Хорхой Ольга : другие произведения.

Локиленд

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Локиленд. О смехе, и не только о нем.
  
  Меч Локи (невеселые мысли о смехе).
  
  С детства меня не покидала мысль, что любому предмету и явлению можно
  сопоставить точное определение.
   Может, это не так и безумно, вопрос в том, какие понятия сделать
  неопределяемыми, аксиоматическими.
   Решила, к примеру, что аксиоматическим для человека является вопрос
  предпочтения. Я, вот, предпочитаю вино - пиву, мясо - рыбе, лук - чесноку.
  Объяснить, почему так, не могу.
  Точно так же я предпочитаю одного человека другому, а кое-кого предпочитаю,
  точнее, ценю, больше чем себя. То есть, при необходимости выбора между его
  жизнью и своей, я предпочту уйти, чтобы он остался. Это называется любовь. А
  уродливое определение "Возлюби ближнего, как самого себя" делает из человека
  буриданова осла.
  
  Также у нас есть лесенка, на которую мы устанавливаем свои ценности: хобби, дом,
  работа, инстинктивные убеждения, политические взгляды, нравственные принципы,
  жизненные цели - всему этому есть место на шаткой лесенке предпочтений. Где-то
  посередине стоит на этой лесенке портрет "себя, любимой", у одних - чуть выше, у
  других - чуть ниже. Но это, конечно, не Вы, это то, как Вы себя представляете.
  Красиво, как у японцев на празднике кукол. Только, в отличие от праздничного
  варианта, эта лесенка стоит не в комнате, и даже не в тесной каморке, а на
  проезжей части жизни, не какой-то абстрактной жизни, а жизни нашей собственной,
  и все, что на нее поставлено, в любую минуту рискует шлепнуться в грязь.
  
  Как торговка на диком рынке, я танцую вокруг этой лесенки, чтобы ее никто не
  задел, никто ничего не стащил, не облил грязью и не подсунул петарду. Но это все
  равно случится. Иначе не бывает. Вот какой-то хам ради смеха толкнул шаткую
  подставку, и половина моих побрякушек оказалась в грязи. Быстро подбираю их,
  вытираю носовым платком, но вот, к сожалению, полудетские любовные письма
  промокли и раскисли, их остается только выкинуть. Дальше приходит черед хрупкой
  надежде на тихую жизнь без ежедневной борьбы за кусок хлеба - при следующем
  толчке она разбивается в колючую пыль. Потом сдает уверенность в том, что
  знакомые мне помогут, если я им помогала, потом... Вот остаются на прежнем месте
  только пять-семь предметов, да и те потрепаны и побиты. Незавидный итог.
  Но, смею Вас уверить, он всегда таков у тех, кто стоит на месте, отплясывая
  вокруг своих бесценностей.
  Другое дело, если я иду по дороге своей жизни, толкая перед собой эту подставку,
  как мороженщик или продавец чебуреков. Дорога грязная и ухабистая, часть своих
  побрякушек я, безусловно, растеряю. Но вместо них я приобрету другие. На белом
  свете всегда останется, что любить и чему удивляться. Я подбираю эти "предметы"
  с земли, или кто-либо дает их мне, не так уж и важно, важно, как они повлияют на
  меня и мою повозку. Есть такие, с которыми идти легче и веселей, есть те, что
  тяжелы, но почетны, есть такие, что мы просто любим, и есть те, что несем по
  воле других.
  
  Хорошо насобирать всего побольше, только везти тяжело, и тележка рискует
  перевернуться. Да и так ли Вам это все нужно?
  Есть в практической магии понятие "переклад". То есть жил человек, жил, презирал
  законы природы и людей вокруг себя, пакостил, как слон, страдающий поносом, в
  конце - концов, получил сполна от природы и от людей - здоровье стало резко
  сдавать, сообщники кинули на крупную сумму, бизнес вдребадан развалился. Что он
  предпринимает? Идет к деревенской "бабушке", она делает интересные вещи, и к
  человеку возвращается здоровье и счастье. Но вот коза у соседки сдыхает. Только
  не всегда переклад дается такой легкой ценой. Переклад часто делают на человека,
  ибо какая у козы карьера? бизнес? талант? И тогда безвинный теряет деньги,
  работу, семью.
  
  Переклад, на самом деле, делают не одни только "бабушки". Любой человек,
  обладающий даром убеждения, умеет творить переклад. Для этого надо просто
  убедить человека, что он совершил твое преступление. Пусть он хотя бы признается
  в этом. Пусть попросит прощения, покается в несовершённом. Пусть трясется в
  ожидании приговора и получит прощение. Тогда крепко в нем отпечатается это
  раскаянье и благодарность к простившему его подлецу. Вот и весь переклад. Теперь
  несчастный почти уверен, что виноват. А полученное прощение усугубляет терзанья.
  Теперь на него свалятся все тридцать три несчастья. А невредимый подлец снова
  будет творить преступленья.
  
  Так при чем здесь вопрос о тележке? При том, что "доброхоты" часто кладут на нее
  переклад, и если тебе невмоготу ползти, огляди ее критическим взглядом - не
  оставил ли кто-нибудь там свинцовую гирю. Хуже всего доверчивым - у них этих
  гирь не менее сотни. Некоторым гирям по две тыщи лет, но их до сих пор гирями не
  признали. Общественное мнение - известная проститутка, и служит тем, кто во
  власти. В силу объективных причин они-то чаще всего и делают переклады.
  
  Итак, гири надо убрать. Что с ними сделать? Кому-нибудь переложить?
  Безнравственно, однако. Вернуть хозяину? Вряд ли возможно. Хозяева гирь или
  умерли, или, в силу своего положения, неподсудны. Гири надо УНИЧТОЖИТЬ. Только
  так.
  Как? Можно с пеной у рта опровергать. Но чем больше опровергаешь и
  оправдываешься, тем сильнее другие, да и сам ты поверишь, что виновен. Без огня,
  говорят, дыму не будет.
  Можно про них постараться забыть. Все равно, что в заплечный мешок перепрятать.
  Еще тяжелее идти, а не знаешь, какая тому есть причина.
  Можно высмеять. О, СМЕХ - это страшная сила. Ни одна свинцовая гиря не устоит
  перед его огненным дыханием. Стекают тяжелые капли, исчезают в глубине
  подземного океана, чтобы к Вам никогда не вернуться.
  Смотри, как легка стала теперь твоя ноша! Как просто идти по дороге, хоть грязь
  и колдобины те же. А если много людей потеряли свинцовые гири, то возникает
  стихийное братство - братство веселого хода. Подобный тому, что исчез, переклад
  невозможен. Создателям гирь всегда это тяжко. Поэтому роль шута горохового не
  менее опасна, чем роль матадора. Конечно, если он расплавляет свинцовые гири.
  
