|
|
||
Кто здесь? А, мужчина за сорок. Б, мужчина под тридцать пять. В, мужчина за пятьдесят. ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ Вся сцена - фойе театра. На стенах висят афиши и фотографии. Правая дверь ведет в зрительный зал. Левая - выход из театра. А входит через правую дверь. А. Меня все больше здесь нет. Пауза. Меня все больше нет здесь. Как можно смотреть это, если знаешь что-то еще. Проклятая пьеса. А сказал, Б ответил. А сказал, Б сказал. Сколько их? Кажется, что двое. А на самом деле? А сказал. Пауза. А продолжил. Почему Б не ответил? Кто они друг другу? Почему их двое? Здесь один, а там двое. Меня нет здесь. А где я могу оказаться? Я могу в этот момент быть в театре. Могу ли я быть А? Да, но тогда он сейчас здесь. А где Б? Получается, я либо кто-то третий, либо один из них. Если я есть. Пауза. Б входит через правую дверь. А вопросительно смотрит на Б. А. Что? Б. Да нет, собственно говоря. А вы? А. Что я? Б. Здесь делаете. В смысле, что вы здесь делаете? А. Стою. Б. А почему не сидите? А. А почему я должен сидеть? Б. В смысле, почему вы не сидите внутри? А. Внутри душно. Б. Неужели? А. Да. Б. А я не заметил. Неплохая пьеса, да? А. А чего ж вы ушли тогда? Б. Духота здесь не при чем. Зал большой, народу сегодня мало. А. Так вы часто здесь бываете. Б. Нет, а почему вы решили? А. Вы говорите, что народу сегодня мало. Мало по сравнению с тем как обычно, или мало по сравнению с числом мест? Б. Вообще... мало. Сразу видно, думающих людей там немного. А. А как вы их отличаете? Б. Очень просто. Если человек зевает, смотрит себе под ноги, постоянно ерзает на месте, или, еще хуже, прикладывается к бутылке воды - о чем он может думать? А. О чем угодно. Например, о том, как сегодня, уйдя с собственной выставки в прекрасном расположении духа, он отправился на обед, где в кругу своих друзей радостно выслушивал восторженные отзывы о своих работах. Единственное, что омрачило его день - вазочка черной икры. Он не смог устоять перед искушением и слишком увлекся. Разумеется, сейчас он хочет пить. Б. Вы писатель? А. Да. Б. А вы не пробовали проще смотреть на некоторые вещи? А. На какие, например? Б. Вот вы мне сейчас наплетете о том, что вы ушли со спектакля из-за того, что утром сначала поехали в редакцию, где не приняли ваш очередной рассказ, потом вы опоздали на встречу с друзьями в ресторан, а когда приехали, на столе стояла пустая вазочка с запиской. "Дурак ты. Совсем со своей писаниной зашился". Пауза. А смотрит на часы. А на самом деле вы просто... Просто что? А. Вы не писатель? Б. Почему? А Вот скажите, вам было душно в зале? Б. Ну... Немного. А. Так почему же вы ушли? Б. Я вышел вслед за вами. Ваш поступок мне показался интересным. А. То есть, по-вашему, пить воду нельзя, а уходить из зала можно? Б. Конечно. Ведь, когда вы уходите из зала - вы выражаете свою позицию. Очень мало найдется тех, пьющих воду, которые способны на такой радикальный поступок. Вот я и подумал, что вы интересный человек. А кстати, что вы хотели этим сказать? А (смотрит на часы). Что я плюю на всю эту пьесу. Игра актеров мне нравится, но сам текст, сценарий, так сказать... Пауза. Б. Иронизируете? А. Конечно. Б. А знаете, как я понял? А. Нет. Б. Просто в уже свершившейся постановке текст, как вы говорите, неотделим от визуального образа. О тексте можно говорить только в том случае, если вы его читали. А. А вдруг я читал. Б. Что вы. Какой-то малоизвестный автор. Да его самого-то найти сложно, не то, что его произведения. А (смотрит на часы). Вы думаете? Б. Смотря о чем. Вам интересно знать, о чем я думаю? А. Нет. Б. По-моему автор - очень одинокий человек. А. Почему? Б. Сами посудите. Пьеса же о двух одиноких людях. А. Не думаю. Б. Конечно, встретились, поговорили о чем-то и разошлись... Не хочется, конечно, огрублять... Просто, если бы