70 Лет - иммунитет заканчивается ...
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
Татьяна Хруцкая
70 ЛЕТ - ИММУНИТЕТ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ...
Санкт-Петербург
2015 год
ИММУНИТЕТ - освобождение от чего-либо; невосприимчивость организма по отношению к возбудителям болезней или определённым ядам; в средние века - пожалование феодалу судебных, финансовых и административных прав на определённой территории; изъятие из-под действия некоторых законов, делаемое для лиц, занимающих особое положение в государстве; иммунитет депутата - неприкосновенность личности члена законодательного органа, состоящая в том, что он не может быть подвергнут аресту или привлечён к судебной ответственности без согласия законодательного органа; дипломатический иммунитет - неприкосновенность личности дипломатического представителя и неприкосновенность занимаемого им помещения; предоставленное кому-нибудь исключительное право не подчиняться некоторым общим законам.
70 лет (1917 - 1987 годы) - закончился иммунитет Советского Союза.
СССР - Союз Советских Социалистических республик - Первое Народное Государство в мире...
И на смену социализма пришёл жестокий, дикий, алчный, лихой капитализм...
70 лет (1945 - 2015 годы) - заканчивается иммунитет Великой Победы в Великой Отечественной войне. 70 лет назад советский солдат спас мир от фашизма. А сегодня радикальный национализм, агрессивный, безжалостный, жестокий снова зашагал по Европе с факелами, лозунгами и речёвками...
70 лет (1945 - 2015 годы) - заканчивается иммунитет Организации Объединённых наций (ООН)... Не удалось остановить войны на Земле...
70 лет (1945 - 2015 годы) - заканчивается иммунитет человека. Уходит из жизни Поколение Победителей в Великой Отечественной войне, стареет и постепенно уходит поколение, рождённое Победителями... Советские люди. Прожита долгая, достойная жизнь...
И на смену им пришли жадные, алчные, бесчестные, бессовестные потребители...
Юбилей - юбилейный год, празднование годовщины деятельности какого-либо лица, учреждения или годовщины какого-либо события.
Юбилей - это момент гордости, момент памяти, момент размышлений, это и взгляд в будущее...
70 ЛЕТ (1917 - 1987 годы) - ЗАКОНЧИЛСЯ ИММУНИТЕТ СОВЕТСКОГО СОЮЗА.
СССР - Союз Советских Социалистических Республик - Первое Народное Государство в мире... И его разрушили... Сегодняшняя Россия - это осколок Империи, которой уже нет...
70 лет социализм являлся национальным путём нашего развития...
1987 год... Перестройка, гласность, "новое мышление"... и Юбилей... Тогда мы ещё не представляли себе, что игры в "демократию" закончатся развалом огромной страны...
"Юбилей - это момент гордости, момент памяти, момент размышлений, это и взгляд в будущее.
Подход советских людей к нынешнему празднику - это подход, проникнутый пониманием величия свершённого, но и ответственности за его будущее, масштаба и значения текущих задач перестройки.
Да, советские люди гордятся свершённым. Они помнят свою историю: её взлёты и драмы, подвиги и поражения, героизм и трагедии. История - постоянный стимул размышлять, думать, советоваться с опытом и собственным разумом, чётко видеть, чего требует сама судьба социализма, а что отвергается принципиально и навсегда.
Сегодня мы с особой тщательностью соизмеряем каждый свой шаг с целями, идеалами революции. Ищем и находим в Октябрьских днях, в Ленинском наследии и прочную духовную опору, и поучительные уроки.
У советского народа много оснований для гордости и в материальной сфере, и в социальной, политической, духовной областях. Отсталая страна, более трёх четвертей населения которой были неграмотны, где голод масс был нормой, стала современным государством. Из нищеты и забитости она вырвалась к культуре, образованию, обществу широких и равных возможностей для каждого человека.
Но далось это во всех отношениях очень трудно. Если говорить об особенно важных чертах, характеризующих строительство социалистического общества, надо особенно выделить следующее.
Уровень, с которого начинали, - во всех его измерениях, особенно если сравнить масштабы проблем, которые предстояло решить, и те реальные ресурсы и возможности, которые были у молодой Страны Советов... Огромная диспропорция между первым и вторым потребовала предельной консолидации физических, моральных, душевных сил...
Неоспоримый факт, что после революции мы стали чужой птицей в стае, единственной страной социализма во враждебном капиталистическом окружении. Нас норовили заклевать, если удастся - до смерти. Мы помним об этом. Наша память не только продолжает жечь, но вновь и вновь возвращается к тому, какое безмерное горе и страдания, материальные потери принесли нам вмешательства извне. Дорого всё это обошлось нашему народу: иностранная интервенция в гражданскую войну, война с фашизмом, холодная война, гонка вооружений. Но не беды или обиды движут нами, когда мы говорим, что ситуация "осаждённой крепости" тормозила наше движение и материально, и духовно. Мы просто напоминаем, что и это сумели преодолеть верой в правоту нашего дела, трудом народа, сумевшего превозмочь тяжелейшие трудности, выдержать самые сложные испытания.
Стратегический паритет, который Советский Союз буквально вырвал у истории, создаёт новые условия и тем самым формирует новую психологию, позволяющую по-иному взглянуть на мир. Наступила совершенно другая эпоха, в которую движение к безъядерному, ненасильственному миру - вполне реальная альтернатива. И мы видим, что новое мышление пробивает толщу предрассудков эпохи войн и оружия.
Революции всегда вызывают небывалый подъём человеческого духа, романтику социального обновления, нравственные бунты против старого общества.
