Хлобустов Олег Максимович : другие произведения.

Из истории "Четвертой" мировой

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    История и оценка 10 лет борьбы с терроризмом в мировом масштабе


  
  
   ИТОГИ И УРОКИ 10 ЛЕТ
   "ГЛОБАЛЬНОГО ПОХОДА" ПРОТИВ ТЕРРОРИЗМА
  
  
   ... 4 июля 2011 года на сайте телеканала Fox News (CША) появилось сообщение, что совершающий турне по стране президент Обама скончался от четырех огнестрельных ранений, полученных в результате покушения на него.
   Это сенсационное известие мгновенно облетело весь мир, со всей убедительностью показывая, насколько все мы свыклись с мыслями и угрозой терроризма, сколь легко готовы поверить любому сообщению на эту тему....
   Хотя, казалось бы, ликвидация 1 мая объявленного "террористом N 1" современности лидера Аль-Кайды Осамы бин Ладена, должна была означать окончание очередного этапа "глобального похода против терроризма", началом которого принято считать осень 2001 года.
   Несмотря на то, что феномен терроризма сопровождает человеческую цивилизацию с до библейских времен, именно во второй половине
ХХ века он принял невиданные ранее масштабы и ожесточение [1].
   Во многих зарубежных СМИ распространяется тезис о том, что, якобы, "11 сентября 2001 г. международный терроризм бросил вызов современной цивилизации". В то время как "четвертая мировая", "антитеррористическая война" началась задолго до тех трагических событий. ("Третьей мировой", как известно, была "холодная война", на протяжении 1946 - 1989 годов охватывавшая большую часть населения Земного шара в рамках глобального противостояния двух социально-экономических систем).
   Не только спецслужбам СНГ было известно, что в апреле 1998 г. в Пакистане, представителями радикально-исламистских кругов ряда стран Азии и Африки (Королевства Саудовской Аравии, Пакистана, Египта, Судана, Афганистана и других), был учрежден  политический союз  под названием "Мировой фронт джихада" (МФД, - еще одно название, появлявшееся в печать - "Мировой фронт священной войны против иудеев и крестоносцев"), полем деятельности которого уже стали многие государства мира, включая США, Филиппины, Палестину, Косово, Ирак, а также Россию и другие государства СНГ. Подчеркнем при этом, что речь идет не об официальном союзе государств, а именно об объединении и организационном взаимодействии ряда религиозных и политических организаций перечисленных государств. Причем большинство участников этого "фронта" находились в своих странах, до череды "демократических твиттерных революций" марта - октября 2011 г., в положении "вне закона".
   В действительности же международный терроризм, часто ассоциируемый с так называемым "исламистским фундаментализмом", бросил вызов намного раньше, о чем свидетельствуют события августа 1999 г. в Дагестане, куда с территории Чечни вторглись незаконные вооруженные формирования (НВФ) сепаратистов под командованием Ш. Басаева, а также серия известных террористических акций в Буйнакске, Москве и Волгодонске в сентябре того же года, события на юге Киргизии и Узбекистана 1999 - 2003 годов, связанные с вторжением банд исламистов с территории сопредельных государств. И все это - реальный результат деятельности МФД и его эмиссаров, поддерживавших также как боевиков "Армии освобождения Косова" в Сербии, так и чеченских "полевых командиров" в России.
   Вот для обеспечения этой глобальной конфронтации, в том числе с применением террористических методов и средств, и нужна идеология "священной войны" под религиозным знаменем.
   В этой связи в уточненной редакции Концепции национальной безопасности России (в редакции указа и.о. Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. N 24) отмечалось:
   "Во многих странах, в том числе в Российской Федерации резко обострилась проблема терроризма, имеющего транснациональный характер и угрожающего стабильности в мире, что обусловливает необходимость объединения усилий всего международного сообщества, повышения эффективности имеющихся форм и методов борьбы с этой угрозой, принятия безотлагательных мер по ее нейтрализации". И осознание этой реальности привело к принятию Советом Глав Государств СНГ 21 июня 2000 г. решения о создании совместного Антитеррористического центра (АТЦ СНГ).
   В этой связи представляет интерес подробнее взглянуть на события в мире под углом зрения возникновения террористической угрозы и противостояния ей современного мирового сообщества.
   Если в Советском Союзе проявления терроризма имели единичный характер, о чем со всей убедительностью свидетельствует недавно вышедшая монография О.Б. Мозохина "Борьба советских органов безопасности с терроризмом" (М., 2011), то с зарождением транснационального террористического синдиката его спецслужбам пришлось столкнуться еще в начале 80-х годов, когда Межведомственная разведывательная служба (МРС) Пакистана, при поддержке и участии спецслужб США, Великобритании, Египта, Саудовской Аравии и Ирана, вела подготовку, обучение, вооружение и оперативно-тактическое руководство отрядами "моджахедов" ("воинов Аллаха") для борьбы с кабульским режимом и Ограниченным контингентом советских войск (ОКСВ) в Демократической республике Афганистан.
