Духовные скрепы России
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
Татьяна Хруцкая
ДУХОВНЫЕ СКРЕПЫ РОССИИ
В России Справедливость - главный нравственный закон.
Русский человек не может быть счастлив, если где-то есть несправедливость...
Готовность к борьбе за Справедливость была, есть и будет всегда в Русском Мире.
И со строем - царским... коммунистическим она абсолютно не связана...
Это связано с нашим самосознанием...
"Обществу нужно что-то, что его сцепляет,
какой-то стержень, каркас... Иначе всё развалится...
Это может быть мораль, религия, история, идеология,
кодекс законов, негласный общественный договор..."
"Духовные скрепы"... Эта связка работает,
и не только среди отдельных социальных групп,
но и между поколениями...
"Бессмертный полк",
возрождение авторитета России в мире,
наши спортивные достижения...
"От времени и от людей невозможно скрыться. Это процесс взаимный - история влияет на тебя, но и ты - её важная часть: создаёшь, лепишь, взрослеешь...
Влияние среды, условий для развития - огромное.
Впитывается всё, причём не обязательно лучшее..."
Санкт-Петербург
2018 год
ЕДИНСТВО В ДУХЕ, ЕДИНСТВО В МЫСЛЯХ...
"Во имя Отца и Сына и Святого Духа...
В сегодняшнем апостольском чтении в первом послании апостола Павла коринфянам мы находим замечательные слова апостола:
"Умоляю вас Господом нашим Иисусом Христом, сохраняйте единство в Духе, единство в мыслях ваших..."
Эти замечательные слова были сказаны апостолом не случайно, потому что Коринф - процветающий античный город, существовавший на перекрёстке очень важных дорог, был центром притяжения очень разных людей, с разными убеждениями, с разной культурой, с разным целеполаганием. И когда в Коринфе возникла первая христианская община, то веяние окружающей среды было настолько сильным, что и внутри христианской общины возникли разделения, тем более, что Коринф посещали многие, кто проповедовал Христа, и потому считали коринфские христиане, что они должны себя называть учениками не Господа Иисуса Христа, а тех учителей, которые благовествовали им о Христе. И апостол Павел в этом послании говорит: "Умоляю вас Господом нашим Иисусом Христом: сохраняйте единство в духе и сохраняйте единство в мыслях ваших..."
Этот великий завет апостола - он и сегодня имеет очень важное значение для всех нас...
Вообще, что такое единство? Ведь Господь создал каждого человека неповторимым. Абсолютно одинаковых людей нет. Даже близнецы и то отличаются друг от друга: если внешне похожи, то по характеру часто очень различны.
Господь создал наше многообразие, как величайшую ценность. Но вместе с этим разнообразием, конечно, в мир приходит и разделение. И мы знаем, как разделение часто наносит глубочайший урон человеку.
Но самое ужасное разделение - это разделение в семье, когда разводятся родители, когда дети остаются сиротами при живых родителях.
Очень тяжёлым является разделение между родителями и детьми. Как будто бы два поколения принадлежат к разным мирам, особенно сейчас в наше время, когда массовая молодёжная культура не является культурой их родителей.
Мы знаем, как разделение иногда проникает и в общественные организации и союзы, которые призваны как бы объединять людей для достижения общих целей, будь то целей профессиональных, социальных или даже общенациональных целей, но и там существует разделение, часто очень болезненное, опасное, углубляющее весь положительный смысл таких объединений.
Другими словами, человеческое многообразие несёт в себе потенциал развития и одновременно потенциал разрушения.
И, наверное, это очень хорошо понял апостол Павел, который там, в Коринфе, где эти разделения были зримы и ощутимы, он там и сказал эти пронзительные слова о том, что необходимо иметь единство в Духе и в мыслях.
Должен быть единый Дух.