меня попросили рассказать, о чем эта пьеса, я бы так и ответил: "Встретились, поговорили и разошлись". А. Вы же не автор, нет? Б. Нет, конечно. А. Это сразу видно. Если бы вы были автором, вы бы никогда не позволили себе так легкомысленно разрушать свой же собственный труд. Б. А что? Признаться в том, что герои одинокие люди - страшное преступления для их создателя? А. Любые признания автора, кроме творческих, - страшное преступления. Пауза. Вот вы - одинокий человек? Б. А какое это имеет значение? А. Вам интересно знать, какое это имеет значение в ключе моего вопроса или вы просто не хотите отвечать? Б. Отвечать вам или признаваться в этом самому себе? А. Так вы одиноки? Б. Конечно, нет. А. Тогда ладно. (Смотрит на часы.) Пауза. Б. А как вы считаете, автор должен быть одиноким? А. Непременно. Б. Опять издеваетесь. Пауза. Так, стало быть, я не автор и имею полное право говорить о том, что герои были одиноки. А. И что? Б. Вам не кажется, что человек понимает что-то только тогда, когда дает этому название или эпитет или что-нибудь в этом роде? А. А какой эпитет вы бы дали себе? Б. Во многом я считаю себя собственным творением. Какую же тогда характеристику я могу себе дать? А. Отрицательную, разумеется. Б. Отрицательную характеристику можете дать мне вы. А стоит ли? А. А как, черт возьми, можно охарактеризовать человека, липнущего с идиотскими вопросами вот уже... (Смотрит на часы.) Сколько вы липните? Б. У меня нет часов. А. Прекрасно. Так объясните мне, почему вам не сиделось в этом замечательном, хорошо проветриваемом зале? Пьеса вам нравилась, актеры играли неплохо. Все ваши объяснения насчет того, что вы последовали за мной лишь с тем, чтобы поговорить с интересным человеком, достойны дешевого романа в мягкой обложке. Б. Успокоились? Пауза. История эта довольно занятна. Понимаете, как я уже говорил, я человек одинокий. Эдак, в прямом смысле. Живу я один, сам себе готовлю, стираю и все прочее. Театры - моя маленькая слабость. Здесь без каких бы то ни было усилий можно почувствовать себя человеком интересным, общественным, культурным, так сказать. Сидишь бывало в темноте, скосишь глаза, и видишь: вот сидит человек, у него что-то в жизни происходит. Может он картины пишет, например. И друзья у него есть... Небольшая пауза. Так о чем это я? Да. А сегодня вот было иначе. Скосил я глаза по своему обыкновению, а там один боров спит. Скосил в другую сторону, так эта свинья сидит и воду через трубочку сосет. И знаете, так мне стало одиноко, что решил я посмотреть спектакль. Но вот здесь-то меня и ждало окончательное разочарование. Смотрю я на сцену, а там одиночество во плоти. Понимаете? Нет, конечно, звали его иначе. (Достает программку, быстро листает, не находит, убирает.) Не важно, скажем, звали его господин А. Он играл хозяина дома. Но кто бы ни подходил к нему, сразу становилось понятно, что они чужие друг-другу. И это непонимание зарождало отторжение. Нет, не только между ними, но и мое тоже. (Думает.) А потом начались паузы. Вся их недоговоренность накачивала паузы своим электричеством. Не важно, что они говорили, важным было только то, что творилось во мне самом. Как исконно одинокий человек и, отчасти, писатель я с легкостью дополнял все их бредовые речи своими собственными чувствами. Но когда моих чувств стало слишком много, а их слов осталось слишком мало, я облокотился на борова и подумал: "А что они будут делать, если я сейчас уйду?" Единственная цель их существования, или, во всяком случае, их игры - это я. Без зрителя эта пьеса и актеры существовать не могут. Мы сами актеры в той или иной степени. И тут по проходу прошли вы... А. Так они умерли? Б. Кто? А. Актеры. Б. Почему? А. Вы же ушли. Б (быстро подходит к правой двери, слушает). Вроде бы тихо. А. Занятно, черт возьми. А если бы вышел кто-то другой, например, я? Б. Вы