Оленев : другие произведения.

Бродский 1,5. Сомнения

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    попыточки понять

  И.Бродский. 1,5. Сомнения.
  
  Olenev
  
  
  
  Как правило, стихи не расчитаны на объяснение ("не понимаешь - значит не дано"). Проза более демократична. А мемуары - так те требуют комментариев.
  
  Естественно, что И. Бродский рассматривал свой текст как прозу, а не как документальные воспоминания. Одно время мне казалось, что этот текст один из лучших в современной литературе.
  Не решаясь обозвать свои вопросики как комментарии, определю мои помыслы как
  "Бродский. 1,5. Сомнения".
  (Источник - Мошков, конечно)
  
  1. Полторы комнаты. При сокращении слова до цифры, мелькает мысль, что семья Бродских состояла из 1,5 человек, где Иосиф законно владел третьей частью.
  Интересно, приходило ли это ему в голову?
  
  2. Она требовала от нас, чтобы мы всегда ходили в ботинках или тапочках.
  //Наверное, это очень русское. На Западе, начиная с Чехии, ходят в доме без обуви (если не холодно, конечно)//
  
  3. Мужские ноги пахнут
  //Женские тоже на это способны. //
  
  4. по широким, канадского клена половицам
  // для симметрии и по причине занудства, следует предположить, что в питерской квартире половицы были сосновые//
  
  5. Время было послевоенное, и очень немногие могли позволить себе иметь больше чем одного ребенка.
  //Это не совсем верно, если учитывать реалии (возможности предохранения и ситуацию с абортами) того времени//
  
  6. паркет был подметен и сиял.
  //один из примеров пожертвования детали "прозы жизни" для усиления прозы: паркет обычно сияет, если его натереть//
  
  7. Включая нас, там жило всего одиннадцать человек. В иной коммуналке число жильцов могло запросто достигать и сотни. Середина, однако, колебалась где-то между двадцатью пятью и пятьюдесятью. Наша была почти крошечной.
  //ситуация, характерная для Питера и, возможно, Москвы. В небольших городках тоже было много коммуналок (да и бараки дожили чуть ли не до перестройки), но в них могли проживать и 2-3 семьи.//
  
  8. За исключением одной из них, они не были доносчиками; не плохое для коммуналки соотношение
  //Опять ситуация типичная для крупных городов и для служащей прослойки. В небольших поселениях и в рабочей среде это редкость//
  
  9. Есть нечто племенное в этой тускло освещенной пещере, нечто изначально эволюционное, если угодно; и кастрюли и сковородки свисают над газовыми плитами подобно тамтамам
  //Как известно, после революции были проекты совместного проживания будущих "советских людей". Вожди, правда, предпочитали селиться в индивидуальных пещерках//
  
  10. Я пишу о них по-английски, ибо хочу даровать им резерв свободы
  //Эта "биографическая проза" Бродского - смесь сдавленного и открытого проклятья и системе и стране, вплоть до языка (вслед за известной поэтессой, проклявшей землю)
  
  11. А кроме того, даже напиши я это по-русски, слова эти не увидели бы света дня под русским небом. Кто б тогда прочел их? Горстка эмигрантов, чьи родители либо умерли, либо умрут при сходных обстоятельствах?
  //Да, трудно было предвидеть перемены. А сейчас, если эти строчки не очень читаются в России, чего ожидать от англоязычных. Хорошо, если там хоть имя Бродского еще не забыто в читательской "массе".
  
  12. и капитан Ф. М., высокий и стройный, в незастегнутом темно-синем кителе, наливает себе из графина рюмочку, подмигивая мне как взрослому. Ремни с якорями на пряжках и парабеллумы в кобурах лежат на подоконнике, мать ахает при виде кимоно. Война окончена, наступил мир, я слишком мал для того, чтоб подмигнуть в ответ.
  //нет ли влияния В. Набокова на некоторые интонации прозы Бродского?//
  
  13. однако порождение ума единственного мечтателя среди русских императоров, Петра Великого
  //говорят, что были и другие мечтатели среди среды этой//
  
  14. Ребенок -- это прежде всего эстет
  //особенно, если этот ребенок - ранний Бродский, описываемый старшим//
  
  15. По сей день я полагаю, что страна только выиграла бы, имей она символом нации не двуглавую подлую имперскую птицу или полумасонский серп и молот, а флаг русского флота -- наш славный, поистине прекрасный Андреевский флаг: косой синий крест на девственно белом фоне.
  //всегда есть возможность "благоустроить Россию"//
  
  16. соседи, в каких бы милейших отношениях мы с ними ни находились, донесли бы на нас куда следует в ту же секунду.
  //Прошло не так уж много времени с конца (?) этой полноносной эпохи, а уже сомневаешься: да везде ли так было? Нет ли в этом поэтического преувеличения?//
  
  17. Пишущая машинка тоже составила часть китайского улова отца, хотя он отнюдь не предполагал, что его сын приберет ее к рукам.
  //Письменные машинки почти не продавались и, кажется, должны были быть на учете (в милиции?)//
  
