В первый раз я приехал к старцу, когда мне было лет тридцать. О многом
беседовали. Речь зашла о новоначальных. Монах сказал:
Жил себе человек... Как получалось. Вдруг уверовал. Крестился ли. На то
Таинство. В церковь ли пришел, да уходить не хочет. Благодать осенила.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу! Удивляется: "Как раньше существовал?
Как мне хорошо, да легко!" Беспокоится. Не должно, вроде, легко-то быть:
"От дней же Иоанна Крестителя до ныне Царство Небесное силою
берется, и прилагающие усилие восхищают его". К чему стремиться?
К непосильным трудам? На всё готов христианин ради спасения. Но
сколько ни усердствуй, Небеса не завоюешь. Они сами в плен берут.
Слушай опытных. Постепенно изменишься. Не вдруг, но поймешь: там, где
горечь, гнездятся твои недостатки. Тогда усилия в радость приложатся.
Сказано: "Входите тесными вратами: широкие врата и
пространный путь ведут в погибель, и многие идут ими; тесные
врата и узкий путь ведут в жизнь, и немногие находят их". Но врат-
то не видно. Молись: "Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете;
стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, ищущий
находит, и стучащему отворяют". Почему же Иисус Христос - Спас? - путь указал нам: "Не заботьтесь и не
говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все
приложится вам". И ещё: "Придите ко Мне все труждающиеся и
обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и
научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете
покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко". Что же объясним ищущим? "Царство Небесное внутри нас есть".
Надо верить в Бога, надеяться на Бога, любить Бога. Как сего достичь? Да
просто! "Кто любит Меня, заповеди Мои выполняет". В Катехизисе
начертано: "Для благоугождения Богу и для спасения души нужны, во-
первых, познание Истинного Бога и правая вера в Него; во-вторых,
жизнь по вере и добрые дела". Что есть жизнь по вере? А добрые дела?
- да такие, которые Сам Бог Заповедями Своими определил и твоими
руками производить изволит. Апостол Павел о том не умалчивает: "Ибо
мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела,
которые Бог предназначил нам исполнять". И Серафим поясняет: "Стяжайте благодать Духа Святого всеми Христа
ради добродетелями, торгуйте ими духовно, торгуйте теми из них,
которые вам больший прибыток дают. Вот я расскажу про себя,
убогого Серафима: родом я из курских купцов. Мы торговали товаром,
который нам больше барыша приносил. Так и поступайте в жизни
христианской: не в том сила, чтобы только молиться или другое
какое доброе дело делать. Дело наше состоит не в увеличении счета
добрых дел, служащих только средствами, но в извлечении из них
большей выгоды, т. е. в вящем приобретении даров Духа Святого". Не противодействуй воли Бога. Верь во Христа. Твоя задача за Него
ухватиться и не отпускать. А как это сделать, Церковь Православная учит.
И наставляет в правой вере. Святой Дух подарил тебе таланты, Отцом
определённые. Главный из них - вера. Трудно нам, в грех обличённым,
понять суть. На то и поставлен духовник, чтоб направить. Пусть посмотрит
на себя человек: "Чем ты живёшь?" - чувствами. А чувства у тебя
подчинены телу. От животных, чем отличаешься? Тем, что душа наделена
от Бога разумом. Так подчини его, разум, Господу! А вот теперь попробуй
слушаться разума, живи по вере. Ох, как нелегко обуздать чувства! Хотя
мы все считаем себя рационалистами. Нет и нет! - мы распущены. А вот
если, с помощью Создателя: молитвой, постом, воздержанием, не только
собственной волей, но и ей, покоришь себе чувства, то и тело через них
станет внимать разуму, а значит, Творцу. И воля твоя, человеческая,
сольётся с волей Триединого: "Да будет воля Твоя!" Не моя.
Как не влететь в сверхупование? На Бога надейся, а сам не плошай: спеши
творить добро! Как? Так, как сказано. И будет это тогда "ради Бога".
Экклезиаст вопиет, что иначе получается "суета и зло великое!" Чтобы
ты не измыслил добром. Почему так? Потому, как истина во Христе. Он и
есть Истина. Только Он научит добру. Видишь, труды наши - в
преодолении суеты. Она привычна, и отдирать её от себя невыносимо
больно.
В миру забот больше, чем в монастыре, хотя и тут свои причуды. Помнить
надо: "В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не
возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах
возвратишься". Больше скажу: Славь Его за трудности. Это -
вразумления, учёба. А бесы нас суетой искушают. По попущению Божьему,
чтобы мы их посрамили, возвысились духовно, преодолевая сети, ими
расставленные. Златоуст так молиться учит: "Отрицаюсь тебе, сатана,
гордыне твоей и служению тебе, и сочетаюсь Тебе, Христе, во имя
Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь". Даже в аду сознание твое, индивидуальность никуда не денутся. Но о
пекле никто не мечтает. Говорят, сейчас много развелось неверующих ни в
Бога, ни в дьявола. В себе уверены. Только на двух стульях не усидишь.
Провалишься. Земное бытие определяет, куда попадёшь. Хочешь быть со
Христом? "Отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною". Последние времена не вчера начались, а когда Праведника распяли. По
различному люди к Богу приходят. Необычные случаи бывают. Кто-то
быстро зрелость духовную обретает. Опасно это, но не для всех. Апостол
Павел Откровение имел, слепым себя ощутил, потом крестился и прозрел.
Разбойник на кресте Свет увидел и Рай улучил. Сколько людей, столько
путей. Крещение - личная Пятидесятница. Возразишь: в первые века
любыми, даже ангельскими языками говорили, пророчествовали, а сейчас
того нет. Позволь спросить: разве Бог изменился? Нет. Люди другими
стали? Да. Во многом. Но Господь сказал: "Не бойся, малое стадо! ибо
Отец ваш благоволил дать вам Царство". Верных всегда немного.
"Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство
Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного". И насчет даров Духа Святого не беспокойся. Вот бывает: человек - иерей.
Это святость данная. А если личная святость с ней соизмерима станет?