Молодая, трудолюбивая и талантливая Россия
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
Татьяна Хруцкая
МОЛОДАЯ, ТРУДОЛЮБИВАЯ И ТАЛАНТЛИВАЯ РОССИЯ
Санкт-Петербург
2015 год
МОЛОДЫЕ, ДЕРЗКИЕ, ПЕРСПЕКТИВНЫЕ...
Мы, молодёжь 21-го века,
во имя нашей Родины, во имя России
клянёмся...
"Россия - это 10 веков Истории, огромный пласт культуры, не отрывайтесь от корней..."
"Всякий патриотизм начинается с нежности к незабвенным уголкам детства: деревне на бугре и ромашковому скату к безымянной речке, туманцем подёрнутой лесной дали, материнской могилке на погосте..."
"Может ли человек своё предназначение отменить? Отменить его нельзя, ему надо следовать. Пока следуешь, будешь храним, потому что нужен..."
"Вымётываясь из русла, разбивается жизнь на множество рукавов. Трудно предопределить, по какому устремит она свой вероломный, лукавый ход..."
"Лучшее, что может делать человек - это гармонизировать мир..."
"События минувшего дня диктуют график очередного..."
"Не всё произрастает на всякой почве, вследствие чего и физиологические потребности различно обозначаются на разных уровнях..."
"Мальчик с детства отмечен был бесплодной гениальностью, какой зачастую обозначается вырожденье..."
"Болезненная склонность богатых к накоплению избытков, в такой оскорбительной степени превышающих совместный пожизненный доход их челяди, что революциям приходится лечить её прижиганием приобретательского инстинкта... Большая собственность бесповоротно скомпрометирована Историей, и сегодня владение ею, сопряжённое с риском нарушения неписанного нравственного закона, выглядит чуточку неприлично в глазах большинства...
Чем теснее становится на земле, тем сильнее благоденствие каждого очага будет зависеть от благосостояния соседей, которых абсолютное большинство. Когда охрана барахла превысит ценность охраняемого, то наиболее дальновидные... сами начнут отрекаться от своих авуаров (вкладов в иностранных банках) и латифундий (крупное земельное владение, поместье), - с переходом на иные, духовные ценности, не подлежащие насильственному отчуждению..."
"Для нормального человека соблазн труда со всеми сообща и заодно с правопорядком всегда актуален..."
"Люди становятся обществом лишь с приобретением способности сознательно осуществлять свою Историю, для чего должны подвергнуться ваянию идей и воль. В разбеге исторического прогресса мы просто не имеем права мельчить свой порыв, растрачивать на пустяки отведённое нам время..."
"Советское было естественным продолжением русского, а вот постсоветское пришло откуда-то из другого пространства, это явление совсем иной, небывалой природы... Россия вступила на путь просвещённой Европы - путь, ведущий ко всем чертям... Наиболее разговорчивые гуманитарные деятели создают общественное мнение столицы..."
"Как мало мы за недосугом всматриваемся
в глаза и души подрастающей смены...
Их души тоже куда-то устремляются...
Знать бы, куда..."
Дети родителей сначала любят, потом судят, а потом жалеют...
"- Дурной пример, как известно, заразителен, и поэтому все разговоры и дискуссии о том, как воспитывать полезные привычки у подрастающего поколения оказываются пустым звуком, если это самое поколение изо дня в день наблюдает, что привычки их родителей с трудом вписываются в рамки полезных. И это важнее, чем то, что они видят в фильмах. Герои далеко, а папа с мамой близко. Что по вашим оценкам в первую очередь подталкивает подростков в ту или иную сторону? Хорошие или плохие привычки, как они формируются?
- Это очень сложный вопрос. Во-первых, они начинают формироваться не у подростков. Привычки, которые мы хотим сформировать, установки, которые касаются здорового образа жизни, правильного поведения, соответствие нормам и ценностям семьи, общества, государства, всё это начинает формироваться очень рано. Пищевые привычки в грудном возрасте. Буквально первый прикорм, и начинают формироваться первые предпочтения. И поэтому родители должны понимать, что если они очень любят копчёную колбасу, то и ребёнок будет любить копчёную колбасу. Если он употребляет много соли, жирного, жареного, ребёнок тоже будет это любить. А отказываться потом от пищевых предпочтений, привычек очень трудно. Это зависимость от сладкого, от солёного и так далее. Это такая же пагубная привычка, как курение, алкоголь, компьютерная зависимость... Это всё зависимости. Они формируются достаточно быстро в детском возрасте. В подростковом возрасте, как правило, начинается борьба с курением, с наркотиками, с компьютером. Часто перед ребёнком ставят компьютер с мультиками, чтобы он рот открывал во время еды. Потом отказаться от этой привычки практически невозможно. Родители сами начинают это делать. А это неконтролируемое количество и вкус еды. Ребёнок может съесть гору. Родители довольны, но в дальнейшем это может стать плохой привычкой еды и жевания перед телевизором...
