Эмануел Ицхак : другие произведения.

Размышления по Торе

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


ЧАСТЬ iI - Шмот

содержание

  
  
   Шмот 40
   Ваэра 44
   Рош га-Шана 45
   Йом Кипур 47
   Суккот 50
   Шмини Ацерет, Симхат-Тора 52
   Бо 54
   Пурим 57
   Бешалах 61
   Песах 62
   Итро 67
   Шавуот 70
   Мишпатим 72
   Трума 76
   Тецавэ 78
   Тиса 82
   Ваякгель-Пкудей 86

ШМОТ

   "И вот имена сынов Исраэйлевых" (1,1).
   Раши пишет, что хотя Всевышний считал имена сынов Исраэйля при жизни, тем не менее пересчет имен повторяется и после смерти. И этим выражается любовь к ним, т.к. они сравниваются со звездами, которые пересчитывают при их появлении и при их выходе с небосклона.
   Известно о том, что поколения потопа, Вави­лон­ской башни, не завершив исправ-ления Адама, совершили падение (грех). И потому святые ду­ше­в­­ные искорки скатились в Еги­пет и другие места, где "расцветали" идоло­поклонство и прочие низости. На сбор этих искорок (в Египет, в наиболее могущес­т-вен­ную державу) были посланы 70 душ, костяк которых составляли 12 сыновей Яако­ва, осно­ватели 12 колен. Яаков удосто­ился 12 сыно­вей, а они и их потомство впоследствии удос­то­и­лись совер­шить важную и большую работу по сбору тлеющих искорок. Все 12 сыновей были в полном смысле праведни­ками баалей мидот, баалей хохма, которые отли­ча­лись особенностью молитвы. Сильная, из глубины сердца, молитва является высо­ким фактором подъема тлеющих искорок, тех душ, которые скатились вниз. И поэтому, благодаря такой молитве, скатившиеся искор-ки душ под­нима­ются вверх. И затем уже подняв­шиеся искорки душ сами вовлекаются в службу Всевышнему, сами загораются ярко - душа горит, как звезда; их также могут называть звездами. И тогда сыновей Яакова могут считать и назы­вать большими звездами, большими звездами молитвы. Этими именами - звезды молитвы - их можно называть ввиду того, что они удостоились достичь величия больших звезд, наподобие того, как этими именами называют звезд музыки, звезд спорта, звезд искусства.
   В книге "Поучения отцов" (4,13) гово­рит­ся о том, что есть три короны: "корона царя, корона священнослужителя и корона Торы, корона же доброго имени выше всех трех" - "И вот имена сынов Исраэйлевых" (большие звезды молитвы). Молитва и Тора тесно взаимосвязаны, последняя являет­ся высшей наукой. Самые большие премудрости наук, таких как физика, медицина, астроно­мия и т.д., относящихся к категории низших наук, созданных су­ществами, ограни­ченными во времени и пространстве, не в состоянии срав­ниться с наукой Торы, исходящей от Бесконеч­нос­ти.
   Цель изгнания евреев в Египет, Миц-раим, место низкое и темное, - это сбор и подъем тлеющих иско­рок. Тот же, кто делает искреннее раскаяние тшува, которое стоит выше всего на свете, - поднимает искорки и исправляет мир. А кто совершил нарушение (грех) в отношении заповедей "делай" и "не делай", - обязан сделать тшуву и подъем, т.к. он нанес ущерб нижним и верхним мирам.
   ИМЯ Всевышнего ?-?-?-? (ОВАЯ) состоит из 4 букв. Согласно кабале, тот, кто не читает крият шма, наносит ущемление первой букве ИМЕНИ; тот, кто не накладывает тфилин, ущемляет вторую букву; кто не носит цицит - ущемляет третью букву; кто не молится - ущемляет четвертую букву. Велика заповедь цицит, она взвешена супротив всех запо-ведей. Заповедь тфилин тоже очень ценна, т.к. вся Тора сравнивается с ней. Кто корректен в выполнении заповеди тфилин, и в частности, не ведет посторонних разго-воров, когда они на нем - удлиняет жизнь. Заповеди крият шма и молитвы также, естественно, важны и обязательны для каждого еврея. Данные 4 заповеди по роду "делай" являются лишь примером в отно-шении других заповедей того же рода. Из этого видно, что заповеди данного рода исключительно важны, и поэтому следует быть корректным в отношении каждой из них. Полное раскаяние от сердца (тшува), затем вдобавок пост, чтобы выпросить прощение за грехи (пост смягчает и отменяет наказание, это свое­го рода жертвоприно-шение) - вот что влия­ет на судьбу человека, его будущее. Преды­дущие поколения были в состоянии выдерживать частые посты. Од-нако последние поколения слабее по сравне-нию с предыдущими, поэтому к посту следует относиться с осторожностью. До сих пор велась речь в отношении проступков по роду "делай". Что же касается проступков по роду "не делай", то здесь все выглядит сложнее. После сердечного раская­ния (тшува), а затем постов, доводящих до слабости и изне-можения, появляются горести, и невзгоды, и болезни, но это уже вместо смертельного приговора. И требуется прило­жить громадные усилия для того, чтобы выпросить мило-сердие Сверху. Так в частности, когда глядят на небо или на цицит, или когда глубоко вздыхают с разбитым сердцем - притя­гивают милосердие и смягчают нака­за­ние. Также проявляя милосердие по отношению к другим, например, давая подаяние цдака, вызывают тем самым мило­сер­дие Вверху. И так как поколения слабы и не в состоянии выдержать частых пос­тов, то поэтому цдака служит своего рода жертвоприношением. И следовательно, ее следует давать в увели­чен­­ном объеме.
   Вдумчивый человек, получая наказания через болезни и невзгоды, понимает, что этим заменена смерть. И если к тому он еще и рад, и всеми силами показывает это, то тем самым вызывает глубокое сострадание Вверху и увеличенный прилив милосердия.

ВаэРА

   "И Я возьму вас к Себе в народ и буду вам Богом" (6,7).
   Подарок Торы, полученный евреями, - кнес­сет Исраэйль, - сравнивают со свадьбой же­­­ни­ха и невесты. "И Я возьму вас к Се­бе..." означает, что Царь выбирает самую подхо-дящую по своим качествам невесту. Мазал тов говорят на свадьбе, но у Исраэйля нет мазал. Да, это так, однако Мазал тов есть у Исраэйля. Этот Мазал тов - подарок Торы, полученный евреями кне­­ссет Исраэйль. И получение подарка Торы может происхо­дить каждодневно, а не только в день дарования Торы. То есть получается, что исполнение заповедей, и тем самым единение со Всевышним, и являе­тся подарком Торы. Такое единение, например, может иметь мес-то при исполнении заповеди о соблюдении субботы - "Выйди, друг мой, навстречу невесте, мы встретим субботу". В этом смысле своими особенностями отличается веселый праздник Симхат-Тора, когда раски-дывают хупу над головой, как и на свадь­бе. И в этот самый час ощутима вершина радости, ощу­тима радость Шехины - "над их головами грандиозная радость". Мазал тов - успеха в совместной жизни!