   Позднее руководство "альянса радикальной исламской оппозиции" планировало даже осуществление террористических акций на территории СССР, в частности, во время XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве в июле 1985 г. [2]Также фиксировалась активизация разведывательной и иной подрывной деятельности представителей радикальных исламских организаций ("Братья-мусульмане" и других) на территории страны.
   В 1981 г. в Пакистане и появился 24-летний выпускник экономического факультета университета в Джидде (Саудовская Аравия) Осама бин Ладен, вдохновленный идеями джихада против "малого" (СССР) и "большого" (США) "сатаны", ставший одной из ключевых фигур в подготовке "моджахедов" из числа граждан других, преимущественно ближневосточных государств, для участия в гражданской войне в Афганистане.
   И тот, кто сегодня говорит о мнимой "виновности" СССР в возникновении кровопролитной войны в Афганистане, должны доказать, насколько "моральным" и гуманным было финансированием отдельных групп афганцев для того, чтобы они... убивали других афганцев. Ныне уже не секрет, что еще 3 июля 1979 г., то есть за полгода до вступления советских войск в Афганистан, президент США Дж. Картер подписал секретную директиву о выделении 500 млн. долларов на помощь "антикабульским "повстанцам" в Афганистане", поддерживая создание международной террористической сети, которая должна была способствовать распространению исламского фундаментализма, в том числе и в Средней Азии, для дестабилизации таким образом Советского Союза [3].
   Однако свои антиамериканские настроения бин Ладен стремился не афишировать, а американские деньги, оружие и инструктора для обучения "моджахедов" поступали преимущественно через офицеров пакистанской МРС. Как впоследствии писал Йосеф Бодански, высокопоставленный сотрудник администрации Р. Рейгана, бин Ладен "обманул" американцев, на их же собственные деньги создавая костяк для будущего "антиамериканского джихада".
   По американским данным, через учебные центры "Мактаб аль-хидамат" ("Бюро услуг"), созданного бин Ладеном, прошло не менее 25 тысяч будущих "моджахедов", получивших вполне профессиональную боевую подготовку по стандартам армий ведущих государств Запада [4].
   "Арабские моджахеды" бин Ладена принимали участие в боевых действиях против ОКСВА, а после вывода советских войск из Афганистана 15 февраля 1988 г. - поддерживали радикальный исламский "альянс семи", действовавший преимущественно в южных и юго-восточных провинциях Афганистана в его борьбе против режима президента ДРА Наджибуллы (режим Наджибуллы пал в марте 1992 г.). За этим последовал раскол в рядах самих вчерашних "муджахетдинов", приведший к новому витку гражданской войны, продолжавшейся до 1994 г., когда отряды сформированного МРС Пакистана из находившихся здесь пуштунов движения Талибан не смели бывших союзников по борьбе против светского режима Кабула.
   К тому же периоду времени относится и создание Аль-Кайды, объединявшей "арабских моджахедов", воевавших в Афганистане, и оказавшихся аутсайдерами после окончания военных действий.
   Именно они в 1995 г. десантировались в Чечню, открыв там еще один "исламский фронт" и создав там "европейский плацдарм", подпитывавшийся многими зарубежными странами. Так же, как позднее они создавали подпольную "Армию освобождения Косово" на территории Сербии.
   Создание экстремистско-террористического плацдарма в Европе в Чечне являлось лишь одной региональной операцией "Международного фронта джихада" (МФД), открыто провозглашавшего своей целью создание всемирного "исламского халифата".
   В этой связи здесь уместно напомнить и выводы С. Хантингтона, пророчествовавшего о XXI веке как об "эре конфликта цивилизаций", причем "мировые цивилизации" определялись им на основе преобладающих культурно-религиозных (конфессиональных) воззрений. Отметим также, что Хантингтон поместил Россию на стыке исламской и западно-европейской цивилизаций, отведя ей роль поля боя в схватке за будущее мира.
   Однако террористические акты в июле в Норвегии и в декабре 2011 г. в Льеже напоминают о существовании и иных видов идеологической мотивации политического насилия в современном обществе, помимо "исламистского", то есть прикрывающегося отдельными положениями этой мировой религии.
   Вопрос о причинах появления терроризма и экстремизма как специфических форм преступного поведения неоднократно обсуждался криминологами. Еще в августе 1990 г. на VIII Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями отмечалось, что факторами, способствующими распространению террористических проявлений, наряду с бедностью, безработицей, нехваткой жилья и несовершенством системы образования, также является распространение средствами массовой информации идей и взглядов, ведущих к росту насилия, неравенства и нетерпимости [5].
