Хлобустов Олег Максимович : другие произведения.

Роль Советского Союза во всемирной истории

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Эссе написано на основе выступления на международной конференции 22 декабря 2022 г. "СССР как попытка построения новой коммунистической цивилизации". В нем обосновывается цивилизационный характер опыта построения социалистического государства, анализируются причины геополитического и информационного противоборства США против СССР, а также требования к историческому образованию граждан. Ключевые слова: исторический анализ, историческое образование, Советский Союз, цивилизация, холодная война, информационное противоборство.

   Советскому Союзу в истории ХХ века принадлежит заметное, и
  справедливо заслуженное место. Однако, впору задаться вопросом, а нужно ли знание недавней истории нашего Отечества современникам?
   Думается, что да, нужно, важно и необходимо. Поскольку именно уроки истории помогают не только заглядывать в будущее, но и стремиться целенаправленно строить его в соответствии с желаемым общественным идеалом. Хотя человеческие представления об общественном идеале также не являются неизменными, изменяются, развиваются в соответствии с прогрессом человечества.
   На встрече президента России В.В. Путина с историками и представителями традиционных религий России 4 ноября 2022 г. председатель правления Российского исторического общества (РИО) К.И. Могилевский справедливо отметил: "Историческое образование, вообще знание истории формирует чувство ответственности перед прошлыми поколениями, перед будущими поколениями" [5].
   Важно отметить, что Запад на протяжении многих лет воспринимал Советский Союз как "большую Россию", наследника Российской империи. В этой связи имена Россия (Russia) и СССР, Советский Союз (the UdSSR, Soviet Union) употреблялись в советологии - одном из направлений зарубежной политологии, - как синонимы.
   Создатели Советского Союза были вдохновлены идеями, являющимися конгломератом передовых социально-политических мыслей и проектов современности. Рожденный победой в Гражданской войне, и над "походом 14 держав", Советский Союз вызвал симпатии на Западе, значительный интерес и рост левых настроений во многих странах. И то, что Советский Союз был моделью, попыткой построения новой цивилизации, хорошо понимали на Западе.
  Это подтверждает известное заявление Мелиты Норвуд, сотрудничав-шей с советской разведкой не одно десятилетие, начиная с конца 30-х годов. 11 сентября 1999 г., когда после публикации очередной книги одного из перебежчиков из КГБ, журналисты атаковали 87-летнюю Норвуд вопросами, не сожалеет ли она о сотрудничестве с КГБ, она заявила:
  - Я делала это не ради денег, а чтобы помешать уничтожить новую социальную систему, которая более справедлива, дает простым людям еду и средства, которые может позволить, дает образование и здравоохранение [1, Рp. XXIV-XXV].
  Мелита Норвуд скончалась 20 июня 2005 г. в возрасте 93 лет.
  О попытке создания в СССР новой цивилизации писал и один из при-знанных в мире "знатоков коммунизма" Збигнев Бжезинский. По поводу вдохновлявшей создателей СССР коммунистической доктрины он писал еще в 1987 г.: "Порожденный нетерпеливым идеализмом, отвергавшим неспраќведливость существующего порядка вещей, он (коммунистический идеал- О.Х.), - стремился к лучшему и более гуманному обществу... Он оптиќмистически отражал веру в мощь разума, способного создать современќное общество. Во имя морально мотивированной социальной инженерии он мобилизовал самые мощные чувства - любовь к человечеству и ненаќвисть к угнетению. Таким образом ему удалось увлечь ярчайшие умы и самые идеалистические души" [2, с. 216].
  Социально-экономические идеи и принципы, положенные в основу
  Создаваемого Советского Союза, являлись реальной альтернативой развитию Старого и Нового Света после первой мировой войны.
   Мировой экономический кризис 1929 - 1939 годов вызвал дополни-тельный интерес к невиданному социально-экономическому эксперименту в СССР. Его пристально изучал английский экономист Джон Ме́йнард Кейнс, неоднократно посещавший Советский Союз в 1930-е годы и непосредственно наблюдавший "русское чудо" [9].