Октябрьская революция - вершина освободительных устремлений многих поколений. Но победоносная революция должна искать и находить пути осуществления новых нравственных ценностей, общественных идеалов в реальной жизни. А это - дело непростое. Первопроходческий путь всегда таит неожиданности. Творчество и консерватизм, ошибки и озарения, широчайшая инициатива и равнодушие, самопожертвование и мелкобуржуазные выбросы, взлёты духа и человеческие трагедии - всё это жизнь, особенно ярко и бурно проявляющая себя в эпохи крутых революционных перемен.
Мы уверены в верности своего исторического выбора, знаем свои возможности и потому честно смотрим в лицо любой правде, любым испытаниям.
То, что мы столь пристально вглядываемся сейчас в нашу непростую историю, - закономерно. Для перестройки требуется точное знание, а не слабеющая память. И тут одинаково неприемлемы, как разрушающий нигилизм, так и кичливость неведением.
Истоки, причины и последствия исторических событий и действий личностей... Бесспорные достижения, которыми отмечен наш путь и явления, на которых лежит горькая печать трагичности. События, порождённые беспринципной борьбой за власть и преступления на почве злоупотребления властью...
Мы не судим прошлое - ни давнее, ни близкое. Всё лучшее, что есть в нас сегодня, восходит к прошлому - его труду и героизму. Но и всё то, что мы хотели бы изменить, перестроить, питается тоже прошлым. И потому мы стремимся постичь историю, анализируем её, идём вглубь в её понимании. Делаем это не ради удовлетворения праздного любопытства, но ради дня сегодняшнего и завтрашнего, ради дел предстоящих, для того чтобы лучше представить себе и природу проблем, с которыми сталкиваемся, и пути решения стоящих задач, пути выхода на ускорение социально-экономического развития общества.
Очернить историю можно только ложью, правда её возвышает. Но подлинная правда требует особого уважения, бережного отношения, ибо она связана с судьбами людей, их жизнью и надеждами, их трудом и подвигами.
Социализм - непрерывно развивающееся общество, непрерывное восхождение по лестнице исторического и социального прогресса. И каждая "ступенька" на этой лестнице имеет свою специфику, решает свои задачи.
Полная реализация всех тех возможностей нашего строя, которые должны не просто "служить человеку" в потребительском смысле слова, но поднимать его, помогать ему становиться совершеннее, духовно богаче. Гуманистическое видение социализма - это, прежде всего, этика активного, преобразующего отношения к жизни.
Демократизация - в социалистическом понимании - это создание безотказного, эффективного канала воздействия каждого человека на жизнь общества, утверждение человека как хозяина своего завода, учреждения, района, города - всей страны. Подлинная демократия - это система отношений, когда человек и коллектив сами создают богатства во всех их видах - и в материальном, и в духовном, сами распоряжаются этими богатствами, сами распределяют их. Не политика, хотя и происходит восторженная игра в выборы президентов и премьеров. Для нас демократия - это возможность масс влиять на политику, творить её в интересах народа и мира. Именно в этом, а не только в тех или иных внешних формах и проявлениях заключается истинная суть реальной демократии и демократизации. Демократизация - душа перестройки. Культура демократии должна пронизывать все общественные отношения. Она неотделима от культуры общества - политической, экономической, общей. Мы - за разнообразие общественного мнения, за конструктивные и свободные дискуссии и споры. За открытую постановку любых, самых сложных и противоречивых проблем общественного развития.
Неотъемлемая часть, условие перестройки - обогащение духовной культуры. Она не украшение, но катализатор динамичности, фактор социальной прочности, сфера жизнеобеспечения общества.
Культурная политика в условиях перестройки - это и культура гласности, и всемерная поддержка самостоятельности, самодеятельности трудящихся. Это признание особой ценности интеллектуального труда, развитие гражданственности и социальной ответственности. Необходима честная и открытая состязательность в любой творческой области, будь то наука или искусство. Нужны смелые мысли, острые гипотезы, нестандартные решения, неприевшиеся образы. Нужны люди, искренне и честно озабоченные самыми сложными вопросами бытия. Всё это в совокупности есть неоспоримые и ясные признаки открытого, свободного общества, демократического по существу, а не игре личных или групповых интересов, отягощаемых соображениями корысти или материального обогащения.
Особое внимание нужно обратить на условия существования человечества в современной обстановке, когда мир становится всё взаимосвязаннее, целостнее, теснее. Мы никогда не отделяли своей судьбы от исторических путей мирового развития в целом. Наш ответ на реалии сегодняшнего мира - новое политическое мышление. Этот вывод-призыв адресуется не только к другим, мы относим его и к себе. Ленинская идея приоритета общечеловеческих интересов - не отвлечённая философская категория, а реальность нашего времени. Эти интересы требуют, прежде всего, выживания рода людского.
Общечеловеческие интересы требуют отказа от той исторически сложившейся практики, когда прогресс стран и народов, и без того дающийся очень нелегко и непросто, тормозится, отбрасывается назад практически непрерывными войнами с их разрушениями, страданиями и одичанием. Они требуют перехода к новой организации международной жизни, когда баланс силы, неизбежно связанный с неприемлемым риском военных столкновений, вытеснялся бы балансом интересов, построенным на разумных, рациональных началах.
Общечеловеческие интересы требуют и того, чтобы были осознаны небезграничность, конечность всех ресурсов планеты - идёт ли речь о её природных богатствах или же об экологическом равновесии. С тем, чтобы за этим осознанием последовало экономическое, научно-техническое, вообще материальное сотрудничество народов и государств, не омрачаемое оскорбительными ограничениями, санкциями, бойкотами, наказываниями, эмбарго и т.д. Отсутствие такого сотрудничества сегодня - одна из причин многих кризисных явлений на планете.