   В этой связи значительная роль в борьбе с терроризмом, наряду с мерами выявления, предупреждения и пресечения, а также профилактики планируемых экстремистских и террористических акций, принадлежит и информационно-пропагандистким мероприятиям по противодействию распространению экстремистской идеологии.
   Объективно потребность информационно-пропагандистского противодействия терроризму и экстремизму определяется тем обстоятельством, что субъекты этого вида противоправных деяний для достижения своих целей вынуждены прибегать к активной и широкой пропаганде своих целей и методов деятельности в стремлении склонить на свою сторону общественные настроения, расширить базу социальной поддержки своих притязаний.
   В этой связи эффективное предупреждение преступлений террористического и экстремистского характера предполагает превентивное и профилактическое воздействие со стороны государства и общества как на мотивационную сферу, так и на механизм поведения индивида с целью недопущения совершения им противоправных действий. Эти обстоятельства важно учитывать при реализации государственной информационной политики. Подчеркнем при этом, что ссылки на, якобы, противоречие "информационной политики" праву на "свободу распространения информации и выражения мнений" неуместны и несостоятельны и полностью соответствуют общепризнанных принципам и нормам международного права [6].
   Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом России 5 октября 2009 г. [7]. констатировала, что совершение преступлений террористического характера обусловливается целым рядом внешнеполитических факторов и внутренних экономических, социальных, межнациональных и межконфессиональных противоречий и условий. В том числе и бесконтрольным распространением радикальных, ксенофобских и экстремистских идей как средствами массовой информации (СМИ), так и через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, и недостаточностью исключительно правоохранительных, административно-правовых и иных мер по противодействию этому виду преступной деятельности.
   В этой связи, положения части 2 статьи 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод должны касаться и Интернета, как одного и современных видов СМИ.
   В числе важнейших задач противодействия терроризму, наряду с выявлением и устранением причин и условий, способствующих распространению экстремизма и терроризма, выявлением, предупреждением и пресечением действий, направленных на подготовку преступлений экстремистского и террористического характера, указывалось и на необходимость активизации противодействия распространению идеологии терроризма и информационно-пропагандистского обеспечения проведения антитеррористических мероприятий.
   Как отмечается в Концепции противодействия терроризму в России, акции информационно-пропагандистского и культурно-образовательного характера должны включать:
   - разъяснение антиобщественной сущности и опасности идеологии и практики экстремизма и терроризма с целью формирования их неприятия и отторжения населением, в том числе молодежью,
   - разъяснение обществу задач по противодействию экстремизму, целей и действий органов правопорядка и спецслужб,
   - формирование правовой и политической культуры населения, пропаганду социально значимых целей и ценностей, идей "культуры мира" (толерантности и взаимодействия).
   При планировании и осуществлении компетентными органами страны информационно-пропагандистских мер (ИПМ) следует обращать внимание на возможности максимально широкого охвата различных аудиторий СМИ, а также принимать меры по фокусированию внимания общественности на планируемом (проведенном) антитеррористическом мероприятии.
   По данным социологических исследований, в России основными каналами распространения информации в обществе являются:
   - межличностное общение граждан;
   - сообщения отечественных и зарубежных СМИ, информационных агентств;
   - Интернет-СМИ и блогосфера Рунета.
   Следует отметить, что согласно проведенному в 2010 г. исследованию ВЦИОМ об отношении населения к СМИ [8], потенциальные возможности информирования населения через СМИ велики: только 35% респондентов отвечали, что не слушают радио, 20% - не читают газет, 2% - не смотрят телевидение.
   49% респондентов отдают предпочтение информации СМИ, причем 70% из них больше всего доверяют телевидению, 50% - прессе и 44% - радио.
   Не смотря на то, что традиционная пресса сегодня имеет ограниченную читательскую аудиторию, это обстоятельство компенсируется наличием у многих редакций газет и журналов собственных Интернет-сайтов, популярность которых все более увеличивается.
   Следует отметить, что в Московском регионе на телеканалах "Столица" и "Доверие" имеются циклы передач, посвященных проблемам обеспечения безопасности общества и государства (на первом из них - "Тайная война", на втором - "Антитеррор: Необъявленная война"), выходящие в эфир еженедельно.
   Новым и становящимся все более популярным информационным каналом является всемирная телекоммуникационная сеть Интернет и ее русскоязычный сегмент - Рунет.