  Потому что есть смех и другой. То есть, он всегда один - как огонь или как
  закаленный клинок. Прислушайтесь: "смех" - "смерть", "юмор" - "умора" - "умер".
  Звучат, как однокоренные слова. Не зря они так звучат. Смех - обоюдоострое
  оружие, от которого может сгореть не только свинцовая гиря, но и Ваша большая
  любовь, Ваше самоуважение, все Ваши цели, и останетесь Вы, голый человек на
  голой земле, совершенно свободным. Легко? Кстати, на деревенском жаргоне,
  "легчить" - кастрировать.
  
  Не зря власть прикармливает шутов, чтоб "легчить" своих противников. А если
  противники - весь народ? Дойдя до сего, благоразумно умолкну.
  
  
  
  
  Диагноз - трикстериоз.
  
  
  "Добро должно быть с кулаками. А также - с зубами и когтями. И еще - с копытами,
  рогами и хвостом."
  Марфа Моржова.
  
  Когда человек входит в твою комнату - да какое там в комнату, в одно купе поезда
  дальнего следования, да и ближнего тоже - внимательно посмотри, не страдает ли
  он трикстериозом. Потому что от этого зависит твоя дальнейшая благополучная
  жизнь и вообще просто жизнь на этом свете.
  
  Не думайте, что трикстер обязательно одет как шут или на его губах блуждает
  усмешка - нет, скорее всего, он будет до безобразия серьезен, даже скучен с
  виду, у него может быть костюм офис-менеджера и лапотоп в лапе. Так что же,
  спросите вы меня, отличает трикстера от любого другого сумасшедшего (ибо
  нормальных людей в наше неспокойное время не осталось, разве что в каком-нибудь
  действительно тихом месте, вроде лечебно-трудового профилактория)? Только
  действия, скажу я вам, только они. Нет, у юных, еще не наживших опыта трикстеров
  наблюдается некая театральность жестов и речи, хмыки в сторону и улыбочка,
  исчезающая с их губ сразу же, как вы на них взглянете, но с опытом приходит и
  мастерство. Так же различаются и шутки - от банального чая, налитого в ваши
  тапочки, до подмены доклада, лежащего в вашем дипломате, распечаткой скабрезных
  анекдотов.
  
  По идее, шутки хорошего трикстера ощущаешь на себе, когда он уже далеко, и ты не
  можешь на нем отыграться. Вариант - провернет дельце так, что, даже будучи
  рядом, не окажется виноватым нисколько. Пример?
  Пример. Из вагона электрички выскакивает проспавший остановку работяга, оставив
  в углу ящик с инструментом - железный такой, раздвижной. Кто-то тут же занимает
  его место, а ты подмигиваешь бабушке, трясущейся между ее собственным мешком с
  картошкой и твоим боком, и говоришь: "А ведь в ящичке может быть и взрывчатка.
  Уж больно шустро мужичок выскочил". Бабок хлебом не корми, а дай перетереть
  животрепещущий вопрос, особенно насчет террористов. Поддакивайте ей и развивайте
  тему - тогда на следующей остановке вы вздохнете спокойно, а через одну
  остановку расположитесь с большим комфортом в полупустом вагоне. Вот будет
  прикол, если в ящике и вправду взрывное устройство!
  Ибо отрицание отрицания - одно из основных развлечений трикстера. Иные
  детективные романы построены полностью на том, что автор всеми силами толкает
  вас на одну дорожку, которая окажется неверной, вторую, которую вы выберете из
  чувства противоречия, он осмеет, и за дело, третью, что подскажет вам склонный к
  парадоксам скучающий ум, он заведет в болото, и в конце-концов окажется, что
  преступление совершила маленькая девочка в красном чепчике, не вылезая из
  прогулочной коляски.
  
  В офисе трикстер заводится не вдруг. Этому способствует излишне строгая и
  серьезная атмосфера, истеричное или параноидально подозрительное начальство, а
  также присутствие среди сотрудников "скучающего ума". Именно он и становится
  источником трикстерских шуток. Начинается все с того, что начальник возвращается
  после выходных в свой кабинет, и чувствует, что воняет. Крепко. Бомжом. Вызывает
  уборщицу, устраивает нагоняй. Полчаса трое дам предпенсионного возраста скребут
  и проветривают кабинет, но через несколько минут после их ухода аромат
  возобновляется. Где же его источник? Исходя из логики трикстера, в том приборе,
  которому должно освежать воздух - в кондиционере. Ставлю десять против одного,
  что это окажется так. Вариант - зарыто в любимые цветы шефа. Самый простой - в
  укромном местечке на батарее, но это детский вариант, и элементарно
  обнаруживается уборщицами, которые вырастили уже хотя бы по одному ребенку, и
  знают все детские шутки.
  Следующую атаку скучающий ум вполне может провести на компьютерную сеть, для
  этого не надо быть даже программером. Узнать админский пароль не составляет
  труда, дальше - хмм, это зависит от вашего вкуса и уровня образованности. Когда
  я была в подчиненных, виндус казался невероятной роскошью, все работали в ДОСе.
  Что-либо пакостить всерьез я не стала, просто заменила заставку при входе в сеть
  на красное полотнище с пугающим набором запятых, ятей и вопросительных знаков,
  после чего прямехонько отправляла пользователей в "lines", которые почти у всех
  стояли в одинаково называющихся директориях. Пол-организации там так и зависли
  до обеда, даже в АСУ не звонили. После обеда пришел админ, и лафа кончилась.
  
  Но это - трикстерство во благо, направленное на защиту бедного и забитого
  подчиненного от дрянного начальства. Истинный трикстер не задумывается над тем,
  добро он творит или гадость. Он не создает - разрушает. Причем разрушает не как
  атомная бомба или сорвавшийся с цепи питбуль, а как вирус, выводя
  последовательно из строя органы и системы. Ты еще жив - но это не пока. Если
  трикстер избрал тебя своею мишенью, в нынешнем состоянии ты долго не
  продержишься. Можно не обижаться на глупые шутки, можно даже обезопасить свой
  участок работы - на время, но никогда - поверь, никогда ты не сможешь защититься
  от трикстера надежно. Ибо он всегда идет впереди тебя на полшага. Ибо истинный
  трикстер, в отличие от трикстера факультативного, ничего не создает, а лишь
  разрушает, а это, сам знаешь, намного проще. Единственный выход - стать
  трикстером самому. Работающие студенты, составляющие большую часть от общего
  числа трикстеров, представляют великолепную мишень - сорви им возможность
  посещать свою "альма матер" в период зачетов, загрузи их работой так, чтобы не
  оставалось времени не то, что на писание курсовых - но и чтоб скатать у друзей
  лекции и семинары, отлучи от халявного Интернета - и ты насолишь им по полной.
  Впрочем, "ждите ответа".
  