РОШ ГА-ШАНА

   Но перед праздником Симхат-Тора отмечают цикл других праздников года, и первый из них Рош ?а-Шана. Рош ?а-Шана - день праздника и суда. В этот день трубят в шофар, который обладает свойством будить сердца людей. Когда трубят в шофар, царит полное молчание. Полное молчание, только внутренний крик обращен к Всевышнему - больше ни единого слова. Это день суда, день приговора, день, когда записывают в книгу жизни. В этот день судят всех и каждого. И люди просят большую жалость, милосердие к себе; просят, чтобы им все было прощено Наверху и чтобы все были записаны в книгу жизни.
   "Люби ближнего, как самого себя" - общий канон Торы, т.е. научившись любить себя - научишься и других любить. Следует уметь любить самого себя, так как в самом теле покоится Божья душа - источник жизни. В этот день просят особенно, просят и за себя и за других; это день тшувы - день, когда служат Всевышнему с полной отдачей сил.
   Обновленный жизненный свет приходит на весь текущий год и распространяется на все миры. Созданный мир основан на суде и милосердии. А перед получением подарка Торы мир опирался лишь на безграничное, безвоз­мездное милосердие. Однако в данное время, с получением Торы, существование низшего мира зависит от исполнения Божьей воли. А исполнение Божьей воли - в изучении Торы, причем детальное исполнение воли - в изучении устной Торы. И важнейшее время для исполнения Божьей воли - Рош ?а-Шана. Этот день суда и тшувы. И когда делают тшуву и возвращаются к Богу с любовью и милосердием, то соответственно и людям отвечают подобающей любовью и мило-сердием. И если человек получает наказание (после Рош ?а-Шана) - "разберется Бог с тем, кого любит"- то это в результате любви к нему, чтобы спасти его от ада. Главное в тшуве - отстраниться от проступка. Те, кто плачут в Рош ?а-Шана, получают прощение греха испускания семени и затем получают обновленный разум высокого ранга.
   И даже в отноше­нии того, кто упал низко, следует заметить: плохое уже про-изошло - что свершилось, то свершилось, и не следует отчаиваться. Ибо Всевышний не желает смерти человеку, но жела­ет раскаяния.
   Велико ценится раскаяние в сердце. И тот, кто даже не успел совершить раскаяние на деле, но только в мыслях, может надеяться, что Всевышний сжалится над ним и учтет это раскаяние (в мыслях). В книге "Зо?ар" говорится, что есть души, которые уже будучи в аду, внизу, моментально совершают подъем. Это те грешники, которые думали в своем сердце совершить раскаяние (тшуву), но однако не успели, и умерли, не совершив его. И уже в аду (ад - место грешников, но не праведников) их желание сделать тшуву - выражаемое в том, что душа поднимает свист, желая выбраться наверх - не проходит незаметно для Бога. Счастливы те, у кого есть хорошие мысли в сердце.
   После молитв выходят из синагог с раскаянием и спокойствием, с веселым и добрым сердцем и с уверенностью, что Бог услышал молитву и звук шофара.

ЙОМ КИПУР

   После десяти дней раскаяния наступает Йом Кипур - Судный день. И также его называют Йом гаипурим. Слово га-кипурим ("отпущений") употребляется во множест-венном числе; на то есть объяснение, что это день отпущения как для живых, так и для мертвых. Йом Кипур также называют субботой. В этот день, как и в субботу, запрещены все работы и перенос вещей (там, где нет эрува). Тот, кто ест за день перед Йом Кипур, как будто постится в этот день. Трапеза перед Судным днем прибавляет двойную силу и желание поститься. В этот день очень желательно искать мира со всеми евреями. Кто считает себя маленьким и избегает злоязычия, лашон ?а-ра, - тот тем самым со­вер­шает исправление союза, брит. Кога­ним предупреждены в отношении святости брита строже, чем другие, - "святыми будьте". А требо­ва­ние, предъяв-ляемое главному когену, больше, чем к исраэли и простому когену. Во вре­мена святого Храма одежды, которые он носил, и жерт­во­приношения, которые он совершал, искупали грехи всего Исраэйля. Поэтому служение в Судный день, с целью искупления грехов, осуществляется име­н­но в его лице, т.к. он может поднять высоко мысль на основе святости брита и обелить грехи. Но если на его счету имелись грехи, то он не мог быть главным когеном и войти в Святая Святых. А если все же он это делал, то его ждала смерть. Так как все служение зависит от брит мила, то в виду этого осуществляется отделение главного когена от его жены - за семь дней до грозного Судного дня; ему также нельзя спать всю ночь Йом Кипура, т.к. в этом заключается исправление (тикун га-брит).
   Сыновья Аарона, главного когена, кото-рые не были женаты, погиб­ли, когда зашли в Святую Святых. Потому что невозможно зайти туда, предстать перед Всевышним и получать высшие знания от Него, не исправив при этом полностью основу основ - брит. В этот день Моше-рабейну принес для Исраэйля две Скрижали с Десятью заповедями (основы Торы). И поэтому этот день свят для Исра-эйля; и в этот день все отделены от своих жен.
   Животный дух человека покоряется в результате поста - такое смирение животного духа является жертвоприношением и искуп-ляет грехи. Кто пересиливает свой характер, тому откроют дверь молитвы, того услышат Наверху. В этот день много хвалят Все-вышнего; восхваление - оно исправление зловредного языка лашон ?а-ра. А клятвы, они по своей сути союз брит. От того же, что нарушают клят­вы, умирают дети. Три вещи отменяют тяжкое наказание: молитва (крик), раскаяние и подаяние.
  

СуКкот

   После того, как удостоились исправить разговорную речь и брит, наступает празд­ник Суккот, который продолжается семь дней. Сукка тесно связана с окружающим светом (ор га-макиф, или руах га-кодеш). А окружающий свет невозможно постигнуть иначе, кроме как в результате освящения брита.
   Созданный мир, святость созданного мира очень часто основывается на таких числах, как 7, 10 и некоторых других (7 дней Бытия, семисвечник, Десять речений, кото-рыми создан мир и т. д.). Хотя сукка и явля­ется вре­мен­ным жилищем - так же, как и созданный материальный мир - но она, тем не менее, должна уклады­ваться в рамки свя-тости, супротив данных чисел.
   Поэтому сукка должна быть размерами не менее 7 х 7 тфахим (70 х 70 см) и высотою не менее 10 тфахим (100 см). Данное жилище уже укладывается в рамки требуемых мин­и­мальных размеров, и его уже можно назы­вать суккой, которая приобретает смысл окру­жа­ю­щего света ор га-макиф, света по сути про-рочества Божь­его. Сукка, размеры которой меньше данных, становится дефек­тив­ной, непригодной для жилища. Однако сукка, раз­ме­ры кото­рой превышают 20 ама по высоте, также де­фе­к­тивна, так как она превышает два вооб­ражения (представления), имеющихся у человека: внутреннее воображение на основа­нии числа 10 (внутренний свет - ор га-паним) и внешнее воображение на основании числа 10 (внеш­ний свет - ор га-макиф). Человеку не дано подняться над этими воображениями. Хотя, ос­вя­щая себя, можно расширять и расширять границы знаний непрерывно. Но под­ня­ть­ся выше понятий, данных че­ло­­ве­ку, превзойдя внутреннее воображение (на ос-новании числа 10) и внешнее вообра­жение (на основании числа 10), он не в сос­то­я­нии, т.к. ему не даны другие пара­метры, а лишь эти. Человек не может прев­зой­ти те рамки ограничений, в которых он создан. По­­этому сукка, которая больше 20 ама в высоту, считается дефек­тивной.
   В эти дни праздника взмахивают лулавом (4 вида растений) на все шесть направлений - граней мира, потому что весь мир наполнен Его почестью. Этрог, пальма, мирт и ива - 4 вида растений собираются и связываются вместе, затем ими взмахивают в направлении всех 6 граней. Главное в заповеди лулав - взмахивать растениями во все концы мира, предварительно связав их вместе. Ива не имеет ни запаха, ни вкуса; мирт имеет только запах; этрог имеет запах и вкус; пальма имеет только вкус (ее плоды). Пальма - символ праведника, над ней совершают благосло-вение. И от праведника распределя­ют­ся благословения и потоки света на других: на тех, у которых есть вкус - символ Торы; на тех, у которых есть вкус и запах - символ и Торы и заповедей (этрог); на тех, у которых есть только запах - символ за­по­­ве­дей (мирт); и даже на тех, у которых нет ни вкуса, ни запаха (ива) при условии, что они (грешники) связаны с ним, с праведником. Тем, что размахиваают лулавом во все стороны мира, тем самым выражают желание, чтобы еще больше наполнить мир Его почестью.

