Хотина Ирина Алексеевна : другие произведения.

Путеводная звезда. Глава 10

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    "И ЖИЛ ИЗРАИЛЬ В ЗЕМЛЕ ЕГИПЕТСКОЙ, В ЗЕМЛЕ ГЕСЕМ, И ВЛАДЕЛИ ОНИ ЕЮ, И ПЛОДИЛИСЬ, И ВЕСЬМА УМНОЖАЛИСЬ" (БЫТИЕ 47:27).

  ГЛАВА 9. "И ЖИЛ ИЗРАИЛЬ В ЗЕМЛЕ ЕГИПЕТСКОЙ, В ЗЕМЛЕ ГЕСЕМ, И ВЛАДЕЛИ ОНИ ЕЮ, И ПЛОДИЛИСЬ, И ВЕСЬМА УМНОЖАЛИСЬ" (БЫТИЕ 47:27).
  
  Отсутствие внешнего врага развалило ассидейскую коалицию, под крышей которой оказались саддукеи и фарисеи, теперь снова пошедшие каждый своей дорогой. Нам же важно понять, что это антиэллинисткое объединение, внесшее огромный вклад в победу за право свободно верить в своего Бога, дало жизнь новому направлению иудаизма - ессейству.
  "Существуют именно у иудеев троякого рода философские школы: одну образуют фарисеи, другую - саддукеи, третью - те, которые, видно, представляют особую святость, так называемые ессеи", констатирует в "Иудейской войне" Иосиф Флавий.
  По одной из версий, само название "ессеи" произошло от слова "ассидеи", то есть "благочестивые" или "набожные". Что вполне логично, так как члены ессейской секты - это религиозные фанатики, которых мало интересовали общественные, политические и светские перипетии иудейской жизни - только вера в Бога. Большинство специалистом высказывает мнение, что именно такой подход обусловил их обособленное проживание общиной в пустыне у Мертвого моря.
  И все же стоит подумать, почему ессеи выбрали столь непригодное для обитания место? Уход в пустыню ассидеев во время террора, устроенного греками, и военных действий можно объяснить местными природными особенностями. Например, в России уходили в леса, во Вьетнаме или в Африке - в джунгли. Но разве нельзя было в мирное время основать поселение в более человеческих условиях? Ответ на этот вопрос как всегда следует искать в иудейской истории и психологии.
  Прежде всего, вспомним, какую значимую роль сыграла пустыня в исходе евреев из Египта. Сорок долгих, мучительных лет продолжалось их странствие по безлюдной и безводной местности, где каждый день их жизни зависел только от воли Бога. С одной стороны, в течение всего этого времени Бог спасал еврейский народ, посылая ему, например, манну небесную на пропитание, с другой, заставил пройти путь страшных лишений, борьбы и утрат, чтобы забыть о рабском прошлом, выковать и закалить дух, а, главное, чтобы народ этот был уверен в силе и могуществе своего Бога. Наверняка, основатели ессейской секты, считавшие первостепенным для себя делом исполнение предписанного Богом Закона - они так и называли себя "выполняющие Закон" -- посчитали пустыню лучшим местом для духовной работы.
  Но Закон, как мы уже отмечали, это не только Тора, но и книги пророков, устами которых вещал Бог. На пророков, в частности на Моисея и Илию, все время ссылается Иисус, а вслед за ним и евангелисты. Кто же они, иудейские пророки? Почему их место в иудаизме, а затем в христианстве, так высоко?
   Начнем с того, что иудейские пророки -- не абстрактные, безликие языческие прорицатели, наподобие дельфийского оракула. Они -- не сомнительные предсказатели событий, коих в смутные времена предостаточно в любой стране, и Иудея не исключение. Пророчествование - не профессия этих людей, с помощью которой они добывали бы хлеб насущный, а приобретенное свойство в результате Божественного выбора. И выбор этот не нес им никаких привилегий, кроме неприятностей. Зачастую их охватывал страх от осознания той трудной и мучительной миссии, которая на них возложена, ведь Бог, как правило, не одаривал своих пророков духовной просветленностью, снизошедшей на них во время умиротворенной созерцательности. Совсем, нет. Помните знаменитые пушкинские строки о томимом духовной жаждой путнике, влачившемся иудейской пустыней, и его встречу с серафимом? Что сделал с ним посланный Богом ангел? Ослепил, оглушил, вырвал язык, вместо сердца вложил пылающие угли. Это -- гениальный стихотворный пересказ библейского сюжета о пророке Исайе, в котором вот так зримо передан охвативший человека ужас от тех задач, которые перед ним поставил Бог: ""Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей..."
  Воля, Божественная воля. Чего же хотел Бог от своих пророков?