- Бывает, дети алкоголиков не пьют вообще...
- Есть такой эффект в семьях алкоголиков, наркоманов. Дети, которые настрадались в детстве, но в достаточно небольшом проценте случаев.
- То есть, в основном это и модель поведения, и привычки, больше того, есть данные, которые показывают, что первая проба алкоголя происходит в благополучной семье. Шампанское, кагор... Если ребёнок получает от этого удовольствие или удовлетворение, его к этому тянет. На этом механизме и формируется зависимость. Он получает дозу приятных эмоций, дозу гормонов - и всё, эта привычка закрепляется.
- А если реакция будет: фу, какая гадость?
- Возможно, это его оградит. Действует очень много фвкторов. Очень много зависит, насколько здорова психика ребёнка. Очень много зависит от установок в семье. А в подростковом возрасте самое большое влияние оказывают сверстники. Семья становится менее значимой. Мнение взрослых менее значимо. И если ребёнку надо самоутвердиться в плохом коллективе, значит, он будет действовать по правилам этого коллектива. Важно, чтобы к моменту взросления, подростковому возрасту ребёнок не потерял контакт со взрослыми, и у него появился бы какой-то интерес. Учёба почти никогда не бывает доминирующим интересом. Очень редко. Это исключение. Это связано с тем, что учёба - тяжкий труд. И то, что это тяжело изо дня в день, а сегодня нагрузки безумны. Это 16-18 часов в день у старшеклассников. Это выдержать очень сложно. И поэтому хочется отвлечься, заняться чем-то иным. Чем жёстче требования семьи и школы, тем больше хочется вырваться.
- В семье есть какой-то рецепт, золотое правило, что родители должны делать, они должны идти на поводу у ребёнка, если "я хочу"?
- Жареное не очень полезно, мы не говорим: вредно. Можно всё, но не в больших количествах и не каждый день, время от времени. Но если родители придерживаются принципов здорового питания, если они не едят на ходу, если пища разнообразная... Любую кашу можно сделать вкусно, добавив туда фрукты, орешки... кашу мама сварила, а дальше пусть ребёнок сам выбирает. Что добавить. Это свобода. Ребёнку нужен выбор, который дают ему взрослые. Стоит прислушаться к ребёнку, когда он говорит: "я хочу".
- Организация питания в школе...
- Она не соответствует принципам здорового питания. Над этим работают и повара, и учителя, и медработники, и родители. Это отдельный разговор. Важна установка на здоровое питание. Это зависит от того, как школа относиться к этому...
- Основная задача школы - это стандартная программа образования...
- Нет. Основная задача школы - укрепление и сохранение здоровья. это прописано в законе об образовании. Укрепление здоровья и формирование ценности здорового образа жизни. в новом стандарте начальной школы прописаны все направления организации здоровье сберегающей деятельности школы.
- Родительский совет, попечительский совет - он способен влиять?
- Да, конечно. На нагрузку - нет. это стандарт, это базисный учебный план. Родители это изменить не могут. И, к сожалению, нагрузка будет расти, вводится второй иностранный язык со второго класса. Безумие. Это не приведёт ни к чему хорошему. Они. Главное, русского не знают. Они по-русски писать не могут, читать не могут. Вот в чём беда. Почему такая беда с сочинениями? Потому что не учат. Начальную школу от 40% до 60% заканчивают с несформированным письмом и чтением. А дальше всё. Они читают и не понимают, главную мысль в тексте выделить не могут. У нас учебники наукообразные, они не научные. Понятия сформулировать не могут. Более того, зачёт за сочинения ставили без учёта грамотности. 95% зачли. Иначе мы бы эту цифру перевернули.
- Физкультура в школе...
- Смерть на уроке во время кросса - это звоночек тревожный...
- Надо ли всех заставлять бегать кросс?
- Это безумие. В зависимости от состояния здоровья дети могут заниматься в основной группе, в подготовительной и в специальной медицинской.
- А нормы ГТО в школе?
- Есть много рисков.
- Делаете ли вы зарядку по утрам?
- Обязательно, 20 минут.
- Следите ли вы за рационом ваших внуков?
- По счастью мне даже не нужно следить, они придерживаются здорового питания. Но это не значит, что мы отказываем себе в различных кулинарных радостях. Мы собираемся и готовим разные вкусные вещи.
- Самое любимое вами вредное блюдо?
- Торт "наполеон". Но я не называла бы его вредным. Это не очень полезно, но иногда можно".
Минувшее не подружить с грядущим,
Не подружить сегодня и вчера...?
"- Конфуцию приписывают такую фразу: "Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем". Если же посмотреть на современных российских учителей, они попали в такой стремительный реформенный водоворот, что новое постигать сложно, а старое лелеять вовсе невозможно. Как воспринимают нынешние реформы люди, для которых эта профессия - не случайный выбор, а призвание? Вы выбрали профессию ещё в старые времена. Вот если бы этот выбор вам пришлось сделать сегодня, каким бы он был?
