Ната Ха : другие произведения.

Русалки

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 2.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    А вам никогда не казалась странной фраза "русалка на ветвях сидит"? Как с она взгромоздилась на дерево с рыбьим хвостом вместо ног? А вот почитайте и узнаете...


  
   У лукоморья дуб зелёный;
   Златая цепь на дубе том:
   И днём и ночью кот учёный
   Всё ходит по цепи кругом;
   Идёт направо - песнь заводит,
   Налево - сказку говорит.
   Там чудеса: там леший бродит,
   Русалка на ветвях сидит...
   (А.С. Пушкин "Руслан и Людмила")
  
   Все читали в детстве эти строки и наверняка не раз видели различные иллюстрации, где изображена сидящая на верхушек раскидистого дуба очаровательная девушка с рыбьим хвостом... Но мало кто задается вопросом, а как же собственно она туда попала? Ведь с чешуйчатым хвостом и плавниками и по земле-то ходить не особенно получается не то, что по деревьям лазить... Конечно, самый логичный ответ - это просто сказка, в которой может происходить все, что угодно, даже самые невероятные вещи.
   Но может, быть мы, не совсем правильно представляем себе образ русалки?
   Ведь, то, что первым приходит в голову при упоминании этих существ - это, как правило, сказка Г.-Х. Андерсена "Русалочка" и ее героиня, которая была готова на все, чтобы получить пару обычных человеческих ног взамен роскошного рыбьего хвоста.
   Но ведь на самом деле, русалка - образ собирательный, означающий духов вод, которые в том или ином качестве и под теми или иными названиями существовали у всех народов с древнейших времен.
   Наиболее распространенный вариант: получеловек-полурыба встречается повсеместно. Еще в древней Сирии существовал образ Дерекето, о котором упоминает древнегреческий писатель II века Лукиан в трактате "О Сирийской богине". Он описывает храм в городе Гиераполе (современный Мембидж): "Это святилище основала Семирамида Вавилонская, от которой осталось много сооружений в Азии. Она построила его в честь своей матери Дерекето. Я видел изображение этой Дерекето -- странное зрелище: верхняя часть представляет собою женское туловище, тогда как нижняя, от бедер до ног, сделана в виде рыбьего хвоста...".
   Одна из трактовок образа знаменитых мифических Сирен, тоже представляет их, как полуженщин-полурыб. Так, если их первое историческое описание, которое встречается в "Одиссее" Гомера никак не затрагивает особенности их внешности, то позднее, у Овидия это птицы с красноватым опереньем и лицами юных дев, а у испанского драматурга Тирсо де Молины (и в геральдике) они уже "полуженщины, полурыбы". И сейчас "русалок", обитающих не в реках, а в морях и океанах зачастую называют сиренами.
   В Западной Европе существовали и другие мифические создания, олицетворяющие духов вод, например, ундины (от лат. Unda - волна), образ которых, пожалуй, и оказал наибольшее влияние на современное представление о русалках.
   При этом ундина в западноевропейской мифологии - это дух водной стихии, образ которого также не имеет однозначной трактовки. С одной стороны, в романе немецкого писателя-романтика Ф. да ла Мотт Фуке "Ундина" (переведенном на русский язык В.А. Жуковским и переработанном в виде одноименной баллады) мы видим образ очаровательной девушки, хранительницы речных вод, обладательницы совсем не рыбьего хвоста, а вполне очаровательного человеческого тела. С другой стороны в прибалтийских сказаниях возникает образ "ундине" - полуженщины-полурыбы, которая заманивала путников своим пением (не правда ли похоже не древнегреческих сирен?)
   В поверьях других народов также встречается множество образов, так или иначе родственных русалкам: это и сербские и болгарские вилы, и ирландские мерроу, и, например, среднеазиатские су-кызлары. И опять же далеко не все из них являются обладательницами рыбьих хвостов.
   Но раз уж мы начали рассмотрение образа русалки со стихотворения Пушкина, то логично предположить, что описанный им образ русалки должен иметь корни в славянской мифологии. А кто же такая русалка в представлении славянских народов и их сказаниях?
   Если обратиться к народным преданиям и сказкам, то можно выделить несколько различных образов водных духов, которых можно отнести к "семейству" русалок.
   При этом само слово "русалка" не имеет однозначной трактовки (обычно считается произошедшим от латинского названия празднеств в честь духов умерших rosalia, но есть и другие варианты), а в некоторых местностях вообще не известно.
   На севере России русалок называют "шутовками", "водянихами", на Украине - "лоскотухами" или "мавками", в белорусских сказках это - "водяницы", "купалки" или "казытки".
   Кроме того, наряду с русалками возникают и другие существа, сходные с ними и обитающие в водной стихии.