   Советская альтернатива мирового развития исследовалась и многими другими зарубежными учеными и писателями. Книга Джузеппе Боффа, работавшего в закрытых архивах СССР, знакомила читателей, в том числе "по особому списку" издательства "Прогресс" и высших советских должностных лиц, с совершенным страной "цивилизационным прорывом", позволивший в кратчайшие сроки поднять на небывалый уровень науку, технику, создать мощную индустрию, мирового уровня культуру и литературу, продолжавшую лучшие традиции духовных исканий интеллигенции XIX - начала XX веков [3].
   "Русское чудо" индустриализации страны и послевоенного экономиче-ского восстановления исследовали и германские кинодокументалисты Анне-ли и Андре Торндайк, создавшие в 1963 одноименный фильм, потрясший не только советских зрителей.
   На Западе симпатии к СССР заметно усилились в годы Второй мировой войны. В этой ситуации руководители Великобритании и США были вынуждены пойти на создание военно-политического союза с СССР для борьбы с германским фашизмом. Именно "большая тройка" И.В. Сталина, Т. Рузвельта и У. Черчилля определила и послевоенное устройство Европы, и заложила основы нового международного права, принятого в послевоенные десятилетия.
  Однако западные участники антигитлеровской коалиции, взяв курс на конфронтацию с СССР, предпринимали меры по замалчиванию, сокрытию его вклада в общую победу над германским фашизмом. Поэтому важным событием не только культурной, но и общественно-политической жизни, прежде всего США, стал выход на телеэкраны созданной в годы разрядки международной напряженности советскими и американскими кинодокументалистами русско-англоязычной эпопеи "Великая Отечественная / Неизвестная война" (The Unknown War. Доступна в Интернете). Ее телевизионный показ начался одновременно в СССР и США 9 мая 1979 года. Всего было смонтировано 20 серий по 50 минут.
   То, что Советский Союз имел характер новой цивилизации, хорошо понимал и западный истеблишмент. В подготовленном в декабре 1947 года Объединенным комитетом стратегического планирования США "Прогнозе возможного развития политической обстановки в мире до 1957 года", в числе важнейших факторов мирового развития назывался "идеологический конфликт и столкновение интересов между советским блоком и западными демократическими державами", поскольку "никакая другая система ценностей так не противоречит нашей, не является столь непоколебимой в своей цели". [6, СС. 269, 283].
   Известная директива Совета национальной безопасности США Љ 68 от 14 апреля 1950 г. откровенно указывала: "Помимо утверждения наших ценностей наша политика и действия должны быть направлены на то, чтобы вызвать коренные изменения в характере советской системы. Срыв планов Кремля - это первый и важнейший шаг к этим изменениям. Совершенно очевидно, что это обойдется дешевле и будет более эффективно, если изменения явятся результатом действия внутренних сил советского общества".
   Данная директива недвусмысленно требовала "решимости на ведение открытой психологической войны, направленной на поощрение массового отказа населения от соблюдения верности Советам и подрыв планов Кремля всяческими способами", предполагала "усиление активных и своевременных мер и операций тайными средствами в сфере методов ведения экономической, политической и психологической войны с целью разжигания и
  поддержания недовольства и бунтарских настроений в отдельных стратеги-ческих государствах-сателлитах".
   Перед исполнительной властью ставилась задача "пытаться изменить ситуацию в мире путем, исключающим войну. Мы должны стремиться
  разрушить планы Кремля и ускорить распад советской системы" [6, СС. 132-154, 13, СС. 132-154.].
  Выдвинутые советским руководством в 1950-е годы идея мирного
  сосуществования различных социально-политических систем, превращали Советский Союз в серьезного геоэкономического и геополитического конкурента США на мировой арене. Данное положение, основанное на недоверии к советским мирным инициативам 1954 - 1957 годов, привело к активизации разведывательно-подрывных устремлений западных государств, известных как политика "холодной" войны.