- Начнём с того, что Ваша цитата Конфуция у меня висит над входом в школу. На мой выбор профессии, конечно, повлиял и отец. Я бывал у него на уроках, видел, как он работает, видел долю его участия в учениках, как ученик на это откликается. И, конечно, опыт старшего брата. А что касается второй части Вашего вопроса: если бы предстоял выбор сейчас, был бы другой выбор, к сожалению. Когда я выбирал профессию, я имел серьёзный разговор и с отцом, и с братом. Я понимал и видел своими глазами, насколько уважительное было отношение к учителю. Когда мои дети выбирали себе профессии, хотя я вижу у них несомненные задатки педагога, но я им посоветовал заняться чем-то другим. Но так получилось, что сын в Политехническом университете преподаёт на условиях совместительства, и дочь тоже... Задатки у них есть, но династия, наверно, на этом прервётся.
- А как тогда привлекать молодых, инициативных людей в эту профессию, если мы хотим всё-таки, чтобы профессия была жива? А куда деваться? Она должна жить.
- Для того чтобы привлечь молодых, надо, во-первых, изменить отношение к этой профессии, что сделать очень трудно. Средства массовой информации поспособствовали тому, чтобы сделать такой образ Плюс наши законодатели поспособствовали этому, потому что стали открыто употреблять выражение "сфера образования как сфера услуг". Первым пострадал престиж. На второе я бы поставил, чтобы привлечь педагогов, - это, конечно, избавление от бумажной и электронной отчётности, вала бумаг, отчётов и т.д. Если раньше говорили, что директор - это учитель учителей, что завуч тоже учитель учителей... Сегодня есть такая расхожая шутка, что дети - это то, что мешает администрации, завучу и учителям правильно составлять отчёты. Это вторая проблема - отчёты. Третья проблема заключается в том, чтобы поднять престиж профессии надо поднять зарплату не до средней по промышленности, а именно за ставку, определённой как 18 часов, потому что многие не понимают того, что 18 часов - это чистое время урока в неделю. На самом деле подготовка к уроку занимает гораздо больше времени, чем сам урок. Я по специальности учитель физики. Я прекрасно понимаю, что подготовить интересный урок - это дорого стоит. Некоторые опыты я готовлю по 3-4 часа, чтобы на уроке продемонстрировать за 10-15 минут. Поэтому я бы выделил три составляющих. На первое место я бы поставил престиж, на второе место - избавление от кучи бумаг, на третье - уровень заработной платы. Образование - это не сфера услуг. Это не прачечная, куда отдали вещь (ребёнка), а потом получают его обратно. Родители уже выросли в эпоху, когда эта программа начиналась 25 лет назад. Они уже воспринимают как? Учитель должен... "сделайте мне красиво". Как камера хранения... Некоторый напряг при поступлении, отдал и на выходе - то-то и то-то. А нет - значит, виноват учитель. На самом деле образование и ребёнок - это не деталь, которую засунул в станок и по правильной технологии она выйдет такая, какая задумывалась. Каждый ученик, начиная с первого класса, - это личность. И от того, какой будет настрой общества, сначала в лице папы и мамы, потом окружающих, насколько он будет видеть востребованность знаний не на словах, а на деле, от этого будет крепчать и его знания, и профессия учителя. А когда он видит, что независимо от уровня образования, подёргавшись на киноэкране или совершив экстравагантный поступок, он получает почти всё, а те, кто постигает знания, очень мало, - это, конечно, главная беда. Надо от декларации переходить к делу. Я рад, что сегодня мы хотим не только продавать, а и производить, но для этого нужны инженеры, технологи, хорошее физико-математическое образование, такое как оно было, с его престижем. И если его получение будет связано со знаниями в школе, то тогда будет успех.
- Продолжая разговор о том, каким семья, школа, общество должны получить ребёнка из школы в конце его обучения в этом учреждении, хочу спросить: при тех программах, которые сейчас существуют, при тех федеральных стандартах, которые утверждены для работы средних школ, выйдет ли ребёнок в большой мир, научен ли самостоятельно принимать решения, самостоятельно искать информацию, отделять "овец от козлищ", или он выйдет с неким необходимым набором знаний в голове, но творчески применять его не сможет?
- Это очень глубокий вопрос: чему учить и как учить? Наша физико-математическая школа родилась в 1932 году. Мы пережили и эпоху индустриализации, и войну. В нашей школе было три госпиталя, более 400 учеников погибли, и учителей тоже. Мы пережили эпоху взлёта и направление такое готовить инженерно-техническую элиту, которая будет рассуждать, создавать, строить. Это была основная задача школы. Сейчас мы стремимся дать качественное, классическое образование. Мы не гонимся за новомодными направлениями, мы стремимся дать классику. И нам это удаётся, судя по результатам, неплохо. Что касается современных реформ, то педагоги и администрация устали от реформ. У нас хорошие результаты по ЕГЭ. Но с другой стороны, ЕГЭ - оно не даёт роста интереса, роста мысли, не позволяет понять глубину ученика. Если мы растим инженеров, творцов, а не копировальщиков, то этот способ оценки знаний очень неудачен. Это не раскрывает глубину. Второе. ЕГЭ вступает в явный дискурс. Федеральный стандарт образования против зубрёжки главных знаний. Он рассчитан на то, чтобы ученики добывали знания, знали, где добыть, могли спрогнозировать и построить свой путь постижения. Здесь есть некое противоречие...
