Хохлов Сергей Олегович: другие произведения.

Конец Литературы

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Получи деньги за своё произведение здесь
Peклaмa
Оценка: 3.02*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Нужна ли в наше время литература?

  Конец Литературы
  
  Хохлов С. О.
  
  Нужна ли в наше время литература?
  Что за странный вопрос? - спросят меня. - Как можно его не то что задавать, но как вообще такой вопрос мог прийти в голову?
  И, тем не менее, не превратилась ли литература в нечто вроде еще одной священной коровы, стада которых оккупировали нашу жизнь?
  Вот взять хотя бы Самиздат. Мы видим огромное количество литературной продукции, которую заведомо никто не прочитает. Пишущих в наше время стало больше, чем читающих. В чем смысл этого писательского бума? Если он вообще есть, конечно...
  Начнем с того, что литература вовсе не некое вневременное явление, которое якобы было всегда и пребудет вовеки веков. Были времена (и культуры), когда (и где) литературы в ее привычном понимании не было. Да, конечно, нечто подобное ей было всегда, были мифы, сказки, былины и всякое такое прочее, то есть всегда и везде было и будет какое-то творчество, но полагать, что почему-то именно литература вдруг навсегда сохранится в своей отлившейся в последние столетия форме, в высшей степени наивно. Особенно учитывая, что даже в рамках нашей культуры можно отследить весьма видимые изменения, к примеру, как появлялись и исчезали жанры, как менялись подходы и приемы. Почему же, зная это, мы считаем, что то, что есть - навсегда?
  Что там жанровые изменения, если кардинальные, качественные мутации происходили с такими культурными монстрами, как религия, как наука, как медицина, как образование, да в общем-то - вообще со всем и вся. А раз все и вся столь сильно менялось, менялось в достаточно краткие, в общем-то, по историческим меркам сроки, то почему именно от литературы мы ожидаем вдруг неизменности?
  Мы с необходимостью приходим к выводу, что литература должна быть изменчива, как все остальное. А раз так, то не пропустили ли мы УЖЕ это изменение, не ждем ли от литературы того, чего она нам, в ее современном состоянии, дать уже не способна? Так крестьянки в древности приводили своих детей к доктору в надежде, что он изгонит из них злых духов.
  В связи с такой постановкой вопроса, стоит спросить для начала, что же давала литература раньше? Не потеряли ли мы это что-то? Не утонуло ли это что-то в потоке страниц, книг, авторов?
  Толстой и Достоевский, и иже с ними, древние писатели, несли в темные массы свет и смысл. Теперешние массы изменились, они сами готовы светить, пусть и отраженным светом, и уж точно не нуждаются в том свете и смысле, который исходит от Толстого и Достоевского. Натужный свет, который испускают современные писатели, не связан со смыслом. Это нечто вроде болтовни ребенка, научившегося говорить.
  Древние писатели научили народ говорить, но они не в состоянии были дать ему свой ум. Ребенок умеет говорить и говорит без умолку, несмотря на то, что сказать миру ему нечего. В случае ребенка у него есть шанс начать говорить со смыслом, в нашем случае такой шанс теоретически тоже есть, но при этом дело даже не в том, что непонятно осуществится ли он, а в том, что даже если осуществится, то исторически это займет такое количество времени, что мы в любом случае обречены всю свою жизнь слушать лепет.
  Беда современной литературы - неприятие смысла.
  Современный писатель - не способен решать жизненные проблемы. Он занял позицию мудреца и потому не сталкивает мировоззрения в целях выработки чего-то нового, не ищет в них изъяны, он озвучивает доксу.
  Впрочем, дело не только в писателе, он получил встречное движение читателя. Современный писатель и современный читатель достойны друг друга.
  Полки магазинов ломятся от разноцветных томов, но даже если бы все эти книги были бы через край переполнены смыслом (во всяком случае, в книгах старых авторов он точно есть), но этот смысл некому воспринять, словно бы они написаны на другом, забытом языке. Язык смысла забыт, утерян.
  Утерян - потому что изменился получатель книжных посланий. Читатель недавней древности жадно ловил идеи властителей дум. Теперь же нет ни властителей дум, ни дум как таковых.
  Современный читатель - ребенок, вечный великовозрастный ребенок, не желающий решать загадки жизни вместе со старинными авторами, он настроен на то, чтобы до старости поглощать волшебные сказки. Теперешняя литература - это колыбельные для не желающих взрослеть детей. Культура не преодолела главную опасность - усталость.
  То, что из литературы ушел смысл, конечно не значит, что литература от этого исчезнет. Отряд не заметит потери бойца. Даже всех бойцов.
  Вот потеряли мы бойца - Бога, но храмы стоят, их реставрируют, строят новые, словно все так, как прежде. И стоят эти дома Бога без Бога, словно жилища только что брошенные хозяевами. Вот-вот, казалось бы, Он был здесь, да куда-то ушел, но раз уж зашли, да Хозяина не застали, то не теряйте времени зря купите свечечку, иконку или какой старинный ритуал, мало ли вдруг вернется...
  Вот и современная литература, словно современная религия - полки полны книг, но главное покинуло их.
  Возвращаясь к вопросу количества книг, вопросу увеличения книжного потока, отмечу, что это увеличение количества произошло за счет падения качества. Писать стали больше, потому что снизились требования к писательскому труду. Писательство не воспринимается как подвиг, глаголы "думать" и "писать" больше не идут вместе.
Оценка: 3.02*4  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Я.Ясная "Муж мой - враг мой"(Любовное фэнтези) О.Бард "Разрушитель Небес и Миров. Арена"(Уся (Wuxia)) А.Кочеровский "Баланс Темного 2"(ЛитРПГ) С.Панченко "Ветер: Начало Времен"(Постапокалипсис) М.Эльденберт "Парящая для дракона"(Любовное фэнтези) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Емельянов "Последняя петля 6. Старая империя"(ЛитРПГ) Д.Сугралинов "Дисгардиум 4. Священная война"(Боевое фэнтези) Hisuiiro "Птица счастья завтрашнего дня"(Киберпанк) А.Кочеровский "Утопия 808"(Научная фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"