  Да, да, именно этого, -- "глаголом жечь сердца людей". А это значит, открыто высказывать Его правду толпе, не боясь быть осмеянным и оплеванным ею. Указывать Его желания жрецам, не смотря на опасность быть преданным анафеме. Под угрозой смерти выступать против мерзавцев-царей, забывших, что их власть от Него.
  Иудейские пророки - это всегда оппозиция власти, оппозиция, создаваемая самим Богом, потому что избранные им в качестве пророков люди, совсем не стремились проявлять себя на этом поприще. И все же покорялись Его воле, чтобы нести Божественное слово, как правило, не лицеприятное для правителей и духовенства. Но, оставив религиозную риторику, скажем, что пророки - это, конечно же, выразители общественного мнения, будь то духовная чистота или национально-освободительное сопротивление. Спектр вопросов, поднимаемых пророками, весьма и весьма широк. Вот почему галилейский проповедник так часто делает акцент на соблюдении не только Торы, но и пророков. Вот до какой "последней черты и иоты" требует он соблюдения Закона. Ведь то и другое - в равной мере священно в иудаизме.
  Иудейские пророки - это настолько феноменальное, настолько важное в еврейской истории явление, оказавшее влияние не только на веру евреев, но и на ход истории и мировоззрение всего человечества, что без понимания сути поднятых и решенных ими проблем и вопросов, нам так и останется не понятным ессейское учение. К сожалению, именно это произошло с ранними христианами, назвавшими его "новым учением".
  
  На определенном этапе еврейской истории каждый из глашатаев Божьих изменил взгляды иудеев на своего Бога, а следовательно, и взаимоотношения между Богом и избранным Им народом. Самым первым и по праву самым главным в этом ряду стоит Моисей. Значимость этой титанической фигуры в самом существовании евреев настолько велика, что переоценить ее невозможно. Он и вождь-основатель самой еврейской нации, и пророк, и законодатель. Но если бы только этим ограничивалась его роль в мировой истории, то, пожалуй, можно было бы обойтись дежурным панегириком, имеющимся в любой литературе, освещающей вопросы иудаизма и возникновения христианства.
  Значение его намного глубже и шире. Дело в том, что современное человечество, само того в своем подавляющем большинстве не осознавая, строит свою жизнь по тем моральным принципам, которые были заложены этим человеком от имени Бога около трех с половиной тысяч лет тому назад. В двадцатом веке эти принципы названы общечеловеческими. Думаю, что в двадцать первом настанет время воздать гению Моисея в полном объеме.
   Конечно, сегодня можно долго рассуждать на тему того, что авторство идеи, выражать свои законы от имени бога, принадлежит совсем не Моисею. Что еще шумерские правители, а потом сменившие их аккадцы, облекали свои предписания для народа в виде божественного слова, делая, таким образом, нарушение закона проявлением неверия. Например, в самом древнем дошедшим до нас правовом кодексе Хаммурапи, вавилонского царя, правившего около XXI века до нашей эры, утверждается, что царь получил этот кодекс как дар небес от бога Мардука. Кто-то пытается доказать, что законы Моисея просто заимствованы из кодекса Хаммурапи, а заодно других древних народов, хеттского, ассирийского и ханаанского. Мол, десять заповедей не являются оригинальным творением израильтян, а поразительно созвучны эхнатоновским гимнам богу Атону.
  Было бы наивно и нелепо отрицать эти факты, тем более что они четко идентифицируют корни возникновения системы ценностей израильтян, берущих свое начало в шумеро-аккадской и египетской цивилизациях. Но Тора - это не сухой кодекс законов шумеров или Хаммурапи. Это - не "Книга мертвых" египтян, кстати, не имевших письменного юридического кодекса, применимого ко всем без исключения подданным. Да и где теперь шумеры или те египтяне? Надеюсь, не нужно объяснять, что нынешние египтяне не имеют никакого отношения к древнейшей мировой цивилизации? А законы, данные Моисеем евреям, не только создали народ, пронесший их сквозь века, смерть, страдания, но и сегодня помогают идти сквозь ненависть неблагодарных невежд, построивших на них свои новые религии. Почему так произошло? Да потому что Тора - это величайший скачок в будущее, и не только в наше, но и наших отдаленных потомков, где основой человеческих и межнациональных отношений станут всеобъемлющая справедливость и равенство всех перед законом.
  
  Но давайте вернемся к Моисею.
  Вчитываясь в который раз в строки Ветхого завета, повествующие о рождении и становлении Моисея, мне, как современному человеку, трудно согласиться с иудейским догматом о еврейском происхождении этого человека. По всей видимости, правы те исследователи, кто считает Моисея египетским принцем не только по воспитанию, но и по происхождению. И хотя книга "Исход" пытается доказать, что родители Моисея принадлежали к колену Леви -- "Некто из племени Левиина пошел и взял себе жену из того же племени. Жена зачала и родила сына" (Исход 2:1-2) - дальнейшие подробности жизнеописания великого революционера позволяют отнести историю усыновления еврейского младенца сестрой фараона к области сказаний и легенд. А где же правда? И как отличать ее от вымысла? Рецепт достаточно прост - надо научиться восполнять намеки или пробелы библейских строчек исторической действительностью, без которой эти сюжеты так и останутся легендами.
