Хоменко А. И. родился в 1960 г. в украинском городе Киверцы, сейчас проживает в Бресте (Беларусь). По образованию - педагог и художник. Автор многих дизайнерских проектов. Пишет с 14 лет. Художественная деятельность увенчалась несколькими персональными выставками. В последние годы литературное творчество стало основным. В интернет-сети имеются и музыкальные произведения этого автора.
О книге.
В книгу включено 13 рассказов, различных по размеру, стилю и жанру: автобиографические, юмористические, фентези, иронические, гротеск.
107 страниц.
Добро
Прикасаюсь к чему-то тянущемуся, липкому, как ртуть из градусника. Вещество не ранит, не обжигает, слегка затягивает в себя.
А если протянуть руку дальше - лишусь ли я руки? Возможно. Перспектива лишиться руки в мои годы совсем не радует. Если продвигаться - то всем телом. Будь что будет!
А что позади? Кому я нужен? Маше? Она ответила мне только одним письмом на десятки моих. Поступив в столичный институт, она тут же нашла другого паря, о чем великодушно меня известила.
Уйти туда, по ту сторону барьера, чтобы стать другим или стать ничем. Стать человеком великим, мужчиной неотразимым, разбогатеть, чтобы пёрло... Или...
Зажмурил глаза, выдавливая слезы, и окунаюсь в неизвестность. Покалывает в шее, вголова - шум, перепонки ушей вот-вот лопнут от давления. Тошнит так, что еле сдерживаюсь.
Фу, отпустило. Открываю глаза - вокруг ничего нет. Белое, густое, как пар, пространство. Смотрю на свои руки - их нет. Похоже, что я растворился в этом "нечто".
Снизу ко мне летит красивый голубой шарик. Черт! Да это же родная планетка, Земля-матушка! Как примет? Разбиться смогу я вряд ли - веса своего не чувствую. Нет веса - удара не будет. Так и есть: расползся в атмосфере, как облако.
Нависаю над каким-то городом, прямо над пешеходной зеброй какой-то улицы. По зебре удит ребятишки - мал мала меньше. А где их мамаша? Девочка постарше тянет мальчонку, приговаривая: "Быстрей, пока никого нет!"
На малышей на полной скорости мчится авто. Вытягиваю вперед свои невидимые руки и останавливаю автомобиль прямо перед самой зеброй. От толчка столкновения лобовое стекло рассыпается на мелкие осколочки, засыпая салон лихача. Дети, опешив, не двигаются с места. Легонько их подталкиваю. Побежали.
Рядом старуха упала: нога подвернулась. Картошка из ее авоськи рассыпалась, закатилась далеко в газон. Бабку приподнял, картошку собрал, веду старушенцию, ее картошку поддерживая. Дошли до подъезда старушкиного дома. Бабулька кланяется в пустоту, говорит: "Ой, спасибо люди добрые за помощь!" Ответь "Пожалуйста!" не решаюсь. Я еще не знаю, имеет ли мой дух голос.
А вправе ли я говорить? Должен ли я получать слова благодарности за свои дела?
Теперь я понял: превратился в Дух Добра. Творить добро - мое призвание. Зачем же благодарности? Работа у меня такая - помогать всем.
Что же это за город. Найти бы какую-нибудь официальную табличку. А вот и она. Горисполком города N.
Нет-нет! Только не это? Стать добродеем абстрактным, в городе, которого нет? Не хочу! Это - уже не высшая миссия - это наказание! Даже хуже: это - каторга с мучением. Причем, мучением высшего разряда - с мучением души. За что?
Во мне теплилась уже надежда, что я встречу Машу, сделаю для нее что-то хорошее, возможно великое. Или подвиг. Наклонюсь над ней, мной спасенной и прошепчу: "Никто, кроме меня, не смог бы сделать для тебя больше!"
Следующей моей мыслью было то, что я этот свой подвиг совершил бы с явной корыстью для себе. Более того, подвиг бы стал средством отмщения.
Чего я в итоге хотел? Чтобы Маша, рыдая, сказала: "Дура я, дура! Ты и в самом деле - самый лучший на свете!"
Маша! Хотя я сейчас не знаю, где ты, прости меня за такие гадкие мысли! Ты достойна быть счастливее меня, а мое место в этом мире - и так далеко не самое худшее.
Чья-то боль пронзила мое сердце. Я взмыл в воздух. Иду!
За мостом
Мне давно хотелось написать правдивую историю о городе, в котором я родился.
Но вот незадача: в моем городе нет особых достопримечательностей. Обидно даже: в других городах есть памятники архитектуры с колоннами, с пилястрами, арками и прочими изысками, но таковых у нас не было отродясь; нет ни музеев, ни парковых комплексов, нет даже большого рынка. Маленький рынок есть, а большого нет. В ином городе лежит хотя бы камень на видном месте, о котором легенды выдумываются, но камня такого тоже не нашлось. Песок да песок, за городом - болотце, сосновый лесок - вот и все достопримечательности.
На чем же вырос город? А на императорском волеизъявлении: сам царь-император Николай Второй его основал. Захотелось ему комфортно проехаться вдоль границ своих владений, и чтобы быстро, с ветерком. Посмотрел царь на карту железных дорог, на то, как пути в этой местности петляют, и сказал министру: "Выпрямить здесь и здесь". Петли убрали, а там где выпрямили - поставили жирную точку с буквой К. Этот случай и стал днем рождения нашего города, поселения "в чистом поле"
Если читатель проезжал через наши края поездом, то он сразу понял, о каком городе идет речь, потому что К. объехать невозможно. Этот городок - и пассажирская станция, и товарно-разгрузочная, здесь - развилки, здесь же - и мастерские для ремонта подвижного состава.
Такой наш городок: изрезанный рельсами, с круглосуточным шумом поездов, на колесах и на перепутье.
Все поезда останавливаются: и скорые, и обычные. Останавливаются, стоят подолгу.
Сидят пассажиры на остановке, в окна выглядывают, зевают, спрашивают у проводников:
- А с какой стати мы здесь стоим? Может быть, случилось что?
