Хорхой Ольга : другие произведения.

О, бездна!

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    О безднах, и тех, кто в них смотрит.

  О, бездна!
  
  Звательный падеж - помните, в кэролловской "Алисе"? Так вот, чтобы разобраться с бездной, придется ее вызывать. Ага, начертить пентаграмму, зажечь свечки... нет! Даже этого не требуется. "У кого черт за плечами, тому нечего искать черта!", как сказал пузатый Пацюк кузнецу Вакуле. У каждого из нас, кроме уж совсем элементарных, есть своя бездна. Та, которая без дна. Понимаете, куда бы вы ни падали, есть предел, ниже которого упасть невозможно. Обычно, но не всегда. В бездну можно падать бесконечно. Реальность, суетящаяся вокруг, страхует нас от заглядывания вниз, но она, бывает, истончается... и тогда начинается падение.
  
  Помню, как шла по городу (мне тогда было лет двенадцать, не больше): вокруг ясное летнее утро, свежо и чисто, первые автобусы со стоянки выруливают, а я иду и понимаю, что никому не нужна. Нет, я и раньше подозревала, что родители меня терпят только за хорошие оценки и то, что мной можно хвастаться перед сослуживцами, но в этот момент понимание дошло до самых кишок. "Вы любите меня или мою функцию?" - спрашивала я с интонациями Фаины Раневской. "Вашу функцию!" - отвечала себе голосом Керосина-Бензина. И смеялась. Даже плакать было невозможно.
  
  Бездна - это не обида. Когда в нее падают - не плачут. Либо с остановившимся взглядом шагают незнамо куда, либо смеются. Смех ведь тоже возникает тогда, когда нечто, вызывавшее уважение или страх, оказывается дутым ничтожеством, или когда неожиданный поворот событий ставит ситуацию с ног на голову... А когда какой-нибудь из ваших "жизненных столпов" оказывается из папиросной бумаги? Ведь схожий процесс, да? Ну, с той разницей, что героем анекдота внезапно оказываетесь вы сами. Вспомните, как ржали над "попенгагеном до смерти". Ну, так, посмейтесь и над собой.
  
  Вы падаете глубже и глубже, и зацепиться не за что. Все, что мелькает вокруг и уносится куда-то в стороны и вверх - мелко и не удержит вас, бесполезно цепляться, все, что могло бы вас удержать - недоступно или не существует вообще. И у вас есть два выхода - или лететь в пропасть всю жизнь, то есть, фактически, жить в бездне, либо отрастить крылья и научиться летать. А, нет, не два, есть и третий, но проблемы он не решает.
  
  В случае с подростковым прозрением в отношениях, жить в бездне - это согласиться с тем, что ты - это функция, и послушно выполнять все, что требуют значимые взрослые, забывая себя. Так человек, катящийся с горы, ломает руки, ноги, шею, под конец бесформенный кусок мяса, тряпок и костей останавливается на площадке метров на сто ниже. Но это уже не человек, это даже для похорон нормально не соберешь. Так и подросток, забывший себя, прежним уже не станет. Через пару-тройку лет это либо "ходячий труп", либо - в лучшем случае - инвалид духа. Разницу между ними, кстати, хорошо видать. Трупу не больно.
  
  Глупые взрослые высоко ценят такие "ходячие трупы". До тех самых пор, пока милый зомбик не вцепится мамочке в горло и не сожрет папочку с потрохами. Причем, давить на родственные чувства, совесть - уже бесполезно, зомбика можно напугать только законом, но нежить, обычно, просчитывает все заранее, проштудировав УК от корки до корки (и ничего, что в свое время это УК было невозможно найти в библиотеке, зомбику это не препятствие). Такая вот отсроченная месть реальности. Зомби-то не мстит, он просто удовлетворяет единственную оставшуюся потребность, а вот причинно-следственная связь неумолима. Но как же жутко, вернувшись с каникул, видеть зомби вместо твоего друга...
  
  А можно научиться летать. "Обрести крылья" возможно и менее жестким путем, но самые мощные дает именно бездна. "Я никому не нужна? Значит, я свободна от привязанностей и обязательств! Со всеми вытекающими отсюда сложностями и возможностями. С новыми, выстраивающимися в голове планами (одним основным, тремя дополнительными и двумя аварийными) и новыми отношениями с этой чудесной, ледяной и свежей, как пронизывающий ветер, реальностью". Подросток (а, зачастую, и ребенок, но подросток - обязательно) сталкивается с несколькими безднами, и либо обретает крылья, либо превращается в зомби, либо... ну, если его в последний момент кто-то из бездны выдернет... Это тоже выход, точнее, страховочный шнур. Бездна же никуда не делась, и он о ней не забудет, а шнур... он такой тонкий и всего один. Подросток (да и взрослый) вцепится в него и сделает для себя сверхценностью. Практически, все сверхценности так и возникают. "Ложь во спасение" и/или внезапно нарисовавшийся "понимающий взрослый" или "компашка, которая меня принимает" и даже какой-нибудь "воображаемый друг". Кто или что может оказаться на этом месте - вы знаете.
  
  И все, что я сказала о подростке, в равной мере справедливо и для ребенка, и для взрослого. Чтобы дожить до двадцати и не встретиться ни с одной бездной - это какие же надо иметь тепличные условия! А и дальше оставаться в неведении возможно только дебилу.
  Кстати, "репшнуры", позволяющие не думать о безднах - вещь исключительно популярная. Религии, например. Или другие сверхценные идеи, "не подлежащие критике". А еще - объединения "вроде бы понимающих друг друга" людей, но, на деле, занятых взаимным груммингом. А еще увлечения, ценные человеку лишь тем, что занимают все его свободное время, не давая ни минуты, чтобы вспомнить о бездне. А еще пиво-водка-колеса, но это очень быстро и плачевно заканчивается.
  
  Итак, есть бездны. Это когда рушится один из основополагающих принципов твоей жизни.
  Есть три возможности действия "в бездне".
  1) Принять и смириться. Следствие выбора - "смерть и зомбификация".
  2) Принять и превратить в источник силы. Следствие выбора - "обретение крыльев".
  3) Быстренько найти, за что уцепиться и висеть, вцепившись в это нечто и не глядя вниз. Следствие выбора - "самоослепление и добровольное рабство".
  
  Выбор за вами.
   P.S. Бездна, приведенная в тексте в качестве примера - одна из самых мелких.

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"