Ходов Борис Николаевич : другие произведения.

Испуганная Невеста (Реальная Постановка)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Поставить виртуальную пьесу на реальной сцене - нет ничего проще.

  Пьеса разделена на 3 сцены. Действия проходят на вращающейся части сцены. Переход одной сцены - в другую определяется "скоростью вращения". Круг сцены поделен на 2 части. Граница - простенок, который разгораживает друг от друга только центральные части декораций сцен. В простенке может быть дверь/проем для перехода. Пока будет идти вторая сцена, декорации первой сцены меняются на декорации третьей сцены.
  СЦЕНА ПЕРВАЯ.
  На вращающейся части сцены, в ряд, чтобы появилась ассоциация "вагона" автобуса/трамвая/поезда, стоят скамьи. На скамьях сидят пассажиры-персонажи. Сета (контролер), проходит между ними, как бы проверяя билеты, и ведет диалоги с пассажирами. Свет выделяет Сета и текущего собеседника. Пассажиры могут вставать и перемещаться "по вагону", проходя мимо Сета - отпускать ему очередную реплику. Выходить (уходить), и входить (с неподвижной части сцены - как со стоянки). На первом сиденье (или на последнем) может сидеть пара - жених и невеста - в свадебной одежде. Впрочем, они могут остаться и "на остановке", не успев, или не пожелав войти в вагон. Ни один из них не говорит с Сета.
  Разметка времени такова (она определяется скоростью вращения сцены), что диалоги могут вестись не только "с участием Сета" но и без него. Т.е. пассажиры могут обращаться друг к другу сами. В какое-то время диалоги могут звучать одновременно. Важно, чтобы они были разнесены в пространстве (без Сета) или сосредоточены в центре (с Сета).
  
  Сета: "Если копия лучше подлинника?"
  -Копия может быть лучше.
  -То ценнее?
  -То, что нравится.
  -А люди?
  -То, что лучше.
  -Значит копию?
  -Если копия лучше, то это уже не копия.
  -Что же это?
  -Просто, это - люди.
  -Значит, копия.
  -Я расскажу тебе притчу, Сета: всё станет проще.
  -Простота, естественность, искренность. Что это?
  -Это душа человеческая.
  -А всё остальное?
  -Тоже душа.
  -В чём разница?
  -Если луч - чёрен, какого цвета его источник?
  -Чёрного.
  -У людей - наоборот.
  -Всегда?
  -Без исключений.
  -Значит, люди лгут.
  -Всегда.
  -Без исключений?
  -С разной степенью мастерства.
  -Кто самый талантливый?
  -Тот, про кого мы скажем: "Прост, как правда"
  -Вот как!?
  -На тебя напала хандра?
  -Как обычно: по четвергам.
  -Меня тошнит.
  -Люди не любят правды?
  -Они её боятся.
  -Меня тошнит.
  -Мне надоело говорить прописные истины.
  -Мы не нужны?
  -Если мы появились на свет, значит, нужны. Природа просто так не делает ничего. Нет ничего явного, за которым бы не скрывалось тайное.
  -Значит, мы нужны здесь?
  -Вероятно так.
  -Прописные истины нужны только здесь.
  -Где их не видно и не слышно.
  -Вероятно так.
  -Общий язык легче найти двум идиотам, чем умным людям.
  -Умному проще стать идиотом, чем более умным.
  -Ум ценится вместе с тем, что он творит.
  -Мне надоело говорить тривиальные и банальные вещи.
  -Помолчи.
  -Спасибо, так лучше.
  -Мне тоже надоело говорить тривиальные и банальные вещи.
  -Помолчи.
  -Спасибо. Так лучше.
  