- ЕГЭ и ГОСТ в разных кабинетах разрабатывались...
- Похоже, так. Их надо как-то совместить: хорошее от одного и другого. В ЕГЭ есть положительные моменты, и в ГОСТе есть положительные моменты. Но когда это сочетается, получается, как у Аркадия Райкина: "Кто шил костюм? Выходит человек и говорит: лично я пришивал пуговицы. К пуговицам есть претензии? - Нет, пришиты намертво, не оторвёшь". И тут то же самое. Это первое. И второе. Прежде чем внедрять какие-то модернизации, надо иметь ресурсы. Ввели ГОСТ - хотелось бы под него получить и деньги. Дополнительное образование до 10-и часов... Не надо пугать учителей очередными модернизациями, не надо каждый год менять правила игры. Надо стабильно и умно действовать. У нас, как и у врачей, главный запрет: не навреди. И последнее. Выдающийся философ Ларош Фуко говорил: "Каждый человек должен что-то знать обо всём и всё о чём-нибудь". Поэтому у учеников должна быть компетенция, но что-то он должен знать. Я против того, чтобы полностью исключить зубрёжку. Какие-то вещи надо знать. Что дважды два - четыре - это надо просто знать. Что Волга впадает в Каспийское море... А вот остальное можно уметь находить в Интернете, в справочниках и так далее. Надо соблюдать золотую середину, и с реформами не очень торопиться...
- Нет ли у Вас опасения, что при такой открытости у родителей, которые могут мыслить иначе, чем руководство школы, у них появится возможность давить на Вас и требовать, что ребёнку пойдёт во вред, но родители этого не понимают?
- Открытость школы прописана в законе. Я считаю, что несколько избыточная открытость. Забивать Интернет огромным количеством материала нерационально. Часть материала недоступна непрофессионалам. Финансовые отчёты, программы... Кто это будет читать, кто в этом будет разбираться? Если кому-то из родителей хочется прославиться, он всегда сможет найти какую-нибудь закорючку, позицию, которая ему непонятна. И на этом основании будет действовать. Я сторонник того, чтобы школа была открытой, помещались основные сведения, которые родители должны знать, но такая избыточная открытость мне кажется не нужной. Урок - это таинство общения учителя и ученика. Зная о том, что он находится под прицелом видеокамеры... Это не нормально. Всё нужно делать очень разумно...
- Давали ли Вы в школе списывать?
- Я иногда давал списывать своему другу по парте. В институте подсказывал. Сам я списывал один раз в жизни.
- Самый авторитетный для Вас педагог в истории человечества?
- Мой отец и тот учитель физики, который у меня был.
- Бывает такое, что ученик Вам задаёт вопрос, а Вы честно ему говорите, что ответа не знаете, но обязательно этот ответ найдёте?
- Это мой принцип. Я не могу знать всё. И если я не могу сходу решить олимпиадную задачу, я говорю: "Знаешь, я сейчас не готов тебе ответить, но на следующем уроке я вернусь к ней, и мы вместе её разберём".
Тема, которая касается всех... Нам не всё равно...
Среднее... очень среднее образование...
Знания большие, но смутные...
"Что надо ждать от школы? Никто не знает. Авторитета у учителя нет...
Нужно послушать детей, которые знают, чего они хотят получить от школы.
- Чему бы ты хотел, чтобы тебя научили?
- Математике, я очень люблю цифры...
- Ходить на руках и самообороне...
- Я хочу научиться разным языкам и поехать в другие страны...
- Я хотела бы всё знать...
- Мне в школе не хватает отдыха...
- У меня вопрос к учителю: какие всё-таки задачи выполняет современная школа?
- Я 20 лет работаю в школе и могу сказать одно. Когда мы говорим, что произошли большие изменения, я не ощущаю никаких изменений. Мы катимся по старым рельсам советской школы, которые уже проржавели и сгнили давно, но ничего нового за 20 лет я, к сожалению, не увидел. То, что называется... и ЕГЭ в том числе - это латание дыр. Это имитация, не более того...
- Ну, как же, с того времени, как ввели ЕГЭ...
- А что изменилось в содержании образования?
- Я скажу, что изменилось... Детям теперь только бы сдать все эти вопросники, они не читают книг, не готовятся по предмету...
- Я отец двух детей. У меня ребёнок занимается с 8-и часов утра и приходит в 9 вечера. Психологическая и физическая нагрузка детей огромная...
- Родители считают, что сложней стало учиться. Дети стали больше заняты, но это не говорит о хорошем образовании...