А что такое единый Дух? Дух, если вы откроете словарь Даля, - это то, что не имеет тела, это бестелесная субстанция, это нематериальная субстанция, это не молекулы, не атомы и не элементарные частицы, это нечто, что не имеет материального носителя. И вот этот самый Дух человеческий является отображением Божественного Существа. Каждый человек создан по образу и подобию Божию, и первое, что по образу Божию создано, - это Духовное Начало человека. И очень важно, чтобы это Духовное Начало человека не разрушалось. Потому и нужно единство Духа. А поскольку Дух от Бога, и нет никакой другой причины появления Духа, то не может быть ни жизни Духа, ни единства Духа, если нет обращения людей к Богу. Именно Бог объединяет человеческие души.
Но ещё очень важно, чтобы разные взгляды и убеждения, разные философии, как теоретические, так и жизненные, не разрушали человеческого общения.
И вот здесь апостол Павел и говорит, что нужно соблюдать единство Духа и единство мыслей.
Если в основе единства Духа лежит наша связь с Богом, ибо Бог есть существенное антологическое начало существования человеческого духа, человеческой души, то в отношении мыслей куда сложнее. Потому что мысли могут быть совершенно разные, противоречивые, вступающие друг с другом в конфликты.
Как примирить людей, имеющих различные мысли?
Эта задача всегда стояла и перед философами, и перед правителями, перед всеми теми, кто управляет человеческими массами. Использовались разные способы. Некоторые предлагали определённые учения философские, следуя которым люди должны были бы объединиться друг с другом, а власть строго наблюдала, чтобы так и было. И если люди по каким-то причинам не могли принять эти философские взгляды, убеждения, а тем более не могли на основе их объединиться, то власть даже карала за это...
Мы же знаем, как в недавнем нашем прошлом мы все должны были быть объединены вокруг одних материалистических философских взглядов на мир, на человека, на общество. И совершенно очевидно, что множество людей этих взглядов не разделяло, и тогда силой власти, силой убеждения пытались сохранить народную общность вокруг идеологии. Ничего не получилось. И это лишний раз свидетельствует о силе слов апостола Павла, что единство мыслей связано с единством Духа. А единство Духа только там, где людей объединяет вера в источник Духа, Бога. Вот эта та платформа, на которой и может формироваться единство мыслей.
И доказательство тому - исторический опыт Церкви. 2000 лет. Какие только общественные формации ни сменились, какая только власть ни существовала, какие только этносы ни брали верх, а потом уходили в небытие, чего только ни происходило на культурной арене, даже перечислить всего невозможно...
И всё это не работало на единство. А Церковь сохранила своё единство.
И сегодня, принадлежа единой святой соборной апостольской Церкви, мы благодарим Бога за то, что, совершая святую евхаристию, мы сохраняем единство поверх всех существующих разделений...
Для того чтобы мысль была единой, должен быть единым Дух.
И вот эту Заповедь апостола должны усвоить все: и руководители страны, и люди, которые считают себя лидерами общественного мнения, которые пытаются учить народ, как ему нужно жить.
Если эту основополагающую Заповедь не усвоить и на этой Заповеди не построить человеческую общность, то успеха в объединении людей не будет.
Наш народ прошёл через тяжёлые исторические испытания. И одним из этих испытаний была Великая Отечественная война.
Свидетельства участников войны о том, как всё было по-настоящему, что означало подняться в атаку и идти навстречу огню, всё это очень сильно ещё в юности поразило моё сознание. Я пытался докопаться до того, какой же силой люди подымались и шли навстречу смерти...
И один очень мужественный человек, Герой Советского Союза, мне сказал:
"В окопах не было безбожников. Все мы подымались и все призывали Имя Божие... Русский Бог нам помог..."
Вот это замечательный пример того, как в скорбях, перед страхом смерти люди становятся единым телом, объединяются единым Духом...
И так же может происходить, и должно происходить не только во времена кризисов, войн и особых переживаний, но и в мирное время.
И потому особая совершенно роль у Русской Православной Церкви: она всегда объединяла народ, не как политическая сила, не как идеологическая сила, а как Сила Духовная. Она объединяла народ в эту общину, в центре которой была духовная жизнь. И единство нашей Церкви сохранилось, несмотря на страшные гонения, которые её постигли в 20-ом веке...