Мы не идеалисты. Мы видим все проблемы, противоречия, даже пропасти, разделяющие сегодня мир. Мы понимаем, что дорога к безъядерному, ненасильственному миру не будет ни простой, ни гладкой.
Сможет ли империализм трезво воспринять сложившуюся новую обстановку, обуздать свою природу и перейти от военно-силовых принципов к политическим? В состоянии ли капитализм, его экономика обойтись без милитаристского наркотика? Может ли капиталистическая система жить без неоколониалистской эксплуатации народов развивающихся стран? Ответить на эти вопросы сумеет только время. Мы рассматриваем новое мышление как обращение к здравому смыслу человечества, как призыв руководствоваться разумом.
Социальный прогресс давался только там и тогда, где и когда думали, прежде всего, о человеке, а не о тех или иных, даже самых важных, отдельных символах его бытия. Иного пути, кроме всеобъемлющей системы безопасности, у человечества просто нет. Но сам собой такой мир не придёт. При всех различиях современного мира - социально-экономических, классовых, культурных, религиозных, иных - возможно сотрудничество всех, кто действительно заинтересован в избавлении мира от ядерной угрозы, в приумножении возможностей для прогресса на нашей планете.
Впереди у нас много непростых дел. Опыт не одной только нашей революции подтверждает: не каждому дано увидеть в революционное время частицу нового, оценить, взлелеять свежий росток. Немало и тех, кто просто страшится нового, непривычного, пугается сам, а ещё больше пугает других его возможными или воображаемыми издержками. Консерватизм - тоже естественная сторона жизни. Но не он определяет путь в будущее. Политический, экономический, нравственный оптимизм рождается от открытого, познающего и преобразующего подхода к жизни, её проблемам, от реалистической уверенности в своих силах.
Такая уверенность у нас есть. Она восходит ко всей нашей истории. Истории трудной, но мужественной, продуктивной, вдохновляющей и результатами, и перспективами"...
"Великий Октябрь и исторические судьбы нашей Родины... Революции, оставившие глубокий след в истории человечества, были вызваны к жизни не только потребностями общественного развития тех стран, где они произошли, но и мирового развития в целом. Великая Октябрьская Социалистическая Революция... В начале 20-го века, когда во всемирном масштабе назрела задача перехода от капитализма к социализму, именно Октябрь полнее всего выразил её, открыв эпоху революционного переустройства мира на новых, социалистических началах. Вместе с тем Октябрьская Революция имела глубокие корни в российской действительности и отвечала национальным интересам и потребностям народов России. Её непреходящее значение состоит в том, что она неразрывно связала социализм с историческими судьбами нашей Родины. 70 лет социализм являлся национальным путём нашего развития.
В нашем сознании, наших чувствах Октябрь - это предмет наивысшей национальной гордости советских людей. Революция стала беспримерным взлётом исторического творчества масс, звёздным часом победившего народа, сбросившего ярмо капиталистической и помещичьей эксплуатации.
Октябрьская революция начала с того, что выправила гибельный для нашей страны и, казалось, неотвратимый ход событий - спасла Россию от национальной катастрофы. Пришедшая в феврале 1917 года к власти буржуазия, руководствуясь узко классовыми, корыстными интересами, не только продолжала ненавистную народу войну, но и своей политикой усугубляла порождённую войной хозяйственную разруху, сознательно толкала страну в пропасть катастрофы, надеясь, что экономический крах "образумит" народ и предотвратит пролетарскую революцию. В то же время военные поражения, подорвав военно-оборонный потенциал России, сделали реальной опасность утраты ею национальной самостоятельности и территориальной целостности. Владимир Ильич Ленин едва ли не первым увидел эту опасность, указав, что России угрожает раздел и удушение гигантами-империалистами.
Октябрьская Революция, свергнув буржуазию, вернула нашей Родине статус Великой Державы Мира, наполнив его новым социальным содержанием и позднее, когда белогвардейцы оптом и в розницу распродали её иностранным империалистам, именно партия коммунистов и Советская власть предстали в глазах народных масс как стойкие защитники национальных интересов и прав народов России, её государственного суверенитета и единства.
Одной из первоочередных общенациональных задач революции была ликвидация отсталости... Низкий уровень жизни, бедность и нищета населения... Культурная отсталость... Взрослое население перед революцией было на три четверти неграмотным...
Октябрьская революция смело, решительно и быстро, как никакая другая революция в мировой истории, очистила страну от средневекового хлама... Одним ударом она освободила многомиллионные крестьянские массы от помещичьей кабалы. Были ликвидированы также сословность, привилегированное положение церкви, неравноправие женщин...
Октябрьская революция как бы переключила скорости в общественном развитии страны, наглядно показав, что в социализме заложены гигантские силы и возможности ускорения социального, экономического и культурного прогресса. Советский народ под руководством Коммунистической партии, преодолев невероятные трудности и лишения, ещё в середине 1920-х годов покончил с последствиями хозяйственной разрухи. Уже к концу первой пятилетки по уровню промышленного производства Советский Союз занял 1-е место в Европе и 2-е место в мире. Наша страна в кратчайшие исторические сроки вышла на такие рубежи, которых страны Запада достигли за многие десятилетия и даже века. В деревне на смену мелкому и раздробленному крестьянскому хозяйству пришло крупное социалистическое производство. Культурная революция позволила ликвидировать неграмотность большинства населения, подготовить кадры новой, советской интеллигенции, создать сплошной фронт науки.
Октябрьская революция означала коренной перелом в жизни каждого из народов России, создав им материальные, социальные и политические условия для национального возрождения и развития на основе равенства, свободы и добровольного братского сотрудничества в составе единого союзного государства. Застав народы нашей страны на различных ступенях экономического и культурного прогресса, социализм обеспечил выравнивание уровней их развития, фактическое равенство наций и народностей во всех сферах жизни общества, расцвет культуры - национальной по форме и социалистической по содержанию.
