Пожилой мужчина сидел на лавочке набережной и смотрел на горизонт. Тихо ударялись о берег небольшие волны полноводной реки. Лёгкий ветерок не был горячим и этим приятно радовал. Мужчина думал что в такие минуты человека не посещают серьёзные мысли и это отлично. Думал о том состоянии человека, когда сознание очищается от разного информационного мусора, освобождая место для следующих мыслей, которые приходят неожиданно, с приходом разнообразных житейских проблем.
- Здравствуйте Валерий Павлович!
Валерий Павлович увидел подошедшего к лавочке молодого человека, когда-то работавшего вместе с ним на предприятии. Молодой человек с улыбкой проговорил:
- Разрешите с Вами посидеть, выпить пива и посмотреть на рыбаков, которые ловят рыбу?
- Конечно. Присаживайся. Рад тебя видеть.
- Пиво будете? - доставая из пакета бутылку пива, сказал Слава, так звали юношу.
- Спасибо за предложение, но я уже давно запретил, сам себе, пить что-либо из бутылки, если я не страдаю от жажды. Да и неприлично это в моём возрасте - пример нехороший.
- А у меня есть пластмассовые стаканчики. Сейчас налью.
- Тогда налей мне неполный стакан, чтобы удобно было взять и не пролить.
Слава налил в стакан пиво со словами: "Наполовину пустой и наполовину полный". Передал стакан Валерию Павловичу. Налил в свой стакан пива и стал пить напиток небольшими глотками, смотря на горизонт. Закрыл глаза и почему-то глубоко вдохнул и выдохнул воздух. Налив новую порцию пива, не стал его пить и, смотря на горизонт, заговорил:
- Недавно смотрел фильм в котором выдвигается гипотеза что наша земля плоская и имеет край. Глядя вдаль, глаза говорят что это похоже на правду, но разум знает, что земля круглая. Смешно? Вижу улыбку.
- Просто представил что в космосе летают планеты, формой похожие на круглые оладьи. По шкале Маца это на правду не похоже. Создатель фильма хотел заставить зрителя задуматься, только и всего. В жизни как бывает? Сначала люди думают о незнакомых "вещах" как о том, что этого не может быть, потому что не может быть никогда. Через некоторое время, понимая о том, что возможно всё, теоретически, думает что в этом что-то есть. И если этот мир не какая-то мега фантастическая имитация, которую большинство людей не в состоянии проверить... в общем не хочу заглядывать далеко.
- А что это за шкала такая, о которой только что было упоминание?
- Честно сказать не хотелось бы говорить серьёзно на природе, но расскажу об этой шкале как можно яснее и проще. Я знаю тебя как думающего человека, а иначе бы я не проронил ни слова.
На примерах это выглядит чётче. Если мысленно взять уличный жидкостный термометр, измеряющий температуру воздуха и разместить его перед глазами параллельно горизонту, убрать цифры, и шкалу сделать с еле заметными делениями, то шкала Маца выглядит примерно так. На концах расположены: на одном - да, на другом - нет. В зависимости от вопроса могут стоять другие слова: любовь - ненависть, правда - ложь, белое - чёрное, лето - зима, верх - низ, жара и холод как на градуснике и так далее. Не буду говорить что шкала может менять свои параметры и редактироваться безумное количество, иметь критические точки и степень противоречий. Всё зависит от точности задаваемого вопроса и от знаний человека, которые эти вопросы себе задаёт. Чем чаще человек пользуется этой шкалой и имеет внушительный запас фундаментальных знаний, тем точнее ответ и место этого ответа на шкале Маца. Я понятно говорю?
- Да. Я представил эту шкалу в своём воображении и даже видел как она меняет: и длину, и ширину и даже цвет.
- Прекрасно. Мне не хотелось бы навязывать свои мысли, учить или поучать тебя - учить неблагодарное занятие. Я рассказал как я вижу эту шкалу. Как её видит другой человек, для меня загадка по понятным причинам.
- А Вы сами пользуетесь этой шкалой?
- Иногда. Чаще считаю плюсы и минусы. Но это касается каких-нибудь решений, а не желания правильно познать мир.
- А вот о выражении: "Учить неблагодарное занятие", выходит что у учителя неблагодарная работа?
- Хорошо. Давайте зададит вопрос и поместим ответ на шкалу Маца.
- Давайте!
- Давайте! Но надо обязательно задать точный вопрос, чтобы получить точный ответ.
- Согласен.
- На одном конце шкалы будет учитель, на другом ученик, на одном "да", на другом "нет". Вспомни, Слава, благодарил ли ты учителя за знания, которые тебе предложил твой преподаватель? Ты, наверное, был благодарен ему не за знания, а за то, что он был для тебя понятен, имел яркую индивидуальность и мог ответить на любые твои каверзные вопросы. Только жаждущий знаний получает эти знания. Паренёк в юном возрасте не считает главным знания, а думает о футболе и смотрит на время, стараясь его поторопить; со страхом думает о том, что он скажет у доски, отвечая на вопросы учителя. Получается то, что он учится по принуждению, заучивает из-за страха. За это не благодарят. Благодарность идёт от души, но душа не подвластна разуму.
- Хочется защитить учителей. Общество благодарно учителям. Все понимают что они строят будущее общество образованным, а образованный человек принимает решения более мудро, правильно, профессионально. Человек, наделённый знаниями, может создать будущее процветающей страны. Лично я благодарю учителей за их вклад в развитие умственных способностей граждан страны.
- Да я тоже считаю их деятельность нужной. Ценность шкалы Маца - это простота, способная определить границы разумного. Честно отвечая на вопросы со стороны различного статуса человека, можно правильно расставить приоритеты, влияющие на жизнь, поступки и дела людей. Если ты хочешь получить более сложный ответ, то тебе необходимо задать более сложный вопрос и расположить на концах шкалы другие слова; необходимо идти от простого к сложному. Ты, наверное, скажешь ещё и о том, что построены: школы, институты, университеты и юношей и девушек интересуют знания, что много учеников жаждут учится. Но ты так же знаешь, что обучение обязательно во многих странах, и учёба в высших учебных заведениях это только одна из ступеней в карьерной лестнице. Основные знания ученик получает из других источников, таких как: книги, справочники, научные труды, познавательные фильмы, интернет, просто из рассказов писателей. Чтобы ответить на один простой вопрос, надо ответить на множество сложных. Этот умственный путь старательно стирается мозгом, но остаётся в памяти результат умственного труда. Возможно это и называется мудростью, часть которой передаётся поговорками и баснями.
Некоторое время мужчины сидели молча и, попивая пиво, смотрели на горизонт. Каждый думал о своём. Валерий Павлович думал что подсказал молодому человеку ещё один способ получить правильный ответ на свои многочисленные вопросы. Слава думал что этот Мац, по его же шкале, далеко не глупый человек.