   Уже в настоящее время в Рунете содержится обширная информация о деятельности как отечественных, так и зарубежных экстремистских и террористических организаций, особенностях их организации и тактики деятельности, что может формировать своеобразную "негативную осведомленность" у лиц, интересующихся, либо сочувствующих экстремистам, их деятельности и призывам. В этой связи правоохранительным органам необходимо нейтрализовать эту "негативную осведомленность", оказывать корректирующее воздействие на мировоззрение, идейные и поведенческие установки потенциальных террористов.
   Параллельно сегодня происходит активное развитие персональной Интернет-среды общения - блогосферы. Ее, помимо традиционных вэб-сайтов, образуют различные персональные блоги, форумы и сообщества по интересам, в которых, в числе иных социально-политических вопросов, активно обсуждаются проблемы безопасности общества.
   Если в 1998 г. террористические организации поддерживали во "всемирной паутине" всего 12 сайтов, то в 2005 г. - уже 4 800, а в 2008 г. - свыше 5 000, в том числе до 150 русскоязычных сайтов.
   Только в 2006-2007 гг. органами ФСБ совместно с МВД и Генеральной прокуратурой Российской Федерации была пресечена враждебная деятельность около 1000 информационных ресурсов Интернета, содержавших материалы экстремистской, террористической и иной противоправной направленности.
   Целью деятельности экстремистских пропагандистов является:
   - привлечение в свои ряды новых участников,
   - формирование сочувствия и поддержки населением своих противоправных требований и призывов.
   При этом пропагандистами экстремизма используется незнание населением общепризнанных принципов и норм международного права, обязательств Российской Федерации, проистекающих из присоединения России к многочисленным международным конвенциям (договорам), а также норм российского законодательства.
   Что касается содержания стратегии борьбы с терроризмом и экстремизмом в целом, то в этом вопросе, на наш взгляд, следует согласиться с мнением директора российского Центра исследований социального экстремизма И.Ю.Залысина, который полагает, что для "победы" над экстремизмом прежде всего необходимо решить те реальные социальные проблемы, болезненной реакцией на которые и являются эти противоправные формы социального действия. Иначе, какими бы маргинальными не были сознание и поведение террористов, они будут встречать "понимание" и сочувствие у определенной части населения, сталкивающейся с аналогичными проблемами.
   Будет даже справедливым сказать, что борьбу с терроризмом ведут правоохранительные органы и спецслужбы, но победить, точнее - изжить терроризм и экстремизм, - может только само общество.
   Любые крайности, резкие переходы от жестоких репрессий к мягкой, либеральной политике и обратно, как правило, лишь ослабляют политический режим. Колебания, отсутствие логики в действиях властей вызывают непонимание и неприятие в обществе. В то же время, чтобы быть эффективным, использование насилия против террористов должно быть подчинено принципам правомерности, логичности и последовательности.
   Непринятие правоохранительными органами должных правовых мер против лиц, подрывающих стабильность режима, создает ощущение безнаказанности у преступников и беззащитности у их жертв. С другой стороны, чрезмерные репрессии, особенно против невиновных лиц, вызывают отчуждение граждан от поддержки властей.
   Практика показывает, что только легитимное, то есть рассматриваемое как законное, оправданное в глазах общества применение силы - а разъяснение этих обстоятельств и является одной из задач информационно-пропагандистского сопровождения борьбы с терроризмом, - может быть эффективным в борьбе с терроризмом.
   Если же общественное мнение не только не понимает, зачем против террористов и экстремистов применяется насилие и правовые меры, но и сочувствует им, трудно достичь победы в этой борьбе. Поэтому властям необходимо убедительно доказать обоснованность использования силы и правовых норм против террористов, их пособников и пропагандистов экстремизма, раскрыть опасность и бесчеловечную сущность терроризма, дегероизировать тех, кто его практикует.
   Следует также согласиться с тем, что в этой борьбе важно как добиваться тактических успехов, так и стремиться к последовательному снижению числа и масштабов террористических проявлений, числа их жертв.
   Небезынтересно рассмотреть оценку террористических угроз в мире западных аналитиков. Так, еще в августе 2003 г. лондонский Центр исследования мировых рынков (World Makets Reserch Cеnter - WMRC) опубликовал доклад "Глобальный террористический индекс - 2003" [12].
   В задачу его авторов входило оценить риск террористической угрозы в 186 государствах мира. При этом эксперты учитывали пять основных критериев - мотивация террористической деятельности, наличие в данной стране террористических ячеек, частота и масштаб уже имевших место террористических акций, способность террористических групп организованно действовать и приобретать оружие, и, наконец, способность правительств предотвращать террористические атаки.