   Её своеобразная интерпретация в понятиях цивилизационного подхода представлена в известной работе Сэмюэля Ф. Хантингтона "Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка" (англ. The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order) [12].
  Даже профессиональный антикоммунист Зб. Бжезинский не отрицал у марксизма "плодотворные и даже конструктивные аспекты стремления к со-вершенному обществу", и выражал надежду на то, что уже в ХХ веке совре-менные "плюраќлистические демократии сделают их частью своих социаль-ных систем" [2, C. 241].
  Сущность идеологического противоборства прекрасно понимали и на
  Западе. Выступая 8 июня 1982 г. в Британском парламенте с речью "Демо-кратия и тоталитаризм", президент США Рональд Рейган так охарактеризо-вал содержание и логику информационной войны против СССР: "Решающий фактор происходящей сейчас в мире борьбы - не бомбы и ракеты, а проверка воли и идей, испытание духовной смелости, испытание тех ценностей, которыми мы владеем, которые мы леем, идеалов, которым мы преданы" [10, CC. 29-38].
  В 1998 г. президенту США Б. Клинтону был представлен доклад
   РЭНД-Корпорейшн "Strategic Informational Warfare Rising" ("Возрастание значения информационного противоборства", MR-964-OSD). В нем форму-лировались, в частности, следующие задачи "информационного противоборства второго поколения", то есть, основанного на успешном, с точки зрения руководства США, опыте "холодной войны" против СССР:
  - подмена у граждан иностранных государств традиционных нравст-венных ценностей и ориентиров созданием атмосферы бездуховности, раз-рушение национальных духовно-нравственных традиций и культивирование негативного отношения к культурно-историческому наследию;
  - манипулирование общественным сознанием и политической ориентацией социальных групп в целях создания обстановки напряженности и хаоса;
  - дезинформация населения о работе государственных органов, подрыв их авторитета, дискредитация органов управления;
  - подрыв международного авторитета государства, его сотрудничества с другими странами [7].
  Обратим внимание на первую из названных задач - "подмена традиции-
  онных нравственных ценностей и ориентиров, создание атмосферы безду-ховности, разрушение национальных духовно-нравственных традиций и культивирование негативного отношения к культурно-историческому насле-дию". По сути дела, она является квинтэссенцией замысла, изложенного в известном "плане Даллеса для СССР" . И, по нашему мнению, дает таким образом, окончательный и однозначный ответ на не прекращающийся спор относительно подлинности замысла А. Даллеса [8, СС. 215 - 220].
  В декабре 1999 г. "Стратегические рекомендации по информационному
  противоборству второго поколения" были утверждены в качестве директивы Совета национальной безопасности США.
  Таким образом, в США и других западных странах опыт "холодной
  войны" против СССР, не только изучается, анализируется, но и "творчески перерабатывается" для дальнейшего "практического применения" в своих политических целях. В этой связи исследование этой "закулисной" стороны международных отношений имеет и сегодня немаловажное прикладное зна-чение.
   Социологический опрос, приуроченный ВЦИОМ к столетию образования СССР, выявил в общественном сознании граждан России, следующие цивилизационно образующие факторы: ощущение единства, сплоченности, дружбы (26 % процентов ответов); развитие промышленности (12%); развитие науки и технологий (10%); ядерное оружие, атомная энергетика (10%); стабильность, большая держава, лучшая жизнь (по 9 %); отсоединение республик (9 %); более высокий уровень социальной политики и экономики, наличие работы для всех граждан (по 7 %); бесплатная медицина (6 %) и бесплатное образование (5 %).
   В этих ответах, подчеркивали социологи, преобладают ассоциации со справедливым общественным устройством, реже звучит экономическая и политическая конъюнктура. То есть главная причина ностальгии по СССР, - а это 58 % респондентов, - чувство принадлежности к большому, дружному народу, ощущение себя частью великой державы. (Безразлично относились к уничтожению Советского Союза 20 % опрошенных, при 13 % из них, затруднившихся с ответом) [11].
