Хищная Птица : другие произведения.

Психология и мотивации авторов фанфикшен

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    Причины, почему авторы увлекаются фанфикшеном, и к чему может привести такое увлечение. Опубликовано в 2007 году в журнале "Порог", в 2009 году в журнале "Украϊнський фантастичний оглядач (УФО)".


  

Наталия Девятко

  

Психология и мотивации авторов фанфикшен

    []
   Фанфикшен или фэнфикшен (от англ. funfiction) - произведения, написанные фанами, поклонниками по мотивам известных книг, фильмов, сериалов.
   В наше время фанфикшен из разряда забав молодых авторов становится явлением, которое достаточно негативно оценивается авторами-профессионалами. Достаточно часто мне доводилось встречать насмешливые заявления писателей, уже печатающихся в газетах и журналах, что, дескать, создатели фанфикшен, подражатели, обращаются к чужим мирам из-за бедности собственной фантазии. Они не могут написать ничего своего и поэтому используют уже созданное.
   Бытует мнение, что авторы фанфикшен никогда не станут полноценными писателями. А редакторы и жюри конкурсов зачастую даже не читают рассказы, где встречаются слова "гном", "эльф", "хоббит", "вампир", "дракон", имена известных героев.
   Авторы фанфикшен объединяются в замкнутые виртуальные сообщества (замкнутые часто для тех, кто создает собственные миры), так защищаясь от необдуманной и грубой критики и насмешек.
    []
   Казалось бы, автору фанфикшен, как говорят, ничего "не светит" в писательском мире, а успехи Перумова, Еськова, Емца единичны и очень сомнительны, но если сделать несколько временных срезов виртуального литературного пространства, то окажется, что с каждым годом авторов, пишущих фанфикшен, становится все больше.
   Почему так происходит, я и постаралась понять.
  
   Проанализировав произведения нескольких десятков таких виртуальных сообществ и пообщавшись с авторами, выяснилось, что мотивацией к написанию "подражательного" произведения могут быть три чувства:
  
   - Любовь;
   - Зависть;
   - Попытка реализовать себя, вызванная пробудившейся жаждой писательства.
  
   На эти три группы я и разделила направление фанфикшен.
  
   Любовь.
    []
   Авторами произведений из этой группы чаще всего становятся самые младшие. Обычно школьники или студенты, но почти всегда до 30 лет. Их рассказы, стихи и редко романы полностью выдержаны в духе оригинальных произведений. Берется картина мира, часто передаются образы главных героев, выдерживаются законы. Ничто в "продолжении" не противоречит оригиналу.
   Автор погружается в чужой мир и в меру своего таланта старается "дописать" или "расширить" произведение, ответить на вопросы, на которые не дает ответ автор оригинала, уточнить некоторые моменты, лучше описать героев, понять их поступки и мысли. Кажется, что произведения этого рода похожи на хрустальные новогодние шары, хрупкие и прекрасные. Встряхнешь такую игрушку - закружится метель, снег опадет, укрыв белой шубой деревья и домик. Но каждый раз по-разному. Картинка не повторяется.
   Эти произведения написаны очень нежно, с любовью и часто талантливо. Читаешь такие произведения и грустишь: почему автор не использовал свое мастерство и столь тонкое ощущение текста для создания собственного мира?
   Но, влюбляясь в чужой мир, автор часто словно попадает в зачарованный лес, оставаясь в нем навсегда. Да, это так, и чем больше времени автор тратит на фанфикшен, тем меньше шанс выйти на опушку леса, выросшего благодаря его любви.
   Почему же авторы забредают в зачарованный лес чужой фантазии? Ответ оказался, на удивление, простым - одиночество и горечь непонимания.
    []
   Автор фанфикшен, часто еще школьник, ребенок, влюбляется в придуманный мир потому, что его отвергает мир обычный. Книга для такого человека становится более настоящей, чем реальный мир, а герои, пусть злые и жестокие, но верные своему образу, заменяют друзей. Автор начинает взаимодействовать с текстом и героями, пытается понять их и вписать собственный образ в чужой мир. Он не хочет расставаться с полюбившейся книгой, давшей ему самые яркие эмоции, поэтому он осторожно продолжает сюжет или "разговаривает" с героями, пытаясь увидеть в них большую глубину, чем видел, когда был читателем, оправдывает злодеев и описывает переживания положительных героев.
   Но молодой автор фанфикшен такого рода постоянно пребывает в страхе. Он боится нарушить равновесие чужого мира, но вместе с тем осознает, что в какой-то момент мир может его больше не принять. Не автор создает и продолжает жизнь чужого мира, а мир, к которому автор относится как к живому существу, врастает в психику автора, подчиняя человека себе, околдовывая и все больше отрезая от враждебной и серой реальности.
   Но больше всего автор боится написать что-то свое. Он хочет бродить с собственными героями по дорогам приключений своего царства, но эта "необработанная" земля пугает его не меньше реальности. Она тоже враждебна, ведь непредсказуема, а значит, опасна.
    []
   Очень немногим авторам, когда они достигают высокого уровня мастерства, удается переступить через этот страх. Ведь они боятся снова стать одинокими, непонятыми и ненужными, боятся, что любовь, которую они испытывают к чужому произведению (а произведение взамен защищает их), исчезнет.
   Находясь под покровительством чужого мира и общаясь в большинстве своем с такими же авторами фанфикшен, человек теряет связь с уже существующими друзьями, пусть и не такими классными, как герои любимого произведения, и часто вообще утрачивает способность к полноценному общению. Интернет, дающий возможность приходить под разными именами, менять маски, внезапно исчезать, уходя от проблем, становится домом для таких одиноких авторов.
    []
   Иллюзия полноценной жизни когда-нибудь все равно разобьется, но вернуть потерянное время будет уже нельзя. А ситуация, сложившаяся в современной литературе, и несерьезное, насмешливое отношение к новому поколению толкают в объятия леса, чарующего любовью к чужим произведениям, все новых молодых авторов. Вместо того, чтобы объяснить, что фанфикшен может быть только ступенькой к настоящей, своей литературе, более старшие писатели только наблюдают за происходящим, в лучшем случае, не вмешиваясь.
  