  Например, что стоит вот за этим рассказом Торы, предваряющим историю Моисея: "И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа, и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли [нашей] ( Исход 1:8-10)?
  Много лет историки и исследователи Библии задавались вопросом, почему вдруг новый фараон превратил евреев в рабов? Что заставило его усомниться в их верности и сделать вывод о непременном выступлении сынов Израилевых против египтян на стороне гипотетического врага? Разве Иосиф, переселившаяся к нему семья, а затем их потомки не доказали свою лояльность предыдущим фараонам?
  Доказали. Да только, оказывается, фараоны были совсем не те, а другие. И вот тут следует обратиться к тем величайшим историческим и археологическим находкам, которые не только подтвердили правдивость рассказа Торы, но и расставили все по своим местам. Но прежде чем приступить к необходимым разъяснениям, нужно все же определиться о каком времени повествует библейский рассказ об Иосифе. Ученые, после долгих, кропотливых подсчетов, пришли к единому мнению, что история Иосифа относится примерно к семнадцатому веку до нашей эры, а еще точнее, к периоду между 1730 и 1630 годами до нашей эры.
  Согласно имеющимся в египетских хрониках сведеньям, предшествующий этому период был ознаменован бурными событиями. Около 1780 года до нашей эры по всей обширной территории Египта прокатилась волна народного гнева. Восставшие крестьяне, ремесленники, солдаты и рабы вели себя, как и все революционеры, разграбив все и вся и захватив на какое-то время власть в стране в свои руки. Как известно, подобные социально-политические катаклизмы не проходят без последствий, значительно ослабляющих мощь государства. Слабый противник всегда становится лакомым кусочком для соседей, тем более в таком бурлящем котле народов, как Месопотамия. И, непобедимая на протяжении многих веков египетская армия, не устояла против внешнего врага, коим явилось пришедшее с востока племя гиксосов. Гиксосы, правда, оккупировали только Hижний Египет с дельтой Hила, но правители Верхнего Египта тоже стали их данниками.
  Да кого интересуют эти не весть откуда взявшиеся гиксосы, кем они были, "вождями пустыни" или "царями пастухов"? И какое они имеют отношение к рассказу об Иосифе? Обвинит меня в ненужных подробностях нетерпеливый читатель. И ошибется. Потому что в выяснении вопроса, кем были гиксосы, и таится ответ на многие вопросы. А были они семитами, с типичными семитскими именами, Анатер, Хиан, Якобер, о чем рассказывают надписи на скарабеях.
  Тут следует все же пояснить, что гиксосы, будучи семитами, евреями не были. Как таковой, термин "семиты" появился лишь в XIX веке, и был введен в науку ученым Шельцером, для удобства обозначения носителей родственных между собой языков. Для восточных народов и племен было использовано имя библейского патриарха Сима. Поэтому никакой нагрузки, кроме лингвистической, этот термин в научной литературе не несет.
  В египетских текстах шестнадцатого века до нашей эры имеются упоминания о ханаанских кочевых племенах, которые "осели" в Египте. Почему такая мягкая формулировка, "осели", если речь идет о захвате страны? И почему об этом времени нет практически никаких упоминаний? Да потому что полтора века правления захватчиков стали для египтян национальным позором, а гиксосы вызывали к себе такую ненависть, что после их свержения было уничтожено любое упоминание о периоде их власти. Все это привело к появлению в исторических хрониках непонятного современным ученым пробела с 1730 года до 1580 года до нашей эры. И только археологические находки позволили восстановить утраченную цепь событий.
  Что же произошло в этот период?
  Гиксосы сделали своей столицей город Аварис, расположенный в дельте Нила, и переняли всю внешнюю атрибутику фараонской власти. Естественно, они жестко подавляли любое сопротивление египтян, и как воздух нуждались в преданных людях для осуществления своего правления. Поэтому совсем не случайно в Торе присутствует рассказ о любезном приглашении фараоном в Египет одного из кочевых племен, близкого гиксосам по этническому происхождению и говорящего с ними на родственном языке. По единодушному мнению ученых, рассказ в 45 главе книги Бытия о переселении семейства Иакова совпадает с периодом господства гиксосов.
  
  16. Дошел в дом фараона слух, что пришли братья Иосифа; и приятно было фараону и рабам его.