   По мнению составителей доклада WMRC, "лидерами", с точки зрения реального наличия этой угрозы, являлись Колумбия, Израиль, Пакистан, США, Филиппины, Афганистан, Индонезия, Ирак и Великобритания.
   России в этом докладе было отведено лишь 16 место, хотя она и возглавляла в списке группу стран СНГ. Что, по нашему мнению, являлось не совсем верным с точки зрения ранжирования реальности этой угрозы для нашей страны, и что доказала динамика террористических проявлений в России в последующие месяцы, а также расширение географии деятельности террористов, трансформация и "модификация" их деятельности [13].
   Как заявлял аналитик WMRC Дарио Тюбурн, в ближайшие 12 месяцев теракты в России неизбежны, "ведь чеченские боевики хорошо финансируются, хорошо организованы и вооружены. В свою очередь, российские службы, отвечающие за борьбу с терроризмом, уже продемонстрировали серьезные промахи".
   В то же время Д. Тюбурн не считал Аль-Кайду единственной виновницей терроризма в мире, подчеркивая, что "в мире действуют более мелкие группы, их акции - менее масштабны, но они функционируют регулярно и уже многие годы".
   В конце 2004 г. Национальный разведывательный совет (НРС) США опубликовал открытый прогноз развития событий в мире по названием "Global Trends 2020", что может быть переведено и как "Глобальные тенденции к 2020 году" или "Контуры мирового будущего". В общей части этого аналитического продукта НРС отмечалось, что основными геополитическими конкурентами США в ближайшей перспективе являются Китай и Индия, а главная угроза исходит со стороны международного терроризма [14]. В этой связи основное внимание было уделено состоянию и перспективам терроризма в мире.
   Аналитики НРС давали мрачную картину развития ситуации на южных рубежах России. Они полагали, что там, под воздействием исламского фундаментализма и экстремизма, возможна эскалация напряженности, способная привести к возникновению затяжных конфликтов.
   Косвенно признавая ошибочность решения об интервенции против Ирака в 2003 г., американские эксперты допускали, что и подтвердил опыт прошедших лет, что он может стать альтернативой Афганистану в качестве плацдарма и базы подготовки исламистских экстремистов.
   Оценивая перспективы антитеррористической борьбы, авторы доклада "Global Trends 2020" только высказывали предположение, что к 2015 году удастся покончить с "ядром Аль-Кайды", что представляется весьма вероятным, даже не смотря на ликвидацию Осамы бин Ладена. Хотя, в скобках заметим, что возвеличивание, выход Аль-Кайды на мировую арену, просмотрели авторы предыдущего доклада НРС, появившегося в 1999 г.
   "Живучесть "Аль-Кайды", способность сохранения ею своего потенциала и боеспособности на ближайшие 5 - 7 лет, вызывают значительную тревогу у западных аналитиков.
   Но место Аль-Кайды займут более мелкие "сетевые" террористические организации и группы, что, впрочем, уже происходит в мире, как минимум с октября 2003 г., и что свидетельствует о сохранении угрозы со стороны исламистских фундаменталистских групп и радикалов.
   В этой связи небезынтересно привести мнение другого американского эксперта по терроризму Марка Сейджмена, который небезосновательно полагает, что силу и "неуязвимость" Аль-Кайды составляет ее "сетевая структура", жестко не контролируемая и не координируемая единым центром. Хотя от последнего, даже в виде псевдорелигиозных "фетв" (посланий, разъяснений) могут исходить сигналы и команды к активизации террористических действий в конкретных регионах в конкретные сроки, отвечающие глобально-стратегическим замыслам лидеров Аль-Кайды и стоящего за ней Международного фронта джихада (МФД) [15].
   Попутно отметим, что сам М. Сейджмен, подобно многим другим нынешним американским "экспертам в области контртеррористической деятельности", в 1987-1989 гг. курировал подготовку афганских "моджахедов" с оперативной базы ЦРУ в Исламабаде. Таким образом, фундаменталистский бумеранг, запущенный в сторону Советского Союза, вернулся на Запад.
   Особенность современной Аль-Кайды, обеспечивающая ее "живучесть" и разветвленность в том, что люди сами, по собственной инициативе воспринимают ее идеи, цели, методы деятельности и ее материального обеспечения, ориентируясь при этом как на изустную передачу информации от ее представителей, инетрнет-сайты исламских радикалов, так и на видео-обращения руководителей Аль-Кайды, сами формируют ее "отряды" и действуют во имя и в целях У. бин Ладена и его присных.
   В этой связи, по мнению М. Сейджмена, к Аль-Кайде можно причислить каждого, выступающего за создание исламского "халифата". А задачей-максимум участников международной антитеррористической коалиции является недопущение пополнения подпольных исламистских ячеек новыми волонтерами и их организационного и качественного роста.