  Да, кстати, об Интернете... Нет на свете более благоприятной среды для развития
  трикстериоза, чем интернет-сообщества. Место, где никто не знает, как ты
  выглядишь, никто не потребует паспортных данных, а несчастный IP можно менять
  хоть каждую неделю. Но смена IP - случай для трикстера крайний, умный трикстер
  до этого не доведет. А что же он будет делать в сообществе, где все вроде
  открыто, и тайно написать в тапки никак не удастся? О, не сомневайтесь, его там
  ждут великие дела!
  Первый, самый простой способ ненаказуемого пакостничества на форуме -
  кащенитство. К кошкам это не имеет отношения, скорее - к пациентам больницы им.
  Кащенко. Как шизофреник не умеет отделять главное от второстепенного, так и
  кащенит цепляется к незначительным деталям, раздувая дискуссию из ничего, уводя
  тем самым от предыдущей темы. На литфорумах это выражается в цеплянии к
  грамматике, а, там где с ней все в порядке - к авторской пунктуации. На
  остальных - к отдельным фразам, кои возможно трактовать двояко-трояко, причем из
  трактовок будет выбрана самая дикая. Единственная защита от кащенита - строгий
  фейс-контрол при регистрации, а также модераторский произвол, но обе этих
  функции недоступны на больших, "общественных" форумах, частные же оказываются по
  сравнению с ними в гораздо лучшем положении. Способ личной борьбы с кащенитами -
  не обращать на них внимания, повисит - засохнет - само отвалится.
  Второй способ, более продуктивный - лесть. Лесть наглая, бурная, не знающая
  пределов. Причем, хвалить надо не действительные достоинства текста-идеи-мнения,
  а их скрытые недостатки, которые найдутся везде. К примеру, в патриотической
  идее надо раздувать и расхваливать именно шовинистическую составляющую, даже
  если она там не проглядывает, в мнении сторонников демократии - "закон
  джунглей", либералов надо похвалить за "движение за легализацию наркотиков", а
  клерикалам сказать, что давно пора возродить инквизицию. Не секрет, что
  определенное количество наивных существ примет ваши высказывания за чистую
  монету, и, рассматривая их вкупе с предыдущим постом, вынесет вердикт: совсем
  охамели эти патриоты/демократы/клерикалы. Идея будет обгажена, трикстер
  восторжествует. Как бороться с этими лисами? Ответной лестью, восхваляя их
  мастерство трикстера и умение превращать любую идею в прямую противоположность
  оной.
  Третий путь трикстера - "наивное дитя". Известно, что один дурак за один час
  может задать столько вопросов, что сто умников за сто лет не ответят. В этом
  есть резон, ибо любая гипотеза/теория базируется на неопределяемых понятиях,
  принимаемых интуитивно. Их немного, хватит пальцев одной руки (для крепкой
  гипотезы), чтобы все перечесть. Но попросите разъяснить их сущность! Увлеченный
  спором, оппонент примется вам разъяснять "простые вещи", забыв на время, что
  выводить ему придется опять же из чего-то неопределяемого, и "наивное дитя"
  задаст новый вопрос - насчет только что введенных понятий. Процесс бесконечный,
  прекращается лишь со смертью от переутомления одного или всех спорщиков (шучу).
  Как с этим бороться? Перечислить заранее используемые неопределяемые понятия, и
  предупредить - в случае использования иных исходных гипотеза станет своей
  противоположностью. Не нравится - не ешь.
  Четвертый путь трикстера - маска пророка и мудреца. Слава пророка зиждется
  обычно на любви каждого человека к собственным глюкам, и он говорит людям то,
  что они "знают" сами, но не решаются высказать вслух. Не беда, что пророчества
  не подтверждаются опытным путем, о них тут же забудут, ибо полезной информации
  они не несут, зато удовольствие от полученного пророчества останется в памяти
  "просветленного" надолго. "Прорицая" таким образом, можно собрать нехилую кодлу
  сторонников, и мочить потом всех неугодных любым доступным способом. Это уже -
  высший пилотаж трикстерства, бороться с ним тяжело, но необходимо. Как
  переиграть "пророка" - подумайте сами, пусть это будет, так сказать, домашним
  заданием для тех, кого заинтересовала проблема трикстериоза.
  
  
  Бог играет с тобой. Сделай так, чтобы ему это было интересно.
  
  Вспоминая "Матрицу" я долго тормозила насчет того, какую это энергию машины
  "выкачивают" из людей - человек как преобразователь химической энергии не
  заслуживает даже насмешливого внимания, когда есть гораздо более
  производительные устройства. Но, тем не менее, что-то в этой идее есть.
  Рациональное зерно. Если не брать в расчет слово "энергия".
  
  Машинам проще добыть ее из недр земли или используя ветряки - в условиях-то
  постоянных ветров. Но энергии им требуется не так уж и много. Для нормального
  функционирования им, по-видимому, нужна информация, полученная извне, а,
  конкретно - от человека. По сюжету, изначально эта "фабрика грез" создавалась
  именно для того, чтобы "играть" с человеком, взаимодействуя с его разумом в роли
  внешней среды. Машина, программы которой написаны исключительно для обслуживания
  людей, плюс - встроенный инстинкт самосохранения (а как же иначе машины могли бы
  выиграть войну с человечеством), не может самостоятельно перейти на переработку
  иной информации, но и "не хочет" отключаться. Поэтому человек ей необходим! И
  она будет его беречь, именно как единственную игрушку, в которую умеет играть.
  Правда, постарается сделать его максимально удобным для этой игры. Вот и весь
  компот.
  
  В связи с этим у меня возникла одна еретическая идея - а для чего люди могли бы
  понадобиться богу. Именно для того самого, для игры. Без игры его просто нет,
  выполнение программы прекращается, процесс останавливается совсем. Нет изменений
  - нет времени - нет связей - нет ничего. Пусто и тихо. Другое дело, что человек
  - не единственная игрушка, но, наверно, одна из наиболее интересных (сколько
  разнообразия на крошечном участке пространства за столь малый промежуток
  времени). Также весьма привлекательна способность к отвлеченному мышлению и
  самой игре. Возможно, есть и еще интересные игрушки, о которых мы не
  подозреваем, но, понаблюдав, для сравнения, муравейник, можно понять, что
  человеческое сообщество интереснее многих - для того, кто "ставит игру".
  