  В заключение отметим, что объективное историческое познание
   предполагает опору на достоверные сведения, факты и источники, их разносторонний анализ и оценку. В этой связи оно предполагает также выявление, объективный анализ и оценку попыток конструирования искусственных историографических схем и концепций, их аргументированную критику и соответствующую оценку профессиональным историческим сообществом.
   В связи с приведенными ранее данными социологического исследова-ния, вызывает сомнение утверждение В.В. Федорова в интервью "Аргумен-там и фактам" о том, что скучают и ностальгируют по СССР те россияне, которые "не смогли найти себя после развала Союза", а также те, "кто в нем никогда не жил и для них это не более, чем "красивый миф"" [4].
   4 ноября 2022 г., выступая на встрече президента России В.В. Путина с историками и представителями традиционных религиозных конфессий, председатель Российского исторического общества (РИО) С.Е. Нарышкин справедливо подчеркнул, что "в ходе широкой общественной дискуссии о нашем прошлом непременно должен быть слышен голос профессиональ-ных историков, учёных, обладающих соответствующими компетенциями. Они привносят в эту дискуссию объективное, взвешенное и очень уважи-тельное отношение к своему предмету - к истории. А это и есть настоящая историческая культура, которая позволяет и государству, и обществу учиться на своей истории и извлекать из прошлого уроки. Такой подход разделяется большинством наших граждан" [5].
   Как представляется, именно такой подход и должен быть положен в основу формирующейся исторической политики нашего государства. И ис-торико-образовательного процесса в школах, а также высших образовательных учреждениях.
  
  1. Andrew C., Mitrokhin V. The Mitrokhin Archive. London, 2000.
  - 928 p.
  2. Бжезинский Збигнев Великий провал: Рождение и смерть
  коммунизма в ХХ веке. (На русском языке). Нью-Йорк, Либерти паблишинг хаус, 1989. - 242 с.
  3. Боффа Джузеппе СССР. От разрухи к мировой державе. Советский
  прорыв. М., Алгоритм, 2015. - 224.
  4. В счастливой неопределенности. Глава ВЦИОМ о предновогодних
  настроениях. // Аргументы и факты. М., 2022, Љ 52. [Электронный ресурс]. //
  https://aif.ru/politics/russia/v_schastlivoy_neopredelyonnosti_glava_vciom_o_prednovogodnih_nastroeniyah. (Дата обращения 09.01.2023).
  5. Встреча с историками и представителями традиционных религий
  России 4 ноября 2022 г. Cайт Президента Российской Федерации. [Электронный ресурс]. // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/69781. (Дата обращения 05.11.2022).
  6. Главный противник: Документы американской внешней политики и
  стратегии 1945 - 1950 гг. М., 2006.- 501 c.
  7. Гриняев С. Взгляды военных экспертов США на ведение военного
  противоборства. // Зарубежное военное обозрение. М., 2001, Љ 8. (Дата об-ращения 17.03.2016).
  8. Еще раз о "пресловутом плане Даллеса". // Труды Общества
  изучения истории отечественных спецслужб. М., 2006, Т. I. - 294 с.
  9. Кейнс Дж. М. Впечатления о Советской России. Должно ли
  государство управлять экономикой. М., Алгоритм 2015. - 224 с.
  10. Рональд Рейган о внешней политике США. Бойня в воздухе: правда
  и ложь о гибели корейского пассажирского авиалайнера. Нью-Йорк, 1983. - 126 с.
  11. 100 лет СССР: забыть нельзя вернуться. ВЦИОМ. [Электронный
  ресурс]. // https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/100-let-sssr-zabyt-nelzja-vernutsja . (Дата обращения 30 декабря 2022).
  12. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., АСТ, 2003. - 640 с.
  13. Хлобустов О.М. Контрразведка в истории КГБ. М., 2022. - 398 с.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"