уже вышли. А. Да. Я вышел перед вами. Б. Я не смотрел на сцену после того, как вы ушли. А. А сколько актеров-то было? Б. Всего двое. А. Тогда ладно. Б. Что вы тут комедию ломаете? Ведь вы же были на спектакле. А. Был, но недолго. Б. Но вы же должны были увидеть актеров перед тем как уходить. А. Конечно, я их видел. Б. И сколько их было. А. Трое. Долгая пауза. А смотрит на часы. Курить хочется. Не знаете, здесь можно? Б. Нет. Каждый в меру своего разумения... А. К черту разумение. Б. Сюда приходят не для этого. А. Конечно, для того чтобы убить свое одиночество. Или попить водички. Б. Это намек? Может быть, люди хотят показать, какие они... А. Культурные? Б. Да. А. Видимо, культура нынче завязала. Б. Думаю, дымит по-прежнему. А. Дымит, говорите? (Закуривает.) Будете? Б. Нет. А. А зря. Хорошие сигареты. Б. Вы говорите так, словно предлагаете мне прочитать хорошую книгу... О ядах. А. А разница? Б. Курить, пожалуй, менее приятно. А. Что? Б (сначала тихо, потом повышая голос). Да бросьте, представьте, что после нашего разговора вы пригласили меня в свой дом. Я как вежливый гость припас парочку поленьев и табачку. Вы кидаете поленья в камин, а я раскуриваю трубку. Да, да.... Принесите еще два пледа... У нас мог бы получится разговор о политике. Или хотя бы об этой пьесе. Как считаете?.. Так вот, в зависимости от того, как вы считаете, разговор мог бы получиться как более, так и менее интересным. Конечно, длиться все это будет, пока не докурит первый из нас. Да. Как только докурит один... он, конечно, сделает это зря, но, наверняка, у него будут причины спешить... (А бросает сигарету.) Так вот, как только докурит один, разговор - к черту. Согласитесь, это все равно, что пить в одиночестве. Неловкость будет давить на меня. Таким образом, вы погрузитесь в самое искреннее мое раздражение. Но, позвольте, куда ж вам было торопиться? Какого черта, вам надо было докуривать первому? А. Дела. Важные дела. Б. Дела, стоящие отвратительного настроения? А. Можно назвать это работой. Б. Не стоило вам приглашать гостей, если вы заранее знали, что расслабиться не получится. Что-то не пойму я вас. А если бы мы решили выпить по бокалу виски? Поверьте, никто не застрахован от бокала виски в свой выходной. При этом я сильно сомневаюсь, что на одном мы бы остановились. Тем более, зная, что завтра выходной и ни на какую работу идти не надо. А. Завтра среда. Б. И вам надо идти на работу? А. Мне вообще туда ходить не надо. Б. Конечно. Вас уволили? А. Нет, я работаю дома. Б. И кем же, если не секрет? А. Я писатель Б. А работаете кем? А. Я уволился месяц назад. Б. Печально. Скажите, когда к вам приходят друзья, пропустить по стаканчику виски и выкурить по сигаре, как вы себя чувствуете? Я хочу сказать, бывает ли вам стыдно, когда они начинают свои бесконечные разговоры о работе, зарплате и все такое... Вы ведь сидите дома и пишите-пишите. Даже с друзьями уже общаться перестали... (Смотрит на А.) О чем с вами вообще можно разговаривать? Небольшая пауза. Между прочим, на вашей работе однажды произошел один... А. Заткнитесь. Б. Ну зачем же так. Все было почти как в пьесе. А. В пьесе было по-другому. Б (резко, повышая голос). Вы же ее не видели! Вы даже не знаете, сколько там было актеров, а беретесь рассуждать. Вот я вам сейчас расскажу, о чем была эта пьеса. Б достает из нагрудного кармана шариковую ручку и начинает ей размахивать. Кричит. Я вам покажу, о чем была эта пьеса! Двое встретились. Они ненавидят друг-друга. Но не сразу. Только после того, как первый начинает завидовать второму. "Почему завидовать?" - спросите вы. Потому что первый хочет во всем походить на этого идиота, не способного распорядиться своим талантом. Он знает все о нем. Он знает, где тот живет, что делает, о чем думает. И вот, он выбирает момент. Момент, когда его идиот так одинок, что