  /Через некоторое время/
  
  -Чёрт! Не могу так долго молчать! Идиотские мысли лезут в голову.
  -Умному проще стать идиотом, чем более умным.
  -Может, ошиблись мы? Идиоты - мы?
  -Нет.
  -Почему?
  -Потому, что мы спрашиваем друг друга.
  -А дурак?
  -Что?
  -Дурак может задать столько вопросов, что тысяча умных не смогут на них ответить.
  -Дурак не может задавать вопросов: ему всё ясно.
  -Что?
  -Абсолютно всё.
  -Мы - не идиоты.
  -Значит, идиоты - все остальные?
  -Абсолютно все.
  -Это странно.
  -Нет.
  -Это, даже, более чем странно.
  -. . . наверное, здесь какая-то ошибка. Все не могут быть идиотами.
  -Конечно!
  -Но, тогда, почему мы здесь?
  -Кто из двух будет действовать энергичнее?
  -Например?
  -Умный, или идиот?
  -Не знаю.
  -Идиот. Умный прежде подумает, чем сделает.
  -Умный может ошибиться.
  -Не чаще, чем идиот.
  -Мы обращаем внимание на того, кто более энергичен.
  -Ну и что?
  -Природа просто так не делает ничего.
  -Значит, человек не должен быть выше некоторого среднего уровня?
  -Так
  -Этот уровень падает, или растёт?
  -Это зависит от того, кого больше: тех, кто выше или ниже этого уровня, в некоторый момент времени.
  -Умному проще стать идиотом, чем более умным.
  -И найти общий язык с таким же идиотом, каким он станет.
  -Они обречены на вымирание.
  -Идиоты?
  -Подумай, что ты сказал.
  Вагон окончательно "уезжает", а Сета переходит на половину декорации второй сцены.
  СЦЕНА ВТОРАЯ.
  Декорации сцены - кафе с барной стойкой, размещенной в центре полукруга. Стена декорирована под кирпичную кладку. За стойкой - бармен, к которому подходит Сета. Рядом со стойкой стоят столики, за которыми с книгами и напитками сидят посетители-персонажи. Они также принимают участие в разговоре с Сета и друг с другом. Бармен начинает разговор с Сета.
  -Что там за окном? Дождь?
  -Напротив, ясный солнечный день.
  -Вот как?
  -У меня от страха зубы стучат.
  -Это от совести.
  -От совести?
  -Ты проверяешь себя, а прав ли ты был.
  -А действительно?
  -Ты здесь. Это лучшее доказательство твоей правоты.
  -Здесь! Рядом с кем!
  -Со мной.
  -Да...
  -Нам ужасно жалко самих себя. Мы чувствуем, что в чём-то ошибаемся, но никто нам не укажет, в чём.
  -От этого и плохо.
  -Кажется, точно, пошёл дождь.
  -Это наверху разлили воду.
  -Хорошо ждать.
  -Наверное, это единственный случай, когда ожидание не в тягость. Странно, что мы вдвоём. Обычно на это идут по одному.
  -Это странно.
  -Здесь, на этом кирпиче, кто-то уже писал.
  -Что?
  -Просто автограф. И год.
  -Непонятно какой - рождения или смерти?
  -Конечно смерти.
  -Здесь холодно.
  -И сыро.
  -И тихо.
  -Почему мы так спокойны?
  -Мы уверены в своём будущем.
  -Ничего не хочется делать и делать нечего.
  -Такое ощущение, что это происходит не со мной. Или во сне.
  -Проснись.
  -Нет - нет. Хватит, довольно. Мы полностью ушли в самих себя.
  -Так мы реагируем на то, что нас окружает.
  -То, что вокруг нас - ужасно и тяжело. Мы не должны; этого забывать, надо остаться теми, кто мы есть.
  -Итак: копия может быть лучше подлинника, кто возьмёт лучшее, тому она заменит подлинник.
  -С успехом.
  -Об этом тяжело говорить, но раз это так, мы бессильны.
  -Никто не хочет играть в чужих пьесах.
  -Разве что самих себя.
  -Или идеал.
  -Да - да. Весёлым шрифтом я разрисую звёзды на Вашем небе. Я нарисую их столько, сколько Вы захотите увидеть.
  -Они увидят столько, сколько захотят.
  -Они увидят то, что пожелают увидеть.
  -В этой пьесе я бы не хотел играть никого.
  -Она тебе не нравится?
  -Увы, я не знаю. Она о том, что мы забываем. Забываем, потому то не хотим помнить.
  -Не хотим помнить - потому, что надеемся. Мы начинаем думать, то это ложь, когда нам, иногда, бывает лучше, чем обычно.
  -Мы боимся этого.
  -Если этого не забывать, то скоро понимаешь, жизнь - бесцельна.
  -Человек любит жизнь и не любит смерть.
  -По-настоящему счастливы - те, кто умер. Они смогли найти себе силы, чтобы оторваться от всего напускного.
  -Это очень трудно - умереть. Жить - легче.
  -Обычно говорят иначе - чтобы оправдать собственное существование.
  -Если бы человек жил меньше, он не делал бы столько глупостей, так как знал бы - исправлять ошибки будет некогда. Жизнь действительно стала бы лучше. Именно стала, а не казалась.
  -Ты знаешь, а мне сейчас стало легче. Хоть мы и не сумели исправить те ошибки, которые возможно сделали, но своим ходом мы подстегнём других.
  -Они перестанут доверять своим чувствам. Они будут проверять их человеческим разумом.
  -Разумом, которым природа наделила только человека. Разум может проверить свои чувства.
  -Может проверить, но не подменить.
  -Я буду играть в этой пьесе.
  -Прекрасно, всё - на своих местах.
  -Такое ощущение, что это происходит не со мной.
  -Или во сне.