  17. И сказал фараон Иосифу: скажи братьям твоим: вот что сделайте: навьючьте скот ваш, и ступайте в землю Ханаанскую;
  18. и возьмите отца вашего и семейства ваши и придите ко мне; я дам вам лучшее в земле Египетской, и вы будете есть тук земли.
  19. Тебе же повелеваю сказать им: сделайте сие: возьмите себе из земли Египетской колесниц для детей ваших и для жен ваших, и привезите отца вашего и придите;
  20. и не жалейте вещей ваших, ибо лучшее из всей земли Египетской [дам] вам.
  
  Признаюсь, что до знакомства с фактом захвата Египта гиксосами, щедрость фараона казалась мне несколько подозрительной. Одно из двух, либо рассказ сильно ее преувеличивал, либо Иосиф оказывал фараону такие услуги, о которых можно только догадываться, а потому имел на него неограниченное влияние. Малейший пробел в истории позволяет фантазии потомков разрастись до неимоверных размеров в любом направлении.Не знаю, как вас, а меня мало убеждало традиционное толкование этого сюжета, как благодарность фараона за совет, который дал ему в свое время Иосиф. Может быть, вы забыли, кем был Иосиф? Рабом-чужеземцем, отбывающим длительное тюремное заключение за попытку соблазнения жены уважаемого человека. Трудно поверить, чтобы египетский фараон приблизил к себе человека столь низкого социального уровня, да еще с такой подмоченной репутацией, сделав его ни много, ни мало вторым лицом в государстве? 'Ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя'. Странный фараон, не правда ли? Истина же, конкретная истина данного эпизода, подрубая фантазию от невежества на корню, подтверждает правдивость рассказа Торы о щедрости фараона-гиксоса, весьма заинтересованного в племени Иакова.
   А теперь, давайте перечитаем строки из 46 главы книги Бытия, повествующие о приезде Иакова в Египет, с учетом только что изложенных исторических фактов:
  
  29 Иосиф запряг колесницу свою и выехал навстречу Израилю, отцу своему, в Гесем...
  31 И сказал Иосиф братьям своим и дому отца своего: я пойду, извещу фараона и скажу ему: братья мои и дом отца моего, которые были в земле Ханаанской, пришли ко мне;
  32 эти люди пастухи овец, ибо скотоводы они; и мелкий и крупный скот свой, и все, что у них, привели они.
  33 Если фараон призовет вас и скажет: какое занятие ваше?
  34 то вы скажите: [мы], рабы твои, скотоводами были от юности нашей доныне, и мы и отцы наши, чтобы вас поселили в земле Гесем. Ибо мерзость для Египтян всякий пастух овец.
  
  Обратите внимание на 34 стих и последние слова в нем "Ибо мерзость для Египтян всякий пастух овец". Они -- ключ к пониманию всей ситуации,ибо дают очень четкую характеристику отношения к евреям настоящих египтян.
  Иосиф же учит братьев не только не скрывать перед фараоном своего скотоводческого ремесла, а наоборот, подчеркнуть его. Это для настоящих египтян они презираемый дикий кочевой народ, а для гиксосов -- соратники, которым выделяются плодороднейшие земли Гесема в дельте Нила, недалеко от столицы. Для фараона, продолжателя древней египетской династии, такое решение неприемлемо, а для гиксоса, правящего в захваченной стране, в порядке вещей.
  На этом историческом фоне становится вполне объяснимой вся история с Иосифом, а главное, понятным выбор фараона, назначившего его, чужака, своим наместником. С точки зрения древних евреев, передававших из поколения в поколение историю своего необыкновенного соплеменника, сделавшего головокружительную карьеру в чужой стране, конечно же, сам Бог поставил Иосифа "отцом фараону и господином во всем доме его и владыкою во всей земле Египетской".
  Конечно же, без Проведения не обходится ни одно событие в человеческой жизни. Бог вершит свои дела на земном плане, организовывая их зачастую так, чтобы человек оказался в нужное время в нужном месте. Что при этом требуется от самого человека? Чтобы у него хорошо "варила" голова. А в том, что Иосиф хорошо соображал, нет никаких сомнений. Сейчас трудно проверить, действительно ли он попал в поле видимости фараона через виночерпия, с которым оказался в тюрьме, но так или иначе случай свел его с главой государства.
  Дело в том, что для того чтобы предвидеть наступление голода в Египте, не требовалось разгадывать сны. Периодическое наступление засушливых лет, несших вместе с собой голод и болезни, являлось главной причиной многочисленных выступлений бедноты, видевшей в бунтах единственный способ чем-нибудь поживится и не умереть с голода. Заодно, как это бывало в истории не раз, летели головы правителей и вельмож. После одной из таких затянувшихся голодных революций сами гиксосы стали хозяевами Египта. Новому царю египетскому было над чем призадуматься, чтобы не оказаться сметенным очередной остервенелой толпою черни. На самом деле, не только русский бунт страшен и беспощаден.