Шмини ацерет, Симхат-Тора

   В Симхат-Тора каждого вызывают к Торе. Каждый берет в руки Тору и радуется вместе с Торой. А когда танцуют с Торой - душа достигает апогея веселья - более высокого, чем в другие праздники года (кроме праздника Пурим, у которого есть свои особенности). В этот самый час все части тела и души вовлекаются в торжество. Тот, кто активно танцует и веселится в этот день - уносит с собой радость на весь теку­щий год. И потому как веселье в этот день велико, то следовательно при­сутствие Шехины ощути-мее, чем в остальные дни года. Это то самое время, когда Моше вторично принес с горы Синай две Скрижали (основы письменной и устной Торы). Поэтому тяга к Богу, тшува, проявляется еще с большей си­лой и же-ланием, чем в первый раз (первый раз Скрижали были принесены 17 Тамуза, но затем они были разбиты). Скрижали, прине­сенные Моше, - они по сути эвэн штия - вершина духовных сокровищ, с которой началось Сотворение мира.
   У каждого еврея есть удел в Торе. Со­бирая всех вместе, к всеобщей радости, соединяют все уделы. И поэтому слова молитвы "Дай нам удел наш в Твоей Торе" особенно понятны и близки в этот час. Все евреи - кнессет Исраэйль, и каждый из них принимает участие в наиболее радо­с­т­ном празднике, похожем на свадьбу. И каждый еврей, являющийся частью кнессет Исраэйль, удостаивает­ся ду­хов­ного еди­нения с Ше­хи­­ной: "Поце­луй Его устами". Этого удо­стаи­ваются в Шми­ни аце­рет, Симхат-Тора .
   На свадьбе говорят мазал тов, как и при дру­­гих еврейских обрядах. Однако у евреев нет мазал (в то время, как у других народов он есть); тем не менее Мазал тов есть у них - более того, есть у них и Хаг самеах. И наиболее радостный праздник, Хаг самеах, наибо­лее яркий свет Торы - Шмини ацерет, Симхат-Тора.
   Венчание пары - супротив Рош ?а-Шана, т.к. здесь тшува и суд одного по отно­шению к другому. И если решили поже­ниться, то устраивают хупу. День хупы - день прощения их грехов, что супротив Йом Кипура. Шева брахот супротив семи дней радости - супротив праздника Суккот. И уединение супротив Шмини ацерет, Сим­хат-Тора.
  
  

БО

   "Но Моше сказал: и ты дашь также в руку нашу жертвы и всесож-жения, чтобы принести Господу, Богу нашему" (10,25).
   То есть, как комментирует Раши, "недос-таточно лишь того, что с нами пойдет наше стадо, - но и ты из своего дашь".
   При выходе евреев из Египта, а также на море и в пустыне, Всевышний совершил для них множество великих чудес и необык-новенных явлений. Ради Исраэйля Египет был наказан десятью ударами, а затем было потоплено все войско египетское, после чего Всевышний дал евреям ман и еще многое другое.
   Когда евреи находились в Египте, то, несмотря на сильные удары, которые на-носились фараону (Паро), сердце его, тем не менее, продолжало оставаться оже­с­точенным. И он не соглашался отпускать евреев, пока не был нанесен десятый удар - гибель всех египетских первенцев. Вот тогда-то жес­токость [в сердце] его не только была полностью сломлена, но и перевернута, что было еще одним чудесным явлением.
   "Полностью сломлена" - в духовном смысле это выражение имеет в виду тот факт, что суть самой клипы полностью сломлена (уничтожена) внут­ри сердца, как сказано о царе Давиде: "и уничтожена внут­ри сердца" (псалом 109). Существует, как известно, заповедь поститься для того, чтобы ослабить клипу, или выпросить прощение, или же предотвратить какое-либо несчастье и т.д. Это относится как к отдель­­ной личности, так и ко всей общине. Но бывают редкие примеры того, когда так много и усиленно постятся и так много работают над собой - как, например, царь Давид - что полностью уничтожают суть клипы левой части сердца. И тогда человек становится совершенным праведником, цадик ве-тов ло, полностью уничтожившим (или изгнавшим) суть клипы левой части сердца, не оставив от нее ни капли. Выс?ты, которых достигают правед-ники такого рода, - необычайно грандиозны.
   "Перевернута" - в духовном смысле это выражение имеет в виду тот факт, что темнота клипы превращена (перевернута) в свет, как об этом сказано в книге "Зо?ар". Там говорится, что когда рабби Хия хотел войти в зал рабби Шимона, то услышал голос: "Кто перевернул темноту в свет и горесть в удовольствие, может войти сюда". Лишь немногие удостаиваются такой высокой ступеньки. Эти немногие праведники доби-лись еще б?льшего, чем праведники, упомя-нутые ранее. И это ввиду того обстоятель-ства, что они упорно трудились изо дня в день, постоянно и непрерывно наполняя сердце радостью. Они сумели не только изгнать суть кли­пы левой части сердца, но более того - превратили (обернули) ее в свое орудие, ве-на?афоху. После чего они со-вершают слу­жбу Бо­гу с двойной силой, "двумя серд­цами". В пер­вом случае гово-рилось о совершенных праведниках, которые добились полной победы и окончательно изгнали или уничтожили суть клипы, не оставив от нее ни капли; но последние - еще выше, так как не только изгнали ее, но и превратили в свою помощницу для службы Богу.
   "Полностью сломлена" - суть клипы полностью уничтожена. В обычном смысле это выражение может иметь в виду тот случай, когда евреи, перед их Исходом, резали египетских "богов" (барашков) на глазах у египтян. И те, хоть и кипели злобой, но молчали. Но перед этим словами Бога сказано, что "не выйдет Исраэйль отсюда (из Египта) до тех пор, пока не зарежут египет-ского "бога", суть клипы, на их глазах - чтобы знали они о том, что "бог" египтян - ничто".
   "Перевернута" - суть клипы преобразо-валась, ве-на?афоху. В обычном смысле это предложение может иметь в виду тот случай, когда Паро сказал: "Встаньте, выйдите из среды народа моего" - все как предвещал Моше, сказав: "... и ты дашь также в руку нашу жертвы и всесожжения". И еще об этом сказано там: "И напирали египтяне на народ, чтобы скорее выслать их из земли", т.е. египтяне не только были во всем согласны с Моше, когда клипа сдалась и подняла руки - но, более того, они помогали евреям выйти с большой поспешностью, ве-на?афоху.
  