И сегодня мы все должны молиться о том, чтобы в первую очередь возродилась Сила Духа нашего народа, чтобы вера Православная стала той связующей силой, которая сильнее всяких идеологий и всякой дисциплины, и всяких законов, потому что верующий человек исполняет свой долг перед Богом, а в этом долге прописано: сохранять единство Духа в союзе мира.
И да поможет Господь всем нам, Отечеству нашему, Церкви нашей блюсти эту великую Заповедь апостола, тем самым умножая Силу нашего Народа, который решает сегодня огромные задачи, но который призван ещё более трудные задачи решить на том Историческом Пути, который ему предстоит пройти.
Молитвами Святых, в Земле Русской просиявших, предстательством Пречистой и Преблагословенной Царицы Небесной, да хранит Господь землю нашу, народ наш в единстве Духа и в союзе мыслей..."
***********************
"Книжный вопрос: "Предназначение поэтов, в понимании Гавриила Державина, - прославление великих поступков и порицание дурных.
В оде "Фелица" он прославляет просвещённую монархию, с которой олицетворяет правление умной, справедливой императрицы.
Назовите императрицу".
Правильный ответ: Екатерина Вторая.
Читаем книгу: "Михаил Ломоносов и Гавриил Державин. Оды".
В это издание вошли избранные произведения двух величайших поэтов 18-го века. Влияние поэтов на развитие русского литературного языка и литературы в целом переоценить невозможно, именно этих, Михаила Васильевича Ломоносова и Гавриила Романовича Державина.
Оба прославились в истории нашей культуры не на одном поэтическом поприще.
Они служили Отечеству в науке и на ниве государственной деятельности..."
***********************
Александр Николаевич Радищев (1749 - 1802)
Слово о Ломоносове
"Приятность вечера после жаркого летнего дня выгнала меня из моей кельи. Стопы мои направил я за Невский монастырь и долго гулял в роще, позади его лежащей... Возвращаясь домой, я шёл мимо Невского кладбища...
Ворота были открыты. Я вошёл...
На сем месте вечного молчания... на месте незыблемого спокойствия и равнодушия... гробницы великолепные...
знаки несомненные человеческой гордыни, знаки желания жить вечно...
Но это ли вечность, которой человек настолько жаждет?..
Не столп, воздвигнутый над тлением твоим, сохранит память твою в дальнейшее потомство...
Не камень с иссечением имени твоего принесёт славу свою в будущие столетия...
Слово твоё, живущее присно и вовеки в творениях твоих, слово российского племени, тобою в языке нашем обновлённое, пролетит в устах народных за необозримый горизонт столетий...
Доколе Слово Российское ударять будет слух, ты жив будешь и не умрёшь...
Если умолкнет оно, то и слава твоя угаснет... Лестно, лестно так умереть...
Сие изрёк я в восторге, остановясь перед столпом, над тлением Ломоносова воздвигнутым...
Нет, не хладный камень сей повествует, что ты жил во Славу Имени Российского, не может он сказать, что ты был...
Творения твои да повествуют нам о том, житие твоё да скажет, почто ты славен...
Мы воспоём песнь заслуге к обществу...
Михайло Васильевич Ломоносов родился в Холмогорах...
Рождённый от человека, который не мог дать ему воспитания, дабы посредством оного понятие его изострилось и украсилось полезными и приятными знаниями; определённый по состоянию своему препровождать дни свои между людей, коих окружность мысленной области не далее их ремесла простирается; сужденный делить время своё между рыбным промыслом и старанием получить мзду своего труда, - разум молодого Ломоносова не мог бы достигнуть той обширности, которую он приобрёл, трудясь в испытании природы, ни глас его той сладости, которую он имел от обхождения чистых муз.
От воспитания в родительском доме он принял маловажное, но ключ учения: знание читать и писать, а от природы - любопытство.
И се, природа, твоё торжество!
Алчное любопытство, вселённое тобою в души наши, стремится к познанию вещей; а кипящее сердце славолюбием не может терпеть пут, его стесняющих...
Ревёт оно, клокочет, стонет и, махом прерывая узы, летит стремглав
(нет преткновения) к предлогу своему...