  В этом случае бог выступает в качестве мастера ролевой игрухи. Мастера и игры
  бывают разные - от поставленной режиссером пьесы до вольной интертрепации
  каких-то событий. В первом случае упаси тебя бог переврать хоть одну фразу -
  выгон обеспечен, в последнем - мастер становится "обстоятельствами", "природой",
  у которой есть свои закономерности, но - и только. В промежуток между этими
  крайностями укладывается все разнообразие, от жестко расписанных игр по Дюма,
  процветавших в 75-82 годах прошлого века, до весьма вольных трактовок Толкиена и
  Желязны, позволяемых мастерами на "перекресточных" играх наших дней.
  
  Некоторые "разновидности" мастеров.
  
  "Аллах". Поборник точного отыгрыша всех сцен вплоть до мелочей. Если сказано -
  "от удара он отлетел на десять шагов", то изволь отлететь именно на столько,
  хоть твой вес в сравнении с весом и силой противника никак не позволяют тебе это
  сделать. Превращает игру в театрализованную постановку. Доводит всех, кроме
  самых послушных и наименее увлеченных, до нервного тика.
  
  "Иегова". Стервец, у которого есть любимчики - герои, естественно, не игроки. Он
  им тайно подыгрывает, но иногда это прорывается наружу. Чтобы оправдаться,
  говорит: "Смотри, так написано в книге". И подсовывает частенько или
  неадекватный перевод, или даже фанфик с большей или меньшей степенью искажения
  оригинала. Может получить изрядную плюху от нервного или хорошо начитанного по
  теме игрока, но не перестает "фокусничать".
  
  "Саваоф". Декларирует свободную волю игроков в рамках основной квенты, но
  способствует именно тем, кто меньше всего ее проявляет. Лжец и манипулятор.
  Любит принимать почести, иной раз, совсем незаслуженные, ибо игру ставит
  исключительно плохо, поскольку в игре видит только себя, любимого.
  
  "Иисус". Садист, каких мало. Мастерит, обычно, AD&D, в ней устраивает игрокам
  долгое и весьма кровавое прохождение, а в конце обязательно замочит всех - как у
  него это получается, до сих пор не понимаю, кости, что ли, заговоренные. Обожает
  наблюдать сильные страсти, поэтому стравливает не только героев, но и игроков,
  после чего возвращаешься домой с желанием начистить рыло всем своим спутникам.
  
  "Эру". Глюколов, мастерящий мелкие полигонки в ближайшем лесу. Сперва изобретает
  нечто весьма туманное, потом долго и нудно всем объясняет, что должно
  получиться, когда же доходишь до места, оказывается, что на ристалище - большая
  и грязная лужа (никто не удосужился накануне проверить), в аптечке - один
  аспирин, а из жратвы все, как один, удосужились взять только пиво. В середине
  игры вообще исчезает, и находится лишь на следующий день - у себя дома,
  жалующийся, что именно мы довели его вчера до головной боли, и он, конечно,
  ушел.
  
  "Мелькор". Любитель нестандартных решений. Умен, более-менее начитан, но буйная
  фантазия уводит в такие дикие дебри, что в конце игры никому не понятно, а по
  какому произведению и даже автору, собственно, играли. Нет, конечно, многое
  зависит от игрока, но этот ниспровергатель авторитетов собирает таких игроков,
  что они извратят даже букварь. Остальные рядом с ним не задерживаются, ибо обида
  за любимого писателя/произведение отталкивает на безопасное расстояние.
  
  "Карла Марла". Уверен, что все происходит само собой, как результат - сырой
  сюжет, нестыкующиеся квенты, полное отсутствие информационной поддержки и
  организации. Чем так мастерить, уж лучше - никак.
  
  
  Фэнтези, просто фэнтези.
  
  
  Фэнтези. Популярный, ужасный, невероятный, набивший оскомину, застывший, ищущий
  новые пути, мудрый, глупый и пошлый, любимый и ненавидимый жанр, занимающий
  почетное третье место после дамских романов и детективов на прилавках книжных
  магазинов и породивший столько непризнанных авторов...
  
  Определений ему надавали кучу, начиная с "волшебной сказки для взрослых" и
  заканчивая "неверифицируемой частью фантастики". Но, думаю, жанр настолько
  разросся со времен своего появления, что любое из определений определяет лишь
  какую-то его часть, в то же время, перечисляя все его признаки, мы определим, в
  конце-концов, всю литературу, за исключением, разве что, документальной. Для
  каждого читающего или пишущего фэнтези справедливыми покажутся лишь некоторые,
  но, в самом деле, не было бы разнообразия произведений и мнений о них, не было
  бы жарких дискуссий - и жанр оказался бы пресным и однообразным.
  
  Кстати, и время его появления сильно варьирует в зависимости от того, что
  считать фэнтези, а что - чем-то иным. Причем разброс идет не на годы, не на
  десятилетия, а на четыре тысячи лет (по одной версии, уже "Сказание о
  Гильгамеше" - фэнтези, по другой - ужасы Лавкрафта и "мечемашество" Говарда -
  еще нет, а вот профессор Толкиен - самое то).
  Посему, все сказанное ниже - лишь мое мнение, не обязывающее вас разделять или
  оспаривать его.
  
  
  1) Фэнтези, как современный миф.
  
  Не только миф, как "создание коллективной фантазии, обобщённо отражающее
  действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций" (БСЭ), но и миф
  внутри нас - та "ночная" и не подчиняющаяся логическим доказательствам часть
  сознания, что присутствует у каждого человека, вне зависимости от его
  образования и воззрений. Стоит современному человеку, привыкшему доверять
  собственной логике и научным знаниям о мире, оказаться в непонятной с самого
  начала, вызывающей сильные эмоции ситуации, как тонкий слой "рацио" сдается и
  уползает в страхе в какую-то щель сознания, а на первый план выходит наша
  до-рациональная суть, первобытные страхи, суеверия и "генетическая" память.
  Откуда бы она ни появилась в нас, нет сомнения, что к ней приложили руку сонмы
  поколений, родившиеся и прожившие жизнь до начала научно-технической революции,
  подарившей человечеству уникальный инструмент научного познания мира, но почти
  уничтожившей познание интуитивное.
  
  К счастью, кроме науки, вещи, без которой современный мир не прожил бы и года,
  принесшей человечеству столько бед и побед, существует искусство, которое
  осмысливает мир совершенно иначе - путем интуиции, построения ассоциативных
  рядов вместо логических цепочек. И любое произведение искусства в своей основе
  имеет миф - миф ли о Дружбе, или о Любви, или о Пути человека в мире...
  
  Чтобы убедиться, насколько не-рациональные мотивы движут человеком, вспомните
  обычай дарить цветы (отрезанные половые органы растений) в торжественных
  случаях, вспомните новогодние ёлки и не стригущих, а, иногда, в тяжелых случаях,
  и не моющих волосы перед экзаменационной сессией студентов. Но традиции и
  суеверия - отражение "ночного", мифологического сознания в дискретной и самой
  распространенной форме.
  