- Я не согласен, что за 20 лет ничего не меняется. По моим оценкам меняется не то что за 20 лет, а за последние 3 года. Бюрократия, количество бумажек, что заполняет учитель, вместо того чтобы учить наших детей, они выросли примерно в два раза за последние 3 года. И мы считали: 300 отчётов заполняет учитель за учебный год, вместо того чтобы готовиться к урокам...
- Я скажу ещё одну вещь. В рамках модернизации и новаторства они теперь эти отчёты заполняют в компьютере...
- С одной поправкой: сначала они заполняют их в компьютере, а потом они всё равно на бумажке должны внести в надзорное ведомство. Это заслуга министерства образования...
- Много разных заслуг у разных министерств, но тот факт, что, например, в нескольких московских школах дети в электронном журнале исправили все оценки, поставили пятёрки не только себе, а всем... Они сбили машину школьной реформы с рельсов, по которым она ехала... Что делать?..
- Чем больше становится бумаг, тем проще залатать эти дыры... Ничего не меняется... Давайте послушаем школьников...
- В первую очередь ученику не хватает времени, чтобы он мог нормально учиться...
- Это общая проблема. взрослым тоже времени не хватает... На что вам не хватает времени?
- На то, чтобы гулять, заниматься тем, что тебе по душе...
- Я хочу как мама сказать. у меня уже четвёртый ребёнок пошёл в школу. Я могу сказать, чего не хватает сегодня детям вместе со школой и учителям в том числе. Всё ушло, что было досуговым. Всё то, что, кроме уроков... Ребёнок мог и поиграть, и пообщаться с друзьями. У них была возможность позаниматься спортом... Их учили пришить себе пуговицу и ещё много чему. Всего этого доступного и нужного при школах нет. Продлёнка платная. Представьте себе, директоров, которые пошли на то, чтобы она была бесплатная, единицы. А если платная продлёнка, это 2,5 тысячи рублей и это большая проблема для семей с детьми... Раньше давали возможность научиться водить машину... Сегодня этого нет. Родители гонят ребёнка по репетиторам, по другим кружкам и секциям в разных местах. Всё это можно сделать в школах. Мы большой спорт начинали в школах. Спортсмены выходили из школы... Потом это уже поздно делать...
- Ваша претензия понятна...
- Я хочу сравнить себя как ученика советской школы и абитуриента, который сейчас приходит в вуз. В советской школе я последние несколько классов работал. Мне удалось удачно вписаться в студенческое информационное агенство... Я занимался тем, что писал заметки, шла перестройка, гласность. Я писал заметки каждый день. После школы я шёл на работу и был счастлив. Мне кажется, что для детей самое главное, самое интересное - это возможность в чём-то себя попробовать в тот момент, когда любая деятельность воспринимается как игра. Это совершенно невероятное ощущение: ты можешь делать то, что для других потом кажется работой, тяжёлой работой. Когда тебе 12-14 лет, ты вообще не считаешь это затратой, это самое лучшее развлечение...
- Насколько современное образование способствует развитию следующих характеристик? Здесь даны оценки. Диаграмма...
- Я хочу дать возможность ответить на все прозвучавшие здесь упрёки, поскольку ваш департамент называется "государственная политика в сфере образования". Это серьёзное дело. И поскольку она всё время меняется, вы нам дайте, пожалуйста, пояснения по той реформе, которая сейчас проходит, в частности в крупных городах... Школа перестаёт быть школой, куда ребёнок ходит с 1 по 10 класс. Школа - это некое абстрактное понятие, возглавляемое одним директором, разные здания. И происходит как бы ориентация... Достигаются ли цели? Что должно вырасти в этих столбцах диаграммы от этой государственной политики образования?
- Цифры абсолютно репрезентативны. Наша школа сильна в тестовых знаниях, где проверяется память. Мы очень средненько выглядим в тех заданиях, которые измеряют практические навыки. Есть хорошее сравнение советской школы и западной школы. "Американцы умеют на рубль, но знают на копейку. Мы знаем на рубль, но умеем на копейку". Наша задача - сделать современную школу, чтобы мы и знали, и умели на рубль. И новые стандарты...
- Не получится так, что мы будем и знать, и уметь на копейку?..
- Не получится...
- Как вы оцениваете нынешнее образование?
- Меняется и меняется очень многое, но как в песне: "а шарик крутится и вертится, и всё время не туда"... Директор школы, выступая в нашей Государственной думе, сказал: "Новая формула образовательной системы: дети, уйдите из школы, не мешайте нам применять закон о школьном образовании. Помимо того, что по данным комитета каждое учебное заведение заполняет 300 отчётов по нескольким десяткам тысяч показателей... Формула успешной образовательной политики: "лучшие традиции плюс новейшие технологии". Лучшие традиции выражаются известной формулой: сначала любить, потом учить. Как только мы к этой традиции будем возвращаться, у нас непременно начнётся...