Забыто всё, один предлог в уме; им дышим, им живём...
Не выпуская из очей своих вожделенного предмета, юноша собирает познание вещей в слабейших ручьях протекшего наук источника до нижайших степеней общества. Чуждый руководства, столь нужного для ускорения в познаниях, он первую силу разума своего, память, острит и украшает тем, что бы рассудок его острить долженствовало. Сия тесная округа сведений, кои он мог приобрести на месте рождения своего, не могла усладить жаждущего духа, но паче возжгла в юноше непреодолимое к учению стремление.
Блажен! что в возрасте, когда волнение страстей изводит нас впервые из нечувствительности, когда приближаемся степени возмужалости, стремление его обратилось к познанию вещей.
Подстрекаем науки жаждою, Ломоносов оставляет родительский дом; течёт в престольный град, приходит в обитель иноческих муз и вмещается в число юношей, посвятивших себя учению свободных наук и слову Божию.
Преддверие учёности есть познание языков; но представляется яко поле, тернием насаждённое, и яко гора, строгим камнем усеянная.
Глаз не находит тут приятности расположения, стопы путешественника - покойной гладкости на отдохновение, ни зеленеющегося убежища утомлённому тут нет. Так учащийся, приступив к неизвестному языку, поражается разными звуками. Гортань его необыкновенным журчанием исходящего из неё воздуха утомляется, и язык, новообразно извиваться принуждённый, изнемогает. Разум тут цепенеет, рассудок тут цепенеет, рассудок без действия ослабевает, воображение теряет своё крылие; единая память бдит и острится и все излучены и отверстия свои наполняет образами неизвестных доселе звуков. При учении языков всё отвратительно и тягостно. Если бы не подкрепляла надежда, что, приучив слух свой к необыкновенности звуков и усвоив чуждые произношения, не откроются потом приятнейшие предметы, то неуповательно, восхотел ли бы кто вступить в столь строгий путь. Но, превзойдя сии трудности, многократно награждается постоянство в понесённых трудах. Новые представляются тогда естества виды, новая цепь воображений. Познанием чуждого языка становимся мы гражданами той области, где он употребляется, собеседуем с жившими за многие тысячи веков, усвояем их понятия; и всех народов и всех веков изобретения и мысли сочетаем и приводим в единую связь.
Упорное прилежание в учении языков сделало Ломоносова согражданином Афин и Рима... И се наградилось его постоянство...
Быстрым взором протекает он все красоты природы, дивится её разновидности и простоте... Всё его пленяет, всё поражает. Он живее обычных всегда во зрении очей чувствует её изящности, восхищается и приходит в восторг. Так Ломоносов, получивши сведение латинского и греческого языков, пожирал красоты древних витий и стихотворцев. С ними научался он чувствовать изящность природы; с ними научался познавать все уловки искусства, кроющегося всегда в одушевлённых стихотворством видах, с ними научался изъявлять чувства свои, давать тело мысли и душу бездыханному...
Постепенно великий муж водворял в понятие своё понятия чуждые, кои, преобразившись в душе его и разуме, в новом виде явились в его творениях или родили совсем другие, уму человеческому доселе неведомые...
Частым чтением церковных книг он основание положил к изящности своего слога, какое чтение он предлагает всем желающим приобрести искусство Российского Слова.
Скоро любопытство его щедрое получило удовлетворение...
Отрясая правила схоластики или паче заблуждения, преподанные ему в монашеских училищах, он твёрдые и ясные полагал степени к восхождению во храм любомудрия.
Логика научила его рассуждать; математика верные делать заключения и убеждаться единою очевидностью, метафизика преподала ему гадательные истины, ведущие часто к заблуждению; физика и химия ввели его в жертвенник природы и открыли ему её таинства; металлургия и минералогия привлекли на себя его внимание; и деятельно хотел Ломоносов познать правила, в оных науках руководствующие.
Изобилие плодов и произведений понудило людей менять их на таковые, в коих был недостаток. Сие произвело торговлю. Великие в меновом торгу затруднения побудили мыслить о знаках, всякое богатство и всякое имущество представляющих. Изобретены деньги.