   Зависть.
   Эта группа наиболее многочисленна, ее представители садятся за клавиатуру или берут в руки ручку потому, что ими движет элементарная зависть. Их "давит жаба", что у кого-то получилось написать книгу, а у них нет. Они считают прикольным посмеяться над известным автором, его героями и проблемами, поднятыми в произведении. Они пишут фанфикшен в стиле пародии и стеба, пытаясь показать "взгляд с другой стороны".
    []
   Но на деле в их "творениях" нет ничего, кроме бессильной злобы и зависти. Часто эти люди тоже не удовлетворены жизнью, они желают власти, которая им не по мерке. Их могут обижать или унижать в реальности, потому они хотят отыграться хотя бы на произведениях, которые "ответить не могут", а заодно и на почитателях этих книг и фильмов, ведь до автора оригинала им не дотянуться. Сил не хватит, а о таланте я уже молчу.
   Да, иногда пародии получаются действительно смешными, но какими блеклыми они станут, если читатель обратится к оригиналу!
   []
   Но пародии тоже пользуются популярностью. "Последний Кольценосец" Еськова и совершенно бездарная "Таня Гроттер" находят своих читателей. Почему? Их читателями оказываются в большинстве случаев люди либо отравленные завистью, но не умеющие писать, либо те, кого за время существования "Советского Союза" приучили к "нашим ответам Западному миру". Люди, в чью психику была вброшена установка "нашего ответа", заведомо "лучшего", чем оригинал, передали ее и своим детям.
   Эти установки вредны для психики, искажают истинные представления о мире и его ценностях. Но ни родители, ни издатели об этом не думают.
   Жажда наживы - еще одна типичная характеристика авторов этой группы фанфикшен. Они готовы продать все и самих себя в том числе, чтобы заработать деньги. Не ради чего-то, не ради цели, а просто заработать, чтобы "жить красиво".
   Их перепевы и пародии всегда будут пустышками, но с каким энтузиазмом они продвигают свои "творения" на рынок! Так появляются бесконечные переделки Лукьяненковских "Дозоров", бесчисленные волшебные школы, колледжи, университеты, а о количестве странных артефактов, способных уничтожить мир, и говорить не приходится.
    []
   Эти произведения могут быть и не опубликованы. Но о них часто знают в литературной тусовке, их создателей обычно поддерживают авторы оригинальных направлений. Можно сказать, что так многие авторы (одни пишут, другие хвалят) мстят творцам бестселлеров за популярность. Тягаться с великими они не могут, еще не хватит сил и таланта (часто и вообще никогда не хватит с таким отношением к литературе, подтачивающим внутренний мир автора и обедняющий фантазию). А так они хотя бы заляпают грязью интересные, востребованные произведения и вдоволь посмеются.
   Радует только то, что авторы этих пародийных "произведений" почти всегда обречены на безызвестность, а их "творения" умрут в памяти читателей гораздо раньше оригиналов.
  