  18. Я готов поверить, что в России труднее, чем где бы то ни было, смириться с разрывом уз
  //Более "простое" объяснение на уровне индивидуальных отношений в данном случае не устраивал Бродского. Его интересовала тема "Я (мы) и Россия"//
  
  19. другие обитатели континента (немцы или французы), которые перемещаются гораздо чаще хотя бы потому, что у них есть автомобили и нет повода толковать о границах.
  //Забавно вспоминать здешних испанских знакомых, которые не катаются по Европе только потому, что это "дорого" и "дома спокойнее"//
  
  20. Возможно, в том, что я тут наговорил, виновато совсем другое: несоответствие настоящего тому, что помнится.
  //И многое другое: неуверенность, что "поставленная задача" при всей своей неопределенности решается правильно, "сопротивление текста" и памяти одновременно.//
  
  21. "Чего еще можно ждать от этой сволочи" -- была его присказка в таких случаях, присказка, с которой он покорялся судьбе.
  //По этому тексту жизнь отца вырисовывается покореженной, но не ломанной. Получил высшее образование, вернулся живым с войны, не попал ни в лагеря, ни на завод. Занимался почти всегда тем, что нравилось. Но, в отличие от сына, не выступал и не высовывался.//
  
  
  22. Мужчины того поколения всегда выбирали или -- или. Своим детям, гораздо более преуспевшим в сделках с собственной совестью (временами на выгодных условиях), эти люди часто казались простаками. Как я уже говорил, они не очень-то прислушивались к себе. Мы, их дети, росли, точнее, растили себя сами, веря в запутанность мира, в значимость оттенков, обертонов, неуловимых тонкостей, в психологические аспекты всего на свете. Теперь, достигнув возраста, который уравнивает нас с ними, нагуляв ту же физическую массу и нося одежду их размера, мы видим, что вся штука сводится именно к принципу или -- или, к да -- нет. Нам потребовалась почти вся жизнь для того, чтобы усвоить то, что им, казалось, было известно с самого начала: что мир весьма дикое место и не заслуживает лучшего отношения. Что "да" и "нет" очень неплохо объемлют, безо всякого остатка, все те сложности, которые мы обнаруживали и выстраивали с таким вкусом и за которые едва не поплатились силой воли.
  //О чем речь? О том, что выхода всегда два?//
  
  23. Они почти не рассказывали мне о детстве, о своих семьях, о родителях или дедах.
  //Не очень вериться. Скорее, в свое время Иосиф не очень интересовался//
  
  24. Так когда же и где, спрашиваю себя, переход от свободы к рабству обретает статус неизбежности?
  //и далее//
  Но 25 октября 1917 года отцу исполнилось уже четырнадцать, матери -- двенадцать лет. Она уже немного знала французский, он -- латынь. Вот отчего я задаю эти вопросы. Вот почему я разговариваю сам с собой.
  //сам он свершил переход "от рабства к свободе", когда это сделать еще не поздно?//
  
  25. В некотором смысле это было милостью судьбы: у нее не возникало проблем с устройством на работу. Зато она и работала всю сознательную жизнь.
  //В сравнении с Европой, где многим женщинам удается избежать этого удела?//
  
  26. их пенсии были аннулированы в 1964-м, когда я получил свой пятилетний срок, и им пришлось снова искать работу.
  //забавный фактик! Как не вспомнить известное выражение иного Иосифа: "Сын за отца не отвечает"!//
  
  27. Что роднит память с искусством, так это способность к отбору, вкус к детали.
  //память отбирающая, да, может быть и такая//
  
  28. Память искажает, особенно тех, кого мы знаем лучше всего. Она союзница забвения, союзница смерти. Это сеть с крошечным уловом и вытекшей водой. Вам не воспользоваться ею, чтобы кого-то оживить, хотя бы на бумаге. Что делать с миллионами невостребованных нервных клеток нашего мозга? Что делать с пастернаковским: "Всесильный Бог деталей, / Всесильный Бог любви"? На каком количестве деталей можно позволить себе успокоиться?
  //необходимых, но достаточных...//
  
  29. Просто я думаю, что естественные законы, отказывающие в непрерывности всякому, выступая в союзе (или под маской) с ущербной памятью, служат интересам государства. Что до меня, то я не собираюсь потворствовать их торжеству.
  //тоже стимул//
  
  30. бесчеловечность всегда проще организовать, чем что-либо другое.
  //но продержаться на этом империи не удалось//
  
  31. Довольно молодые, к тому же рожденные свободными, вряд ли они понимали, что страна, где они родились, -- это государство, которое само решает, какая вам положена семья и положена ли вообще.
  
  
  32. чьи концлагеня, на его взгляд, были хуже: нацистские или наши. "Что до меня, -- последовал ответ, -- то я предпочел бы превратиться в пепел сразу, нежели умирать медленной смертью, постигая сам процесс".
  //и по этой причине в 1985 этот текст благоразумнее было печатать по английски//
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"