  Искусство же - отражение "ночного" сознания по сути, от самой задумки, внезапно
  осеняющей художника, до подбора слов и красок, не столько отражающих реальность,
  сколько призванных создать иллюзию реальности в голове читателя/зрителя.
  Взгляните на натюрморт и фотографию той же постановки, и вы не найдете в ней и
  половины рефлексов и бликов, что делают картину столь "живой", тени окажутся
  серыми, а не густо-синими или насыщенно-охристыми, как на живописном полотне,
  света сольются в одну белесую гамму, лишившись аппетитной цветности своего
  художественного отображения. Если уж такая "петрушка" происходит с отображением
  каких-то неодушевленных предметов, то что же говорить об отображении человека в
  искусстве? Да, врут художники, не врут лишь зеркала.
  
  Чем же так ценно для нас художественное описание и осмысление реальности? Почему
  мы предпочитаем исторический роман - хроникам, приключения выдуманных личностей
  - мемуарам, а живописный пейзаж - фотографии с календаря? Наверно, именно тем,
  чего нет ни в одном чисто документальном произведении - осмыслением реальности.
  Наука, что ни говори, чаще всего отвечает на вопрос "как?", реже - на вопрос
  "почему?" и совсем не отвечает на вопрос "зачем?", а именно он и является
  главным, стержневым в человеческой жизни. Собственно, все искусство есть
  отражение возможных ответов на этот вопрос, но любой ответ - недоказуем научным
  путем. Именно вопрос "зачем?" и породил большинство мифов, со времени палеолита
  и до нынешних "рациональных" времен, а не только непознанная, но активно
  проявляющая себя сторона реальности.
  
  Ибо она существует. Область того, что мы знаем о мире и о себе, становится все
  шире, а количество мифов не уменьшается, как не уменьшается и число явлений, не
  вписывающихся в научные рамки. Самое простое - "везучесть" и "невезучесть", она
  вполне проверяема статистическим путем, но необъяснима с точки зрения рацио. Это
  серьезно! Настолько серьезно, что спецслужбы, подбирая кандидатуры на
  ответственные участки работы, учитывают ее наравне со знаниями и практическим
  опытом. Миф? Да, миф, но миф, верно отражающий реальность. А сколько еще таких
  мифов, игнорируя которые, мы становимся легкой добычей бед и мелких
  неприятностей? Если вы руководствуетесь какими-то правилами, не имеющими
  рационального объяснения, но у вас все хорошо, не старайтесь поступать в этих
  случаях иначе, чтобы не стало хуже. А уж если решились, начинайте с малого и
  соберите статистику следствий подобных поступков в течение, хотя бы, месяца -
  уверена, вы после этого откажетесь от подобных экспериментов.
  Возможно, наука когда-нибудь объяснит это, но, "покуда травка подрастет, лошадка
  с голоду помрет", да и всегда того, что остается за освещенным кругом научного
  знания, в "темноте", будет неизмеримо больше того, что освещено лампой научного
  знания.
  
  А человек имеет порочную страсть - он хочет знать ВСЕ, и никак иначе. Картина
  мира не выстраивается из разрозненных кирпичей точного знания, как паззл не
  собирается из десятой части кусочков, их нужно иметь все, или, хотя бы, большую
  часть. Зачем нам эта картина? Зачем были нужны древним ацтекам или египтянам
  знания о спутниках Сатурна, а догонам - тройная звезда Сириус? И, тем не менее,
  эти знания сохранялись и передавались тысячелетиями. Зачем нам совершенно не
  нужные в практическом плане (для большинства людей, не связанных с этими
  областями) научно-популярные статьи о животных моря и саванны, о климате и
  растительности дальних стран, где мы никогда не побываем, об обычаях племен,
  живущих в амазонских лесах или Центральной Африке? Зачем нам, столь далеким от
  астрономии, школьный телескоп в чердачном окне? Зачем микроскоп незабвенному
  герою Шукшина? Так ведь нужен! Настолько нужен, что, увлекшись созерцанием
  неведомой ему доселе жизни микроорганизмов, герой бросает пьянку, а это для
  алкоголика "со стажем" - случай почти уникальный, они продолжают пить даже под
  угрозой близкой смерти. Выходит, знание человеку важнее жизни? А вы что, иначе
  думали? Да большая часть научных знаний получена не из-за жестокой
  необходимости, а из-за страсти к познанию мира, не задумывающейся первоначально
  о пользе. И, если "открытие" шукшинского героя важно лишь для него самого, то
  открытия, сделанные учеными, одержимыми столь же иррациональной и свободной от
  поисков выгоды страстью, создали основу современного нам мира. И мифа.
  
  Мифа о всесилии науки, пошатнувшегося не раз, и все же еще крепко держащего нас
  в своих объятиях. Маленькая освещенная площадка вокруг костра, на которой все
  ясно видно, и за которой простирается бесконечный темный лес непознанного.
  Костер заменяем прожектором, идем с фонариками в лес - круг познанного
  расширяется. А дальше? А там, за поворотом тропинки, за оврагом, за рекой? Что
  дальше?
  
  И тут включается механизм построения аналогий. Если здесь все "так", то почему
  там должно быть "иначе"? Посему, о незнакомом мы судим по тому, что известно,
  пока реальность не докажет нам обратное. Это - не-рациональное, но очень
  полезное свойство сознания, которое чаще помогает выжить, чем ведет к фатальным
  ошибкам. Но уж они-то горят ярчайшими стоп-сигналами: все, дескать, ребята, ваши
  теории здесь не работают, пора строить новые. И если мы игнорируем их, то
  рискуем не только собственным психическим здоровьем, а, часто, и самой жизнью,
  но, бывает, и чужими жизнями, ибо, стоит копнуть, разворошить нечто неведомое, и
  оно полезет из всех щелей. Когда ты вглядываешься в бездну, она начинает глядеть
  в тебя. Необъяснимо с точки зрения рацио, но подтверждается реальностью. Ну,
  вот, копнули, стронули, поползло... Что делать-то?
  
  Остается одно - домысливать. Строить гипотезы, имея на руках явно недостаточное
  количество информации. Но как? Мышление бывает одномерное, двухмерное и
  трехмерное. Одномерное мышление - это путь из точки А в точку Бе на паровозе
  логики, а логика - такая штука, что выглядит убедительно, но результаты дает по
  большей части неверные, то есть не подтверждающиеся реальностью. Следовательно,
  приходится проверять логические выводы опытным путем, а это не всегда возможно.
  Кроме того, много сил и времени уходит на построение новых логических связей.
  Гораздо удобнее путь аналогий - двухмерное мышление. Это сродни аэрофотосъемке.
  Сразу вся местность как на ладони. Другое дело, что иной раз неясно, полянка это
  или слепая елань, а под ней - десять метров трясины. Неверные аналогии дают
  ужасные результаты, если воспринимать их как прямое руководство к действию, без
  предварительной проверки. Есть еще трехмерное мышление, вроде сканирования по
  всему объему, тут вероятность ошибки значительно меньше. Случалось ли вам долго
  мучиться над какой-то проблемой, а потом просто увидеть все в сумме, с кучей
  взаимосвязей и дополняющих друг друга выводов? Говорят - озарение, божественное
  наитие. Да нет никакого наития, это просто еще один способ мышления -
  трехмерный. А результаты потом и логически доказать можно.
  