Проводник отвечает:
- Вы что, первый раз едете? Это же - город К.! Выходите на свежий воздух, погуляйте: стоять будем долго!
Пассажиры выходят на перрон, осматриваются, ничего, кроме маленького вокзала не видят. Кажется им, что остановка в городе К. - это какой-то таинственный обряд железнодорожников. "Сломались" - предполагают.
Но то, что не понятно пассажирам, понятно железнодорожникам. Они хорошо знают: чтобы не петлять, а ехать прямо, нужно перецепить локомотив с хвоста состава в его головную часть. Локомотив нужно перегнать вперед, а потом по стрелке перевести на параллельный путь, прогнать мимо окон пассажиров и прицепить его уже с носа. Сначала для этого служил черная пыхтящая "кукушка", потом его заменили дизельным локомотивом, а совсем недавно поезда у нас перевели на электрическую тягу.
Но все начиналось с паровоза. Пока паровоз совершал маневр, пассажиры могли купить в киоске пирожок или бутылку лимонада, могли даже забежать к знакомых, если таковые в городе К. имелись.
Наш маленький вокзал давал работу нескольким местным жителям: кассиру вокзала, обходчикам путей, сцепщикам вагонов, двум милиционерам, буфетчице, дворнику, электрику, связисту, медсестре и четырем диспетчерам.
Кассиром была симпатичная женщина с хорошо поставленным голосом, была она человеком очень точным, ответственным. Ее голос лился из вокзального громкоговорителя, слышен был не только на вокзале, но во всем городке. К этому голосу прислушивались учители-филологи, считая его эталоном устной речи. Одним словом, вокруг вокзала все вертелось.
Но было и такое, что не радовало: железнодорожными путями разделялся город наш на две равные части.
В той части, где я проживал, был магазин, церковь и лесничество. Эта часть города была более старой и более обжитой, находилась она южнее, поэтому казалось, что в этой части и солнца больше, и жить теплее. Но чтобы попасть на почту, в школу или сходить кино, нужно было дождаться отправления всех поездов.
Бывало так, что товарняков нагонят. Стояли товарняки на путях рядами и создавали непроходимые стены. У людей планы путаются, доступа на север нет. Это обстоятельство создавало неудобства.
Кто-то придумал очень быстро пробегать под товарняками, используя зазор между рельсами и днищами вагонов. Такие смельчаки низко наклонялись и на четвереньках проходили под вагонами на другую сторону. Опасно? Еще как! Гоняли тех лихачей всеми силами и всеми средствами: ставили на пост дворника, обходчика путей, милиционера. Иногда специальную дружину из добровольцев организовывали. Но полностью навести порядок в этом вопросе не получалось: лезет народ под поезд, знает, что рискует, но лезет. Напролом.
Поставили большой красочный аншлаг вдоль путей с объявлением о штрафе. Не помогло. Тогда по обе стороны железнодорожных путей протянули металлическую сетку. Сетка простояла в целости ровно два дня. Потом в ней образовались большие разрывы, подкопы, вдоль нее выстроились приставные лесенки. С каждым днем лазов становилось все больше. Через неделю от усилий народа вся сетка вздулась пузырями. Через месяц она превратилась в ворох спутанной проволоки, а потом - и вовсе обрушилась.
Появилось даже озорное соревнование: проскочить под днищем вагонов и сделать это под носом у дежурящего милиционера. Такой поступок приравнивался к великому подвигу, всячески поощрялся среди мальчишек, а лихач, проделавший такой маневр, возводился в ранг героя.
Не помню, на спор или по доброй воле, но однажды и я пошел на этот "подвиг". Иду в школу, за спиной - увесистый ранец с учебниками. Снимаю ранец, прижимаю его к груди и "ныряю" под вагоны. Думаю: если сделаю все быстро, то мой поступок останется никем незамеченным. Но не тут-то было: когда прошел под "брюшками" всех составов, нос к носу столкнулся с милиционером. Смотрю: стоит он за вагонами, а в руках у него - блокнот: чтобы туда фамилии штрафников записывать.
- Фамилию называй! - говорит милиционер, - В каком классе учишься?
Можно было убежать, "нырнуть" опять под вагоны и затеряться на своей стороне. Но времени до уроков оставалось мало, пришлось "колоться".
Сказал я милиционеру и имя, и фамилию, и в каком классе учусь. При этом поклялся, что делаю так в первый и в последний раз.
- Твои отец и мать там-то работают? - спросил милиционер.
Я подтвердил, удивляясь, что милиционер знает их.
- Ладно, не буду тебя записывать, - сказал милиционер, - но прощаю потому, что уважаю твоих родителей, как людей ответственных. Иди и больше под вагоны не лезь.
Я слово сдержал. Стоял с тех пор на перроне, терпеливо ожидал отправления поездов, даже нашел в этом некоторые приятные моменты. Например, можно было понаблюдать за выходящими на прогулку пассажирами.
Из московского поезда выходили люди обязательно в спортивных костюмах: в синих, красных, коричневых - в разных. В мороз, и в дождь - всегда без курток, будто им и холод - не холод. Первым делом они осматривались по сторонам, читали надпись: "Буфет" и направлялись по стрелке. В буфете москвичи выстраивались в очередь и обязательно что-нибудь покупали. Видно было, что им нравится покупать, нравится изучать ассортимент, словом, понятно было, что они люди деловые, при деньгах.
Из питерского поезда выходили люди худощавые, обязательно курящие. Они не рассматривали вокзал, не ходили в буфет, а стояли на перроне и смотрели куда-то себе под ноги. Я понимал, что для них нет ничего лучше, чем их родной Питер, и что им у нас тягостно и скучно. Тогда я с такой постановкой вопроса был совершенно не согласен, считал питерцев не в меру заносчивым и угрюмыми. Мое мнение о питерцах, конечно, изменилось, но это произошло позднее, когда я съездил в Питер и увидел, чем они дорожат.
