Храпов Владимир Викторович : другие произведения.

Григорий Палама (популярное богословие)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О естестве и энергиях Бога



ГРИГОРИЙ ПАЛАМА (популярное богословие)

Некто предстал Пимену и толковал о высоком. Авва молчал. Старца спросили: "Почему ты не ответил?" Тот вздохнул: "Он вещает небесное, а я твержу о земном".

Константин (К): Отец Григорий прояснил небесное. Как совместить высокое с земным?
Александр (А): Надо бы отвечать словами его творений.

Через неделю. В гостях у Константина.
А: Представь: вселенная, но не во мраке, а пронизанная золотистыми лучами. Мчатся галактики, звезды, туманности. Вот Земля, внедряемся в нее, постепенно различаем крупные молекулы. Вдруг все исчезает. Мы в микромире (фон тот же). Смотри! Частицы - это клубочки полей, а материя - сгусток разряженного... ничего.
Боже! Что происходит?
Медленно проявляется икона человека в облачениях епископа.
- Господи Иисусе Христе, слава Тебе! Гость превратился в монаха, пригладил волосы.
К: Вы Григорий Палама? Но ведь до сих пор все происходило в нашем воображении...
- Да. Здравствуйте. Вы слишком увлеклись. Итак, в чем затруднение?
А: Добрый день... Как изложить суть Вашего богословия и соотнести вышнее с земным?
- "Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа". Какова цель жизни? - стяжание благодати Святого Духа: "Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии".
А: ... Вы ответили на вопрос.
- Конечно же, нет. В 4 веке Аэций (столп аномейства, противник единосущия) изыскав логический метод, заявлял, что знает Бога так, как не знает себя. Его приемник Евномий проповедовал, что можно выразить Божественную Сущность понятиями, в которых Она открывается миру. А цель и содержание веры заключаются в процессе поиска и осмысления Божественных имен. Критика указанных измышлений и разработка (не создание: подобные представления бытовали с первых веков) учения о непостижимости Бога в Сущности и познаваемости Его в действиях принадлежит Великим Каппадокийцам.

Григорий Богослов: "Бог будет ограничен, если охватывается мыслью";

Василий Великий: "Мы познаем Бога в действиях (энергиях), не касаясь Тайн Природы";

Григорий Нисский: "Постигнуть Сущность разум не может, но осознает действия Божии".

Вслед за названными святыми спор блистательно завершил Иоанн Златоуст. Пресвятая Троица обладает единым действием.
А: Батюшка, почему же говорится: благодать Святого Духа?
- Бог Един по Существу, и Троичен в Лицах. Троица Единосущная и Нераздельная. Но Создателю угодно, дабы действие, низводимое Им на тварь, имело другой вневременной образ откровения: от Отца исходило, чрез Сына простиралось и совершалось Духом Святым. Благодать усваивается человеком силою Святого Духа.
А: Мне не было дано даже задуматься над этим.
- Молитесь. Трезвитесь. И Бог даст нерассеяную молитву, пост и радость несения креста.
К: Вы не сказали о Вашем вкладе.
- Об этом расскажете вы. Отмечу лишь: после слов Апостола Петра о том, что нам обетовано стать "причастниками Божеского естества", нет сомнений в реальности соединения с Богом. Таким образом, битва за догматы, ведомая Церковью, есть сражение с князем мира, уводящим в сторону даже от мысли о дарованной нам возможности обожиться. Прощайте.

И пропал. Мы, как сироты, остались одни.

В комнату заглянула дочка Константина, держа детскую Библию.
- Папа, смотри, что мне подарили! Она устроилась на коленях "дяди Саши" и спросила, любуясь иконой Вседержителя:
- Это Бог?
А: Да.
Малышка открыла страницу с изображением Николая Мирликийского:
- Это Бог?
А: Нет, это угодник.
- А почему у них кружочки одинаковые?
А: Какие кружочки?
- Вокруг головы.
К: Это Сияние Славы - знак святости.
- Ой! Меня мама зовет! Девочка убегает.
Жена Константина:
- Чай пить будите?
К: Посиди с нами. Мы пытаемся осмыслить гносеологию Паламы.
- В календаре написано, что 1000 лет после Евномия подобных прений не возникало. В 14 веке Варлаам инициировал новое несогласие. Оказывается, еще не была определена природа энергий. Извините, мне ребенка кормить надо. Она вышла.

В шкафу чихнули. Дверца отворилась, оттуда выпал мужчина и ... апчхи!
К: Кто там?
- Варлаам. В шкафу схоронился, чтоб не мешать, да запутался.
А: Какой Варлаам?
- Тот самый и есть: вражина.
А: Присаживайтесь, пожалуйста.
- Разве я не верю? У исихастов главное - созерцания в молитве. Григорий видел Фаворский Свет. А я считаю энергии тварными, убеждал, и продолжаю настаивать, что Бог общается с нами созданными символами, и познать Его нельзя.
К: Вы учились на Западе ...
- Я ушел от католиков. Но с чем столкнулся в Православии? С "духовидцами", поклоняющимися воздушным бликам? Каюсь, с тех пор, как Григорий встал на защиту своего личного опыта, он претерпел (не без моего старания) обвинения в ереси, темницу, рабство. Восточная Церковь, боготворящая мучеников, на Соборах 1341, 1347, 1351 годов одобрила его учение. Его объявили чудотворцем. При жизни-то! Я перешел в католичество. Но за искренние убеждения Бог не судит. Истина многогранна, молодые люди! Надо мыслить шире и глубже.
К: Святитель писал, что не отгораживается Бог от нас, смердящих грехами, так, что ангелам тошно. Но нисходит к людям Своими энергиями, которые и есть Бог, а если не так, "То какая нужда во Христе, Его пришествии и Крестных страданиях?" Где Варлаам?
А: Исчез. Не нравится он мне. Апостол Павел взывал: "Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден".
Комнату наполнил голос:
- Остерегайтесь прелести. Помните: истина во Христе. В двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно познаваемого. Человечество Христа - это с самого момента воплощения обоженная, пронизанная Божественными энергиями человеческая природа.
К: Благодарим, отец Григорий. Ты доказал: энергия нетварна. Она исходит из Сущности, и от нее не отделяется. Энергия - это Сам Бог: образ бытия Бога вне Сущности. Сущность позволяет только единственное число. Энергия - допускает множественное. Сущность невыразима, энергии - именуемы. Различение в Боге Сущности и энергии не противоречит простоте Божества. Причастность Богу есть приобщенность Его энергии, но не Сущности. Это догмат. Тот, кто отвергнет его, не может оставаться православным.



 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"