пурим

   ве-на?афоху - это выражение акцен-тируют в веселый праздник Пурим, в память чудесного спасения еврейского народа от полного уничтожения. Ко времени пуримских событий большая часть евреев жила в Персидской империи, владевшей громадной частью мира и влиявшей на весь мир. Когда был подписан вердикт об уничтожении евреев, бежать было практически некуда. И хотя до подписания вердикта евреям жилось очень уверенно в этой стране, т.к. Мордэхай был министром короля, а Эстэр была женой короля, тем не менее, из-за того, что евреи совершали нарушения и отошли от указаний Бога, над их головой нависла жестокая расправа - смерть.
   Наказание для евреев последовало из-за того, что они получили удово­льствие от пиршества, устроенного королем, нечестивым Ахашверошем. Этот вердикт предусма­тривал уничтожение всех евреев, без разбору, от мала до велика. Такого еще никогда не быва­ло. Даже во времена жестокого правления Паро, из страны ко­то­рого не мог сбежать ни один раб, вердикт о смерти распространялся толь­ко на мальчи­ков.
   Когда была услышана эта страшная весть (об уничтожении), Эстэр обратилась к евреям столичного города Шушан с призывом поститься три дня. Это было первым шагом к отмене вердикта Наверху. Наказание же для евреев не было естественным явлением, ведь евреи занимали высокие посты в империи. Также и отмена вердикта не была естест-венным явлением (хотя это и произошло по законам природы), а явилось результатом поста и тшувы. Еврейский народ не сущест-вует по естественным законам, а существует лишь в зависимости от служения Богу.
   Тот, у кого есть вера во Все­вышнего, тот знает, что весь сотворенный мир с точ­ки зрения грандиозности создания - самое большое чудо вообще, ибо он создан из ничего и пос­то­янно держится на слове Всевышнего, который "по доброте Своей каждое мгновение возобнов­ляет Творение мира" (из молитв).
   Когда, например, художник создает кар-тину из ты­сячи красок, то картина после создания суще­ству­ет сама по себе; она больше "не ну­жда­ется" в художнике. Создан-ный же мир нуж­да­ется во Всевышнем, т.к. он создан по Его слову из ни­чего. И мир постоянно, каждое мгновение держится Его словом. Если бы этот мир не держался Его словом - все вернулось бы в ничто.
   Чудесный переход евреев через Красное море и другие чудеса, сопровождавшие Исход из Египта, не имеют себе подобных - с точки зрения изменения законов созданной приро-ды. Чудес­ное же явление Пурима произошло по законам природы, а создание самой природы - чудо более величественное, чем переход через Красное море. Таким образом, на молитвах и просьбах (Божье слово) и держится естественный мир, - самое большое чудо.
   Спасение евреев произошло не только в результате изменения вердикта Наверху: бо­лее того - внизу, той же самой рукой, которой был подписан указ об уничтожении, был подписан и вердикт, дающий право евреям за­щи­­щаться и отомстить врагам за коварные помыслы. После того, как был повешен Аман, произошла расправа над врагом (ама­ле­ком) - и к тому же в тот самый день 13-го Адара, когда враги евреев собирались уничтожить, стереть с лица земли весь еврейский народ от мала до велика. Так произошло явление чудесного спасения - то, что замышляли вра­ги евреев, обратилось на их головы, ве-на?афоху. В память об этом установлен был праздник Пурим - 14-го и 15-го месяца Адара. В эти дни посылают друг другу подарки, раздают подарки бедным и устра­ивают трапезу.
   Ари ?а-Кадош пишет, что святой и страшный день Йом гаипурим - он как Пурим. И ввиду этого, значение Пурима возрастает высоко, до небес. Ступенька, которой мо­жно достигнуть, радуясь в этот день, - необычайно величественна. В будущем все праздне­ства будут отменены, а дни Пу­ри­ма - никогда.

БеШАЛАх

   "Господь будет воевать за вас, а вы молчите" (14,14).
   "Тяжел заработок человека (на хлеб), как пе­­ре­ход через Красное море". "Посред-ничество в заключении брака тяжело для Бога, как пе­реход через Красное море".
   Но в "Поучениях отцов" (3,5) говорится, что в то время, когда Исраэйль выполняет желание Бога, - его работу выпол­няют другие, то есть тогда он освобождается от лишней беготни и его труд благословен. Главное - выполнять для Него заповеди, как для себя, с полным желанием сердца, и тогда тебе ответят взаимно, т.е. исполнит Бог твое желание, также как Свое собственное. И тогда Он будет воевать за тебя, илахИм, и Он даст тебе зара­бо­ток, хлеб, лИхем. Кроме того известно, что не только заработок называют лИхем, но также и женитьбу (Раши, Шмот 2,20). Выходит, что исполняя желание Его Величества, как свое, получают благосло-вение и достигают успеха и в области семейной жизни, и в области заработка. Ведь тогда "Господь будет воевать за вас...".
   При выполнении желания Его Вели-чества необходимо быть спокойным и сдержанным. И если даже кто-либо заденет тебя, взвинтит - мол­чи, не торопись спорить. Кто не отвечает на оскорбления - получает прощение престу­пле­ний (грехов). А молчать - это значит не произ­но­сить ни лашон ?а-ра, ни насмешек, ни брани; не лицемерить, не обманывать, не унижать кого-либо. И кто упорно работает над дан­ными характерис-тиками, выполняя желание Его Величества, может удостоить­ся чудес, мофтим - "Господь будет воевать за вас, а вы молчите".
  