   Одними из таких существ являются "фараоны", которые как раз и представляют собой тех самых полулюдей-полурыб, каковыми обычно считают русалок. Этот образ, как и многое в славянской мифологии тесно переплетен с библейскими легендами. А именно, по преданию, когда Моисей выводил иудеев из Египта, а фараон преследовал их, то море, расступившееся перед еврейским народом, поглотило египетское войско, которое и превратилось в тех самых "фараонов".
   При этом "фараоны" считаются обитателями морей, а не рек или озер, что роднит их все с теми же сиренами.
   "Фараоны" традиционно не настроены враждебно к людям, но, тем не менее, могут и навредить морякам. Так, согласно легендам, "Фараоны" часто подплывают к кораблям и спрашивают: " А скоро ли конец света?" (они ждут конца света, когда смогут вновь стать нормальными людьми). На этот вопрос следует непременно ответить "Вчера свет кончился, вчера." Тогда "фараоны" обрадуются и оставят путешественников в покое. Если же сказать, что до конца света еще далеко, то они могут разозлиться и поднять на море сильный шторм, который погубит корабль.
   На Украине таких "морских людей" зовут "мелюзинами". Это название пришло из художественного произведения - романа о любви волшебницы Мелюзины и графа Раймона, появившегося во Франции в 14 веке, а позднее дошедшего и до Восточной Европы. Образ мелюзины встречается и в европейских сказках, но там она чаще представляется полуженщиной-полузмеей, становясь таковой за свои грехи.
   Ну, а кто же такие в славянских сказаниях именно "русалки"?
   Русалки - это одна из форм "существования" так называемых "заложных" покойников (т.е. умерших "неправильной" смертью). Так русалками по преданию становятся женщины, умершие неестественной смертью, чаще всего утонувшие или умершие до брака девушки, а также дети - проклятые, мертворожденные или умершие некрещеными.
   Русалкой мог стать и мужчина, если он умер на "Русальной неделе" (неделя до или после праздника Троицы).
   Выглядят русалки, как обычные люди, безо всяких рыбьих хвостов. Обычно русалки в сказаниях описываются, как молодые девушки, неестественно бледные, с распущенными русыми или зелеными волосами, полупрозрачным телом. У них неподвижные или закрытые, как у мертвеца, глаза, белые одежды (белый цвет издревле считался у многих народов цветом траура).
   Живут русалки у воды: в реках, озерах, даже колодцах. Их часто можно заметить, сидящими на колесе водяной мельницы, на выступающих из воды камнях, плотах - они смеются, умываются и расчесывают волосы. Однако, завидев человека, сразу ныряют в воду.
   Но раз в год - на Русальной неделе - русалки выходят на берег. Они поселяются или в полях ржи и конопли - пока эти растения не отцветут, или в лесах, где они выбирают себе в качестве временного жилища деревья - предпочтительно дубы и березы.
   И вот, пожалуйста, - та самая русалка, что "на ветвях сидит"!
   Мастерит себе из ветвей деревьев качели и заманивает молодых мужчин покачаться с ней, чтобы погубить их. Встреча с русалками почти всегда опасна для человека - они могут напасть и замучить до смерти: щекотать, щипать, кусать... Те, кого защекотали русалки, сами становятся ими. Также русалки любят топить купающихся людей или женщин, стирающих белье на берегу.
   Считается, что разойтись с русалкой по-хорошему можно, дав ей, например, одежду или кусок полотна (поскольку по поверьям русалки ходят почти или совсем голыми, и им не из чего сшить себе одежду). Также, согласно преданиям, против русалок помогают и "универсальные методы" - крестное знамение, молитва, матерная брань. Еще одним традиционным оберегом от русалок считается полынь. Причем магическим действием обладает даже само слово "полынь". Говорят, что, когда русалка встречает человека, то спрашивает его: "Полынь или петрушка?" Если ответить "петрушка", то русалка со словами "ах ты, моя душка" накинется и защекочет насмерть. Если же ответить полынь, то она скажет "а ну тебя, сгинь" и оставит человека в покое.
   Кроме этого существовало еще значительное количество поверий и обрядов, связанных с образом русалки, таких, например, как обычай провожать или изгонять русалку, оставлять им в подарок одежду или полотно и многое другое.
   Таким образом, можно сказать, что образ русалки не имеет однозначной трактовки и однозначного описания. Русалка - это собирательное обозначение различных духов водной стихии, преимущественно их женской ипостаси. Русалки традиционно враждебны к людям, но при определенных условиях могут, наоборот, приносить пользу. Так, считается, что если человек смог первым заметить русалку и крикнуть "Чур моя!", то русалка пойдет к нему в услужение и в течение года будет жить у него в доме, выполняя всю работу.
   Может быть, стоит как-нибудь на Русальной неделе проверить правдивость этого утверждения?
Оценка: 2.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"