   И тут Бог сводит фараона с Иосифом, который находит гениально простое решение сложнейшей задачи. "Да повелит фараон поставить над землею надзирателей и собирать в семь лет изобилия пятую часть с земли Египетской... И будет сия пища в запас для земли на семь лет голода" (Бытие 41:34-36). Не мудрено, что "нарек фараон Иосифу имя: Цафнаф-панеах" (Бытие 41:45), что означает "Бог говорит: да здравствует", и назначил руководителем с огромными полномочиями по внедрению этого проекта в жизнь : "без тебя никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей во всей земле Египетской" (Бытие 41:44) .
  Под этим же гиксосским углом становится абсолютно понятной проводимая Иосифом политика, приведшая к обнищанию и порабощению оккупированного населения. Все этапы ее подробно описаны в 47 главе книги Бытия. Конечно же, этому способствовал голод, когда "не было хлеба по всей земле, потому что голод весьма усилился, и изнурены были от голода земля Египетская и земля Ханаанская". Что делает Иосиф в данной ситуации? Сначала он продает египтянам накопленное зерно за серебро: 'Иосиф собрал все серебро, какое было в земле Египетской и в земле Ханаанской, за хлеб, который покупали, и внес Иосиф серебро в дом фараонов' (Бытие 47:14). Потом за скот: 'И пригоняли они к Иосифу скот свой; и давал им Иосиф хлеб за лошадей, и за стада мелкого скота, и за стада крупного скота, и за ослов; и снабжал их хлебом в тот год за весь скот их' (Бытие 47:17). И, наконец, обращает их в рабов.
  
  18. И прошел этот год; и пришли к нему на другой год и сказали ему: не скроем от господина нашего, что серебро истощилось и стада скота нашего у господина нашего; ничего не осталось у нас пред господином нашим, кроме тел наших и земель наших;
  19. для чего нам погибать в глазах твоих, и нам и землям нашим? купи нас и земли наши за хлеб, и мы с землями нашими будем рабами фараону, а ты дай нам семян, чтобы нам быть живыми и не умереть, и чтобы не опустела земля.
  20. И купил Иосиф всю землю Египетскую для фараона, потому что продали Египтяне каждый свое поле, ибо голод одолевал их. И досталась земля фараону.
  
  Этот момент, а именно разорительная для египтян деятельность Иосифа, не воспринимается ни иудейскими, ни христианскими толкователями, Для характерного примера приведу отрывок из работы современной христианской проповедницы Елены Уайт 'Патриархи и пророки', взявшей на себя труд разъяснения всего Ветхого завета: 'Для того чтобы прокормиться во время голода, египтяне продавали фараону свой скот и земли, пока в конце концов не обрекли себя на вечное рабство. Иосиф благоразумно позаботился об их освобождении. Он разрешил им арендовать землю с уплатой пятой части от их трудов'. Вот ведь какая может получиться занимательная интерпретация, когда автор не в состоянии найти логичное объяснение описанным в Библии сюжетам или поступкам ее персонажей. И для подкрепления своей собственной версии, а точнее общепризнанной, все ставит с ног на голову - фараон, оказывается, закабалил свой собственный народ, а чужак-раб-бывший зэк его освободил. Почему? Да, потому что Иосиф верил в правильного бога. Нет, не был Иосиф бескорыстен, да и египтяне его интересовали только в том смысле, сколько и чего с них можно было взять. Но становится ли он от этого хуже? Нет, конечно. Иосиф - человек, живший в определенных исторических условиях, испытавший цену предательства, вероломства, унижений, и, однако, не смотря ни на что сумевший полностью реализовать себя. Хуже ли становится при таком подходе к описанным событиям Бог Иосифа? Ни капельки. На прошедшего огонь и воду сына Иакова возлагается роль орудия Божьего для наказания египтян. А такому наказанию подвергаются периодически все, и отдельные люди, и целые народы. К сожалению, мало кто задается вопросом 'за что', и уж совсем ничтожное количество находит правильный ответ. Другой вопрос, нуждается ли в наши дни Бог Иосифа в откровенной подтасовке фактов, якобы оправдывающей поступки Его адепта? Ни в коей мере, тем более что Иосиф прекрасно справился с возложенной на него миссией. Откуда такие выводы? Все из той же Торы. Во-первых, во время голода евреи жили не тужа. Потому что 'снабжал Иосиф отца своего и братьев своих и весь дом отца своего хлебом, по потребностям каждого семейства' (Бытие 47: 12). Иными словами, Бог позволил евреям благоденствовать, когда египтяне за меру зерна превращались в рабов. Во-вторых, после свержения ненавистных гиксосов служившее им племя продолжало жить свободно. После смерти Иосифа евреи не были превращены в рабов, как это кажется многим теологам, не любящим вникать в исторические нюансы. Все та же Елена Уайт, придерживаясь религиозных догм, опрокинутых сегодня научными открытиями, пишет: 'Но время шло, и великий муж, которому столь многим был обязан египетский народ, сошел в могилу. "И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа". Дело не в том, что он не знал об услугах, оказанных Иосифом его народу, но в том, что он не хотел больше считаться с этим и стремился предать их забвению'. В том то и дело, уважаемый автор, что фараон, решивший сделать евреев рабами, был в курсе истории своей страны, хотя после гиксосской эпохи и его восшествием на престол прошло около четырехсот лет. Да-да, на самом деле между окончанием рассказа Торы об Иосифе и началом следующего, повествующего о политике нового фараона, сделать евреев рабами, лежит временной промежуток в четыреста лет, во время которого Египет пережил очередную эпоху революций, реставраций, смены династий и даже религий. Столица гиксосов Аварис была разрушена, и фараоны восемнадцатой династии снова обосновались в древних Фивах. А что делали в это время сыны Израилевы? Тихо и мирно пасли свой скот на ставших теперь дальней провинцией землях Гесема.