В ходе социалистических преобразований исторические перемены произошли и в области морали и социальной психологии людей. Взамен буржуазной и мелкобуржуазной морали и мещанской психологии в советском обществе утверждались и пустили и пустили глубокие корни (впрочем, как оказалось, не глубокие) новые социалистические принципы гуманизма, коллективизма и товарищеской взаимопомощи.
Превратив нашу Родину в передовое и могучее государство, социализм в корне изменил её положение и роль на международной арене. Если в первой мировой войне буржуазно-помещичья Россия выступала как прислужница западных союзников, то во второй - Советский Союз являлся ведущей силой антигитлеровской коалиции и внёс решающий вклад в победоносный исход войны. Именно социализм придал нашей стране такую непреоборимую мощь и устойчивость, о которые разбились попытки ударного отряда мировой империалистической реакции - гитлеровской Германии - взять социальный реванш и поработить советский народ. В годы Великой Отечественной войны в сознании советских людей судьбы Родины и судьбы социализма слились воедино, и это стало одним из идейных источников советского патриотизма и массового героизма.
Октябрьская революция политически, материально, духовно и морально обновила нашу страну. Эти всемирно-исторического значения сдвиги стали возможны потому, что она привела в движение громадный созидательный потенциал народных масс, пробудила в них жажду строительства и самостоятельного творчества. Люди впервые почувствовали свою сопричастность к "деланию" Истории. Отсюда необычайный по массовости и искренности революционный энтузиазм и трудовой пафос 1920-1930-х годов. Поступки и действия отдельных лиц и целых коллективов оценивались по высшему для того времени критерию: их соответствию или несоответствию интересам революции и социализма"...
Высокая идейно-нравственная атмосфера - вот тот живительный исток, который сегодня столь необходим для нравственного оздоровления нашего общества!
"70 лет для истории - совсем небольшой срок, поэтому социализм, хотя и успел продемонстрировать свою созидательную мощь и неоспоримые преимущества перед капитализмом, не смог развернуть в полной мере свои творческие возможности...
За 70 лет Советской власти наша страна добилась гигантских результатов. Разительные перемены произошли во всех сферах народного хозяйства и народного благосостояния. Ушли в прошлое безработица, бедность и нищета трудящихся. Страна Советов превратилась в крупнейший самостоятельный мировой центр научно-технического и культурного прогресса. По любым меркам эти результаты нельзя оценить иначе, как невиданный ранее скачок в развитии производительных сил и культуры. Такова историческая правда о достижениях социализма в СССР"...
Страницы Истории... Дайджест прессы 1987 года...
"Весной 1917 года Владимир Ильич Ленин, вернувшись в Россию, выступил со знаменитыми Апрельскими тезисами, в которых был намечен курс на перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую. В канун Октября Ленин обосновал необходимость вооружённой борьбы...
В ЦК партии не было единства... Были сторонники вооружённого восстания, некоторые выступали резко против, и были, занимающие колеблющуюся позицию. Важно знать мотивы оппонентов Ленина. Они разнообразны. Некоторые были против восстания, считая, что страна не готова к решительным революционным переменам, что, начав восстание, большевики проиграют. Некоторые считали, что захват власти следует проводить в легальных формах, используя съезд Советов. Отсюда стремление оттянуть время до открытия съезда. Противники вооружённого восстания приводили разные аргументы: огромная отсталая страна не готова к революции, а если мы спровоцируем генералов, будет пролито много крови, нельзя забывать об июльских жестоких днях...
Ленин прекрасно понимал реальность опасностей. Однако он лучше других видел, что наступил благоприятный момент для решительных действий. Февральская революция провозгласила лозунги: "Мир, хлеб, свобода!" За минувшие месяцы не был осуществлён ни один из них. Свобода умирать от голода или от пули, то есть без хлеба и без мира, - это не свобода. Расстановка сил в обществе, характер общественных настроений, положение в Советах, в армейских подразделениях, слабость и разобщённость политических противников - всё это убеждало Ленина в том, что создалась ситуация в своём роде уникальная, когда можно взять власть с минимальными жертвами. Надо было действовать немедленно.
Ленин говорил, что успех революции нельзя ставить в зависимость от колеблющегося большинства. Оставалось неясным, будут ли большевики на съезде в большинстве. Накануне съезда большевистских делегатов было зарегистрировано 300 из 670. Именно поэтому Ленин считал, что нельзя ставить судьбу революции на карту, делать её зависимой от нескольких голосов "за" или "против". Это авантюра...
Всё время мешала иллюзия парламентского решения острейших социальных противоречий. Ленин доказывал, что если большевики начнут отставать от хода событий, события могут их опередить. Топтание лидеров на месте может вызвать разочарование в массах, потому что массы хотят реальных изменений. Одни только разговоры, политиканство вместо политики способны оттолкнуть людей. И жизнь показывала, что он прав. К большевикам не раз приходили рабочие, солдаты и спрашивали: "Вы будете выступать или нет? Если не будете, мы без вас выступим". Ленин постоянно обращал внимание на способность лидеров партии учитывать настроение масс, интересы народа...
Восстание оттягивалось и было осуществлено, вероятно, на пределе сроков, отпущенных ему историей...
Зная все подробности, сложности и противоречия, с которыми сталкивался Ленин, мы способны в полной мере оценить его роль в подготовке и свершении Октября, его личное мужество...