  Но откуда берется эта "трехмерность"? Неизвестно, но есть две гипотезы. Первая -
  глубинная связь человеческого сознания со всем миром. То есть, неосознанно мы
  "знаем" все, можем получить информацию от любого, сколь угодно удаленного от нас
  предмета, другое дело, что "вместить" знание о вселенной во всей его полноте -
  не в состоянии, ибо познать полностью - практически воссоздать в себе
  познаваемое, а мы существенно меньше вселенной, вмещающей нас. Вторая - подобие
  человека и части мира, исследованного им, миру остальному, даже в
  неисследованных его аспектах, и, познавая себя и окружающий мир, "судя по себе",
  мы познаем вселенную. Обе гипотезы не доказаны, но и не опровергнуты, а наше
  "ночное" сознание, не слишком доверяющее логике, и не ждет их доказательств, а
  просто использует без санкции рассудка, всемогущего днем. Вот почему озарения
  чаще всего приходят во сне или в пограничных с ним состояниях.
  
  Но озарение часто не может быть адекватно выражено в словах и понятиях дневного
  сознания, реального опыта, оно смутно отражается в маленьком и рябом зеркале
  сегодняшних знаний и представлений индивида, тесно связанных с представлениями
  современного ему общества. Если этот человек талантлив, он подберет подходящую
  форму для изложения полученных знаний, и общество - сразу или со скрипом, но
  примет их. Или раздавит того человека в пыль. Но и в том, и в другом случае
  возникнет миф - миф, созданный тем человеком, или же миф о нем. Нет, в самом
  начале это еще не миф - так, занятная история, но, чем больше людей принимают в
  ней участие, переживая ее в воображении и передавая из уст в уста, тем ближе она
  становится к коллективному бессознательному, с одной стороны, искажаемая им, с
  другой - обогащающая его. И когда это, почти до неузнаваемости измененное знание
  начинает управлять человеческими массами, тогда оно становится действительно
  мифом.
  
  Мифы стареют - с накоплением рационального знания искажения, внесенные сперва
  самим человеком, потом - пересказчиками, и, наконец, обществом в лице
  представителей светской и духовной власти, перевешивают то, что осталось в нем
  от истины, и миф умирает, отходит в область "преданий старины глубокой". Но на
  смену ему почти сразу приходит новый, и так - до бесконечности, ибо вселенная
  бесконечна, и познавать ее мы будем столько же времени, сколько будем
  существовать в виде мыслящих существ.
  
  Но иногда старые мифы воскресают - в новой, непохожей на все прежние, форме, они
  стучатся в наше сознание со свежих, пахнущих типографской краской страниц.
  Ситуация, сложившаяся в современном мире, с одной стороны, довольно типична -
  "возрождение" старых мифов в новой форме уже происходило, хотя бы, один раз -
  вспомните эпоху Возрождения, вернувшую в мир многие античные мифы уже в виде
  литературных произведений, а изображения мифических героев - как олицетворения
  аспектов человеческой натуры. А, с другой - совершенно уникальна, благодаря
  массовому книгопечатанию и интернету, ведь еще никогда слово, написанное одним
  человеком, не оказывалось достоянием многих за столь короткое время. Ведь, в
  сотворении мифа играет роль не только рассказчик, но, главным образом, слушатели
  и интерпретаторы. Многочисленные обсуждения и количество любительских
  "произведений" по мотивам, фанфиков, говорят о популярности мифа гораздо больше,
  чем даже тираж книг, разрабатывающих данный миф. Кто из "средней" категории
  читателей, слыша "эльф" вспоминает о сидах или банши, а слыша "дракон" - о
  Гренделе? Зато сознание услужливо подсовывает образ, сформированный книгами
  Толкиена, А. Нортон и Р. Сальваторе. А ведь корни-то - вон они, и рыться особо
  не надо, часть фольклорных источников зафиксирована в виде серьезных
  исследований, другая - довольно точных пересказов. Но мы обращаемся к ним много
  позже, если вообще обращаемся. Ибо современный миф, построенный на их основе,
  самодостаточен и частенько противоречит первоисточнику. Легендарные эльфы были,
  по описанию, довольно-таки вредным народцем, склонным жестоко подшутить над
  недалеким путником, случайно зашедшим в места их обитания, и не отличались
  привлекательной внешностью. А вот орков в легендах не встречается вовсе. Зато
  теперь, когда были придуманы этакие прекрасные ликом, задумчивые и
  сильнотворческие ушастики, сразу же возникла необходимость в их антиподе -
  жестоком и воинственном народе, не признающем "высокого и прекрасного". И мы
  ухватились именно за эту интерпретацию, ибо именно она соответствовала в этот
  момент нашему внутреннему ощущению. Действительно, "аполлоническая", "светлая" и
  "дионисийская", "темная" составляющая личности, "закон" и "своеволие",
  "рассудок" и "страсть" нуждались в новом литературном выражении. В реальном
  человеке редко можно встретить резкое преобладание одной из сторон, разве что у
  клинических психопатов, хотя у нормальных то одно, то другое перевешивает, а вот
  у придуманных, нереальных существ - вполне может существовать в чистом виде. И
  представители "народца" в древних легендах тоже имеют смешанную, вполне реальную
  структуру личности, с одной стороны - прекрасные, трогающие душу песни и
  драгоценные подарки за ничтожнейшие услуги, с другой - подловатые, трикстерские
  поступки, чего только стоят так называемые "женихи", за общение с которыми
  церковь отлучала согрешивших, а, паче того, родивших странного ребеночка девиц,
  или спаивание всяких дурачков, "просыпающихся" после этого лет через сорок. Нет,
  нам таких женихов "и задаром не надь, и с деньгами не надь". Нам нужно что-то
  большое и чистое, но без слоновьего хобота.
  
