Холодов Сергей Васильевич : другие произведения.

Основные философские соотношения

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье предпринимается попытка сопоставить значения ключевых философских категорий.

  ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОВСКИЕ СООТНОШЕНИЯ в КОНЦЕПЦИИ ЛЕНИВОГО СТУДЕНТА.
  
  ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ.
  
  Сопоставляя понятия, полезно иметь о них хоть какое-нибудь представление.
  Рассуждение о пространстве уместно начать с уточнения соотношения "пространство - материя". Признавая материальность физического вакуума, вольно или не вольно, приходится соглашаться и с заключением о том, что любую материю следует воспринимать как вид пространства.
  "... пространство, или пространственно-временной континуум, утрачивает "онтологическое" отличие от материи. И то, и другое рассматриваются теперь как различные аспекты той же реальности и, в конечном счете, отождествляются" (1).
  В этой связи пространство становится удобнее трактовать с помощью свойств, раскрывающих его внешнюю сторону. Например, делая доминантной информацию о границах пространства. Определение может выглядеть следующим образом.
  Пространство - часть Вселенной, ограниченная материей и (или) сознанием. (Роль сознания показана в описании соотношения "материя - сознание").
  Другие свойства пространства, во главе с протяжённостью (отдельные значения которой предполагают информацию о внутренней структуре), более подходят для описания материи.
  Отождествление пространства и материи позволяет сделать ещё один важный вывод, - абсолютного движения не существует. Всякое движение есть взаимодействие. Измеряя "чистое" движение, мы, по меньшей мере, пренебрегаем воздействием среды на движущийся объект.
  
  Надлежит заметить, что в отличие от физики, с её четырьмя известными видами взаимодействия, философия располагает только двумя: внутренним и внешним. Внутреннее взаимодействие возникает между компонентами, составляющими рассматриваемую систему. (Термин "система", введён для расширения границ действия приводимых закономерностей; под ним могут подразумеваться как материальные, так и абстрактные системы).
  Взаимодействие же с другой системой, относительно рассматриваемой, считается внешним. Энергия, возникающая в процессе взаимодействия, далее обозначается как (Евз) - энергия взаимодействия.
  
  Время обнаруживает себя в изменениях состояний, которым подвержены все существующие в природе системы. Однако полностью абстрагировать время (отыскать количественные и качественные характеристики единого времени) не удаётся. Это обстоятельство вынуждает нас пользоваться эталонным временем и производными от него.
  В таких условиях можно определять время, измеряя частные случаи понятия "изменения" (как часто и поступают).
   Например, время - длительность существования, последовательность этапов развития, темповые и ритмические особенности рассматриваемой системы.
  При этом важно понимать, что речь в подобных определениях идёт исключительно о внутреннем времени конкретной системы. "Время выступает как мера, фиксирующая изменение состояний развивающихся объектов, и в этом качестве оно может быть применимо к самым различным природным системам. Но специфику протекания временных процессов, их скорость задают особенности строения исследуемой системы..."(2).
  Всякое воздействие извне следует рассматривать как влияние и на время рассматриваемой системы.
  Приведённые соображения позволяют решить соотношение "пространство - время":
  
   Всякому пространству соответствует своё время.
  
  
  МАТЕРИЯ И СОЗНАНИЕ.
  
  Поиск обозначенного подзаголовком соотношения предполагает введение понятия "до-сознание". Причина нового образования объясняется просто. Счастливым обладателем сознания признаётся сложно организованная система - человек. Прочие обделены. Вместе с тем, если отказаться от радикального монизма (материалистического или идеалистического) то вряд ли можно отрицать эволюция сознания, развитие его более простых форм в периоды существования Земли без человека. Термин "до-сознание" как раз и призван преодолеть возникшие трудности. С его помощью будут определяться особенности и степень развития признаков сознания у материальных систем, сознанием не обладающих.
  