24 октября Ленин понял, что в Смольном возобладала тактика ожидания съезда. Именно после этого он пишет своё знаменитое письмо с призывом к восстанию... Поздно вечером Ленин выходит с конспиративной квартиры и отправляется в Смольный... Машина восстания завертелась по-настоящему...
В каждой революции есть такие моменты, когда сталкиваются две точки зрения: одна - вперёд, не упускать момента; другая - постепенность, колебания: а вдруг возникнет лучшая ситуация, то есть топтание на месте. А в революции шаг на месте - четыре шага назад, упущенные возможности, поражение, гибель. И наоборот: решимость идти до конца, противостоять неблагоприятным обстоятельствам, страхам несёт победу. Октябрь семнадцатого всегда останется для нас примером умения идти до конца и необходимостью это делать...
Зимний брали в ночь со вторника на среду, с 25 на 26 октября. "2 часа 4 минуты был взят Зимний дворец, 6 человек убито - Павловцев"... Почти бескровным оказалось вооружённое восстание...
Закончилась вторая ночь, проведённая Лениным в Смольном... А сна нет... Пишет проекты законов, по которым жить России. Революционер, ниспровергатель устоев и основ, разрушитель старого мира становится созидателем нового - мы свой, мы новый мир построим...
Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Вечер 26 октября. Принимаются декреты о мире, о земле. В 2 часа 30 минут стали обсуждать состав правительства. Все его 15 кандидатов были от партии большевиков. Сотрудничать с буржуазными партиями - меньшевиками, правыми эсерами - представлялось бессмысленным. "Не для того бралась власть, устраивалась революция, чтобы впрячь в советскую телегу лебедя, щуку и рака, создать правительство, неспособное спеться, сдвинуться с места". Первое Советское правительство было однородным, однопартийным - большевистским...
"Образовать для управления страной, впредь до созыва Учредительного собрания временное рабочее и крестьянское правительство, которое будет именоваться Советом Народных Комиссаров..."
Председатель Совета - Владимир Ульянов (Ленин)...
Вчерашние подпольщики, нелегалы, политкаторжане становились наркомами, особыми уполномоченными, чрезвычайными комиссарами...
"Среди нас было много прекраснейших, высококвалифицированных работников, было много преданнейших революционеров, исколесивших Россию по всем направлениям, в кандалах прошедших от Петербурга, Варшавы, Москвы весь крестный путь до Якутии, Верхоянска, но всем надо было ещё учиться управлять государством..."
Многое можно сказать о людях, которых называли героями и мучениками революции...
Они не умели управлять государством, но в каждом своём решении руководствовались единственным - своими представлениями об интересах рабочих и крестьян. Иной подход восприняли бы как предательство по отношению к самому себе, смыслу своей жизни.
Все они и не раз ошибались. Бывало и с Лениным - Владимир Ильич никогда этого не скрывал...
Так в комнате номер 36 Смольного родилось новое рабочее правительство и новое название... "Народный комиссар"... В этом понятии виделось естественное продолжение революции, слышался голос Парижской коммуны 1871 года - исторического прообраза создающегося теперь государства...
"Очередные задачи Советской власти": социалистическое строительство находится ещё на нулевом цикле, и речь идёт по сути, о всём укладе жизни, о том, как Россией управлять, общенародный лозунг момента "Учиться работать!"...
Задумайтесь, попробуйте подсчитать или хотя бы представить себе - сколько тысяч или миллионов людей в первые же дни Советской власти оказались втянутыми в управление государством. Получили право решать и действовать...
За восемь месяцев со времени Февральской революции до Октябрьской, у власти побывали, кроме большевиков, представители практически всех политических партий России, и ни одна не сумела удержаться у власти. Почему? Крушение царизма открыло шлюзы, поднялась огромная народная волна. И каждая партия стремилась остановить её, старалась преградить ей путь. Только большевики сумели двинуться вместе с этой волной, двинуться вперёд вместе с массами. Полностью во всём объёме уловить требования рабочих, крестьян, солдат, осмыслить, сделать из них практические выводы - постоянная забота Ленина"...
"С тревожным чувством в ночь на 25 февраля покидали члены делегации Петроград. В городе шла всеобщая мобилизация рабочих. Натужно ревели заводские гудки, оповещая о приближении немцев. К Смольному стекались вооружённые отряды...
Предъявленный немцами в Брест-Литовске ультиматум отводил на подписание договора всего трое суток. Не приходилось говорить о сколько-нибудь серьёзном обсуждении выдвинутых вновь требований... Лишь под утро 3 марта всё объяснилось, и долгожданный выстраданный мир наступил...
Глава советской мирной делегации Григорий Яковлевич Сокольников. Он считал выдержку, молчаливость и любовь к одиночеству самыми ценными чертами характера для каждого интеллектуала. Самый молчаливый из людей, которых я знала, он был прекрасным лектором, потому что молчаливость его проистекала не от отсутствия мыслей и слов, а от сознания великой ценности дум и отвращения к пустословию. Вся его осанка сильного физически человека вызвала изумление английской знати. Таких большевиков они, впрочем, знали: Чичерин, Красин и Раковский были менее красивы и мужественным, чем Сокольников, но столь же хорошо воспитаны, знали многие иностранные языки, отличались гибким большим умом. Всё это были блестящие люди, делавшие честь идее, которую они избрали путеводной для всей жизни. Эти люди отличались величайшей неподкупностью, редким бескорыстием и скромностью в быту. Всего 51 год жизни отпущен Сокольникову. Но какой жизни! В семнадцать - профессиональный революционер, политкаторжанин - в девятнадцать. Восемь лет в эмиграции: заведующий парижским рабочим клубом "Пролетарий", студент юридического факультета, закончивший по выпуску курс доктората экономических наук университета. Журналист. Учёный-экономист с мировым именем. Военный и политический деятель. Дипломат"...