ПЕсах

   Когда евреи вышли из Египта, их вел за Собой Господь в столпе облачном днем и в столпе огненном ночью. А когда их стало преследовать египетское войско, то про-изошло еще одно большое чудо - воды Красного моря раздвинулись, и евреи прошли через него. А облако стояло между Египет-ским станом и станом Исраэйля и закрывало его. Когда же египтяне в погоне за евреями двинулись по дну моря, то оно вернулось на свое место и потопило египтян.
   Имеется расхождение среди учителей-танаим в отношении того, как много ударов получили египтяне на море. И каждый из них старался увеличить это число. В макси-мальном варианте это число достигло 250. Почему же танаим старались увеличить это число? Почему это так важно? Потому, что написано: "то ни одной из болезней, которые Я навел на Египет, не наведу на тебя". Обещано нам, что все болезни (удары), которые получили египтяне, не будут наведены на Исраэйль. Полностью это пред­ложение звучит так: "Если ты будешь слушаться гла­са Господа, Бога твоего, и угодное перед очами Его делать будешь, и внимать будешь запове­дям Его, и соблюдать все законы Его, то ни одной из болезней, которые Я навел на Египет, не наведу на тебя, ибо Я Господь, целитель твой". Здесь имеется трудность, и трудность эта вот в чем - если "не наведу на тебя" (болезни), то к чему тогда сказано: "Я Господь, целитель твой"? Ответ же таков: человек будет вы-лечен Богом прежде, чем болезнь наступит - тогда, когда еще об этом никто не знает (кроме Бога). Так как есть, например, болезни, которые в нем с детства; есть болезни, которые развиваются в человеке по нескольку лет и скрыты от него и т.п. И человек о них ничего не знает, хотя иногда у него проявляются какие-то симптомы. У Бога же есть лекарство как от скрытых болезней, так и от открытых. Так как Бог - Он все: Он и Царь, Он и Отец, Он и Це­литель. Богом (по Его слову) был создан весь мир: мате­риальный и духовный. И весь созданный мир держится на Его слове, на слове Божьем. Не держи Он этот мир Своим словом, все вернулось бы в ничто, все вернулось бы к самому началу Сотворения. Когда человек молится в откры­том поле, то травы и растения, в том числе и целебные, поддер-живая его молитву, возвращают их жизнен-ную силу в слова молитвы. Возвращают силу тому первоисточнику, который дал им эту силу - Божьему слову, как сказано в Псалмах (96): "Да возликуют поля и все, что на них, запоют тогда все деревья леса". И так как молитва относится к Божьему слову, то ввиду этого получается, что молитва (Божье слово), набрав силу от трав, растений, становится сильнейшим универсальным средством лече-ния. То есть, так или иначе, сама молитва (ее сила) является средством излечения. Следо-вательно, есть все основания полагать, что, молясь концентриро­ва­нно, всей душой, да­ют молитве силу излечивать болезни. Ввиду этого обстоятельства, она и является уни-версальным средством лечения.
   Известно, что царь Хизкиягу сокрыл книгу о врачева­нии. А те, кто пользовались этой книгой, вылечивали болезни. Но после всего этого, в данное время, за спасением следует обращаться к настойчивым просьбам и молитвам. И, таким образом, на основе веры и молитвы излечивают все боле­зни, и даже те, которые не поддаются излече­нию травами (лекарствами). И врачи прихо­дят в состояние изумления и шока, т.к. это разбивает все их представления о врачева­нии. И для того, что­бы были вылечены болез­ни, все болезни - и скрытые, и откры­тые - ну­ж­­­но, чтобы еврей шел прямой до­ро­гой Торы, Торат Га-Шем тмима. Ведь бла­годаря Торе молитвы и просьбы обретают силу - все просьбы, вклю­чая и просьбы об излечении. Прямая, истинная Тора исправляет и на-правляет мо­литвы в нужное русло. И они не останутся здесь, в мире асия, а достигнут более высо­ких миров, откуда и придет спасение.
   Изгнание в Египет, Мицраим произошло (в основном) для того, чтобы исправить согрешение первого человека, Адама. Из-за его прегрешения святые искорки души скатились вниз, "рассыпались" по разным уголкам, в том числе, конечно, и в Египет - могущественнейшую державу ми­ра. Несмот-ря на то, что Адам, желая обелить свой грех, постился много времени - пост продолжался в течение 130 лет - тем не менее этого оказалось недоста­точно. И в виду того, что он не смог выпросить полного прощения, и пришлось сни­зойти в Египет, Мицраим, чтобы там поднять рассыпав­ши­­еся искорки душ. Хотя великое освобожде­ние из Египта произошло, тем не менее полное осво-бождение души из теснин Мицраим не за­вершилось. Освобождение, оно состоит в том, чтобы поднять из теснин Мицраим упавшие низко искорки души. Для этого сле­дует, покоряя клипу, подни­маться в святости по сту­пень­кам вверх. И следует идти по прямому пути и служить Богу с радостью. Настойчивая радость поко­ряет клипу, останавливает грязь. И когда (таким образом) достигают высокой ступеньки, то черти (суть клипы) даже ночью, во сне, не в состоянии проник­нуть в душу челове­ка и рассыпать искорки. В противном же случае рассыпанные искорки вызывают у не­го мучительные боли и страдания - Миц­ра­им. Подъем же по ступенькам дает ра­дость и успокоение душе. И усиление ра­дос­ти может происходить каждодневно - напри­мер, ког­да накладывают тфилин. В трактате Брахот (30) говорится, что совершив эту заповедь (тфилин), "рабби Ирмия пребывал в бо­льшой радос­ти". Но с особой силой радость ощущается в месяце Нисан, так как в этот период Вверху возникает громадное желание освободить еврейс­кий народ из тесноты Мицраим. Теперь уже страст­ный порыв души, стремящейся освободиться из галута, полу-чает прямую поддер­ж­ку сверху. Потому-то и следует в данный период готовиться с настойчивым воодушевлением - готовиться пойти навстречу желанию, возникшему Ввер­ху. Ибо это наиболее благоприятное время для полного и окон­чательного освобожде­ния.
  
  

ИТРО

   "А весь народ видел громы и пламя, и звук шофара, и гору дымящую­ся" (20,15).
   В своем комментарии Раши говорит, что в момент получения подарка Торы не было среди них (евреев) слепых, не было немых, не было глухих, и они видели громы, которые невозможно увидеть в другом месте.
   Есть заповедь, которая состоит в том, чтобы отдавать когену часть урожая (трума). Мишна Трума говорит о том, что глухой освобожден от этой заповеди, а если он все же сделал подарок, трума, то это ему не засчитывается. В данном случае имеется в виду совершенно глухой, который не говорит и не слышит (глухонемой). Отметим, что тот, кто не говорит, но слышит, или тот, кто не слышит, но говорит, также освобожден от обязанности делать подарок, трума - с той лишь разницей, что если он все же сделал подарок, то это засчитывается ему. Слово трума - можно расшифровать как Тора и мицвот.
   Глухой, который говорит, но не слышит, - под этим может подразу­меваться личность, у которой есть трудности в понимании окружающей объек­тив­ной действительности, т.е. имеется недостаток во внутре­н­нем пони-ма­нии (не слышит - значит, не понимает). Что же касается того, кто слышит, но не говорит, - то здесь подразумевается личность, име-ющая недоста­ток в красноре­чии, влияю­щий на службу Всевышнему. Оба они, тем не менее, вносят какой-то вклад в Тору и мицвот (трума). Однако же, тот, у кого имеются оба этих недостатка (глухонемой), кто совершен-но не слышит и не говорит - то есть не имеет ни знаний, ни понимания, ни способностей к изложению речи - такой не вкладывает свою лепту в Тору и мицвот (т.е. не вносит трума).
   Медицина, которая определенно лечит и глухоту, и слепоту, относится к низшим наукам (как и другие науки). В отношении же Торы, которая является высшей наукой, заметим, что она лечит глухоту и слепоту в духовном смысле. И так как известно, что слепой человек не может быть (к примеру) свидетелем на суде, ибо свидетель обвинения должен видеть, а не слышать, то это настраивает мысль на то, что впрягшись в Тору и изучая ее концентрированно во ИМЯ Божие, - избавляются от духовной слепоты. Такое изучение Торы достигает высоких сфер, в результате чего рождаются ангелы в высоких мирах. И это в отличие от некон-центри­­ро­ван­ного изучения, когда рождаются ангелы в более низших мирах.
   Значит, в результате получения подарка Торы, т.е. в результате изучения Торы во Имя Божие происходит прозрение у слепых, прорезается слух у глухих и голос у немых (Раши 20, 15). Потому что подарок Торы получили все евреи и у каждого есть удел в Торе, каждый выпол­няет заповеди Торы. А есть и такие, кото­рые совершают добрые дела (заповеди), состоящие в том, чтобы прибли-зить отдаленного еврея, по сути совершенно глухого - к Торе. И тогда он мо­жет прозреть от своей глубокой духовной глу­хо­ты (когда он не говорит и не слышит). И значит, такой глухой начнет "говорить" и "слышать". И все это благодаря Торе, т.к. в ней есть такая сила, которая может помочь человеку исправить себя, найти назначение и смысл в жизни. Именно в этом мире, в низшем мире, Тора приобретает особенный смысл.
  