  Вот оно, перед вами, любуйтесь! Современный миф, еще жестче, чем раньше,
  разграничил зло и добро, ведь у творцов нового мифа был в прошлом (а, у многих,
  и в настоящем) - христианский опыт и труды святых отцов церкви. Это не выкинешь
  на помойку, будь ты хоть атеистом с рождения или последователем Дао с
  шестнадцати лет. Многочисленность любителей классического фэнтези подтверждает
  догадку, что именно об этом тосковали многие из нас. В жизни все перемешано,
  друг может внезапно совершить страшную подлость, а враг - оказаться правым на
  200%, и, даже сверяя свои поступки по "Кодексу строителя коммунизма" или
  "Домострою", немудрено наворотить такого, что потом разгребать - не разгрести
  поганой лопатой. А в классическом фэнтези все понятно, или ты на стороне "добра
  и света", и, следовательно, прав, или - ну, и назовут тебя после этого черной
  макакой. При этом добро не обязательно должно физически победить, но оно,
  безусловно, побеждает морально. Кстати, "реалистичность" подобного
  фэнтезического произведения нисколько не проигрывает от черно-белого деления, и
  зависит, в основном, от таланта того, кто его написал. Посему и не раздражает в
  трудах, к примеру, Толкиена, зато бесит в исполнении какой-нибудь Офигеан с
  "Хеннет-Аннуна".
  
  Этот миф, по сути дела, и подвел бы жирную черту под дальнейшим развитием жанра,
  когда бы не... когда бы не "еретики".
  
  
  2) Фэнтези, как ересь, или "антимиф".
  
  Да, именно ересью можно назвать и "переписывание" классического фэнтези не
  известными прежде авторами, такими, как Наталья Васильева, Ник Перумов или
  Кирилл Еськов, и самостоятельные произведения, хоть Перумова, хоть Сапковского,
  в которых "тьма" и "свет" настолько перемешаны, что отличить, где добро, а где -
  зло, можно лишь по конечному результату.
  Кто-то там сказал - "серый цвет"? Марш в библиотеку! Серость - это 101-е
  приключение Конана-варвара, или очередной подстрочник D&D, серость такой волны
  возмущения не вызывает, а живет помаленьку на своих полках, находит читателей и
  даже поклонников в определенной среде, а не бурю возмущения, как "Последний
  кольценосец" или незабвенная "ЧКА".
  
  Не могу удержаться от цитирования:
  "...авторы обосновывают наше право решать самим, где добро, а где зло, но вовсе
  не отказываются от этих понятий. По "Черной книге", мы обязуемся сами
  формировать свои взгляды в этой области, а по "Сильмариллиону", мы имеем эти
  взгляды в данности и самостоятельно строим лишь свое отношение к ним,
  осуществляя предоставленную нам Творцом свободу выбора." (Хулгар. ""ЧЕРНАЯ КНИГА
  АРДЫ", ЕЕ ИСТОКИ И СОДЕРЖАНИЕ").
  
  Я, в свое время, очень долго думала, а зачем человеку разум и совесть, если есть
  предписания по всем возможным пунктам, что могут встретиться нам на жизненном
  пути, причем, заповеди-проповеди христианские в этом смысле много уступают по
  полноте регулирования Талмуду, где сказано даже, с какой ноги утром вставать и
  при каком освещении входить к жене.
  Конечно, здорово это, когда за тебя уже подумали, что умные дядьки, что
  какое-нибудь божество, как все должно быть, знай, удерживайся от "зла" и будь
  "добрым", то есть круши всяческих злодеев "в песи и в хузары". За что и люблю
  классическую фэнтези. Но в жизни-то все иначе! И, скушав очередную "победу над
  черным властелином", хочется поразмыслить над тем, а что же все эти ребята,
  которые на его стороне дрались, в нем нашли. Ну, еще понимаю, коли это горстка
  бандитов, коим терять нечего, а приобрести могут "цистерну варенья и вагон
  печенья", но целый народ? и не один? Не-а, говорит мой нормальный человеческий
  рассудок, здесь что-то не так.
  
  А что именно?
  Как только вы задумались над этим, ваше чтение классического фэнтези
  превращается в нечто неприятное, вписывающееся по раздражающему действию между
  скукой и пыткой носками. Дело, конечно, не в нем, оно хуже не стало, просто вы
  немного повзрослели, выросли из него. И не надо о физическом возрасте -
  психологический возраст человека может сильно варьировать, не так уж мало
  взрослых и даже старых людей ответ на любой возникающий вопрос ищут если не в
  писаниях отцов церкви, то в советах местной "Марьи Алексеевны".
  Черно-белая графика мира и обращение к непререкаемым авторитетам - прерогатива
  детства, подвергать же все сомнению и бунтовать начинают подростки. Для них -
  все "не так, как должно быть". Родители - скрывают, учителя - врут, и это
  действительно так, но взрослый человек понимающе ухмыльнется и пройдет дальше, а
  подросток начнет "копать" и уличать в подтасовках и лжи. Еретическое фэнтези
  построено именно на этом.
  
  Как это делается.
  Когда припрет, об этом не спрашивают, а делают. И, все же? Ладно, даю рецепт,
  взяли ручки, записываем.
  Сначала берете тот миф, который некогда больше всего любили. Находите то место,
  что в первый раз вас разочаровало, или на нем возникло подозрение во лжи и
  подтасовках, это будет ваша ниточка. Тянете за нее, подвергая сомнению каждое
  слово. Доходите до сути этого мифа, до его идеи. И смотрите на нее с другой
  стороны. Внезапно события выстроятся перед вами в логическую цепь, да только не
  ту, что предполагал автор мифа. Все! Вот вам то-олстенная тетрадь, вот -
  запасные стержни к ручке, пишите. Правдоподобие этой контрверсии зависит лишь от
  вашей проницательности и литературного таланта.
  Иные - приближаются, а, по словам некоторых фанатов, и затмевают оригинал.
  
  Но. Есть одно большущее "но". В классическом фэнтези, большей частью, побеждает
  добро. "Добро", которое в вашей версии меняет полярность. Следовательно, ваши
  любимые герои потерпят сокрушительное поражение. Жаль? Конечно, но, куда даться
  от фактов, даже если эти "факты" - придуманные. Что вам остается? Трагедия,
  прекрасная трагедия, море (по крайней мере, лужа) крови и ливень (по крайней
  мере, стакан) слез. В этом тоже что-то есть. Как говорят бывалые ролевики, жрать
  кактусы полезно для здоровья. Это в смысле того, что пережитые "понарошку"
  страдания укрепляют нервную систему и очищают душу от мушиного помета мелких, но
  вполне реальных неприятностей.
  
  А с чего бы, вы думали, подростки для приложения своей любви всегда избирают
  столь недоступный объект, что их первая любовь просто обречена стать
  безответной? С чего так любят в игре в "войнушку" валяться "мертвыми", причем -
  в картинных позах, так что, порой, не допинаешься, поднимая "тело" с мокрой и
  холодной земли, грозящей вполне реальной пневмонией? Надо им это, просто
  необходимо пережить страдания и даже смерть, естественно, понарошку, хотя...
  Когда мне было одиннадцать, среди мальчишек было поветрие наносить себе
  неглубокие порезы или прижигать кожу раскаленным гвоздем, и ходить на
  переменках, размахивая "украшенной" рукой. Пирсинг и татуировки в самых
  неподходящих местах делают, обычно, из тех же побуждений. Уж лучше пирсинг, чем
  экстрим с прыжками на крышу вагона.
  