В марте 1918 года Москва стала столицей первого в мире социалистического государства...
"Владимир Ильич переносил свою болезнь так же бодро, как раньше он переносил тюрьму. В тюрьме Ленин работал, не теряя ни минуты, работал обстоятельствам вопреки. И теперь был выше их - обстоятельств, которыми стала собственная жизнь. "Надо спешить, чтобы болезнь не застала врасплох". И спешил: многое и очень важное не давало покоя... Ленин допускал: диктуемые им письма, статьи могут быть последними - это придавало им характер политического завещания"...
Октябрьские дни в Петрограде... Мы, люди конца 1980-х годов напряжённо всматриваемся в происшедшее 70 лет назад...
"- Вам надо организовать дошкольное дело в стране... Да, трудно это, очень трудно. Но ведь всё, что мы делали до сих пор, - революция, пролитая кровь, - ведь всё это, в конце концов, для наших детей, для нашего народа. Им завершать начатое, им строить коммунизм...
- Но как же я возьмусь за такое дело? Ведь меня никто этому не учил, у меня нет опыта...
- Меня тоже никто не учил управлять государством. У меня тоже не было такого опыта...
В Москве, Петрограде, по всей стране один за другим открывались детские сады и детские дома. Ленин лично, как мог, помогал в обеспечении детей всем самым необходимым...
Сколько силы может скрываться в маленьком хрупком человеке, если сознание его освящено верой!..
Она всегда сохраняла верность своим идеалам, не взвешивая понятия чести и долга на весах политической конъюнктуры...
Обострённое чувство справедливости не предвещало в жизни безоблачности"...
"Он обладал незаурядными организаторскими способностями, которые вкупе с начитанностью, образованностью, знанием языков делали его незаменимым в руководстве любого вуза. Всегда подтянутый, вежливый, он всегда вызывал уважение у сослуживцев... Чрезвычайно требовательный к подчинённым, он был весьма демократичен в общении. Вспоминают, как в его кабинете каждый день толпилась молодёжь, звучал раскатистый смех: он ценил жизнерадостность и юмор. Частенько его видели на теннисных кортах Дворца пионеров... Он прекрасно танцевал, писал стихи, а о его любви к детям ходили легенды...
Как не хватает нам сейчас работников такого плана, кипучая энергия которых при полном отсутствии чванства и бюрократизма может своротить горы...
Практически неограниченная власть армии чиновников явно не хочет соединяться с государственным разумом, а ведь именно от этого соединения зависит успех перестройки"...
"Многие трудности 1930-х годов, в том числе жёсткая централизация руководства, были вынужденным явлением, поскольку над страной, да и над всем миром нависла угроза войны, которую стремилась развязать фашистская Германия.
Ускоренные темпы индустриализации, коллективизации, административный и партийный нажим были продиктованы неизбежностью нападения на Советский Союз гитлеровской Германии"...
"Апрель 1885 года открыл новый этап истории нашей страны - время революционной перестройки и качественного обновления советского общества.
Разработка идеологии и стратегии перестройки, принципов нового мышления и осуществление их на практике были бы попросту невозможны без глубокого и всестороннего осмысления пути, пройденного партией и народом за семь послеоктябрьских десятилетий, без критической оценки опыта социалистического строительства, без учёта трагических уроков истории. Именно по этой причине мы так пристально обращаем взгляд в своё советское прошлое, именно поэтому так волнуют нас вопросы истории.
Насущная потребность и важнейшая задача перестройки - восстановление ленинской концепции социализма, исторической правды во всей её полноте, очищение социалистических идеалов от тяжёлых извращений. Уже сегодня очевидно, что этот процесс не ограничится кратковременной кампанией, он займёт немало времени. А познание нашего прошлого станет непрерывным, ибо каждое новое, вступающее в жизнь поколение должно вооружаться опытом предшественником и иметь возможность осознанно выбирать судьбу.
Мощное воздействие на общественное сознание оказывает историческая публицистика, поток которой нарастает и, по сути дела, превращается в общенародную дискуссию по острым проблемам. Эта дискуссия - одно из реальных проявлений демократизации нашего общества, развития гласности, раскрепощения сознания советских людей.
Поток публицистики расширяет исторический кругозор, даёт читателю пищу для собственных размышлений и отражает сам процесс познания обществом своей истории"...
1987 год. 70-летие Великой Октябрьской революции... "Октябрь и перестройка: революция продолжается"... Этот документ имеет программное значение для советского общества...
Мы вновь и вновь возвращаемся к истокам, стараемся, как можно глубже осмыслить ту пору, когда начинало строиться первое в мире социалистическое государство и социалистическое общество.
Сложно вплетались тогда судьбы крестьянства в индустриализацию. Менялся и облик городского населения, увеличившегося с конца 1920-х к исходу 1930-х годов более чем в два раза. Такое массовое превращение крестьян в горожан имело немалые социальные последствия...
В том теперь уже далёком 1922 году многонациональная 135-миллионная страна, преимущественно аграрная - едва ли не 84 процента её населения жило в деревнях, кишлаках и аулах, делала первые шаги на пути нэпа, борьбы с голодом и разрухой. Возглавила борьбу народа за новую жизнь ленинская партия, насчитывавшая в своих рядах около 400 тысяч человек. В марте 1922 года, проанализировав её состояние, В.И. Ленин указал в обращении к членам ЦК, что пролетарская политика партии в сложившихся к началу 1920-х годов условиях определяется "громадным, безраздельным авторитетом того тончайшего слоя, который можно назвать старой партийной гвардией".