Из одесского поезда выходили люди черноволосые, тучные, разговаривающие без пауз и всегда наперебой. Их разговор был похож не на обмен мнениями, а на спор. Видно было, что и спор их совсем не принципиальный, спорят они между собой просто так, время скоротать. В любую погоду они были обязательно чем-то прикрыты: не пальто - так шляпой, не платком - так шалью. "Зачем, - думаю, - так кутаться? Мы же не на Северном полюсе живем!" Но когда я побывал в Одессе, то понял, что климат у нас далеко не самый теплый.
Много разных людей на вокзале: южане, северяне, западные, восточные. Себя я считал центровым, а город наш, соответственно, центром мира.
На земляков, занимающих место в поезде, я смотрел с особым почтением. Это были, обычно, или студенты, или командировочные. "Выбились в люди! Едут куда хотят, насмотрятся всяких чудес!" - думал о них.
Мои рассуждения прерывались голосом из громкоговорителя:
- До отправления поезда осталось пять минут! Пассажиров просим занять свои места, а провожающих покинуть вагоны! Желаем счастливого пути!
"Вот бы и мне куда-нибудь укатить!" - смотрел я с завистью на пробегающие локомотивы.
Окошки купе сливались в одну сплошную полосу, поезд протяжно гудел на прощанье и исчезал вдали. Потом в спину толкали заждавшиеся жители города К. , спрашивали:
"Идешь или нет?", и начиналась переправа на другую сторону реки из щебня, шпал и рельсовых путей.
Все свыклись с таким положением дел, и так бы все продолжалось, если бы не произошел несчастный случай.
Дело было зимой. Поезд стоял, все мерзли, разогревали варежками щеки. Вышла на перрон старушка с внуком. Внук был резвый, бабушка была вся во власти его шалостей. Они вдвоем "нырнули" под железнодорожные составы. Прошли они почти до самого конца, а под последним товарняком застряли. То ли одеждой зацепилась, то ли у бабушки нога подвернулась - этого уже никто не узнает. Состав неожиданно тронулся и разрезал бабушку и внука.
Случай этот потряс весь город. Но все знали: к тому шло.
Нужно было срочно обустраивать переход.
Решить проблему мог только мост над железнодорожными путями.
Мостостроители предложили свои проекты: в бетоне, граните и других дорогих материалах. Начальство города спросило, сколько мост такой стоит, а получив ответ, взялось за голову: так это было дорого. В городе было два предприятия: на одном сбивались ящики, а на другом изготавливали плечики для одежды. Где взять деньги на гранит? Взвесили все "за и против" и решили строить каркасную конструкцию из металла, без всяких изысков и облицовок. Архитекторы, конечно, сначала очень расстроились: зря рисовали. Но потом идею подхватили, было высказано мнение, что конструктивизм в моде, доказательство тому - Эйфелева башня. "Сооружение, скажем прямо - несуразное, но парижане к нему привыкли, даже гордятся. Глядишь, и здесь этот стиль приживется" Эскиз пешеходного моста из металла был утвержден, а впоследствии мост был сварен, покрыт дощатым настилом и покрашен красно-коричневой краской.
Тридцать шесть ступеней вверх, переход и столько же ступеней вниз. Может показаться, что этот мост не очень высокий, но это - на первый взгляд, потому что возвышался он над крышами всех близлежащих домов. Само собой, двухэтажных.
После открытия моста народ потихоньку начал осваивать новый маршрут движения. У некоторых проявилась боязнь высоты. Особенно осторожно поднимались пожилые люди. Они цеплялись за поручни, старались не смотреть вниз и переходили мост очень долго.
Длинноногие парни, наоборот, старались перескочить мост как можно быстрее. Еще до моста они разбегались, выпрыгивали на лестничный марш, перешагивали в один прием по пять ступеней, и так преодолевали мост в мгновение ока.
У меня не было боязни высоты, но быстро перебежать через мост я не спешил: под ним всегда стоял дымящийся паровоз, а клубящийся дым - это зрелище завораживающее. Еще мне интересно было рассматривать, что везут в открытых вагонах. А везли все: лес в бревнах, доски, уголь, трубы, шифер. Иногда проезжали танки под чехлами с часовыми в касках. А еще с моста были видны крыши домов. Было что посмотреть! Стоял я на мосту подолгу и не только я.
Приснился мне однажды сон: поднимаюсь я на мост, а там дощатый настил разобрали. Осталась лишь одна дощечка, и та - не прибитая. Иду я по той дощечке, она шатается, а потом - из-под ног вдруг ускользает. Падаю!.. Почему такой сон вдруг приснился? Мне раньше казалось, что не боюсь высоты. Может, надышался угарного газа из труб паровозных? Скорее всего. Накануне играли мы в человека-невидимку: выходил кто-нибудь из паровозного дыма, будто из ничего появлялся, а потом возвращался и в дыму таинственно растворялся.
И все-таки главным достоинством моста было то, что он объединил две части города в одно целое. Все стали друг к другу ближе, сроднились между собой. Идет врач по мосту - прохожие комментируют: "Это - врач наш", приветствуют его. Идет директор - с ним здороваются. Идет учитель - и с ним. У известного человека иногда язык заплетался: всем на приветствие нужно ответить! Бывало, прямо на мосту маленький педсовет проходил. Это если родители с учителями встречались. Лично я со своими родителями старался на мост не ходить: встретится учительница с матерью или с отцом и давай мне мозги промывать. С другой стороны, как же можно было пройти, локтем друг друга задеть и не поговорить?
Отец мой, кажется, был знаком со всеми. А поговорить любил как - страсть! Друга, знакомого или родственника встретит на мосту, ручищи свои от края до края расставит и орет: "Ба!.. Кум встретил кума!" "Все, - думаю, - до вечера застряли"
Был толк и от этих остановок: не всегда взрослые могут с детьми о серьезных вещах говорить, зато о таком можно со стороны слушать. Постоишь в сторонке, послушаешь, о чем говорят, и проблемы взрослых проявляются.
Главной же проблемой была дальнейшая судьба города и всех, кто в нем проживал.
Прислушиваюсь к разговору.
- Какие богатства из-под ног уплывают, - говорит отец собеседнику, указывая на груженные под завязку вагоны, - хотя бы часть всего этого у нас оседала!
