Аннотация: Николай Иосифович и Елена Михайловна Хетагуровы
Родители А.Н. Хетагурова
Отец воспитывался у деда, который имел дело и несколько домов во Владикавказе. Все это хозяйство хотел передать отцу, как юноше серьезному и способному. Но наступила революция, и все пошло прахом. Родственники предлагали деду все продать и уехать - у него были связи. Но дед только посмеивался и повторял: "Эта заварушка скоро кончится". Он почитал Государя Императора и верил, что тот спасет страну. Одного внука - моего отца - в честь императора назвал Николаем, другого - Романом, в честь всей династии.
Кончилось тем, что дед остался ни с чем. В одном из его домов ему выделили комнатку в подвале. В ней он и доживал в полной уверенности, что его ограбили разбойники, так как никого никогда не эксплуатировал и всего добился своим трудом. Единственной его радостью остались папиросы, которые он курил одну за другой, что не помешало ему дожить до очень преклонных лет. Когда ему было уже за девяносто, прорезались новые зубы, и он удивлял людей молодой белозубой улыбкой! Всю жизнь он мало ел и не пил вина. Работал с молодых лет - может, в этом секрет.
Отец хорошо рисовал. Он учился в 1-й Владикавказской гимназии - ее же окончили Вахтангов, Лисициан. Учился отец хорошо, но особенно его выделял учитель рисования, который сам окончил Училище живописи, ваяния и зодчества. Фамилия у него была, кажется, Гусев. Он советовал мальчику стать художником, предлагал рекомендацию для поступления в училище. Отцу тоже хотелось, но он любил еще математику, поэтому был в нерешительности.
Но потом наступили смутные времена. На Кавказе тогда строго придерживались семейных традиций - "этикету", как говорил отец - почитали старших. Поэтому судьбу его решил совет старейшин - учиться на землемера. Это была почтенная и хорошо оплачиваемая профессия на Кавказе, так как в горах надо было прокладывать дороги к рудникам и населенным пунктам. Козьи тропы превращались в современные дороги, которые функционируют и поныне.
Отец окончил гимназию, которая стала общеобразовательной школой, и по семейному совету его отправили учиться на землемера (геодезиста) в Московский межевой институт. Старики снабдили его письмом, удостоверявшим, что он сын бедняка-крестьянина. Бедняк-крестьянин с отличием поступил в институт и стал впоследствии заслуженным геодезистом и путешественником.
В свободные минуты он делал зарисовки и фотографии быта и природы. Любил рисовать архитектуру. Когда писал инструкции по профессии, сам их иллюстрировал. Работу свою любил и никогда не жалел о выбранном пути. Благодаря профессии он объехал (буквально облазил!) всю страну. Полюбил простых русских людей и особенно интеллигенцию, которая была для него высшим примером культуры, скромности и порядочности.
В среду рафинированной русской интеллигенции отец попал уже в студенческие годы. Сначала это были преподаватели с профессорским дореволюционным стажем. Потом судьба свела его с родственниками моей матушки и их друзьями. Его товарищ-сокурсник как-то сказал, что его дядя (мой дед по материнской линии) дружил с известным осетинским журналистом Ахметом Цаликовым, редактором "Синего журнала", после революции эмигрировавшим в Англию. Отец захотел познакомиться и засвидетельствовать свое почтение другу столь популярного в Осетии журналиста.
На звонок дверь открыла моя мама, которой тогда было тринадцать лет. Ее удивил стройный юноша в серой черкеске. У отца тогда другой одежды не было. И с тех пор он стал частым гостем ее отца и близким другом ее двоюродного брата. Спустя несколько лет мой дед умер в возрасте пятидесяти лет - умер в день своего ангела-хранителя, архангела Михаила. Мама осталась сиротой, и ее взяли в семью брата. Там она ближе познакомилась с другом своего любимого отца, а через некоторое время они с Николаем поженились и прожили вместе более пятидесяти лет.
Молодой муж повез жену в Осетию показать родственникам. Там ее радушно приняли и тут же одели в осетинский народный костюм. Пришла вся родня, долго на нее смотрели - улыбались, кивали. Остались очень довольны. Оказывается, матроны хотели удостовериться, не кривобока ли, а в костюме горянки это невозможно скрыть.
Вся родня полюбила свою "ирон чинз" - осетинскую невестку, но и матушка платила им тем же, всегда вспоминала их только добром. Когда свекровь умерла, поехала хоронить ее, так как отец был в экспедиции. Хотелось проводить в последний путь кроткую Марию и утешить, поддержать овдовевшего Иосифа - так звали крещеных в православной вере моих осетинских предков: Мария и Иосиф.
ПРМЕЧАНИЕ редактора Е. Перовой:
К величайшему сожалению, воспоминания А.Н. остались недописанными. Фактических сведений о родителях А.Н. в них мало. Биографию отца - Николая Иосифовича Хетагурова - еще удалось восстановить:
Николай Иосифович Хетагуров родился 4 июля 1908 в селении Цми Алагирского р-на Сев. Осетии, умер 8 ноября 1986 в Москве. Учился в 1-й Владикавказской гимназии, преобразованной в Осетинскую областную опорную школу No 1, окончил школу третьим выпуском в 1927 году. После школы учился в Межевом институте - бывшем Константиновском. Работал в разных экспедициях, в том числе в Нижне-Амурской. Во время войны был откомандирован в экспедицию на Дальний Восток, за участие в ней получил Орден Красного знамени. С 1952 года работал в ГУГК. Последнее место работы - Теплоэлектропроект, главный специалист. Имеет звание заслуженного геодезиста, медали. Осетинское имя Николая - Хамыц. Это персонаж эпоса нартов, обладает волшебным металлическим зубом - стоит Хамыцу улыбнуться, сверкнув зубом, все женщины падают к его ногам...
...
Маму Елену Михайловну А.Н. нежно любил и в воспоминаниях она будет часто упоминаться. Мне посчастливилось однажды увидеться с Е.М., и я навсегда была очарована ею. В 15 лет Ляля, как звали Е.М. близкие, осталась круглой сиротой, а в 16 - соединила свою судьбу с судьбой Николая Хетагурова. Они прожили вместе более полувека и большую часть жизни - на Покровке около Чистых прудов. Инженер-геодезист, Николай Иосифович много времени проводил в экспедициях, прошел на шестах многие северные реки, побывал в Якутии, Сибири, на Дальнем Востоке, в Амурской области, в Казахстане, на Кавказе, совершенно соответствуя осетинской поговорке: "мужчина - гость в доме". Это был счастливый брак несмотря на разницу в возрасте (а может быть, и благодаря ей), несмотря на разные темпераменты и воспитание, причем настоящий "кавказский" темперамент был присущ Елене Михайловне в большей степени, чем Николаю Иосифовичу - настоящему кавказцу. "У женщины - душа ребенка", - не уставал он повторять и относился к ней всю жизнь, как к большому ребенку...