   Реализовать себя или творить.
    []
   Если для первой группы (любовь) в диалоге с любимой книгой посторонний читатель может быть лишним, а вторая (зависть) не мыслит себя без огромного количества читателей и возмущенных почитателей оригинала, то авторы третьей группы не сразу осознают потребность в аудитории. Они, как и в первом случае, влюбляются в чужой мир, восхищаются им, но не попадают в зачарованные сети чужой фантазии. Этим авторам хочется творить, но творить свое, а опыта и смелости пока нет. В них тоже заметен страх непонимания, но не столь сильный, как у авторов первой группы. Они боятся сами себя, боятся собственной фантазии и выдумки, опасаются допустить ошибку, пойдя по зову сердца, но против канонов и законов жанра, словно ошибка эта будет стоить им будущей популярности.
    []
   Почти все авторы мечтают об аудитории, хотя не каждый сознается в этом желании, но эти аудитории имеют разные характеристики. У некоторых желаемые аудитории отличаются размером, у других степенью понимания или элитарностью. Но можно говорить, что если автор вывешивает свое произведение на суд читателей, чаще всего публикует в Интернете, то он не относится к тому маленькому проценту, которому кроме текста и себя самого никто не нужен. Автор нуждается в читательском внимании и отзыве.
   С одной стороны, чтобы привлечь внимание читателя, а с другой, из-за отсутствия собственного мастерства и эмоционального опыта, молодой автор, а значит, неуверенный в своих силах и таланте, обращается к известным, любимым произведениям.
    []
   Но авторы из этой группы не дорожат законами мира оригинального текста. Сюжет и герои нужны как средство для достижения цели, которой в данном случае является самореализация, вызванная пробуждением собственной фантазии. Используя образы героев как кукольные фигурки, а прописанный чужой мир как фон и декорации, молодой автор творит свой сюжет. Часто вводится собственный персонаж, в большинстве случаев психологически скопированный с образа автора, совпадающий даже по внешности и возрасту.
   Этот герой (он же автор, путешествующий по чужому миру) начинает конкурировать с настоящими главными героями оригинального произведения. Постепенно новый герой (автор, утверждая свою власть посредством мастерства и фантазии) занимает место главного героя, а оригинальные герои становятся фоновыми, помощниками или противниками.
   Для авторов этой группы не может быть и речи про глубинное понимание авторского оригинального текста. Чужое произведение играет роль трамплина к собственным мирам. Так, например, поступил Ник Перумов.
    []
   Но, заигравшись готовыми чужими образами и перепевая чужие проблемы, переписывая чужой сюжет, эмоционально повторяя его повороты, молодой автор тоже может попасть в ловушку, из которой нелегко выбраться.
   Современное литературное сообщество не заинтересовано в рождении нового поколения авторов (на сегодня этой молодежи где-то от 15 до 25 лет), поэтому ситуация на рынке и в самом сообществе сильно деформирована. Из-за этого молодым авторам, не уверенным в себе и пока мало умеющим, некому объяснить опасность, которую представляет фанфикшен. Ведь через этап подражания проходит практически каждый, только не все переносят эти фантазии на бумагу. Наоборот, литературное сообщество провоцирует молодого автора пользоваться уже существующими образами и всячески "клюет и кусает" проблески нового оригинального воображения.
    []
   Так сообщество защищает себя от изменений, как и любая консервативная система, что совершенно закономерно, но молодой автор, еще не понимающий принципов работы сообщества, может настолько заиграться чужими образами, что потеряет шанс перейти к своим мирам. На его творчестве навсегда останется отпечаток вторичности, и ему придется приложить большие усилия, чтобы освободиться из-под чужого влияния.
    []
   Но можно пойти и по более легкому пути, используя уже созданное как всем известные знаки, продолжить игру, даже заигрывая с литературной тусовкой. Что многие, не зная о существовании другого пути, и делают. Так авторы, начавшие писать под воздействием пробудившегося таланта, становятся игроками и пустоцветами. После превращения в пустоцвет они могут быть приняты в литературную тусовку, так как уже не составляют конкуренции профессиональным авторам.
   Из-за ситуации на рынке и в современной литературе тусовка занимает очень значимое место, по сути контролируя и направляя литературный процесс. Она и "оккупировала" большинство издательств и журналов. Пройти в книжный мир без благословения тусовки практически невозможно.
   Поэтому, если тенденции раскола будут сохраняться, большинство авторов молодого поколения окажутся в своеобразной резервации, где будет царствовать фанфикшен, а преодолевать собственный страх, создавать оригинальные миры и пробиваться в журналы и в издательства будет пустой тратой времени и сил.
    []
   Именно поведением тусовки и обусловлен быстрый рост количества фанфикшен в нашем культурно-информационном пространстве. Подпитываемый психологическими проблемами, спровоцированными глобализацией и информатизацией общества, в литературе может произойти раскол на оригинальные произведения и произведения фанфикшен. При этом оба мира будут функционировать самостоятельно, а принадлежность к более "низкому" фанфикшен, даже временная, может затруднить продвижение оригинальных текстов автора.
    []
   Напомню, что период написания фанфикшен есть почти у всех авторов, а литературная тусовка без вреда для себя будет обращаться к фанфикшен (члены тусовки ведь уже в литературном сообществе, а попав туда, очень сложно уйти), используя их как элементы своих литературных игр.
   Чтобы этого не произошло, сейчас необходимо всем поколениям и авторам всех жанров и направлений задуматься об этой проблеме и вместе найти выход. Ведь уже сейчас заметны значительные, в первую очередь психологические расхождения между поколениями "тридцатилетних", составляющих костяк тусовки, и "двадцатилетних", которые в большинстве своем и пишут фанфикшен.
   А непонимание между поколениями, как известно, влечет не только отсутствие культурного диалога и конкурентно способного рынка, а и деградацию культурно-информационного пространства в целом. Навредить так своему культурно-информационному пространству в условиях глобального изменения мира равносильно потере всех позиций в мировой культуре и отказу от возможности сделать значимый вклад в мировую историю.
  


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"