   По его данным, лишь 5-10% боевиков в Ираке являются иностранцами, а "иракцы борются против чужестранцев, которые пришли на их землю... Сейчас очевидно, что мы там чужие и нам надо поскорее оттуда убираться. Но покинуть Ирак надо так, чтобы у террористов не возникло ощущения, будто они победили сверхдержаву и могут чувствовать себя свободно". Основная цель США сейчас в Ираке, полагает Сейджмен, это выжить, попутно пытаясь реформировать иракское общество, "попробовать привить ему демократию".
   Следует отметить, что МФД до сей поры располагает значительными материальными и финансовыми ресурсами, подпитываемыми высокими ценами на нефть и нестабильностью в регионе Среднего Востока, активизацией в 2006 - 2011 годах "моджахеддинов" на территории Афганистана, Ирака и Пакистана. А его положение после ряда "твиттерных революций" на севере Африканского континента, скорее всего, только упрочится.
   В то же время, еще раз повторимся, что "радикальный ислам", так называемый "ваххабизм" или "кудбизм", это -  лишь одно из течений современного ислама, являющегося одной из наиболее многочисленной мировых религий.
   Для тысяч взращенных МФД и "Аль-Кайдой" "моджахедов", как и иных исламистских радикалов, характерно пренебрежение к жизням как "неверных", так и к жизням случайных жертв из числа мусульман. Ибо их душам, как жертвам "священной войны", также уготовано попасть в рай.
   Вернемся, однако, вновь непосредственно к названному докладу Национального совета по разведке США.
   Его эксперты полагали, что характер ключевых факторов, порождающих терроризм в современном мире, в течение ближайших 15 лет не изменится.
   При этом будет даже возрастать распространение как в Центрально-азиатском регионе, так и в Европе, идеологии "чистого ислама" в его радикальной ваххабитской трактовке, что будет способствовать росту солидарности с борьбой "моджахедов" в различных географических точках, будь то Палестина, Чечня, Кашмир, Пакистан, Индонезия или Филиппины, Ирак, Сирия, Ливан или Северная Африка и т.д..
   К 2020 году мировой терроризм будет представлять собой конгломерат группировок, ячеек и одиночных боевиков, преимущественно "исламистской ориентации", хотя возможно возрастание также "удельного веса" и значения правых, "левацких" и иных "антиглобалистских" формирований.
   На смену "моджахедам", прошедшим школы и "университеты" подготовки боевиков Аль-Кайды, появится класс боевиков, который будет рассматривать свою деятельность как профессию - подобное явление уже существует в некоторых политизированных радикальных группировках.
   Одной - но, быть может, не самой главной базой "профессиональной" подготовки террористов станет Ирак, особенно после эвакуации в декабре 2011 г. американских войск из этой страны. Но в трясину экстремизма и терроризма неизбежно окажутся вовлеченными и иные страны, причем не только Ближнего Востока.
   Мы не будем останавливаться подробнее на вопросах обновления арсенала средств террористической деятельности - об этом говорилось и писалось немало. Отметим лишь, что как объектами и целями атак, так и средством нанесения спланированных ударов могут стать и компьютерные сети, вывод которых из строя может вызывать крайне тяжелые последствия для безопасности стран и их граждан.
   Основной вывод американских аналитиков, который следует иметь в виду и жителям России, состоит в том, что к 2020 году жизнь на планете Земля отнюдь не будет в большей безопасности.
   Что же может быть противопоставлено этой планетарной угрозе?
   В плане активизации борьбы с терроризмом и экстремизмом во всех их проявлениях представляется целесообразным также остановиться на концепции распространения и воспитания "культуры мира".
   При этом под "культурой мира" понимаются все формы поведения, которые уважают право на жизнь, достоинство и права человека, отрицают насилие во всех его формах и содействуют утверждению принципов мира, справедливости, солидарности, терпимости и понимания между индивидами, социальными группами и государствами.
   Генеральная Ассамблея ООН на своей юбилейной 50 сессии 20 ноября 1998 года поддержала инициативу ЮНЕСКО о провозглашении 2000 года Международным годом культуры мира и утвердила пятилетнюю Программу воспитания культуры мира.
   Государствам-членам ООН, в этой связи предлагалось стимулировать образование:
   - в духе культуры мира, признания и уважения прав человека, терпимости и межнационального взаимопонимания;
   - в духе защиты и уважения всех прав человека без дискриминации;
   - продвижения принципов демократии на всех уровнях развития общества;
   - активизировать борьбу с бедностью, за прогресс и процветание для всех;
   - способствовать предоставлению каждому гражданину качества жизни, соответствующему человеческому достоинству.
   В заключение нам представляется небезынтересным привести мнения граждан России об угрозе терроризма и мерах противодействия ей (далее, кроме особо оговоренных случаев, приводятся данные Левада-Центр от августа 2011 г. http://levada.ru/31-08-2011/o-tragedii-v-beslane-i-teraktakh-v-rossii).
   Опасаетесь ли вы, что вы сами или ваши близкие могут оказаться жертвами теракта? (Римской цифрой в таблице указан месяц проведения опроса).
  