- В начале передачи была статистика: 63% недовольных средним образованием. Такая же статистика в европейских странах и в странах индустриальных, хотя эти страны сегодня ведущие в области среднего образования. Эти 63% не показатель. Это говорит о том, что проблема отцов и детей существует... Что мы хотим от образования? У нас сегодня среднее образование, к сожалению, делится на несколько категорий. У нас есть прекрасные школы...
- Мои дети должны научиться выживать в этом мире, а не быть обезьянками в американской клетке...
- У нас есть прекрасные школы, гимназии, есть хорошие лицеи, откуда ребята поступают в ведущие учебные заведения мира. У нас есть школы, где просто камера хранения на 11 лет...
- То есть родители сдают их и получают обратно через 11 лет...
- Проблема в другом. Мы должны понять, что мы хотим видеть на выходе: либо общество потребителей, либо общество создателей...
- Сегодня мы говорим о нашем школьном образовании, пытаясь анализировать. И пришли к тому, что многие родители недовольны нашим образованием. Поэтому они предлагают альтернативы: в этих школах нет стандартов, 5-7 человек занимаются в обычных квартирах, иногда родители арендуют отдельные помещения, нет звонка, журналов, оценок. Длительность урока зависит от усидчивости и желания ребёнка. А в роли учителя чаще всего выступают сами родители. Занятия проводят не только дома, но и на улице в форме игры и испытаний. Правда, итоговые проверки несколько раз в год дети проходят всё же в обычной школе...
- Вот это к чему? Вот мы задались вопросом: чего мы хотим от школы? Вот люди, которые поняли, что их школа не устраивает, они образовали как бы альтернативу. Вот вы знаете, чего вы хотите и чему вы хотите научить ваших детей?
- Где-то знаем, чему хотим научить, но мы точно знаем, чего не хотим...
- А чего не хотите, чем вас не устраивает государственная школа?
- Когда мы с вами говорим о школе, в любом случае мы говорим о массовом образовании, по любому это так. И массовая школа пытается сделать индивидуальное образование, такой тренд. "Мы идём в тренде, у нас индивидуальное образование". Это бесполезно, пока существует классовая система. Когда человек приходит на индивидуальное обучение, на семейное обучение, конкретно каким-то вещам проще индивидуальное обучение. Оно естественнее...
- А как это сочетается со стандартом образования, обязательным для всех?
- Это очень важно учиться вместе, в коллективе...
- Коллектив, социализация и стандарты образования: три вопроса вам...
- Давайте постепенно...
- Давайте постепенно, но быстро. Каким образом стандартное образование, обязательное для всех, каким образом ваших детей вы дотягиваете?
- Учащийся проходит проверку...
- А как с социализацией? В классе 30 человек, а у вас по 5...
- Ребёнок, который учится по семейному образованию, не сидит дома. Это заблуждение. Мы значительно больше бываем в коллективе...
- Вы навязываете своему ребёнку то, что вам нужно... Если папа педагог, а мама медик, они навязывают своему ребёнку...
- Когда ребёнок маленький, родители выбирают школу...
- Этот упрёк несостоятелен, потому что всегда родители определяют будущее ребёнка. Любые родители...
- В ситуации, где много людей, из него делаю изгоя...
- Аттестат на основании чего? На основании стандарта. Другой вопрос - методика. Когда они ходят в исторический музей, ведут урок истории в историческом музее, а не в школе... Вопрос в другом: этим школам нужна помощь...
- Школа и семейное воспитание - это разные вещи...
- Семейная школа... это другое...
- Вы за детей своих не беспокоитесь, что они потом в обществе будут чувствовать себя изгоями?
- Нет.
- То есть у вас есть уверенность, что вы на правильном пути?
- Он общается просто идеально с любым человеком. Он ходит на горные лыжи, на дайвинг, на кучи других курсов. Он живой. Я считаю, что настоящая школа готовит роботов, которые не могут думать. Это не те люди, которые приведут нашу страну к процветанию...
- Действительно такая школа может вывести ребёнка на другой уровень?
- Действительно, такой политики образования не существует на сегодняшний день. Государство хочет получить граждан, школа хочет хороших показателей, а родители хотят счастливых детей видеть. А чиновники, в свою очередь, вообще не знают, чего хотят, и знать не хотят. И в итоге никакой политики. Поэтому родители вынуждены защищать своих детей от этой тотальной непонятливости...
- Ты представляешь работников музея...
- Сейчас в школах детям не хватает времени, для того чтобы понять, что им интересно. У нас есть много программ для детей школьного возраста. В 13 лет школьники волшебным образом исчезают. Они стали посещать кружок по химии, который им интереснее... А родители говорят, что ребёнок должен готовиться к ЕГЭ, у него нет времени... У меня есть свой опыт...
- Любовь к детям, дети должны полюбить своего преподавателя... О чём вы говорите? Он не успевает выполнить свои обязанности...
- В современной школе к учителям относятся хуже, чем к детям. Это проблема авторитета учителя...