"Достаточно небольшой внутренней борьбы в этом слое, и авторитет его будет если не подорван, то, во всяком случае, ослаблен настолько, что решение будет уже зависеть не от него"... К тому времени реальная опасность возникновения внутренней борьбы усилилась...
Высочайший авторитет В.И. Ленина был связан не с должностью, а с признанием массами основателя и руководителя большевистской партии своим подлинным вождём...
В.И. Ленин оставил своим преемникам большевистскую партию, её старую гвардию, ЦК, обеспечение единства которых было в числе его серьёзнейших забот. Он предвидел возможность, как он выразился, конфликтов внутри ЦК и был серьёзно озабочен, чтобы сохранилось коллективное руководство, демократизм, свойственный партии, самой природе социализма"...
21 января 1924 года... жизнь Ленина оборвалась... День похорон - 27 января... теперь это день траура навечно... "Похороны Ленина забыть невозможно. Об этом много написано. И я была свидетелем всему. Общая картина круглосуточного шествия в Колонный зал просматривалась из окон нашей квартиры. Я вставала ночью с постели и наблюдала нескончаемый людской поток. Мороз, костры, красноармейцы в будёновках. Всё помню так, будто случилось всё вчера"...
- Великий человек, любимый вождь, могучий и непримиримый в ненависти к классовым врагам, не знающий отступлений. Гениальная ясность мысли, ясность задач, которые он ставил перед партией, гениальная простота формулировок и железная твёрдость в проведении намеченной линии отличали Ильича. Его никто не заменит...
"Социализм придётся строить. Наличные вещественные и личные ресурсы являются лишь отправным пунктом развития, которое обнимает собой целую громадную эпоху"...
"Мы шли к единой цели впервые, ещё не проторенным путём. Другое было время, другие нравы... Все спорили, искали пути, ссорились и мирились, и шли дальше вперёд и вместе.
Обращаюсь к вам, будущее поколение руководителей партии, на исторической миссии которых лежит обязанность распутать чудовищный клубок преступлений, которые становятся всё грандиознее, разгораются как пламя и душат партию. Ко всем членам партии обращаюсь. Фильтр истории рано или поздно неизбежно смоет грязь..."
"У времени в плену... В дни переломные энергия и энтузиазм ценятся особо. На молодого солдата обратили внимание. Его поддерживали и выдвигали. И всякий раз вверх по ступеням, что возводились революционным народом... Природный ум, обаяние, прекрасные ораторские и организаторские данные, умение быстро решать и прояснять любые вопросы влекли к нему людей...
- Теперь всем, даже, уверен, нашим врагам, видно, что новый строй, власть Советов, не выдумка, не партийный приём, а результат развития самой жизни... Теперь мы, на расчищенном от исторического хлама пути, будем строить мощное, светлое здание социалистического общества"...
Литературное наследие - это огромное, практически неисчислимое количество очерков, фельетонов, корреспонденций, статей, выступлений, в которых во всём своём величии встаёт эпоха становления и утверждения советского строя, начиная с Октября 1917-го года. Неповторимая летопись жизни, борьбы и труда советского народа, его радостей и печалей, испытаний и подвигов...
"Политическая оппозиция в нашей стране...
Они прорвались... Превращение части демократического движения в оппозиционное, а энергия положительного социального преобразования в энергию протеста - печальная и драматическая страница нашей истории. Для немалого числа людей это обернулась утратой веры в социализм; судьбы большинства из тех, кого невозможность прямо и открыто высказать своё несогласие с новой официальной линией толкнула к нелегальным формам политического самовыражения, оказались изломанными. Одним пришлось проститься с родиной, другим нести наказание "по всей строгости закона"... Это в каждом отдельном случае индивидуальная моральная и правовая проблема"...
"Игра, словоговорение, смесь обмана с самообманом. И вот полтора десятилетия такой жизни - и тот поистине страшный результат, к которому мы пришли, - экономический и едва ли не более тяжкий нравственный и духовный: его нам ещё только предстоит как следует осознать. Общество, как бы лишившееся интеллигенции, - если понимать под нею не просто людей определённых профессий, но то, чем она всегда была в России со времён Фонвизина и Радищева, - мозг и совесть нации. Общество, в котором господствующим психологическим типом стал человек равнодушный, ни в чём по-настоящему не заинтересованный, легко произносящий любые слова, но ничего не переживающий слишком глубоко, разучившийся стыдиться и презирать, работающий без удовольствия и вполсилы; человек, в котором вместе с катастрофическим выветриванием гражданских чувств даже и сугубо личные как-то обесцветились и усохли. Общество, как в своём спасении нуждающееся в начавшейся перестройке, но до сих пор ещё всерьёз не доказавшее своей способности к ней...
Вина политики, спровоцировавшей конфликт демократического движения с властью, была, таким образом, многократно усугублена тем способом разрешения этого конфликта, какой был ею избран...
Человеческие души начали привыкать к расслабляющей мысли о вседозволенности власть имущих и о собственном бессилии, уже начавшие погружаться в то нравственное болото, из которого мы сейчас пытаемся тащить себя за волосы"...
"Советские люди взялись за немыслимо сложное дело - начали возводить здание социализма в стране, ещё не вырвавшейся из пут патриархальщины и феодализма, с отсталой экономикой, без прочных демократических традиций, в стране, взятой в кольцо и вынужденной в ожидании нападения и при отражении агрессии форсировать темпы на каждом этапе своего развития.
Объективные посылки, сочетание крайне неблагоприятных внешних и внутренних факторов не оправдывают много из того, что дано было пережить, но объясняют ситуации, сделавшие возможными те беды и трудности, с которыми мы столкнулись, и часть которых преследует нас до сих пор. Возможными, хотя и не неизбежными.