- Да, - соглашается собеседник отца, - через наш город много товаров проходит.
- А согласись: люди наши ничем не хуже других, но ходят до сих пор по грунтовым улицам, квартирки маленькие, магазинов не хватает. Вырастут сыновья, бросят нас с тобой и укатят - кто куда. Что тогда будем делать? Сейчас нужно городок в порядок привести, пока силы есть. Потом будет поздно. Видишь: мой смотрит вдаль, примеряется, подрастет немного - улетит, туда, где жизнь кипит и где платят больше, - отец кивает в мою сторону, а потом в пространство за поручнями.
Я слышу, соглашаюсь, но о том, чтобы "укатить подальше", я еще не думаю. Мне еще и здесь хорошо. Я еще не все здесь увидел, не по всем улицам прошелся, не со всеми сверстниками познакомился.
"А что людьми движет? - думаю, - любопытство - это раз. А еще что?"
- Пап! Дай пятнадцать копеек: петушка куплю! - прошу у отца деньги на леденцовый петушок. Таких предприимчивые бабки под мостом продают.
Отец выгребает мелочь, отсчитывает мне пятнадцать копеек, и говорит: "Все не съедай, мне дашь попробовать!" Он всегда так делал: себе не покупал, но кусочек выпрашивал.
Я пообещал оставить, хотя петушок может раскрошиться и разлететься на мелкие кусочки: бабки ради экономии сахара делали этих петушков внутри полыми. Но форма у них была очень красивая. В этом вся ценность.
Я люблю сладкое, но решил купить петушка совсем не поэтому: это был намек отцу, что дело идет к обеду, и разговор, им затеянный, обеду помеха.
Спускаюсь под мост. Там - бабки с семечками, петушками на палочках, с ягодами, яблоками, молоком, сметаной и творогом. Слева пивнушка с беляшами и сушеной рыбой. Здесь же остановка автобусов. Напротив - аптека. Народу много, но я пока мало кого знаю.
Покупаю леденцового петушка, поднимаюсь на мост, но там все усложнилось: к отцу и его собеседнику присоединяется директор нашей школы Зиновий Маркович. Директор - человек очень крупной комплекции, вечно обуреваемый идеями и еще более говорливый, чем мой отец. Обед, скорее всего, будет уже вечером.
Я стою в сторонке, начинаю облизывать петушка, решаю поедать его как можно экономнее: разговор взрослых с чем-то переждать.
- А ваш учится хорошо, - кивает в мою сторону директор, - на почетную грамоту тянет. Дома, наверное, кроме учебы, ничем не занят?
- Почему же? - отвечает отец, - во всем помогает. Даже свободного времени у него остается. Недавно в огороде блиндаж вырыл, с крышей, печкой...
- И вы разрешили?
- Весной будем огород сажать - засыплет.
- Хорошо, что выдумывает, куда себя деть, не вредит, не хулиганит.
- А вы бы, Зиновий Маркович, подкинули каких-нибудь идей, чтобы детей занять. Мы бы, родители, поддержали. Пускай бы вечерами по улицам не шатались. И так, чтобы с пользой для всех!
Предположить наперед последствия этого разговора я не мог. Но они были грандиозными. О том, что петушка отцу не достанется, я просигнализировал ему палочкой с последним кусочком.
Наконец-то взрослые разошлись. Договорили последние фразы и попрощались в десятый раз. Сходим с моста. Перед нами - группа рослых девушек в мини-юбках. Они хохочут и показывают вниз: там, под мостом, парень лет шестнадцати смотрит на их ноги, запрокинув голову. Наблюдать оттуда - очень удобная позиция, парня я понимаю, но мне этого еще не нужно, а бы так смотреть я не отважился.
"Стоит, - думаю, - песок ему прямо в лицо летит, но с места не сходит. Наверное, поиски девушек - это тоже мощный двигатель в жизни. Как на мне самом это с годами отразится?"
Под мостом установлен стенд для объявления фильмов в кинотеатре. Только что прошла "Свадьба в Малиновке" - кинофильм замечательный, но на половине его я уснул прямо на руках у родителей: они брали меня с собой на тот вечерний сеанс.
Под надписью "Скоро" - объявление о кинокомедии "Трембита".
Спрашиваю отца: "Пойдем?".
Он почему-то не отвечает. "Вы, взрослые, сами себя разговором серьезным нагрузили, - думаю я, - а теперь сами же от беседы и мучаетесь"
Несколько недель спустя в город К. приехал самый большой и самый главный начальник.
К его приезду подготовились основательно: на заасфальтированной площадке автомастерских поставили в ряд два десятка столов. Охотники убили зайцев, перепелов, кабана и оленя. Все это дополнилось овощами с огородов и мастерством местных поварих.
Начальник все перепробовал, застолье ему понравился, а на следующий день он стал выслушивать проблемы города. Проблем было много: от недостатка детских садов до нехватки элементарных товаров. Слушал начальник, слушал, всматривался в наивные глаза просителей и думал: "А где же я вам это все возьму?" Вдруг его осенила мысль и он начал поучать, как городу развиться:
- У вас много леса. Вы вырубайте больше, а в отчетах пишите меньше. Излишки леса продавайте, глядишь, и разбогатеете.
- А можно ли так? - спрашивали наши, - Это же воровство у государства! Пересажают всех.
- Ничего, - утешил начальник, - пока я у власти, я вас прикрою. В конце концов, пока кто-нибудь хватится, лес новый подрастет. У вас земли подзолистые, за тридцать лет новые дубравы и соснячки вытянутся. Только я вам ничего не говорил, и учет по таким вырубкам не ведите.
С этим советом начальник удалился в свое главное управление, а вокруг города К. начались, кроме обычных, вырубки леса неучтенные. Под топор попали красные дубы в три обхвата, исчезли вековые сосны.