  
   IX
   2001
  
   IX
   2003
   IX
   2004
   VIII
   2005
   VIII
   2006
   VII
   2007
   XI
   2008
   VIII
   2009
   VII
   2010
   III
   2011
   VIII
   2011
   Очень
   Боюсь
  
   26
  
   29
  
   35
  
   27
  
   19
  
   21
  
   17
  
   19
  
   21
  
   24
  
   22
   В какой-то мере
   Боюсь
  
  
   50
  
  
   45
  
  
   53
  
  
   55
  
  
   55
  
  
   52
  
  
   52
  
  
   49
  
  
   52
  
  
   53
  
  
   51
   Боятся в той или иной степени(сумма предыдущих ответов)
  
  
  
  
  
   76
  
  
  
  
  
   74
  
  
  
  
  
   88
  
  
  
  
  
   82
  
  
  
  
  
   74
  
  
  
  
  
   73
  
  
  
  
  
   69
  
  
  
  
  
   68
  
  
  
  
  
   73
  
  
  
  
  
   77
  
  
  
  
  
   73
   Уверен, что ни со мной, ни с моими близкими такого не случится
  
  
  
  
  
   13
  
  
  
  
  
   6
  
  
  
  
  
   7
  
  
  
  
  
   11
  
  
  
  
  
   11
  
  
  
  
  
   10
  
  
  
  
  
   11
  
  
  
  
  
   12
  
  
  
  
  
   10
  
  
  
  
  
   10
  
  
  
  
  
   9
   Не задумывался над этим
  
  
   9
  
  
   12
  
  
   5
  
  
   7
  
  
   14
  
  
   14
  
  
   18
  
  
   18
  
  
   14
  
  
   10
  
  
   14
   Затрудни-
   лись ответить
  
  
   2
  
  
   9
  
  
   2
  
  
   1
  
  
   2
  
  
   3
  
  
   2
  
  
   2
  
  
   3
  
  
   4
  
  
   4
  
   Как видно из приведенной таблицы, большая часть населения - свыше 60% опасались стать жертвами террористических актов (в 1999 и 2000 годах этот обобщенный показатель составлял соответственно 86 и 79 процентов).
   Эти цифры подтверждаются и результатами опроса ВЦИОМа в нач. сентября 2011 г. (http://wciom.ru/index.php?id=195&uid=111927) - очень боюсь - 16, боюсь в какой-то мере - 56 = 72%
   В ходе опроса, проведенного Левада-Центром в марте 2011 г., 73% опрошенных высказали мнение о возможности новых терактов в крупных городах страны (сумма ответов определенно возможны (23%) и скорее возможны (50%), и лишь 15 % выразили надежду, что они не произойдут (скорее нет (13%) и определенно нет (2%).
   Как вы думаете, смогут ли российские спецслужбы и МВД защитить население от новых террористических актов?
  
  
   VII
   2000
   VII
   2003
  
   VII
   2007
   VIII
   2009
   VII
   2010
   III
   2011
   VIII
   2011
   Определенно да
   6
   7
   6
   5
   3
   4
   5
   Скорее да
   31
   22
   41
   40
   27
   25
   33
   Скорее нет
   37
  
   44
   33
   31
   42
   43
   40
   Определенно
   Нет
   19
   19
   9
   9
   13
   14
   12
   Затрудни-
   лись ответить
   7
   9
   12
   14
   15
   15
   10
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   По данным ВЦИОМа в сентябре 2011 г., лишь 32% респондентов полагали, что власти способны предотвратить террористические акты ("определенно да" - 3%, "скорее да" - 29%), и 41 % полагал, что "скорее нет", и 16% "определенно нет"
  
   Какая из точек зрения на проблему терроризма вам ближе?
  
   IV
   2002
   IV
   2004
   IV
   2006
   I
   2009
   VII
   2010
   VIII
   2012
   Проблему терроризма следует
   решать только путём уничтожения
   террористов
  
  
   69
  
  
   74
  
  
   67
  
  
   56
  
  
   65
  
  
   63
   И с террористами нужно вести пере-
   говоры и пытаться найти решения,
   которые бы удовлетворяли всех
  
  
   25
  
  
   19
  
  
   21
  
  
   24
  
  
   21
  
  
   26
  
   К чему должны стремиться российские власти, в случаях, когда террористы захватывают заложников и выдвигают политические требования?
  