  Известно, что всякая материя способна отражать свойства другой, взаимодействующей с ней, материи. Человек, в большинстве случаев, отражает окружающий его мир сознательно. Результатом такого отражения является обогащение сознания новыми образами (образами восприятия). Позже эти образы становятся частью памяти и именуются образами представления. На их основе (например, с помощью анализа или синтеза) человек способен создавать образы воображения. Все перечисленные типы образов - важнейшие компоненты сознания, имеющие похожую структуру. Образ восприятия, являющийся результатом взаимодействия, располагает двумя неразлучными составляющими: предметность и чувственная ткань (3).
  Предметность - это запечатлённая сознанием модель другой материи, её отражённый ракурс. Чувственная ткань - отношение человека к взаимодействующей с ним материи. В этой составляющей проявляется психика человека, его эмоциональность (которая, кстати, фиксируется физиологически). Без такой субъективной оценки и её многочисленных проявлений, понятие "сознание" не имело бы смысла.
  У обладающей "до-сознанием" живой материи, отношение, как составляющая образа, проявляется через раздражимость или чувствительность.
  Если же любые изменения, происходящие с неживой материей после механического (химического, физического) отражения считать проявлением отношения к контактирующей с ней материи, то единый механизм всякого взаимодействия двух материй можно сформулировать так:
  
   М1> <М2 = М1О2 и М2О1+ М1* и М2*, где
  М1 и М2 - взаимодействующие материи;
  О1 и О2 - отражённые образы;
  М1* и М2* - изменения, произошедшие с материями после взаимодействия;
  Энергия, возникающая при взаимодействии (Евз), может иметь как незначительное, так и разрушительное значение для обеих материй.
  
  Отличие сознания от других, в первую очередь, наиболее сложных аналогов "до - сознательного" периода является способность не только сохранять образ восприятия, но и, взаимодействуя с его предметной составляющей, создавать новые образы. Причём обновление образа может совершаться многократно (процесс мышления). Даже у высших животных подобная цепочка обрывается где-то на начальных этапах.
  
  Приведённая выше формулировка, хотя и привносит некоторую ясность в искомое соотношение, однако никак не затрагивает проблему первичности материи и сознания. Для ответа на так называемый "основной вопрос философии", необходимо отыскать пространственные уровни возникновения (если таковые имеются) каждого из претендующих на первенство понятий. Так, если современная наука "добралась" до уровня, на котором образуется материя, то физика уже сегодня должна располагать постоянной величиной, определяющей степень наименьшего взаимодействия, достаточного для материализации.
  Критериями, определяющими подобное материальное новообразование, могут быть:
  - способность возникшей системы некоторое время сохранять внутреннюю энергию, что предполагает наличие у системы внутреннего взаимодействия;
  - способность возникшей системы отражать свойства других материй.
  Уровень материализации определяется и средой (пространством, заполненным результатами предшествующих взаимодействий), в которой протекает рождение материи. В условиях земной и, например, марсианской, атмосферы, величина уровня материализации должна отличаться. Впрочем, и в разные периоды развития одного и того же пространства, уровень материализации может колебаться.
  Поиск аналогичного уровня для сознания пока не имеет перспектив, потому как не определена сама "природа" понятия. Способность образов сознания к взаимодействию говорит о том, что в их структуре присутствуют материальные компоненты. Однако наука до сей поры не в состоянии измерить предметную составляющую образа, доступную для просмотра на своём "внутреннем экране" любому человеку. Сей факт наталкивает на мысль, что "работа" сознания протекает на ещё более мелких пространственных уровнях. Приняв уровень материализации за некую нулевую отметку, делаем предварительный вывод (пусть и весьма спорный) касающийся искомого соотношения:
  
   Сознание - материя с "отрицательной" массой.
  
   ПРИМЕЧАНИЯ
  (1). Сайт Института философии РАН. Новая философская энциклопедия. Статья МАТЕРИЯ.
  
  (2). Философия: Учебник. Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина.- М. 2004. 442 с.
  (3). Терминология А. Н. Леонтьева.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"