Вырубают лес, пни выкорчевывают, но нужно после этого новые насаждения делать. Восполнять потери подключили нас, школьников. Каждого обязали собрать по десять килограммов желудей. Занятие простое, даже веселое, особенно когда желуди в кучи ссыпаешь. Куча желудей похожа на скопление майских жуков с блестящими спинками. Если ходишь по такой куче - скользишь, падаешь без ушибов, превращаешься в беспомощного человека потерявшего координацию. Потешно!
Директор школы Зиновий Маркович справился с заданием лесничества с честью: желуди были собраны, взвешены и сданы лесникам. Но на этом он не остановился.
После желудей предстояло собрать по двадцать килограммов макулатуры. С этим заданием легче было справиться тем, кто выписывал много газет. "Известия" и "Правду" тогда выписывали все, потому что к политинформациям нужно было готовиться. Такие политинформации проходили на предприятиях и в детских учреждениях, причем, в обязательном порядке. Для вырезок из газет заводились тетрадки, оттуда вычитывались новости, и делалось это вслух, с выражением. Остатки же газет складывались в стопы и перевязывались шнуром - на макулатуру. Кто любил красивые журналы, такие как "Огонек" или "Работница", то он должен был выписать еще и журнал политический в нагрузку - "Марксизм-ленинизм". Это журнал никто не читал, потому что связи в словах там было мало. Зато с точки зрения пригодности в макулатуру этот журнал был очень выгодным: толстый, увесистый. Десять таких журналов связал в пачку - вот тебя и норма по макулатуре! В итоге, в результате всех ухищрений, задание по макулатуре тоже было выполнено.
Новое задание последовало незамедлительно. Зиновий Маркович размышлял так: есть скрытые резервы, есть силы, есть возможности, да и занять молодежь делом полезным важно.
Был выдвинут новый план: всем сдать по пятьдесят килограммов металлолома.
Девочкам было легко, потому что они делегировали свою норму нам, мальчишкам. "Вам разве не будет стыдно, если мы будем таскать трубы и жестянки своими красивыми ручками?" - пищали девочки.
Мальчишки с неохотой, но все-таки взяли на себя и свою норму, и слабого пола. После этого на школьный двор были снесены старые пружинные кровати, бесхозные лопаты, все пустые консервные банки, кастрюльки, гнутые гвозди и спутанная проволока. Избавление от ржавого лома произошло в каждом доме, на каждом производстве, но до нормы дотянуть было трудно. Тогда начались налеты на механические цехи, на тракторные парки, склады рельс и прочие места, где можно было добыть металл. В разгар сезона могли разобрать трактор, под самым носом у сторожа разобрать техсредство на части и сдать к общей куче довеском. Ходит тогда начальник тракторного парка и агрегаты из общей кучи назад выбирает. Но все же особо не ругается: издержки процесса!
Нам, мальчишкам, тогда хватило и романтики и острых ощущений.
Взрослые тоже не дремали: лесорубы валили лес, а пилорамы кроили бревна на доски и брусья в три смены.
Отходов от раскроя леса накопилось столько, что их не успевали вывозить. Опилки стояли в виде желтых терриконов, меняя ландшафт городка. Эти терриконы даже влияли на климат: ветер подхватывал древесную пыль, разносил ее в виде желтого снега по городу, попадал за шиворот, впивался в лицо, слепил глаза. Прибавилось работы врачам-окулистам: занозы из глаз приходилось вынимать.
С опилками тоже надо было что-то делать. Для сожжения опилок построили несколько печей с невероятно высокими трубами. Когда эти трубы достраивали, я и еще двое мальчишек вылезли ночью по скобам на самый верх: мир с высоты посмотреть. Было это летом, и с трубы мир показался невероятно большим и красивым: теплой ночью хорошая видимость, видели огни нашего города и дальних ближайших поселков. В теплом восходящем воздухе огни мерцали, переливались, будто новогодняя иллюминация.
Зиновий Маркович сдал металлолом на переплавку и купил медные трубы для школьного оркестра. В оркестр записали всех мальчиков старших классов. Девочкам же купили много бежевой и бордовой ткани, чтобы шить на уроках труда гусарские костюмы и кивера, потому что близился праздник Первого мая, а на этом празднике школьной колоне полагалось эффектно выглядеть. Еще тесали круглые палки для транспарантов, шили кумачовые флаги.
На Первое мая колонна выглядела не хуже, чем в столице. Все вдруг поняли, что даже самые невероятные идеи вполне осуществимы.
От шествия колонны мог пострадать наш стальной мост: единовременная нагрузка большая. С парада плотным строем прошли по мосту, устроив заодно проверку на прочность. Мост заскрипел, чуть выгнулся, но испытание выдержал. Шел 1976 год. Жизнь кипела, событий было много, скучать было некогда.
Это был единственный год, когда я сидел за учебниками по-настоящему: предстояли выпускные экзамены. По этой причине меня ничем другим не занимали.
Но и дел в городе поубавилось: по обе стороны моста было уже по две школы, столько же детских садов, была построена большая больница, магазины наполнились товаром, покупатели приезжали даже из других городов.
Градоначальники успокоились, успокоились трудовые коллективы. Всем захотелось пожить для себя. На окраинах стали появляться дачки, к домам пристраивались веранды, в лесу, как грибы, росли домики для охоты и веселого времяпровождения управленцев.
Кто первым стащил доску с пилорамы - история умалчивает, но за второй и третьей доской потянулся каждый. Доски и брусья несли в открытую днем, не очень стеснялись воровать их вечерами, а ночью пиломатериалов вытаскивали по несколько кубов на одни руки. Возле каждого дома и сарайчика выстроился складочек во всю стену из толстых и тонких дощечек. Все аккуратно прикрывалось рубероидом или полиэтиленовой пленкой. На вопрос: "Зачем доски сносишь?" хозяин складочка обычно пожимал плечами и отвечал: "А шут его знает. Пригодится"
Планы по выпуску продукции росли. Инженер-проектировщик по фамилии Волох нарисовал столь же волшебные, как и его фамилия, эскизы паркетных полов. Чего там только не было! Ромбы, квадраты, звезды, мальтийские кресты. Затейливые фигуры вписывались в змеящиеся ленты и создавали бесконечный ковровый рисунок.