  Наверное, так и растворилось бы на просторах степей египетских безвестное кочевое племя, и мир бы еще долго не узнал о величайшей идее существования Единого Бога, а если бы узнал, то история эта выглядела бы совсем по-другому. Но когда речь заходит о делах Божественных, то, как не углядеть во всех поворотах и коллизиях истории Его твердую волю, проявляемую самыми разнообразными способами, в том числе и в виде возникновения ярких, сильных личностей, отголосок деятельности которых достигает потомков и через тысячи лет. При чем разобраться с каким знаком, положительным или отрицательным, проходила для современников эта деятельность бывает сложно. Вот так случилось и с тем самым племенем Иакова, для которого приход к власти третьего фараона девятнадцатой династии Рамсеса Второго обернулся настоящей трагедией.
  Здесь следует отметить, евреи вынесли столько неприязни к египтянам, что в своих сказаниях об освобождении от рабства не сохранили имени ни одного фараона, чего не скажешь о правителях других народов, с которыми сводила их непростая судьба. Этим умолчанием они значительно усложнили задачу историкам, пытающимся установить даты описанных в Библии сюжетов. И все же большинство ученых склоняются к мнению, что порабощение евреев началось в тринадцатом веке до нашей эры, во времена правления Рамсеса Второго.
  Чем провинилось перед ним племя мирных, безобидных кочевников? И что подвигло Рамсеса на такой жестокий шаг?
  Рамсес был весьма деятельным и амбициозным правителем, но во все его планы и начинания активно вмешивались жрецы. К слову сказать, даже гиксосы вынуждены были считаться с властью жрецов, поэтому политика Иосифа не коснулась их: "Только земли жрецов не купил, ибо жрецам от фараона положен был участок, и они питались своим участком... и не продали земли своей" (Бытие 47:22). Рамсес тяготился плотной жреческой опекой, целью которой было, навязать ему свою волю, как это было в случаях с предыдущими фараонами. И он нашел выход, давший ему возможность освободиться от духовенства, а заодно покрыть себя вечной славой. Он решил стать фараоном-воителем и расширить границы страны. Место для военной базы, откуда планировались многократные военные экспедиции, он выбрал специально подальше от столицы и от жрецов. Это была дельта Hила вместе с землей Гесем. Да, да, той самой землей Гесем, где на протяжении нескольких сотен лет мирно пасли свой скот евреи.
  И вот тут евреям припомнили все, и связь с гиксосами, и службу у них, тем более что презрительное отношение к кочевникам у египтян не изменилось, а только усилилось. Для строительства городов, где помимо многочисленного войска должен был разместиться фараон с полчищем вельмож, чиновников, надсмотрщиков, и располагаться огромные склады с продовольствием и амуницией, требовалось такое же число рабочих. И Рамсес, просто напросто, обратил в рабов дикий кочевой народ, живший на землях, ставшими стратегическими. "И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов" (Исход 1: 11).
  Рамсес правил долго, около семидесяти лет, из которых половину воевал. Когда же бесконечные войны истощили экономику Египта, заключил мир, после чего задался целью увековечить свое имя в монументальном строительстве, переквалифицировавшись в фараона-строителя. В этом стремлении к гигантомании его подвигло, наверное, завершение строительства огромнейшего дворца, начатого еще его отцом. Рамсес строил города-крепости, величественные храмы, пирамиды-гробницы, отстраивал целые острова на Ниле, для возведения чего ему требовалось все больше и больше рабов. Для захвата невольников посылались военные экспедиции в другие страны. Его агенты скупали рабов на всех рабовладельческих рынках Ближнего Востока. Издавались жестокие законы о должниках, наказанием для которых являлось обращение в рабство.