   IX
   2001
   IX
   2002
   IX
   2003
   IX
   2004
   IX
   2005
   IX
   2006
   VI
   2007
   VIII
   2009
   VII
   2010
   VIII
   2011
   Обезвредить преступников, даже если это приведет к жертвам
  
   33
  
   33
  
   26
  
   32
  
   24
  
   30
  
   18
  
   20
  
   18
  
   22
   Любой ценой избежать крови, пусть даже если для этого придется
   выполнить требования
   террористов
  
   58
  
   54
  
  
   57
  
   59
  
   67
  
   57
  
   66
  
  
   66
  
   66
  
   67
  
  
   По данным Левада-Центра (http://levada.ru/26-09-2011/terakty-v-ssha-11-sentyabry-i-otvetnaya-operatsiya-v-afganistane) в сентябре 2011 г., только 18% респондентов ("определенно да" - 3%, и "скорее да" - 15%) считали, что в результате действий США угрозы международного терроризма существенно уменьшились. Однако количество скептических ответов превышало этот показатель более чем в 3 раза ("определенно нет" - 28% ответов, и "скорее нет" - 39%).
  
   1. Подробнее об этом см.: Сидоренко А.Г., Тихомиров Ю.В, Терроризм и антитеррористическая безопасность в контексте истории и современной геополитики. М., 2011.
   2. См.: Мозохин О.Б. Борьба советских органов безопасности с терроризмом. М., 2011, с. 252.
   3. См.: Орлов В.И. Современный терроризм. Роль политических и идеологических факторов в причинах его возникновения и сохранения. Меры противодействия. // IV международная научная конференция по проблемам безопасности и противодействия терроризму. Материалы конференции в МГУ 30-31 октября 2008 г. Том 1. М., 2009, с. 283.
   4. Швейцер П. Победа: Роль тайной стратегии администрации США в распаде Советского Союза и социалистического лагеря. Минск, 1995; Бодански Й. Талибы, международный терроризм и человек, объявивший войну Америке. М., 2003; Бирден М., Райзен Д. Главный противник: Тайная история последних лет противостояния ЦРУ и КГБ. М., 2004.
   5. Подробнее об этом см.: Хлобустов О.М. Госбезопасность России от Александра I до Путина. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. М., 2007, с. 562 - 581.
   6. Часть 3 статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, вступившего в действие еще в 1977 г., устанавливает, что пользование правом на свободу слова "налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть, следовательно, сопряжено с такими ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми:
   а) для уважения и репутации других лиц;
   b) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения".
   Еще более категорична на это счет часть 2 статьи 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятая 4 ноября 1950 г. и ныне являющаяся одним из основополагающих документов Европейского Союза. В ней говорится, что права индивида (гражданина) на свободу выражения мнения, получать и передавать информацию "поскольку это согласуется с обязанностями и ответственностью, может быть предметом таких формальностей, условий, ограничений или наказаний, предусмотренных в законе и необходимых в демократическом обществе в
   интересах национальной безопасности, территориальной целостности или публичного порядка в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для защиты здоровья и морали, а также для защиты репутации или прав других лиц, для предотвращения утечки информации, полученной конфиденциально, или поддержания авторитета и беспристрастности правосудия".
   7. Российская газета, 20 октября 2009 г. Следует отметить, что данная Концепция основывается на выработанных современной практикой и теорией рекомендациях отечественных и зарубежных специалистов. В частности, и принятой Генеральной Ассамблеей ООН 8 сентября 2006 г. Глобальной контртеррористической стратегии (см.: http://www.un.org/russian/terrorism/framework.shtml). Утвержденная главами государств России, Казахстана, Китая, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана 5 июля 2005 г. Концепция сотрудничества государств - членов Шанхайской организации сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, также подчеркивает необходимость взаимодействия с гражданским обществом и СМИ в целях противодействия пропаганде терроризма, сепаратизма и экстремизма (п.15) и формирования в общественном сознании понимания необходимости бескомпромиссной борьбы с указанными угрозами безопасности общества и государств (п. 22).
   8. Федоров В. Свободы не хватает, но цензура нужна. Граждане по-своему оценивают положение СМИ в современной России // МК, 28 августа 2010.
   9. С 4 сентября 2011 г. этот телевизионный цикл выходит на региональном телеканале "Доверие" под названием "Лубянка: Секретные материалы".
   10. Подробнее см.: Губанов Д.А., Новиков Д.А., Чхартишвили А.Г. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства. М., 2010.
  
   11. См. Независимая газета, 11 ноября 2000 г
   12. См.: Хлебников И.Н. Итоги и уроки "четвертой мировой" войны. Как бороться с международным терроризмом. // Обозреватель/Observer, М., 2003, N 10, сс. 71-77; http://www.rau.su/observer/N10_2003/10_09.HTM.
   13. Хлобустов О.М. Что противопоставить терроризму в России? // Власть, М., 2004, N 3, сс. 30-34; http://www.rau.su/observer/N3_2004/3_01.htm.
   14. См.: Контуры мирового будущего // Россия и мир в 2020 году. М., 2005.
   15. Сейджмен М. Сетевые структуры терроризма. М., 2008.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"