Но на новые плану древесины уже не хватало. Дерево стали везти издалека. Сначала это были буки, потом привезли березу, после этого закупили в Индии красное дерево. Из Сибири привезли лиственницу и кедр.
На подъездах к пилорамам торжественно высились бревна красного дерева в два метра диаметром. Казалось, что этих гигантов для работы наших предприятий хватит надолго. Но их измельчали в мгновение ока, создавая детали наборных полов, вырезая мелкие и крупные детали, а потом просили у Индии высылать еще.
- Куда пойдешь после школы работать? - спрашивали у меня парни постарше, все как один беспалые от циркульных пил. Я об этом задумывался. Перспектива создавать чудо-полы меня прельщала, но вид рук с прореженными пальцами приводил все же в ужас.
- А ты пальцы не жалей! - весело подбадривали беспалые парни. - Скоро будем такими станками управлять, что понадобится только один-единственный палец, потому что все при помощи кнопок будет управляться. О таких станках слышал?
Я смотрел на свои руки, заранее прощался с пальцами, а к заявлениям о всеобщей роботизации относился с большим недоверием.
Тем не менее, паркет с рисунками пользовался огромным спросом. Сначала им выслали все полы в Кремле, потом в министерствах, потом разрешили принимать заказы от частных лиц.
За счет пальцев и паркета был построен Дворец культуры и там выступили "Самоцветы", Спартак Мишулин, показывали спектакли столичных театров. Приезжал даже Олег Попов - великий клоун! Паркет себе на дачу он заказал, но выступать наотрез отказался: сцена не та. Или публика?..
Тем не менее, музыкальная культура в городе К. достигла небывалых высот: два талантливейших парня Боря и Юра создали такую музыкальную банду, что о недостатке хорошей музыки никто не заикался. Они восполнили отсутствие таких групп, как Бони-М и АББА. А как они вытягивали песни в четыре октавы из репертуара Би-Джис, я не могу понять до сих пор. Приглашали Борю и Юру на все свадьбы, платили им хорошо, парни уставали, успокаивали нервы выпивкой и вскоре от силы своего таланта и всего, что к таланту прилагается, умерли оба.
Мне тоже предстояло научиться пить, потому что пить начали все: пили мои сверстники, пили женщины, пили здоровые и больные, пили высокопоставленные чины и простые работяги. Особенно последние. Попробовав раз-второй, я понял, что это - не мое. А платить за отказ от спиртного приходилось очень большой ценой: никто не сядет с тобой философствовать без рюмки. Без рюмки чужаком становишься. Рюмка - за общение. Пообщаемся? А где рюмка?
Что оставалось делать? Осмотрелся я вокруг, вижу: вот он, путь, уходящий далеко, до самого горизонта. Та самая точка отсчета, с чего когда-то все начиналось, с чего начинался и я, и все, кто был рядом со мной, Маленький вокзал у моста стоял на прежнем месте и приглашал в дорогу. Вот они - ворота в будущее, вот он - портал для театра, в котором я стану не зрителем, а действующим лицом.
Покупаю билет, сажусь в поезд и "отпочковуюсь" от родных пенат.
Что мною двигало? Любопытство? Желание устроить личную жизнь? Конечно, все это присутствовало. А, может быть, был соблазн мир повидать? Это - ближе к истине. Поиск любви - в большей степени. Слишком уж тихо стало в городе К. Не шумят пилорамы, не дымятся там трубы. Все застыло в ожидании новых идей. Лес вокруг вырубили, предприятия закрылись, неугомонный когда-то директор школы Зиновий Маркович ушел на пенсию. Не мой это ритм жизни. Не так приучили.
Через несколько лет заехал я в город К. , вышел, как когда-то, на мост, простоял там пол часа, но никто так и не прошел мимо, не задел меня локтем и не поздоровался.
Зашел я в буфет, кофе попить. Меня узнала буфетчица, молодая женщина, спросила: "Как вы?" Я пытался поддержать разговор, по ходу разговора пробовал вспомнить, кто эта женщина, рылся в памяти и вспоминал, кем одна была для меня в моей прошлой жизни.
Она заметила мои усилия, рассмеялась, заявила, что была моей ученицей, даже назвала фамилию.
- А! Да, да, - слукавил я, - припоминаю.
Женщина из буфета медленными движениями готовила мне кофе, я дела вид, что умею так же медленно и размеренно стоять рядом, даже театрально зевнул. Но думал я тогда, что простое землячество не роднит. Для этого нужно нечто большее.
Бедный Павлик
Бедный Павлик живет не где-то далеко, а рядом - прямо надо мной, на седьмом этаже. Сколько я здесь живу - столько и Бедный Павлик живет в нашем доме. Возможно, что он к нам вселился еще раньше меня.
Я никогда не бывал у него в квартире, но те, кто там бывал, говорили, что у него там нет ничего лишнего. Нет ничего такого, на что могли бы покуситься воры или брачные аферистки, или налоговые инспекторы, или другие какие-нибудь любители поживиться за чужой счет.
Отсюда и характер человека, имя которого Павлик: спокойный, свободный и беззлобный.
Состояние его души не содействовало поискам авантюр. Оно же не принуждало к поиску должностей с большой зарплатой, не бросало его в риски с лотереями или с облигациями, или модными теперь акциями на бирже. Напротив, он довольствовался тем, что у него было.
Но таких, известно, мужчины не любят. Но более того, не любят таких и женщины.
Идет иногда Бедный Павлик, станет на полпути, посмотрит куда-то вдаль и давай себе о чем- то думать и сам себе улыбаться. Стоит на одном месте, смотрит куда-то, что-то высмотрит для себя и опять улыбается.
Соседки говорят о нем: "Чудной какой-то!"
Мужики из нашего двора о нем говорят еще похлеще, иногда прямо в лицо такое сказать могут!..
А ему - все нипочем!
Думали о нем, что спятил человек. Но оказалось, что он так стоял, чтобы божьих коровок рассмотреть получше. Они, видите ли, нравятся ему.
"Не совсем дурак, но странностей у нашего Павлика - хоть отбавляй!" - такое мнение бытовало о нем.