Шавуот

   Праздник Шавуот отмечают в память дарования Торы. Ему предшествует период отсчета омера, состоящий из семи недель (т.е. 49 дней). На этот период приходится семь суббот - а в субботу, как известно, совер-шается важнейшая тшува. Даже сами слова шабат и тшува состоят из тех же самых букв.
   И каждая неделя семинедельного отсчета заканчивается субботней тшувой. А суббота, субботняя тшува, исправляет проступки, совершенные в остальные дни недели. Период же отсчета омера (семь недель очищения) представляет постоянный процесс тшувы и непрерывное восхождение к пику тшувы, достигаемому в праздник Шавуот, который является также и субботой (шабат, тшува) по отношению к семи неделям, семи суб-ботам.
   Миновали 49 дней отсчета омера, и вот на 50-й день, в Шавуот, на пике тшувы, когда достигают высшей святости - 50-й ступени святости - распахиваются 50-е ворота пони-мания (бина), ведущие к сокровенным тайнам Торы. На пути к высшей святости душу человека непрестанно преследует грязь, нечисть (суть клипы), стремясь помешать ему. Окончательно же избавиться от нечисти можно в том случае, когда достигают высшей ступени святости, 50-й по сути. Достигнув ее, вырываются из галута. И тогда душа, став соверше­­н­­но чи­стой, прини­мает Тору с радо-стью, подобно тому, как это произошло на горе Синай в день дарования Торы.
   Когда первый человек, Адам, совершил досадный грех, мир утратил совершенство, потерял целостность. Потом, ввиду этого, было изгнание в Египет. Но тяжкий труд и бедственное положение евреев в этой стране содействовали также их очищению от не­чисти, а это дало толчок для подъема на ступеньку еще более высокую, чем в начале Сотворения мира. И этот подъем про­и­зошел на горе Синай в Шавуот. И когда евреи удостоились высшей, 50-й ступени святости - грязь, клипа была побеждена. Однако в результате тра­ги­че­­с­­ко­го "греха тельца" снова воспрянула грязь-не­чи­сть. По­э­тому теперь от нас требуется громадная ра­бо­та, чтобы привести мир к подъему и цело­стности. Причем подъему еще большему, чем на горе Синай. И этим объяс­няется продо­лжитель-ность галута, тяжкие невзго­ды, являющиеся ценой, которую приходится платить за пол­ное освобождение.
  

МИШПАТИМ

   "И взял Моше крови, и окропил народ, и сказал: вот кровь союза, который заключил с вами Господь обо всех словах этих" (24,8).
   Чтобы сделать жертву животных ка-шерной, нужно совершить четыре вида работ: зарезать животное (шхита), собрать кровь, отнести ее к жертвеннику и окропить жертвенник. Жертвы приносят для того, что-бы аннулировать судебный вердикт.
   Вскоре после того, как евреи вышли из Египта, ими была построена в Синайской пустыне переносная скиния. А также были сделаны предметы Богослужения, в том числе жертвенники: внутренний и внешний. И коганим совершали службу, как-то: на внутреннем жертвеннике совершались воску-рения, а на внешнем - жертвоприно­­ше­­­­ния (животных, птиц и муки). Подобно этому был устроен и святой Храм в Иерусалиме (это уже в царствование царя Соломона). Однако после того, как он был разрушен, все виды служения были отменены, в том числе и жертвоприношения.
   Когда [праотец] Авраам спросил Бога: "Что будет, если Исраэйль согрешит перед То­бою - тогда Ты поступишь с ним, как с по­ко­­­ле­нием потопа и Вавилонской башни?"- то ему ответили, что жертвопри­­но­ше­ния анну­ли­руют судебный вердикт. "Да, - сказал Авраам, - но это только в то время, пока существует Храм. А когда его не станет?" Последовал ответ, что для них (евреев) уже приготовлен порядок чтения о жертвопри-ношениях - взамен самих жертвоприно­­шений - как сказано: "И жертвоприношения - уста прине­сут". И это по сути своей является союзом, подобно сказанному в нашем предложении: "...вот кровь союза...".
   Известно, что тот, кто изучает разделы Торы, посвященные грехоочистительной жертве, хатат, как будто принес жер­т­ву хатат; а кто изучает разделы Торы, посвященные жертве повинности, ашам, тот как будто принес жертву ашам.
   Мишна Звахим говорит о том, что есть жертвоприношения, которые совершают по-дъем вверх, есть бракованные, и есть такие, за которые взыс­ки­ва­ется наказание. Служба когена в святом Храме являлась главной и основной, делающей жертву пригодной, ка-шерной. Однако резка животного, одна из четырех работ, могла производиться и обычным лицом. Такое положение сохраня­лось во времена святого Храма. Но во времена изгнания изменилось многое: нет Храма, нет жертвенников. Зато каждому еврею выпадает воз­можность выполнять работу когена: "и жертвоприношения - уста при­­не­сут". И наподобие того, как Пинхас удостоился своим поступком получить звание когена (Раши, Пинхас), так же, в том же духе и порядке (надо полагать), выпадает воз­можность для каждого еврея получить звание когена: "А вы будете у Меня царством свя­ще­н­ников (коганим) и народом святым". Поэтому евреев называют и считают народом святым. Получается, что каждый еврей может быть удостоен чести называться когеном - удостоиться сделать жерт­ву кашерной, воз-высить ее на должный уровень. Выходит, что, с одной стороны, не суще­ствует Храм и евреи изгнаны в галут, и это очень горько и очень печально; но, с другой стороны, они вы-полняют работу подо­б­ную коганим, причем все, включая левиим и исраэлим, - "и жертво­при­ношения - уста при­не­сут". И мы знаем, что тот, кто изучает разделы Торы, пос-вященные жертве хатат, как будто принес жертву хатат. Здесь мы чита­ем слово "Тора" и, вдумавшись, понимаем, что изучение Торы является громадной и осно­в­ной помощью в Богослужении. И так же, как в галут были посланы все, чтобы собрать тлеющие искорки - в том же духе и порядке, получили важный мандат все: коганим, левиим, исраэлим - огромная армия - для того, чтобы подня­ть­ся на новый уровень в службе своей, отменить судебный вердикт и принести полное ос-вобождение.
   Раби Хия комментирует в книге "Зо?ар": "Моя дорога отличается от вашей; мысль Бога, она глава всего и от этой мысли протянулись дороги и тропинки, чтобы отыскали святое ИМЯ и сделали надлежащие исправ­ления. И от этой мысли выходит райский исто­ч­ник, чтобы все оросить; благодаря этой мысли существуют вверху и внизу, и от этой мысли исходит письменная и устная Тора". "Нет ума, и нет понимания, и нет совета супротив Божьего".
  