Золото и серебро, как драгоценнейшие по совершенству своему металлы и доселе украшением служившие, преображены стали в знаки, всякое стяжание представляющие. И тогда только, поистине тогда возгорелась в сердце человеческом ненасытная сия и мерзительная страсть к богатствам, которая, как пламень, всё пожирающий, усиливается, получая пищу.
Тогда, оставив первобытную свою простоту и природное своё упражнение, земледелие, человек предал живот свой свирепым волнам или, презрев глад и зной пустынный, претекал чрез оные в неведомые страны для снискания богатств и сокровищ. Тогда, презрев свет солнечный, живой нисходил в могилу и, расторгнув недра земные, прорывал себе нору, подобен земному гаду, ищущему в ночи свою пищу. Так человек, сокрываясь в пропастях земных, искал блестящих металлов и сокращал пределы своей жизни наполовину, питаясь ядовитым дыханием паров, из земли исходящих. Но как и самая отрава, став иногда привычкою, бывает необходимою человеку в употреблении, так и добывание металлов, сокращая дни ископателей, не отвергнуто ради своей смертоносности; а паче изысканы способы добывать легчайшим образом большее число металлов по возможности.
Сего-то хотел познать Ломоносов деятельно и для исполнения своего намерения отправился в Фрейберх...
Исполнил первый шаг; - что делаешь? - вопиет ему рассудок. - Неужели отличила тебя природа своими дарованиями для того только, чтобы ты употреблял их на пагубу своей собратии?
Что мыслишь, нисходя в сию пропасть?
Желаешь ли снискать вящее искусство извлекать серебро и золото?
Или забыл завоевание Америки?..
Но нет, нисходи, познай подземные ухищрения человека и, возвратясь в Отечество, имей довольно крепости духа подать совет зарыть и заровнять сии могилы, где тысячи в животе сущие погребаются...
Желал бы я последовать ему в подземном его путешествии, собрать его размышления и представить их в той связи и тем порядком, какими они в разуме его возрождались. Картина его мыслей была бы для нас увеселительной и учебной.
Проходя первый слой земли, источник всякого прозябания, подземный путешественник обрёл его несходственным с последующими, отличающемся от других паче всего своею плодоносною силой. Заключал, может быть, из того, что поверхность сия земная не из чего иного составлена, как из тления животных и прозябаний, что плодородие её, сила питательная и возобновительная, начало своё имеет в нерушимых и первенственных частях всяческого бытия, которые, не переменяя своего существа, переменяют вид только свой, из сложения случайного рождающийся.
Проходя далее, подземный путешественник зрел землю, всегда расположенную слоями. В слоях находил иногда остатки животных, в морях живущих, находил остатки растений и заключать мог, что слоистое расположение земли начало своё имеет в наплавном положении вод и что воды, переселяясь из одного края земного шара к другому, давали земле тот вид, какой она в недрах своих представляет. Сие единовидное слоёв расположение, теряясь из его глаза, представляло иногда ему смешение многих разнородных слоёв. Заключал из того, что свирепая стихия, огонь, проникнув в недра земные и встретив противоборствующую себе влагу, ярясь, мутила, трясла, валила и метала всё, что ей упорствовать тщилось своим противодействием. Смутив и смешав разнородные, знойным своим дохновением возбудила в первобытностях металлов силу притяжательную и их соединила.
Там узрел Ломоносов сии мёртвые по себе сокровища в природном их виде, воспомянул алчность и бедствие человеков и с сокрушённым сердцем оставил сие мрачное обиталище людской ненасытности.
Упражняясь в познании природы, он не оставил возлюбленного своего учения стихотворства.
Ещё в Отечестве своём случай показал ему, что природа назначила его к величию, что в обыкновенной стезе шествия человеческого он скитаться не будет.
Псалтирь, Симеоном Полоцким в стихи преложенная, ему открыла о нём таинство природы, показала, что и он стихотворец.
Беседуя с Горацием, Виргилием и другими древними писателями, он давно уже удостоверился, что стихотворение российское весьма было несродно благогласию и важности языка нашего.