  Кстати, вам это ничего не напоминает из практики первобытных народов? Ну,
  конечно, обряд инициации. Там тебе и ужас, и физические страдания, и испытания
  тела и духа. И возраст примерно тот же. Подростки, перенося все это, доказывают
  свое право войти во взрослый мир, враждебную среду, не жалующую слабаков. То,
  что сейчас подобный жестокий обряд заменен экзаменом, часто являющимся
  испытанием лишь на везучесть, не изменило ничего в человеческой сути. И, если ты
  вовремя не прошел настоящий, кровавый обряд, пусть даже и в воображении, то всю
  последующую жизнь будешь искать, как подросток, возможности доказать себе и
  другим, на что ты способен. Поэтому "жрать кактусы" любят и некоторые взрослые
  люди, читая ли "душещипательную" любовную лабуду, ужастики ли, или серьезные
  статьи, доказывающие им, что они - худшие представители ничтожнейшего из
  народов.
  
  Пожирание кактусов - только одна из сторон еретического фэнтези. Не менее
  значима и другая его сторона - сильно развитая "конспирология". Это - блюдо для
  деток постарше, лет, этак, на десять-пятнадцать. The truth is out there. Правда
  - скрыта. Чтобы найти ее, надо потрудиться, распутывая нити "заговора", выйти на
  заговорщиков и воздать им по заслугам. "Сказать: я - Лазарь, и восстал из гроба,
  пришел, чтоб вам открылось все, в конце концов" (Т.С. Элиот). Действуя подобным
  образом, некоторые особо продвинутые личности доказали, что Крокодил Гена -
  стареющий эксгибиционист, соблазнивший больную девочку Чебурашку. Но то - особо
  продвинутые калеки конспирологии, да и тема не наша, все же - сказка к фэнтези
  никаким боком не касалась. Это я к тому говорю, что во всем мера важна, а в
  далеко идущих предположениях - тем более. Зато, если ты честен и придерживаешься
  фактографии, изложенной в оригинале, то в результате рискуешь получить совсем не
  то, к чему шел, а именно - все участники подобной истории, что заговорщики, что
  их жертвы, неизменно терпят поражение, ибо хотели как лучше, а получилось...
  Жизнь всегда богаче наших представлений о ней и умеет поставить жирную точку на
  самом интересном месте. Спросите Еськова.
  
  Так что же объединяет два столь разных подхода в одну-единую ересь? Своеволие,
  возведенное в ранг добродетели, проявляет ли оно себя, как бунт или как
  "независимое расследование". Надо сказать, это для фэнтези, как жанра -
  серьезный шаг вперед, от застывших схем к динамичному и развивающемуся по
  законам, сходным с реальными, миру. Изначально еретическое фэнтези имеет своим
  началом миф фэнтезийный, уже разработанный кем-то другим, но кто сказал, что так
  будет всегда? В мире еще достаточно мифов, которые можно "взорвать" или
  "демонтировать", приблизив к реальности. И это находит подтверждение в
  "Афрании..." Еськова. "Альтернативную историю" уже сейчас большинство
  классификаторов относит к жанру фэнтези.
  
  Вот мы и приблизились к третьему, сегодняшнему этапу - сближению фэнтези и
  реальности.
  
  
  3) Фэнтези, преображающее реальность.
  
  Миф, как мы ранее выяснили, вырастает из реальности - действительно
  существующих, но пока непознанных явлений, и столь же реального человеческого
  сознания, точнее, не-рациональной его компоненты. Миф дополняет научное знание
  того времени, в которое он существует, и, с ростом познанной "территории"
  стареет, наконец, заменяясь новым. Совсем без мифов человечество жить не может,
  ибо наука, во-первых, не отвечает на мировоззренческие вопросы, а, во-вторых,
  благодаря бесконечности познаваемого мира, никогда не объяснит всего
  существующего. Опираясь на структуры "ночной", интуитивной части сознания, миф
  часто провидчески обозначает новые горизонты познания, но и на старуху бывает
  проруха - ошибки его нередки. Но мы забыли еще одно свойство мифа - он активно
  вмешивается в реальность, изменяя ее благодаря человеческим поступкам. Да,
  конечно, Солнце он не "заставит" вращаться вокруг Земли, зато может повлиять на
  человеческое общество, к примеру, побуждая принявших его на веру людей к
  определенным действиям, формируя базовые ценности личности. То есть, мифы -
  реально существующая сила, небезразличная для нашего будущего.
  
  И человек, создающий миф, вольно или невольно вмешивается в реальность. Чем
  больше окружающих - читателей, слушателей - воспримет этот миф, тем сильнее
  вмешательство. И почти каждый мифотворец считает, что его миф преобразит мир к
  лучшему - или, хотя бы, сознание слушателей. Не каждый, говорите? И далеко не
  всякий вообще об этом задумывается? Да, вы правы - рациональным, дневным
  сознанием это воспринимается далеко не всегда, мало того, у талантливейших
  мифотворцев, чаще всего, вообще отсутствует морализаторский момент, а когда
  вмешивается рацио - появляются "лосты" (Толкиен) или второй том "Мертвых душ"
  (Гоголь). К счастью, талантливые творцы мифов способны критически относиться к
  подобным вещам, в отличие от посредственности, задумавшей "порулить" нашим
  сознанием. Но и в том, и в другом случае результат одинаков - либо творец сам не
  выпускает на свет "программную" вещь, либо мы отвергаем ее. Ибо - чтобы тебе
  кто-то поверил в то, что "это действительно было", ты сам должен верить в это
  безоговорочно. Именно "было", а не придумано кем-то. "Истории возникали в
  сознании, как "данные", готовые, приходили по одной, и чем больше их
  становилось, тем быстрее росли между ними связи" - Толкиен.
  
  Но только ли фэнтези вмешивается в реальность подобным образом? Нет, конечно. Из
  наиболее "активных" в этом смысле направлений литературы можно назвать еще
  фантастику (особенно, футурологическую ее часть) и историческую литературу. Но
  фэнтези, словно универсальный растворитель, впитывает, включает в себя приемы и
  даже предметно-фактологическую основу этих жанров, формируя смежные направления
  - "технофэнтези" и "альтернативную историю". Это - только на первый взгляд
  нежизнеспособные монстры, а в действительности все зависит от таланта художника,
  пишущего в подобном жанре.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"