяжелых" ночных сновидений, гораздо успешней, чем их коллеги, не испытавших стрессовых сновидений.
   Любопытная информация найдена автором в русскоязычном еженедельнике "Восхождение" (Издательство Хабад,   14.12.1990) в разделе "Из классических комментариев", в статье "И приснился фараону сон..."- приводится нижеследующее толкование тяжелых и лёгких снов: "Талмуд говорит, что сны бывают двух видов. Первый и наиболее распространенный вид сновидений - это отголоски дневных событий и переживаний, циркулирующие в мозгу, не контролируемые сознанием. У хорошего человека эти блуждающие энергетические сполохи оформляются в тяжёлые сны - наказание за небольшие проступки, совершённые днём. У плохого - они формируются в радостные и лёгкие образы - награду за немногие совершённые днём добрые дела". Комментарии к этому излишни - тяжелые сны полезней, чем легкие и радостные.
   Казалось бы, имеется возможность увеличить суммарную продолжительность сновидений, увеличив общую продолжительность сна. Тут особых проблем у медицины нет. Но кроме количественного показателя, определяемого величиной квоты быстрого сна, есть еще и качественная сторона сновидений, определяемая их эмоциональностью. Эмоциональность - это именно тот, неподдающийся контролю параметр, который сегодня не подается измерению и регулированию. Ребенок получает в течении сна большую квоту высоко эмоционального REM-сна. Старый организм - низкую квоту неэмоционального быстрого сна.
   До недавнего времени эта позиция автора, делающая приоритетной подготовку к столкновению с экстремальной информацией, перед переработкой ранее полученной информации, впервые изложенная в 1988 году, не находила поддержки и понимания у психофизиологов, занимающихся проблемой сна и сновидений. (В 1991 году материалы были направлены профессору Вадиму Ротенбергу (Израиль), в профессиональные журналы АМН России и зарубежным специалистам в International Association for the Study of Dreams). Уже в последние годы вышеприведенная информация получила частичное подтверждение работах Джона Хобсона [5] и Р.Коутса. [6]
    И, наконец, завершу эту статью фразой (в оригинале и в русском переводе) одного из представлений о функциях Dreams (сновидений) в англоязычной статье в Wikipedia: "It is suggested by this theory [7] that dreams serve the purpose of allowing for the rehearsal of threatening scenarios in order to better prepare an individual for real-life threats." ( "Эта теория [7] предполагает, что сновидения служат для репетиций угрожающих сценариев, чтобы лучше подготовить индивидуума к реальным угрозам.")
  
   ВЫВОДЫ
  
   1. При рождении младенец переходит из тепличного материнского лона в совершенно иной, экстремальный информационный мир. К столь тяжелому столкновению с нашим миром его готовят сновидения в период внутриутробного развития.
   2. Глубокий сон, которому мы придаем функцию отдыха от поступившей в период активной деятельности информации, на самом деле является своеобразной анестезией для защиты организма от мощных эмоциональных потрясений в период сновидений.
   3. Жизненно важны не сюжеты сновидений, а их эмоциональность.
   4. Ребенок получает в течении сна большую квоту высоко эмоционального сна. Старый организм - низкую квоту неэмоционального сна.
  
   БИБЛИОГРАФИЯ
  
   1. Иосиф Хейфец. Сновидения. Что это? http://www.waylove.ru/t460
   http://padabum.com/d.php?id=12414
   2. Романенко В., Никитина Г. Сложность определения понятия информация, связанная с его многозначностью / http://www.elektron2000.com/roman_nikit_0157.html .
   3. Об определении термина Информация. Электронный учебник. http://de.ifmo.ru/bk_netra/page.php?tutindex=13&index=28&layer=2
   4. Lee Ann Obringer. Yow Dreams Work. http://science.howstuffworks.com/environmental/life/human-biology/dream2.htm
   5. Hobson, J.A. "REM sleep and dreaming: towards a theory of protoconsciousness". Nature Reviews: Neuroscience, 2009, V.10, p.1-11.
   6. Coutts R. Dreams as modifiers and tests of mental schemas: an emotional selection hypothesis. Psychol Rep. 2008 Apr;102(2): p.561-574
   7. Blackmore, Susan.  Consciousness an Introduction. New York, NY: Oxford University Press. 2004. pp. 342-343.
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк) GreatYarick "Время выживать"(Постапокалипсис) О.Бард "Разрушитель Небес и Миров-2. Легион"(ЛитРПГ) В.Свободина "Темный лорд и светлая искусница"(Любовное фэнтези) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) О.Обская "Возмутительно желанна, или Соблазн Его Величества"(Любовное фэнтези) А.Минаева "Академия Алой короны-2. Приручение"(Боевое фэнтези) Л.Джейн "Чертоги разума. Книга 1. Изгнанник "(Антиутопия) В.Соколов "Мажор 4: Спецназ навсегда"(Боевик) А.Шихорин "Ваш новый класс — Владыка демонов"(ЛитРПГ)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"