Сегодня мы на переломе. Всему миру ясно - отсюда и такой острый интерес к России - мы хотим меняться. Стоять на месте в бурно меняющемся мире - смертельно опасно. А мы хотим открыть глаза не только на этот меняющийся мир, но и на самих себя. Наша открытость миру во многом зависит от нашей способности познать самих себя.
Сейчас мир видит: мы, будучи верны социализму подлинному, не намерены довольствоваться социализмом декларативным"...
"Научно разобраться в советской истории - значит не только лучше понять то общество, в котором мы живём, его вчерашние беды и связанные с ними сегодняшние трудности, но и найти ключ к пониманию многих проблем зарубежных стран, всего мирового социализма.
Конечно, в истории советского общества были разные страницы - светлые и тёмные, легко можно сбиться на "лакировку действительности", выпячивание только положительного и замалчивание негативного. Можно впасть и в другую крайность, что случается с некоторыми сегодня, - встать на позиции "очернительства", когда всегда и во всём выискивается только отрицательное и остаётся без ответа вопрос: если всё было однозначно плохо, каким же образом из отсталой России получился могучий Советский Союз - одна из двух супердержав современного мира?
В дни 70-летия Октября говорилось:
"Наш путь первопроходцев - огромен и сложен. Его кратким анализом не охватишь, не обнимешь. И тяжесть материального и нравственного наследия старого мира, первой мировой и гражданской войн, интервенции. И новизна преобразований, связанные с ними надежды людей, темпы и масштабы вторжения нового, непривычного, не оставляющие подчас времени, чтобы оглядеться, поразмышлять, и субъективные факторы, играющие особую роль в период революционных бурь. И проникнутые максимализмом революционной поры, подчас упрощённые, спрямлённые представления о будущем. И чистое, неистовое стремление борцов за новую жизнь сделать всё как можно быстрее, лучше, справедливее...
Пройденное - его героизм и драматизм - не может не волновать умы современников. История у нас одна, она необратима. И какие бы эмоции она ни вызывала - это наша история, она нам дорога".
Обращаясь к самой истории советского общества, хочу сразу же определить свою исходную позицию: факты изучаем и знаем одни и те же, а к выводам приходим разным. Почему? Это объясняется тем, что при изучении истории наряду с фактами ещё существует концепция, связывающая воедино основные этапы рассматриваемого исторического времени; вот она-то, эта концепция, у спорящих авторов разная, а потому одни и те же факты выглядят каждый раз в разном освещении, со своим смысловым оттенком...
Возьмём вопрос об основных этапах развития советского общества, строительства социализма. Этот вопрос широко обсуждался на страницах печати. Здесь были представлены суждения многих наших ведущих, по их официальному положению, историков. Признаюсь, у меня этот обмен мнениями оставил грустное впечатление, и вовсе не потому только, что вопрос так и остался нерешённым. Бывают же трудные задачи, которые не решишь в один присест, причём даже в коллективе, а в одиночку многие трудные вопросы кое-кому вообще не под силу. Обескуражило другое: некоторые "историки" даже не заметили, что нельзя заниматься периодизацией советского общества, строительства в нём социализма, не определив, что такое социализм. А ведь это ключевой вопрос!..
О разных трактовках истории 20 - 50-х годов...
Общий подход к концепции развития советского общества... Новые концепции в отличие от новых идей не посещают нас в один прекрасный день, а постепенно складываются из ряда новых идей и выводов в результате напряжённых умственных усилий по их совмещению и согласованию не только между собой, но и, прежде всего, с фактами, с реальной историей, из которой извлечены эти идеи и выводы. И всё же раньше или позже надо приступать к делу, с тем, чтобы предполагаемое послужило хотя бы предметом для дискуссии и тем положило начало более основательной работе над концепцией...
Октябрьская социалистическая революция была не только необходимым порождением тогдашних условий, но и единственным возможным средством сохранения независимости России, избавления её от отсталости и опасности стать первой черносотенно-фашистской страной.
Не только поколения советских людей, но и всё человечество всегда будут воздавать должное миллионам и миллионам творцов Октябрьской Социалистической революции, Владимиру Ильичу Ленину, истинному вдохновителю и организатору революционного переворота, и его соратникам, многим революционерам - большевикам и небольшевикам, внёсшим огромный личный вклад в выбор Россией социалистического пути, в свержение эксплуататорского строя, в создание и защиту Первого в Истории Социалистического государства.
Не останавливаясь на неудачах и успехах гражданской войны и первых приленинских лет строительства социализма, хочу подчеркнуть следующее. После смерти Владимира Ильича Ленина в советском обществе развернулась начавшаяся ещё при его жизни борьба за политическое лидерство и политическую власть...
Революционная Россия, совершившая всемирно-исторический выбор в пользу социализма, вступила на путь сознательного строительства нового общества, не имея готовых рецептов такого строительства. Поэтому с первых шагов Советской власти в правящей большевистской партии велись острые дискуссии о том, как успешнее бороться за реализацию социалистического идеала. "Главный вопрос в теории и практике социализма - как на социалистической основе создать более мощные, чем при капитализме, стимулы экономического, научно-технического и социального прогресса, как наиболее эффективно соединить плановое руководство с интересами личности и коллектива. Это самый сложный вопрос, ответ на который искала и ищет социалистическая мысль и общественная практика". Как же отвечали в советском обществе на этот вопрос?..
При Ленине Советское государство было орудием классовой борьбы, шедшей, прежде всего, в виде экономического соревнования самоуправляющихся трестов и кооперативов, городских и сельских, с нэпманами, кустарями и кулаками. Диктатура пролетариата служила гарантией того, что допущение частной собственности не приведёт буржуазию к власти...