  

ТРУМА

   "И сделай светильник из золота чистого; чеканный да сделан будет светильник; бедро его и стебель его, чашечки его, завязи его и цветы его должны быть из него" (25,31).
   "Божья свеча - душа человека". И потому душа должна гореть ясно, чисто, как чистое масло, зажженное на светильнике из чистого золота. Чистую душу сравнивают с чистым золотом. Чеканный - т.е. целостный, сделанный из цельного куска. Все сказанное настраивает мысль на то, что душа должна быть чистой и целостной, как золотой светильник (25, 31). Когда Моше-рабейну затруднился в выполнении работы по соз-данию светильника, то сделал так, как ему сказал Бог - бросил кусок золота в огонь и оттуда вышел целостный светильник (Раши 25, 31). То же самое, в таком же плане и порядке, происхо­дит и с душой. Когда душа в огне, йецер ?а-ра сгорает, как жертва; после этого душа становится чистой и целостной, как золотой светильник. Когда таким образом "плавят" душу, то добиваются высоких целей. Каждая мысль и действие с желанием совер-шенствовать душу не проходят незаметно для Бога. И помощь придет к тому, кто верен Ему, - из огня выйдет золотой чеканный светиль-ник (чистая цельная душа). Опора светиль-ника, расположенного на южной стороне Храма, намекает на теплоту, в отличие от жерт­венника, место которого с северной стороны - холодной стороны, йецер ?а-ра. Чашечки (кубки) - намек на благослове­ние; цветы и завязи - намек на деяния во имя Бога.
   В "Поучениях отцов" (1) говорится: "Сделай себе (в смысле: отыщи для себя) раввина" - такого, как светильник: "И сделай светильник из золота чистого" - со всеми надлежащими каче­ст­ва­ми, который бы из-лучал теплый свет Торы. Там же далее говорится: "И приобрети себе това­ри­ща" - такого, в смысле, чтобы "и стебель его" был бы из светильника, т.е. из Торы.
   Изучающий Тору удостаивается 48 привилегий (там же, 6,6); в числе их услужение мудрецам и при­о­б­ре­­тение това-рищей. И еще говорится: "Ве­ли­че­­ственнее услужение [мудрецам], чем обучение", так как в результате услужения мно­гому учатся.
   Есть мысли, которые постигаются на основе подготовки, на основе приобретенных знаний (потенциала знаний). И есть мысли, которые человек постигает без всякой под­готовки, постигает в результате Божьей щедрости. И чтобы полу­чить эту щедрость, Божье изобилие, следует освятить уста, уши, глаза, обоняние, которые супротив семи свечей светильника. Поэтому нужно следить за устами и ушами - для того, чтобы не произ­но­сить и не слушать плохое, как, скажем, лашон ?а-ра, за обонянием - избе­гать нечистых мыслей, за гла­зами - чтобы бе­речь их от плохого. Поскольку уста, уши, нос и глаза - это семь "свечей", свя­за­н­ных с мозгом (умом, хохма), и они освящают его и вли­я­­ют на мысль. По этому поводу сказано (Псалмы, 111): "Первичная хохма - Бого­бо­яз­нен-ность".
  
  

ТЕцавэ

   "А священные одежды, которые для Аарона, будут для сынов его после него, чтобы в них помазывать и в них уполномочивать их" (29,29).
   Согласно комментариям, священные одеж­ды делают когена главным и важным. Служение в Судный день, аннулирование проступков Исраэйля, осуществляется глав-ным когеном при входе его в Святая Святых. Ни­к­то не может войти в Святая Святых, кроме него: ни обычный коген, не леви, ни исраэли, так как он предостерегается в отношении святости больше других.
   Почему же за главой о жертвоприно-шениях следует глава об одеждах когена? А для того, что­бы сказать этим, что как жертвоприно­ше­ния отпускают (искупляют) проступки, так и одежды коге­­­на отпускают проступки. Руба­ш­ка отпускает проступки кровопролития, штаны отпускают проступки прелюбодеяния, тюрбан очищает от вульгар-ности духа, пояс очищает от помыс­лов желаний сердца, нагрудник - от непра­виль­ного ведения су­дов, эфод очищает от идолопоклонства, ри­за очи­щает от зловред-ного языка, начелок - от на­ха­­льства. Восемь одежд супротив 8 исправ­ле­ний.
   После разрушения святого Храма работу по подобию ко­генов продолжают делать праведники-хахамим, а оде­ждами им служат их действия, речи и мысли, облеченные Торой и заповедями. Им дана мудрость, хохма - ее называют также шэмэн (шэмэн - это масло, которым помазывали ко­генов); а хохму - шэмэн они приобрели в результате таких душевных ка­честв, как скромность и Бого-боязненность, влияющих на святость царства. Полу­чается, что следует прийти к хахаму и открыть ему свое сердце, выло­жить все перед ним с чистым сердцем. И вот тогда хахам по подобию когена (надо полагать) очистит, ибо сказано: "Че­ло­век мудрый очистит".
   Существует ум частный и ум общий. И каждый частный ум получает силу от общего ума, которым владеет хахам поколения, достой­ный руководитель. Воистину заме-чательное дело - увидеться с настоящим праведником, хаха­мом поколе­ния, облада-ющим всеобъемлющим духом и умом. Ибо когда хахам видит человека, глядит на него, то последний получает мощный интел-лектуальный стимул - ум его "вспыхивает", и в ре­зуль­тате этой вспышки человек обретает значимость, важность. Каждый и каждый еврей обладает умом и знанием (в зави-симости от его ступеньки), но сам по себе, без внешнего воздействия, ум его не "вспыхнет" и не "разгорится"; однако же, когда на человека глядит хахам поколения, облада­ющий все-объемлющим умом, то "вспыхи­вает" ум у каждого, в зависимости от его уровня, и тот обретает подлинную, истинную важность.
   Есть у каждого суть духа. И у на-стояще­го предводителя Исраэйля типа Моше есть дух от всех - всеобъемлющий дух, умеющий управ­лять каждым духом - и все впитывают от него дух, который по сути является Божьим духом. И каждый, в зависимости от его ступеньки восприятия сути Божьего духа, сути Божьего пророчества - в зависи­мо­с­ти от этого обновляет Тору.
   Каждый еврей по сути своей управляет. Есть такой, который управляет в доме своем, есть управляющий в более широком аспекте, а есть также и такой, который управляет всем миром. Есть пятидесятиначальники, есть стоначальники и тысяченачальники. Есть власть открытая и скрытая у каждого из них. Есть и такой, у которого нет никакой открытой власти, но есть скрытая власть над всем поколением и даже над всеми пра-ведниками поколения, т.к. все души под его властью и его царством. Однако каждый управляющий обязан следить за тем, чтобы ис­пользовать власть не ради своих личных целей и удоволь­с­твий, а во имя Божье.
   И тот, кто желает принести заработок для себя и для семьи, должен быть дисциплини-рованным под Его руководством, под Его властью. И тем самым он достигает какой-то власти и зара­ботка. И определенное влияние на заработок оказывают во время трапезы. Тем, что едят с Богобоязненностью и святос-тью, тем самым и влияют на зара­боток.