Женщины часто жалели его, вступали в споры с мужьями и говорили: "Не донимайте его! Живет себе человек... Странноватый он, конечно, но кто из нас без странностей! А хотя бы ты на себя посмотри! Бриться не любишь, ходишь так неделями, на обезьяну похожий! А твои рыбалки!.."
И понеслось!
В смысле хорошего человеческого поведения Павлик был примерным гражданином.
Но, известно, такие качества ныне не в цене. Был бы пьяницей - в среде соответствующей был бы незаменимым человеком, "братаном" и желанным гостем. Ан нет! Не пил Павлик. Пошли сплетни, будто у него язва желудка и что пить ему нельзя. "Бедный Павлик!" - шептали сердобольные старушки.
"А как у него с женщинами дело обстоит?" - поинтересовался однажды наш дворник Макей.
"А у тебя - как, Макеюшка?" - не заставило себя ждать. Нашему "Макеюшке" было лет под восемьдесят, но по тому, как он азартно поднимал каждый раз эту тему, он мог еще "Ого!"
Стали присматриваться к Павлику. На утренних посиделках на общей дворовой лавочке обсуждались детали таких наблюдений. В ход вечерами тогда пошло все: лейка, приставленная к стене, дежурство у вентиляционного люка, даже одна из старушек садилась незаметно за Павликом в троллейбус, чтобы проехать с ним и проследить, где он выходит. Выследить тогда испытуемого не удалось: бабулька наша согрелась в кресле, уснула и прокаталась так в троллейбусе два кольца сряду. Признаться в истинном исходе своей этой затеи старушка не смогла, соврала, что ездила к ухо-горло-носу на прием, а в качестве доказательства даже вынесла из дому какие-то капли.
"Нет, не мужик наш Павлик!" - заключил все-таки совет на дворовой лавочке. "Макей - мужик! А этот - нет! Бедный Павлик!"
Самое время подошло предположить, о Павликовой ориентации. Стали следить за ним еще пуще. Однажды к Павликовым ногам мячик подкатился. Мальчик подошел к Павлику, чтобы этот мячик забирать. В тот же час в нашем дворе все окна открылись, люди на балконы всеми семьями вывалились: смотрели, как Павлик будет этому мальчику его мячик отдавать. Тихо было тогда, как во время спектакля в Большом театре. А Павлик поднял мячик, вручил его малышу... и ничего!
Баба же Павлина, живущая на первом этаже, в квартире у самого входа и поэтому знающая все, заявляла страшным шепотом: "Умный он и хитрый! Видишь, как маскируется? А сам то - красится, небось!.."
Основания для такого утверждения были: наш Павлик был огненно-рыжим. Он был настолько рыжим, что иная женщина, желая добиться такого яркого цвета, перепробовала бы все краски, но у нее ничего бы не вышло. "Чтобы такой цвет получить, нужно каждый день краситься!" - яростно шептала баба Павлина. "Красится, а для кого?!"
А, в самом деле - для кого?
Ясность в этом вопросе внесла внучка бабы Павлины, которая приехала в наш город и устроилась работать бухгалтером в "Плодовощ".
- Павел Константинович? Он же у нас работает! Он там у нас - единственный мужчина на весь женский коллектив! Мы его все на руках носим!
- !!!
Баба Павлина была поражена сообщением и два дня не выходила на лавочку, жалуясь на радикулит. Но ее отсутствие не остановило дискуссию.
- Вот это - я понимаю! Вот это - мужик! - раздавался на весь двор голос дворника Макея.
- Ишь, как хорошо устроился! Как сыр в масле! - да у него этих баб по две, а то и по три на день, и все - разные! - кричал дед Макей возбужденно. Эта новость так его обескуражила, что в тот день двор в первый раз за всю историю остался не метенным.
Дед Макей бросил курить еще в молодости, а тут он без конца "стрелял" "цигарку", снова привыкал к курению и волновался до нервной дрожи в руках.
- А замаскировался-то как! Штирлиц - да и только! Строит из себя девочку! - никак не мог угомониться дед Макей.
Чуть успокоившись, наш дворник открыл нам другую страшную сторону этого вопроса.
Он долго выслушивал встречные мнения, а потом растер окурок сапогом и выпалил:
- Бедный Павлик!
-???
- Бедный парень, говорю! - стал растолковывать свою позицию дед Макей. - Так ему женский пол в привычку стал, что выбрать себе вторую половинку уж не сможет парнишка никогда...
Баба Павлина пустила слезу, достала из кармана какую-то тряпочку и так и просидела с ней, утираясь и всхлипывая, до самого до вечера. Ушла она к себе еще до заката солнца, а когда ее позвали посидеть еще, она сокрушенно махнула рукой и разрыдалась уже на пороге...
Бедный Павлик! Хотя бы завел себе котенка или собачку какую-нибудь, как же жить-то одному?
Новый поворот событий произошел тогда, когда дед Макей предъявил и обнародовал маленький клочок бумаги с написанными на нем словами:
"Лобзаю рук твоих изгибы и глажу бархатный живот..."
В других местах слова были затерты, но стертости эти наводили на самые ужасные мысли. Во время прений по поводу записки баба Павлина краснела, порскала в тряпочку слюной и без конца провоцировала всех высказаться, что там еще могло бы написано быть.
"Половая избалованность!" - заключил дед Макей, бедного Павлика стало еще жальче, но, в общем, тот вечер прошел оживленно, все вдоволь насмеялись и долго не расходились по домам.
Дело шло к листопаду. У Макея было все больше и больше работы. Ему приходилось вставать еще засветло, будить жильцов шорохом метлы, заменяя, таким образом, будильник и радиоточку.
Ложиться приходилось раньше, иначе бы не высыпались, посиделки на лавочке сократились до минимума.
В воскресенье же можно было и расслабиться: картошку на дачах уже выбрали, огурцы были в банках, и все наслаждались последними теплыми деньками.
Так бы и досидели все наши до декабрьских морозов в полном расслаблении, если бы не "бомба", которую, как вы, наверное, догадываетесь, преподнес нам наш сосед Бедный Павлик.