  И все же, рабство этих людей - трагедия отдельных судеб. Рабство сынов Израилевых - трагедия целого народа, уделом которого стала подневольная жизнь под постоянным страхом плетки надсмотрщика. "Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью" (Исход 1:13-14).
  Правда, тут присутствует один нюанс: судьбу евреев в тот период разделили и другие кочевые племена, обитающие на окраинах плодородных египетских земель. Но только сыны Иакова не только не согнулись пол навалившейся на них тяжестью египетского произвола, не сгинули в море жестокости и бесправия, но, оценив в дальнейшем все происшедшее с ними, поднялись на высочайший духовный уровень.
  Египтяне отняли у этого народа не только имущество, землю, свободу. С особым цинизмом они решили распорядиться его будущностью, приказав умерщвлять младенцев мужского пола еще до рождения. Когда стало понятно, что повивальные бабки саботируют этот указ, "фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного [у Евреев] сына бросайте в реку" (Исход 1: 22).
  Но позвольте, возмутится вдумчивый читатель, вы же только что доказывали, что Рамсес нуждался в рабах. Он должен был радоваться плодовитости племени, обеспечивающего его будущей дармовой рабочей силой. Зачем же ему понадобилось убивать еврейских младенцев? Как-то не убедительно, плохо объяснимо. Может быть, это часть придуманной легенды, объясняющей происхождение Моисея? И никакого убийства детей не было?
  Скорее всего, сей трагический период в истории евреев имел место. Может быть, даже явился поворотным в их сознании, и с него началось стремление евреев к свободе.
  Решение Рамсеса, кажущееся парадоксальным, объясняет сама же Библия, рассказывающая о значительном увеличении евреев. Давайте, почитаем вместе. "Сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та" (Исход 1:7). Их многочисленность стала так очевидна, что обратила на себя внимание Рамсеса: "Вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; перехитрим же его, чтобы он не размножался" (Исход 1: 9-10). "Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что опасались сынов Израилевых" (Исход 1: 12). За отказ от убийства еврейских детей в утробе матерей "Бог делал добро повивальным бабкам, а народ умножался и весьма усиливался" (Исход 1: 22).
  Что означают эти многократные упоминания Торы об увеличении количества евреев? Какой вывод из этого можем сделать мы, образованные люди двадцать первого века?
  В дни правления Рамсеса второго, в результате его нерациональной политики, в и без того густонаселенном районе дельты Нила произошел демографический взрыв. Взрыв, не желательный ни с военной, ни с социальной точки зрения, и к которому ни фараон, ни его подданные не были готовы. Рамсес решил сократить численность народонаселения в стратегической местности не путем перевода части армии в другие провинции или за счет уменьшения численности своей бюрократии, а вот таким примитивным, жестоким способом. Ведь это же рабы, число которых можно регулировать - оставлять в живых только девочек, которые, придет время, нарожают новых рабов?
  Вот в таких суровых для евреев исторических условиях, когда репрессии так и сыпались на их голову, когда жестокость египтян по отношению к ним стала нормой жизни, появился человек из семьи фараона, который не просто заступился за еврея-раба, а убил обидчика-египтянина. Ну, как тут не придумать трогательную историю о найденном в зарослях речного тростника мальчике, над которым сжалилась сестра фараона и взяла к себе на воспитание, хотя знала, "это из еврейских детей" (Исход 2: 6)?
  В пользу легенды говорит много фактов, и один из них состоит в поразительном сходстве библейской истории со сказаниями других древних народов о рождении своих героев, которым пришлось пройти испытания судьбы на выживание в засмоленной бочке или корзинке. Но эффект схожести пропадает при внимательном чтении, когда начинаешь осознавать, что это легенда-наоборот - не царский отпрыск, спасенный чудесным образом, попадает в бедную семью, и по прошествии многих лет восстанавливается в своих правах, становясь правителем, а совсем наоборот. И как тут не воспользоваться авторитетным мнением Фрейда, проведшего в своей статье "Моисей и монотеизм" глубокий анализ личности Моисея: "Как правило, в случае реальных героев реальной бывает бедная семья; вымышленной, приписанной - знатная. Но в случае Моисея что-то не сходится"? Фрейд доказывает, что Моисей был египтянином, в котором впоследствии захотели видеть еврея.
  И в самом деле, если вдуматься, что выигрывает член царской семьи в надменном кастовом египетском обществе от своей принадлежности к рабам? Ничего. Например, такое низкое происхождение, безусловно, должно было как-то отразиться на его карьере. В то время как в талмудической литературе имеется легенда, что Моисей был талантливым египетским полководцем, предводителем пехоты и колесниц. Его успехам завидовали. Как известно, раввины, жившие две тысячи лет назад, не создавали свои сказания на пустом месте.