Читая немецких стихотворцев, он находил, что слог их был плавнее российского, что стопы в стихах были расположены по свойству языка их. И так он вознамерился сделать опыт сочинения новообразными стихами, поставив сперва российскому стихотворению правила, на благогласии нашего языка основанные.
Сие исполнил он, написав оду на победу, одержанную российскими войсками над турками и татарами, и на взятие Хотина, которую из Марбурга он прислал в Академию наук. Необыкновенность слога, сила выражения, изображения, едва не дышащие, изумили читающих сие новое произведение.
И сие первородное чадо стремящегося воображения по непроложенному пути в доказательство с другими купно послужило, что когда народ направлен единожды к усовершенствованию, он ко славе идёт не одной тропинкою, но многими стезями вдруг...
Ломоносов, давая примеры благогласия, знал, что изящность слога основана на правилах, языку свойственных... Ломоносов составил свою грамматику.
Но не довольствуясь преподавать правила российского слова, он даёт понятие о человеческом слове вообще, как благороднейшем по разуму даровании, данном человеку для сообщения своих мыслей.
Се сокращение общей его грамматики: Слово представляет мысли; орудие слова есть голос; голос изменяется образованием или выговором; различное изменение голоса изображает различие мыслей; итак, слово есть изображение наших мыслей посредством образования голоса чрез органы, на то устроенные...
Предпослав такое философическое рассуждение о слове вообще, на самом естестве телесного нашего сложения основанном, Ломоносов преподаёт правила Российского Слова. И могут ли быть они посредственны, когда начертавший их разум водим был в грамматических терниях светильником остроумия?..
Между согражданами твоими не грамматика твоя одна соорудила тебе славу. Заслуги твои о Российском Слове многообразны; и ты почитаешься в сем своём труде яко первым основателем истинных правил языка нашего и яко разыскателем естественного расположения всяческого слова. Твоя грамматика есть преддверие чтения твоей риторики, а та и другая - руководительницы для осязания красот изречения творений твоих. Поступая в преподавании правил, Ломоносов вознамерился руководствовать согражданам своим в стезях тернистых Гелликона, показав им путь к красноречию, начертав правила риторики и поэзии...
Человек, рождённый с нежными чувствами, одарённый сильным воображением, побуждаемый любочестием, исторгается из среды народной.
Восходит на лобное место.
Все взоры на него стремятся, все ожидают с нетерпением его произречения.
Его же ожидает плескание рук...
Ломоносов, действуя на сограждан своих разнообразно, разнообразные отверзал общему уму стези на познания...
Воображению вещал: лети в беспредельность мечтаний и возможности, собери яркие цветы одушевлённого и, вождаяся вкусом, украшай оными самую неосязательность...
В бездне миров беспредельной, как в морских волнах малейшая песчинка, как во льде, не тающем николи, искра едва блестящая, в свирепейшем вихре как прах тончайший, что есть разум человеческий?..
Прославиться всяк может подвигами, но ты был первый...
Вещайте, как душа действует на душу, какая есть связь между умами?..
Если знаем, как тело действует на тело прикосновением, поведайте, как неосязаемое действует на неосязаемое, производя вещественность; или какое между безвещественностей есть прикосновение. Что оно существует, то знаете. Но если ведаете, какое действие разум великого мужа имеет над общим разумом, то ведайте ещё, что великий муж может родить великого мужа" и се венец твой победоносный. О! Ломоносов, ты произвёл Сумарокова...
Сравни то, что писано до Ломоносова, и то, что писано после его, - действие его прозы будет всем внятно...
Итак, отдавая справедливость великому мужу, поставляем имя Ломоносова в достойную ему лучезарность...
Но внемли: прежде начатия времён, когда не было бытию опоры и всё терялось в вечности и неизмеримости, всё источнику сил возможно было, вся красота Вселенной существовала в его мысли, но действия не было, не было начала.
И се рука всемощная, толкнув вещественность в пространство, дала ей движение. Солнце воссияло, Луна прияла свет, и телеса... образовались.
Первый мах в творении всесилен был; вся чудесность мира, вся его красота суть только следствия.