  -Проснись.
  -Я устал думать: у меня болит голова.
  -Это не от мышления: здесь дует. Возможно, ты простыл.
  -Теперь это уже не страшно.
  -Наверное, это единственный случай, когда доктор не нужен.
  -Наверное.
  В этот момент положение вращающейся части сцены таково, что декорации второй сцены занимают "треть" всей сцены. Сета через дверь в простенке или сбоку от него, переходит на другую половину круга - в декорации третьей сцены.
  СЦЕНА ТРЕТЬЯ.
  Декорации сцены - тюремная камера - стена (кирпич). Полностью открыв декорации третьей сцены, круг останавливается. В камере находится "жених". Он спрашивает Сета.
  -Что там за окном? Дождь?
  -Напротив, ясный солнечный день.
  -Вот как?
  -Может показаться, что мы прекрасно понимаем друг друга.
  -Хотя не понимаем ничего.
  -Не понимаем, потому что не можем объяснить.
  -МЫ - как школьники: читаем по слогам и не можем из слогов получить слова. Из слов - предложение.
  -Мне надоело говорить прописные истины.
  -Человек, который только-только начал познавать жизнь, уже отворачивается даже от тех элементарных законов, которые он смог постигнуть.
  -От того, что сущность самой жизни ему претит.
  -Он смеётся над всем лучшим, а всё остальное - игнорирует.
  -Причём смеётся лишь внутри себя.
  -Если видно, как человек над этим смеётся, значит, он смеётся над собой. Внутри себя над собой не смеются.
  -Следовательно: тот, кто больше всех смеётся - Дурак или неудачник.
  -Безумец или философ.
  -Кретин или гений.
  -Циник или декадент.
  -Это всё один и тот же человек.
  -Один и тот же.
  -Найдётся немало людей, чтобы разделить радость, и никого - чтобы горе.
  -Таким образом, человек - существо, стремящееся к светлому, но постоянно над ним надсмехающееся.
  -Существо злобное и жадное.
  -Щедрое и жестокое.
  -Живёт это существо - лишь для удовлетворения собственных потребностей.
  -Иногда его поступки кажутся благородными, но это лишь форма.
  -Маска.
  -Мы отвлеклись на всё человечество, забыв о человеке.
  -Не мы одни забыли о нём.
  -Со времён Христа о нём не вспоминали.
  -Если учесть, что Христа - не было, так о нём не вспоминали вообще.
  -Пустая философия.
  -Раз философия - значит пустая.
  -Пустая, раз философия.
  -Философия пустая.
  -Забудем всё.
  -Всё.
  -Забудем.
  -Кто ходит по улицам в дождь?
  -Люди.
  -Почему?
  -Кто был здесь?
  -До нас?
  -До.
  -Кто-то был.
  -Его след вон там - на кирпиче.
  -Это, может быть, всё, что он о себе оставил.
  -Это, может быть, всё.
  -Эта стена скоро рухнет.
  -Не скоро.
  -Но рухнет обязательно.
  -Конечно.
  -Все камни и кирпичи выбросят.
  -Из них сделают другие кирпичи.
  -И уже из новых кирпичей построят старую стену.
  -На старом месте.
  -Это будет старая стена.
  -Но из новых кирпичей.
  -На них не будет уже автографа этого человека.
  -На них оставит свой след кто-нибудь другой.
  -А того - забудут.
  -Уже забыли.
  -Но мы-то видим его подпись.
  -Нас уже самих нет.
  -Кто-то придёт сюда после нас.
  -Обязательно придёт.
  -Раз есть эта стена, значит, обязательно придёт,
  -Он придёт сюда и увидит его автограф.
  -Он придёт сюда уже мёртвым.
  -Так будет до тех пор, пока не рухнет стена.
  -Стена рухнет.
  -Не скоро.
  -Рухнет обязательно.
  -Конечно.
  -Все камни и кирпичи выбросят.
  -Из них сделают другие.
  -Из новых кирпичей построят старую стену.
  -На старом месте.
  -Кто-нибудь, может увидеть этот автограф.
  -Да, автограф выйдет отсюда, Кто-то может его увидеть.
  -Чем больше будет надписей, тем больше шанс, что их кто-нибудь увидит.
  -Я слышу шаги в коридоре.
  -Это за нами.
  -Надо написать и нам.
  -Быстрее. Мы можем не успеть.
  -Есть что-нибудь острое.
  -Нет ничего.
  -Что же делать. Быстрее.
  -Надо что-то придумать.
  -Быстрее.
  -Придумал!
  -Что?
  -Наше тело нам больше не нужно?
  -Нет.
  -Так нечего его жалеть и лелеять.
  -Лелеять.
  -Кость!
  -Кость.
  -Кость - прочная и острая.
  -Быстрее.
  
  /Ломают себе пальцы и царапают на стене свои автографы/
  
  -Какой год писать?
  -Смерти, конечно.
  -Мне больно.
  -Теперь не страшно.
  -Скоро уже. Открывают дверь.
  -Ну, вот и всё.
  -Прощай, Сета.
  -Нет, здравствуй
  -Да. Именно так.
  -Пошли?
  -Пойдём.
  -Стой!
  -Что случилось?
  -Чем больше будет надписей, тем меньше шанс, что увидят именно наши!
  Входит невеста, ярко освещенная, в контрасте с её белоснежным платьем в свете прожектора, все остальное тонет в темноте.
  
  /Занавес/.
  ПОСЛЕСЛОВИЕ.
  Совершенно не касаюсь описания персонажей. Считаю, что это - удел режиссера. Вплоть до назначения жанра - от буффонады до патетики. Сами сцены - вагон, кафе - также условны. Это может быть и "урок в классе", и магазин, и т.д. "Авторское право" - только за текстом.
  
  1977 г. Ред. 2007 г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"