Аннотация: Скажу честно - я и предполагать не смел, что то "умозрение в красках", которое умели набрасывать на умственном холсте Тютчев и Заболоцкий - не умрет, а возродится (или останется) в наших современниках. Тарас Бурмистров
Айдар Хусаинов
Стихотворения
љ Хусаинов А.Г., 2009 г.
љ Бурмистров Т.Ю., предисловие, 2014 г.
љ Валиахметов Р.Г., обложка, 2009 г.
Предисловие
Русская поэзия, качественно (по глубине осмысления и важности поднятых тем) одна из лучших в мире (умеющие читать на русском языке обычно полагают, что лучшая, и небезосновательно) - количественно весьма скудна. Ее средоточие - так называемая "философская лирика" - это всего лишь несколько десятков стихотворений, в пределах сотни, написанных за последние два века.
Оборвалась она, эта традиция, с Блоком, Мандельштамом и Заболоцким. Советский строй имел игровой, а не натуралистический характер (ср. статью Шиллера "О наивной и сентиментальной поэзии"), и вследствие этого все, кто поверил этой игре (включая Пастернака и отчасти даже Бродского, как отчаянно тот ни сопротивлялся) - смогли создать только вторичное, опосредованное, не более чем в рамках определенной, придуманной в кабинетах идеологемы.
Закономерно, что русский язык освободился от этого морока только в 80-е, с падением - или тогда еще креном - советского строя. Но никто не смог так выразить это новое чувство, восходящее к старому, как Айдар Хусаинов.
Чуковский, родившийся за 35 лет до революции, пронес чувство страшной ненатуральности новой власти через всю жизнь, как и все, кому в роковом 1917 году было больше двадцати лет. В июне 1957 года, через сорок лет после начала новой эпохи и за тридцать лет до ее конца (но об этом он знать не мог) - писал Заболоцкому, прочитав его поэтический сборник:
"Пишу Вам с той почтительной робостью, с какой писал бы Тютчеву или Державину. Для меня нет никакого сомнения, что автор [перечисляются названия стихотворений] - подлинно великий поэт, творчеством которого рано или поздно советской культуре (может быть, даже против воли) придется гордиться, как одним из высочайших своих достижений. Кое-кому из нынешных эти мои строки покажутся опрометчивой и грубой ошибкой, но я отвечаю за них всем своим семидесятилетним читательским опытом".
Когда я пишу об Айдаре Хусаинове, я испытываю ту же робость. Даже несмотря на то, что советской власти (к счастью) и советских читателей (благодарение Богу) уж нет и в помине. И кости обеих идеологем истлели на ментальном кладбище, среди других похороненных идей.
Скажу честно - я и предполагать не смел, что то "умозрение в красках", которое умели набрасывать на умственном холсте Тютчев и Заболоцкий - не умрет, а возродится (или останется) в наших современниках.
Перед вами сборник. Я призываю вас - прочитайте его. Я хотел бы выделить это "прочитайте" так, как не позволяют типографские средства, любой курсив и жирный шрифт.
Русская поэзия не умерла. Ниже - живое тому свидетельство.
Возможно, это значит, что не умерла и Россия. Но не будем загадывать так далеко.
Тарас Бурмистров
http://tbv.livejournal.com
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
1
НОЧНЫЕ ПЛОВЦЫ
Мы чиним старенькую лодку
И отправляемся вдвоем.
Мы пьем космическую воду,
Пересекая водоем.
И звезды медленно, как мины,
К нам поднимаются со дна,
И освещает все глубины
Великолепная луна.
Из наших легких вышел воздух,
Над нами вьются пузырьки.
Мы покидаем нашу лодку
По мановению руки.
Не разогнув свои колени,
Расставив руки в высоте,
Мы уплываем постепенно,
Как целлулоид в кислоте.
29.03. 1987
***
Выйду вылить воды и надену защитного цвета рубаху,
Сто двенадцать шагов, а потом повернуться назад.
Я закрою глаза в ожиданье наплыва животного страха,
А потом, а потом я открою глаза, я открою глаза.
Как мне было темно и прохладно в моей комнатушке знакомой!
Неужели и я покидаю ее, чтоб расплескивать зло и добро?
Неужели и мне не хватает огня за порогом заветного дома,
Где в руке серебро или в горле блестит серебро?
Что же делать когда от порога к порогу дорога витая?
Ты назавтра жилец, а сегодня стропила горят.
И Борис Пастернак, как удод, над высокой травой пролетает,
Где за лугом блаженные сосны, как люди из бани, стоят.
22.05.1987
СНЕГОПАД
Легкий снег висит на нитях,
Но вблизи и вдалеке
Все отчетливее виден
Путь по жизненной реке.
Но, покуда не поплыли
Берега, река и снег,
Ты один среди идиллий,
Потому и человек.
Потому от черно-белой,
Обжигающей струи
Оттолкнешься неумело,
Продолжая в забытьи
Все шептать слова о лете,
О тепле родной земли.
Хорошо гулять по свету,
Как измятые рубли.
1987 г.
Весеннее
Днем солнце. Конечно, могло быть и хуже,
Но ветер с окошка небес облака
Согнал, как свернул, и каждая лужа
Сияет теперь веселей пятака.
Облезлые зданья растут из неволи,
Деревья сквозят акварелью весны.
И в графике веток нет места для боли,
Для зимней, постылой, чужой тишины.
1984
***
Ивы, как женщины, падают в пруд с берегов незаметных.
Воды расходятся и принимают в себя промелькнувшее тело.
Даже в душе наступает зеленое лето.
Господи, кто бы заметил, как все это мне надоело.
Как же душа покоряется снова и снова щемящему звуку,
Если и слова такого не сыщешь, как будто совсем не бывало.
Только опять поднимаешь и тянешь усталую руку,
Падаешь в сон на скамейке жестокой вокзала.
И в полшестого утра в ожиданье троллейбуса на остановке