Тиса

   "И Я послал перед тобою ангела, и прогнал Кнаанеев, Эмореев, Хеттов, Призеев, Хивеев и Йвусеев" (33,2).
   "И Я послал перед тобою ангела", чтобы привести в Землю, текущую молоком и медом, - с этим Моше не желал согласиться категорически. И Всевышний пошел ему навстречу, сказав: "Сам Я пойду, дабы успо­коить тебя" (33,14). "Если не пойдешь Сам, то и не выводи нас отсюда" (33, 15), - отре­аги­ровал Моше. Хотя Всевышний пошел на­встре­чу Моше, чтобы его успокоить, одна­ко все, что сказано в Торе, свято. Раз было сказа­но: "И прогнал Кнаанеев, Эмореев....", зна-чит, сказанное Богом свято и должно осу-ществиться .
   Впоследствии эти народы за свои грехи были изгнаны из святой Земли. И раз сказано Им: "И Я послал перед тобою ангела" - значит, свято и должно осущес­тви­ться. И то, что было сказано в предложении (33,2), осуществляется позже, во времена управ-ления Йегошуа (об этом повествуется в книге Йегошуа). В ней приводится разго­­вор между Йегошуа и анге­лом Михаэлем - предво-дителем воинств, который гово­рит: "При­шел помочь тебе, но во времена Моше, учителя твоего, когда явился я к нему (чтобы помочь), - он отклонил мою просьбу, сказав Богу: "Если не пойдешь Сам, то и не выводи нас отсюда". Но в дальнейшем (после Моше) мы видим, что Шехина отдаляется от Исраэйля. Чем шире диаспора, тем больше отдаляется Шехина. По той причине Шехина не возжелала сиять над Исраэйлем (говорит данная глава), дабы не уничтожить его, в то время, когда они, евреи, огорчают Ее, и поэтому лучше пос­лать ангела.
   Были дни, как во времена святого Хра­ма, когда Шехина являла свое присутствие над Исраэйлем. Но в галу­те Ей пришлось снисходить ниже и ниже, до тех пор, пока Она не оделась в клипот - оболочку, кото­рая оказывает влияние через небесную ар­мию и созвездия на все живые существа и растения в этом мире, "так как нет растения, над которым бы не было наверху созвездия, мазал".
   Когда Шехина являла свое присутствие над Исраэйлем (как в Храме), жизненность Исраэйля черпалась по сути своей от внутренней Божественности. Когда же Ше-хина находится в изгнании, то в этом случае жизненное существование Исраэйля может осуществляться посредством клипат нСга - животной оболочки, в которую облеклось присутствие Шехины.
   Мы знаем, что во времена присутствия Шехины над Исраэйлем тот, кто совершал проступок, за который положено наказание карет, уми­рал до 50 лет; тот, за чей проступок полагалось наказание бе-ядей Шамаим, умирал до 60 лет. А впоследствии (после разрушения Храма) мы наблюдаем, что есть немало таких, которые хоть и заслужили эти наказания, однако они не только не умирают, но и живут в свое удовольствие. Более того, преступники, делающие плохое в очах Господа, получают жизненное существо­вание от нечисти, ситра ахара. Человек же обладает правом выбора, то ли ему получать жизненность от клипы, то ли от святости. Таким образом, порядок вещей в мире иной, чем во времена существования Хра­ма. И поэтому ранняя смерть от Бога не обя­за­тельна, и нарушители (грешники) получают возможность продолжения жизни; грешников же при жизни называют мертвецами. Несмотря на то, что Шехина не находится в среде Исраэйля, что печально и обидно, однако этим Бог проявил милосердие к сынам Исраэйля; оно состоит в том, что во времена изгнания, галута довольно часто случается так, что жизнь нарушителей не прерывается, и им дается возможность сде­лать тшуву и служить Богу, проявляя хорошие душевные качества (характе­ристики). И в этом про-является милость Создателя - "в великом милосердии воскре­ша­ю­щий мертвых" (из молитв).
   Перед тем, как был создан данный мир, перед тем, как Благословенный возжелал создать его - был один лишь свет Беско-нечности. И не было места для этого мира. И в результате того, что Он сжал свет Бесконечности к периферии - образовался вакуум. Внутри образовав­шего­ся вакуума были созданы миры. И все миры созданы хохмой (желанием мысли) - "кулам бе-хохма асита". И главное в цели создания ми­ров - произвести открытие Его цар­ства.
   В каж­дом еврее есть буквально часть Божества. И главная Божественность - в сердце. А Божест­вен­­­ность в сердце еврея - она по сути своей Бесконечность. И любовь в сердце - она беспредельна. Но невоз­можно служить, проявляя хорошие душевные качест-ва, с беспредельной любовью к Бесконечнос-ти, так как не останется места для сотворен­ного мира и все вернется к тому, что было до начала Творения. Поэтому Исра­эйль должен огра­ни­чить свет любви в сердце, который беспределен, для того чтобы служить Богу на опреде­ленной ступени, определенными поло-жи­тель­ными душевными характерис­тиками мидот. И таким образом притягивать Шехину - Божес­твенное присут­ствие.

ВАЯКгеЛь - ПКУДеЙ

   "И сделали все мудрые сердцем, исполнявшие работу, скинию" (36,8).
   Не войдет Бог в Иерусалим наверху, пока не будет выстроен Иерусалим внизу. Секрет здесь состоит том, что понимание, бина - это верхний дом, Иерусалим, что наверху; а цар-ство, малхут - это нижний дом, Иерусалим внизу (Ари­, благословенна его память).
   Нет единства вверху, пока не будет построен нижний дом (царство, малхут) - Иерусалим внизу. Тем, что освящают свои мысли, избегая думать плохое, - тем самым создают хорошие качества души и удоста-иваются совершать благодеяния. И этим вы-ражается пол­ное признание царства (малхут) Неба - что по сути исходит от мудрости сердца.
   Настоящая мудрость (в сердце) состоит не в том, чтобы говорить устами одно, а серд­цем быть в другом месте. Не считается хахамом тот, кто говорит умно, а на деле действует иначе и тем самым не приносит пользы, из-за недостатка Богобоязненности в сердце. Это справедливо, например, в отно-шении пророка Билама, у которого отсут-ствует Богобоязненность. "Бойся Бога твоего" - повторяется неодно­крат­но в Торе, а псалом 111 говорит: "Первичная хохма - Бого­боязненность". Значит, главное - это когда имеется в сердце Богобоязненность - царство, которое раскрывается молитвой от сердца. Когда же у человека имеется Божест­вен­ность в сердце, то тогда по отношению к нему не существует (как бы) место в мире, т.к. место мира - в его сердце.
   Бывает так, что человек болен, но ему не помогает лечение из-за дефективности эле-ментов (есть у него 4 элемента: огонь, вода, воздух и пепел), - для лечения требуется большой хахам, чтобы подобрать надлежащие целебные травы, причем подобрать их по месту и времени. А бывает и так, что болеют сильно и терпят большие страдания, и не помогает никакое лечение, ни молитва, ни привилегии праотцев, авот. И даже крик не помогает ввиду потери веры. В таком случае сле­дует стать маленьким в своих глазах, совершенно маленьким в Его царстве, т.к. Бог ­под­держивает маленьких и скромных (псалом 147).
   Главы "Ваякгель" и "Пкудей" много раз читают вместе. Характерность главы "Ваяк-гель" - это построение скинии. А в главе "Пкудей" просматривается служение и при-тяжение Шехи­ны. Когда принимают на себя Богобояз­ненность, то тогда происходит подъем нижнего дома, царства - "И сделали все мудрые сердцем, исполнявшие работу, скинию" - а впоследствии также и подъем верхнего дома - притяжение Шехи­ны.

(????? ????????)

(????? ??)

(???? ?)

(?????)

(??? ?????? ?)

(???? ??? ??)

(??)

(????? ????)

(????? ???)

(???? ?)

(????)

(????? ?)

   ) ?????)
   ) ???? ??????)

(???)

(?????)

(????? ??, ?)

(???? ??)

(????? ?)

(?????)

(????)

(????)

(???? ?, ??)

(???? ?? ???)

(????)

(????? ?)

(????? ??, ?)

(???? ??)

(руах ?а-кодеш - ??? ?????)

(????)

(?"? ?)

(????? ??)

)????? ?)

  
  
   80
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"