- Меня учили огромному количеству предметов. Я хочу сказать школьникам и родителям, которые переживают, что не нужно нагружать детей чтобы не лишать их детства. Нагружать нужно, ум - это тоже мышца: чем раньше начнёшь учиться, тем больше будешь знать. Я выучила 5 языков, и за это я родителям благодарна. Чем больше, тем лучше. Нужно детей учить самым разным вещам, с младых ногтей заниматься тем, что самому интересно...
- Правильно. Нагружать их тем, что тебе самому интересно. А когда ты должен выйти на ЕГЭ и сдать ровно то-то и то-то, ты бросаешь своё любимое дело и сосредоточиваешься на тех вопросах, которые тебе нужно сдать. Многое зависит от педагога, от его желания и немного от его возможностей. Когда он хочет, он даёт, он заменяет, нарушая закон, один предмет другим, исправляет те промахи, пробелы, которые есть, другим предметом. Берёт дополнительный урок, занимаясь фальсификацией, отчитывается, что он, якобы, провёл программу по труду, на самом деле в это время он учил ребёнка русскому языку. Это практикуется, но это желание педагога, он хочет дать и даёт. К сожалению, это в школе тоже присутствует...
- Мой внук второго класса уже усвоил строки Николая Заболоцкого: "не позволяй душе лениться и воду в ступе не толочь, душа обязана трудиться и день, и ночь, и день, и ночь..." Но при этом я во втором классе был абсолютно свободным человеком, я гулял, сколько хотел, занимался, чем хотел, уроки проходили шутя. Мой внук уже перегружен. Самое печальное заключается в том, что огромная нагрузка не соответствует результатам. Девочки на кастинг приходят и не знают, как звали Пушкина. Для них Пушкин - это А.С. Посмотрите дальше. Преподаватели вузов говорят, что 8 из 10-и не знают, куда впадает Волга... Короче... Нам надо думать, что делать, нам нужно уменьшать количество формальных знаний, которые мы заталкиваем детям в голову, и несравненно больше уделять внимания многостороннему развитию ребёнка...
- В министерстве образования предложили ввести ЕГЭ для учителей...
- К сожалению, уже давно аттестацию педагогов в стране превратили в формальную процедуру, не позволяющую объективно оценить профессиональные знания и умения. Следствием этого является явное несоответствие качества знаний выпускников российских школ по большинству предметов тому количеству часов, затраченных на их изучение, и расходы бюджета...
- А что это за образовательные услуги? Почему образование засчитывают как право потребителей в образовательных услугах? Почему не уважают учителей? Да потому, что их низводят до уровня прислуги. Это невозможно. Не построишь ничего. Это первое. И второе. Зачем сливают классы? Зачем объединяют школы? Это жестоко и абсолютно дисфункционально...
- Это прекрасный эксперимент министерства образования школы. В школе уволилось много учителей. Это люди, которые обладают чувством собственного достоинства. Это люди интеллигентные, они не будут локтями пихаться. Им сказали: вы уволитесь, мы новых найдём, гастарбайтеров - и никаких проблем. Зато всё функционально чётко...
- Нам, конечно, никакого ЕГЭ для учителей не нужно. Достаточно той аттестации, которая есть. Просто нужно превратить её из формальной процедуры, в которой она сейчас функционирует, в нормальную, которая будет раз в пять лет. Второй момент. Что нам точно нужно для учителей - нам нужно прекратить то наступление на педагогические вузы, которые сейчас ведёт министерство образования. Оно огромное количество педагогических вузов сократило... Было уничтожено, реорганизовано... Убрать этот совершенно дикий объём школьной бюрократии, навести порядок со школьными учебниками, качество которых не отвечает сегодняшнему времени...
- Это программа мощная, можно ли её реализовать?..
- И ещё один момент. Вы очень правильно сказали про реорганизацию школ, и самое интересное, к чему она привела. Она не достигла ни одного из трёх показателей...
- В Интернете достигла. Там красивые графики, всё нарисовано...
- Счётная палата дала заключение по итогам этой пресловутой реорганизации. В итоге: зарплаты учителей не увеличились, а уменьшились, расходы бюджета не уменьшились, а увеличились, и доступность образования не повысилась, а наоборот, сократилась. Вот это результаты этой пресловутой реорганизации...
- Давайте посмотрим, что такое современное образование? Сегодня это реформа. Год, полгода - реформа. Никто не успевает к этому адаптироваться. Бумажная волокита и лишняя нагрузка. Это требует лишних бюджетов, которые берут из других сфер. Для того чтобы получить достойное образование, нужны хороший учебник и хороший учитель, которому хорошо платят. Больше ничего не нужно...
- Что нужно для хорошего образования?
- Для хорошего образования изначально нужно понять одно: не мы учим брать информацию у детей, а учимся у детей. Поэтому давайте вместе с ними учиться осваивать новые технологии, Интернет...