Не сразу поняли мы, что там, в начале аллейки нашего двора происходит. Но все увидели тогда два ярких оранжево-желтых пятна - это шел Павлик, а с ним - девушка. Оба - рыжие, с букетами из опавших кленовых листьев в руках, бледнокожие, с блестящими серыми глазами, улыбаются друг другу, смотрят друг на друга, о чем-то тихо разговаривают...
Когда они исчезли за дверью нашего подъезда, мы сидели молча минут двадцать. Для нашей лавочки это нечто. О чем кто что думал - ни тогда, ни потом никто не высказывался, даже дед Макей, даже баба Павлина - и те сидели молча.
Уже потом, через несколько дней, мы перемыли и Павлику и его избраннице все косточки, потом разобрали детали ихние, разложили и перемыли заново.
Итогом длительного саммита по поводу поведения Павлика (так дед Макей почему-то обозначил наше обсуждение) было следующее:
- Живет человек, на что-то надеется, ищет себе для радости и для жизни другого человека, а не понимает, что другой человек - тоже хлопоты; родится у них такой же Павлик рыженький ("Или Павлинка!" - добавила баба Павлина)... Цыц! Не перебивай!.. На чем это я остановился?.. Ага! Родится ребеночек - опять хлопоты!.. Короче говоря, бедный, бедный Павлик!..
Здравствуй, сынок!
Зеленко обошёл вагончики и удивился: "Никого!"
Вся могучая строительная техника застыла вдоль новенькой трассы. Пришлось выбежать на груду щебня и осмотреться.
Черная полоса гудрона сменялась желтой насыпью, а та упиралась в хилый деревянный мостик над поросшими камышом берегами тихой реки. За мостиком - березовая роща.
Деревня Конопляная. Что-то очень знакомое, щемящее.
А вот - и смятый указатель на траве. Да, все правильно. За речкой Зеленко ждут. Кто?
Опять вытащил из кармана открытку, перечитал. "Приезжайте срочно. В случае Вашей неявки до 31 июля Вы утратите права на наследство"
"Да я бы и рад получить от жизни хотя бы что-нибудь! А дадут ли? Розыгрыш?" - думал Зеленко, закрыв машину и направляясь к мостику.
Мостик дребезжал под ногами. Доски почернели, двигались, некоторых не доставало. На другом берегу Зеленко выдохнул: "Хорошо, что я не рискнул здесь проехать!"
Две параллельные тропы, поросшие овсянкой, напомнили о существовании гужевого транспорта. "Наверное, другого здесь нет! - будущий наследник расхохотался. - Стоило переть в такую даль, чтобы унаследовать развалившийся сарайчик?"
Стрекотание кузнечиков, писк низко летящих ласточек, черно-синяя туча надвигающегося ливня - все это шептало гостю: "А давно ты путешествовал? Смотри, какая красота!"
Миновав рощу, Зеленко вышел к двухэтажному бревенчатому дому в кружевах резьбы и причмокнул: "Если бы такой домик - то да!.."
Фасад теремка заколочен крестами на окнах и дверях. В поисках обитателей Зеленко пошел на задний двор и обнаружил там покосы травы - свежие, душистые. Потом обошел еще раз будущие свои владения (в это он почти верил). Устало рухнул в траву.
-- - Эй! Есть живые? - по-хозяйски,во все горло крикнул Зеленко.
Не дождавшись ответа гость, но почти хозяин, вытянулся на сене и, грызя травинку, стал рассматривать небо: "Почему ты, небушко, родным везде кажешься?.."
- Валерка! Братан! Приехал все-таки!
"А вот и родня, сейчас дележ начнется!" -- подумал Зеленко и обернулся.
Неизвестный родственник уперся в вилы, рассматривал издалека, не спешил подходить.
Мужчина с вилами был ниже прибывшего "братана", круглолицый, лысый - полная противоположность объявившемуся родственнику.
- Да ты не бойся, Валерка, вилы я сейчас в сарай занесу! Ты-то меня, конечно не помнишь. Я твой брат двоюродный, Василий я. Ты меня старше на пять годков. Наведывать родственников нужно! Совсем родню позабыл! Ладно, замяли! Пошли руки мыть, есть будем. Невесть что, но помидорчики, сало, бутылочка ждет. Ты, Валерка, на меня не пялься так, я тебе не красная девица. Да, претендент. А если бы ты не приехал, на слом бы пошло. Пропадать добру? Негоже. А двоюродные - что, чужие? Это ж - не дом - дворец! Сейчас топор возьму, доски посрываем, и милости прошу!
Василий поднял топор и провел по кромке. У Зеленко невольно передернулись плечи.
- Тьфу ты, какой ты пуганный! Да везде же люди живут, а не звери! Или у вас в городах человек человеку - волк? Ха-ха! Ладно, братан, поедим, выпьем, потом хоромы свои мне будешь показывать.
Холодная водка успокоила нервы. Зеленко начал верить, что Василий - в самом деле, его двоюродный брат.
- Ты помнишь, как рыбачили вместе? А сколько ягод, грибов в лесу собирали? А помнишь, как ты меня дубасил! Ты, Валерка, не думай. Я зла не держу. По малолетству все дураками были. О, смотри, капать начинает!..
Дождь быстро набирал силу. Обед пришлось отложить. Когда доски на дверях сорвали и вошли в дом, вода с одежды текла ручьем.
В темноте нашли спички и керосиновую лампу. Одежду пришлось снять. В поисках одежды перерыли все шкафы. Мужского ничего не нашлось, только женское. Зеленко набросил на себя пыльное одеяло и стал бродить по большим комнатам. Василий с фонарем ушел на второй этаж рыться в сундуках.
"Я, Зеленко Валерий Викторович. А это - кто? Мать? Бабушка? Где мои фотографии? Это я в детстве?" -- спрашивал себя Зеленко, освещая фотографии в рамках.
"А кто подтвердил, что я - Зеленко, настоящий, здешний? Этот братан меня признал? В моем роду -- такие мордатые есть? Не очень-то он похож на хлебопашца..."