не замечает практически ничего вокруг. Он знает, что такой момент ему представится. И он знает, что обязательно будет рядом. А вы не догадываетесь, почему он все это знает? Вы не знаете, почему он всегда рядом? Входит В. Б опускает ручку и в смятении смотрит на него. В (обращается к А). Ох, прости, я опоздал. А что ты здесь делаешь? Не думал, что застану тебя в фойе. А. Приветствую. Да так. Понимаешь, пьесу я твою видел уже раз пять, причем это не лучшее ее исполнение. В. Да, увы. А. Ну вот, я вышел покурить. И имел удовольствие поговорить с этим человеком. В (замечает Б, удивленно смотрит на него). Здравствуйте, уважаемый. Вы оттуда или туда? (Кивает головой в сторону правой двери.) А. Он оттуда. Вышел специально, чтобы поговорить со мной. И ты знаешь, судя по всему, он думает, что он - это я. В. Как это? А. Ну, знаешь, эта тема сейчас очень популярна. Он решил, что у меня раздвоение личности, и он - это вторая половинка моего сознания. В. Но в таком случае, я бы не смог его увидеть. А. Разумеется, вот он и стоит сейчас, ничего понять не может. Пауза. Хотя, ты знаешь, разговор получился очень интересным. Пауза. В. Слушай, извини, я тут совсем замотался. Представляешь, редакция опять не приняла мою пьесу. А. Свиньи. В. Да, не то слово. И ведь главное, они же просили меня сделать не двух персонажей, как я это люблю, а больше. Я пять дней сидел, переписывал весь сюжет. Получилось три полноценных героя. А им видите ли опять что-то не нравится... И представь себе, какие хамы. Они попросили меня рассказать вкратце, о чем она. Тут я не удержался и ушел, хлопнув дверью. Потом мотался где-то, пытался успокоиться... (Смотрит на часы.) И ты знаешь, только недавно вспомнил о том, что мы договорились здесь встретиться. А. Брось. Скучать мне тут не пришлось. В. А о чем был разговор? (С интересом смотрит на Б, отошедшего в другую часть сцены.) А. О твоей пьесе. В. Правда? (С еще большим интересом смотрит на Б.) И как? А. Что как? В. Ну, пьеса... Понравилась? А. Кому? В. Ему, разумеется. А. Не пойму я что-то, с чего она должна была ему понравится. Б (подходит, обращается к А). Не представите? А. А вы кто? В (обращается к А).Что значит, кто он? А о чем вы тут разговаривали битых... (Смотрит на часы, затем обращается к А). Сколько ты меня ждешь? Б. Разрешите представиться... А (перебивает). Не знаю, у меня часы сломались. Пауза. В (обращается к Б). А вы тоже пишите? Б. Что? В. Что вы пишите? Б (смотрит на А). То же, что и он. В (улыбается). Это что-то вроде... Хм... "Встретились двое. Они не знают друг-друга. Они мирно разговаривают. Потом нарастает конфликт. Конфликт, перетекающий в столкновение. Молчание. Занавес." Б. Да. А. Нет. Пауза. В достает сигарету. Закуривает. В (Обращается к А). Вот скажи. Где мы сейчас? А. Дурацкий вопрос. В. Нет, ты скажи. А. Не люблю очевидных ответов. Они-то и приводят к безвыходным положениям. Б. В театре. В. Так. Насколько я понимаю, в театре можно находиться в двух качествах. А. К черту твои противоположности. В. Зрители и актеры. А. И? В (обращается к обоим). А вы кто сейчас? Долгая пауза. Б. А вы? Пауза. В. Вопрос довольно сложный. Во-первых, я автор. То есть тот человек, который послужил двигателем всего этого процесса. То есть, представьте себе, сидит такой человек у себя дома, марает листы бумаги и создает некоторый процесс. То есть действие, которое первоначально заключается в самую свою статичную форму. Второй этап - это театральная постановка, здесь действие подхватывают актеры. Третий этап - передача эстафеты зрителю и погружение действия в его фантазию и его фантазии в действие. Этот процесс во многом схож с процессом создания самого текста пьесы, и, можно считать, что круг на этом замыкается, и зритель в той или иной степени сам становится автором. Вопрос в том, может ли... Пауза. Смотрит на