- Очень важно понять: а зачем вообще нужно образование? Когда на выходе ребёнок выходит из школы, поступает в институт, он даже не понимает, куда ему дальше идти. Он просто понимает, что ему нужно набрать баллы, чтобы потом в какой-нибудь институт пройти. У этого образования нет будущего. Дети не выходят из школы с профориентацией: куда ему идти. Есть море курсов, когда можно понять, чего он хочет...
- Много разной критики прозвучало, никто не остался в стороне, но, хоть на самом деле есть много хороших школ, во-первых и во-вторых - самое главное: у нас всё-таки очень много хороших учителей, которые, несмотря на все реформы, все попытки разных министерств и чиновников всячески их улучшить, тем не менее, каждый день продолжают выполнять свой долг и учить наших детей. И за это им большое спасибо..."
"Многие помнят звонкую строчку Маяковского из советских времён, сейчас её вспоминают редко...
"Коммунизм - это молодость мира,
и его возводить молодым..."
Он писал это с пафосом, когда идея овладела массами...
Строительство коммунизма в одной стране, как мы знаем, не заладилось, и теперь Россия стремится сквозь тернии совсем к другим звёздам...
Но при этом, давайте скажем честно, в любом обществе, что бы оно ни строило, молодые играют ту роль, которая им досталась... И молодым с удвоенной силой нужно постоянно доказывать, что они по праву могут претендовать на большее...
Палата молодых законодателей при Совете Федерального Собрания России...
- Хотелось бы, чтобы они доказывали, что кое-что стоят. Если они не будут доказывать, то такие молодые сегодняшней России не нужны...
- Ваши коллеги по палате молодых законодателей... Вы понимаете, что на вас старшие товарищи смотрят, пристрастно оценивают, можно ли вам доверить серьёзное дело?..
- Политика - это такое поприще, где не дают поблажек, нет статуса "молодой депутат", "немолодой депутат". Если уж со всех берётся одна мера, одна оценка, мы готовы к этому. И мы рады этому, потому что это профессионализм. Чем жёстче оценка, тем выше профессионализм.
- Если нет такого статуса: молодой, немолодой, то палата молодых законодателей есть. В чём тогда смысл, зачем она была создана?
- Для того чтобы аккумулировать, собрать в Совет Федерации самых перспективных, самых молодых политиков, действующих политиков регионов. Там главы городов, заместители председателей Законодательных собраний, областного уровня, парламентов, председатели комитетов. Высокий уровень до 35 лет. Это такая площадка, чтобы молодые политики начинали потихонечку разбираться, учиться в федеральной повестке. В городе одни проблемы, в регионе другие проблемы, а на уровне Федерации - это совсем другое видение. И если выстроить нормальный, понятный диалог между политиками и молодыми политиками, чтобы они понимали, приезжая в свой город и в свой регион, чем дышит федеральная власть...
- 35 лет - это такой возрастной ценз. Достаточно ли быть просто человеком младше 35 лет, чтобы попасть в такую Палату?
- Нужно быть младше 35 лет и быть действующим депутатом или определённого уровня власти, получить доверие главы республики, главы региона, либо председателя законодательного собрания, потому что они подписывают распоряжение о направлении в эту структуру...
- Много ли таких молодых законодателей в вашу структуру входит?
- По два человека от региона: один - от законодательной власти, второй - от исполнительной.
- Вы когда избирались в совет федерации города, Вы, когда туда пошли, когда стали туда избираться, Вы, почему это сделали?
- Есть несколько путей для молодых политиков. Меня выдвинули те люди, которые вокруг меня находились. Я был молодым предпринимателем, преподавал в университете, вокруг меня саккумулировалась такая группа людей, которые понимали, что я чётко и понятно их чаяния и видения могу представлять на уровне депутатского корпуса. Поэтому больше был даже толчок в спину: вперёд, мы готовы тебя поддерживать. Ты точку зрения, которую сейчас нам говоришь, сохранил во время депутатской деятельности...
- То есть вы им понравились своими речами...
- Речами, делами... Я всегда вёл общественную деятельность в предпринимательском сообществе, студенческом. Это академический опыт. Лекции, на которые приходили не только студенты моих курсов, но и студенты с параллельных факультетов. Поэтому была такая группа людей, достаточно большая для моего города, которая была уверена в том, что я могу...
- А в каком году вы избрались?
- В 2012-ом.
- Три года - это срок достаточный, не маленький. Те люди, которые вас подталкивали, они сейчас выказывают какое-то недовольство, какие-то претензии к Вам предъявляют?
- Претензий нет. Есть диалог. Пределы власти вы начинаете понимать как по ту сторону, так и по эту, становишься таким проводником, чтобы уравновесить. Потому что есть те запросы общества, которые невыполнимы просто на данном этапе. И все люди, с которыми я приходил на эту работу, они до сих пор работают, мы дружим. Я максимально открыто веду политическую деятельность, веду социальные сети, отвечаю, комментирую. Все решения публикую, как на сессии голосовал по каждому вопросу. Чтобы люди могли понимать, как я проголосовал, чтобы потом не надо было доказывать, кто в каком решении был виноват...