  Существует и другая широко распространенная легенда: во младенчестве, оказавшись на руках фараона, Моисей снял с него корону и одел себе на голову. Волхвы и маги, к которым обратился фараон за токованием этого события, углядели в нем плохое предзнаменование, угрозу безопасности фараону и его дому. После чего младенец был удален. Обычная трактовка этой легенды сводится к силе, заложенной в Моисее-еврее с рождения.
  А что если это ключ к разгадке всех событий, происшедших с этим человеком в дальнейшем? То самое рациональное зерно, которое должно присутствовать в любой легенде? И сестра фараона, в самом деле, воспитывала приемного сына, от которого отказался слишком суеверный венценосный отец? И вся эта история с найденным в речном тростнике младенцем -- лишь инсценировка, позволившая спасти жизнь ребенку, и в то же время оградить его от каких-либо поползновений на престол? Тогда никакой легенды-наоборот нет. В этом усыновленном ребенке, действительно, течет кровь фараонов, но статус его значительно понижен - он всего лишь сын сестры фараона.
  
  Было ли известно самому Моисею, кто он и чей сын? Судя по всему, да. Вся его жизнь - это вызов той несправедливости, с которой ему, сыну Рамсеса Второго, приходилось сталкиваться с детства. Принц с черной меткой, который не будет править Египтом ни при каких условиях. И это он-то, сильный человек с железной волей и решительным характером, унаследованными от отца?
  Именно характер Моисея, взрывной, буйный, с обостренным чувством несправедливости, свел его в конечном счете с евреями, когда, не стерпев издевательств над беззащитным рабом-евреем, он убил надсмотрщика-египтянина.
  Но давайте не будем голословными и почитаем главу 2 книги "Исход". Начнем со стиха 10: "И вырос младенец... и он был у нее (дочери фараона) вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его".
  На первый взгляд, вроде бы все сходится: на иврите Моисей звучит Моше, как производное от глагола "лимшот", то есть "вытаскивать", в данном случае, из воды. Но все дело в том, египетская принцесса вряд ли знала иврит, а уж тем более его идиоматические тонкости. В то время как по-египетски это слово означает "дитя" и присутствует во многих именах: Рамсес ("дитя Ра"), Тутмос ("дитя Тота"). Какому богу было посвящено имя Моисея, сегодня сказать невозможно. Может быть, первая половина его стерлась от времени из-за сложности произношения на иврите? А может быть, приобщившись к новому богу, Моисей сам отказался от нее?
  Но продолжим чтение следующего стиха: "Спустя много времени, когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим сынам Израилевым и увидел тяжкие работы их; и увидел, что Египтянин бьет одного Еврея из братьев его"(Исход 2: 11). В этом месте Тора впервые сводит Моисея с евреями лицом к лицу, сразу обозначив их братьями.
  Но братья-евреи что-то не спешат признать его своим, вовсе не расценив убийство египтянина как акт сочувствия к ним. "Кто поставил тебя начальником и судьею над нами? не думаешь ли убить меня, как убил Египтянина?" (Исход 2: 14), с вызовом обращается к нему один из евреев, ограждая тем самым вмешательство Моисея во внутренние дела своего племени.
  Далее, боясь гнева фараона, Моисей вынужден бежать из Египта, найдя убежище в земле Мадиамской, в доме жреца местного храма. Здесь он начинает вести неспешную жизнь обычного обывателя: женится на дочери жреца, у них рождается сын. Моисей не сидит без дела, а пасет стада овец своего тестя. И вдруг все меняется! Сначала меняются мысли Моисея - он начинает общаться с Богом Авраама, Ицхака и Иакова. Как? Почему? Что послужило причиной столь важных перемен и религиозной переориентации, ведь до этого Тора не рассказывала о его конфликте с египетскими богами, в послушании которым он как египтянин был воспитан? А вскоре меняется и вся жизнь Моисея - он возвращается в Египет.
  Причина, на самом деле, лежит на поверхности, более того, она указана в самом Писании: "Спустя долгое время, умер царь Египетский" (Исход 2: 23). И сразу же после этого краткого сообщения о смерти Рамсеса Второго, в этом же стихе, начинается рассказ о том, что Бог наконец-то обратил внимание на стоны евреев, а затем явился Моисею, убедить его взять на себя миссию по их освобождению.
  С точки зрения традиционной трактовки не имеет никакого значения, при каком фараоне произошел исход евреев, поэтому на значение этих трех слов "умер царь Египетский" никто никогда не обращал внимания. Но фраза эта столь же кратка, сколь и информативна, если рассматривать Моисея, как сына фараона и претендента на трон. Для него смерть Рамсеса - самый благоприятный момент для предъявления своих претензий. Вот только, как?
  

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"